1945 г. присоединившийся к правосл. Церкви, в нояб. того же года принявший монашество и 18 февр. следующего года хиротонисанный во епископа Казанского и Чистопольского. Согласно отчету уполномоченного Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю, к 1 янв. 1950 г. в крае действовали 227 приходов (использовавших 79 храмов и 148 молитвенных домов). В епархии служили 247 священников и 14 диаконов, из них 194 чел. были старше 55 лет; в 1948 г. не было совершено ни одной хиротонии. К кон. 1950 г. в епархии служили 224 священника, 15 диаконов, 33 псаломщика. Особенностью адм. манеры еп. Ермогена были частые перемещения священнослужителей: за 1950 г. было произведено 110 перемещений внутри епархии, объездов епархии архиерей не совершал. Наступление гос-ва на Церковь в крае в послевоенные годы осуществлялось в первую очередь через изъятие церковных зданий у приходов, не имевших постоянных священников. В 1949 г. с регистрации было снято 8 общин, пользовавшихся 2 храмами и 6 молитвенными домами, в 1 районе края не было действующих молитвенных зданий. Часть общин, лишенных молитвенных зданий, не снималась с регистрации, верующие стремились арендовать и покупать частные дома, к-рые приспосабливали для совершения богослужений. В 1949 г. уполномоченному Совета по делам РПЦ по Краснодарскому краю поступило 4 ходатайства от верующих об открытии храмов или молитвенных домов, все они были отклонены. В 1950 г. было закрыто 11 церквей. В том же году уполномоченному поступило 9 ходатайств о регистрации правосл. общин, об открытии или о возобновлении прежде закрытых молитвенных домов, всем просителям было отказано. В 1950 г. общины приобрели в собственность 14 зданий, к тому времени 92 прихода имели собственные молитвенные здания. В 40-50-х гг. в Краснодарском крае продолжали почитаться св. источники: вмц. Параскевы Пятницы («Девятая пятница», близ ст-цы Некрасовской Усть-Лабинского р-на), Св. Рука (в Грушевой балке, близ ст-цы Неберджаевской Крымского р-на), прор. Илии (близ ст-цы Куринской Нефтегорского р-на (ныне Апшеронский р-н)).

