Святитель Николай с матерью Николай Велимирович посещает публичное служение в Кралево в конце 1930-х гг. Борьба против ратификации конкордата продолжалась более двух лет. К 1937 году противостояние достигло своего апогея. 19 июля в Белграде прошел крестный ход, собравший церковных людей со всей Сербии. Поначалу мирный крестный ход перерос в кровопролитные столкновения с полицией, разгонявшей его участников по приказу властей. Святитель Николай в открытом письме министру внутренних дел Корошцу обвинил полицейских в превышении своих полномочий и жестоком разгоне мирного народного шествия. В результате страна разделилась на два лагеря и скупщина (парламент) отказалась ратифицировать конкордат. Эта была победа Сербской Православной Церкви, но победа, расколовшая общество. Владыка Николай осознавал всю трагичность сложившейся ситуации, но ничего не мог поделать. Епископ Николай в окружении детей в Жиче. Страстная пятница 1940 г. В предвоенные годы святитель, предчувствуя грядущие потрясения для всей Европы, усилил свою духовную деятельность. Он молился, проповедовал, занимался благотворительностью, став для народа, называвшего его «святой дека» (святой дедушка), образцом архиерея. Вторая мировая война Огромный авторитет, которым пользовался святитель Николай, не позволил ему целиком погрузиться лишь в церковные дела. По благословению патриарха Гавриила он вынужден был активно заниматься и политическими проблемами. Так он вместе с патриархом выступил против заключения Югославией пакта с гитлеровской Германией. Впоследствии это сыграло роковую роль в жизни святителя. Николай Велимирович в Жите в 1940 г. 6 апреля 1941 года Германия начала войну против Югославии. После бомбардировок первых дней Югославии был нанесен серьезный ущерб. Сильно пострадал и Жичский монастырь, где в то время жил святитель. Когда германские войска вторглись на территорию Югославии, владыке Николаю предложили бежать из страны, но он предпочел остаться. После оккупации Югославии святитель по личному приказу Гитлера был сразу же посажен под домашний арест.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Собор Святого Георгия Победоносца (Крушевац) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Собор Георгия Победоносца в Крушеваце — кафедральный собор Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Кафедральный собор Святого Георгия Победоносца в Крушеваце - главный и крупнейший православный храм Крушеваца, резиденция Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви. В Средние века Крушевац был сербской столицей. Он был основан князем Лазарем в 1371 г. и стал торговым и культурным центром Сербии. Первые упоминания о нем относятся к 1387 г. После Косовской битвы Крушевац остался столицей Сербии, в нем правила княгиня Милица (супруга убитого князя Лазаря), а затем их сын - Стефан, который позже перенес столицу в Белград. Самые ранние сведения о церкви Святого Георгия датируются 1865 годом. В том же году у Стояна Петровича, Алексы Марич и Живко Илича были куплены земельные участки под строительство новой церкви за 362 имперских дуката. Однако строительство затянулось на 20 лет. Строительство новой церкви началось только в 1885 году. В конце 1902 года для церкви приобретены колокола. 5 февраля 1903 года устроен резной иконостас. Оригинальные иконы сохранились на иконостасе до наших дней. Считается, что над иконостасом трудились два художника. Верхние иконы - работа Живко Юговича, а тронные иконы, вероятно, - Милана Миловановича. Стены храма расписаны фресками, автор неизвестен. Согласно летописным источникам есть предположение Бранко Миленковича из Крушеваца, родившегося в 1897 году, о том, что эти фрески были выполнены итальянским художником Арминио, который подарил Миленковичу икону св. Спиридона на холсте. Строительство церкви было завершено в 1904 году. Современное состояние [ править править код ] В 2019 году фасад собора окрашен в ярко-красный цвет. Престольные праздники [ править править код ] Георгий Победоносец, великомученик - 6 мая Как добраться [ править править код ] Адрес: Dostojevskog 1, Kruševac, Сербия Проезд: Крушевац - город в Расинском округе, в общине Крушевац Сербии, находится в 200 км от Белграда, в 70 км от Ниша на востоке и Кралево на западе. Из Белграда в Крушевац ходят прямые автобусы. Можно воспользоваться железной дорогой с пересадкой в Сталаче. Телефон: +381 37 3521228 Электронная почта: crkvasvetidjordje@yahoo.com Паломнику [ править править код ] В Крушеваце также стоит посетить его главную святыню - Церковь Лазарица (XIV век). Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Собор_Святого_...

