Однако это обещание так и не было реализовано в период Ветхого Завета. В книге Деяний повествуется о евнухе, который путешествовал в Иерусалим: «И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения» (Деян 8:27). По мнению А. П. Лопухина «он был прозелит, и если был скопец (каковые по закону Моисееву не могли быть принимаемы в общество Иеговы), вероятно, был „прозелит врат“, а не „прозелит правды“ то есть II, а не I степени. В этом сюжете рассказывается «не только об обращении первого человека из иноплеменников, но и об исполнении пророчества Исайи о том, что Бог принимает тех, кого отвергли люди, — иноплеменников и евнухов». Поразительные слова о мужчинах, не вступающих в брак и не имеющих потомства, произнес Сам Спаситель: «ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф 19:12). В переводе РБО (2011 г.) этот стих звучит так: «Есть люди, которые не могут жениться, потому что они такими родились. Других евнухами сделали люди, а есть и такие, кто не женятся ради Царства Небес. Тот, кто может принять, пусть примет!». В Мф 19:12 слово «скопец» используется для обозначения человека, родившегося с соответствующим недостатком, а также оскопленные людьми или оскопившего себя ради Царства Небесного. Получается, что причины, приводящие людей к безбрачной жизни можно разделить на три категории: 1) биологическая, когда люди «родились таковыми от чрева матери». Такой «род скопцов не может быть порицаем»); 2) влияние иного человека, что «порицается»; 3) решение человека посвятить себя Царству Божьему, которое «заслуживает похвалы». Блаж. Иероним Стридонский писал, что оскопление первого и второго рода «есть дело необходимости, а не произволения», отчего и не предполагает никакой награды. По Феофану Затворнику они — «естественные безбрачники» (в обоих случаях причина лежит в области физиологии, неподвластной воле самого человека).

http://blog.predanie.ru/article/kto-zhal...

Одной из главных обязанностей человека по отношению к Богу служит поклонение Ему, как Творцу и Промыслителю. Соответственно духовно-телесной природе человека, это поклонение совершается чадами православной Церкви двояко: духом и телом, т. е. всякая домашняя молитва и общественное богослужение сопровождаются у них обрядами и символами. Да иначе и нельзя. Душа и тело человека так тесно соединены между собой, что всякое душевное движение или состояние, напр., радость, горе и т. п. непременно отражается в теле, как об этом свидетельствует Сам Спаситель словами: «от избытка сердца говорят уста» ( Мф. 12:34 ) и слово Божие, говоря: «сердце человека изменяет лице его или на хорошее, или на худое; признак сердца в счастье – лице веселое» ( Сир. 13:31–32 ); «по виду узнается человек и по выражению лица при встрече познается разумный» (–19:26); «мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется» ( Екл. 8:1 ). При том же наши тела «суть члены Христовы» ( 1Кор. 6:15 ) и «храмы Духа Св.» (–ст. 19), почему ап. Павел прямо повелевает: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ), «ибо вы куплены дорогой ценой; посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» ( 1Кор. 6:20 ). Самъ Иисус Христос поклонялся телом Богу и Отцу Своему; поклонялись телом и св. апостолы, выражая это в разных молитвенных действиях и обрядах ( Мф. 26:39 ; Лк. 22: 41 ; Деян. 21:5 ; Еф.3:14 ). 609 Наконец, нельзя не заметить, что самые слова «поклонение», «поклоняться» на языке Св. Писания означают, прежде всего, буквально телесное поклонение, напр.: волхвы «падша поклонились Ему» (Богомладенцу Христу) (Мф. 2:11), воииы, «становясь на колени, кланялись Ему» (Христу) ( Мк. 15:19 ), а затем, въ дальнейшем смысле, – исполнение того или другого богослужебного культа, напр., об евнухе царицы Ефиопской говорится, что он приезжал в Иерусалим «для поклонения» ( Деян. 8:27 ), т. е. для выполнения тех обрядов и жертвоприношений, которые требовались законом; об ап. Павле также говорится, что он приходил туда для поклонения (–24:11: сн. 21:26). 610

