Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [серб. Жичка enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Кафедра в мон-ре Жича близ г. Кралево (Сербия). Ж. е. объединяет приходы и мон-ри на территории Златиборского, Моравичского, Рашского и неск. общин Шумадийского округов Республики Сербии. Правящий архиерей - еп. Хризостом (Столич) , на кафедре с 2003 г. Ж. е. разделена на 15 наместничеств: Гружанское (с. Гружа), Драгачевское (с. Гуча), Жичское (г. Кралево), Жупское (г. Брус), Качерское (г. Лиг), Любичское (с. Коневичи), Моравичское (г. Иваница), Пожегское (г. Пожега), Рачанское (г. Баина-Башта), Студеницкое (г. Рашка), Таковское (г. Горни-Милановац), Трстеникское (г. Трстеник), Трнавское (г. Чачак), Ужицкое (г. Ужице), Црногорское (г. Косьерич), насчитывает 221 приход, 200 священнослужителей (2006). В епархии 34 действующих мон-ря: Жича, Студеница , Градац , Трнава , Рача , Моравци , Ковиле , Овчарско-Кабларские монастыри (Благовештене, Ваведене, Вазнесене, Йоване, Николе, Преображене, Света Троица, Сретене, Успене), Ежевица , Любостиня , Ново-Павлица (см. ст. Павлица ), Каменац , Лепенац , Стьеник , Клисура , Велуче, в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь (близ г. Трстеник, основан в XIV в.), Увац, в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь (близ г. Прибой, известен с XVII в.), Врачевшница, во имя вмч. Георгия Победоносца жен. мон-рь (близ г. Горни-Милановац, XV в.), Руденица, во имя прор. Илии женский мон-рь (близ г. Трстеник, основан в 1410), Вуян, во имя св. арх. Гавриила муж. мон-рь (близ г. Чачак, XVI в.), Волявча, во имя вмч. Прокопия женский мон-рь (с. Бресница, кон. XVII в.), Стубал, во имя св. Параскевы-Петки жен. мон-рь (близ г. Кралево, построен в 70-х гг. ХХ в.), Згодачица, во имя вмч. Димитрия Солунского женский мон-рь (близ г. Кралево, основан в 1980), Плеш, во имя св. бессребреников Космы и Дамиана муж. мон-рь (близ г. Александровац, основан в 1997), Стрмац, во имя св. праведных Иоакима и Анны муж. мон-рь (близ г. Брус, ХХ в.), Руян, во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-рь (с. Биоска, строится); в обителях проживают 211 монашествующих. История

