Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание [серб. Жичка enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Кафедра в мон-ре Жича близ г. Кралево (Сербия). Ж. е. объединяет приходы и мон-ри на территории Златиборского, Моравичского, Рашского и неск. общин Шумадийского округов Республики Сербии. Правящий архиерей - еп. Хризостом (Столич) , на кафедре с 2003 г. Ж. е. разделена на 15 наместничеств: Гружанское (с. Гружа), Драгачевское (с. Гуча), Жичское (г. Кралево), Жупское (г. Брус), Качерское (г. Лиг), Любичское (с. Коневичи), Моравичское (г. Иваница), Пожегское (г. Пожега), Рачанское (г. Баина-Башта), Студеницкое (г. Рашка), Таковское (г. Горни-Милановац), Трстеникское (г. Трстеник), Трнавское (г. Чачак), Ужицкое (г. Ужице), Црногорское (г. Косьерич), насчитывает 221 приход, 200 священнослужителей (2006). В епархии 34 действующих мон-ря: Жича, Студеница , Градац , Трнава , Рача , Моравци , Ковиле , Овчарско-Кабларские монастыри (Благовештене, Ваведене, Вазнесене, Йоване, Николе, Преображене, Света Троица, Сретене, Успене), Ежевица , Любостиня , Ново-Павлица (см. ст. Павлица ), Каменац , Лепенац , Стьеник , Клисура , Велуче, в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь (близ г. Трстеник, основан в XIV в.), Увац, в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь (близ г. Прибой, известен с XVII в.), Врачевшница, во имя вмч. Георгия Победоносца жен. мон-рь (близ г. Горни-Милановац, XV в.), Руденица, во имя прор. Илии женский мон-рь (близ г. Трстеник, основан в 1410), Вуян, во имя св. арх. Гавриила муж. мон-рь (близ г. Чачак, XVI в.), Волявча, во имя вмч. Прокопия женский мон-рь (с. Бресница, кон. XVII в.), Стубал, во имя св. Параскевы-Петки жен. мон-рь (близ г. Кралево, построен в 70-х гг. ХХ в.), Згодачица, во имя вмч. Димитрия Солунского женский мон-рь (близ г. Кралево, основан в 1980), Плеш, во имя св. бессребреников Космы и Дамиана муж. мон-рь (близ г. Александровац, основан в 1997), Стрмац, во имя св. праведных Иоакима и Анны муж. мон-рь (близ г. Брус, ХХ в.), Руян, во имя вмч. Георгия Победоносца муж. мон-рь (с. Биоска, строится); в обителях проживают 211 монашествующих. История

http://pravenc.ru/text/182329.html

Чего вы как организация ожидаете от русского общества ? В связи с посещением Белграда тогдашнего российского премьер-министра Владимира Путина в 2011 году сразу же возникло множество сербско-русских организаций. В обществе пробудилась надежда, что наступает период более тесных сербско-русских взаимоотношений. Только в Кралево тогда появились две новые организации, которые теперь работают под названиями «Сербско-русский дом св. Александра Невского» и Сербско-русское общество град» («Королевский город»). Старанием СРД «Св. Александр Невский» Кралево в позапрошлом году побраталось с Иваново. В том же году через них тоже осуществилось посещение г. Кралево редакторов РНЛ и Фонда стратегической культуры А. Степанова, П. Тихомирова и А. Филимоновой. У нас с ними тоже были попытки совместно действовать: в прошлом году организовали вторую «Неделю русской культуры» в Кралево. «Королевский город» старается укрепить русско-сербские отношения «через бизнес», как они сами говорят. Дело в том, что в деревнях в окрестностях Кралево можно дешево купить земельные участки с домами. Поэтому за последние три года у нас уже заселилось около 20 русских семей с разных концов России, желающих заниматься сельскохозяйственным трудом или просто приобрести дачу в красивой природной среде. Несколько дней тому назад мы впервые познакомились с председателем правления этой организации Константином Митраковым, экономистом из Краснодара. Единственная связь с окружающей средой этих наших новых сограждан до сих пор шла через предпринимателя из Кралево Павла Тодоровича. Очень важно с русской стороны повнимательнее посмотреть, разобраться в работе наших трех организации: «Славянского общества», «Св. Александра Невского» и «Кралевского города». Изучить, какую программу предлагает каждая из них, четко определить свои позиции в том, что из их деятельности русской стороне нужно, совместно с этим организациями и властями города найти подходящую модель для будущего учреждения, за чьей деятельностью могли бы следить и город, и русская сторона. Ведь речь идет уже не только о сербско-русском культурном сотрудничестве, а об улаживании вопросов в непосредственном интересе граждан Российской Федерации в Сербии. Тут нельзя принимать непродуманные решения, т.к. тогда соответствующим будет и результат. В решении этого вопроса может быть приобретен опыт, который будет можно применять и в других городах в Сербии.