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«Он стал и поколебал землю: не то ли значит, что Он стал, чтобы оказать помощь, и поколебал землю, чтобы уверовать. Воззрел и в трепет привел народы, то есть сжалился и обратил народы к покаянию. Вековые горы распались, то есть силою чудес сокрушена гордость надменных. Первобытные холмы опали, то есть уничижены на время, чтобы быть возве­личенными вечно. Пути Его вечные видел, то есть видел подвиг любви, полу­чивший вечную награду. Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской: то есть народы, устрашенные внезапною вестию о чудесах Твоих, даже и не входящие в состав Империи Римской, войдут в недра народа христианского. Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки негодование Твое или на море – ярость Твоя? Это сказано потому, что Он пришел теперь не для того, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него 583 . Ты восшел на коней Твоих, на колесницы Твои спасительные, то есть Тебя понесут евангелисты Твои, Тобою управ­ляемые, и Евангелие Твое – спасение для тех, которые уверуют в Тебя» 584 . По Августину град Божий, хотя и не совпа­дает с Кафолической Римской империей, но ею максимально в этом мире реализуется. Цезаро-папистское тысячелетнее царство Христа на земле. Подробно в мессианском значении толкует слова песни пророка Авваку­ма св. Кирилл Александрийский . 3.6 Ста и подвижеся земля. «Выражение ста (стал) в богодухновенном Писании очень часто пони­мается в смысле приведения к концу какого-либо дела... Итак ста Христос, то есть пришло в исполнение сказанное о Нем, и Он явился живущим на земли, и подвижеся земля. Землею же называет населяющих землю, которые и подвиглись... Те, которые некогда были непоколебимы в своей решимос­ти делать злое... поколебались и подвиглись, обратившись к богопознанию и к добродетели. Подобным иже образом подвиглись и израильтяне от слу­жения законного, приняв веру в Него» 585 . Сын Божий стал, поставив Свои ноги на землю, и сдвинулись народы от нечестия и идолопоклонства Своего, что-то изменилось и в народе Израиль­ском, подвигся закон, воссияло Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Они не хотели следовать доброму примеру мужа Ефиоплянина, который был вельможей царицы Ефиопской и, конечно, был человек не только грамотный, но и ученый. Когда апостол Филипп, увидев, что он в колеснице читает во время пути книгу пророка Исаии, спросил его: разумеешь ли, что читаешь? – он ответил ему: как могу разуметь, если кто не наставит меня? ( Деян. 8:27–31 ). Вот с каким смирением говорил этот ученый вельможа, не надеясь на свой человеческий разум, когда дело шло о Священном Писании . Но не так, видно, рассуждали те невежды, о коих пишут апостолы Петр и Павел; не так рассуждают и наши невежды-грамотеи. Иной едва разбирает слова в книге, а уж берется толковать слово Божие, воображая, что если умеет он читать, то уже и разумеет, что читает... Познакомится с таким невеждой какой-нибудь самозванный учитель из штундистов или еще каких сектантов, – смотришь, наш грамотей уже и отрекся от матери своей Церкви Православной, и пристал уже к секте какой-нибудь... Спросите его: да так ли надо понимать, как ты толкуешь Писание? – Он с гордостью уже ответит: «Мне Сам Христос открывает истинный смысл, Он видит, что я хочу спастись»... Какое самомнение, какая гордыня! Хвалится человек, что ему Сам Христос открывает истину, а Христа не слушает, Христова веления не хочет исполнять. Ведь Сам Христос сказал: если... церкви не послушает брат твой, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18:17 ). Сам Христос сказал апостолам, а чрез апостолов и всем пастырям Церкви, которых поставили святые апостолы: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня ( Лк. 10:16 ). Не внимает гордый человек этому грозному слову Христову и отвергает благодать Божию, живущую в пастырях Церкви чрез священное рукоположение, идущее преемственно от времен апостольских ( 2Тим. 1:6 ). Он не хочет знать, что еще у пророка Малахии сказано: «уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» ( Мал. 2:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