Само нахождение епископа Николая в Жиче вызывало у немцев беспокойство. 12 июля 1941 года владыка был переведен в монастырь Любостиню, где провел почти полтора года. Период затвора в Любостине стал для владыки Николая довольно плодотворным в творческом отношении. Невольно освободившись от административных обязанностей, святитель направил всю свою энергию на написание новых творений. Он писал здесь настолько много, что постоянно возникала проблема с поиском бумаги. Несмотря на то, что владыка был отстранен от административного управления, в Любостине ему все равно приходилось участвовать в жизни епархии. Приезжавшие к архиерею священнослужители информировали его о положении дел и получали от него инструкции и распоряжения. Эти визиты вызывали у немцев подозрение. В Любостине гестаповцы продолжали допрашивать владыку. Немцы в то же время пытались использовать авторитет владыки в своих пропагандистских целях, но мудрый архиерей отклонял их лукавые предложения и сумел остаться не замешанным в их планах. Несмотря на домашний арест, святитель не оставался безучастным к судьбе горячо любимой им паствы. Осенью 1941 года немцы провели в Кралево массовые аресты и расстрелы мужского населения. Узнав о разразившейся трагедии, владыка Николай, несмотря на официальный запрет, с риском для жизни добрался до города и лично обратился к немецкому коменданту с просьбой прекратить кровопролитие. Тяжелым ударом для владыки стала немецкая бомбардировка монастыря Жича, когда была практически полностью разрушена вся западная стена храма Вознесения Господня. Тогда же погибли все монастырские строения, включая епископскую резиденцию. В связи с обострением ситуации присутствие владыки Николая становилось для немцев все более проблематичным. Ими было принято решение о переводе узника в более удаленное и безопасное место, в качестве которого был избран монастырь Войловица около Панчево на северо-западе Сербии. В середине декабря 1942 года он был перевезен в Войловицу, куда чуть позже был доставлен и патриарх Сербский Гавриил. Режим пребывания на новом месте был намного суровей. К узникам была приставлена постоянная охрана, окна и двери были постоянно закрыты, запрещалось принимать посетителей и почту. Узники, включая владыку Николая, были практически полностью изолированы от внешнего мира. Раз в месяц для встречи с заключенными приезжал капитан Майер, отвечавший за религиозные вопросы и контакты с Сербской Патриархией. Немцы открывали церковь и разрешали совершать Божественную литургию только по воскресеньям и праздникам. Присутствовать на богослужении могли только заключенные. Несмотря на строгую изоляцию, известие о нахождении в монастыре владыки Николая быстро разнеслось по округе. Жители окрестных сел неоднократно пытались попасть в обитель на богослужение, но этому препятствовала охрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В годы Второй мировой войны Владыка пришёл к оккупантам и сказал: «Вы стреляете моих чад в Кралево. Теперь я пришёл к вам, чтобы вы убили вначале меня, а потом уже моих чад». Он пережил заключение в фашистском концентрационном лагере. Владыка говорил: «Убить праведника — значит просто отправить его назад к Богу, от Которого он и пришёл. А это, в свою очередь, значит предоставить ему неприступную позицию в бою, вооружить его непобедимым оружием и сделать тысячекратно сильнее, чем он был, когда в теле ходил по земле». Святитель Николай Сербский Ещё рассказывал: «Во время войны послали одного боязливого солдата в разведку. Все знали его боязливость и смеялись, когда узнали, куда посылает его старшина. Только один солдат не смеялся. Он подошёл к своему товарищу, чтобы поддержать и ободрить его. Но тот ответил ему: “Погибну я, враг совсем рядом!”