Где признаки теперешнего твоего цвета? Где доброзрачность ланит? Где свежесть губ? Где величественная красота очей, сверкающая из под покрова бровей? Где прямой нос посреди красоты ланит? Где на выю свисшие волосы? Где около висков вьющиеся кудри? Где, как лук, стрелами мечущие руки? Где, как кони, скачущие ноги? Где багряница, виссон, епанча, пояс, обувь, конь, скорость его бега, ржание, - все, от чего ныне увеличивается твоя кичливость? Скажи, где в оставшемся здесь то, чем ныне превозносишься, о чем высоко думаешь? Какой сон столько не состоятелен? Какие грезы подобны этому? Какая тень столько слаба и не осязаема, как это сновидение юности, вместе и являющееся и мгновенно пролетающее? Так спросим тех, которые по несовершенству возраста безумствуют в молодости. Что же скажет иной о возмужавших уже, у которых, хотя возраст и совершенный, но нрав непостоянен и болезнь гордости возрастает? Имя такому недугу - надменность нрава; а предлогом к гордости всего чаще служит начальство, и с ним соединенное властительство; потому что, или имея его, страждут сим, или к нему готовятся, или нередко, власть уже прекратилась, но рассказы о ней снова пробуждают болезнь. И где найдешь такое слово, чтобы проникло в их слух, загражденный для гласа проповедников? Кто убедит таких людей, что ничем не разнятся они от показывающих себя на зрелище. Ибо у них надеты: личина и какая-то искусно выработанная и позлащенная багряница, и торжественно восседают они на колеснице, но вместе с тем от таких украшений не входить в них никакая болезнь гордости; но как думали они о себе до выхода на зрелище, такое же расположение сохраняют в душе и во время представления, и после того не скорбят сошедши с колесницы и сняв с себя наряд. Но величающиеся на позорище жизни своею начальническою властью не рассуждают о том, что было не задолго, и что будет вскоре после сего. Как расширяются надуваемые пузыри, так и они пыщутся при громком воззвании глашатая, надевают на себя какую либо чужую личину, естественное положение лица переменяя в угрюмое и страшное; и голос примышляется ими более суровый, к ужасу слушающих делающийся похожим на зверский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/705/...

Для совершения Божественной литургии используются священные сосуды: дискос – блюдо, на котором полагается евхаристический хлеб, а также потир (с греч. «чаша»), в которую наливается евхаристическое вино. При совершении проскомидии дискос покрывается металлической звездицей, представляющей собой две соединенные крест на крест металлические ленты с загнутыми концами. Звездица символизирует звезду, возвестившую рождение Спасителя Иисуса Христа. При Святом Причастии над хлебом и вином используют также металлический веер-рипидион, которым отгоняют мух. Дискос и потир покрывается покровцами и воздухом. Существует два малые воздуха (покрова, покровца) и один большой воздух. Малые воздухи представляют собой матерчатые кресты, квадратная середина которых покрывает верх дискоса и потира, а четыре конца крестов спускаются вниз, покрывая боковые стороны сосудов. Большой воздух имеет вид матерчатого прямоугольника, им покрывают одновременно и дискос, и потир. Большой воздух кладут при погребении на лица священнослужителей или монахов. Для причащения мирян используется ритуальная ложечка (лжица – греч. лабида или тарвада), преимущественно серебряная, лежащая на жертвеннике. Ею священник вливал причащаемуся в рот Святую Кровь (вино), взятую лжицей из общего потира. В IX в. лжица стала символизировать Святой Дух, посредством которого причащаемый получает Тело Божье (просфору), природу святого ангела, отчего первым узнает секретный божественный напиток – руку Божью, которая из праха создает человека (см.: пресуществление). Для разрезания и вынимания поминальных частиц из просфор используются большое и малое копие – особые ножи копьевидной формы. Большое копие применяется как нож для Святого Хлеба (см.: Агиос Артос), а малое – для вынимания частиц (меридес) (см.: пиксида, антидор). Для отирания губ причащающихся, а также для отирания потира употребляют платы, то есть платки, обычно красного цвета. Каждение совершается при помощи кадильницы (кадила). Кроме того для фимиама использовали керамические или металлические курильницы в виде сосудов с резными стенками. Кадильница старинной формы называется кацея, кация (от греч. «тигель») и, в отличие от кадила, имеет горизонтальную ручку, а не подвесные цепочки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

