12 Низложи князей их, как Орива и Зива, и Зевея и Салмана, всех князей их, 13 которые сказали: “Возьмем себе во владение святилище Божие”. 14 Боже мой! Положи их, как колесо, – как солому перед ветром. 15 Как огонь сжигает дубравы, как пламя опаляет горы, 16 так и Ты прогони их бурею Твоею и гневом Твоим приведи их в смятение. 17 Покрой лица их безчестием, чтобы взыскали имя Твоё, Господи! 18 Да постыдятся и смятутся в век века, и посрамятся и погибнут. 19 И да познают, что имя Тебе – Господь: Ты един Вышний над всею землею. Псалом 83 1 В конец. О точилах. Сынам Кореевым. Псалом. 2 Как возлюбленны жилища Твои, Господи сил! 3 Желает до смерти душа моя во дворы Господни, сердце моё и плоть моя возрадовались о Боге живом. 4 Ибо и воробей находит себе жилище, и горлица – гнездо себе, в котором положит птенцов своих: для меня – алтари Твои, Господь сил, Царь мой и Бог мой! 5 Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков они восхвалят Тебя. 6 Блажен муж, для которого есть защита у Тебя, который в сердце своем положил восхождение 7 в долину плача, в назначенное место, ибо Законоположитель дарует благословение. 8 Будут они восходить от силы в силу, явится Бог богов в Сионе. 9 Господи, Боже сил! Услышь молитву мою, внемли, Бог Иакова! 10 Защитник наш, увидь, Боже, и призри на помазанника Твоего! 11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысяч: предпочел я лучше повергаться у дома Бога моего, нежели жить в домах грешников. 12 Ибо милость и истину любит Господь, Бог благодать и славу даст. Господь не лишит благ ходящих незлобиво. 13 Господи, (Боже) сил, блажен человек, надеющийся на Тебя! Псалом 84 1 В конец. Сынам Кореевым. Псалом. 2 Господи! Ты явил благоволение земле Твоей, возвратил плен Иакова, 3 отпустил беззакония народа Твоего, покрыл все грехи их. 4 Прекратил весь гнев Твой, удержался от гневной ярости Твоей. 5 Возврати нас, Бог спасения нашего, и отврати ярость Твою от нас. 6 Ужели на веки будешь гневаться на нас? Или прострешь гнев Твой из рода в род? 7 Боже! Ты, обратившись, оживишь нас, и народ Твой возвеселится о Тебе.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

2 Блажен муж, которому не вменит Господь греха и в устах которого нет лести. 3 Когда я молчал, ослабели кости мои от вседневного вопля моего, 4 ибо день и ночь тяготела на мне рука Твоя; я обратился страдальцем, когда вонзился в меня терн. 5 Беззаконие моё я познал и греха моего я не скрыл, сказал: “Исповедуюсь Господу в беззаконии моем”, и Ты простил нечестие сердца моего. 6 Поэтому помолится Тебе всякий благочестивый во время благопотребное, и тогда разлившиеся многие воды к нему не приблизятся. 7 Ты – прибежище моё от скорби, объявшей меня. Радость моя! Избавь меня от окруживших меня”. 8 Вразумлю тебя и наставлю тебя на путь этот, по которому должен пойти, остановлю на тебе очи Мои”. 9 Не будьте, как конь и мул, у которых нет разума и которых челюсти можно притянуть уздою и удилами, кокгда они не приближаются к тебе. 10 Много ран грешному, а надеющегося на Господа милость окружит. 11 Веселитесь о Господе и радуйтесь праведные, и хвалитесь все правые сердцем! Псалом 32 Псалом Давида. 1 Радуйтесь, праведные, о Господе, правым подобает хвала: 2 славьте Господа на гуслях, на десятиструнной псалтири пойте Ему. 3 Воспойте Ему песнь новую, хорошо пойте с восклицанием! 4 Ибо право слово Господне и все дела Его в вере. 5 Любит милостыню и суд Господь, милостью Господа полна земля. 6 Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их. 7 Он собирает, как мех, воды морские, заключает бездны в сокровищницы. 8 Да убоится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все, живущие во вселенной! 9 Ибо Он сказал – и стало, повелел – и создалось. 10 Господь разоряет советы народов, отменяет замыслы людей и отвергает советы князей. 11 Совет же Господа во век пребывает, помышления сердца Его – в род и род. 12 Блажен народ, у которого Господь есть Бог его, – люди, которых Он избрал в наследие Себе. 13 С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. 14 Из приготовленного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, 15 Кто создал по одному сердца их и вникает во все дела их.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

