Ибо написано: «Блажен человек, которого вразумишь Ты, Господи, и закону Твоему наставишь его» ( Пс.93:12 ). Имеем также в другом месте «Блажен муж, который боится Господа, в заповедях Его он восхощет вельми» ( Пс.111:1 ) 417 . (Это) мы знаем о познании, наградой которого, по словам (пророка), служит вечность; (к этому св. Давид) добавляет, что в доме этого боящегося Господа, наставленного в законе и любящего заповеди Божии: «Слава и богатство в доме его, и правда его пребывает в век века» ( Пс.111:3 ) 418 . В том же псалме он упомянул и о (добрых) делах, (именно), что праведному приуготовлена награда вечной жизни. Он говорит: «Добрый человек милует и взаймы дает; он сумеет говорить в суде; оттого он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник» ( Пс.111:5, 6 ) 419 . И ниже: «Он расточил, дал нищим, правда его пребывает во веки» ( Пс.111:9 ). 7 . Итак, вечную жизнь имеет вера, ибо она является прочным основанием (фундаментом); (ее) имеют и добрые дела, ибо праведник славен (probatur), как словами, так и делами. Ведь, кто искусен в речах, но ленив на деле, тот своей деятельностью противоречит (refellit) тому, что он обладает благоразумием; (по нашему мнению, это) даже гораздо хуже: знать, что ты должен делать, и не исполнять этого. Наоборот, кипучесть в деятельности и нетвердость в убеждениях (affectu; infirmum) походят на то, как если бы ты захотел строить красивые и высокие здания (pulchra culminum fastigia) на непрочном фундаменте; чем больше ты выстроишь 420 , тем большее будет разрушение, потому что без веры добрые дела не долговечны (non possunt manere). И если корабль, (находящийся) в гавани, имеет непрочный якорь (infida statio in portu), он повредит себе дно; песчаная почва оседает и (потому) не может выдержать тяжести постройки. Итак, полнота награды (может быть только) там, где (есть) совершенство добродетели и возможное соответствие между делами и словами (quaedam in factis atque dictis aequalitas sobrietatis). Глава III. Обсуждается заимствованное из Писаний определение блаженства и доказывается, что к этому блаженству внешние блага ничего не прибавляют, а несчастья ничего (у него) не отнимают.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Кажется, Бог же не вставит разбитое стекло и не очистит двор от снега. Он не даст денег и не устроит сына в институт. А больную мать не положит в хорошую больницу. Псалом 33: Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбей его спас его. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите, и увидите, что благ Господь, – блажен муж, который уповает на Него. Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды ни в каком благе. Внимательный человек замечает, что Бог иногда творит чудеса для него лично. Благочестивый человек видит эти чудеса ежедневно и ежеминутно. Такой человек говорит сам себе: — Делай что должен, и пусть будет, что будет. Или как говорят в народе: «Будет день — будет хлеб» Верующий человек так живет не потому, что Богу угодны недалекие люди, а потому что они, Бог и человек, любят друг друга. А когда любят, то все мое — Твое, а Твое — мое. В этом свобода от мира, вещей и обстоятельств. В этом доВерие Богу. Вот и Христос сокрушается о нас: «Маловеры!» Вера рождает смелость любви. А смелость – первый шаг в Рай. Прав Александр Сергеевич Пушкин: Блажен, кто про себя таил Души высокие созданья И от людей, как от могил, Не ждал за чувство воздаянья! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/vzglyanite-na-ptic-neb...

