В таком смысле и принимает слова эти Святая Церковь Православная, когда она словами псалмопевца возносит молитвы свои к Господу Богу за чад своих, согрешающих, но в покаянии обращающихся ко Господу и ожидающих от Него милости и прощения (молитва светильничная, 2-я). Пс.37:3 Яко стрелы Твоя унзоша во мне, и утвердил еси на мне руку Твою.    В русском переводе с греческого: «ибо стрелы Твои вонзились в меня и положил Тына меня руку Твою», с еврейского: «и рука Твоя тяготеет на мне». Под стрелами пророк разумеет здесь вообще стрелы Божественного гнева или проявления Божественного суда над грешником, выраженного в обличительных словах, которыми уязвил Давида посланный от Бога пророк Нафан, сказав ему. «теперь не отступит меч от дома твоего во век, за то, что ты уничижил Меня, взяв жену Урии хеттеянина и усвоив ее себе в жену» (2 Цар.12:10). Эти слова строгого суда Божия как стрелы вонзались в сердце Давида и причиняли ему тяжкие болезни и скорби. Вместе с тем, угрызения совести за содеянные грехи, стыд пред людьми за очевидные для всех преступления, страх суда Божия и боязнь тяжких наказаний от Бога, — все это не могло не поражать сердце Давида и удручать его великою скорбью. Под тяготеющею рукой, как и в других псалмах (Пс.31:4, 38:11), разумеется карающая грешника рука Божия, которая проявляет силу свою в постигающих его бедствиях. «Прошу о смягчении гнева Твоего, Господи, как бы так молил пророк, потому что падает на меня град стрел Твоих и рука Твоя крайне тяготеет на мне и сильно поражает меня» (блж. Феодорит с. 174]). Пс.37:4 Несть исцеления в плоти моей от лица гнева Твоего, несть мира в костех моих от лица грех моих.    По-русскому переводу с еврейского: «Нет целого места в плоти моей от гнева Твоего, нет мира в костях моих от грехов моих». Здесь св. Давид говорит, что вследствие поразивших его стрел Божественного гнева в его теле нет ни одного здорового члена, ни одного места, где не чувствовалось бы жгучей боли, так что весь организм его, даже кости его ноют от мучительной боли, как это бывает у человека, подвергшегося тяжким побоям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3141...

Видите ли благопотребность поста, соединенного с молитвою? Апостолам он нужен; нам ли не нужен? Чудотворцам он помогает; можем ли мы пренебрегать его помощью? Победе над мучительным и преобладающим духом зла он способствует: не ближе ли способствовать будет к укрощению плоти, вопиющей против духа? Прибытие в Капернаум. Чудесная находка ( Мф. 17:24–27 ) С. Дв. «Воскресное чтение», 1875 Во время одного из посещений Иисусом Христом и Его учениками Капернаума (небольшого города, находившегося на северо-западном берегу Генисаретского или Тивериадского озера), подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы»? Дидрахма (то есть две драхмы) – греческая серебряная монета, равняющаяся древнееврейскому полсиклю – составляла ежегодную определенную подать на храм, установленную на основании Исх. 12:12–16 и бывшую обязательною для всякого иудея, достигшего двадцати лет, кроме священников и левитов ( 2Пар. 24:6 ; Иосифа Флавия Древн. 18,4.1). Поэтому под собирателями дидрахм, очевидно, нужно разуметь сборщиков податей, употреблявшихся на поддержание храма и его принадежностей, на приобретение различных предметов, необходимых для ежедневных жертвоприношений, – животных, масла, муки, дров и т. п. Так сборщикам этим, без сомнения, не было неизвестно учение Иисуса Христа о Себе как Мессии, то они, по всей вероятности, предполагали, что Он воспользуется привилегиями, предоставленными законом священникам и левитам, и потому обратились со своим требованием не к Самому Иисусу Христу, а к апостолу Петру, и вопросительною формою своих слов выразили некоторое сомнение в исполнении этого требования. Впрочем, может быть, они поступили так «с коварною целью, т. е. как бы говоря: Учитель ваш, как противник закона, хочет ли заплатить дидрахму?» (мнение блж. Феодорита). Со стороны Петра тотчас же последовал утвердительный ответ, из чего можно заключать, что Иисус Христос никогда не отказывался от уплаты податей. Когда Петр вошел в дом, то Иисус, предупредив его (то есть прежде, нежели Петр сообщил Ему о своем разговоре со сборщиками), сказал: «Как тебе кажется, Симон (другое имя Петра), цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних? То есть с членов ли своего семейства, или с не принадлежащих к нему?» На этот вопрос, легко свидетельствующий о Божественном всеведении Спасителя, Петр отвечал: «С посторонних».