5 . Божественное же писание блаженную жизнь полагает в познании Божества (cp. у Амвр. I, 26, 124 и I, 27, 126) и в радости доброделания (fractu bonae operationis). То и другое положение подтверждается свидетельством евангелия. О знании Господь Iucyc сказал так: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единаго Истиннаго Бога, и (Того), Кого послал Ты 747 , Iucyca Христа» (Ioah. XVII, 3). Относительно же добрых дел он дал такой ответ: «Всякий, кто оставит дом 748 , или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Mф. XIX, 29). 6 . Но чтобы не думали, что это сказано только недавно и что философы писали об этом раньше, чем оно было проповедано в евангелии, (некоторые философы, напр., Аристотель и Теофраст, также Зенон и Iepohuм жили раньше, чем (раздалась проповедь) евангелия, но за то они моложе (posteriores) пророков, — пусть знают, что то и другое было ясно высказано святым Давидом еще в то время, когда не существовало (non audiretur) и самаго названия «философъ». Ибо написано: «Блажен человек, котораго вразумишь Ты, Господи, и закону Твоему наставишь его» (Пс. XCIII, 12). Имеем также в другом местë «Блажен муж, который боится Господа, в заповедях Его он восхощет вельми» (Пс. CXI, 1) 749 . (Это) мы знаем о познании, наградой котораго, по словам (пророка), служит вечность; (к этому св. Давид) добавляет, что в доме этого боящагося Господа, наставленнаго в законе и любящаго заповеди Божии: «Слава и богатство в доме его, и правда его пребывает в век века» (ст. 3) 750 . В том же псалме он упомянул и о (добрых) делах, (именно), что праведному приуготовлена награда вечной жизни. Он говорит: «Добрый человек милует и взаймы дает; он сумеет говорить в суде; оттого он во век не поколеблется; в вечной памяти будет праведникъ» (ст. 5 и 6) 751 . И ниже: «Он расточил, дал нищим, правда его пребывает во веки» (ст. 9). 7 . Итак, вечную жизнь имеет вера, ибо она является прочным основанием (фундаментом); (ее) имеют и добрыя дела, ибо праведник славен (probatur), как словами, так и делами.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

6b. А путь неправедных погибнет . Так же, как и в 4а, из представителей неправого пути, носящих имена неправедные, грешники, глумливые, здесь упоминаются первые – наименее порочные. Глагол (bad), погибать, даже в контексте суда, не предполагает, что гибель наступает вследствие наказания внешней силой. Глагол bad означает погибать, то есть пропадать, но не имеет значения губить. Поэтому погибель может быть не только результатом действия внешних враждебных сил, но скорее следствием своего собственного гибельного пути. Такая гибель по смыслу ближе к умиранию, чем к убийству. Сравни: «Если я видел кого погибавшим без одежды» ( Иов. 31:19 ); «Между утром и вечером они распадаются; не увидишь, как они вовсе исчезнут» (4:20); «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» ( Пс. 145:4 ); «Уклоняют они направление путей своих, заходят в пустыню и теряются (пропадают)» ( Иов 6:18 ). Поэтому этот глагол употребляется часто в переносном значении для описания крушения душевного устроения человека: «Память о нем исчезнет с земли» ( Иов 18.17 ); «мудрость мудрецов его погибнет» ( Ис. 29:14 ); «народ, потерявший рассудок» ( Втор. 32:28 ); «надежда нечестивых погибнет» ( Притч. 10:28 ). Таким образом, в отличие от праведных, для которых суд Божий оказался силой, их объединяющей, путь неправедных не приводит в процессе суда ни в какое устойчивое состояние. Наоборот, неправедные не находят себе места, рассеиваются и пропадают, их путь привел к гибели. Синтез В устах Псалмопевца Псалом звучит как призыв к обращению от жизни по человеческим страстям к жизни по воле Божией. Псалом как бы открывает вход в богообщение и направляет человека к блаженству вечной жизни. Псалмопевец не морализирует по поводу путей грешников и праведников. Его восклицание «Блажен муж!» рождено из сокровенного опыта познания блаженства на пути погружения в слова Божии, данные ему в законе. И полнота жизни, которая напоила все его существо, стремится излиться и засвидетельствовать всем, что блажен человек, который живет словом Божиим. Само переживание блаженства, полнота жизни, осмысленность всех жизненных обстоятельств и гармоничное возрастание – все это свидетельствует человеку, что он встал на путь жизни и ему не грозит участь шелухи, которая взметается и уносится дуновением ветра.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogosl...