отцы вымыслили учение об искуплении из своей головы, не основываясь на вселенском учении Апостольской Церкви, которое, в продолжение 18 веков, одинаково сохранилось даже во всех сектах христианских, и будто бы на сих только днях явилось, чрез души мертвых, новое истинное об этом учение, – учение спиритизма, которому необходимость Божественной жертвы Христовой, за грехи мира, кажется странною и непонятною! . Апостол Павел объясняет нам ваше духовное состояние, за 1800 лет пред сим, говоря: «слово о Кресте для погибающих есть безумие, а для нас спасаемых сила Божия, ибо написано: уничтожу мудрость мудрецов и разум разумных ниспровергну.... Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Мы проповедуем Христа распятого, – для иудеев соблазн, а для эллинов безумие; для самих же призванных, – Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что безумное Божие мудрее человеков и немощное Божие крепче человеков» ( 1Кор.1:18–20,23–25 ). Верование о том, что жертвы приносятся для удовлетворения за грехи людей, существовало во всем мире, от самого его начала, от первой жертвы Авелевой до жертвы Христовой, которую прообразовало в Ветхом Завете, особенно, жертвоприношение Исаака. – На нее указывали все пророки, и всех яснее Исаия, за 700 лет до ее события в Новом Завете: «Сей грехи наши носит и о нас болезнует; а мы думали, что он наказан от Бога язвою и трудом. Он же мучим был за грехи наши и за беззакония наши терзаем; наказание нашего мира на нем, язвою его мы исцелели. Все мы, как овцы, заблудились, человек совратился с пути своего, и ради наших грехов предал его Господь; и он, посреди оскорблений, не отверзает уст своих, как овца ведется на заколение, безгласен как агнец пред стригущим. В уничижении его совершился суд, – род же его кто изъяснит?» ( Ис.53:4–7 ; Деян.8:33 ). Это пророческое изречение до такой степени сильно и ясно, что даже оно убедило к христианству вельможу Царицы Ефиопской, когда он, возвращаясь из Иерусалима, читал на своей колеснице книгу Исаии пророка, как мы это видим из Деяний апостольских ( Деян.8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Павел был уважаем настолько, что ему дозволено было пребывать отдельно; так как если до сих пор сотник относился к нему благосклонно, то теперь стал еще благосклонней. «С воином, стерегущим его», чтобы предотвратить возможность новых козней против Павла так что воин не за ним наблюдал, а за тем, чтобы не было с ним какой-либо неприятности. Деян.28:19–20 .  Но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ. По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами. Так как Павел знал, что совершенно неуместно было оказаться под судом, особенно у человека неверующего, то защищает себя с той и другой стороны, именно: что он поступил не против закона, а, напротив, сам заведомо несправедливо осужден иудеями и что не по своей воле назвал кесаря, а потому, что сами иудеи дали ему к тому повод, так как не заблагорассудили ни судить его по закону Церкви, ни подчиниться законному мнению властей. Власти хотели отпустить его; не отпустили же потому, что иудеи воспротивились этому. Итак, что же? Чтобы обвинить иудеев, ты сделал то, что назвал кесаря? Нет, говорит, чтобы избежать опасности. «За надежду Израилеву обложен я этими узами». То есть Писаниями предоставлена иудеям одна надежда – Христос, проповедуя которую, Павел и очутился в этом состоянии узника. Деян.28:21–22 .  Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого. Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь. Еще до прибытия Павла в Рим было внушено иудеям не принимать проповеди о Христе, и не только римским иудеям, но и всем иудеям по всей земле. Но откуда известно это? В сочинениях древних писателей мы находим, что обитавшие в Иерусалиме священники, книжники и старцы, написав послания, разослали их по всем странам к живущим в них иудеям; в этих посланиях они поносили учение Христово как учение, чуждое Богу, и убеждали не принимать его. То же самое, по-видимому, означает следующее пророчество Исайи: «Горе земле, осеняющей крыльями по ту сторону рек Ефиопских, посылающей послов по морю, и в папировых суднах по водам!» (18, 1–2). Этим означается, что нечестивый голос людей, населявших Иудею, разнесся на быстролетных кораблях за пределы земли эфиопской и до последних концов земли и что «послы» их, плавая по водам и переплывая море, проникали во все страны, разнося послания и понося учение о нашем Спасителе. У иудеев и до сих пор в обычае называть послами, вестниками, – лиц, разносящих окружные грамоты от их начальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Перед нами картина такого содержания: город заперт; перед нами западная стена Иерусалима, на стенах толпы воинов и вооруженного народа. Рабсак от пруда приближается к стене; его встречает за городскими воротами Елиаким, сопровождаемый Севной и Иоахом. Рабсак нарочно подходит ближе к стене, чтобы народ слышал речь его (см. ниже ст. 11–12). Речь Рабсака: 4 . И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? 