Николай Иванович порылся в сундуке и достал этюд, написанный маслом. На темном фоне светится лицо как бы врубелевского Демона, в котором с трудом угадывались черты старика Седова. О Багратионе Николай Иванович ничего нового нам не рассказал. Его прабабка действительно помнила князя, и умер он на ее глазах. Она рассказывала кое-что внуку, но многое он забыл. – Только в книжке неправильно написано, будто Багратион умер на втором этаже, в угловой комнате. Он умер внизу, и комнату эту я знаю. Это и бабушка хорошо помнила. Она тогда молодая была, Багратион ее из всей прислуги любил. – И старик снова вытирал полотенцем вспотевшее горбоносое, тонкогубое лицо под цвет полированного дуба. День тринадцатый Просиживая длинные зимние вечера в Ленинской библиотеке, однажды я наткнулся на тоненькую, но любопытную книжицу под названием: «Сельцо Вески, Владимира Васильевича Калачева», год издания 1853й. Начиналась книга с сообщения, что сельцо Вески расположено под 56°33′ северной широты и 57°21′ восточной долготы, что среднегодовая температура там +2,65°, что от Владимира до Весок 72 версты, а от Юрьева-Польского – 12,5, от торгового села Симы 7 и, наконец, от Москвы 170 верст. От нечего делать помещик Владимир Васильевич Калачев решил описать свои владения. Чего-чего тут не было! И сколько в сельце мужиков, и сколько женского населения, и сколько сенокоса по рекам да оврагам, и сколько сенокоса в кустарнике, и сколько дровяного леса береженого и сколько дровяного запущенного, и сколько выхухолей и карасей в четырех прудах. Тут был и урожай разных культур: ржи, овса, гречихи, чечевицы, ячменя, гороха, конопли; и численность коров и лошадей; и цены на все товары; и размеры оброков и податей. Говорилось также и про одежду крестьян. Например, у мужиков: «полушубок, у более зажиточных дубленый, кафтан из сукна, в праздник – плисовые шаровары, в будни – портки из пестряди, сапоги или лапти. Щеголи носят картузы, степенные мужики – поярковые шляпы с узкими полями. Бабы носят сарафан, платок, под которым по праздникам бумажный колпак, шерстяные чулки и коты».

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

203 Хотя Бруно не называет имени русского князя (как, впрочем, в первой части «Послания» – и имени венгерского короля), ясно, что речь идет о Владимире Святославиче, крестителе Руси. По расчету времени, Бруно должен был прибыть на Русь зимой 1007–1008 гг., что согласуется с косвенными хронологическими указаниями в самом «Послании» (см. примеч. 199). Из Трансильвании Бруно мог попасть к печенегам и более кратким путем, но он предпочел путь через Русь. Почему? В науке в Бруно Кверфуртском нередко усматривают политического эмиссара польского князя Болеслава I. Бруно будто бы то ли устраивал русско-польское сближение, то ли, напротив, был организатором польско-печенежского союза против Руси как потенциального союзника Германии в ее борьбе против Польши (Zakrzewski 1925. S. 261; Пашуто 1968. С. 34–35, 121–122; Головко 1988. С. 18–19; и мн. др.). И в Венгрии, по распространенному мнению, целью Бруно было примирение Болеслава I и Иштвана I. Подобные предположения представляются сильно преувеличенными. Бруно мог способствовать миру между христианскими государями, так как такой мир был, с его точки зрения, одним из условий успеха христианской проповеди среди язычников, но вряд ли он мог стать устроителем политических коалиций. В случае с Киевом дело могло обстоять проще: для миссионерской деятельности в степи нужна была относительно близко расположенная база, и роль таковой естественно мог сыграть Киев. 204 В середине X в., по данным Константина Багрянородного, земля печенегов отстояла от Руси на один день пути (Конст. Об упр. имп. 37.47. С. 157). Вероятно, с началом строительства Владимиром укреплений на южной границе Руси (ПСРЛ 1. Стб. 121; 2. Стб. 106) она была несколько отодвинута в глубь степи. При обычном расчете день пути==ок. 30 км, данные Константина указывают на рубежи по реке Стугне, а Бруно – на берега Роси в районе древнерусского города Юрьева (в начале XI в., видимо, еще не существовавшего), где Рось ближе всего отстоит от Киева. Примерно на таком же расстоянии находился и Переяславль (окрестности которого иногда считали областью, в которой проповедовал Бруно: Ляскоронский 1916. С. 273–295), но молчание в «Послании» о переправе через Днепр делает первое из названных предположений предпочтительным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1657 году в честь иконы Успения Божией Матери был построен Каменный храм. В середине XVII века возведён Успенский собор — самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек. Подробнее... Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1613 Статус: действующий Адрес: Владимирская обл., Юрьев-Польский р-н, ул. Каланчевский пер., д.7 Телефон: +7 (904) 033-56-26 На этом месте находился дом родителей прп. Никона Радонежского, где святой провёл своё детство. С XVII в. здесь располагался Введенский Никольский женский монастырь. В 1871 г. монастырь Юрьева-Польского сгорел и уже не возобновлялся. От обители остались два храма – Введения Богородицы во храм (1766) и двухпридельный Николо-Никоновский (1666). С 2001 г. обитель возобновлена как мужской Введенский Никоновский монастырь Юрьева-Польского. В нём менее 10 братьев. Первым восстановленным и действующим храмом стала Никоновская церковь. Подробнее... Михаило-Архангельский мужской монастырь (Юрьев-Польский) [ править править код ] Дата основания: 1234 Статус: действующий, музей Адрес: Владимирская обл., г.Юрьев-Польский , ул. 1 Мая, д.4 Телефон: +7(49246) 2-26-32 , 2-28-48 Монастырь Юрьева-Польского также был основан князем Святославом. Здесь перед смертью постригались в монашество юрьевские князья, первым из которых в синодике монастыря значился Димитрий, сын Святослава. После разорений монастырь Юрьева-Польского возобновили около 1530 г. при Иоанне Грозном, который построил в монастыре Михайло-Архангельский собор (1536) – первое каменное здание обители. Теперь в стенах монастыря размещён музей. В церкви иконы Божией Матери «Знамение» с трапезной (1625) – экспозиция, посвящённая генералу П. И. Багратиону, который скончался от ран, полученных на Бородинском поле, в имении Голицыных в с. Сима Юрьев-Польского уезда. (Князь Б. А. Голицын, командовавший владимирским ополчением, приходился Багратиону дядей.) Основную часть собрания составляют предметы интерьера из усадьбы Голицыных, в алтаре установлена карета, на которой Багратиона везли в Симу.