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Во второй главе апостол говорит о том, как величие действий домостроительства Божия сказалось в оживотворении, как бы воскрешении из мертвых, духовно умерших людей, возвеличенных Богом из крайнего уничижения. Совершила это единственно благодать Божия, без каких-либо заслуг со стороны самого человека: " благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился " — эти слова очень любят сектанты, пытаясь доказывать при помощи их свое лжеучение о ненужности добрых дел для спасения. Но ведь ясно, что здесь идет речь о первом лишь моменте, о самом устроении Богом спасения, а не об усвоении этого спасения людьми. О последнем сказано: " мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять " . Смысл всех этих слов тот, что " спасение нам устроено и мы призваны к получению его не за какие-либо дела, а по одной благодати. Но призваны не за тем, чтобы со своей стороны ничего не делать, а чтобы содевать свое спасение, богатясь добрыми делами " (еп. Феофан) (ст. 1-10). Далее апостол говорит о великой благости Божией, устроившей так, что чуждые доселе друг другу язычники и иудеи соединились в одно Тело " Кровью Христовою " . Господь как бы вновь сотворил человечество (ст. 11-15), примирив и иудеев и язычников с Богом посредством креста, убив вражду на нем, то есть вражду с Богом, которая отчуждала от Него оба народа вследствие их греховности. И здесь св. Павел подчеркивает упразднение в Новом Завете ветхозаветного закона словами: " закон заповедей учением упразднив " (ст. 15) и " положил конец закону, который, подобно какой-то стене, разделял иудеев и язычников " . " И, придя, благовествовал мир вам, дальним и ближним " (ст. 17) — сущность благовестия Христова была в том, что Сын Божий, воплотившийся и пострадавший за нас на кресте, примирил нас с Богом. " Дальними " апостол называет здесь язычников, а " ближними " — иудеев (блж. Феодорит). Соединенные между собою в христианстве, иудеи и язычники составили одну Церковь, как бы одно здание, утвержденное на основании апостолов и пророков и на Краеугольном Камне — Самом Господе Иисусе Христе, и скрепляются одним Духом (ст. 17-22). Здесь важно, что Христос есть Краеугольный Камень, на Котором создана Церковь, а не апостол Петр, как утверждают это латиняне — римо-католики.

http://sedmitza.ru/lib/text/430631/

Во второй части первой главы кандидатского сочинения Владимир Троицкий раскрывает учение апостола Павла о Церкви как о Теле Христовом. Автор замечает, что апостол Павел своим учением о Церкви хочет показать, с одной стороны, естество Церкви, ее неразрывность с Господом, а с другой – продемонстрировать новый принцип жизни во Христе, где «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11). Все члены Тела Христова должны руководствоваться любовью друг ко другу, и эта любовь объединяет и соединяет их в Господе. Безусловно, для человека, посвящающего себя богословской науке, необходимы древние и новые языки, знание которых Владимир Алексеевич показал в своей работе. Ее уникальность заключалась в тонком понимании Церкви, совмещенном с грамотным употреблением научного эгзегезиса, а также в использовании изречений святых отцов (свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина, блж. Феодорита Кирского и др.); он не основывал свои суждения на западной схоластике, что, безусловно, заинтересовало М.Д. Муретова. Помимо этого, Владимир Троицкий при помощи свидетельств из Священного Писания опровергает протестантскую теорию о первоначальной Церкви. Важно, что о фундаментальных основах автор пишет достаточно легким языком, позволяющим расширить круг читателей – от научных деятелей до простого народа. Совет поддержал мнение заслуженного профессора М.Д. Муретова, составив указ о закреплении Владимира Троицкого на первой кафедре Священного Писания Нового Завета. Также совет предложил в течение года под руководством М.Д. Муретова подготовить юному богослову пробные лекции . Так, 3 мая 1911 года Владимир Алексеевич прочитал две лекции: «Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету» и «Сын Божий и Церковь» (Толкование на Мф. 16: 13–18). Тему первой лекции Владимир Троицкий выбрал сам, а вторую он получил по назначению совета академии: «Обе лекции, прочитанные профессорским стипендиатом Троицким, совет академии единогласно признал удовлетворительными, а лектора – достойным избрания на должность преподавателя академии по первой кафедре Священного Писания Нового Завета, имеющей освободиться с начала 1911–1912 учебного года» .