http://pravenc.ru/text/189631.html

Несмотря на то что жизнь князя поражает обитателей маленькой кавказской крепости своей роскошью, супругам Воронцовым кажется, что они терпят здесь большие лишения. Известие о выходе Хаджи-Мурата застает их за игрой в карты с полковыми офицерами. Этой же ночью жители аула Махкет, для очистки себя перед Шамилем, пытаются задержать Хаджи-Мурата. Отстреливаясь, тот прорывается со своим мюридом Элдаром в лес, где ждут его остальные мюриды — аварец Ханефи и чеченец Гамзало. Здесь Хаджи-Мурат ожидает, что ответит князь Воронцов на его предложение выйти к русским и начать на их стороне борьбу против Шамиля. Он, как всегда, верит в свое счастье и в то, что на этот раз все удается ему, как это всегда бывало прежде. Вернувшийся посланник Хан-Магома сообщает, что князь обещал принять Хаджи-Мурата как дорогого гостя. Рано утром две роты Куринского полка выходят на рубку леса. Ротные офицеры за выпивкой обсуждают недавнюю смерть в бою генерала Слепцова. При этом разговоре никто из них не видит важнейшего — окончания человеческой жизни и возвращения ее к тому источнику, из которого она вышла, — а видят только воинскую лихость молодого генерала. Во время выхода Хаджи-Мурата преследующие его чеченцы мимоходом смертельно ранят веселого солдата Авдеева; тот умирает в госпитале, не успев получить письмо матери о том, что жена его ушла из дому. Всех русских, впервые видящих «страшного горца», поражает его добрая, почти детская улыбка, чувство собственного достоинства и то внимание, проницательность и спокойствие, с которыми он смотрит на окружающих. Прием князя Воронцова в крепости Воздвиженской оказывается лучше, чем ожидал Хаджи-Мурат; но тем меньше он доверяет князю. Он требует, чтобы его отправили к самому главнокомандующему, старому князю Воронцову, в Тифлис. Во время встречи в Тифлисе Воронцов-отец прекрасно понимает, что не должен верить ни одному слову Хаджи-Мурата, потому что тот всегда останется врагом всему русскому, а теперь всего лишь покоряется обстоятельствам. Хаджи-Мурат в свою очередь понимает, что хитрый князь видит его насквозь.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Сохраняя название мюридизма. они стали проповедовать, что для чистоты и утверждения религии нужен газават, что только одна кровь неверных угодна Богу, и можно быть величайшим грешником, но достаточно участвовать в газавате, чтобы попасть в чудные сады рая, в обители Аллаха. Мюриды должны были обвивать голову чалмою-амамед и носить серебряное кольцо на мизинце правой руки. По этому кольцу их узнавали. Однажды в Миссире (Египте) Магомет молился в страшный зной посреди поля. Вдруг он услышал шипение… К нему подползла змея, преследуемая кошкой, и стала умолять пророка спасти её от гибели. Тот спрятал её за пазуху. Но змея и тут боялась своего врага и просила пророка спрятать её в своих внутренностях. Магомет открыл рот, змея исчезла туда. Кошка печально удалилась в кусты. Пророк предложил змее уйти, но та за гостеприимство отплатила ему чёрной изменой. «Я уйду, если ты мне дашь съесть часть твоего тела!» Магомет предложил ей мизинец правой руки. Змея наполовину выползла и впилась в него, но в это мгновение кошка выскочила из засады, вытащила змею и убила её. Пророк погладил кошку рукой — отчего та получила дар никогда не падать спиною, а всегда на ноги. Израненный палец свой Магомет украсил колечком и приказал делать это всем особенно желающим приблизиться к нему. Аргаларский Мулла-Магомет живо понял силу мюридизма, если ему удастся привлечь к нему влиятельных людей Дагестана. Он созвал в цветущий Арагдар всех куринских кадиев и мулл на совещание. Оттуда, в сопровождении учеников, они все отправились в ширванское местечко Курдомир, где жил знаменитый учёный Хаджи-Измаил, у которого добродетелей было больше, чем волос в бороде. Про него рассказывали, что ему стоило поднять руку к небу, чтобы остановить грозу или поманить её, чтобы она разразилась над Ширваном. Хаджи-Измаил тоже сообразил значение нового движения между горцами. Он видел, что мусульманство колеблется и слабеет, кланы, некогда исповедовавшие христианство, не забыли его и по ночам ходили молиться в руины церквей, охваченные цепкой порослью; клялись именами девы-Мириам и св.

http://azbyka.ru/fiction/kavkazskie-boga...

