Юрьев-Польский. Петропавловский монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1874. Адрес: Юрьев-Польский, ул. 1-го Мая, за домом 74 Координаты: 56.511711, 39.684085 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Петропавловский монастырь «близ города Юрьева» существовал с XVI века как мужская обитель. Во время «литовского разорения» он был разрушен и сожжен. По другим сведениям, он был основан в XVII веке митрополитом Суздальским и Юрьевским Иларионом, а позднее пришел в упадок. Долгое время монастыря здесь не было. Деревянная приходская церковь Петра и Павла на этом месте была заново отстроена в XVII веке и около двух столетий существовала под постоянной угрозой закрытия и даже сноса, однако каждый раз происходило что-либо, что спасало храм. В начале XIX века церковь значится «стоящей на кладбище». В 1825 году юрьевцы подали прошение в губернское правление о сносе ветхой Петропавловской церкви. Храм был передан Михайло-Архангельскому монастырю, и по указу Синода в 1830 году окончательно обветшавшую церковь снесли. Некоторое время здесь была пустошь, отошедшая в собственность крестьянам соседнего села Федосьина. Землю эту выменял у крестьян юрьевский купец Петр Бородулин, решивший возобновить храм. В 1843 году неподалеку от городской заставы началось грандиозное строительство. Купец Бородулин получил разрешение построить здесь новый большой храм во имя Петра и Павла. Здание получилось поистине великолепным, таким, какого в Юрьеве-Польском еще не было. Однако огромный новый пятиглавый храм Петра и Павла, с массивным световым барабаном в центре, с четырьмя главами (тоже на световых барабанах) по углам, с огромными, высокими порталами, в византийском стиле, с тремя престолами оказался еще почти на двадцать лет без прихода. Новую жизнь ему дал большой городской пожар 1871 года, уничтоживший женский Введенский монастырь. Оставшиеся буквально на улице монахини получили разрешение занять Петропавловскую церковь, ставшую впоследствии соборным храмом монастыря. С 1874 года обосновавшаяся на новом месте обитель официально стала называться Петропавловской. Успенская теплая церковь монастыря была построена примерно в это же время. Сейчас ее трудно распознать в оставшихся руинах, заросших деревьями и кустарником, а тогда это была довольно просторная красивая церковь в неорусском стиле, увенчанная одной главкой на шатровом завершении.

http://sobory.ru/article/?object=17349

Ростовский еп. Кирилл находит обезглавленное тело вел. кн. Георгия. Литография. 2-я пол. XIX в. Ростовский еп. Кирилл находит обезглавленное тело вел. кн. Георгия. Литография. 2-я пол. XIX в. В 1216 г. в Суздальской земле шла крупнейшая со времен борьбы за власть кн. Всеволода Большое Гнездо междоусобная война. Началась она с того, что брат Г. В. Ярослав был изгнан с новгородского княжения своим тестем блгв. кн. Мстиславом (Феодором) Мстиславичем Удатным. Г. В. встал на защиту Ярослава, на стороне к-рого выступили младшие Всеволодовичи Святослав и Иоанн, а также блгв. кн. муромский Давид (Петр) Георгиевич . В то же время Константин Всеволодович вступил в союз с Мстиславом Удатным. К этому союзу примкнули брат Мстислава псковский кн. Владимир, двоюродный брат Владимир Рюрикович Смоленский, племянник Всеволод Мстиславич. 21 апр. 1216 г. на р. Липице (близ Юрьева-Польского) произошло сражение между княжескими группировками. Г. В. и его союзники потерпели сокрушительное поражение, потеряв, согласно новгородским источникам, более 9 тыс. чел. Вел. князь бежал во Владимир, где был осажден противниками и капитулировал. Константин, ставший вел. князем владимирским, и его союзники заключили с Г. В. мир и дали ему во владение Городец-Радилов на Волге. Вместе с Г. В. в Городец уехал и Суздальско-Владимирский еп. Симон. В 1217 г. вел. кн. Константин и Г. В. заключили новое соглашение. По его условиям Г. В. увеличил свои владения и перешел на княжение в Суздаль, после смерти Константина должен был вновь занять великокняжеский стол. Г. В. в свою очередь гарантировал сохранение за детьми брата владений, выделенных Константину при жизни вел. кн. Всеволода Большое Гнездо. 2 февр. 1218 г. Константин скончался и Г. В. вернулся на владимирский стол. Вскоре он занялся укреплением вост. рубежей Сев.-Вост. Руси. В 1220 г. войско Г. В. во главе с его братом юрьевским кн. Святославом совершило успешный поход на Волжскую Булгарию. В следующем году вел. князь заложил в устье Оки Н. Новгород, ставший вост. форпостом его владений. Здесь в 1224 г. по приказу Г. В. был возведен каменный Спасо-Преображенский собор, а между 1221 и 1227/28 гг. за стенами города построены церковь и мон-рь во имя Пресв. Богородицы. В 20-х гг. XIII в. по инициативе Г. В. велось активное церковное строительство в Суздале. В 1222 г. здесь на месте древней Успенской ц. был заложен собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (освящен в 1225).