http://pravoslavie.ru/70571.html

Возвратившиеся из плена вавилонского иудеи все блага полученной ими свободы приписывали не столько благодетелю всех Богу, сколько благосклонности персидских царей и благорасположению поставленных ими областеначальников и, забывая о Боге, всю честь и славу воздавали этим начальникам и на них возлагали всю надежду в делах устроения стен города Иерусалима и восстановления царства Израильского. Посему псалмопевец в настоящих двух и последующих за ними стихах внушает соотечественникам своим, что они заблуждаются, воздавая честь и славу князьям и начальникам, и что напрасно надеются на этих князей, таких же и столь же ограниченных, как и они сами, людей, что в них, как сынах человеческих, нет спасения. «Не надейтесь, – говорит он, на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» (пер. с евр.). Почти в тех же выражениях высказывает он мысли свои о суетной и напрасной надежде на князей и сильных людей мира сего и в псалме 117 (ст. 8–9). Сильны они, пока живы и имеют возможность пользоваться благоприятными обстоятельствами. Но как скоро наступает конец жизни того или другого из них, тогда изыдет дух его и возвратится он телом своим в землю свою, согласно тому творческому определению, которое изречено было еще в раю (см. Быт.3:19 ). Во время построения второго храма в Иерусалиме и восстановления разрушенных стен сего города, в среде начальников их были такие (князи), которые благоприятствовали и содействовали им в их предприятиях, но немало было и таких, которые изменяли им и действовали им во вред, помогая врагам их, каковыми были тогда самаряне, а чрез них и другие враждовавшие с ними народы. Это и подало повод псалмопевцу высказать увещание народу своему, чтобы он надеялся только на Бога, дающего жизнь и посылающего смерть человеку, вместе с которой исчезают в тот же день (т.е. в день смерти) и все помышления человека. «Ибо по распряжении души, – по словам блж. Феодорита, и разрушении тела в прах, вся мечтательность помыслов вдруг оказывается суетною. А мечтают одни о начальствах и властях, другие, как сонные грезы, видят победы на бранях. Но, наступив внезапно, смерть оставляет сию мечту мыслей без исполнения» с. 1133]. А по толкованию Евсевия Кесарийского , «слова: погибнут помышления его – сказаны о помышлении, относящемся к веку сему, как-то: к постройкам, к местам, странам и подобно тому. Все сие, как только душа выйдет из тела, пропадет у нее и ни о чем не вспомнит тогда, и не позаботится она» с. ПЗЗ].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Выше (ст. 4, 5 и 7) пророк-составитель сего псалма говорил, что Господь посылает слово Свое земле и другим неразумным тварям и силам природы, а теперь, в конце псалма, он говорит, что Тот же Господь Вседержитель возвещал слово Свое Иакову и, кроме того, – оправдания и судбы Своя Израилеви. Но это слово Божественное, посылаемое неразумной природе и возвещаемое людям, было не одинаково по существу и не одинаковым способом возвещалось. Каково это слово и как оно сообщалось неразумной природе, – мы сказали выше. О том же, как оно передавалось людям, мы видим из Священного Писания, или из Откровения Божественного. Св. апостол Павел говорит, что Бог, «многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» ( Евр. 1:1–2 ). Но еще и до пророков Бог открывал Себя и волю Свою праотцам избранного Им народа: Аврааму, Исааку и упоминаемому здесь Иакову (он же Израиль). Под оправданиями и судбами, возвещенными Израилеви, т.е. израильскому народу, пророк разумеет здесь, без сомнения, разные обрядовые постановления, данные Богом сему народу чрез пророка Моисея. Предписывая израильтянам, где и как они должны совершать торжественное богослужение, – обрядовый Закон, вместе с сим – определял и образ домашней их жизни для того, чтобы лучше поддержать в них благочестие. Закон определял их одежду, наблюдал над чистотою их тела, присутствовал за их столом, и в этом множестве разнообразных и подробных предписаний нет ни одного, которое не было бы достойно Бога, и не имело бы благотворной цели для израильтян. Самое же высокое достоинство и цель ветхозаветных обрядов, по учению апостола, состоит в том, что они прообразовали обетованного Мессию – Христа – и те духовные блага, которые Он имел доставить роду человеческому ( Евр. 10:1 ). Но ничего подобного не получили от Бога другие народы: «Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают» (пер. с евр.). Зато эти народы не подлежат той ответственности пред Богом, какой подвергаются получившие слово (Закон) израильтяне. По объяснению блж. Феодорита, Господь «Бог никому из народов не дал Закона чрез Моисея и не доставил пользы чрез пророков. Но только их одних (евреев) удостоил такого орошения (попечения), но они сделались неблагодарными к Благодетелю, а язычники, приняв зарю умственного света, чрез святых апостолов, познали своего Творца и приносят Ему честь непрестанно» с. 1146].