http://pravenc.ru/text/182329.html

По берегу оз. Преспа сохранились пещерные храмы: арх. Михаила в местности Трстенике к востоку от с. Пустеци (Ликенаси) (фрески XIV в., ктитор - иером. Виссарион; в алтаре изображены Богоматерь с Младенцем Христом и «Поклонение Агнцу»; рядом - первомч. Стефан и прп. Симеон Столпник); Пресв. Богородицы Елеусы к востоку от с. Туминец (фрески XIV в., художник - Алексий, ученик изографа Иоанна, ктитор - иером. Паисий; рядом со входом находится фреска с изображением Божией Матери с Младенцем типа «Умиление», внутри - сцены праздничного цикла и фигуры святителей; рядом расположен ансамбль бывшего мон-ря вмц. Марины, 1888); Благовещения Пресв. Богородицы в Црнапеше (фрески кон. XIV в.); свт. Николая Чудотворца в местности Накол к северу от с. Пустеци (остатки росписей предположительно XIV в., записаны в 1840). К памятникам поствизант. периода относятся базилика Пресв. Богородицы в с. Душари (росписи 1610); мон-рь св. Иоанна Предтечи (храм 1632-1634) и 5 церквей с фресками (XVIII в.) - в Воскопое; в совр. с. Виткуки - мон-рь апостолов Петра и Павла (основан в 1708) с ц. св. бессребреников Космы и Дамиана (1736, росписи 1748) и с купольной базиликой апостолов Петра и Павла (1759, фрески 1763-1764, худож. Константин и Афанасий Зографы), а также 5 церквей XVII-XVIII вв., в т. ч. ц. Пресв. Богородицы (XVII в.), базилика арх. Михаила с 9 скрытыми сферическими сводами (1682, росписи 1728), базилики с юж. открытой галереей (вмч. Мины, Благовещения Пресв. Богородицы и вмч. Георгия Победоносца, все XVIII в.); базилика вмч. Георгия Победоносца в с. Шипска (XVIII в.), церкви св. Параскевы и свт. Афанасия Великого в с. Полена; действующие мон-ри свт. Николая Чудотворца в с. Каменица (церковь XVIII в.; новый келейный корпус) и Успения Пресв. Богородицы в с. Бобоштица (реконструкция в нач. XXI в.). Иконописание В музеях К. м. хранятся редкие визант. иконы, ранее находившиеся в храмах на территории епархии. К классическому направлению палеологовской живописи можно отнести образ Божией Матери «Одигитрия» (XIV в.) из пещерной ц. Благовещения Пресв. Богородицы близ c. Голомбочи (Глобочени) (НМСИК). Неск. икон выполнены мастерами касторийской школы («Арх. Михаил», XIV-XV вв.; царские врата с композицией «Благовещение» из ц. Благовещения Пресв. Богородицы близ c. Голомбочи, XV в., обе в НМСИК) и представителями т. н. местного (далекого от столичных принципов) художественного направления («Свт. Спиридон Тримифунтский» из Мборьи, XIV-XVI вв., Нац. худож. галерея, Тирана; икона Божией Матери «Одигитрия» из Малиграда, XV в., НМСИК). Традиционны по стилю иконы XVI - 1-й пол. XVII в. из ц. свт. Николая Чудотворца в с. Бобоштица: Божия Матерь «Одигитрия» (XVI в.), «Вмч. Георгий на троне, коронуемый Христом» (1-я пол. XVII в.; обе в НМСИК). Повышенно экспрессивны иконы из Виткуки «Св. Иоанн Предтеча» (1685; там же) и района Бобоштицы «Прор. Илия на колеснице» (1686; там же).

http://pravenc.ru/text/2458763.html

В монастырской церкви находятся три чудотворные иконы: Пресвятой Богородицы, святого Николая Угодника и святого Нектария Эгинского. Слева от иконостаса находится киот с мощами священноисповедника Досифея Загребского. Возле церкви похоронены игуменьи монастыря. Здесь же находятся могилы видных деятелей Сербской Православной Церкви: Митрополита Загребского Досифея, Митрополита Скопльского Иосифа, Митрополита Будимского Арсения, Митрополита Дамаскина и владыки Будимского Данилы. Адрес: 8, Београд, Сербия Проезд: Монастырь расположен недалеко от центра города Белграда. Телефон: +381 11 3693264 Контакты монастыря Подробнее... Монастырь Велуче [ править править код ] Этот древнейший монастырь был основан в 1377/78 гг. Изначально монастырь назывался Сребрница по названию ручья, протекающего через деревню Велуче. Среди историков нет единого мнения о том, кем был основан этот монастырь. Согласно одной из гипотез, храм является задушбиной деспота Иоанна Бранковича, внука сербского деспота Джураджа Бранковича. Недалеко от монастыря есть целебный минеральный источник. Адрес: Сербия Проезд: Монастырь расположен в одноименной деревне, примерно в 10 км к юго-востоку от Трстеника и в 22 км от Крушеваца, на склонах горы Гоч. В окрестностях расположены монастырь Дренча и Руденица. Телефон: +381 37 736 575 Подробнее... Монастырь Витовница [ править править код ] Монастырь основал сербский король Стефан Милутин в 1291 году после победы над болгарскими мятежниками Дрманом и Куделином. Начиная с XVI века, монастырь достаточно часто упоминается как в сербских, так и в турецких источниках. Игуменом монастыря Витовница был архимандрит Фаддей Витовницкий (Штрбулович). Он упокоился он в 2003 году, а место его захоронения в монастыре Витовницы стало местом паломничества. Адрес: Витовница, Сербия Проезд: Монастырь расположен в десяти километрах к востоку от города Петровац-на-Млави (20-25 минут езды), примерно в 120 км к юго-западу от Белграда. Поездка из Белграда до Петровац-на-Млави займет чуть больше 1,5 ч. Добраться до монастыря можно только на автомобильном транспорте. Неподалеку находится монастыри Ждрело и Горняк.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

