В сер. XVIII в. В. м. был обнесен каменной оградой с 2 воротами и 4 башнями. В описях мон-ря XVIII в. упоминаются каменные 3-этажные настоятельские и 4 каменные братские кельи. К нач. XIX в. сохранились настоятельский корпус и «остатки второго каменного корпуса, служившего помещением для братии». С 1-й четв. XVII в. мон-рь владел двором в кремле Владимира. 1922-2005 гг. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей у В. м. были конфискованы мн. предметы утвари. Постановлением губ. комиссии по ликвидации мон-рей и переучету церковных ценностей 14 апр. 1923 г., как и др. обители губернии, был закрыт, но в обращенном в приходской Никольском храме до кон. 20-х гг. совершались богослужения. Бывш. насельницы жили близ мон-ря, мон. Евпраксия ( 1980) несла старческое служение. 27 сент. 1937 г. на Бутовском полигоне был расстрелян служивший в В. м. прот. Сергий Сидоров. В 30-80-х гг. постройки мон-ря принадлежали колхозу, в Никольском храме размещались магазин, пекарня. В 1992 г. полуразрушенные здания В. м. стали подворьем суздальского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря . В 1993 г. В. м. был открыт, старшей монахиней назначена насельница Покровского мон-ря Евфимия (Ромашова), 1 апр. 1999 г. утвержденная настоятельницей обители. В янв. 2005 г. в мон-ре жили 12 насельниц. Восстановлены холодный Никольский, теплый Сергиевский и надвратный Покровский храмы, келейный корпус, 2 башни. Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 314; Ф. 281; Ф. 1209. Оп. 1. 73. Л. 5; РГБ ОР. Ф. 256. 52; ГА Владимирской обл. Ф. 556; Ф. 567. Оп. 31, 43, 45; Р-357. Ист.: АФЗХ. Вып. 1, 3; [Опред. Св. Синода]//ЖМП. 1999. 5. С. 12; Частное строительство в Москве и Подмосковье. М., 2003. Т. 1. 491. С. 432-434. Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 608-609; Ч. 6. С. 648-649; Тихонравов К. Н. Упраздненный Волосов мон-рь//Владимирские ГВ. Ч. неофиц. 1856. 14. С. 110-111; он же. Синодик упраздненного Волосова мон-ря//Там же. 1861. 26. С. 107-108; он же. Церкви упраздненного Волосова мон-ря//Там же. 1869. 42. С. 99-101; Упраздненный Волосов мон-рь//Владимирский сб.

http://pravenc.ru/text/155175.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Восторгов. Икона. 10-е гг. XXI в. Евдокимович Восторгов (21.11.1875, с. Никологоры Вязниковского у. Владимирской губ.- 1.02.1930, Соловецкий ИТЛ), сщмч. (пам. 19 янв., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи псаломщика. Окончил земскую школу в Никологорах. В 1885 г. поступил во Владимирское ДУ, но, не доучившись год, по бедности был вынужден оставить обучение. Был принят послушником в Евфимиев суздальский в честь Преображения Господня мужской монастырь . Через 3 года перешел в Благовещенский Семибратский мон-рь в г. Вязники (ныне вязниковский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь ), где был послушником 2 года, после чего поселился в Боголюбском в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери (Рождества Богородицы) монастыре . Вскоре покинул Боголюбский мон-рь вместе с иером. Сергием (Меморским), назначенным настоятелем Свято-Введенской Островной пуст. на Вятском (Введенском) оз. близ г. Покрова Владимирской губ. Полтора года Н. был келейником и секретарем игум. Сергия (Меморского), вел в Свято-Введенской Островной пуст. «секретарское, экономическое-расходническое и распорядительное» дела. В пустыни Н. был певчим, нес клиросное послушание. В марте 1897 г. Н. обвенчался с Татьяной Покатовой, дочерью почившего псаломщика Горицкого погоста Муромского у. Владимирской губ. Был назначен на его место в Николаевскую (Покровскую) ц. 4 февр. 1915 г. перемещен псаломщиком к Спасскому храму соседнего с. Дедова, был рукоположен во диакона к этой церкви. В апр. 1927 г. рукоположен во иерея и назначен священником в ц. Рождества Пресв. Богородицы с. Голянищева Муромского у. В июне 1928 г. был переведен в Сретенскую ц. с. Чулкова того же уезда. В сер. июля 1929 г. местные власти объявили Н. о его выселении. Прихожане подали прошение не выселять священника из церковного дома, построенного крестьянами.