Они обвиняются в двоебрачии и в том, что знали об инсценировке Протасовым самоубийства. Дело осложняется тем, что прежде Лиза опознала найденное в воде мертвое тело как труп своего мужа, а кроме того, Каренин регулярно посылал деньги в Саратов, и теперь отказывается объяснить, кому они предназначались. Хотя деньги пересылались на подставное лицо, именно в Саратове проживал все это время Протасов. Приведенный для очной ставки Протасов просит прощения у Лизы и Виктора и уверяет следователя, что они не знали о том, что он жив. Он видит, что следователь мучает их всех лишь для того, чтобы показать свою власть над ними, не понимая происходившей в них духовной борьбы. Во время суда Федя находится в каком-то особенном возбуждении. В перерыве его прежний приятель Иван Петрович Александров передает ему пистолет. Узнав, что второй брак его жены будет расторгнут, а ему и Лизе грозит ссылка в Сибирь, Протасов стреляет себе в сердце. На звук выстрела выбегают Лиза, Маша, Каренин, судьи и подсудимые. Федя просит прощения у Лизы за то, что не мог иначе «распутать» ее. «Как хорошо… Как хорошо…» — повторяет он перед смертью. Т. А. Сотникова Хаджи-Мурат Повесть (1896–1904, опубл. 1912) В холодный ноябрьский вечер 1851 г. Хаджи-Мурат, знаменитый наиб имама Шамиля, въезжает в немирный чеченский аул Махкет. Чеченец Садо принимает гостя в своей сакле, несмотря на недавний приказ Шамиля задержать или убить мятежного наиба. В эту же ночь из русской крепости Воздвиженской, в пятнадцати верстах от аула Махкет, выходят в передовой караул три солдата с унтер-офицером Пановым. Один из них, весельчак Авдеев, вспоминает, как от тоски по дому пропил однажды ротные деньги, и в который раз рассказывает, что пошел в солдаты по просьбе матери, вместо семейного брата. На этот караул выходят посланники Хаджи-Мурата. Провожая чеченцев в крепость, к князю Воронцову, веселый Авдеев расспрашивает об их женах, о детях и заключает: «А какие эти, братец ты мой, гололобые ребята хорошие». Полковой командир Куринского полка, сын главнокомандующего, флигель-адъютант князь Воронцов живет в одном из лучших домов крепости с женой Марьей Васильевной, знаменитой петербургской красавицей, и ее маленьким сыном от первого брака.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Состав заказов Пермской десятины, носящих название по рекам и селам, довольно подробно определяет территорию восточной половины Вятской епархии. В 1730 году в Пермской десятине насчитывалось уже 16 заказов вместо 14, бывших в 1728г., а именно: Кайгородский, Зудзийский (Вотяцкое село по р. Каме, ныне Вятской губ.), Косинский, Чердынский, Усольский, Пыскорский, Зырянский, 372 Чусовский, Сылвенский, Кунгурский, Верхомулинский (с. Верхомулинское, Пермск. у.), Сергинский, Майкорский, Кудымкорский, Кривяцкий и Обвейского Поречья Рождественский. 373 Вятскую десятину составляли девять заказов, вместо прежних восьми, причем один из прежних заказов успел переименоваться. К бывшим в 1728 г. заказам: Слободскому, Орловскому, Котельницкому, Кырчанскому, Сезеневскому, Сырьянскому и Ошланскому (в нынешнем Нолинском у.) 374 прибавился Вожгальский заказ, а Куринский переименован в Окатьевский. 375 Вятка с особым заказом, по-прежнему, оставалась в непосредственном ведении архиерейских приказов. Приведенных географических данных, кажется, достаточно, чтобы видеть, что вся нынешняя Вятская епархия, кроме части южной её территории, входившей в территорию Казанской епархии, и Пермская по эту сторону Урала, кроме части Осинского уезда, составляли одну Вятскую и Великопермскую епархию. К половине XVIII в. к ней принадлежали города: кафедральный Вятка (Хлынов), Орлов, Котельнич, Слободской, Шестаков, Кайгородок, Кунгур, Соль-Камская, Чердынь и вотчины Строгановых. 376 Урал был естественной восточной границей Вятской и Великопермской епархий; северная её граница проходила с большим наклоном с севера к югу в водоразделе притоков рек Камы и Вятки с одной стороны, Северной Двины и Печоры с другой; западные пределы её не доходили далее бассейна верховьев р. Ветлуги, где сходились Казанская, Нижегородская и Вятская епархии. Южная граница начиналась в бассейне р. Пижмы, затем шла к востоку почти прямой линией, пересекая р. Вятку севернее устья р. Пижмы. Отделив г. Осу на р. Каме к Казанской епархии, она, уклоняясь к югу, через верховья р. Уфы шла к верховьям р. Чусовой, присоединяя Сергинские заводы к Вятской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

