Вот я так беспорядочно говорю вам о многих вещах, но вы приведите все это в порядок и не презирайте этого слова и помните: «Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых», и перефразируйте: «Блажен наш ум, который не идет на беседу с дурными помыслами; блажен ум, который поучается день и ночь в любви Божией» (ср. Пс.1:1–2 ). Писание говорит о поучении «в законе», но, в сущности говоря, Евангелие уже не закон, а есть нечто другое. Поэтому можно говорить, что ум наш поучается не в законе Господнем, а в ЛЮБВИ Господней. Итак, приготовьтесь, дорогие мои братья и сестры, к той молитве, которую совершаем мы здесь в монастыре в субботу только для братьев и сестер, а в воскресенье – всеобщую с пришедшими к нам богомольцами. Пожалуйста, помыслите об этом поглубже и молитесь о всеобщем прощении для всего мира, вспоминая Христа, Который говорит: «Я дал вам пример, и вы поступайте так же» (см. Ин.13:15 ). А какой пример? – Он взял на Себя грехи всего мира. И в страхе идем мы за Христом, идущим впереди нас, – как это описывается в Евангелии: ученики «ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» (ср. Мк.10:32 ), потому что Он восходил к Иерусалиму пережить суд синедриона, пережить побои, оплевание и смерть. Нас охватывает тот же священный ужас, когда во время Великого Поста как-то усиленно подчеркивается в богослужениях, что эта любовь, идущая до полного самоистощания, самопожертвования, вызывает гонения и ненависть от людей мира сего. Это непонятное таинство, но мы знаем это. Мы знаем, что не хотим никакого зла никому, и все-таки Господь сказал: «вы будете ненавидимы всеми народами» (см. Мф.24:9 ). И когда нас ненавидят, тогда мы уподобляемся Христу, страдающему на Голгофе. Итак, драгоценные мои братья и сестры, я сказал вам немного слов, и вы думайте обо всем этом все эти дни вплоть до Страстной недели и затем святой Пасхи, святого Воскресения Христова, о которой Символ веры говорит: «Чаю воскресения мертвых». Это все будем носить мы в сердце нашем. И тогда энергия вечной жизни, которая заключена во слове Божием, перейдет к нам. И мы будем под действием этой энергии всегда, даже когда мы спим...

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

И блажен тот народ, у которого Господь есть Бог (Ср. Пс.143:15 ); блаженна та страна, которая просветилась верою во Христа; ибо там утвердил Господь благословение Свое и жизнь на веки (Ср. Пс.132:3 ). Но должны ли мы потому оставаться беспечны, и для спасения своего ничего не делать? Как лань ищет потоков вод, – взывал пророк Давид, – так душа моя ищет Тебя, Боже!... Пошли свет Твой и истину, да ведут и приведут они меня на святую гору Твою ( Пс.41:2; 42:3 ). Блажен муж таких желаний! Блажен, кто имеет душу, жаждущую жизни Божией, или, как говорит апостол Павел, – жить со Христом в Боге ( Кол.3:3 ). Он, подобно Давиду, любит приметатися к дому Бога своего более, нежели жить посреди селений грешничих ( Пс.83:11 ). Но не таков тот, кто к упованию всех концов земли не стремится душою, Бога Спасителя своего не ищет; он и вблизи дома Божия живет и, однако ж, едва когда заходит в него. Горе такому человеку: он сидит во тьме и свет истины еще не облистал его! Долго ли же мы, брат, будем оставаться с сидящими во стране и тени смертной? Почто не просим Господа, чтоб Он послал душам нашим свет Свой и истину Свою, чтоб они вели нас на святую гору Его? Вот удаляющиеся от Тебя гибнут, – взывал пред Господом Давид, – а мне благо приближаться к Богу ( Пс.72:27, 28 ). Блажен человек, которого Ты избрал и приблизил Себе ( Пс.64:5 ). Но мы не разумеем сего и чуждаемся пути к блаженству, пути спасения своего. Как во дни всемирного потопа, в одном только ковчеге уготовано было Ною и его семейству спасение от потопления, так и среди греховного погубления душ в одном или от одного только дома Господня подается спасение от вечной смерти. Ибо в храме Господнем только, а не в ином месте, приносится жертва за грехи, о которой сказано: аще не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе ( Ин.6:53 ). Так и апостол сказал: если мы произвольно оставляем церковные собрания, то не остается нам более жертвы за грехи. Слушай и еще, что говорит Господь устами пророка Своего: избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Скачать epub pdf Глава 2. Заповеди