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_о...

Подробнее... Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь [ править править код ] На этом месте находился дом родителей прп. Никона Радонежского, где святой провёл своё детство. С XVII в. здесь располагался Введенский Никольский женский монастырь. В 1871 г. монастырь Юрьева-Польского сгорел и уже не возобновлялся. От обители остались два храма – Введения Богородицы во храм (1766) и двухпридельный Николо-Никоновский (1666). С 2001 г. обитель возобновлена как мужской Введенский Никоновский монастырь Юрьева-Польского. В нём менее 10 братьев. Первым восстановленным и действующим храмом стала Никоновская церковь. Адрес: ул. Каланчевскийпер., 7, Юрьев-Польский, Владимирская обл., Россия, 601800 Телефон: +7 904 033-56-26 Подробнее... Михаило-Архангельский мужской монастырь (Юрьев-Польский) [ править править код ] Монастырь Юрьева-Польского также был основан князем Святославом. Здесь перед смертью постригались в монашество юрьевские князья, первым из которых в синодике монастыря значился Димитрий, сын Святослава. После разорений монастырь Юрьева-Польского возобновили около 1530 г. при Иоанне Грозном, который построил в монастыре Михайло-Архангельский собор (1536) – первое каменное здание обители. Теперь в стенах монастыря размещён музей. В церкви иконы Божией Матери «Знамение» с трапезной (1625) – экспозиция, посвящённая генералу П. И. Багратиону, который скончался от ран, полученных на Бородинском поле, в имении Голицыных в с. Сима Юрьев-Польского уезда. (Князь Б. А. Голицын, командовавший владимирским ополчением, приходился Багратиону дядей.) Основную часть собрания составляют предметы интерьера из усадьбы Голицыных, в алтаре установлена карета, на которой Багратиона везли в Симу. В надвратной церкви Иоанна Богослова (1670) выставлены картины и фарфор из имения Голицыных, а также несколько икон. В соборе Архангела Михаила (1806) хранятся деревянные резные образа из сельских церквей; в их числе сильные образа Николы Можайского и Параскевы Пятницы XVII в. В этом храме регулярно совершаются богослужения.

http://azbyka.ru/palomnik/Юрьев-Польский...