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

Г. Г. Гагарин. Христос и самаритянка. Эскиз росписи ц. во имя свт. Николая в Мариинском дворце. 1859–1860 гг. (ГРМ) Г. Г. Гагарин. Христос и самаритянка. Эскиз росписи ц. во имя свт. Николая в Мариинском дворце. 1859–1860 гг. (ГРМ) В 1864 г. Г. переведен на гражданскую службу с чином тайного советника, получил должность гофмейстера, обер-гофмейстера (1880). Награжден орденами св. Станислава 1-й степени (1860), св. Анны 1-й степени с мечами (1862), св. Владимира 2-й степени с мечами (1867), Белого орла (1868), св. Александра Невского (1874). Г. принадлежат проект отделки, росписи, иконы для иконостаса (1859-1860) ц. свт. Николая в Мариинском дворце вел. кнг. Марии Николаевны (росписи восстановлены в 1979-1988 по эскизам Г.), часть росписи интерьера, иконы, эскизы светильников (до 1870) ц. Св. Троицы при дворце принца А. П. Ольденбургского в С.-Петербурге, росписи неск. церквей близ Карачарова Клинского у. Московской губ. (ныне Тверская обл.), эскиз интерьера и мозаики над главным входом Преображенской ц. в Баден-Бадене (1882), иконы для ц. Покрова на Боровой ул. в С.-Петербурге (1892), Ментонской ц. во Франции (1893). Г. являлся действительным членом (1862), управляющим Отд-нием зап. и классической археологии (1864), помощником председателя РАО, действительным и почетным членом Об-ва поощрения художеств, в 1877 г. одним из членов - учредителей ОЛДП. В 72-м - 90-х гг. XIX в. совершал путешествия по М. Азии, Италии, Сицилии, Египту. Основные исследовательские интересы Г. лежали в области изучения памятников визант. стиля. В отличие от др. ученых историю визант. искусства и его влияния на родственные культуры Г. представлял в виде стройной научной системы, связанной с историческими и политическими событиями того или иного периода. Рассматривал проблему национального в рус. искусстве, связанном с визант. традицией. Будущее рус. искусства Г. связывал с развитием русско-визант. стиля, призывая архитекторов обращаться к традициям и памятникам Владимира, Суздаля, Ростова, Ярославля, Костромы, Юрьева-Польского, Москвы. Он выпустил альбомы с воспроизведением миниатюр из визант. рукописей, мозаик равенских церквей, рельефов древнерус. храмов XI-XII вв., деревянной резьбы, отражавшие влияние Византии на рус. искусство.