— “Не бойся, брат: Господь ещё ближе”,— ответил ему добрый товарищ. И эти слова как большой колокол зазвонили в душе того солдата, и звонили до конца войны. И вот, некогда робкий солдат вернулся с войны награждённый многими орденами за храбрость. Так преобразило его благое слово: “Не бойся: Господь ещё ближе!”«. После войны Владыке пришлось много лет провести на чужбине, в Америке. Он писал свои чудесные книги, говорил проповеди. Святитель Николай Сербский отошёл к Господу в русском монастыре святителя Тихона в Пенсильвании во время келейной молитвы. В 1991 году его святые мощи были перенесены из США в родной Лелич. Благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова, святый Николае Сербский и всеправославный, моли Бога о нас! Рейтинг: 9.9 Голосов: 1023 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Nadezda 5 января 2017, 11:08 Sviatoi Nikolae Serbskii moli Boga o nas Римма 5 января 2017, 10:50 Потряс рассказ брата Б.Ч.из Врняца: " Страх за душу превозмог страх за тело " .Просто нет слов.Простая истина,но это настоящее открытие для меня.А может и спасение от болезни.Лечить душу,а не болезнь.Как все просто и как все сложно это сделать,молится каждый день - это подвиг.

http://pravoslavie.ru/77987.html

Брезова. Студеницкий Успенский монастырь. Српски православни Манастир Пресвете Богородице, Царска Лавра Манастир Студеница Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1186. Ссылки:   Адрес: Сербия, Шумадия и Западная Сербия, Рашский округ, община Кралево, с. Брезова Село Брезова, општина Рашки управни округ, и западна Координаты: 43.486309, 20.532278 Проезд: Паломник, отправляющийся в Сербию, может воспользоваться услугами многих паломнических фирм, однако те, как правило, предлагают туры сразу по нескольким сербским монастырям, где на посещение Студеницы отводится немного времени. Поэтому имеет смысл задуматься об организации самостоятельного паломниче ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Паломник, отправляющийся в Сербию, может воспользоваться услугами многих паломнических фирм, однако те, как правило, предлагают туры сразу по нескольким сербским монастырям, где на посещение Студеницы отводится немного времени. Поэтому имеет смысл задуматься об организации самостоятельного паломничества. Въезд на территорию Сербии для граждан РФ безвизовый, необходимо иметь только действующий заграничный паспорт. Основные авиакомпании, осуществляющие перелеты между России и Сербией — «Аэрофлот» и «JAT Airways». Международные авиарейсы прибывают в аэропорт Белграда Никола Тесла (Сурчин). Прямо в аэропорту можно взять на прокат автомобиль и доехать на нем до Студеницы (ок. 200 км). Бюджетный вариант — поездка автобусами. От автовокзала Белграда следуют междугородные автобусы на Кральево. От Кральево каждые полчаса- час идут местные автобусы до небольшого городка Ушче (30 км). Около 10-ти километров от Ушче до Студеницы придется добираться по горной дороге на попутке или пешком. Если паломник все же выберет путешествие на арендованной машине, то из Белграда ему следует двигаться по трассе Е-760, которая вливается перед городом Чачак в трассу Е-761, а в Кральеве свернуть с нее на трассу 22 (Кральево — Нови Пазар). В Ушче от трассы 22 на монастырь пойдет дорога вдоль течения реки Студеница. В обители паломникам предлагается недавно отремонтированная гостиница.

