– Этот случай Михаило рассказал через девять лет, в присутствии соседа, который был у них в ту ночь. А супруга Михаила Савка уже упокоилась, перед Рождественским постом в 1937 году. Записано 1 февраля 1938 года, в селе Богдане, возле Трстеника. В селе Дубля, вблизи Врнячке Бане, в 1937 году несколько раз повторилось одно событие, которое невозможно объяснить иначе, как только страшным положением, в которое доведена история современных христианских народов. Люди впали в грех , как в некую сферу, как в некую стихию, и грех для них стал намного ближе и привычнее, нежели страх Божий. Хорошо знают ругательства, знают все ругательства, а молитвы ни одной не знают. Только угрожают, только хватают, только судятся, от их алчности потемнела и душа, и праздники, и порядочность, и сербство, и имя вообще. Человек терпит зло от другого человека, и сам, опять же, творит зло. И Бог видит, как зло умножается в людях, и как Бог терпит всех людей и все преступления. В селе Дубля есть молодой человек по имени Мима Яковлевич, по профессии резчик камня. Так как после войны умножились искушения, и так как об этом времени говорят слова из Евангелия «горе тому человеку, через которого соблазн приходит», то есть тем, кто печатает мерзости в газетах, показывает бесстыдства в кинотеатрах, хохочет на улицах, ругается и хулит в селах, и слышит это и трава, и небо, от этих соблазнов разболелась душа Мимы (Момира) Яковлевича. Он не марался грязными делами в своих поступках. Но ругался сильно, и пренебрежительно относился к праздникам, и не боялся Бога. Даже предполагал, что душа и Бог не существуют. И носил на душе этот огромный умственный грех . Впрочем, в своей работе считался честным и трудолюбивым человеком. 12 октября 1937 года Мима работал у предпринимателя Бранка Топаловича, и где-то ближе к вечеру ему стало плохо. Схватил его какой-то озноб, поэтому и пошел он домой. Кое-как немного боролся с ознобом, и вынужден был прилечь, 108 чтобы немного согреться. И вдруг в это время его душа вышла из тела и попала в рай. Огромный луг необыкновенной красоты. На нем растут яблони, ветви низкие. Красота. Мима про себя подумал, что это, должно быть, рай, что ничто другое не может быть таким прекрасным. И пока он все разглядывал, к нему приблизился голос, а кто говорит – было не видно, так как это и невозможно. И слышит следующие слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

     Известно, что Милица обновила и построила множество церквей и монастырей, но самым главным предметом ее попечения стал монастырь Любостиня, воздвигнутый уже после Косовской битвы. Именно в эту обитель она со временем удалилась, приняв монашество, вместе с другими сербскими вдовицами. Обитель была построена у подножия горы Прозрак неподалеку от Трстеника. Главным зодчим монастырского храма стал известный Раде Борович, или, как его еще называли, Раде Неимар . По совету Милицы он украсил монастырскую церковь особой каменной резьбой наподобие прекрасной вышивки. Главный храм обители был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В 1402–1405 годах он был расписан искусной рукой сербского изографа иеромонаха Макария из окрестностей Прилепа. Св. вмч. Лазарь, св. Милица и св. Стефан Высокий. Крушевац      Перед тем как принять монашество, святая княгиня в 1393 году созвала Державный собор, на котором при всех передала власть своему сыну Стефану Лазаревичу Высокому. Патриарх и летописец Даниил III так говорит об этом событии: «Достохвальному Стефану, пришедшему в возраст мужа совершенна, по изволению Божию свыше родительница вручает скипетр, а всеосвященный патриарх все это молитвой и возложением рук благословляет». Вскоре после этого Милица приняла монашеский постриг, получив имя Евгения. Она временно поселилась в монастыре Жупаньевац до завершения строительства Любостини. С ней постоянно была ее родственница и помощница монахиня Евфимия. Монастырь Любостиня. Фото: иером Игнатий (Шестаков)      В 1393 году турки разорили болгарское царство в Тырново, откуда в Сербию прибыл ученый монах Григорий (Цамблак), который при содействии князя Стефана и его матери был поставлен игуменом монастыря Высокие Дечаны. Мать Евгения, несмотря на монашеское делание, иногда покидала свой монастырь для того, чтобы помогать сыну в решении различных вопросов, в первую очередь церковной жизни. Однажды турки ограбили и опустошили Высокие Дечаны. Посетив монастырь в 1397 году и видя бедствия монахов в разоренной обители, монахиня Евгения вместе с сыном восстановила Дечаны и стала таким образом их ктитором. В грамоте, выданной по этому случаю монастырю, она написала: «Прибыв в сей монастырь, в обитель святого короля Стефана Уроша III, и, обозрев прекрасное и пригодное для монашеского пребывания место, видела воистину печальную картину: столький труд и усердие святого ктитора от рук злочестивых народов исмаилтянских был сожжен и полностью опустел». Далее говорится о восстановлении монастыря и пожертвованиях. Свою запись благочестивая подвижница заканчивает молитвой, обращенной ко Господу: «Умилостивись на грехи мои, укрепи детей моих в благоверии и благоденствии, да послужат они во благочестии Тебе, Богу своему, как и господин и родитель их блаженно почивший князь Лазарь». Молитва преподобной матери Евгении свидетельствует о глубине ее смирения. Ей она ограждала и защищала своих детей и весь сербский род.