Как чадолюбивый отец, когда видит, что сын его живет беспорядочно, наказывает его, а когда увидит, что он малодушен и наказание сносит с трудом, тогда утешает, - так поступает с нами и благой Господь и Отец наш, употребляя все для нашей пользы, как утешения, так и наказания, по Своему человеколюбию. И потому мы, находясь в скорбях, как дети благопокорливые, должны благодарить Бога. Ибо если станем благодарить Его только в благополучии, то подобны будем неблагодарным иудеям, которые, насытившись чудной трапезой в пустыне, говорили, что Христос воистину есть Пророк, хотели взять его и сделать царем; а когда Он сказал им: Делайте не брашно гиблющее, но брашно пребывающее в животе вечнем тогда говорили Ему: Кое убо Ты твориши знамение? Отцы наши ядоша манну в пустыни (Ин.6,30,31). Прямо на таких падает слово: Исповестся Тебе, егда благосотвориши ему, и таковой даже до века не узрит света (Пс.48,19,20). Потому Апостол Иаков учит нас: Всяку радость имейте, братия моя, егда во искушение впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделовает терпение: терпение же дело совершенно да имать и прибавляет: Блажен муж:, иже претерпит искушение: зане искусен быв приимет венец жизни 1. В русском переводе: Глиняные сосуды испытываются в печи, a испытание человека - в разговоре его. 2. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную (Ин.6,27). 3. В русском переводе: С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие (Иак.1,2-4). 4. В русском переводе: Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни (Иак.1,12). 17. О милостыне Должно быть милостиву к убогим и странным; о сем много пеклись великие светильники и отцы Церкви. Мы должны всеми мерами стараться исполнять слово Божие: Будите убо милосерды, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лк.6,36). И паки: Милости хощу, а не жертвы (Мф.9,13). Сим спасительным словам разумные внимают, а неразумные не внимают, и оттого награда не одинакова, как сказано: Сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет (2Кор.9,6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/145/...

Конечно, эти конченые негодяи вынуждены были его принять как племянника Авраама. Они тоже боялись Авраама (тем более что они все были обязаны Аврааму), но он, Лот, не просто живет среди них – он становится частью их мира. Ниже мы увидим, что он решил породниться с ними. Он своих дочерей хотел уже выдавать за содомлян. И здесь нам очередной урок преподносят ангелы, они говорят: Нет, мы ночуем на улице. Что это значит? Это значит, что ангелы выглядят как молодые люди, которым не подобает ночевать в домах грешников! Потому что, если молодые люди ночуют в домах грешников, то они там едят, их могут угостить вином, какие-то оргии могут происходить! Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс. 1, 1)! И ангелы являют вот этот урок: Нет, мы ночуем на улице – то есть лучше ночевать на улице, чем идти к каким-то подозрительным людям. Неизвестно, какой у них нравственный уровень, какие моральные ценности. Поистине, блаженны те, блажен тот, «который не ходит…не стоит…и не сидит», с теми, к кому не ходят, с кем не стоят заодно и даже не сидят рядом. И тем более не ложатся вместе спать… Святитель Иоанн Златоуст учит: «Хочешь знать причину, по которой это произошло? Это был тяжкий, проклятый грех. Тогдашние люди совокуплялись с мальчиками; за это понесли такое наказание» . В каждом библейском стихе, слове и букве нам дается какой-то урок Это сплошные уроки! В каждом библейском стихе, слове и букве, и даже в надстрочном и подстрочном знаке (ср. Мф. 5, 18), нам дается какой-то урок, и наша задача его услышать, идентифицировать. То есть понять, для чего это говорится, зачем так пишется, и чему это может научить нас, живущих в XXI веке? Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели (Быт. 19, 3). Вот здесь мы видим отличие поведения Божиих посланников в доме Авраама и в доме Лота. В дом Авраама они идут сразу, Авраам не упрашивает их, потому что в праведности Авраама нет причины сомневаться. Но Лот – это упавший, несовершенный праведник, который выпал из духовного мира Авраама в погоне за какими-то благами, благами земными. В этом его проблема.