9]. Муж злоязычный да не утвердится на земле [ст. 12]. В псалме CXL: Пусть исправляет меня праведный в милосердии и обличает меня: елей горести не умастит главы моей [ст. 5]. Ибо к Тебе, Господи, очи мои; на тебя я надеялся, не оставь души моей [ст. 8]. В псалме CXLI: Я воззвал к Господу голосом моим; голосом моим я Господу принес моление. Пред лицем Его я излью прошение мое и терзание мое я открою пред Ним [ст. 1, 2]. Я воскликнул к тебе, Господи; я сказал: Ты – надежда моя, удел мой на земле живых [ст. 5]. В псалме CXLII: Я размышлял о всех делах Твоих и говорил о делах рук Твоих. Я простер руки свои к Тебе. Душа моя как бы земля, жаждущая Тебя [ст. 6]. Дай мне рано услышать о милосердии Твоем, ибо я на Тебя полагаюсь... Освободи меня, Господи от врагов, я нахожусь под Твоим кровом (а te protectus sum) [cm. 8, 9]. В псалме CXLIII: Освободи и вырви меня из руки сынов чуждых, уста которых говорят суетное, и правая рука которых есть правая рука лжи. Пусть сыны наши будут, как возрастающее насаждение в его молодости; дочери наши, как углы, украшенные по подобию храма, а кладовые наши полны до изобилия тем и другим. Мелкий скот [да будет] тысячами и без числа на перекрестках наших; быки наши [да будут] тучны. На улицах наших нет ни смятения, ни побега, ни воплей. Блажен народ, которому принадлежит это; блажен народ, у которого Бог является Владыкою [ст. 11–13]. В псалме CXLIV: Буду превозносить Тебя, Господи, Боже мой, Царь! и благословлять имя Твое во веки веков (in aeternum et ultra). На всякий день буду благословлять Тебя всегда непрестанно [ст. 1, 2]. Поколение пред поколением будет хвалить дела Твои и будут возвещать крепость Твою, и повествовать о величии Твоем [ст. 4]. Они будут говорить в память о многой благости Твоей и будуть восхвалять суды Твои [ст. 7]. И святые Твои благословляют Тебя; будут говорить о славе царства Твоего и о могуществе Твоем, чтобы показать сынам человеческим могущество его и славу величия царства Твоего [ст. 11, 12]. Господь близок всем по истине призывающим Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

В этом (последнем) тоне наш Педагог говорит особенно в качестве Судьи правосудного, имея целью наше спасение. Но так как о моменте порицания и отговаривания мы уже говорили ранее, то должны в настоящее время сказать нечто о моменте похвалы и поощрения, причем как бы на каких весовых чашах мы правосудию (в дальнейшем) противоположим благость. Указывать на полезное Педагог благоволит через Соломона, говоря здесь: к вам, люди, взываю Я, и к сынам человеческим Я обращаю голос мой. Слушайте, потому что я буду говорить важное и т. д. (Притч. 8:4–6). Советует же Он здесь спасительное, потому что совет имеет целью или поощрение к какому–либо делу, или отклонение от него. Последнее Бог имеет в виду, когда говорит через Давида: Блажен муж, который не ходит да совет нечестивых, не стоит на пути грешных, не сидит в собрании развратителей; но в законе Господа воля Его (Пс. 1:1). Совет может быть трояким. Во–первых, для него берутся примеры из времен прошедших; например, берется он от того, что постигло евреев после поклонения золотому тельцу, что постигало их после любодейств и т. п. Во–вторых, пользуются для него наблюдаемым в настоящем, тем, что как бы руками можно осязать. Сюда относятся слова, сказанные к спрашивавшим Господа, Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?: пойдите и скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают, и нищие благовествуют. И блажен, кто не соблазнится о Мае (Мф. 11:3–6). Значит, этим было то, что предвозвещено было Давидом в таких словах: Как слышали мы, то и увидели (Пс. 47:9). На основании предвидения вещей будущих слагается третий род совета, в котором Бог грозит грядущими событиями. Поэтому Он говорит: Впавшие в грехи брошены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 22:13) и т. п. Отсюда становится очевидным, что Бог пользуется всякого рода воспитательными средствами лишь бы призвать человечество к спасению. Обращаясь с ободрением.