См. также: Константи н Эггерт, обозреватель и ведущий программ радио «КоммерсантЪ» FM. Оценивать или осуждать? //Фома. - – июнь 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Интервью номера: Доктор Лиза . «Я всегда на стороне слабого». Бомжи и другие обычные люди глазами Елизаветы Глинки . Беседовал Константин Мацан . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июнь 2012. – С.10-18. – (рубрика « Интервью номера »). См. также: Константи н Эггерт, обозреватель и ведущий программ радио «КоммерсантЪ» FM. Оценивать или осуждать? //Фома. - – июнь 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Реклама : С.19. Тема номера. Юродивые: Жан-Клод Ларше . Христа ради «сумасшедшие». Пер. с франц. С православным богословом из Франции беседовали Константин Мацан и Лоранс Гийон . Ил.: Икона святого блаженного …//Фома. - – июнь 2012. – С.20-22,24,26. – (рубрика « Тема номера. Юродивые »). См. также: Константи н Эггерт, обозреватель и ведущий программ радио «КоммерсантЪ» FM. Оценивать или осуждать? //Фома. - – июнь 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). В рубрику вошли материалы, посвященные отдельным Христа ради юродивым//Фома. - – июнь 2012. – С.23,25.29,31. – (рубрика « Тема номера. Юродивые »): Преподобный Симеон Эмесский (VI в.). Ил.: Икона. – С.23; Блаженный Андрей Цареградский (Х в.). Ил.: Икона. – С.25; Василий Блаженный (XV-XVI вв.). Ил.: Икона. – С.27; Святая блаженная Ксения Петербургская (XVIII-XIX вв.). Ил.: Икона. – С.29; Мученик Алексий ( Ворошин ) (XIX-XX вв.). Ил.: Документальное фото. – С.31. Сергей Иванов , доктор исторических наук, автор нескольких книг о византийском и древнерусском юродстве. Зачем юродивые взрывали общественный покой? Беседовал Юрий Пущаев //Фома. - – июнь 2012. – С.28,30,32. – (рубрика « Тема номера . Юродивые »). Владимир Кириллин , профессор, зав. кафедрой филологии Московской духовной академии. Пять признаков подмены //Фома. - – июнь 2012. – С.33. – (рубрика « Тема номера. Юродивые »). См. также: Константи н Эггерт, обозреватель и ведущий программ радио «КоммерсантЪ» FM. Оценивать или осуждать? //Фома. - – июнь 2012. – С.98. – (рубрика « Эпилог »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-110-...

Через свое своеобразное духовное делание Христа ради юродивые искореняют не только гордость, но и самого гордого дьявола. Согласно святоотеческому духовному опыту, великим расхитителем духовных трудов является диавол. И как раз от него следует скрывать свои достижения тем, кто идет по мистическому пути духовного трезвения. Юродство является не только “маской” и “личиной”, скрывающей истинно-духовный образ блаженного, но и способом смирения и самопрезрения, поношения перед людьми и демонами. Своими “выходками” они обманывают и обыгрывают злых духов. Об этом нам говорит и Блаженный Андрей, Христа ради юродивый.  Поэтому демоны умоляют Господа не слать им более “таких тиранов”. Христа ради юродивые являются необычайным случаем святости, потому что сами они, ведя крайне “унизительный” образ жизни, постигают смерть индивидуальности, и этот подвиг, растворяющий любую условность,  является воскресением к свободной жизни и любви. Таким образом, юродство является крайне редким призванием, в котором нелегко отличить ложное от истинного, святость невинности от нечестивой аферы. И это потому, что есть некоторые лже-юродивые, которые претендуют на блаженство, дабы стяжать себе похвалы. Преподобный Серафим Саровский говорил, что есть три пути, на которые не следует ступать без особого Божьего призвания: настоятельство, отшельничество и юродство Христа ради. Лже-юродство бесполезно и разрушительно не только для других, но и для того, кто ему следует. Истинное во Христе блаженство в святости сердца улучшает условия жизни окружающих, помогая им пробуждаться от духовной летаргии, в которую он впали. Духовное делание во Христе приемлемо не для всех. Ведь сами великие блаженные святые отговаривали от этой аскезы тех, кто желал следовать за ними. Авва Исаак Сирин , говоря об этой героической святости “беспорядочных душ, находящихся на самом деле в исключительном порядке”, приходит к выводу: “Да благословит нас Бог достичь такого безумства!” В этой работе мы постараемся развить тему свободы и чести Христа ради юродивых, которая внедрена в их жизнь и пастырство.

http://azbyka.ru/hrista-radi-yurodivye-o...