http://pravenc.ru/text/2565688.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АМВРОСИЙ (Подобедов Андрей Иванович; 20.11.1742, с. Стогово Переславль-Залесской пров. Московской губ.- 21.05.1818, Новгород), митр. Новгородский и Олонецкий. Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский. Портрет. Неизв. худож. 1-я пол. XIX в. (ТСЛ. Патриаршие покои) Амвросий (Подобедов), митр. Новгородский. Портрет. Неизв. худож. 1-я пол. XIX в. (ТСЛ. Патриаршие покои) Род. в семье священника Владимирской епархии. Получив хорошую домашнюю подготовку, в 1757 г. поступил в Троицкую лаврскую ДС, где его наставниками, в числе проч., были буд. митр. С.-Петербургский Гавриил (Петров) и митр. Московский Платон (Левшин) . По окончании курса в 1764 г. оставлен в семинарии преподавателем риторики, катехизатором, с 17 нояб. 1765 г.- библиотекарем, с 12 июня 1767 г.- преподавателем евр. языка. 12 февр. 1768 г. принял постриг, 22 сент. 1768 г. рукоположен во иеромонаха и переведен в московскую Славяно-греко-латинскую академию , где с сент. 1771 г. занимал должность префекта и преподавателя философии. 18 авг. 1774 г. назначен ректором академии с возведением в сан архимандрита Заиконоспасского московского мон-ря , где ярко проявился проповеднический дар А. Проповедь, произнесенная А. по поводу убийства Московского архиеп. Амвросия (Зертис-Каменского) , была опубликована на рус., франц. и нем. языках. Высоко ценившая талант А. имп. Екатерина II пожелала, чтобы он был представлен на первую архиерейскую вакансию. 5 июля 1778 г. в Троице-Сергиевой пуст. в Стрельне близ С.-Петербурга в присутствии императрицы А. был хиротонисан во епископа Севского, викария Московской епархии. Проявлял особую заботу о развитии духовного образования: открыл в 1778 г. семинарию в Севске и духовные уч-ща в Орле и Брянске. 25 апр. 1782 г. переведен на Крутицкую и Можайскую кафедру, усовершенствовал и отстроил Крутицкую ДС, размещавшуюся прежде в московском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре , открыл духовные уч-ща в Боровске и Белёве. С 14 февр. 1782 г. являлся членом Московской синодальной конторы. С 27 марта 1785 г. архиеп. Казанский и Свияжский. Восстановил сгоревшее здание Казанской ДС; позаботился об усовершенствовании преподавания в ней, для чего испросил у своего учителя и друга митр. Московского Платона (Левшина) неск. лучших преподавателей Троицкой ДС; способствовал приобретению семинарской б-кой значительной партии книг. Количество семинаристов в бытность А. в Казани выросло с 200 до 500 чел. В 1797 г. Казанская ДС была преобразована в ДА. В миссионерских целях улучшил постановку учебного дела в казанской школе для новокрещеных татар. Стараниями А. на епархиальные средства был капитально отремонтирован кафедральный собор, перестроено здание духовной консистории, устроен архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/114402.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монастыри (см. также по периодам) КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ РАВНОАПОСТОЛЬНЫХ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Николаевской и Очаковской епархии УПЦ), находится в с. Константиновка Жовтневого р-на Николаевской обл. (Украина) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " ») КОРЕНОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Тихорецкой и Кореновской епархии Кубанской митрополии), находится в г. Кореновск Краснодарского края КОРЕЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный), находится в г. Корец Ровненской (до 1991 Ровенской) обл. (Украина), на берегу р. Корчик КОРОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ находился близ с. (впосл. деревня) Короцко Валдайского у. Новгородской губ., на родине свт. Тихона Задонского КОСИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ см. Старорусский Косинский во имя свт. Николая Чудотворца женский монастырь в Старорусском р-не Новгородской обл. КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме) КОСМЫ ВЕРХОТУРСКОГО БЛАЖЕННОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Косьминская пуст.) (Екатеринбургской и Верхотурской епархии Екатеринбургской митрополии) расположен в дер. Костылева Верхотурского городского окр. Свердловской обл. КОСМЫ И ДАМИАНА СВЯТЫХ БЕССРЕБРЕНИКОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Симферопольской и Крымской епархии УПЦ), находится в г. Алушта, на территории Крымского гос. заповедника КРАСНОХОЛМСКИЙ АНТОНИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье Бежецкой и Весьегонской епархии Тверской митрополии) КРИВОРОЖСКИЙ ВО ИМЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Криворожской и Никопольской епархии УПЦ), находится в г. Кривой Рог Днепропетровской обл. (Украина) КРИВОРОЖСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Криворожской и Никопольской епархии УПЦ), находится в г. Кривой Рог Днепропетровской обл. (Украина) КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия)

http://pravenc.ru/rubrics/121672_10.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ АРДАТОВСКИЙ (в схиме Арсений; 1762, дер. Вощиха Судогодского у. Владимирской пров.- 15.08.1861, г. Ардатов Нижегородской губ.), схим., старец. Поступил в Саровскую пуст. вместе с послушником Прохором (впосл. прп. Серафим Саровский ). В 1785 г. сподвижники были посланы собирать средства на построение храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Сарове. Возле с. Дальнее Давыдово (Горбатовского у. Нижегородской губ.) они водрузили крест на том месте, где позднее, в 1858 г., по пророчеству прп. Серафима была основана Николаевская дальнедавыдовская жен. община, впосл. преобразованная в мон-рь. Вернувшись в Саров, А. А. и прп. Серафим временами жили в одной келье. В 1826-1827 гг. по совету прп. Серафима А. А. посетил в Воронеже свт. Антония (Смирницкого) , к-рый благословил А. А. на паломничество в Киев в чугунной шапке свт. Питирима Тамбовского в качестве особого подвига, после 2-го паломнического посещения Киева А. А. ослеп от тяжести шапки. В 1827-1828 гг. А. А. поселился близ муромского в честь Преображения Господня мон-ря в келье, построенной в саду некоего купца. Принял подвиг старчества , его духовной дочерью была подвижница мон. Мария Ардатовская. В 1850-1851 гг., взяв из Мурома икону Божией Матери «Утоли моя печали», А. А. переехал в Ардатов и жил во флигеле при доме дворянки Лихутиной. Принял тайный постриг в схиму с именем Арсений. Отличался даром прозорливости, был усердным молитвенником и постником, носил вериги, обладал даром исцеления. Погребен в ардатовском в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ре . Лит.: ЖПодв. Февр. С. 181, 317-318; Июль. С. 448-449; Никодим [Преображенский], еп. Житие преподобного Серафима Саровского. М., 1904. С. 374-378; Ардатовский Покровский жен. мон-рь. Н. Новг., 1905; Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. Н. Новг., 1905. С. 168; Епанчин А. А. Забытые святые и святыни Мурома//Муромский сб. Муром, 1993. С. 80-81. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев )

http://pravenc.ru/text/116052.html

692. Введенская – Заозерская или Озерская – Зосимо – Савватиевская, а также Езерская, мужская пустынь, ныне село Подмонастырская Слободка или Монастырь, Вологодской губ., Тотемского у., в 53 вер. к сев.-зап. от Тотьмы, при рч. Строптице, верстах в 15 к сев.-вост. от оз. Сондушского. Основана в ст. иноком Евфимием, который управлял ею с 1614–1625 г. Упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», IV, 134; Ратшин, 77; Савваитов, “Опис. Спасо-Сумор. мон.», 46 (у всех показан год основания 1722 г.); Токмаков, “Справ. указ. ист. матер.», 20 (Дела архива 1684 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 775; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 150 (в 1744 г. имела 7 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 350 (в 1700 г. имела 2 двора крест.). 