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Впрочем, скажет иной: «Написано: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил.2:32), поэтому одно призывание имени Господня достаточно к тому, чтобы спасти призывающего». Но и этот пусть выслушает, что говорит апостол: «как призывать Того, в Кого не уверовали?» (Рим. 10:14). А если не веришь, послушай Господа, Который говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). Даже и тому, кто исполняет волю Господню, но не как хочет сего Бог и не по чувству любви к Богу делает это, бесполезно усердие в деле, по изречению Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который говорит: поскольку делают, «чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф.6:5). Сим и апостол Павел научен был сказать: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор.13:3). Вообще же усматриваю следующие три различные расположения, в которых неизбежна необходимость послушания: или, боясь наказания, уклоняемся от зла и бываем в состоянии рабском, или, гонясь за выгодами награды, исполняем повеленное ради собственной пользы и тем уподобляемся наемникам, или делаем сие ради самого добра и из любви к Давшему нам закон, радуясь, что удостоились служить столь славному и благому Богу, — и в таком случае бываем в состоянии сынов. Кто из страха исполняет заповеди и непрестанно боится наказания за леность, тот не будет одно из предписанного делать, а другое пренебрегать, но утвердится в той мысли, что наказание за преслушание равно для него страшно. И поэтому «блажен человек, который всегда пребывает в благоговении» (Притч. 28:14), однако же твердо стоит в истине и тот, кто может сказать: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15:8), потому что не хочет упустить из внимания ничего должного. И: «Блажен муж, боящийся Господа...» . Почему? Потому что «крепко любит заповеди Его» (Пс.111:1). Поэтому боящимся не свойственно оставлять без исполнения какое-нибудь приказание или исполнять небрежно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4083...

глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» ( 1Кор. 2, 9 ), где увидим Бога «лицем к лицу» ( 1Кор. 13, 12 ); где «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин. 3, 2 ); где «праведники воссияют, как солнце» ( Мф. 13, 43 ). Там, где уготовано Царство «от создания мира» благословенным Отца Небесного ( Мф. 25, 34 ) ( 104, 104 ). Там жизнь наша однажды начнется, но никогда не кончится, будет непрестанной и неизменной. Тело наше не будет иметь немощи, дряхлости, старости, смерти и тления, но будет духовное, нетленное, бессмертное, здоровое, сильное, легкое и цветущее... Так и слава, честь, покой, мир, утешение, радость, веселие и все блаженство там не прекратятся. Непрестанно будут видеть Бога «лицем к лицу» избранные Божий и оттого непрестанно утешаться, радоваться, веселиться, непрестанно будут со Христом, как члены с главою, царствовать, «если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» ( Рим. 8, 17 ). Святитель Тихон Задонский ( 104, 703–704 ). Царь царей во Славе Своей скажет блаженным душам: «сядете и вы на двенадцати престолах» ( Мф. 19, 28 ). Разделит Он с ними Царство Свое, Славу Свою, блаженство Свое. Вот Божественным словом Он уверяет нас: «будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( I Uh. 3, 2 ), подобны во всем, что Он имеет превосходного, величественного, неизреченного и непостижимого. Платон, митрополит Московский ( 105, 329–330 ). «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс. 118, 1) Не то есть истинное блаженство, которое люди по слепому разуму мнят и утверждают, но то, которое словом Божиим – правилом и зеркалом нашего рассуждения и христианской жизни – ставится и утверждается. Послушай же, грешная душа, кому оно приписывает блаженство. «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь» ( Пс. 1, 1–2 ). «Блаженны все, уповающие на Него» ( Пс. 2, 12 ). «Блажен, кому отпущены беззакония» ( Пс. 31, 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Девственная душа скинула хитон прежней греховной мирской жизни. Она уже не может и не хочет возвращаться к ней: как же мне опять надевать его? Только к такой душе и приходит в ночной тиши Христос. Такая душа приняла урок смирения, преподанный Христом ученикам своим, когда Он омыл их ноги. Смирившись, эта душа вымыла ноги свои. И в ином таинственном смысле вымыла ноги свои душа, оплакавшая все греховные стези, которыми ходила в мире, и омывшая ноги , то есть хождение души своей, во святом крещении. Она более не хочет марать их , ибо «блажен муж иже не