Основан в конце XV века: между 1482/1483 и 1493/1494 годами, хотя по некоторым источникам монастырь существовал уже в третьей четверти XV века. По преданию, монастырь был основан преподобным Космой Яхромским, иноком Киево-Печерской лавры на месте явления ему в 1482 году иконы Успения Божией Матери. Позже Косма был избран игуменом, установил порядок иноческого жития, заложил храм Успения Пресвятой Богородицы. В XV—XVI веках строения монастыря были деревянными, быстро ветшали и на протяжении столетий неоднократно перестраивались. В 1624 году монастырю было пожаловано село Небылое. В 1657 году в честь иконы Успения Божией Матери был построен Каменный храм. В середине XVII века возведён Успенский собор — самый древний и самый значительный в архитектурном отношении из всех монастырских построек. Адрес: 601810 Владимирская область, Юрьев- Польский район, село Небылое Телефон: (49-246) 5- 41-55 Подробнее... Михаило-Архангельский мужской монастырь (Юрьев-Польский) [ править править код ] Монастырь Юрьева-Польского также был основан князем Святославом. Здесь перед смертью постригались в монашество юрьевские князья, первым из которых в синодике монастыря значился Димитрий, сын Святослава. После разорений монастырь Юрьева-Польского возобновили около 1530 г. при Иоанне Грозном, который построил в монастыре Михайло-Архангельский собор (1536) – первое каменное здание обители. Теперь в стенах монастыря размещён музей. В церкви иконы Божией Матери «Знамение» с трапезной (1625) – экспозиция, посвящённая генералу П. И. Багратиону, который скончался от ран, полученных на Бородинском поле, в имении Голицыных в с. Сима Юрьев-Польского уезда. (Князь Б. А. Голицын, командовавший владимирским ополчением, приходился Багратиону дядей.) Основную часть собрания составляют предметы интерьера из усадьбы Голицыных, в алтаре установлена карета, на которой Багратиона везли в Симу. В надвратной церкви Иоанна Богослова (1670) выставлены картины и фарфор из имения Голицыных, а также несколько икон. В соборе Архангела Михаила (1806) хранятся деревянные резные образа из сельских церквей; в их числе сильные образа Николы Можайского и Параскевы Пятницы XVII в. В этом храме регулярно совершаются богослужения.

http://azbyka.ru/palomnik/Юрьев-Польский

С добровольным принятием Христианства, по словам Илариона, русские «выпрямились» и «вступили на путь жизни» во Христе Господе. «Крещение дало нашим предкам высшую свободу - свободу выбора между Добром и Злом, а победа православия подарила Руси тысячелетнюю историю» . Этими словами Л.Н. Гумилева мы и завершим наше повествование об одном из самых ранних и выдающихся произведений, «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона – жемчужине национального достояния Русского народа. ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР ЮРЬЕВА-ПОЛЬСКОГО (ЭСТЕТИКА) Мы должны отметить особенное отношение наших предков к слову, по большому счету сохранившееся до наших дней. Но древнерусская литература со времени своего основания не была изолированной частью русского творчества. «Произведения древнерусской литературы как бы «наращивались произведениями других жанров и других эпох. При этом создавалась структура, в которой различные художественные стили и методы анфиладно сменяли друг друга, выступая массивами, сосуществовали друг с другом, соединяясь на основе контрастов. Общие эстетические принципы охватывали в древней Руси и литературу и зодчество» . В качестве наглядного примера вышесказанного – Георгиевский собор 1230-1234 годов города Юрьева-Польского, последний каменный храм до азиатского вторжения на Русь которое начнется через три года после окончания его постройки. Этот собор, в честь Великомученика Георгия Победоносца, чьё пешее барельефное изображение отличается от привычного нам сегодня конного изображения высокопочитаемого святого, уникален по многим признакам. «Строительство собора было настолько значительным событием, что через 350 лет летописец упомянул его в Лицевом своде царя Ивана Грозного — иллюстрированной энциклопедии, созданной в единственном экземпляре. На рисунке из Лицевого свода изображен великий князь Святослав Всеволодович с боярами на фоне Георгиевского собора» . Резной орнамент покрывает практически все «тело» храма, на нем лики святых, ангелы, животные, в том числе мифические, есть даже единственное в мире изображение слона на храме .

http://ruskline.ru/analitika/2022/12/06/...