http://pravoslavie.ru/106201.html

Низложи князей их, как Орива и Зива, и Зевея и Салмана, всех князей их, Которые сказали: “возьмем себе во владение святилище Божие”. Боже мой! Положи их, как колесо, – как солому пред ветром. Как огонь сожигает дубравы, как пламя опаляет горы, Так и Ты прогони их бурею Твоею и гневом Твоим приведи их в смятение. Покрой лица их бесчестием, чтобы взыскали имя Твое, Господи! Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. И да познают, что имя Тебе – Господь: Ты един Вышний над всею землею. 83. В конец. О точилах. Сынам Кореевым. Псалом.    Как возлюбленны жилища Твои, Господи сил! Всемерно желает душа моя (войти) во дворы Господни, сердце мое и плоть моя возрадовались о Боге живом. Ибо и птица находит себе жилище, и горлица — гнездо себе, в котором положит птенцов своих: (таковы) для меня алтари Твои, Господи сил, Царю мой и Боже мой! Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков они восхвалят Тебя. Блажен муж, для которого есть защита у Тебя, который в сердце своем положил восхождение В долину плача, в назначенное (Богом) место, ибо Законоположитель дарует (за сие) благословение. Будут они восходить от силы в силу, явится (для них) Бог богов в Сионе. Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Боже Иакова! Защитник наш, узри, Боже, и призри на помазанника Твоего! Ибо один день во дворах Твоих лучше тысяч: предпочел я лучше повергаться у дома Бога моего, нежели жить в домах грешников. Ибо милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст. Господь не лишит благ ходящих незлобиво. Господи, Боже сил, блажен человек, уповающий на Тебя! 84. В конец. Сынам Кореевым. Псалом.    Господи! Ты явил благоволение земле Твоей, возвратил пленных Иакова, Отпустил беззакония народа Твоего, покрыл все грехи их. Прекратил весь гнев Твой, удержался от гневной ярости Твоей. Возврати нас, Боже спасения нашего, и отврати ярость Твою от нас. Ужели на веки будешь гневаться на нас? Или прострешь гнев Твой из рода в род? Боже! Ты снова оживишь нас, и народ Твой возвеселится о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даруй нам. Услышу, что скажет во мне Господь Бог: как изречет Он мир на народ Свой, и на преподобных Своих, и на обращающихся сердцем к Нему. Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы вселить славу в землю нашу. Милость и истина встретились, правда и мир облобызались! Истина от земли воссияла и правда с небес приникла. Ибо Господь дарует благо, и земля наша даст плод свой. Правда пойдет пред Ним и поставит на путь стопы свои.     Слава:    По 11-й кафисме, Таже тропари, глас 7:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

По-гречески то слово, которое здесь и в других местах Нового Завета переведено как «искушение», имеет значение «искушение, испытание». Глагол, от которого это слово происходит, означает «делать попытку, пытаться», «подвергать испытанию, испытывать, пробовать», «соблазнять, совращать». То есть каждый раз, когда речь идет об искушении нас, речь идет одновременно и об испытании нашей веры и нашей верности Богу. Помолчите еще минуту, не читая ничего, и снова помолитесь. Медленно, два-три раза прочитайте отрывок из послания апостола Иакова. Послание апостола Иакова, глава 1 2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3 зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. 12 Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. 13 В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14 но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. 16 Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. 17 Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Запишите мысли и вопросы, которые у вас появились. Сформулируйте и запишите христианское отношение к искушению на основании прошения «И не введи нас во искушение» и отрывка из послания апостола Иакова. Если вы хотите поделиться вашими мыслями с другими людьми, вы можете ответить на вопросы здесь. Прочитайте одно-два толкования на прошение «и не введи нас во искушение» Св.Иоанн Кассиан Римлянин Свщмч.Киприан Карфагенский Свт.Иоанн Златоуст Свт.Николай Сербский Святой Иоанн Кассиан Римлянин При этом рождается немаловажный вопрос. Если мы молимся, чтобы мы не подвергались искушению, то как можем доказать твердость своей добродетели, которой требует Священное Писание? «Иже не искусися, — говорит оно, — мало весть» (Сир 34:10) (русский перевод: Кто не имел опытов, тот мало знает). И еще: «блажен муж, иже претерпит искушение» (Иак 1:12). Итак, слова молитвы: «не введи нас во искушение» — не то значат, что «не попусти нам когда-либо искуситься», но «не допусти нам быть побежденными в искушении». Искушаем был Иов, но не введен в искушение, ибо «не даде безумия Богу» (Иов 1:22). Русский перевод: «Во всем этом не согрешил Иов и не произнес ничего неразумного о Боге» — и не осквернил уст богохулением, к чему хотел привлечь его искуситель. Искушаем был Авраам, искушаем был Иосиф, но ни тот, ни другой из них не введен был в искушение, ибо ни один не исполнил воли искусителя.

http://bible.predanie.ru/i-ne-vvedi-nas-...