События в Пекине 1 при падении Минской династии (заимствовано из современных событиям документов) История событий в Пекине здесь излагаемая начинается с того времени, когда мятежник Ли-цзы-чэн, объявив себя князем в Си-ань-фу, 2 оканчивал свои завоевания в губернии Шань-си и направлял свой путь к губ. Чжи-ли, имея в виду взять столицу. Это происходило в начале 3-й луны 17-го года царствования последнего Минского государя Чун-чжэн (1644 года по Рожд. Христ.). Возмущения, заранее происходившие в разных концах Империи, требовали особенной бдительности и усилий правительства; но государь, которого едва ли не единственным недостатком были излишняя доброта и кротость, слабо смотрел за окружающими его престол вельможами и часто не мог видеть дел в настоящем их виде из-за темного покрова, которым недостойные, но любимейшие сановники закрывали ему глаза; даже в то время, когда мятежники овладели областным городом Чжэн-дин-фу 3 и находились от столицы на расстоянии только 300 кит. верст, все молчали об этом и государь уже после узнал об этой потере. Поэтому Двор не слишком беспокоился и смотрел на дела в уменьшительное стекло; но тем тревожнее было его пробуждение, когда надо было действовать решительно и смело, когда опасность была пред глазами. 1-го числа 3-й луны 4 взбунтовались войска, находившиеся не далеко от столицы в округе Чан-пин-джэу, к войску присоединились бродяги и они огнем и мечем производили опустошения; дома чиновников и простолюдинов обращены были в груды пепла, жители ближайших мест искали спасения в бегстве. Близость места возмущения и неожиданность этого переворота требовали надежных мер для обезопасения столицы; потому прежде всего прибегли к строгому караулу и дозору, а также к приготовлению войск, бывших под рукою. Между тем некоторые из верховных сановников стали представлять государю о необходимости отправить наследника престола в южную столицу, для дальнейшей безопасности царствующего Дома, дав ему, неопытному в делах государственных, важнейших сановников для руководства. Эти представления повторены будут неоднократно и мы увидим в последствии какого мнения держался государь касательно этого предмета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Итак, приступим к исследованию. Фотография Императрицы, которую использовали художники, имеет явные признаки ретуширования [левая фотография — ретушь, правая — без ретуши]. Признаки ретуширования особенно хорошо заметны в области кончика носа. Поэтому я решил использовать эту же фотографию, но без явной ретуши. Копию ее мне прислали из ГАРФа. Видно, что голова находится в вертикальной позиции, немного повернута в нашу сторону. Художники правильно выбрали точку — центр наружного слухового отверстия (ну, понятно, где она находится), совпадающую с точкой вершины котелка уха, и неправильно точку nasion (вот она прописана латиницей). Так как на профильном изображении вот эта точка nasion, на изображении головы соответствующей ей точки нет. В результате лобная часть у художников оказалась практически без мягких тканей, как вы видите. Знай художники, что толщена покрова у человека на лбу не 1 мм, а 6 мм, и поверни они череп немного против часовой стрелки, то все бы совпало. На этой томограмме вы можете увидеть, каким образом распределяются мягкие ткани на черепе. То есть видите, есть определенная толщина в лобной области, но это художники не учли. 1. Контур чешуи лобной кости точно соответствует контуру лба. 2. Верхний край глазницы находится на уровне брови. 3. Направление края глазницы соответствует направлению края верхнего века. 4. Корни носовой кости конгруэнтен контору корня носа. 5. Точка субспинале и подносовая точка находятся на одном уровне. 6. Край нижних резцов соответствует точке смыкания губ. 7. Зубно-альвеолярный контур точно соответствует контуру нижней губы. 8. Надподбородочные точки черепа и лица находятся на одном уровне. 9. Контур подбородочного бугра конгруэнтен контуру подбородка. 10. Наружное слуховое отверстие соответствует козелку уха. 11. Контур заднего отдела черепа близок к контуру прически. Существенных отличий при сравнительном исследовании выявлено не было. Вывод, исходя из результата, может быть только один: череп 7 принадлежит последней русской Императрице Александре Федоровне.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/13/...