http://ruskline.ru/analitika/2013/03/12/...

Георгия Святогорца (с. Дзегви, Мцхетский р-н, жен., основан в дек. 2001 при детском доме); Махата, Иверской иконы Божией Матери (г. Тбилиси, гора Махата, муж., основан в 2002); Преображения Господня (г. Тбилиси, гора Табори, муж., основан 7 сент. 2002); Марткопский, Всех грузинских святых (с. Марткопи, Мцхетский р-н, муж., основан 5 окт. 2004); Кумиси, Св. Троицы (с. Кумиси, Гардабанский р-н, жен., основан в 2005). Некресско-Эретская, митр. Сергий (Чекуришвили). Мон-ри: Некреси, Успения Пресв. Богородицы (близ с. Шилда, Кварельский р-н, муж., основан в VI в., возобновлен в 2000); Греми, во имя Архангелов (с. Греми, Кварельский р-н, муж., основан в 1565 кахетинским царем Леваном II, возобновлен 12 дек. 1999); Кварельский (Дуби), Рождества Пресв. Богородицы (г. Кварели, жен., основан в 2000); Лагодехский, св. Варвары (г. Лагодехи, жен., основан в 2000); Лагодехский, Иверской иконы Божией Матери (г. Лагодехи, жен., основан в 2002); Кахи, св. Георгия (г. Гах (Кахи), Азербайджан, муж., основан в 2002). Никозско-Цхинвальская, митр. Исаия (Чантурия). Мон-ри: Сабацминда, прп. Саввы Освященного (с. Сабацминда, Цхинвальский р-н, муж., основан в X в., возобновлен в 1997); Никози, св. Раждена первомученика (с. Земо-Никози, Горийский р-н, муж., основан в 1995); Ахалгорский, Успения Пресв. Богородицы (пос. Ахалгори, жен., основан в 2000); Икоти, св. Алексия (Шушания) (с. Икоти, Ахалгорский р-н, жен., основан в 2002). Никорцминдская, архиеп. Елисей (Джохадзе). Мон-рь: Челиши, Успения Пресв. Богородицы (в 4-5 км от с. Никорцминда, Амбролаурский р-н, муж., основан не позднее XI в., возобновлен в 60-х гг. XVI в. имеретинским царем Георгием II, вторично возобновлен в 2000). Ниноцминдско-Сагареджойская, еп. Евфимий (Лежава). Мон-ри: св. Давида Гареджийского (ставропигиальный) (хребет Гареджи, Сагареджойский р-н, муж., основан в VI в. прп. Давидом Гареджийским, закрыт в 1923, возобновлен в 90-х гг. ХХ в.; находятся мощи прп. Давида Гареджийского и его учеников, преподобных Лукиана и Додо); св. Иоанна Крестителя (ставропигиальный) (хребет Гареджи, Сагареджойский р-н, муж., основан в VI в. прп. Давидом Гареджийским, закрыт в 1921, возобновлен в 2000); Ниноцминда, св. Нины (с. Ниноцминда, Сагареджойский р-н, жен., основан в 1990); Патардзеули, св. Рождества Пресв. Богородицы (с. Патардзеули, Сагареджойский р-н, муж., основан в 1999); Хашми, Св. Троицы (с. Кацарети, Сагареджойский р-н, муж., основан в 2005).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Еще одним видным представителем академизма, работавшим на Керкире в 1870-1891 гг., был Х. Пахис (1844-1891). Помимо икон (в ц. свт. Спиридона Тримифунтского и Пресв. Богородицы «тон Ксенон») у него есть произведения на религиозно-патриотические темы. Наибольшую известность получили картины «Казнь патриарха Григория V» и «Монастырь Аркадиу». Монастыри В епархии действуют 10 муж. и 7 жен. мон-рей, а также 3 жен. исихастирия. Мужские монастыри: Пресв. Богородицы Платитеры (основан в 1743), Пресв. Богородицы Палеокастрицы (основан в 1228, отстроен в 1525), Пантократора «Ипсилу» («Высокого»; основан в 1330 или 1347, собор и фрески XVII в., худож. Иоаннис Дзилиос), Пресв. Богородицы «Ипсилис» («Высокой») (основан не позднее XIV в., возрожден ок. 1700), мц. Кириакии (основан в XVII в., возрожден в 1992), Пресв. Богородицы Миртидиотиссы (основан в XVI в.), Кассопитры Пресв. Богородицы (основан в 1530, восстановлен в 1706, преобразован в мужской в 1991), великомучеников Феодоров в Камаре (основан в XVI в.), Св. Троицы (основан в XV в., фрески XV, XVII и XVIII вв.), Пресв. Богородицы Влахернской (основан в XVII в., собор 1780). Женские монастыри: великомучеников Феодоров в Палеополи (основан в XIV в., конха VI-VII вв., корпуса XVII в.), вмц. Евфимии (основан в XV в.), вмч. Димитрия Солунского (храм основан в XVI в., монастырь создан в 1860), Пантократора (основан ок. 1600, восстановлен в 1835, преобразован в женский в 1978), прмц. Параскевы близ с. Макрадес (основан в XVII в.), прмц. Параскевы «Згурадон» (основан в 1906), Пресв. Богородицы «Владычицы ангелов» (основан в 1696, возрожден в 1933). Исихастирии: прмц. Параскевы (основан в 1620 г., преобразован в женский в 1834), Пантократора в местности Камарела (основан в XVII в., собор 1890), Пресв. Богородицы «Хамилис» («Низкой») (основан в XVI в.). Особо чтится икона Божией Матери Кассопитры в одноименной церкви в сев.-вост. части о-ва Керкира. Название «Кассопитра» происходит от античного г. Кассиопея, на месте к-рого находится церковь. В 1530 г. в этом храме произошло чудесное исцеление юноши Стефана, которого ошибочно приняли за разбойника и ослепили по приказу байло С. Леоне. Пресв. Богородица явилась ночью Стефану и вложила в его пустые глазницы новые глаза. Керкирские архиереи

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Сельце Иршавского р-на, основан в 2010); Костринский Покровский мужской (в с. Кострина Великоберезнянского р-на, основан в 2001, утвержден Синодом в 2006); Ракошинский Покровский мужской (в с. Ракошине Мукачевского р-на); Кичерновский Успенский мужской (в с. Кичерном Воловецкого р-на, основан в 2003); Заболотновский Георгиевский мужской (в с. Заболотном Иршавского р-на, основан в 2010); Ворочевский Покровский мужской (в с. Ворочеве Перечинского р-на; основан в 2012); Приборжавский Серафимовский женский (в с. Приборжавском Иршавского р-на, основан в нач. 30-х гг. XX в. как муж. скит, в 1938 преобразован в женский, закрыт в 1959, возобновлен в 1990); Кушницкий Введенский женский (в с. Кушница Иршавского р-на, основан в 2002); Дубровский Иоанно-Предтеченский женский (в с. Дубровка Иршавского р-на, основан в 1925 как муж. скит, закрыт в 1952, возобновлен в 2000); свалявский Кирилло-Мефодиевский женский (в г. Свалява, основан в 1992); Николаевский женский (в Мукачеве, основан в 1360 как пещерный мужской, с 1646 по 1947 греко-католический, в 1947 возобновлен как мужской, но в том же году преобразован в женский); Домбокский Успенский женский (в