идет на совет нечестивых и не стоит на пути грешных» ( Пс. 1:1 ). Св. Амвросий говорит, что Христос приходит «только к той душе, которая может сказать: ночью я скинула хитон свой (5:3). И в самом деле, в эту ночь века сего тебе прежде всего нужно совлечь с себя одеяние телесной жизни, ибо Господь совлекается плоти своей, дабы ради тебя одержать победу над господствующими и сильными мира сего. Как же мне (опять) надеть его? Посмотри: что говорит душа, преданная Богу. Она настолько освободилась от плотских дел и земных обычаев, что (даже) не знает, как она может снова вернуться к ним, если бы даже и пожелала этого. Как же мне (опять) надеть его? то есть, с каким страхом, с каким стыдом, с каким, наконец, воспоминанием? В самом деле, навык в добре уничтожил прежнюю привычку ко злу... Итак, раз ты омыл ноги (свои) струей вечного источника и очистил их святостию таинства, то берегись, чтобы оне снова не запачкались грязью телесных страстей и земными нечистотами преступных дел» [«О девстве», гл. 10]. О прикосновении Жениха (сквозь скважину) 5:4–5 Возлюбленный мой протянул руку свою сквозь скважину, и внутренность моя взволновалась от него. Я встала, чтобы отпереть возлюбленному моему, и с рук моих капала мирра, и с перстов моих мирра капала на ручки замка. Возлюбленный протянул руку Свою сквозь скважину . Закрыта душа человеческая. Запертый сад, запечатанный источник – душа девственная. И вот легкое, тонкое, едва ощутимое ночное прикосновение Жениха. Оно – сквозь скважину , дверь не открывается. Невеста и не успевает это сделать. Она несколько помедлила, и Он уже ушел. Так бывает в духовной жизни. Душа еще не успела открыться Христу, а Он приходит к ней. Душа еще замкнута в себе, а первое, даже непонятно как происшедшее, прикосновение благодати Божией уже взволновало внутренность . Души, сочетавшиеся с земными женихами, не имеют этого обостренного восприятия. Отягощенные, сочетавшиеся земной суете, а то и порокам, они нуждаются в резкой встряске, даже в ударах. А у девственницы едва заметное прикосновение благодати, как бы некоего луча сквозь скважину , приводит ее внутренность в трепет и волнение. Блажен, кто ощутил это трепетное волнение первой любви ко Христу!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Его же бо любит Господь, наказует; биет же всякого сына, егоже приемлет ( Евр.12:5,6 ). И еще: хва­лимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство (опытность), искусство же упование, упование же не посрамит ( Рим.5:3–5 ). Благочестивые и добродетельные люди, по устроению Божеского промысла, часто терпят испытания, чтобы, как говорит апостол Петр, испытанная вера их оказалась драгоценнее тленного, хотя и огнем испытанного золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа ( 1Пет.1:7 ); то есть чтобы они тем более усоверши­лись в самоотвержении, в смирении, терпении, в молит­ве, в любви к Богу, в преданности воле Его и уповании на Него. Сии блага выше всех земных благ. Поэтому мы не должны просить Бога, чтобы Он нас избавил от таких искушений, каковы нужды во внеш­ней жизни, лишения и подобные, но должны молить, что­бы сии испытания могли мы переносить с преданностью Его святой воле, во славу имени Его, и чтобы благодать Божия являла свою силу в нашей немощи, укрепляя нас в подвиге терпения ( 2Кор.12:9 ). Блажен муж, иже претерпит искушение·, зане искусен быв приимет венец жизни егоже обеща Бог любящим Его. «Блажен человек, который переносит испытание, потому что, прошедши испытание, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). Но есть искушения, побуждающие человека к греху. Такие искушения не могут происходить от Бога: ибо Он свят, и всякий грех противен Ему. Это искушение разумея, апостол Иаков говорит: никтоже искуша­ем да глаголет, яко от Бога искушаем есть: Бог бо несть искуситель злым, не искушает же Той никогоже. «Во время искушения никто не говори: Бог искушает меня; ибо как Сам Бог не искушается злом, так и не искушает Он никого» ( Иак.1:13 ). Искушения, увлекающие ко греху, происходят от плоти, мира и диавола. Плоть, поврежденная грехом, питает в себе семена греховных пожеланий и страстей, и влечет человека ко греху. Поэтому сказано в Писании: прилежит человек прилежно на злая от юности его ( Быт.8:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010