блаженства Заповеди Блаженства, открывающие Нагорную проповедь, занимают особое место в Новом Завете. Даже вне контекста Нагорной проповеди Блаженства представляют собой цельную духовную программу: в них перечислены качества, которыми должен обладать последователь Иисуса. Греческий термин μακριος в Септуагинте, в том числе в переводе псалмов, употребляется для передачи древнееврейского слова ešer’ («счастье», «блаженство») 79 . Вероятнее всего, именно этот термин использовал Иисус в Блаженствах из Нагорной проповеди. Как и в псалмах, термин указывает не просто на обычное, земное, человеческое счастье, но на то состояние, которое имеет ярко выраженное религиозное измерение 80 . В псалмах этот термин практически везде увязывается с верой человека в Бога, надеждой и упованием на Него, страхом перед Ним, исполнением Его закона, пребыванием в Его доме, а также с отпущением грехов. Такое употребление термина мы находим в книге Притчей, где в роли посредника между Богом и человеком выступает Премудрость Божия: здесь блаженство связано с приобретением мудрости и разума ( Притч. 3:13, 18 ), хранением путей Премудрости и послушанием ей ( Притч. 9:32, 34 ), с милосердием к бедным ( Притч. 14:21 ), с надеждой на Господа ( Притч. 16:20 ), с пребыванием в благоговении ( Притч. 28:14 ), с соблюдением закона ( Притч. 29:18 ). Если мы вспомним о том, что в христианской традиции Премудрость Божия воспринималась как ветхозаветный прообраз Христа, станет понятной связь между книгой Притчей и заповедями Блаженства. Словом «блажен» или «блаженны» начинается целый ряд стихов в различных частях Ветхого Завета. В Псалтири мы находим достаточно длинный список блаженств, разбросанный по всей книге. Вот некоторые наиболее характерные стихи: Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей ( Пс. 1:1 ) . Блаженны все, уповающие на Него ( Пс. 2:12 ). Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! ( Пс. 31:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Как и блаж. Августин, св. Филарет Московский видит один и тот же образ Божий и в мужчине, и в женщине, но в нынешней жизни, при этом, муж – образ Бога, а жена – слава мужа. «Различие пола, – пишет св. Филарет, – не делает различия в образе Божием: хотя Апостол, преимущественно, приписывает его мужу, в отношении к общежитию. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа... Посему, жена и должна иметь на голове своей (знак) власти (над нею) ( 1Кор. 11:7, 10 )» 152 . Как говорил В.Н. Лосский , что человеку «нужно было, прежде всего, преодолеть разделенность в своей природе на два пола», так это теперь преодолевается во Христе. Апостол Павел говорит, что теперь уже нет мужского пола, ни женского: ибо все одно во Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ). Св. Игнатий Брянчанинов говорил, что, «если с таким крепким мужеством слабая жена отражает от себя грех , то и она блажен муж , воспетый Давидом ( Пс. 1:1 )» 153 . Жена, которая не идет на совет нечестивых, есть блажен муж! Блаж. Августин: «Итак, хотя внешним образом, по телу, двумя лицами разного пола изображается то, что внутренне разумеется об одном уме человека, однако, и женщина, будучи женщиной по телу, обновляется также в духе ума своего в познание Бога, по образу, Создавшего ее; в чем нет ни мужеского, ни женского пола» 154 . Человек в религии созерцает вечные истины, а через цивилизацию управляет предметами временными. Это разделение должно и может быть преодолено во Христе. Во Христе же, и в иночестве, и в браке, препобеждается плотская страсть, и человек восходит к первозданному, гармоничному, в Царстве Божием осуществленному бытию мужчины и женщины. 3.7. Благословение Божие человеку Сотворенному человеку Бог дает, для его дальнейшего бытия, тройственное благословение. И благословил их (человека, мужчину и женщину) Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, (и над зверями) и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею) и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