http://pravoslavie.ru/133069.html

Разделы портала «Азбука веры» 26 Июн 2023 Фото: www.eparhijaniska.rs Липовац (Сербия), 23 июня 2023 г. В субботу 3 июня схиархимандрит Дионисий (Пантелич), любимый старец монастыря Святого Стефана в сербском селе Липовац, мирно отошел ко Господу в возрасте 90 лет. 6 июня в монастыре была отслужена Божественная Литургия архиерейским чином, и совершено отпевание старца Дионисия, сообщает Нишская епархия Сербской Православной Церкви. По сообщению сайта “Iskra.co”, старец, которого многие называют “одним из последних столпов старого монашества и последних духовных чад святителя Николая [Велимировича], епископа Жичского и Охридского”, отошел ко Господу всего через полчаса после причащения Тела и Крови Христовых в праздник святых равноапостольных Константина и Елены. В епархии подчеркнули, что отец Дионисий не только имел более чем 70-летний опыт монашеской жизни, но и ежедневно служил Божественную Литургию. И, несмотря на финансовые и другие трудности, при нем в монастыре успешно осуществлялись восстановительные и строительные работы. Будущий старец Дионисий родился 16 октября 1932 года в деревне Риджевштица близ Трстеника. Многие юноши и девушки, родившиеся и выросшие в общине Трстеник, позднее поступили в монастыри по всей Сербии, в том числе четыре члена семьи отца Дионисия. Сам отец Дионисий поступил в монастырь святого Димитрия в Дивляне в возрасте 14 лет. Он был пострижен в монашество 16 октября 1949 года. В следующем году был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. На протяжении лет отец Дионисий служил в нескольких монастырях и приходах, пока в 1974 году не был назначен настоятелем монастыря святого Стефана в Липоваце недалеко от Алексинац. Старец оставался на посту игумена до 2005 года, а потом вплоть до своей кончины продолжал служить священником и духовником монастыря. 25 марта 2022 года архимандрит Дионисий был пострижен в великую схиму. Источник:  http://orthochristian.com/154084.html Перевод с английского:  Дмитрий Лапа Источник: Православие.Ru Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/otoshel-ko-gospodu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Успенский собор мон-ря Любостиня. Кон. XIV в. [Серб. жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви. Находится на левом берегу р. Любостиня близ г. Трстеник (Сербия). Возведение собора начала серб. кнг. св. Милица на месте, которое она выбрала с супругом кн. св. Лазарем в 1388-1389 гг. Когда после гибели князя в битве на Косовом поле (15 июня 1389) собор был достроен, в Л. поселилась Милица, принявшая монашество, вместе с мон. Евфимией и неск. вдовами погибших воинов, также ставшими монахинями. После османского завоевания Сербии (1459) Л. стала муж. мон-рем. Согласно описи, в 1476/78 г. в ней проживали 9 монахов. В 1516 г. Л. владела 7 домами, ее доходы достигали 830 акчи; при османском султане Мураде III (1574-1595) 4 насельника получали доходы в 1 тыс. акчи; в нач. 30-х гг. XVII в. при 2 монахах доходы составляли 500 акчи, в 40-50-х гг. XVII в.- 700 акчи. Во время великой тур. войны (1683-1699) Л. опустела. В 1732 г. при игум. Арсении в мон-ре действовала монашеская школа. Во время австро-тур. войны в 1788 г. Л. была сожжена, к 1799 г. восстановлена. При подавлении 1-го серб. восстания турки вновь сожгли Л. в 1813 г. (храм остался без дверей, окон, куполов и сводов). Восстановление Л. началось в 1816 г., для этого в течение 10 лет монахи Никифор (Попович) и Арсений (Стефанович) собирали средства. Путешественник И. Вуич сообщал, что в 1826 г. в Л. жили 4 монаха. При поддержке серб. властей восстановление обители завершилось до 1830 г. Приглашенные игум. Иоанникием (Мачушичем) итальянские (возможно, далматинские) мастера изменили изначальный вид храма и звонницы. В 1938 г. по благословению еп. Жичского Николая (Велимировича) братия была переведена в др. мон-рь, а в Л. поселились монахини во главе с игум. Саррой (Джукич). В 1943 г., во время второй мировой войны, по рассказам сестер обители, при невыясненных обстоятельствах были убиты 2 монахини и послушница. В 2015 г. в Л. жили 15 монахинь.