http://pravenc.ru/text/161389.html

Минской Епархии заштатный мужской. Находится в Дисенском повете в местечке Друй, от которого и название своё имеет, при реке Двине, построен иждивением тамошних обывателей по дозволению Князей Сапегов. Строения в монастыре сем следующие: 1) ЦЕРКОВЬ каменная, до окон выложенная, но не оконченная ещё; 2) ЦЕРКОВЬ деревянная старая; келий две каменных под одной крышею с сенями; трапеза и прочие службы деревянные ветхие. Оный монастырь содержание своё получал от земли пахотной, данной теми же Князьями Сапегами в 1694 году, называемой Залесья, при которой находится озеро и принадлежавшая к монастырю рыбная ловля, которая после от него отобрана, a вместо того дана другая при реке Двине, называемая Ермолова, которая состоит расстоянием от местечка Друй в 5 вёрстах. К сему ещё отведена Казённой Палатой мельница и рыбная ловля в озере. Друцкий монастырь Мужской. Находился в Польском владении, в городе Друцке. См. Историч. известие о возникш. в Польше Унии стр. 166. Дубенский Успенский монастырь Мужской. Находился на острове речки Дубечки или Дубны. См. Пролог месяц Март, 16 число, в житии Св. Серапиона, Архиепископа Новгородского. Добавление из VI тома Дубовая церковь Так именовался мужской упразднённый монастырь, бывший в уезде города Юрьева Польского. Церковь в нём была во имя великомученика Георгия, деревянная. Настоятельство Игуменское, а крестьян 58 душ. Церковь же в 1764 году обращена в приходскую. Дудельский монастырь Находился близ правого берега реки Оки, от Нижнего Новгорода к юго-западу в 35 вёрстах. Он то же что и Дудин. Дудин монастырь Упразднённый Тверской Епархии и уезда. Примечателен по годовой ярмарке, бываемой при нём 9 Мая. Дудин Николаевский Амвросиев монастырь Упразднённый мужской. Находился в Нижегородской Епархии и принадлежал к Синодальной области. До учреждения в 1764 году Штатов было за монастырём сим 1.296 душ крестьян. Строения были следующие: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Успения Божьей Матери с приделом Св. Николая Чудотворца; 2) ЦЕРКОВЬ деревянная во имя Владимирской Божьей Матери;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