«Вы меня этим только оскорбите и нанесете мне вред», – сказал король. «Очень жаль, если так, – отвечал Репнин, – но я должен наконец дать почувствовать на деле гнев ее и. в-ства тем людям, которые пренебрегают собственным благосостоянием». Этим разговор и кончился. «Причин сопротивления князей Чарторыйских я не могу понять, – писал Репнин Панину, – каким образом они решаются испытывать все бедственные следствия, не имея, по моему рассуждению, никакой надежды противиться нашей силе? Мысль о сопротивлении может запасть только в ветреные головы, которые в отчаянии думают найти твердость. Что же касается диссидентской конфедерации, к которой надобно будет прибегнуть в крайности, то гг. Гольцы оказывают к ней склонность и отвечают за прочих диссидентских вождей, но требуют не только войска в тех местах, где будет образовываться конфедерация, но и денег для привлечения и содержания при себе бедного дворянства, которое собственными средствами сделать этого не в состоянии. Конфедерация должна составиться вдруг в один день в четырех местах: в польской Пруссии, в Великой Польше, в Малой Польше и Литве, к которой присоединятся и греки (т. е. православные). Русского войска здесь три батальона, две гренадерские роты куринского полка, один полк карабинер и полк чугуевских козаков. Формального сопротивления и этим войскам я не ожидаю, но отвечать не смею за фанатизм частных людей, соединенный с безрассудным бешенством и пьянством, которым нельзя положить правил. Диссидентов я здесь собрал сколько возможно больше, и подано от них будет прошение; только от всех греков подпишется под ним один белорусский архиерей, ибо никого из них здесь нет, да, по несчастию, и привезти некого: почти все греческое дворянство в такой бедности, что сами землю пашут. Что же касается приискания в случае нужды других вождей нашей партии, то, признаюсь, это дело очень трудное, и теперь ни одного способного человека к этому не вижу, ибо из противников фамилии все сколько-нибудь значительные люди, будучи преданы Австрии и Франции, были нам всегда противны, а теперь еще более противятся по диссидентскому делу».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