Удивительно встретить в глуши это изящное и выдержанное произведение Александровского классицизма, этот оригинальный образчик зарождающегося русского Empire-a. Владелец усадьбы, строитель этого прекрасного храма, несомненно, обладал высокоразвитым художественным вкусом. Явное тому доказательство даже не сам храм, не его внешность, а то, что находится внутри. Храм обладает на диво скомпонованным иконостасом кисти высокоодаренного художника В.Л.Боровицкого. Редко приходится видеть такую гармонию, которую встречаем здесь, в удивительной согласованности внешности и внутренности храма. Очень просто и нежно обработанный внутри карнизами и поясами и весь окрашенный в белый цвет, храм залит весь обильным светом, широко льющимся со всех сторон из четырех рядов разной величины и формы окон. Внимание сразу приковывает иконостас. Весь нежный, мягкий по тону и воздушный, он чарует своим изяществом и согласованностью форм. Тонкая, идейная живопись ярко и выпукло выступает, обрамленная нежной резьбой, на фоне удивительно скомпонованного иконостаса. Изысканное сочетание белого с золотым, выисканность пропорций общего и пятен, мастеская лепка резьбы и выдержанность художественного ансамбля делают иконостас редким произведением искусства, который мог бы послужить лучшим украшением любого столичного музея. Совершенно особую и исключительную ценность придает ему удивительный, цельный ансамбль из 26-ти подлинных икон – одной руки, не тронутых поздними поправками и не утративших от времени своего чудного колорита. Сильный и проникновенный в области религиозного творчества, В.Л.Боровиковский в каждую икону Романовского иконостаса вложил удивительную экспрессивность одухотворенных лиц. Из книги Ф.Ф. Горностаева " Дворцы и церкви юга " , серия " Культурные сокровища России " , выпуск 8. Издательство товарищества " Образование " . -  Москва, 1914 г., стр. 84-85 " Сильный и проникновенный в области религиозного искусства, выдающийся талант, художник-портретист Владимир Лукич Боровиковский, произведения которого достаточно известны, написал целый иконостас, состоящий из двадцати шести икон. Иконостас находится в Покровской церкви села Романовки Мглинского уезда, Черниговской губ. и мало кому известен. Между тем, он представляет высокую художественную ценность и доставляет истинное художественное наслаждение своей экспрессией, замечательной тонкостью письма и колоритом. К сожалению, разрушение уже коснулось этих изящных полотен и многие из них удручают своим непоправимым видом " .