693. Введенская – Островская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Владимирской губ., Покровского у., в 4 вер. к зап. от Покрова, на острове озера Вятского, на берегу которого устроена гостиница для богомольцев. Основана в конце XVII ст. иноками Сергием и Тимофеем Антониевой пустыни, бывшей при гор. Покрове; в 1727 г. иноки и имущество переведены в Богословский мон. Богородского у., Москов. губ., а церковь и здания проданы, но в 1729 г. дозволено снова строиться собравшейся здесь братии. И. Сомойлов, “Ист. опис. Введев.-Остров. пуст., Владим. губ., находящейся на острове озера Вятского», Москва, 1830 г.; тоже 1860 г. с литограф. карт.; “Ист. Росс. Иер.», V, 376; Ратшин, 37; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 147; “Опис. монаст.», 1817 г., 83; “Владим. сборн.», 1857 г., 113; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 726; Проценко, “М-ри в России», 14; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CXXXV, XXXV (в 1723 г. при перене-сении мощей св. Алекс. Нев. из Владимира встречал строитель с крестами). 694. Введенская – Уздринская или Узринская, мужская пустынь, ныне село Монастырское – Уздринский Погост, Архангельской губ., Шенкурского у., Липовской волости, в 112 вер. к юго-зап. отъ Шенкурска, недалеко от границы Вельского у. Вологод. губ., близ впадения рч. Уздры в Пую. Основана въ XVII ст.; в 1646 г. упоминается строит. Сергий; в 1681 г. постановлено приписать к архиер. дому на Ваге; упразднена в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 466; Ратшин, 14; Пушкарев, “Описание Российской Империи, Архангельская губ.», I, 34; Молчанов, “Опис. Архан. губ.», 189; “Архан. губ. вед.», 1858 г., 7 (монастырские владения); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 772, 38; “Собр. госуд. грам. и догов.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содерж. новых архиер.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имела 208 душ крест.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 350 (в 1700 г. имела 30 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, прилож., XI, III (в 1727 г. здесь было: иеромонах, 2 крылошанина, 9 монахов и 8 служителей).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1564 . Городецкая – Преображенская – Спасская, мужская, пустынь, ныне село Преображенское-Кривец, Тамбовской губ., Лебедянского у., в 70 вер. к вост.-юго-вост. от Лебе­дяни и в 12 вер. к вост. от бывшего города, ныне села Доброго, при р. Воро­неже. Из актов видно, что она под именем Спасского м-ря уже существовала в 1645 г.; здесь говорится: «Да в нынешнем же в 153-м году привозили в город на Воронеж к вое­воде Офонасью Бобарыкину перед Съез­жую избу к явки Козловского уезду Спаскова м-ря крестьянина села Доброго»... В первой четверти XVIII ст., в ней был схимонах Матвей, при котором пустынь была сожжена разбойниками, но опять возобновлена иеромонахом Фила­ретом. Когда упразднена неизвестно, но существовала еще в 1743 г. От пу­стыни не осталось и следов, но в церкви сохранились 12 книг Минеи. Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.”, 291; Второв, “Воронеж. акты”, III, 218. 1565 . Городецкий – Лазарев­ский или Городищенский, муж­ской и женский, совсем уничтоженный, при селе Давыдовским, Владимирской губ., Суздальского у., в 18 вер. к сев.-зап. от Суздаля, при рч. Ирмизе. Пер­вое известие о нем встречается в 1367 г., когда гром побил чернецов и черниц. Затем известно, что он был подчинен Николаевскому Шартомин. м-рю. Макарий, “Ист. Р. Ц.”, IV, 198, 216; “Владим. губ. в.”, 1843 г., 12 (Шартомин. м-рь); 1854 г., 31 (Пустыни быв. во Владим. губ.). 1566 . Горелов, мужской, совсем уничтоженный, Костромской губ., Кологривовского у., в 22 вер. к вост. от Кологрива. О нем нет никаких све­дений. “Ист. Росс. Иер.”, III, 741. 