5 . Я думаю, что это одни пустые слова, а для войны нужны совет и сила: итак на кого ты уповаешь, что отложился от меня? 6 . Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет ее! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него. Рабсак в речи своей более всего нападает на ту сильную партию Иерусалима, которая считала своим спасением заключение союза с Египтом. Мы видели выше, как настойчиво против этой мысли боролся пророк Исаия. Может быть, что в то время, когда Сеннахерим брал укрепленные города Иудеи, Иерусалим, решившийся защищаться, посылал депутацию к Тиргаку, и Сеннахерим у Лахиса узнал об этом и поэтому послал Рабсака с угрозами и требованием сдачи города. Рабсак называет своего властелина: „царь великий“; это совершенно верный перевод титула Ассирийских царей, известного нам по памятникам: „сарру рабу“ 1198 . Сравнение Египта с надломленною или расколотою тростию необычайно метко. Верхний (южный) Египет с Фивами оставался под влиянием жреческой Ефиопской династии, перенесшей однако свою столицу выше Ассуанских порогов; но Дельта и весьма часто даже северная часть среднего Египта, враждовали против фараонов жреческой династии, и местные царьки Дельты тяготели к Ассирии и были с нею в родственных связях 1199 . Очевидно, что именно на это положение дел намекает Рабсак, говоря о Египте, как о надломленной трости 1200 . С этой точки зрения Ассирийский дипломат был совершенно прав, указывая на безрассудство Иудейской политики, пытавшейся опереться на расшатанный престол фараонов. Но он не понимал, в чем сила Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

После того как во время бывшего на иерусалимскую церковь гонения, святой Стефан был убит, и все христиане, за исключением двенадцати Апостолов, рассеялись по областям иудейским и самарийским, в Самарию [ 3 ] прибыл в то же время и святой Филипп. Здесь он проповедовал Христа, и все жители Самарии единодушно внимали его проповеди. Проповедь свою святой Филипп подтверждал многими чудесами, исцеляя всякие болезни и изгоняя лукавых духов, кои, выходя из людей, вопили громким голосом. И была тогда радость великая в том городе, потому что принимавшие проповедь Филиппа и уверовавшие в истинного Мессию исцелялись не только от телесных, но и от душевных недугов. Находился же там и некоторый весьма знаменитый и прославленный волхв, по имени Симон, который удивлял всю Самарию своими волшебствами, и все считали его за кого-то весьма великого. Видя великие знамения и чудеса, совершаемые руками Филиппа, и слыша благовествование святого Апостола о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, Симон уверовал и крестился вместе с другими (Деян.8:5–13). Однажды Апостолу Филиппу явился ангел Господень, повелевая ему идти на юг, на дорогу, ведущую из Иерусалима в Газу [ 4 ]. Идя по сей дороге, святой Филипп встретил Ефиоплянина, евнуха Кандакии, царицы Ефиопской [ 5 ], возвращавшегося из Иерусалима, куда он ездил на поклонение, в Газу, которая находилась под его управлением. Сидя на колеснице, евнух читал пророческие книги. Апостол научил его вере в Господа нашего Иисуса Христа и, продолжая с ним путь, тут же на пути крестил его [ 6 ]. После крещения евнуха, Апостол Филипп был восхищен ангелом и перенесен в Азот [ 7 ] и, проходя, проповедовал слово Божие по всем городам, пока не пришел в Кесарию. Здесь он имел собственный дом, в котором и прожил некоторое время вместе с своими четырьмя дочерьми, девами — пророчицами. После сего он снова возвратился в Иерусалим. Будучи здесь поставлен святыми Апостолами во епископа, он послан был затем на проповедь в Малую Азию в город Траллию [ 8 ]. Обратив там многих ко Христу и сотворив великие чудеса, Апостол Филипп отошел ко Господу в глубокой старости.