с. Домбоки Мукачевского р-на, основан в 1932, закрыт в 1959, возобновлен в 1990); Заречовский Марие-Магдалинский женский (в с. Заречове Перечинского р-на, основан в 2010); Суховский Владимирский муж. скит (в с. Сухом Великоберезнянского р-на, основан в 2015); Покровский мужской (в с. Ракошине Мукачевского р-на, основан в 2002); Чинадиевский мужской в честь Почаевской иконы Божией Матери (в с. Чинадиеве Мукачевского р-на, основан в 2003); Всехсвятский Красногорский мужской (в Мукачеве, основан в 2006). Упраздненные: в совр. с. Заречье Иршавского р-на (основан в 1689, в 1750 присоединен к Имстичёвскому мон-рю); в совр. с. Имстичёве Иршавского р-на (первые упоминания в 1654, в 1727 перешел в унию); в совр. с. Кричеве Тячевского р-на (основан в 1693, закрыт в 1788); в совр. с. Белая Церковь Раховского р-на (основан в XIV в., закрыт в 1788); в совр.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Как мы узнали, другое уголовное дело будет возбуждено вследствие мошенничества, потому что при исследовании обнаружено, что на значительном количестве документов его подпись подлинна. Артемий и часть его последователей после покидания монастыря не севере Косово проживают в гостинице «Рояль» в г.Кралево. Как узнает «Блиц», прокуратура после предъявления требования на возбуждение уголовного дела из МВД начала проверку утверждений и сбор необходимой информации. Сотрудники МВД Сербии вчера сопровождали колонну машин Артемия и его последователей до г.Кралево, а несколько полицейских вчера было и у гостиницы «Рояль». Как узнает «Блиц» надзор МВД необходим, потому Артемий может покинуть страну, как это раньше сделал его ближайший сотрудник Симеон Виловский, который сбежал в Грецию. Также, сторонники Артемия два дня тому назад насильственно вторглись и захватили имущество СПЦ – монастыри Дубоки Поток и Девины воды на севере Косово, вели себя агрессивно по отношению к монашествующим в монастырях, поэтому необходимо предупредить о возможно таком же сценарии в центральной Сербии. Возможен еще один иск против Артемия, который, однако, все пытается  представить как гонение, потому что он единственные настоящий православный и так называемый антиэкуменист. Как узнает «Блиц» приводится к концу основательная проверка всей документации Рашско-Призренской за время управления Артемия. Обнаружено, что на большинстве документов, которые свидетельствуют об отчуждении денежных средств подпись тогдашнего владыки Артемия подлинна, что является основанием для возбуждения уголовного дела. При исследовании СПЦ было установлено, что расхищен весь фонд для Храма Христа Спасителя в Приштине, председателем которого был тогдашний епископ Артемий. Данный факт кражи до сих пор не был включен ни в один иск. Как мы узнали, задолженность епархии составляет несколько сотен тысяч евро. Артемий с группой от тридцати последователей, среди которых есть и монашествующие, после приезда в центральную Сербию, проживает в гостинице «Рояль» в центре г.Кралево.

http://pravmir.ru/soobshhenie-svyashhenn...