1567 . Григорьевский – Бого­словский, мужской, совсем уничто­женный, в губ. гор. Твери, близ ны­нешней церкви Покрова, на берегу р. Тьмаки. Первое известие о нем встре­чаем в летописи (XV, 493) под 1446 г., когда Вел. кн. Твер. Борис Александро­вич разорил м-рь св. Феодора и архи­епископа перевел к св. Григорию Бого­слову. В ст. имел в своем вла­дении несколько вотчин. По переписи 1626 г. в нем находился храм дере­вянный во имя Григория Богослова , стро­енный в клетку и стоявший в запу­стении после Литовского разорения; было еще пустое место церковное во имя Фео­дора Тирона, а храм сожгли литовские люди. Потом он не возобновлялся. “Памят. кн. Твер. губ. на 1863 г.”, Отд. III, 115; “Твер. губ. в.”, 1865 г., 5 (Затмацкий посад 1626 г.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 485; Калачов, “Писцов. кн. ст.”, I, Отд. 2, 176 (перечень де­ревень в вол. Суземье), 220 (вотч. в вол. Воло­вичи), 243 (вотч. в вол. Хорвечь).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1900 . Покровский – Вревский, женский, ныне погост Врев, Псковской губ., Островского у., в 36 вер. к юго-вост. от Острова, при рч. Врев. Суще­ствовал в первой четверти XVII ст.; место, на котором он стоял, видно и доныне. Ратшин, 456. 1901 . Покровский – Гаретовский, мужской, ныне село Гаретово, Рязанской губ., Зарайского у., в 30 вер. к северо-вост. от Зарайска, при озере, близ р. Оки. В 1629 г. упоминается игумен. Киприан, а в 1652 и 1657 г. Корнилий. Был приписан к Воскресенскому, Нов. Иерус., м-рю, вероятно в XVII ст. В приходской церкви хранятся богослужеб­ные книги с надписью, что они при­надлежали Гаретов. м-рю, а в ризнице сохранились старинные монастырские ри­зы и вериги. В дачах погоста Василия Великого , находящегося недалеко, есть участок земли, называемый «игумен­ским». “Рязан. губ. в.”, 1855 г., 43 (быв. м-ри); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 431, 10. 1902 . Покровский – Городенский, мужской, совсем несуществующий, ныне село Городня, С.-Петербургской губ., Луж­ского у., в 25 вер. от Луги, при рч. Городенке. Имя его упоминается в 1499 г. при описи Вотской пятине; находился на самом погосте. Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. I, 21; “Ист.-статист. свед. о С.-Пбург. епархии”, вып. I, Отд. 1, 12, 16; “Новгород. писц. кн.”, III, 182, 277; Мака­рий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 33. 1903 . Покровский – Дубенский, мужской, ныне каменн. церковь Покрова, в селе Дубенке, Владимирскй губ., Юрьев­ского у., в 18 вер. к вост. от Юрье­ва, при рч. Дубенке. Он уже существо­вал в 1521 году. “Владимир. сборн.”, 1857 г., 128 (Разъезжая грамота 1521 г.). 1904 . Покровский – Емецкий, жен­ский, ныне село Емецкое, Архангельской губ., Холмогорского у., в 102 вер. к югу от Холмогор, на Архангельском почтов. тракте, при рч. Емце. Был пер­воначально мужским и существовал уже в 1584 г.; в 1589 г. в нем упо­минается игумен Никандр. В 1613 г., монахи отсюда выведены в Антониев-Сийский мон., а сюда переведены инокини Ивановского-Емецкого мон. В 1760 году м-рь сгорел и инокини тогда же пере­ведены в Успенский-Холмогорский м-рь. Библиографию см. под.: Ивановский-Емецкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

106. Введенский , женский, 3-го класса, в губерн. гор. Орле, в за Очной части, на выезде, близ Христорождественской церкви. Основан в первой четверти XVII ст. и находился первоначально в самом городе, на левом берегу р. Орлика, но после пожара в 1843 г., истребившего церкви, колокольню и келии, перенесен на настоящее место. При м-ре находится училище. “Ист. Росс. Иер.”, III, 507; Ратшин, 429; “Опис. монаст.”, 1817 г., 83; “Воен. стат. обозр. Орлов. губ.”, 125; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1841 г., 84 (надел. лесом); 1843 г., 11 (о перенесении м-ря); 1851 г., 91 (надел. землею); 1884 г., 244 (училище); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 912, 4. 107. Введенский – Николаевский , женский, несуществующий в гор. Юрьеве, Владимирской губ. Основан около 1650 г. и в период 1659–1662 г. в нем была игум. Матрона. В 1871 г. сгорел и не был возобновлен. “Ист. Росс. Иер.”, III, 508; Ратшин, 42; “Опис. монаст.”, 1817 г., 21; “Ежегодник Влад. губ. стат. Комит.”, III, Отд. I, 84; Бакмейстер, “Топограф. известия”, 147; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 110; “Воен. стат. обозр. Владим. губ.”, 262; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 718, 61; “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, II, ч. 2, 198 (дело 1722 г. о перенесении церкви Покрова, при которой был девичий м-рь, переведенный потом сюда). 