http://pravenc.ru/text/2561054.html

1295), в ц. Панагии Олимпиотиссы в Эласоне (90-е гг. XIII в., зап. часть юж. стены юж. галереи), в ц. св. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320, зап. стена нартекса), в Георгиевской ц. в Старо-Нагоричино (1317-1318; Gerstel. 2003. P. 233); в мон-ре Пресв. Богородицы в Велуче, Сербия (близ Трстеника; кон. XIV в.; юж. тимпан нартекса, сохр. остатки изображения головы ангела); в Преображенской ц. в мон-ре Зрзе (1368/69, в нартексе, на сев. и юж. склонах зап. портала), ц. вмч. Георгия архонта Грамматика в Верии (1380, юж. грань апсиды); в ц. Пантанассы в Мистре (ок. 1428, в зап. трибуне, на зап. стене сев. травеи); в трапезной мон-ря Хиландар (1621, мастер Георгий Митрофанович). В поствизант. период, когда с деяниями арх. Гавриила стали связывать нек-рые сюжеты явлений ангелов, не имевших в Свящ. Писании имен, композицию «Явление ангела Пахомию» иногда стали надписывать как явление ему арх. Гавриила (напр., фреска 1630 г. в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе)). В Др. Руси эта композиция наряду с др. образами аскезы получила распространение в кон. XIV - 1-й пол. XV в. ( Попов. 2014. С. 369) и сохранилась в храмах, возведенных разными заказчиками, прежде всего в монастырских, городских и княжеских обетных церквах. В храмах Новгорода ей отводили место в разных частях: в Успенской монастырской ц. в Волотове - под хорами в сев.-зап. углу (1363, судя по кальке Ф. М. Фомина 1894/95 г. и зарисовке Л. А. Дурново 1921 г.; см.: Вздорнов. 1989. Документация. 164.1-164.3), в Троицком приделе на хорах Преображенской ц. на Ильиной ул. (1378, мастер Феофан Грек) - на зап. стене, в Феодоровской ц. на Ручью - на хорах у входа в Покровский придел (80-е гг. XIV в., не сохр.), в ц. Рождества Христова на Кладбище (Красном поле, 90-е гг. XIV в.) - в люнете зап. стены на хорах. Н. В. Пивоварова отмечает назидательный характер композиции «Явление...»: в Волотовском храме в паре с ней в юж. углу зап. стены написан цикл сцен, иллюстрирующих «Слово о некоем игумене, его же искуси Христос во образе нищего» (под 18 окт.