http://sobory.ru/article/?object=07456

С сер. XIX в. монастырские угодья постепенно расширялись за счет пожертвований (1844, 1861) и покупки (1845) земли. Ко 2-й пол. XIX в. земельные угодья мон-ря составляли: в 1874 г.- 174 дес., в 1900 г.- 170 дес. (106 дес. лугов и 64 дес. леса). В собственность З. м. с 1844 до 1915 г. были отмежеваны 101 дес. 70 кв. саж. (пожни Лукище и Теребитово), 148 дес. 445 кв. саж. в Котовицкой даче и 49 дес. в Никольской вол. по духовному завещанию купеческой вдовы М. А. Денисовой. Всего земельные владения к 1915 г. составили 307 дес. 1709 кв. саж., из них 8 дес. 694 кв. саж. были под монастырскими постройками, садом, кладбищем и огородами. 94 дес. 646 кв. саж. в дер. Мостищи Новгородского у. относились к приписной Лазаревской ц. Огороды обрабатывались сестрами, покосы сдавались в аренду. З. м. обладал также значительным капиталом (187 499 400 р.). Его доходы составили в 1867 г. 8851 р., в 1874 г.- 10 351 р. (без окладной суммы - 9946 р., расход в том же году - 9887 р.). В Новгороде мон-рь владел каменной 2-этажной часовней в Никольской слободе (построена ок. 1831, сохр.). На участке, пожертвованном чиновником Михайловым (совр. адрес: Ильина ул., 24), ок. 1840 г. была сооружена обширная усадьба с 3 домами. Квартиры сдавались внаем, и доход от их аренды только в 1858 г. составил 1 тыс. р. (2 каменных дома сохр. и используются под жилье). Деревянный одноэтажный дом по Тихвинской ул. (построен ок. 1860, не сохр.) арендовала купеческая вдова Амосова. 1918-1989 гг. В 1918 г. в общине было ок. 150 сестер. 3 февр. 1919 г. с «коллективами верующих» Лазаревской и Симеоновской церквей был подписан договор, храмы стали приходскими. В 1920 г. отдел юстиции Новгородского губисполкома указал «на недопустимость дальнейшего оставления монашествующих в столь значительном количестве» в З. м., монастырские постройки занял Бологовский караульный батальон. Попытка сестер организовать в З. м. сельскохозяйственную молочную артель не увенчалась успехом. В июне 1922 г. Новгородским губ. революционным трибуналом были осуждены за «укрытие церковных ценностей» 79-летняя игум.

http://pravenc.ru/text/199663.html

Старание в работе подогревалось ожиданием совместных игр: надо было не отстать от подруг, чтобы одновременно перейти к развлечениям. Справившись с пряжей, пили чай. «Старуху заставляли печку топить, картошки варить. А потом играть примемся всяко: и в «клетки», и в «уголки», а то в «лягушки» на улице. В куклы тоже играли; прежде девчонки как-то долго куклами играли. Идешь на посиденку, несешь прялку и везешь повозочку с куклами. У меня, как сейчас помню, чуман был. Веревочку подладишь и везешь. Так ить что ночи-то почти што не спали, только на воскресенье и уснешь». В обществе ровесниц трудоемкая, утомительная работа проходила веселее, становилась доступнее, а развлечения ее придавали посиделкам и заманчивость. В некоторых селах Поморья отмечены отдельные беседы девочек-подростков (13–15 лет), начинавшиеся с Покрова. Проходили они здесь обычно в бане. На посиделках подростков допускались игры и песни, но мальчики на них никогда не приходили. М. Громыко Девичья честь (девичья невинность) Сохранение девушкой до замужества девственности. Считалась одним из важнейших нравственных устоев. Добрачные связи решительно осуждались. Если такое и случалось, то как исключение, и всегда и повсеместно встречало отрицательную оценку общественного мнения деревни. «Потеря девственности считается большим грехом», – написано в ответах на программу Тенишевского этнографического бюро из Ростовского у. Ярославской губ. (Карашская вол.). Если же такое все-таки случалось, и рождался внебрачный ребенок, то в течение