Каленички-Прнявор. Монастырь Каленич. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1407 и 1413. Адрес: Координаты: 43.772054, 20.992056 Изменить описание Церковь Введения Богородицы Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь Каленич основан протовестиарием деспота Стефана Лазаревича Богданом между 1407 и 1413 годами. Монастырь является одним из самых красивых монастырей в моравском стиле. Названный в честь длинной река Каленичкой, идущей вдоль южной стороны холма Левац и впадающей в Великую Мораву. Находится недалеко от Трстеник. В течение семнадцатого и восемнадцатого веков несколько раз был опустошен и восстановлен. Монастырь пользуется большим почетом, и в 1815 году из Срема в него были перенесены мощи Стефана Первовенчанного, где они были до 1839 года, когда были размещены в " Царской Лавре Студеница " . Церковь монастыря имеет восьмиугольный купол и трехугольную основу. Фасады типичны для моравского стиля, сделанные из поочередной укладки камня и кирпича, и богато украшенные. Монастырь Каленич является одним из наиболее декоративных монастырей, со многими рельефами, узорами, розетками. Живопись состоит из 1413 фресок работ мастеров и занимают особое место в живописи Моравской школы. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37113

Силы 2-го полка в первой половине 1943 года вели бои с отрядами партизан в районе Пожаревца, Донег Милановца, Неготина и Майданпека. Партизаны совершали нападения из засады и налеты, тогда как силы полка охраняли объекты и вели поиско-разведывательные мероприятия с целью уничтожения и рассеивания противника. Такие бои происходили под Пожаревцем, в самом Неготине, на горе Главчина под Трстеником, в ходе которых было убито и захвачено в плен несколько десятков партизан. В январе 1942 года командир 2-го полка генерал Егоров ушел с должности по болезни и был заменен полковником Мержановым. Во второй половине 1943 года силы 2-го полка продолжали борьбу с партизанами в Восточной Сербии. В оперативном отношении 1-й и 2-й полки были подчинены командованию 704 дивизии Вермахта. Силы 2го полка в 1944 году вели бои как против партизан, так и четников. Партизанские отряды из Черногории и Боснии провели серию нападений на позиции 2-го полка под Доним Милановцем, Биолетиной и Добры. Одновременно четнические отряды совершали нападение на силы 2-го полка с целью захватить оружие и так окружили силы 9-й роты в Майданпеке. Командир 9-й роты обер-лейтенант Волковский по приказу командования взорвал склад боеприпасов и вышел с ротой в Дони Милановац. Впрочем, подобная деятельность четников быстро прекратилась, так как в августе 1944 года сюда пришли новые партизанские части, разбившие и разоружившие четников. На основе Новосадской дружины в Белграде в районе Баницы было начато создание 3-го полка в декабре 1941 года. В марте 1942 года Новосадская 1-я дружина (батальон) была отправлена на усиление 1го полка в Лозницу, а оттуда в рудник Заячу и в село Рогачицу. 1-ая и 5-ая сотни 1-ой дружины 3го полка в Рогачицу отправились после молебна перед иконой святого Андрея Первозванного полученную из Афонского монастыря генерал-майором Артамоновым. В мае 1942 года Новосадская дружина была переброшена в Косово в район Косовской Митровицы, Вучитырна и рудника Трепча. Силы 3-го полка в 1942 году были дислоцированы в Косово в районах Косовской Митровицы,Вучитырна и Звечан, а также в Южной Сербии в районах Кралево и Йошаничкой бани.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/18/russka...