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Глумляхуся (от слова «глумитися» – значит «болтать, толковать, насмехаться») переводится здесь словом «толкуют». Смысл всей речи, заключающейся в этих стихах и имеющей связь с предыдущими словами, такой: за ревность о славе имени Божия я подвергался, говорит пророк, злословию и поношению. Это причиняло мне скорбь, и я налагал на себя пост, но и это обратилось для них в повод ко смеху, вместо одежды я облекался во вретище – одежду скорби и покаяния, и чрез это стал для них притчею. О мне толкуют сидящие у ворот и поют в песнях пьющие вино. «И в собраниях, – по словам блж. Феодорита, – и на пиршествах разглашают и осмеивают мои бедствия» с. 320]. Все это пророк мог сказать как о себе лично, так и о другом праведнике, по ревности о славе Божией терпящем поношения от нечестивых врагов своих, в особенности же о лице Мессии, Господа Иисуса Христа, враги Которого при всяком случае находили повод к глумлению над Ним, все Его слова и действия стараясь перетолковать в худую сторону. Пс.68:14 Аз же молитвою моею к тебе, Боже: время благоволения, Боже: во множестве милости Твоея услыши мя, во истине спасения Твоего. Несмотря на злобное беспричинное отношение к страдальцу людей и невзирая на то, что Бог так долго как будто не внемлет его молитве, пророк оказывается в высшей степени твердым и терпеливым: ничто не в состоянии поколебать его веру в Бога и крепкую надежду на Него. Находясь в невыносимо тяжелом положении, он взывает к Богу о помощи и просит об услышании своей молитвы. Они глумились, как бы так говорит он, и всячески поносили меня, а я с молитвою моею обращаюсь к Тебе, Боже, и дерзаю просить Тебя: не время ли Тебе явить благоволение ко мне? По преизбытку милости Твоей, услышь меня: Ты верен обетованиям Своим о спасении, и потому я надеюсь быть услышанным во истине спасения Твоего. Изречения этого стиха в прообразовательно-пророческом смысле, в отношении к Иисусу Христу, имеют близкое сходство с молитвою Его к Отцу Небесному, когда Он, по закону человеческой природы желая освободиться от страданий, говорит: «Отче! избавь Меня от часа сего!» ( Ин.12:27 ), а также: «Отче Мой! Да минует Меня чаша сия» ( Мф.26:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

«Господь Бог благословляет их (т.е. алчущих, о которых сказано выше), и они весьма размножаются, и скота их не умаляет. Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби, – Он изливает безчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей» (пер. с евр.). В день Своего Божественного вознесения на небо Господь Иисус Христос благословил апостолов, а чрез них благословил и тех, которые приняли веру и проповедь апостольскую о Христе и новозаветной Церкви Его, почему и умножились они, т.е. от двенадцати и семидесяти апостолов, посланных Христом ко всем народам, число христиан быстро умножилось и возросло до бесчисленного множества. Он и скоты их не уменьшит. Под именем скотов, по словам блж. Феодорита, разумеются ученики апостолов, которые, наподобие скотов, без рассуждения последуют за апостолами туда, куда они ведут их, принимая от них духовную пищу, как словесные овцы. И сии-то простые по нраву ученики апостолов умножались день ото дня и стали многочисленны, как засвидетельствовано о сем в книге Деяний апостолов ( Деян.2:47 ). Сказав о быстрых успехах проповеди евангельской, пронесенной апостолами по всем странам, псалмопевец говорит далее и об искушениях и гонениях, постигших первобытную Церковь христианскую. Умалишася и озлобишася, говорит, т.