года после его рождения грешницу «в большей части здешних селений» не пускали на беседу. Да и по истечении года другие девушки «чурались дружить с ней», опасаясь, что и про них может пойти дурная слава. Ее могли вывести из беседы со словами: «Тебе, родихе, здесь не место». «Честность обязательна для всякой невесты, – свидетельствует текст из другой части этого же уезда (Ильинская вол.). – Бросовые девушки встречаются крайне редко. Они хотя и выходят замуж, но за старых или за очень бедных вдовцов, парни на них не женятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При игум. Амвросии II († 1858) были проведены масштабные ирригационные мероприятия: перед воротами и оградой Д. м. сделана насыпь, укрепленная камнем, вбиты сваи в берег реки для предотвращения обрушения Никольского храма, устроена плотина. На средства купца М. М. Григорьева из г. Козлова (ныне Мичуринск) Тамбовской губ. был перестроен и поднят на высокий каменный фундамент настоятельский дом. В 1857 г. было приобретено 100 куб. саж. камня для укладки в набережную р. Вязовни. К сер. XIX в. Д. м. принадлежал к числу самых благоустроенных в епархии, что отмечали и паломники, и церковные власти. Посещая мон-рь в 1859 г., архиеп. Рязанский Смарагд (Крыжановский) также отмечал «благолепие» построек. К 1914 г. помимо храмов в Д. м. имелось 2 братских корпуса под железной кровлей: каменный 2-этажный (перестроен из ДУ на месте разобранной Вознесенской ц.) и 2-этажный с деревянным верхом и каменным низом; деревянный настоятельский корпус на каменном фундаменте, различные постройки, баня, сторожка (1913), колодец, сад, огород. Мон-рь был огражден плотиной со стороны реки и каменной стеной в 158 саженей в периметре с 2 круглыми башнями под металлической кровлей. Внутри ограды находилось братское кладбище, огороженное в 1907 г. балясником. Постройки мон-ря занимали ок. 1 тыс. саж. земли. Первыми вотчинными владениями Д. м. стали станицы и заставы на мысе, устроенные в сер. XVII в. вблизи обители кн. М. И. Воротынским, перешедшие в собственность мон-ря при боярине Никите Романовиче Юрьеве, воеводе Данковской крепости во 2-й пол. XVII в. При игум. Варсонофии (после 1648) Д. м. владел 40 четв. земли и покосами - 80 копен. По переписи 1646 г., при мон-ре значилось 30 крестьянских дворов с 54 крестьянами. По окладной книге 1676 г., мон-рю принадлежало 20 четв. земли и сенных покосов 20 копен, 9 дворов крестьянских и бобыльских с 29 чел., полагалось «шестнатцеть алтын четыре денги, а прежние дани было три алтына две денги». Мн. благотворители завещали для вечного поминовения на пользу обители большие земельные участки.

http://pravenc.ru/text/171349.html

Киприян писал, что в Верхотурье многие старицы в мире жили, постригшися от мужей своих, и он поговоря с вами и с Верхотур. посадскими людми, за острогом поставил храм во имя Преч. Богор. Покрова, и устроили девичь м-рь вновь”. В 1646 г. в нем вместо ветхих строений были воздвигнуты церкви Покрова и Усекнов. главы Иоанна Предтечи, а также и кельи, но вскоре сгорели, почему в 1651 г. велено построить новую церковь из казенной житницы, стоявшей пустою у водяных ворот. Упразднен в 1782 г. “Ист. Росс. Иер.”, III, 532; Ратшин, 438; Фишер, “Сибир. ист.”, 305; Мозель, “Перм. губ.”, II, 740; “Спис. насел. м. Перм. губ.”, в обозрении, “Акты истор.”, 103 (Ц. гр. 1621 г. о назнач. земель Верхотур. м-рям и о составл. им описей) 247 (Ц. гр. 1645 г. о досмотре церковн. и друг. зданий в м-ре и о составлении сметы на починку зданий; в 1628 г. игум. Анисья; в 1645 г. нгум. Ироида); IV, 9 (Ц. гр. 1646 г. о возобновлении зданий в м-ре), 48 (Ц. гр. 1651 г. о возобновлении м-ря и о пожалов. церков. утвари; игум. Марья); IV, 