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Потом Азаил поражал израильтян. По смерти Ииуя воцаряется Иоахаз, сын его. Говорится об Иоасе, царе иудейском, о священнике Иодае и о Гофолии. Израильтяне были преданы врагам и опять Бог умилосердился над ними. Когда умер Иоахаз, над израильтянами воцаряется Иоас, сын его; пришедши к Елисею, он плакал. Пророк велел ему взять пять стрел и бросать их в землю. Когда он, бросив только три, остановился, то пророк сказал ему: надобно было бы бить пять или шесть раз, тогда ты побил бы Сириян совершенно, а теперь только три раза поразишь Сириян (4Цар.13:19). Елисей умер и был погребен, и один мертвец, брошенный в гробницу его, воскрес. Когда умер Азаил, воцарился сын его Адер. Иоас трижды поразил сириян и умер; после него воцарился сын его Иеровоам. По смерти Иоаса, царя иудейского, воцарился Амасия, сын его. Поразив идумеев, он сразился и с Иоасом, царем израильским; но Иоас победил его и вошел в Иерусалим. По смерти Иеровоама, над израильтянами воцарился Захария, сын его. По смерти Амасии, царя иудейского, воцарился Азария, который называется и Озиею. При нем начал пророчествовать Осия. Селлум, умертвив Захарию, воцарился над израильтянами. Он пользовался помощью Фула, царя ассирийского, давши ему тысячу талантов. Когда он умер, вместо него воцарился Манаим. После Озии над иудеями воцарился сын его Иоафам; а по смерти Иоафама воцарился сын его Ахаз. При нем напали Раассон сирийский и Факей, сын Ромелиев. Ахаз послал к Фелгаффелласару ассирийскому, приглашая его на помощь, и он, пришедши, взял Дамаск и убил Раассона. Салманассар ассирийский напал на Осию, сына Илы, и сделал его своим рабом. Когда же царь ассирийский узнал, что он хочет отложиться и отправить послов к царю ефиопскому, то осадил его, заключил его в оковы, взял Самарию и другие города, а жителей переселил в Ассирию. Здесь следует обличение израильтян и иудеев. Выведенные из Вавилона и поселенные в Самарии не боялись Бога, и потому были истребляемы львами. Тогда посылается туда священник и научает их закону Божию; но они и Господа боялись, и идолам служили.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

При нем начал пророчествовать Осия. Селлум, умертвив Захарию, воцарился над израильтянами. Он пользовался по­мощью Фула, царя ассирийского, давши ему тысячу талантов. Когда он умер, вместо него воцарился Манаим. После Озии над иудеями воцарился сын его Иоафам; а по смерти Иоафама воцарился сын его Ахаз. При нем напали Раассон сирийский и Факей, сын Ромелиев. Ахаз послал к Фелгаффелласару ассирийскому, приглашая его на помощь, и он, пришедши, взял Дамаск и убил Раассона. Салманассар ассирийский напал на Осию, сына Илы, и сделал его своим рабом. Когда же царь ассирийский узнал, что он хочет отложиться и отпра­вить послов к царю ефиопскому, то осадил его, заключил его в оковы, взял Самарию и другие города, а жителей пере­селил в Ассирию. Здесь следует обличение израильтян и иудеев. Выведенные из Вавилона и поселенные в Самарии не боялись Бога, и потому были истребляемы львами. Тогда по­сылается туда священник и научает их закону Божию; но они и Господа боялись, и идолам служили. Говорится о Езекии и ассириянах, о которых говорится и у Исаии; о Манассии и его нечестии, и об убийствах. По смерти его воцарился сын его Амон. По смерти Амона воцарился Иосия, сын его, о котором было предсказано Иеровоаму, рабу Соломонову, когда ис­сохла рука царя. Он очистил Иерусалим и другие места, рас­копал гробницы жрецов идольских и разрушил идолов. О нем сказано, что прежде не было царя подобного ему, который бы обращался к Господу всем сердцем своим и всею душою своею. При нем начал пророчествовать Иеремия; при нем была пророчица Олдана. Когда умертвил его фараон Нехао, воца­рился Иоахаз, сын его. Но фараон, свергнув его, отвел в Египет, где он и умер, а царем поставил сына Иосии Елиа­кима, называвшегося и Иоакимом, и обложил землю данью. Иоаким был первым данником Навуходоносора. Он был выброшен за стены. О нем говорит Иеремия: труп его будет брошен на зной дневной и на холод ночной и ослиным погребением будет он погребен (Иер.36:30; 22:19), потому что он был погребен тогда, когда уже истлел.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010