е. многие тысячи из первенствующих христиан в разных странах умерщвлены были гонителями христиан, посредством различных терзаний и мучений за имя Христово. Они пострадали от скорбей, искушений и болезней, которые претерпели от гонителей при расхищении имения их, при различных биениях и терзаниях и от нанесения бесчисленных бедствий. Далее говорит об уничижении, которому, по суду Божию, подверглись те князи, цари и правители, под властию которых состояли первенствующие христиане и от которых последние претерпевали гонение. Выражение облазни я в подстрочном примечании славянской Библии заменено словами: «заблуждати сотвори». Это значит, что Бог попустил тем князьям и правителям, которые преследовали первых христиан, блуждать по непроходному, неровному и утесистому пути, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Григорий Нисский 234 , Иоанн Златоуст 235 , блж. Феодорит 236 и другие отцы. В обобщенном виде она сформулирована прп. Иоанном Дамаскином : «Так как предвидящий Бог знал, что человек совершит преступление и подвергнется тлению, то Он создал из него жену, помощницу ему и подобную ему. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения» 237 . Следуя святоотеческой мысли, мы приходим к выводу, что появление жены не предопределяло Адама к грехопадению. Это был как бы спасательный круг, выданный на случай возможного кораблекрушения. Размышляя о божественном предведении грехопадения, отцы ведут речь не просто о половом различии, но о конкретном способе чадородия. В предведении грехопадения человек был наделён таким же способом деторождения, как и у животных, чтобы не исчезнуть с лица земли после отпадения от Бога. Соответственно и использоваться этот способ стал лишь после изгнания людей из рая. Указанная промыслительная причина разделения людей на два пола может рассматриваться лишь как дополнение к вышеизложенным двум, но, как и первая, едва ли является основной. Двуполы большинство живых существ, но вне связи с грехопадением; и наоборот, ангелы – бесполые существа, в их мире произошло грехопадение, но в предведении этого события не возникла необходимость разделять их на существ мужских и женских. Таким образом, в святоотеческом наследии мы встречаем три типа объяснений происхождения полов в человеческом роде: 1) личностная причина  – потребность в общении с единосущным по природе, но личностно другим человеком; 2) природная причина  – микрокосмичность человека; 3) промыслительная причина  – предведение грехопадения. Эти объяснения дополняют друг друга, но в полной мере не раскрывают тайну происхождения пола. Создание жены В Священном Писании так описано это удивительное событие: И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Далее апостол объясняет, почему надо быть осмотрительным Титу при выборе кандидатов священства, и приводит характеристику критян словами стихотворца Эпименида, жившего за 658 лет до Рождества Христова на острове Крите: " Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые " . " Пророком " назвал апостол Эпименида, применяясь к тогдашним понятиям: язычники называли так своих поэтов, считая их слова как бы откровением свыше (ст. 10-13). " Не внимая иудейским басням " — как объясняет блж. Феодорит, " апостол иудейскими баснями назвал не закон, но предлагаемое иудеями толкование закона " . Под этими " баснями " можно разуметь и долго державшееся у христиан из иудеев мнение о безусловной необходимости исполнять все обрядовые требования Моисеева закона об обрезании, о субботе, о родах пищи позволенных и запрещенных. Имея в виду это последнее, апостол дальше говорит: " для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть " (ст. 14-15) — еще Христос Спаситель говорил, что " не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что исходит из уст " (Мф. 15:11); эту же мысль повторяет здесь апостол, утверждая, что нет ничего, что было бы нечисто само по себе, но нечистые ум и совесть все делают нечистым, а поэтому надо заботиться лишь о том, как бы чем не оскорбить душу. 16 стих относится, несомненно, к иудеям, хвалившимся, что " знают Бога " , но не исполнившим в жизни своей закона Божия. Со второй главы начинаются наставления, как и чему должен учить пастырь верующих. Апостол говорит здесь, что старцев нужно учить быть степенными и здравыми в вере, стариц, чтобы они одевались прилично и удерживались от клеветы и пьянства и наставляли молодых любить мужей, детей и быть целомудренными, юношей — быть целомудренными, чтобы посрамить этим противников христианства. Особенно же просит апостол увещевать рабов повиноваться своим господам и жить во всем согласно с учением Христовым. Между наставлениями апостол вставляет напоминание, чтобы учащий сам во всем подавал пример (ст.

http://sedmitza.ru/lib/text/430652/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010