75 (грам. на построение церквей); Чупин, “Географ. словарь Перм. губ.”, 265; “Памят. кн. Перм. губ. на 1863 г.”, Отд. II, 52; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.”, 1854 г., X, Отд. II, 23 (описание церкви и быв. монастыря); Строев, “Спис. иер. и настолт.”, 949, 9; “Дополн. к Акт. истор.”, X, 75 (Акты 1683–1700 г. о строении городов; стр. 318, в 1692 г. м-рь сгорел, но велено его вновь строить); XI, 96 (Гр. 1684 г. о построении церкви; игум. Марфа); “Русск. истор. Библиот.”, II, 396, 1–9 (цар. грам. 1622 г. об оказании м-рю вспомоществования деньгами, землею и рыбн. ловлями). 373. Покровский , женский, общежительный в заштат. гор. Баре, Подольской губ., Могилевского у., в 75 вер. к сев. от Могилева, при р. Рове. Он первоначально был мужским и учрежден в 1838 г. их бывшего здесь базилианского монастыря. В 1881 г. переобразован в женский. “Памят. кн. Подольской губ. на 1859 г.”, Отд. 1,19; “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1881 г., 90, ст. 598; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1852 г., 87 (надел.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

784. Добрый – Покровский – Зачатейский – Богородицкий, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Калужской губ., Лихвинского у., в 10 вер. к сев. от Лихвина по дороге в Перемышль, на правом берегу р. Оки. Полагают, что основан в XIV ст., но несомненно существовал в XV ст. и, как кажется, был основан кн. Иоанном Юрьевичем Одоевским, жившим в 1477 г. В нем находится чудотворная икона Покрова Богородицы, которая ежегодно приносится в Лихвин, где ей служатся молебны. Архиман. Леонид, “Опис. Лихвинского Покров. Доброго м-ря», помещено в “Чтениях И. Общ. ист.», 1875 г., IV, смесь, 104–159; “Ист. Росс. Иер.», IV, 40 (с грамот.); VI, 989; Ратшин, 111; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 176; “Опис. монаст.», 1817 г., 37; “Топогр. опис. Калуж. наместн.», 40; Спасский, “Книга Больш. Черт.», 114; Попроцкий, “Калуж. губ.», II, 540; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г, 212; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1857 г., 105 (надел. землею 150 десят.); “Калуж. губ. в.», 1846 г., 10 (топогр. опис. г. Лихв. и его у.); 1848 г., 31 (в примеч., кратк. ист.); 1850 г., 1 (кратк. опис.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 573, 2; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 345 (в 1700 г. имел крест. 134 двор.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. владел 1.339 душ. крест.); 1862 г., II, Отд. 1, 65 (грам. 1614 г. игум. Ионе на вотчину), 81 (архим. Варсонофий 1672 г., Иоасаф 1690 г., игум. Гавриил 1781 г.); 1863 г., I, Отд. 1, 166, в примеч. (основан в 1477 г.); 1865 г., IV, смесь, 17 (Обозр. рукоп. и старопеч. книг); 1871 г., IV, Отд. 1, 45 (архим. Варсонофий в 1677 г. свидетельствовал мощи Вел. кн. Анны Кашинской); 1874 г., I, смесь, 176 (архим. Иоасаф, с 1699 г. настоятель в Высокопетров. м-ре); 1877 г., II, смесь, 108 (в 1670 г. вместо игумена определен архимандрит); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 2, прилож., LXVIII, XVIII (в 1678 г. имел 134 двор. крест.); VII, 98 (в 1727 г. от него отписан Гремячев м-рь, приписанный в 1724 г.), 325 (архим. Павел был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1209 (межевая книга 1693 г. вотчин. земель м-ря в сельце Добриньском с деревн. Свабоцкого и Черепецкого станов); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 146, 1 (освидетельств. мощей св. Анны, кн. Кашинской, в 1677 г. архим. Варсонофием); “Памят. кн. Калуж. губ. на 1861 г.», 291 (кратк. свед.); на 1873–74 г., прилож., 1–16 (подроб. опис. м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010