« Хвала Ему пребывает в век века ». Какая, скажи мне, хвала? Благодарение, славословие, которое за дела Его будет вечно воссылаться Ему, но прежде того приличествует самому существу Его. Бог бессмертен и Сам по Себе достоин хвалы; но Он получает хвалу и тогда, когда ты представляешь Его величие и все прочее, получает хвалу и за дела Свои, когда ты усматриваешь Его премудрость в вещах видимых. Пророк говорит это для того, чтобы побудить к благодарности и показать, что те люди не заслуживают никакого снисхождения, которые негодуют на происходящее. В самом деле, если хвала, благодарение и славословие, принадлежит Ему столь ясно, очевидно, несомненно, неизменно, твердо, постоянно, что она даже вечна, беспредельна и бесконечна, а они, не понимая этого, говорят противное, то они противоречат тому, что гораздо яснее солнца, и добровольно остаются слепыми, — потому что она не какая–нибудь временная, чтобы можно было не знать ее, не темная и неизвестная, но очевидная, постоянная, вечная, всегда пребывающая и никогда не имеющая конца. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 111 1 Аллилуиа, псалом, Блажен муж бояйся Господа, в заповедех его восхощет зело. 1 Аллилуия. Псалом. Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он возлюбит весьма. 2 Сильно на земли будет семя его, род правых благословится: 2 Сильно на земле будет семя его, род правых благословится. 3 слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века. 3 Слава и богатство — в доме его, и правда его пребывает в век века. 4 Возсия во тме свет правым: милостив и щедр и праведен. 4 Воссиял во тьме свет правым: он милостив и щедр и праведен. 5 Благ муж я и дая: устроит словеса своя на суде, яко в век не подвижится. 5 Добрый муж, щедро дающий, устроит дела свои на суде, так что во век не поколеблется. 6 В память вечную будет праведник. 6 В память вечную будет праведник, 7 От слуха зла не убоится: 7 Худой молвы не убоится. 8 готово сердце его уповати на Господа: утвердися сердце его, не убоится, дондеже воззрит на враги своя. 8 Сердце его готово уповать на Господа, непоколебимо сердце его, не убоится, пока не увидит (погибели) врагов своих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Блажен муж, который… Почему в Библии нет понятия «счастье», но есть — «блаженство»? В чем разница? Чем блаженство отличается от нирваны? 22 июля, 2010 Почему в Библии нет понятия «счастье», но есть — «блаженство»? В чем разница? Чем блаженство отличается от нирваны? Почему в Библии нет понятия «счастье», но есть — «блаженство»? В чем разница? Чем блаженство отличается от нирваны В библейские времена, как и в любые другие, люди желали себе и своим близким благополучной и долгой жизни. Такая жизнь считалась в Ветхом Завете главной наградой праведнику, хотя в книге Иова мы видим, что никакого «автоматического воздаяния» ждать было нельзя. Главными признаками благополучия были долголетие, потомство и богатство — праведник уходил в мир иной, «насытившись днями», как насыщаются трапезой, и увидев «сынов сыновей своих до четвертого колена». Но есть в Библии и еще одно понятие, которое превосходит все эти простые дары свыше: оно называется словом «блаженство». «Блажен муж, который…» — этими словами начинается Псалтирь. Значит, не только первый псалом, но и вся книга Псалтырь, по сути, говорит о блаженстве — вот только в ней мы не встретим советов, как вести свои дела, как выбирать жену и воспитывать детей. Не то чтобы эти предметы были недостойными упоминания в Священном Писании — книги Премудрости (прежде всего Притчи Соломона) очень подробно говорят как раз об этом. Но вот блаженство связывается с чем-то совершенно иным. Блаженство для псалмопевца начинается с отказа от общения с нечестивцами, от их жизненной позиции. В самом деле, очень часто в этом мире люди стараются добиться процветания на пути греха: «не обманешь — не продашь», «все так живут» — эти и подобные оговорки ничуть не изменились за последние несколько тысячелетий. И библейский путь к блаженству начинается с решительного отказа от совета нечестивых и от пути грешных. А положительная программа очень проста: «…в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (1: 2-3). Такое дерево никуда не торопится, ни о чем не беспокоится — оно растет при непересыхающем источнике, радуясь жизни и принося добрые плоды. Следующий, 2-й псалом, говорит еще проще: «Блаженны все, уповающие на Него» (12). Вообще, в Псалтири говорится о блаженстве больше, чем во всех остальных ветхозаветных книгах, вместе взятых, — если внимательно прочитать ее, все самое главное станет ясно.