369 Ежемесячные сочинения, стр. 206–208; 211–214. Все названные казенные и частные заводы указаны на карте Екатеринбургского ведомства 1734 г., приложенной ко второму тому «Пермского края» Д. Смышляева. Пермь 1893 г. На этой карте, между прочим, обозначены границы Кунгурского уезда, вотчин Строгановых, Соликамского и Чердынского. На карту нанесены не только заводы, села, деревни, но и монастыри в названных уездах, входивших в состав Пермской десятины Вятской и Великопермской епархии. 370 Труды Пермской Ученой Архивной Комиссии, вып. IV, стр. 107. О Сысертских заводах см. Словарь Семенова, IV, стр. 819–820. 371 Труды Пермской Учен. Архив. Ком. вып. IV, стр. 114–115. П. Семенов. Географ, словарь... II, стр. 820 и Карта при исследовании Г. С. Лыткина: «Зырянский край при епископах Пермских. Спб. 1889 г.» 372 Ныне, кроме известной маленькой деревни Зыряновой (Соликамск. у.) на месте Троицкого завода Турчанинова, есть еще село Зырянское, близ Ленвенского (Соликамск, у.); тут некогда были знаменитые соляные варницы Пыскорского монастыря; в 1679 г. варницы отданы московскому Воскресенскому Новому Иерусалиму монастырю, а в 1697 г. они перешли к Димитрию Строганову; в 1772 г. варницы окончательно прикрыты вследствие скудости рассола и ветхости самых варниц (Пермская старина, вып. II, стр. 190 П. Семенов, Географич. словарь. II, 295 стр.). 374 Кырчанское село на р. Вое, притоке Вятки, выше города Нолинска; село Сезеневское на р. Чепце, Слобод, у., с. Сырьянское – Всесвятское, на р. Осетровке, ныне Слободского уезда; на карте у Г. С. Лыткина с. Сырьянское обозначено на р. Каме; село Ошланское на р. Ошланке и Мырнике, Нолинского уезда. Близ села имеется курган, в котором находили старинные железные кольца и сбрую (П. Семенов, словарь III, 739). По р. Ошланке стоит много сел и деревень Нолинского уезда. 375 Опис. Докум. и Дел. Арх. Св Син. XI, 62 и 510. Вожгальское (Вожгала) при р. Быстрице, ныне торговое село Вятского уезда в 61в от г. Вятки; есть дер. Вожгала в Орловском уезде и еще несколько сел и деревень в других уездах с такими же или сродными по корню названиями (Указатель населенных мест Вятской губернии). Село Куринское на р. Куринке, по которой назывался Куринский заказ, переименованный в Окатьев, Котельнического уезда, находится недалеко от с. Акатьева или Окатьева, того же уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Куринской. Водо- и энергоснабжение восстановлено в полном объеме. Проведена очистка 350 домов и подворий, откачана вода из 16 колодцев. Апшеронскому району выделено 15 тепловых пушек для перевода объектов энергетики на постоянное энергообеспечение. В Сочи полностью расчищена автодорога на участке пос. Макопсе – аул Наджиго. Восстановлен автомобильный мост через р. Макопсе, 19 опор ЛЭП и 4 трансформаторные подстанции. В полном объеме восстановлено электроснабжение в пятиэтажном доме в пос. Нижнее Макопсе и водоснабжение в населенных пунктах Макопсе и Наджиго. — При всем этом мы отдаем себе отчет в том, что условия жизни людей в зоне бедствия по-прежнему далеки от нормальных, — уверен глава региона. — Для поддержки пострадавших вчера начата выплата денежных компенсаций на первоочередные расходы – по 10 тысяч рублей. В ближайшие дни мы также выплатим людям еще по 150 тысяч рублей. Кроме того, во всех городах и районах края организован сбор гуманитарной помощи и открыт единый благотворительный счет для сбора средств. Все это поможет справиться с бедой. Также край возьмет на себя восстановление полностью разрушенных домов. Сегодня на повестке дня стоят несколько первоочередных задач: — завершение поисково-спасательных работ. Не должно остаться ни одного человека, пропавшего без вести; — полное обследование пострадавших домов и оценка нанесенного ущерба; — обеспечение всех пострадавших продуктами питания, питьевой водой, одеждой, медицинской и психологической помощью. — восстановление поврежденных объектов здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры; — обеспечение во всех населенных пунктах общественного порядка, чтобы не допустить случаев мародерства; — 100-процентное восстановление транспортного сообщения и всех систем жизнеобеспечения населения. Сергей Шойгу также планирует побывать в селе Кирпичном, после чего в Туапсе пройдет совещание – о мерах по ликвидации последствий стихии. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей.

http://pravmir.ru/v-postradavshie-ot-nav...

Грозный. Церковь Николая Чудотворца в станице Грозненская. Никольская Казачья церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:Между 1899 и 1902. Год утраты:1931 (разрушен) Архитектор:Владимир Иосифович (Осипович) Грозмани Адрес: Республика Чечня, Грозный, Бульварная улица Координаты: 43.313351, 45.689056 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Непосредственным историческим предшественником станицы Грозненской явилась крепость Грозная, заложенная под руководством генерала А.П. Ермолова в 1818 году. Через 3 года у северо-западной стороны крепости возникает Грозненский форштадт, заселявшийся отставными женатыми нижними чинами Куринского егерского полка, маркитантами и ремесленниками. В то время, когда дислоцированные в крепости Грозной войска находились в экспедициях, чеченцы грабили форштадт. Для защиты гражданского населения форштадта в 1839 году вдоль юго-западной стороны крепости устраивается Грозненское военное поселение. В него переводится на постоянное местожительство 154 семьи отставных солдат Куринского полка. Грозненская станица изначально занимала небольшую площадь, близкую по форме квадрату и ограниченную современными проспектами Победы и Орджоникидзе, излучиной реки Сунжи и, вероятно, улицей Никитина. Со временем станичная территория несколько разрослась в северо-западном и юго-западном направлении Главной станичной улицей считалась Бульварная, переименованная в советское время в проспект Орджоникидзе. На Бульварную улицу смотрел пятиглавый казачий собор Николы Угодника, построенный на средства станичного общества. Возле собора находились могилы именитых казаков. В церковном отношении станица Грозненская относилась к 8-му благочинному округу Владикавказской епархии. По данным за 1908 год, станичным священником был Виктор Антонович Паскевский.