Эти сведения подтверждают, что новые города Юрий Долгорукий называл по аналогии с городами Киевской земли. Сведения же об основании Городца в этих летописных известиях отсутствуют. Как следует из Воскресенской летописи, родной город Юрия Долгорукого Городец Остерский, разорённый Изяславом, имел второе название Юрьев: «В лето 6660 (1151/52) Изяслав Мстиславич и Давидовичи, и Изяслав и Святослав Всеволодич розведоша городок Юрьев и пожгешай» (РГАДА, ф. 201, оп. 1, ед. хр. 40, л. 102 об.; ПСРЛ. Т. 7, с. 56). Как уже отмечалось, из Воскресенской, Новгородской и Никоновской летописей следует, что в Суздальской земле Юрием Долгоруким был заложен «град Юрьев». В Никоновской летописи он назван Юрьев Польской (ПСРЛ. Т. 9, с. 196). В связи с этим 1152 г. считается также датой основания города Юрьева-Польского (Дударев В.А., Евсеева Н.А. СССР. Административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1980 года. М., 1980, с. 106; Пэнэжко О. Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района. Владимир, 2005). Однако местоположение города Юрьева, основанного Юрием Долгоруким в 1152 г., в летописи не указано. Вместе с тем Городец Мещерский также находился в Суздальской земле. Как видно, ни одно из приведённых известий нельзя ни принять, ни отвергнуть. И хотя предположение В.Н. Татищева об основании Городца Мещерского в 1152 г. было принято многими исследователями, точка в поиске даты основания г. Касимова не поставлена. Важным является вопрос о месте смерти святого благоверного князя Александра Невского. С XIX века идут споры – в каком Городце это случилось: в Волжском или Мещерском? Вот возьмём «Журнал Министерства внутренних дел» от 1841 года, где читаем статью «О городе Касимове, Рязанской губернии» (раздел «Смесь», с. 7): «Каменная церковь Богоявления Господня, названная так по образу, чудесно сохранившемуся от сгоревшего в 1372 году Городцовского монастыря… По некоторым признакам можно полагать, что здесь был древний Городецкий Богоявленский монастырь, в коем 1263 года 14 ноября Великий Князь Александр Невский, проездом из Монгольской орды и с Дону, в болезни принял Ангельскую схиму; а что здесь в Городце Благоверный Князь скончался, о том значится и в кратком Степеннике государственных фамилий, изданном в 1785 году».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/i_...

770 Собор – белокаменный, с резным декором (см.: Иоаннисян О. М., Зыков П. Л.. Леонтьев А. Е., Торшин Е. Н. Архитектурно-археологические исследования памятников древнерусского зодчества в Ростове Великом//Сообщения Ростовского музея. Ростов, 1994. Вып. 6. С. 199 и сл.). 771 Иоаннисян О. М. Комплекс древнейших построек Спасского монастыря в Ярославле//ДРИ. XIII в. СПб., 1997. С. 199 и сл. 772 Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. 2. С. 68 и сл.; Раппопорт П. А. Древнерусская архитектура. С. 98 и сл.; Столетов А. В. 1) Материалы к реконструкции Георгиевского собора города Юрьева-Польского//Культура Древней Руси. М., 1966. С. 263 и сл.; 2) Георгиевский собор города Юрьева-Польского и его реконструкция//Из истории реставрации памятников культуры. М., 1974. С. 111 и сл.; Торшин Е. Н. К вопросу о хронологии черниговского строительства рубежа XII и XIII вв.//ДРИ. XIII в. СПб., 1997. С. 163; Иоаннисян О. М., Торшин Е. Н., Зыков П. Л. Церковь Бориса и Глеба в Ростове Великом//Там же. С. 229. 773 Верх собора рухнул в 1445 г., здание сохранилось примерно до середины высоты стен, включая одноярусные притворы. Нынешний облик собора имеет не только чинки 1445 г., но обновлен в 1530 г., когда его разобрали до половины высоты стен, надстроили из кирпича, сделали пять глав, изменили апсиды. 775 Об уровне завершения собора можно отчасти судить по апсидам, переделанным в XVI в., но примерно сохранившим свою древнюю высоту. 777 Собор рухнул и восстановлен в 1471 г. В. Д. Ермолиным с обновлением верхних частей, опор, углов южного фасада. 778 Разные точки зрения: Кавельмахер В. В. Краеугольный камень из лапидария Георгиевского собора: К вопросу о так называемом Святославом кресте//ДРИ. XIII в. СПб., 1997. С. 185 и сл. 779 Позднее с северной стороны пристроили крошечный придел-усыпальницу для князя Святослава (ум. в 1252 г.). 782 Реконструкции переложенной резьбы (уцелевшей лишь на северном и отчасти западном фасаде) различны и дискутируются; наиболее аргументированной выглядит реконструкция А. В. Столетова, реставратора собора, сохраняющая для центральных прясел и люнетов притворов принцип свободной поверхности выше аркатуры с вмонтированными в неё сценическими изображениями. Символика изображений, тесно связанная с местом рельефов на поверхности стены, думается, нуждается в дополнительном исследовании с учетом новых знаний (см. о ней: Вагнер Г. К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси, г. Юрьев-Польской. Μ., 1964; Воронин H. Н. 1) Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 2. С. 98 и сл.; 2) Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. Μ., 1967. С. 275 и сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наш путь лежит в Городище - небольшую деревушку недалеко от Юрьева-Польского. Считается, что здесь, на берегу реки Липица, в 1216 произошла битва между новгородскими, псковскими, смоленскими князьями, ставшая знаменитой потому, что была, возможно, самым кровавым и жестоким сражением славян со славянами. После него ослабленные славянские дружины не смогли уже противостоять нашествию Батыя. На месте древнего городка - одинокая колокольня, ров да земляной вал. Возле сельского магазина тусуется подвыпившая молодежь. Создается впечатление, что печальные последствия той далекой битвы сказываются до сих пор. А мы отправляемся в старинное княжеское село Подолец. В селе с более чем восьмисотлетней историей стоит необычный храм, построенный в XVII веке князьями Милославскими, сподвижниками Ивана Грозного. В подолецком храме два этажа и четыре придела - для сельского храма это большая редкость. Здесь захоронены князь Сергей Михайлович Милославский и две супруги князя Михаила Васильевича. Но давно уже никто не помнит, когда вынесли из храма надгробия и куда они подевались. В храме ведутся реставрационные работы. Но сам храм закрыт, попасть в него невозможно. Только по большим праздникам проходят здесь службы, на которые собирается достаточно много народу. По дороге из Юрьева-Польского в Переславль останавливаемся в Симе. Здесь, на территрии храма Димитрия Солунского, недавно был открыт памятник Петру Багратиону, герою войны 1812 года, который скончался в имении князей Голицыных. Возвращаемся в Москву. Небольшое село на нашем пути. Разрушенная церковь, деревянный магазин - словно картинка из советского прошлого. Бдительная продавщица, увидев фотоаппарат, выскочила из-за прилавка и, не дав опомниться, взяла в оборот: а вы кто такие, а вы зачем тут, а кто разрешил фотографировать. Еле отбились. Пустые полки магазина - как эхо прошлого. Одинокая бабуля сидит на лавке - то ли время пришла скоротать, то ли купить чего. Полную версию фоторепортажа смотрите тут Фото автора За предоставленные автомобили благодарим ЗАО " Крайслер РУС "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