- Что, Андрюха, - подсмеивался молодой бомбардир, - небось, нос повесил, сестрички сивушки, маленькой косушки, негде купить! - Нет, братец, шабаш! - говорил Андрюха. - Эта деревенская потеха таперича делу помеха; как раз пуля турецкая пришибет. - А намедни, братцы, слыхал, офицеры наши толковали, что турки солдат накачивают пред сраженьем, чтобы страху посогнать с них; в атаку без эвтого, значит, никогда не ходят, - продолжал молодой бомбардир. - Может, на турецкую их душу оно и ладно, а по мне, - рассуждал Андрюха, - коли в ногах сила пропадет, да в голове мутно станет, так со мной что хошь твори. - Чего, братцы, толковать, - вмешался в разговор Семен Байдужный, - Андрюха прежде что болтал? Спросишь, бывало: - Ну, Андрюха, как живется, небось выпил? - Выпил, говорит. - Зачем же ты выпил? - Для храбрости. - А таперича заверяет, что коли человеку блажится, тогда он всего страшится и к делу не годится. Я скажу, значит, что Андрюха правду заверяет. - А почему так? - спросил бомбардир. Семен Байдужный был трезвым, хорошим солдатом, и его в батарее всегда отличали от других. Товарищи Байдужного очень любили за его рассудительность и говорили про него, что «как солдат - он млад, да разумом богат». - Потому, значит, пьяный страшится, что в глазах у него двоится,- ответил Байдужный. - Оно верно,- продолжал бомбардир. - А как, брат, не рассказывай, турок все ж не свой брат. - Ну, что ж, нехристь и есть,- говорил Байдужный. - Зверства творят, потому и боязно. - Глупости говоришь. Страха ихнего страшиться не след, - говорил Байдужный. - Смерти что ли боишься? - Не то, что боюсь, а жить желательно, - отвечал бомбардир. - Глупости-то тебе желательно! Коли солдат умирает в сражении и смерть-то завидная. Батарея, пройдя деревню Трстеник, стала подыматься в гору. Казаки скоро наткнулись на турецкую цепь и завязали перестрелку. Стрелковая рота Херсонского полка, подвигаясь вперед, оттесняла постепенно неприятеля. Батарея, снявшись с передков, открыла сильный огонь картечными гранатами. Турки не удержали позиции и отступили в большое укрепление, построенное перед селением Иован-Чифтлик. Перейдя на более близкую позицию, батарея снова стала поражать неприятеля, засевшего в укреплении. Затем Херсонцы своей молодецкой атакой совершенно смяли турок, обратившихся в бегство. Тут уже батарее делать было нечего: стрелять по отдельным кучкам не стоило, а потому нумера у орудий в ожидании дальнейших приказаний уселись полукругом около хоботов. Турки, отступившие за реку Лом, продолжали еще отстреливаться. Вдруг неприятельская граната падает и разрывается как раз между солдатами, сидевшими в кучке около одного орудия. Казалось, что из шести человек должно остаться в живых не более двух, но вот пятеро встают, один только Семен Байдужный лежит.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/03/...