ВВЕДЕНСКИЙ, женский, в Вязниковском уезде. В котором веке существовал этот монастырь не известно; уничтожен же он в 1764 году и церковь его, Введения Божией Матери, с приделом Иоанна Предтечи, обращена в приходскую. МИХАЙЛОВСКАЯ, пуст. муж, в Вязниковском уезде, с церквами: Владимирской Богородицы и Иоанна Предтечи. Кем и когда она была основана, почему называлась Михайловскою, и когда уничтожена, сведений нет. АНТОНИЕВА, пустынь муж. существовавшая в древности на том самом месте, где ныне находится уездный город Покров, и давно уже уничтоженная. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж. бывший некогда близ уездного города Юрьева-Польского. О времени основания и уничтожения этой обители никаких сведений нет. От нее уцелела одна только, стоящая среди поля, деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла, которая приписана к Архангельскому Юрьево-Польскому монастырю. ТРОИЦКИЙ, муж. в уездном городе Шуи, на берегу реки Тезы, на конце города. Когда он был основан, точных сведений нет; но из вкладов и других обстоятельств видно, что он в первой половине XVI в. уже существовал; уничтожен же он в 1764 году и место это обращено в городское кладбище. – Ныне здесь две церкви, построенные в недавнем времени, вместо прежних: 1) Живоначальной Троицы, с приделом Успения Божией Матери, и 2) Казанской Богородицы, где находилась и древняя ее икона. В ризнице хранится, между прочим, старинное письменное евангелие 1546 года; а прежде были тут некоторые утвари и книги, принесенные в дар Княз. Д. М. Пожарским. – Обитель, до уничтожения, пользовалась разными угодиями и вотчиной, пожалованными Царями Иоанном IV и Феодором Иоанновичем. В храмовой праздник, в день Пятидесятницы, совершается сюда из городского собора крестный ход. СПАСКИЙ, женский, в уездном городе Шуя, с церковью Преображения Господня. О времени основания его неизвестно; упразднен же в 1764 году. ЗНАМЕНСКИЙ, женский, в Шуйском уезде, в селе Лежневе. Основан в XVI веке Марфой Владимировной, супругой Принца Магнуса, Короля Лифляндского, дочерью Князя Владимира Андреевича Старицкого, имевшей пребывание в помянутом селе. Здесь церковь Знамения Божией Матери, обращенная в приходскую. Обитель упразднена в 1764 году. До уничтожения она была на всем содержании крестьянина села Лежнева, Андрея Петрова Кобылина, который и все монастырское строение соорудил на свой счет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа «18». Николаевский женский монастырь в Юрьеве Польском упоминается с 1620-х гг., с 1650-х гг. – Введенский, в XVII в. также встречается назавание «Никоновский». С 1764 г. третьеклассный. После пожара 1871 г. переведен в Петропавловскую церковь в Юрьеве Польском. В 1920-х гг. закрыт, на территории монастыря размещались мастерские, хлебозавод. В 1990-е гг. возобновлен как Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь. Так в рукописи. Георгиевский мужской монастырь близ Юрьева Польского известен с конца XVI в., с 1725 г. приписан к Михаило-Архангельскому монастырю в Юрьеве Польском. Михаило-Архангельский мужской монастырь в Юрьеве Польском, основан в XIII в., во время монгольского нашествия, в Смуту начала XVII в. разорен, после 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1920-х гг. В советское время в монастырских храмах и постройках располагались различные учреждения, в 1960-х гг. был создан музей. В 2000-х гг. возрожден. Покровский женский монастырь в Суздале, основан около 1360 г., в XVI – XVII вв. являлся местом пострижения аристократок, с 1764 г. первоклассный; в 1923 г. закрыт, в разное время на его территории размещались музейные экспозиции, туристско-гостиничный комплекс, концертный зал. В 1992 г. возобновлен. В правом нижнем углу страницы буквенное обозначение числа 12. Л. 453 об. без записей. Л. 455–456 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова. На полях напротив названия этой статьи буквенное обозначение числа 19. На нижнем колонтитуле справа буквенное обозначение числа 13. Тихонов Николаевский мужской монастырь (пустынь) под городом Лухом (ныне Ивановская область), основан в конце XV в. прп. Тихоном Луховским ( †1503 г.); в 1681–1743 гг. приписной Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, с 1764 г. третьеклассный. Закрыт в начале 1930-х гг. В советское время на территории обители располагалась машинно-тракторная станция. С 1995 г. возрожден. Л. 462 об. без записей. Л. 464–464 об. без записей. Скрепа дьяка Григория Одинцова.