http://sobory.ru/article/?object=35656

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЖИЧА [др. название - Дом Св. Спаса], жен. мон-рь в честь Вознесения Господня Жичской епархии Сербской Православной Церкви. Находится близ г. Кралево (Сербия). История Возведение мон-ря, название к-рого на серб. языке означает «край, богатый зерном», по образцу мон-ря Студеница (кон. XII в.) ок. 1206 г. начали серб. кн. Стефан (впосл. король, см. Симон Монах ) и его брат, мон. Савва (впосл. архиепископ Сербский). После получения в 1219 г. Сербской Церковью автокефалии и возведения мон. Саввы в сан архиепископа работы были ускорены, т. к. Ж. была избрана кафедрой Сербской архиепископии. В 1220-1221 гг. строительство монастыря было завершено, храм расписали мастера, приглашенные из Византии. Украшение храма завершилось к открытию в 1221 г., в день Вознесения Господня, в обители 1-го церковно-народного Собора. В Ж. состоялась коронация кн. Стефана Первовенчанного. По свидетельству Феодосия Хиландарца , кор. св. Стефану очень понравилось великолепие храма, и он пожаловал мон-рю 3 грамоты-повельи и множество даров. В одной из грамот были перечислены святыни обители (частица Животворящего Креста Господня, риза и пояс Пресв. Богородицы, десница и частица главы Иоанна Крестителя, мощи др. святых), ктиторы и монастырские земельные угодья. Текст грамоты первоначально был написан на сев. стене собора под куполом (оригинал не сохр.). Между 1224 и 1227 гг. кор. Стефан издал новую грамоту, дополнившую старую, текст к-рой поместили на юж. стене под куполом. В 1228-1230 гг. из монастыря Студеница в Ж. были перенесены нетленные останки св. Стефана Первовенчанного. В 1228 г. в Ж. короновали Радослава, сына Стефана Первовенчанного. Собор Вознесения Господня. Ок. 1206-1221 гг. Собор Вознесения Господня. Ок. 1206-1221 гг. В 1233 г. архиеп. Савва на церковном Соборе в Ж. избрал своим преемником Арсения I , к-рый в 1253 г. утвердил Печ центром Сербской Церкви (см. Печская Патриархия ). Тогда же в Печ были перенесены святыни и б-ка. Несмотря на сложное положение Ж. в посл. четв. XIII в. из-за набегов татар, болгар и половцев, свт. архиеп. Сербский Евстафий I в 1285 г. возвратил кафедру архиепископии в Жичский мон-рь. Но его преемник архиеп. Иаков переехал в Печ и перенес с собой мощи умершего в Ж. архиеп. Евстафия. Возможно, в это же время мощи св. Стефана Первовенчанного были переданы в мон-рь Сопочани. Ок. 1292 г. архиеп. Сербский Евстафий II (1292-1309) перенес кафедру обратно в Ж. и начал реконструкцию обители, продолжившуюся при кор. Милутине, архиепископах Сербских Савве III (1309-1316) и Данииле II (1324-1337), когда были восстановлены разрушенные части храма, укреплены столбы, переложена крыша, выполнены новые фрески (1310), возведена и расписана трапезная, увеличена башня, построены хозяйственные палаты.