http://sobory.ru/article/?object=21405

Русское колонизационное движение (с постройкой храмов) на юго-восток – в Башкирию в первой половине XVIII в. приостановилось, или шло весьма медленно; даже в Самарском районе в 1705 году построена одна только церковь в селе Воздвиженском – Ермакове; в центральном и обширном – Казанском уезде в 1705 или 1706 г. построено только три храма: в Черемышеве (ныне Козмодемьянского у.), Сунгурове и Гурьевском – (Столбищах). При этом нужно заметить, что одновременно с прибылью приволжских храмов мы встречаемся с случаями запустения сел, хотя и единичными. Но несмотря на это, число данных церквей в Казанской епархии в начале XVIII в. достигло значительной цифры – 500. 86 В 1736 г. их насчитывалось уже 610 при 34 мужских и 15 женских монастырях. 87 На увеличение церквей отчасти влияла христианская миссия среди казанских инородцев. В начале управления Казанской митрополией м. Тихона особенную ревность в миссионерском деле проявил ключарь Казанского Благовещенского кафедрального собора Феодор Феодоров, отец знаменитого казанского миссионера нач. XVIII в. архим. Алексия (Раифского). 88 VIII Вятская и Великопермская епархия, составлявшая северо-восточную окраинную епархию Европейской России, потеряв Кукарский уезд, придвинулась к Уральскому хребту. На восточной границе ее, в пределах нынешней Пермской губернии, при Петре I особенно быстро стало развиваться горнозаводское дело. В 1699 г. открыт Невьянский, в 1700 г. – Каменный, в 1704 г. – Алапаевский, в 1716 г. – Верхне-Тагильский, в 1722 г. – Егошинский, на месте нынешней Перми, в 1725 г. – Нижне-Тагильский заводы. 89 Путь из Москвы и Петербурга к новым заводам лежал через Вятскую епархию. Это обстоятельство должно было оживить верховья р. Камы и её притока Чусовой, но за Урал Вятская епархия могла заходить только разве в Чердынском уезде. В 1728 году ее составляли две десятины: Вятская и Пермская, причем каждая из них разделялась на заказы. В Вятской десятине было восемь заказов: Слободской, Орловский, Котельницкий, Кырчанский, Куринский, Сезеневский, Сырьянский, Ошланский; Вятка с уездом представляла собой особый округ и находилась в непосредственном ведении архиерейского казенного приказа; в Пермской десятине было четырнадцать заказов: Кайгородский, Косинский, (Чердынского у.), Чердынский, Усольский, Пыскорский, Зырянский (Соликам. у.), Чудовский (Чусовский?), Сыльвенский, Кунгурский (Соликам. у.), Верхомулинский (Пермск. у.), Сергийский, Майкорский (Соликам. у.), Кудымкорский и Кривецкий. 90 Из названия заказов можно заключить, что состав городов Вятской епархии оставался без изменения, сравнительно с тем, каков был в конце XVII в. 91 Количество церквей увеличилось главным образом вследствие увеличения населения в прежних пределах – в 1731 г. их насчитывалось 283, тогда как по росписи 1700 г. значилось только 181 церковь . Столько же их значится и в 1736 г. при 19 мужских и 7-ми женских монастырях. 92 IX

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

  001     002    003    004