http://sedmitza.ru/lib/text/5902955/

кн. Михаилом Иван. Воротынским, получившим в дар местность Княгинина за окончательное покорение Казани. В 1764 г. упразднен; в нем тогда существовали 2 церкви: во имя Арх. Михаила и Успения. Из игумений упоминаются Евдокия в 1688 г. и Александра в 1738 г. “Ист. Росс. Иер.», IV, 544; “Город. посел.», III, 308; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 630. 627. Архангельский на Всполье, мужской, где ныне церковь Богородице-Рождественская, что в Ямской, в губ. гор. Твери, на берегу Волги. Существовал уже в XIII ст.; в 1319 г. в нем были поставлены св. мощи благоверного кн. Михаила Ярославича, встреченные епископом и гражданами при перевозке их из Москвы; здесь же были встречены телесные останки кн. Александра Михаиловича и сына его Феодора, казненных Узбеком в 1339 г. В 1558 г. упоминается игум. Рафаил. В 1764 г. монастырь упразднен. “Ист. Росс. Иер.», 362; “Памят. кн. Твер. губ. на 1863 г.», Отд. III, 107; “Твер. губ. в.», 1854 г., 50, в примеч.; 1865 г., 6 (опись города 1626 г.), “Яросл. губ. в.», 1852 г., 1 (Благов. кн. Твер. Анна); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 483, 55; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 177; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 2, 219 (вотч. в волости Воловичи); “Полн. собр. лет.», V, 215 (убиение В. кн. Мих. Яросл.); VII, 198 (Отпевание тела кн. Михаила 1319 г.). 628. Архангельский – Михаилов, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Юрьеве, близ собора, Владимирской губ. Он уже существовал в XIII ст.; в 1238 г. опустошен Батыем и начал возобновляться только в XV ст., когда в нем упоминается игумен Тихон 1476 г. У Строева показан игум. Парфений 1462 г., но это несправедливо, так как он относится к Архангельск. м-рю в Суздале. В собор. храме во имя Арх. Михаила, по- стр. в 1560 г., покоятся под спудом мощи кн. Димитрия, сына вел. кн. Юрьева-Польского Святослава III, скончавшегося в схиме в 1269 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 332; Ратшин, 31; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 147; “Опис. монаст.», 1817 г., 10; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 109; Бакмейстер, “Топогр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР ДМИТРИЕВИЧ (29.06. 1385, Москва - 22.02.1427, Дмитров), удельный князь дмитровский. Из династии московских Рюриковичей, сын блгв. вел. кн. Владимирского Димитрия Иоанновича Донского и блгв. вел. кнг. Евдокии Димитриевны (в монашестве Евфросиния). Крещен в Москве прп. Сергием Радонежским во имя ап. Петра, т. к. на день рождения князя пришлось празднование памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Вел. кн. Василий I Димитриевич посылает своего брата кн. Петра на помощь псковичам. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 680 об.) Вел. кн. Василий I Димитриевич посылает своего брата кн. Петра на помощь псковичам. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 680 об.) По завещанию отца (1389) П. Д. предназначались: 1/3 Москвы в административно-судебном управлении с пошлинами поочередно (по году) с 2 братьями, часть путей и промыслов в городских («московских») станах, 2 подмосковных села; из территорий собственно Московского великого княжества - Дмитров с 4 дмитровскими и 12 московскими волостями (последние частично граничили с дмитровскими землями, позднее 3 или 4 из их числа вошли в состав Дмитровского у.), а также село близ Юрьева-Польского из состава земель Владимирского великого княжества . Из «купель» вел. кн. Владимирского Иоанна I Даниловича Калиты П. Д. должен был получить Углич, а также вологодские волости Тошну и Сяму (ДДГ. 12. С. 33-34). В таком составе удел П. Д. в реальности никогда не существовал. В 90-х гг. XIV в. П. Д. упомянут в летописях один раз при освящении храма в честь Рождества Пресв. Богородицы в Московском Кремле (1 февр. 1394), построенного по инициативе и на средства матери князя ( Присёлков. 1950. С. 444; ПСРЛ. Т. 25. С. 221). Скорее всего он еще не был отпущен на удел и проживал в Москве. По предположению В. В. Зайцева, уже к концу этого десятилетия в Москве началась чеканка монет с именем П. Д. Завещанными отцом П. Д. землями распоряжались его старший брат вел. кн. Владимирский Василий I Димитриевич и мать, вел. кнг. Евдокия Димитриевна, которой по духовной мужа из владений П. Д. отошла вол. Тошна. Ок. 1401-1402 гг. Василий I «променял» «Углеч поле» и Тошну удельному кн. серпуховскому Владимиру Андреевичу Храброму и его детям. Позднее Углич стал центром удела кн. Константина Димитриевича (еще ранее он какое-то время владел Тошной), родившегося за 4 дня до смерти отца и потому не упомянутого в духовной вел. кн. Владимирского Димитрия Иоанновича Донского (ДДГ. 16. С. 43-44; 17. С. 47-49; 20. С. 57).