http://pravenc.ru/text/182327.html

И в это время происходит чудесное обретение образа святого царя-мученика Николая Александровича. Следует отметить, что фрески были выполнены в традиционной византийской технике, с синим фоном настенных росписей. В северо-западном углу храма, выше входной двери, чистым пятном остался прямоугольник. Когда стали его расчищать, то отделился лист плотной бумаги, под которым оказался сокрытым образ Государя Императора со всеми знаками царской власти: в венце и бармах, со скипетром и державой, в горностаевой мантии с двуглавыми орлами. Лист оказался прикрепленным к стене кнопками, дабы сокрыть лик от поругания. После войны власти жестоко расправлялись не только с духовенством и монархистами, но и со всеми русофилами. Следует вспомнить, что в период между двумя мировыми войнами в Синод Сербской церкви сотнями поступали просьбы о скорейшей канонизации российского императора, что свидетельствовало о глубочайшем уважении и почтении сербского народа к невинно пострадавшему мученику. Сегодня монастырь Жича является одним из крупнейших в Сербии, в котором проживает 45 насельниц, под окормлением настоятельницы игумении Елены и духовника архимандрита Герасима. Сестры трудятся на послушаниях похозяйствуй в иконописной мастерской. Монастырь имеет обширные монастырские угодья, строит новые келейные корпуса, обустраивает территорию. Сегодня обитель снова наполнена духовной жизнью, служа укреплению православия. Дом Спасов, как престол архиепископов и бывшая коронационная церковь, по-прежнему сохраняет глубокую историческую память и великое наследие сербского народа. Монастырь Студеница Монастырь Студеница, один из самых старейших и больших монастырей православной Сербии, находится в окружении величественных и суровых гор. Ближайший город Кралево расположен от него в 39 км. Сам монастырь являет собой почти круглую, хорошо укрепленную крепость, с находящимися в ней древнейшими соборами постройки конца XII в. Сохранившиеся в них уникальные фрески византийского стиля, датируемые XIII–XIV вв., принесли обители мировую славу.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Но муки изоляции закончились в июне 1941 года. Государству нужны были хирурги. Святитель Лука стал консультантом всех госпиталей Красноярского края и главным хирургом эвакуационного госпиталя. Святитель Николай Сербский (Велимирович)  (1880—1956) Место изоляции: Дахау В годы Второй мировой войны Сербия пережила немецкую оккупацию и массовый геноцид. По воспоминаниям современников, святитель Николай Сербский, знаменитый на всю страну епископ Охридский и Жичский, сам пришел к оккупантам со словами: «Вы стреляете моих чад в Кралево. Теперь я пришел к вам, чтобы вы убили вначале меня, а потом уже моих чад». Но всенародно любимого пастыря расстреливать побоялись. Его арестовали и поместили в монастыре Войловица. Здесь в течение нескольких лет владыка занимался правками сербского перевода Нового Завета. Однажды епископу удалось спасти от неминуемо- го расстрела еврейскую семью. Он вывез их в безопасное место. В 1944 году святого вместе с Патриархом Сербским Гавриилом перевели в Дахау — один из образцовых лагерей смерти. Здесь готовились лучшие «специалисты», которые затем отправлялись делиться своим «опытом» в другие лагеря Европы. Патриарха и владыку поместили отдельно от других заключенных, неподалеку от крематория. Каждое утро они должны были выносить бадью из уборной к сточной яме. В редкие минуты покоя Николай Сербский вел дневник, который позднее был опубликован под названием «Сквозь тюремную решетку». Тяжелое, унизительное лагерное «послушание» порой ломало дух святителя, о чем он вспоминал впоследствии: «В лагере, бывало, забьешься в какой-нибудь угол и повторяешь про себя: “Я прах и пепел. Господи, возьми душу мою!” И вдруг душа возносится на небо — и видишь Бога лицом к лицу. Но ты не можешь этого вынести, и говоришь Ему: “Не готов, не могу, верни меня обратно!” Затем снова часами сидишь и повторяешь про себя: “Я прах и пепел. Господи, возьми душу мою!” И вдруг снова возносит тебя Господь...» Только 8 мая 1945 года святитель Николай Сербский был освобожден американскими войсками, но вернуться домой владыке не дали в связи с приходом к власти в Сербии коммунистов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Сербская Церковь в Косово и Метохии Вышеупомянутые Призрен и Липлян, присоединенные Стефаном Неманей, были в Византийской империи