Из всего сказанного ясно, что сатанинские секты крайне опасное для всего общества явление, которое требует безусловной защиты общества от него. Все заявления легальных сатанистов о том, что они не имеют никакого отношения к дьяволу с рогами и копытами и о том, что они не практикуют жертвоприношений, убийств, специальных ритуалов – все это миф. Мы вполне можем сказать, что есть силы, заинтересованные в широком распространении в России не только оккультизма, но и неприкрытого поклонения сатане. По некоторым оценкам число дьяволопоклонников в России достигает 10 тысяч человек. Они могут иметь разветвленную организацию с центром в Москве и других крупных городах и с многочисленными ответвлениями в городах типа Северо-Задонска, Мурома или Гусь-Хрустального. ПЕРСПЕКТИВЫ: «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В АД» Несмотря на вышеприведенные зловещие факты, массовое шествие сатанизма по России только начинается. Но на Балканах, где Православие уже несколько лет пытаются уничтожить военной силой, дьяволопоклонники развернулись во всю ширь. Об этом писала еще в 1994 г. 6) газета «Русь державная» в интервью с доктором-психиатром Вукадином Цветановичем, председателем Югославской ассоциации по борьбе с культами, занимающейся защитой молодежи от деятельности сект, злоупотребляющих религиозной свободой. Среди 30 различных сект, действующих на Балканах, общее число членов которых 10 тысяч человек, – самая мощная организация – «Ordo tempos orientis», или так называемые тамплиеры. Масштаб их деятельности поражает. Если на территории всей Японии всего только два лагеря этой сатанинской организации, то в Сербии их шесть. Доктору Цветановичу довелось вступить в открытое соприкосновение с одной из сатанинских организаций в Сербии, в небольшом городке Трстеник, где существует лагерь сатанистов, общим числом около 300 человек. Он рассказывает: «Они открыто выражают свои верования. В том месте городка, где начинается их территория, они повесили вывеску: «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В АД». На открытой дискуссии с нами присутствовали три их представителя, один из них был под действием наркотиков, они имели на одежде сатанинской символы.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/otrekayu...

Когда это закончилось, я ослабела от этого ужаса и смрада, и почувствовала усталость. А мои сопровождающие принесли какие-то носилки и понесли меня, так что я была между ними. Я больше не видела, куда мы идем. Как будто шли мы по воздуху. И вскоре проснулась на кровати, в своей комнате, точно так же сидя. Я почувствовала, что тело у меня онемело. Холода я не чувствовала. Было девять часов. Солнце было уже высоко. Мама пробовала войти в комнату, но не могла, так как двери были заперты. Стучала, но ответа не было. Дышала я тяжело, как будто меня измотала болезнь. Ни жажды, ни голода я не чувствовала. Следующие два-три дня я едва могла двигать челюстями. Целую неделю я питалась только растительным маслом, так как слышала, что если кто-то не может ничего есть, нужно по чуть-чуть принимать растительное масло». Во всей истории этот пример настолько необычен и редок, чтобы душа вышла из здорового тела. Но это можно объяснить только тем, что такова воля Божья. А что душа выходит из больного и возвращается, об этом есть много засвидетельствованных примеров. Возле Трстеника, в селе Богдане, в ночь с 10 на 11 декабря (по церковному календарю) 1929 года произошел, на редкость, славный случай: Кузнец из Богдане, Михаило Авакумо- вич, встал около полуночи, чтобы обойти вокруг своей кузницы. Ночь была необычно тиха. Часы на церкви в Трстенику пробили двенадцать. Михаило вернулся к себе в комнату. Его жена как раз в это время встала, так как нужно было делать какую- то неотложную работу. Когда Михаило уснул, подходит к нему какой-то молодой человек, лет так восемнадцати, который необычно выглядел, и лицо у него было такое светлое, и говорит: «Мико, пошли, пришел час, Господь приказал». Михаило сразу же пошел за этим молодым человеком, который всегда был с правой стороны от него. Достигли так какой-то обширной поляны. Трава на ней – необычайно красива, и глаза не могут насмотреться на нее. Затем пришли на какое-то место, где было три дороги. Средняя дорога очень красиво украшена мелкими камушками. Левая дорога не была так красиво украшена. Сопровождающий юноша повел меня по средней дороге, и я этому очень обрадовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Ильченко награжден знаком отличия Военного Ордена. МОЛОДЧИНА ЛЕЙБ-ГУСАР 12 октября Тяжело было смотреть на отступление Лейб-Егерского полка после неудачной атаки Телишского редута. Вообще нет картины ужаснее отступления, но на этот раз треть полка ранеными и убитыми осталась на поле сражения; это что-нибудь да значило... Каково было несчастным Егерям, сделавшим все, что только зависело от них, что было в их силах, видеть товарищей, лежащих почти у самого редута в беспомощном состоянии, и сознавать, что спасения им нет. Помочь егерям могла только имевшаяся в отряде кавалерия. Действительно, Лейб-Гусары, Лейб-Драгуны и 5-я Гвардейская конная батарея явились настоящими помощниками в столь трудном деле. Кавалерия тотчас спешилась, выслала цепь вперед, батарея стала на позицию, и отступление Егерей было с этой минуты обеспечено. Кто был в состоянии волочить ноги, тот ушел с поля, но на нем оставались еще такие, которые вследствие тяжелых ран не могли двинуться с места. И тут кавалерия не пожалела себя. Несмотря на убийственный огонь турок, Гусары ездили по полю и собирали раненых. Один молодец вернулся даже в следующем виде: впереди его на луке сидел раненый Егерь, позади на крупе - другой, а третий, более легко раненный, был привязан к лошадиному хвосту. Следовательно, один этот молодчина спас от верной смерти трех своих собратий. Всю ночь продолжали кавалеристы подбирать раненых Егерей. СТРАХА НЕ СТРАШУСЬ, СМЕРТИ НЕ БОЮСЬ, ЛЯГУ ЗА ЦАРЯ, ЗА РУСЬ 19 октября Снявшись с бивуака около семи часов утра 12 октября, 3-я батарея 33-й артиллерийской бригады вместе с 130-м пехотным Херсонским полком выступила по направлению к деревне Трстеник. Казаки держали разъезды. Батарея двигалась ровным и нескорым шагом. Солдатики, идя около орудий, иногда попадали в такую непролазную грязь, что с трудом вытаскивали из нее свои сапоги; сесть же на орудия не позволялось, так как и без того лошадям было тяжело. Но они, привыкшие уже к болгарской грязи, не горевали, а, переговариваясь друг с другом, занимались прибауточками.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/03/...