http://pravenc.ru/text/2579862.html

Отошел ко Господу сербский старец архимандрит Дионисий (Пантелич) Липовац (Сербия), 23 июня 2023 г. Фото: Zlato Necesvki Photography      В субботу 3 июня схиархимандрит Дионисий (Пантелич), любимый старец монастыря Святого Стефана в сербском селе Липовац, мирно отошел ко Господу в возрасте 90 лет. 6 июня в монастыре была отслужена Божественная Литургия архиерейским чином, и совершено отпевание старца Дионисия, сообщает Нишская епархия Сербской Православной Церкви. По сообщению сайта “Iskra.co”, старец, которого многие называют “одним из последних столпов старого монашества и последних духовных чад святителя Николая [Велимировича], епископа Жичского и Охридского”, отошел ко Господу всего через полчаса после причащения Тела и Крови Христовых в праздник святых равноапостольных Константина и Елены. В епархии подчеркнули, что отец Дионисий не только имел более чем 70-летний опыт монашеской жизни, но и ежедневно служил Божественную Литургию. И, несмотря на финансовые и другие трудности, при нем в монастыре успешно осуществлялись восстановительные и строительные работы. Монастырь святого Стефана. Фото: eparhijaniska.rs      Будущий старец Дионисий родился 16 октября 1932 года в деревне Риджевштица близ Трстеника. Многие юноши и девушки, родившиеся и выросшие в общине Трстеник, позднее поступили в монастыри по всей Сербии, в том числе четыре члена семьи отца Дионисия. Сам отец Дионисий поступил в монастырь святого Димитрия в Дивляне в возрасте 14 лет. Он был пострижен в монашество 16 октября 1949 года. В следующем году был рукоположен в сан иеродиакона и иеромонаха. На протяжении лет отец Дионисий служил в нескольких монастырях и приходах, пока в 1974 году не был назначен настоятелем монастыря святого Стефана в Липоваце недалеко от Алексинац. Старец оставался на посту игумена до 2005 года, а потом вплоть до своей кончины продолжал служить священником и духовником монастыря. 25 марта 2022 года архимандрит Дионисий был пострижен в великую схиму. Источник: http://orthochristian.com/154084.html Beloved Serbian Elder Dionisije, spiritual child of St. Nikolai (Velimirovi), reposes in the Lord On Saturday, June 3, Schema-Archimandrite Dionisije (Panteli), beloved elder of St. Stefan Monastery in the Serbian village of Lipovac, peacefully reposed in the Lord at the age of 90. Рейтинг: 9.9 Голосов: 114 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/154436.html