Познание добра и зла, или Учение, как усовершенствоваться в добре и отстать от душевредных желаний и дел Источник Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним ( Пс.33:15 ) Часть первая Составил Иеромонах Стефан. Предисловие Призвав благодать Божию, содействующую всему доброму, хочу изъяснить о высоком достоинстве добродетелей и вреде пороков, которых мы по привычке к ним, и не сознаем такими. Понуждением сему служит не своя воля, которая у всякого человека склонна ко злу, и по которой можно также делать добро, но с желанием показать себя пред людьми, или же имея в виду, что и благочестие служит для прибытка. Таким делателям сказано, что они уже получают награду свою 1 ; а тем, кто взирает на воздаяние вечных благ, заповедано искать пользы ближнего, и ради сего наставлять друг друга каждый день 2 . Блажен, кто сотворит и научит: сей велий наречется в царствии небесном 3 ; но и кто не сотворит, может и тот быть помилован, если исполнит только сей совет Господень: надлежало тебе отдать сребро Мое торгующим 4 . – Посему и блажен, как сказано, поведаяй во уши послушающих 5 ; ибо и слово, могущее умудрить во спасение, для спасаемых служит паче даяния блага 6 . – Благ мне закон уст Твоих, говорил Давид, паче тысящь злата и сребра; ибо слово Твое оживляет меня 7 . Есть муж, как сказано, искусен в слове и многих учит, а для души своей бесполезен 8 ; но лучше человек, скрывающий свою глупость нежели человек, скрывающий свою мудрость 9 . Чтобы не быть хуже глупого и не уподобиться тому рабу, который талант свой зарыл в землю, приношу вот знание, которое получил из сокровищницы Божией, – Божиего слова, и отдаю сребро торгующим, – приобретающим спасение душ своих. Пусть Господь, мой Дародатель, получит свое с прибылью 10 , – и принявшие от меня учение сие да воздадут Богу должную о мне молитву, чтобы подал мне силу делать то, чему других учу. Ибо устне многоречивых не своя си поведят 11 : глаголю бо и не творю. Иеромонах Стефан Слушание слова Божия …избра благую часть 12