Подробнее... Монастырь Лелич [ править править код ] По словам святого аввы Иустина Челийского, Лелич с уверенностью можно назвать второй духовной колыбелью сербского народа. Первая – Рас, где родился Святой Савва, а Лелич – вторая, где родился величайший серб после святого Саввы, святой владыка Николай (Велимирович). Лелич – один из самых новых, но одновременно и самых красивых и наиболее благоустроенных монастырей в Сербии. Находится в селе Лелич, неподалёку от города Вальево и монастыря Челие. Мощи святителя Николая Сербского (Велимировича) покоятся в ковчеге у южной стены храма. Адрес: 14205 Валево, Сербия Проезд: Село Лелич находится на северо-восточной окраине плато Лесковац, в 8 километрах от города Валево. Телефон: +381 14 3575135 Подробнее... Монастырь Любостиня [ править править код ] Монастырь находится в удивительном по красоте месте, уединённом, расположившись между двух холмов рядом с горной рекой. После событий Косовской битвы здесь продолжается строительство монастыря, а по преданию над каждым камнем будущей церкви вдова оплакивала своего мужа, погибшего на Косово. Княгиня Милица приняла монашеский постриг с именем Евгения, а с ней постриглась и деспотица Елена (в монашестве Евфимия), так как её муж, деспот Углеша, также погиб со своим войском в сражении, и Елена нашла поддержку при дворе князя Лазаря. Монастырь входит в список памятников культуры Сербии исключительного значения. На протяжении веков монастырь Любостыня оставался духовным и культурным центром. Здесь Евфимия (деспотица Елена) вышила покров из золота и шелка на ковчег с мощами святого князя Лазаря Сербского и изготовила завесы для царских врат, которые пожертвовала Хиландарскому монастырю. Мощи Евфимии и Евгении (блгв. кн. Милицы Сербской) покоятся в соборе монастыря. Адрес: Сербия Проезд: Монастырь находится рядом с городом Трстеник (около города Крушевац). Из Белграда на автомобиле удобнее всего добраться по автомагистрали Белград-Ниш, съезд на (Pojate). На автобусе можно доехать без пересадок, купив билет Белград-Трстеник. До монастыря можно добраться пешком от автовокзала или взять такси.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

  001     002    003    004