http://pravmir.ru/blazhen-muzh-kotoryj/

И о нем-то можно по достоянию изрещи сие воспеваемое в Церкви Давидово праведному мужу похваление: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: но в Законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. – Блажен таковый муж; будет бо яко древо насажденное при исходящих вод, на самой влажной земле, еже даст плод свой во время свое, и лист его не отпадет; и вся, елика аще творит, успеет ( Пс. 1:1, 2, 3 ). Подлинно первый человек, получивший толь высокие совершенства от десницы Всевышнего, мог бы процвести и плодоносным учиниться, и вовек не увянуть яко райское древо, наслаждаяся вечным блаженством; ежели бы продолжил навсегда состояние невинности и непорочности своей. Ты же, Христианине, познав из сего рассуждения, что первый человек невинным был от Господа сотворен, и заключив из того, что и главное намерение Создателя при сотворении человека не другое какое было, как то, чтобы он и всегда пребывал в невинности, и чрез невинность, чрез чистоту, чрез святыню имел способность быть в неразрывном, вечном соединении с Ним, с сообщающимся Духом Его, с вездесущим Существом Его, а посредством сего духовного соединения мог наслаждаться вечным блаженством Его; – познав, говорю, из сего рассуждения конец сотворения первого человека, почувствуй и уверься, что и ты не для другого какого конца имеешь в мире сем бытие и существование по благодати Божией, как только для того, дабы чрез сообщенные от Него же средства достигать к состоянию первобытной непорочности и святыни, – дабы и тебе соделоваться мужем праведным, иже не идет на совет нечестивых, не седит в сонмище злодеев, и не стоит на пути развращенных и нераскаянных грешников, а ежедневно в Законе Господни поучается и дела правды творит, – и дабы при даре святыни восприять дар и духовного общения с Господом, в котором общении состоит и начало, и все продолжение вечного блаженства. Уверься в сей истине, Христианине; и уверившись, денно и нощно старайся о том, прося у Господа помощи, дабы стяжать тебе чрез повиновение Закону Божию невинность сердца, непорочность нравов, чистоту тела и святыню души, – а чрез сии добродетели приобресть соединение с Богом, Который есть источник вечного блаженства: старайся о сем, дабы и тебе принадлежало сие Давидово приветствие: Блажен муж. Аминь. Беседа XXII. О изречении Псалма: И путь нечестивых погибнет

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

«Наследуют землю…» Что означает слово «наследуют»? Оно очень любимо Евангелием. «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Наследуйте Царство, станьте наследниками, а не рабами (это уже Послание к Галатам: его основная тема – раб или сын, раб или наследник). Вы были рабами – стали сыновьями, детьми, наследниками. Наследовать может только сын, это очень важно понять, это ещё одна параллель ко второму полустишию стиха Нагорной проповеди «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Кроткие становятся наследниками Царства Божия, или Царства Небесного. А что значит «блаженны»? Из слов, составляющих этот стих, мы не коснулись только его. Слово это хорошо известно из Ветхого Завета. «Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси…» – поём мы, совершая Таинство Крещения (Пс.31:1). «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс.118:1), «Блаженны живущие в доме Твоём» (Пс.83:5), «Блажен муж, боящийся Господа» (Пс.111:1), «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс.1:1) и т. д. В псалмах десятки раз встречается это слово – «блажен», или ашер . И по-гречески, и по-латински, и на иврите, и на русском языке оно теперь почти ничего не значит. В греческом контексте это напоминает о так называемых «островах блаженных» Греки считали, что люди, прожившие благочестивую, достойную жизнь, такие, как Ахилл, Одиссей и др., не умерли, а пребывают где-то на «островах блаженных». Вот с чем связано, как говорят лингвисты, семантическое поле этого слова. Латинское beati – тоже не вполне ясное слово, переводят его иногда на современные языки как «счастливый», «блаженный», но это не совсем точно. Мы не знаем также, что значит на иврите слово ашер : видимо, что-то похожее на «близкий к Богу». Как человек может быть «близким к Богу», мы способны узнать только из собственного опыта. «Близок Господь к сокрушённым сердцем, и смиренных духом спасёт» (Пс.33:19). Значит, близки к Богу, «блаженны» смиренные духом.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