Словом, Милое – опытный боец и поэтому покойно относится к той ситуации, в которой он оказался. Говорит он убедительно, богословски грамотно. Он написал несколько книг, в том числе и о ситуации вокруг бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия. При этом он отнюдь не радикал, каким его пытаются представить недруги бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия. Он выступает против крайностей зилотства, но твердо стоит на консервативных православных традициях. В гостях у Милое Стевановича мы – Анна Филимонова, Павел Тихомиров, автор этих строк - были вместе с публицистом, известным сербским писателем профессором Владимиром Димитриевичем, с юристом Зораном Чворовичем, который выступил в защиту бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия, за что лишился места работы, его выгнали с юридического факультета университета в городе Крагуевац, с известной журналисткой Наташей Йованович и издателем Ранко Гойковичем. Самой острой и самой сложной темой сегодня является проблема соборности в Русской и Сербской Православных Церквах. Как добиться того, чтобы священство и епископат считались с мнением мирян, но при этом сохранить иерархичность, не стать православными протестантами? Вокруг этого вопроса собственно и велись все разговоры в гостях у этого удивительного человека. На следующий день, 21 мая, мы отправились в старинный сербский город Кралево, который находится рядом с центром сербской духовности – знаменитым монастырем Жича. Но перед посещением Кралево мы посетили удивительный храм в селе Цветки и встретились с его настоятелем отцом Петаром. Это деревянный храм, как с гордостью сказал нам его настоятель, - " сербский Суздаль " или " сербские Кижи " . Храм был построен в 1825 году без единого гвоздя, притом иконы в этом храме начала XIX века и все привезены из России. Рядом с этим бревенчатым храмом сейчас возводится большой каменный храм в честь Апостола Павла. В прошлом году в Кралево было сильное землетрясение, в результате которого пострадал этот храм, мы видели на нем трещины.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/23/se...

Закрыть itemscope itemtype="" > Епископ Артемий (Радосавлевич) не признает решения Архиерейского Собора о лишении его сана Последние события, связанные с делом гонимого сербского архиерея 23.11.2010 427 Время на чтение 4 минуты В центре внимания православной общественности остается ситуация вокруг лишенного Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви епископского сана бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия. Стали известны последние события, о которых сообщают различные информагентства. В частности, в сети Интернет выложена видеозапись захвата монахов в косовском монастыре Дубоки Поток силами Косовской полицейской службы . Напомним, что 19 ноября владыка Артемий совершил Божественную литургию в этом монастыре . Литургия проходила в трапезной, так как игумен монастыря отказался открыть церковь, объясняя это тем, что получил такой приказ. В своей проповеди после литургии владыка Артемий отметил, что слухи о том, что он якобы собирается уйти в раскол , не соответствуют действительности, что его возвращение в Косово обусловлено тяжелой ситуацией в регионе, что ему и его сторонникам в сложившемся положении приходится действовать, подобно первым христианам, пребывавшим в катакомбах. Между тем, как сообщает СРПСКА.Ру со ссылкой на сербский портал «Вести-онлайн», 20 ноября владыка Артемий прибыл в Белград. Кроме того, группа из 16 монахов из числа братии монастыря Црна Река, поддерживающих владыку Артемия, во главе с бывшим игуменом Иоанном, вернулась в село Лозница на горе Елица неподалеку от Чачка. Братия Црной Реки с июня нынешнего года живет на земле чачанского предпринимателя Милойе Стефановича. В пятницу, вместе с владыкой Артемием, они присутствовали на литургии в монастыре Дубоки Поток. В Кралево они подождали, пока владыка Артемий отправится в Белград, а затем поехали в Лозницу, где намереваются перезимовать. Находясь в Кралево, владыка Артемий заявил агентству «Танюг», что не признает решения Архиерейского Собора СПЦ о лишении его епископского сана, так как для этого нет канонических оснований. Как сообщается, перед отелем «Роял», где разместился гонимый архиерей, заметны усиленные патрули полиции. Множество жителей Кралево, узнав, что в отеле находится владыка Артемий, приходили к нему за благословением.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/11/23/ep...