Богородици Хиландарскои; и за успомен тои всечестнога старца Романа своом братом, дарова му Царство ми си светли хрисовул Царства ми, и записа му Царство ми црквь бащину Св. Архангела с треми селии: с Трстником, и с Бежа- ники, и с Тушилом, и селищем, що есть дало било Царьство ми Севастократору Бранку, с Худинами, о чеса есть житье у Бугаре побегл, 26 а под црковь свету Богородицу Хиландарску, и како есть Царство ми иним светим и божественим црквам записало и утвердило хрисовуле, по тому жде образу и снези цркви светои божественное записа и утверди Царство ми Светои Богородици Хиландарскои (следует обыкновенное заклинание)… И сис записа се и потписа и утверди образом и знамением Царства ми в лето 6873 (1365), Индиктиона .г. (3-го), месеца Марта (11) дньоу. † Стефан Урош верни Царь Срблем и Грком. † Повелением Господина Светаго Цара Логофет Деян преручи у Прищине месеца Марта (11) дну. " Сами же Бранковичи, Гюрг (Юрий) и брат его, Влек, сыновья Великаго Севастократора Бранка, Господина граду Охриду, пишут в своем хрисовуле, что они, по просьбе их старшаго брата, монаха, приложили Хиландарю церковь Св. Архангела с селами: Трстеником, Бежаники и Тушилом. Влек же, сверх того, приложил села, прилежащия к Трстенику, именно: Баницу, Врбовц, Щучинце, Мугиваре…» Еще Стефан Душан разделил свое Царство на восемь Воеводств, почтив начальников сих Воеводств разными почестями и санами. Сильный умел держать их в повиновении, но, при слабом сыне его это разделение и усиление власти областных начальников обратилось во зло: Великие Воеводы, пользуясь слабостию своего Государя, стали управлять Воеводствами почти самовластно, и, таким образом, еще при жизни последняго Царя из дому Неманичей, погибли разом плоды усилий прежних Сербских Кралей и Царя Стефана, то есть, Сербия распалась на уделы и, вскоре за тем, терзаемая внутренними усобицами, сделалась добычею сильнаго врага: Урош V убит 2-го Декабря, 1367 года, во время охоты, одним из Сербских властелей, которому он более всех доверился, Кралем Вукашином, на Косовом поле, недалеко от Неродимли.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Монастырь Любостиня Фотогалерея Монастырь Любостиня одно из наиболее значимых мест сербской истории и культуры. Он расположен у подножия горы Прозрак, неподалеку от города Трстеник и относится сейчас к Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви. Обитель расположилась в долине небольшой горной Любостинской реки. Она известна тем, что ее ктитором стала святая сербская княгиня Милица, вдова князя, или, как его еще называют, царя сербского Лазаря, мученика и героя Косовской битвы. Строительство монастыря охватывает период с 1388 по 1405 года. Известно, что княгиня Милица обновила и построила множество церквей и монастырей, но Любостиня стала главным предметом ее попечения. Именно в эту обитель она со временем удалилась, приняв монашество, вместе с другими сербскими вдовами. Есть также предание, что именно в этих местах юная Милица познакомилась со своим будущим супругом и в их сердцах родилась любовь. Именно поэтому монастырь и был назван Любостиня. Главным зодчим монастырского храма стал известный зодчий Раде Борович, или, как его еще называли, Раде Неимар. По совету Милицы он украсил монастырскую церковь особой каменной резьбой, напоминающей прекрасную вышивку. Главный храм обители был посвящен Успению Пресвятой Богородицы. В 1402–1405 гг. он был расписан искусной рукой сербского изографа иеромонаха Макария из окрестностей Прилепа. Сама святая Милица после своей земной кончины была похоронена в обители, и ее мощи пребывают здесь под спудом. На протяжении веков святыня разделяла судьбу своего народа и немало пострадала. После подавления Кочиного восстания в 1788 году турки сожгли обитель. Тогда в огне погибла значительная часть фресковой живописи, и до наших дней дошли только фрагменты. Во время пожара в монастырской стене была обнаружена тайная ризница, в которой Милица спрятала драгоценные реликвии. В разграбленной сокровищнице была и корона святого Лазаря, похищенная турками и находящаяся сейчас в Стамбуле. В 1930-1940-е гг. это был хорошо устроенный женский монастырь, в котором подвизалось до 50 монахинь. Пламень молитвы поддерживается монахинями и в наши дни. Помимо этого Любостиня – памятник сербской культуры особого значения. Ее считают одним из ярких примеров Моравского архитектурного стиля. В притворе храма сохранились портреты князя Лазаря и княгини Милицы, здесь же можно увидеть и изображение их сына святого Стефана Лазаревича Высокого.

http://pravoslavie.ru/140869.html

Мощи святых и чудотворные иконы в Сербии и сербских анклавах на территории самопровозглашенного государства Косово находятся в храмах и монастырях Сербской Православной Церкви. БЕЛГРАД. КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР АРХАНГЕЛА МИХАИЛА . Мощи: КЛАДБИЩЕ ВВЕДЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ : МОНАСТЫРЬ НОВО-ХОПОВО (близ Нови-Сада). Мощи: МОНАСТЫРЬ КРУШЕДОЛ (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»). Мощи: МОНАСТЫРЬ ЯЗАК (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»). Мощи: МОНАСТЫРЬ ГРГЕТЕГ (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора»): МОНАСТЫРЬ БЕОЧИН (Воеводина, заповедник «Фрушка-Гора», близ Беочина). Мощи и икона: МОНАСТЫРЬ ГОРНЯК (ок. 20 км. к юго-востоку от Пожаревца). Мощи: Д. МЕЛНИЦА (ок. 20 км. к юго-востоку от Пожаревца). МОНАСТЫРЬ ВИТОВНИЦА : МОНАСТЫРЬ МАНАСИЯ (ок. 15 км. к северо-востоку от Ягодины, близ Деспотовца). Мощи: С. СЕНЕ, к юго-востоку от Ягодины, близ Чуприи. МОНАСТЫРЬ РАВАНИЦА . Мощи и икона: прп. Ромил Раваницкий (XIV в.), МОНАСТЫРЬ ДРАЧА (9 км. от Крагуевца). Мощи: МОНАСТЫРЬ СВ. РОМАНА (20 км. от Крушевца). Мощи: МОНАСТЫРЬ ЛЮБОСТЫНЯ (ок. 15 км. к юго-востоку от Кралево, близ Трстеника). Мощи: МОНАСТЫРЬ СТУДЕНИЦА (39 км. к юго-западу от Кралево). Мощи: МОНАСТЫРЬ ЙОВАНЕ : МОНАСТЫРЬ ГРАДАЦ (к северо-западу от Рашки). Мощи: МОНАСТЫРЬ ЦРНА-РЕКА (к северо-востоку от Нови-Пазара, близ с. Рибаричи). Мощи: МОНАСТЫРЬ КУМАНИЦА (на границе с Черногорией, у железной дороги Белград – Бар). Мощи: МОНАСТЫРЬ МИЛЕШЕВА (ок. 20 км. к северо-западу от Нови-Пазара, близ Приеполе). Мощи: АРИЛЕ (ок. 30 км. к юго-востоку от Ужице). ХРАМ СВ. АХИЛЛЫ . Мощи: С. ЛЕЛИЧ (6 км. к юго-западу от Валево). МОНАСТЫРЬ СВТ. НИКОЛАЯ (ЛЕЛИЧ) . Мощи: МОНАСТЫРЬ ЧЕЛИЕ (близ с. Лелич). Мощи: МОНАСТЫРЬ ЧОКЕШИНА (30 км. к северо-востоку от Лозницы): Храмы [ править править код ] Список всех храмов Сербии смотрите ЗДЕСЬ . Собор Святого Саввы Сербского (Белград) [ править править код ] Храм Святого Саввы (серб. Храм светог Саве) в Белграде на Врачаре — храм Сербской православной церкви, главный престол которого освящён в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии святого Саввы (1175—1236). Сооружён на месте сожжения мощей святого Саввы оттоманскими властями в 1594 году. Один из самых крупных православных храмов в мире. Именуется мемориальным храмом. Образцом построенного храма послужил собор Святой Софии в Стамбуле.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Серб...