епархиальными центрами. Обе эти епископии сохранились и в Сербской Церкви (в н. XIV в. Липлян заменила воздвигнутая неподалеку Грачаница). В начале XIII в. к ним добавилась третья епископия с кафедрой в Хвосно (около Печи). Архиепископом Саввой была организована автокефальная Сербская Церковь, состоявшая из 10 епископий, три из которых располагались на территории Косово и Метохии. Это свидетельствует о том, что эти края в то время были густо населены православными сербами. Центр Сербской Автокефальной Архиепископии полвека находился в Спасовой Церкви в Жиче (под г. Кралево), а с 1253 года и на протяжении многих веков центр Сербской Церкви, ставшей с 1346 года Патриархией, был в Великой Церкви Христа Спасителя в Печи. Три упомянутые епархии (с захватывающей часть северного Косово Рашской епископией), существовали на этой сравнительно небольшой территории до XVIII в., когда в 1776 г. произошло насильственное упразднение турками Печской Патриархии, а Призренская епископия сохранилась до наших дней в виде нынешней Рашко-Призренской и Косовско-Метохийской епархии Сербской Православной Церкви. Это еще раз свидетельствует о том, что сербская церковная и народная жизнь на Косово и Метохии была активной и динамичной на протяжении всех средних веков и нового времени. В 1557 году, спустя сто лет после прихода турок, здесь произошло восстановление Сербской Печской Патриархии. Тогда же были восстановлены многие церкви и монастыри и построены новые. Только за первые десятилетия после обновления Патриархии их было построено более 20, и многие из них были расписаны фресками и снабжены множеством новых рукописных книг, икон, священных сосудов и другой необходимой утварью. Необходимо особенно подчеркнуть тот факт, что многие земли и села по всей Метохии, и большой части Косово, были подарены сербскими правителями и властелой в качестве метохов большим монастырям: Хиландару, Студенице, Баньской, Грачанице, Богородице Левишской, Дечанам, Святым Архангелам, о чем свидетельствуют сохранившиеся до наших дней грамоты сербских правителей, имеющие, помимо государственно-правового, особое историческое значение для Косово и Метохии. Они еще раз свидетельствуют о том, какой народ здесь жил и сколь малый процент составляло несербское население.

http://pravoslavie.ru/40798.html

Православные граждане и духовенство помолились перед стенами учреждения, где принимаются законы страны и публично выразили свою позицию о необходимости законодательной защиты жизни каждого зачатого ребенка. Окончился крестный ход в строящемся соборе Саввы Сербского, где священником Александррм Средоевичем был прочитан акафист перед иконой Божией Матери и сказана прочувствованная проповедь с красочными примерами из истории – когда сербы были с Богом они побеждали, а когда отступали и тяжко грешили, то терпели поражения от врагов. «Если Сербия не исполняет главную Божию «плодитесь и размножайтесь», то придут другие народы, которые ее исполняют».      В крестном ходе приняли участие гости из России и Беларуси – лидер Движения «За жизнь» и координатор Международной инициативы «ЗА – запрет абортов!» Сергей Чесноков и руководитель Брестской организции «В защиту жизни», координатор беларусского молодежного движения «ЗА!» Або Казарян. В этом году крестному ходу сопутствовала широкая информационная кампания в защиту жизни в сербских СМИ. Кроме того, Сергей Чесноков прочитал лекции в монастыре святого архидиакона Стефана в Сланцах, в храме Вознесения Господня в центре Белграда, а также выступил в Кралево на вечере Движения «Двери» по теме «Кто разрушает семью в Сербии и России – наша общая борьба за отмену абортов». Организатором крестного хода выступила сербская организация «1389» (1389 – год знаменитой битвы на Косовском поле). Как сказал лидер организации «1389» Радойко Любичич, сегодня в Сербии каждые 2-3 дня производится приблизительно 1389 абортов. Не удивительно поэтому обращение к властям Сербии, которое накануне Благовещенского крестного хода сделал настоятель монастыря Хиландар на Святой Горе Афон архимандрит Мефодий: «Наибольшую ответственность имеет тот, кто руководит народом. И поэтому необходимо сотрудничество государственных и духовных властей, чтобы они вместе посмотрели, как можно остановить это зло (аборты). И все члены общества – каждый на свой манер должен им помочь в этом, посодействовать».

http://pravoslavie.ru/78518.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010