108. Введенский – Преображенский – Купятицкий , мужской, ныне село Купятичи, Минской губ., Пинского у., в 12 вер. к сев.-вост. от Пинска, на правом берегу р. Ясельды. На месте его в 1182 г. явилась чудотворная икона Божией Матери, именуемая Купятицкой и находящаяся ныне в Киевском Софийском соборе; празднество совершается 15-го ноября, в день явления. Основан в 1629 г. Аполониею Валловичевною Вой- ниною Копцевою для укрепления православия против унии; до 1640 г. здесь был игуменом св. Афанасий Брестский. В последствии был приписан к Виленскому Духову монастырю, а позднее в 1723 г. захвачен униатами; в 1817 г. м-рь закрыт и церковь обращена в приход. “Купятичская церковь, в Запад. Русск. месяцеслове, на 1866 г.”, 70; “Ист.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., XXIX (в реестре м-рей Киев. епархии 1723 г. значился в числе Заднепровских); “Чтения в И. Общ. ист.», 1884 г., II, Отд. 1, 31 (фундат 1619 г. Раисы Могилянки Михаиловой Корибутовой Вишневской, коим она позволила фундовать м-рь девичий и коим передала его в вечное влад. сестре Исаии, игум. Александре; упомин. игум. Харитина 1695 г., Иннокентия Андрузская 1715 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1848 г., XXIII, 421 (воспомин. о гор. Золотоноше; сказано, что он возобновлен в 1817 г., причем был упразднен Благовещенский Зазуловский м-рь); Григорович, “Обзор учрежд. м-рей 1764–1869 г.», 74 (старшая монахиня м-ря Митрофания, в мире дочь есаула Матрена Степанова Золоторевская, была назначена строительницею Марии Магдалинин. пустыни Кубанской обл.). 1072. Покровский на устье Нерли или Нерлинский, мужской, ныне одинокая церковь Покрова близ села Нового, Владимирской губ. и уезда, в 12 вер. к сев.-вост. от Владимира и в 1 вер. от Боголюбова мон., недалеко от впадения р. Нерли в Клязьму, с левой ее стороны. Основан Андреем Боголюбским в память сына своего Изяслава, скончавшегося в 1165 г. В 1656 г. о м-ре говорится: «володимирского уезду, боголюбовского стану, вотчины Покровского монастыря, что на устьи р. Нерли, села Нового»... Упразднен в 1764 г. В церкви сохранившей свою архитектуру со времени основания, совершается богослужение только 3 раза в год; она приведена в порядок в 1859 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 161; “Ежегодник Влад. губ. стат. Комит.», т. I, вып. 1, 283 (Опись 1656 г. кн. Ухтомского в получении денег за стрелецкий хлеб); т. III, Отд. I, 119, 298; “Древн. Суздаль.-Владим. обл.», I, 50; “Владим. губ. вед.», 1853 г., 15 (Прекрасное христиан. обыкновение, опис. церкви); 1854 г., 32 (Мон. быв. во Вл. губ.); 1859 г., 39 (освящение храма); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 705, 33; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 12 (Уставн. гр. 1676 г.; игум. Пахомий); Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 54 (основание), 97 (древний крест из белого камня); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.», III, 126, 307 (Розъезд, т. е. межевая, 1499 г.; игум. Кассиан); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 215 душ. крест.). 1073. Покровский – Николаевский – Макошинский, женский, ныне село Макошин, Черниговской губ., Сосницкого у., в 13 вер. к юго-зап. от Сосниц, при р. Десне, недалеко от упраздненного Николаевского мон. Основан в 1640 г. воеводою Адамом Киселем и в описи 1654 г. значится: «Да над рекою Десною, от села Маковшины, стоит девичей монастырь. В том м-ре церковь древеная, во имя Николо чудотв. Да в том же м-ре, игуменья Антонида, с нею черных стариц 15 сестер». Упразднен в 1786 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 44; Ратшин, 543; “Акты к истор. Ю. и З. Росс.», X, прибавл. к 5, 823 (опис. Малороссий. городов 1654 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010