Бесценные сокровища включает в себя монастырская риз­ница. Она начала создаваться одно­временно с монастырем и, постоянно пополняемая благочестивыми жертво­вателями — среди них ведущее место принадлежало сербским правителям — превратилась в удивительный по своему содержанию реликварий. Но проходили годы, которые складыва­лись в десятилетия, а те — в столетия, многочисленные пожары наносили непоправимый урон ризнице. Однако больший вред исходил не от неразбор­чивого огня, а от тех, кто сознательно являлся в Студеницу с целью грабежа. Иноки, как могли, спасали свои святы­ни: закапывали, прятали вне стен мо­настыря. К великому сожалению, древ­нейшие предметы ризницы, а равно и рукописные книги из библиотеки, не сохранились. В настоящее время среди предметов, находящихся в Студенице, особо ценными являются выполненная в 1627/1628 году ставротека (реликварий), предназначенная для хранения частицы Честного и Животворящего Креста Древа Господня, и рака для мощей святого Стефана Первовенчанного, изготовленная «рукой грешного Антония» по заказу и на средства мит­рополита Симеона в 1607/1608 году. Великолепные образцы средневеково­го сербского искусства представляют: кадильница игумена Саввы, созданная неизвестным мастером в 1590/1591 го­ду; украшенное миниатюрами руко­писное Четвероевангелие первой по­ловины XVI столетия; Иванова пятихлебница 1630-х годов; шитые покров и плащаница Антония Гераклейского, относящиеся к концу и второй поло­вине XIV века. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Манастир Студеница, Брезова 10б, 36343 Сербия Проезд: Монастырь расположен на правом берегу реки Студеницы, в 39 км от города Кралево. До монастыря Студеница можно добраться следующим образом: Из Белграда существуют три варианта маршрута: Белград (шоссе Е75 до Баточины, създ направо к городу Крагуевац) – Крагуевац – Кралево – Ушче – Студеница; Белград ( шоссе Е75 до Малого Пожареваца, създ направо к городу Младеновац) – Малденовац – Топола – Рудник – Горни Милановац – Кралево – Ушче – Студеница;

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Богородицы (мужской, в с. Косэуць р-на Сорока, основан в 1729), Циганештский в честь Успения Пресв. Богородицы (мужской, в с. Цигэнешть р-на Стрэшень, основан как мужской скит в 1741, закрыт в 1959, возрожден в 1992), Жабский в честь Вознесения Господня (женский, в с. Жапка р-на Флорешть, основан в 1770), Курковский в честь Рождества Пресв. Богородицы (мужской, в с. Куркь р-на Орхей, основан в 1773, закрыт в 1953, возрожден в 1992), Сахарнянский во имя Св. Троицы (мужской, в с. Сахарна р-на Резина, основан в 1776, закрыт в 1957, возрожден в 1991), Кондрицкий во имя свт. Николая Чудотворца (мужской, в с. Кондрица муниципия Кишинёв, основан в 1783, закрыт в 1947, возрожден в 1993), Георгия Победоносца (женский, в с. Суручень р-на Яловень, основан в 1785 как муж. скит, закрыт в 1959, возрожден в 1991 как жен. мон-рь), Успения Пресв. Богородицы (женский, в с. Кушелэука р-на Шолдэнешть, основан в 1786, закрыт в 1960, восстановлен в 1988), Таборский в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в с. Табора р-на Орхей, основан как мужской скит в кон. XVIII в., преобразован в женский в 1815, закрыт в 1960, возрожден в 1989), Хировский (Чуровский) во имя прп. Симеона Столпника (женский, в с. Никулэеу р-на Орхей, основан в 1803 как мужской скит, преобразован в жен. мон-рь в 1805, закрыт в 1959, возрожден в 1992), Успения Пресв. Богородицы Городищенский (мужской, в с. Ципова р-на Резина, основан как скит в нач. XX в. на месте древнего пещерного Городищенского мон-ря, закрыт в 1949, возрожден в 1994), арх. Михаила (мужской, в с. Киштелница р-на Теленешть, основан в 1991), Илии пророка (мужской, в с. Никорень р-на Дрокия, основан в 1992), Успения Пресв. Богородицы (мужской, в с. Бутучень р-на Орхей, основан в 1996), Иакова Персиянина (мужской, в с. Сирець р-на Стрэшень, основан в 1998), Хаджимусский во имя святых Марфы и Марии (женский, в с. Хаджимус р-на Кэушень, основан в 1998), Куйзовский во имя свт. Василия Великого (женский, с. Куйзэука р-на Резина, основан в 1999), Покрова Пресв.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010