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Пс.39:4 .  И вложил в уста мои новую песнь – хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа. «И вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему». Вместо злочестиваго служения идолам, научился я песнословить истиннаго Бога, и возносить песнь не древнюю, но новую, соответственную новым благодеяниям. Не плачевными уже песнями умоляю, но песнословлю за благодеяния. Хотя это, как сказал я, образно приличествует и Давидовым страданиям и благодеяниям явленным Давиду, но по преимуществу человеческому роду, который низведен был на самое дно греха и предан смерти, вочеловечением же нашего Спасителя извлечен и приял надежду воскресения, прилично сказать: «терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей». Ровом же страстей, исполненным тления, справедливо названа смерть, а брением тины наименован грех, как издающий великое зловоние и препятствующий людям совершать течение прямым путем. «Узрят мнози, и убоятся, и уповают на Господа». Поскольку Пророк говорит сие о лицах получивших спасение, то справедливо сказал, что не вкусившие еще благ, взирая на оныя, и убоятся, как не достигшие еще, и, укрепившись надеждою, получат спасение от Бога. Пс.39:5 .  Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи. «Блажен муж, ему же есть имя Господне упование его, и не призре в суеты и неистовления ложная». О сих суетах Пророк упоминал и в предыдущем псалме: «обаче всяческая суета всяк человек живый» ( Пс. 38:6 ), и еще: «обаче всуе мятется» ( Пс. 38:7 ). Посему и здесь ублажает того, кто пренебрег настоящее, вместо же всего приобрел божественную надежду. Пс.39:6 .  Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобится Тебе! – хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число. «Многа сотворил еси Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. Возвестих и глаголах, умножишася паче числа». Чудеса, совершенныя Твоею силою, говорит Пророк, превосходят число и всякое описание. Ибо нет, кто мог бы совершить что-либо подобно Тебе. Хотя весьма велики и прекрасны творения Твои: выше же человеческих хвалений то, что Твоею промыслительностию устроялось во всякое время, и в Египте, и в пустыне, и при Моисее, и при Иисусе, и при Самуиле, и что еще задолго прежде них было с Авраамом, Исааком, Иаковом, и это царство, котораго Иосиф достигает рабством, и все прочее (не буду перечислять сего в подробности): но совершившееся ныне чуднее всего этого, потому что соделывает спасение не одного человека или одного народа, но всех народов, и прекратив подзаконное служение, приспособленное к немощи Иудеев, даровало новую благодать, узаконяющую служение словесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Стих: Лицо Твоё будут умолять богатые из народа. Пс 44:11а, 13б четверг Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их. Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь. Пс 18:5а, 2 Аллилуия, глас 1 Стих: Небеса возвестят чудеса Твои, Господи, и истину Твою — в собрании святых. Стих: Бог прославляем в сонме святых. Пс 88:6, 8а пятница Прокимен, глас 7 Возносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию ног Его,/ибо свято оно. Стих: Господь воцарился: пусть гневаются народы. Пс 98:5, 1а Аллилуия, глас 1 Стих: Вспомни сонм Твой, который Ты приобрёл от начала. Стих: Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли. Пс 73:2а, 12 суббота Прокимен, глас 8 Веселитесь о Господе,/и радуйтесь, праведные. Стих: Блажены те, кому прощены беззакония и у кого покрыты грехи. Пс 31:11а, 1 При службе за упокой 2–й прокимен, глас 6 Души их среди благ водворятся. Ср. Пс 24:13а Аллилуия, глас 4 Стих: Воззвали праведные — и Господь услышал их, и от всех скорбей их избавил их. Стих: Много скорбей у праведных — и от всех их избавит их Господь. Пс 33:18, 20 И за упокой Стих: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи. И память их в род и род. Ср. Пс 64:5; 44:18а Сборник двенадцати месяцев: Сентябрь 1. Преподобного Симеона Столпника и новый церковный год Прокимен, глас 3 Велик Господь наш, и велика крепость Его,/и разум Его неисчислим. Стих: Хвалите Господа, ибо благо петь псалом, хвала Богу нашему да будет сладостна. Пс 146:5, 1 И преподобному, прокимен, глас 7 Драгоценна пред Господом смерть святых Его. Пс 115:6 Зачало 282 и преподобному зачало 258. Аллилуия, глас 4 Стих: Тебе подобает, Боже, песнь на Сионе, и Тебе воздадут обет в Иерусалиме. Стих: Благословишь Ты венец года благости Твоей, Господи. Пс 64:2, 12а И преподобному, глас 6 Стих: Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит крепко. Пс 111:1 4. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского Прокимен, глас 1 Уста мои изрекут премудрость,/и размышление сердца моего — разум.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

(6) И [один] сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки.: «когда будет конец этих чудных происшествий?» (7) И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времён и времени и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, всё это совершится. (8) Я слышал это, но не понял, и потому сказал: «господин мой! что же будет в конце 193 ?» (9) И отвечал он: «Иди, Даниил; ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени 194 . (10) Многие очистятся, убеляться и переплавлены будут [в искушении]; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. (11) Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдёт тысяча двести девяносто дней 195 . (12) Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней 196 . (13) А ты иди к твоему концу и упокоишься 197 , и воскреснешь для получения твоего жребия в конце дней». «КОВАРНЫЙ МУЖ» И «НОВЫЙ РОГ» СИВИЛЛИНЫХ КНИГ По римскому преданию, Сивиллины книги были приобретены ещё царем Тарквинием Гордым (IV в. до н. э.) и хранились в храме Юпитера Капитолийского; в критические для государства времена к ним обращались за советом. Когда в 83 г. до н. э. пожар на Капитолии уничтожил эти свитки, диктатор Сулла отправил на Восток специальную комиссию для сбора новых Сивиллиных книг, в результате чего в Рим была привезена тысяча стихов 198 . Сохранившийся до наших дней сборник из двенадцати книг под названием был создан в промежутке между И в. до н. э. u V в. н. э., а окончательный вид приобрел в эпоху Юстиниана (VI в. н. э.). Написанные на греческом языке классическим гекзаметром, книги эти принадлежат разным авторам:, как греческим, так и еврейским, и даже частью христианским. Еврейской можно считать наиболее обширную 3-ю Сивиллину кишу, которая обычно делится учеными на две части: её ядро, строки 97–829, датируемые серединой II в. до н. э., и строки 1–96, относящиеся к периоду 40–27 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010