http://pravenc.ru/text/2580388.html

29.02.2016 Киот для иконы: что это такое и какие они бывают? Киотом называется специальный пенал или коробка, куда помещаются праздничные иконы на центральном аналое, — это переносной киот. Как правило, такие небольшие киоты используют и в домашних условиях. Они могут быть закрытыми — под стеклом, без стекла, богато украшенными резьбой или простыми, безо всяких украшений. 29.02.2016 Как Клавдия мать хоронила. Священномученик Иван Калабухов (1873-26.02.1938) 21 февраля 1938 тройка при УНКВД по Московской области приговорила отца Иоанна к расстрелу. Он был расстрелян через несколько дней после приговора, 26 февраля, и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. 26.02.2016 Через одно мгновенье. Поэзия Вадима Шефнера Я вспомнил, что при упоминании этого имени в литературном кругу (особенно среди людей старшего и среднего поколений), — лица озарялись каким-то редким и тёплым светом воспоминания. 24.02.2016 Святая Анна Новгородская. История в картинках В годы советской власти мощи святой княгини Анны поместили в новгородский городской музей, но в 1991 году их возвратили Церкви. Сегодня они пребывают в храме святого апостола Филиппа. Память святой княгини Анны Церковь чтит в день ее кончины — 23 февраля. 23.02.2016 Никто не хотел уступать 1216 год. Две громадных рати стоят на холмах близ города Юрьева-Польского. Русские против русских, православные против православных. И есть еще шанс помириться, избежать сражения… Но никто не желает поступиться своими интересами. Грянет битва, и вся Русь содрогнется от масштабов кровавой резни. Смогут ли вожди русского народа перемениться после этой трагедии или страна безнадежно погрузится во тьму злобы и нравственного падения? 22.02.2016 О том, чего «не может быть» Журналист Константин Мацан попытался разложить по полочкам такое тонкое явление и побеседовал о нем с семью известными священниками — Сергием Правдолюбовым, Алексием Емельяновым, Игорем Фоминым, Михаилом Тагановым, Георгием Бреевым, Сергием Кругловым, Павлом Великановым.

http://foma.ru/journal/fevral-2016-154-2

В другой раз усобицу начал Владимир Всеволодович, выбежавший из своего города Юрьева Польского сперва на Волок, а оттуда на Москву, чтобы отнять их у Георгия. За последнего стал брат Ярослав. Полки Владимира были прогнаны дмитровцами, до большой битвы дело не дошло, великий князь не пожелал мстить нападавшему, и братья опять помирились. Князь Ярослав рассорился с новгородцами, которые взяли себе князем храброго Мстислава Мстиславича Удалого; возникла новая усобица, в которой Георгий Всеволодович должен был поддерживать Ярослава, а с новгородцами соединились псковичи, смольняне и все сторонники князя Константина Ростовского. В апреле 1216 года произошла Липицкая битва (битва называется от речки Липицы в Юрьевском уезде, Владимирской губернии, близ которой она разыгралась), в которой великий князь и его союзники были разбиты наголову, и ему пришлось уступить первенство брату Константину. Уходя из Владимира в Радилов — городок на Волге, Георгий Всеволодович молился у отцовского гроба и со слезами говорил: «Суди Бог брату моему Ярославу, что довел меня до этого». В 1217 году Георгий Всеволодович получил от брата Константина предложение взять княжение в Суздале; а когда 2 февраля 1218 года великий князь Константин скончался, то следующий за ним по старшинству Георгий Всеволодович возвратился на великокняжеский стол, который занимал до своей страдальческой кончины. Отмеченные черты смутного состояния Руси выступали во всей силе в течение дальнейшего правления Георгия Всеволодовича и привели государство к страшному погрому, известному под именем монгольского (татарского) ига. Новгородская вольница причиняла великому князю великие заботы и отвлекала его силы на бесплодную внутреннюю борьбу. По просьбе новгородцев он неоднократно посылал им в правители то сына своего Всеволода, то шурина своего святого князя Михаила Черниговского, вынуждался идти походом на земли Новгородские и занимал своими полками Торжок: порядка в Новгороде не удалось достигнуть. Между тем государство терпело от набегов восточных соседей — камских болгар и мордвы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010