его перевели на Охридскую и Битольскую кафедру. В 1919 г. он учредил ж. «Обзор церквей епархии Жичской», к-рый выходил до 1941 г. (Преглед цркве enapxuje Жичке. Чачак). С 17 нояб. 1920 по 3 июня 1933 г. епархией управлял еп. Ефрем (Бойович) , при нем кафедра до 1931 г. временно находилась в Чачаке, епархия была поделена на 3 протопресвитерства (Чачакское, Рудникское и Ужицкое) и 9 наместничеств (Жичское, Драгачевское, Студеницкое, Моравичское, Златиборское, Црногорское, Пожегско-Арильское, Трстеникское, Гружанское), 149 приходов; действовали 105 церквей, 12 монастырей (Студеница, Любостиня, Жича, Рача, Сретене, Врачевшница, Благовештене, Драча, Велуче, Вуян, Николе и Клисура). В епархии было 25 протоиереев, ок. 100 священнослужителей на приходах, 26 монахов, имевших священнический сан (5 архимандритов, 4 игумена, синкелл, 16 иеромонахов). Численность верующих составляла 397 547 чел. (Там же). 21 июня 1936 г. на кафедру вернулся еп. Николай (Велимирович), при к-ром были обновлены мн. мон-ри, построены новые храмы ( Хризостом еп. Народна зajeдhuцa//Српска православна црква, 1920-1970. Београд, 1971. С. 353). Он основал епархиальный ж. «Жичский благовестник», к-рый выходил до 1941 г. (возобновлен в 1997). Во время второй мировой войны еп. Николай был заключен фашистами в концлагерь, а после окончания войны коммунистические власти Югославии не разрешили ему вернуться на родину. Находясь до смерти (18 марта 1956) в эмиграции, сперва в Великобритании, потом в США, он оставался главой Ж. е., адм. управление епархией осуществляли: в 1941-1947 гг. еп. Злетовско-Струмицкий Викентий (Проданов ; с 1950 Патриарх Сербский), в 1947-1949 гг. еп. Шумадийский Валериан (Стефанович), в нач. 50-х гг. в течение 18 месяцев митр. Скопский Иосиф (Цвийович) , потом еп. Рашско-Призренский Владимир (Раич) , с 1956 г. еп. Будимский Герман (Джорич) , к-рый продолжил управлять епархией и после своего избрания в 1958 г. Патриархом Сербским (основал офиц. издание Ж. е. «Служебный лист»). При еп. Василии (Костиче ; управлял епархией с 20 мая 1961 по 25 апр.

http://pravenc.ru/text/182329.html

   001   002     003    004