– О чем ты думаешь? Попроси, чтоб поездку отнесли на осень. И овцы будут целы, и волки сыты. Хорошо, когда много друзей. Старинные туристские справочники, или, как их называют, путеводители, усиленно рекомендовали путешествовать по Владимирской земле. В них подробно описывалась дорога от Владимира до Суздаля, или так называемая Стромынка – дорога от Москвы через Александрову слободу до Юрьева-Польского, а уж оттуда до Суздаля и Владимира. Это объясняется тем, что очень много было во Владимирской земле разных монастырей, старинных церквей, редчайших, рублевской или ушаковской работы, иконостасов, а также мест, связанных с пребыванием царствующих особ. Там молился Иван Грозный, туда он засадил свою жену там жила опальная жена Петра Великого; в той деревне сидел Дмитрий Пожарский, когда пришли к нему с поклоном нижегородцы: иди, мол, спасай Россию! А там был похоронен сам Александр Невский. Сохранился царев указ о том, как перевозить останки этого князя и воина, когда было решено перевезти их из захудалого губернского городишка Владимира в стольный Петербург. Может, князя Александра и сразу похоронили бы в Петербурге, но беда в том, что Владимир был в год его смерти великим городом, а на Петербург не было и малейшего намека. А повелевал указ следующее: «Подняв раку с мощами святого от места его благоговейно, с подобающей честью вынести… и, поставив оную и распростерши балдахин, проводить его обыкновенным церковным пением и колокольным звоном, как мощи святого проводить долженствует, и в том провождении ехать оным путем умеренно, со усмотрением мест, дабы в удачных никакого свыше потребы медления, а в неудачных – вредительной скорости не употреблялося». Что же касается Дмитрия Пожарского, то с его могилы куда-то увезли только мраморный мавзолей, а останки князя и поныне в Суздале. Но мы придем еще на его могилу, и у нас будет время поговорить об этом подробно. Так вот старинные путеводители усиленно рекомендовали путешествовать по Владимирской земле. И совершенно напрасно в новых сборниках туристских маршрутов, где есть непременная Военно-Грузинская дорога, село Архангельское и озеро Иссык, не упоминается ни Юрьева-Польского, ни Суздаля, ни Мурома, ни Мстеры, ни Гуся Хрустального, ни Боголюбова, ни самого Владимира . Поэтому, заглянув в такой справочник, я тут же и закрыл его.

http://azbyka.ru/fiction/vladimirskie-pr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010