«Наследуют землю…» Что означает слово «наследуют»? Оно очень любимо Евангелием. «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34). Наследуйте Царство, станьте наследниками, а не рабами (это уже Послание к Галатам: его основная тема — раб или сын, раб или наследник). Вы были рабами — стали сыновьями, детьми, наследниками. Наследовать может только сын, это очень важно понять, это ещё одна параллель ко второму полустишию стиха Нагорной проповеди «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Кроткие становятся наследниками Царства Божия, или Царства Небесного. А что значит «блаженны»? Из слов, составляющих этот стих, мы не коснулись только его. Слово это хорошо известно из Ветхого Завета. «Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси…» — поём мы, совершая Таинство Крещения (Пс 31:1). «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс 118:1), «Блаженны живущие в доме Твоём» (Пс 83:5), «Блажен муж, боящийся Господа» (Пс 111:1), «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» (Пс 1:1) и т. д. В псалмах десятки раз встречается это слово — «блажен», или ашер. И по-гречески, и по-латински, и на иврите, и на русском языке оно теперь почти ничего не значит. В греческом контексте это напоминает о так называемых «островах блаженных» Греки считали, что люди, прожившие благочестивую, достойную жизнь, такие, как Ахилл, Одиссей и др., не умерли, а пребывают где-то на «островах блаженных». Вот с чем связано, как говорят лингвисты, семантическое поле этого слова. Латинское beati — тоже не вполне ясное слово, переводят его иногда на современные языки как «счастливый», «блаженный», но это не совсем точно. Мы не знаем также, что значит на иврите слово ашер: видимо, что-то похожее на «близкий к Богу». Как человек может быть «близким к Богу», мы способны узнать только из собственного опыта. «Близок Господь к сокрушённым сердцем, и смиренных духом спасёт» (Пс 33:19). Значит, близки к Богу, «блаженны» смиренные духом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Придите, поклонимся Царю нашему, Богу. Придите, поклонимся и припадём ко Христу, Царю, нашему Богу. Придите, поклонимся и припадём к Самому Христу, Царю и Богу нашему. Затем постой немного, пока не успокоятся все чувства. Тогда сотвори начало не спеша, без лености, с умилением и сокрушенным сердцем. Скажи слова: “Блажен муж…” тихо и вдумчиво, со вниманием, а не торопясь, чтобы и умом понимать произносимое. Прочтя первую статию, там, где напечатано “Слава:” читай: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами). Господи, помилуй (3). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. И начинай вторую статию. Дойдя до “Слава:” снова читай: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами). Господи, помилуй (3). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. И начинай третью статию. Дойдя до “Слава:” читай: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами). И далее читай Трисвятое по Отче наш: покаянные тропари, Господи, помилуй (40) и положенную после кафизмы молитву. Если продолжаешь чтение, начинай вторую кафизму с троекратного Придите, поклонимся: и далее псалмы по указанному выше уставу. Если же завершаешь чтение, читай заключительные молитвы: Достойно есть: и последующие и произноси отпуст. КАФИЗМА 1 Псалом 1 Псалом Давиду, не надписан у еврей. Псалом 1 Псалом Давида, не надписанный у евреев. 1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, 1 Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел, 2 но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. 2 но в законе Господнем – воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/psalms/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010