Таким же был и святой Андрей Блаженный. Однажды одна благочестивая дева Варвара смотрела из окна своего дома на многолюдную базарную площадь. Внезапно духовными своими очами она увидела некий светлый сияющий столп, идущий сквозь толпу. Это был блаженный Андрей. Люди толкали и били его, демоны тому радовались, но святые Ангелы дарили ему райские цветы… Святость всегда находится за гранью земного понимания, ибо принадлежит она миру горнему. Мы же почитаем о начале этого великого и святого пути. Глава 2. Начало святого пути Период времени, в который жил блаженный Андрей, вызывает у историков много поводов для дискуссий. Автор жития отец Никифор в начале повествования указывает на то, что святой жил в Константинополе в период правления императора Льва Великого. Одни ученые считают, что это Лев 4 Мудрый, правивший Византией в 886–912 годах, другие – Лев 1 (457–474). Кроме того, в тексте указано, что во время одного страшного бедствия святой Андрей молился о горожанах Константинополя и был Божией силой перенесен на место подвига другого святого – Даниила Столпника, где они вместе молились о народе. А Даниил Столпник умер в 493 году. В пользу же историков, придерживающихся первого мнения, свидетельствует тот факт, что отец Никифор говорит о том, что блаженный Андрей является достойным последователем преподобного Симеона Эмесского Христа ради юродивого, который жил в VI веке. Кроме того, при анализе текста ими был сделан вывод о том, что он принадлежит к памятникам поздневизантийской литературы X–XI веков. Но нам, православным христианам, главное, что блаженный Андрей реально существовал, что Господь явил миру столь удивительного духовного светоча. Еще одним интересным свидетельством является национальность святого. В греческом оригинале жития Андрея юродивого называют скифом, в русских Четьих Минеях – славянином. Вполне возможно, что верно последнее, так как византийцы долгое время не могли различить скифов, славян и другие народы Северного Причерноморья друг от друга, называя их общим именем «скифы».

http://pravoslavie.ru/97822.html

Тридцати пяти лет от роду блаженный Андрей перебрался в г. Мещовск, где и нес крест, избранного им ради Христа, подвига юродства до самой смерти своей. По приезде в Мещовск блаженный Андрей пошел по городу. Подойдя к дому мещанской одной вдовицы Елены Суховой, остановился, прислонился к стене дома и задумался... Мать этой вдовицы, увидя убогого человека, позвала его в дом, одела, покормила и уложила спать. Так и остался в этом доме жить до самой смерти блаженный Андрей. Лишь изредка еще живал понедолгу он в доме Феодора Петровича Сухова, родственника Елены. Бедные вдовицы приютили того, кто бедность и нищету избрал вольною своей волею ради Христа! И замечательно поучительно было его отношение к своим домохозяевам! Без спросу их он ничего не брал и по хозяйству никуда не входил; он горячо сочувствовал радостям их и скорбел горестями. Феодор Сухов однажды был по торговым делам в г. Витебске. Там он тяжело заболел. Больной, он поехал домой, был в пути одиннадцать дней. В течение этих дней, между тем, блаженный Андрей, духом провидя случившееся, молился о больном, и приговаривал: «едет дядюшка, умирает». Когда же тот подъехал к дому, первый встретил его... Однажды у Феодора Сухова очень была больна малолетняя дочка. Дитя было при смерти. Родители положили ее под образа и плакали. Андрей лежал на печи и смотрел на них. Вдруг сошел; мать больной и говорит ему: «Андреюшка, вот, дочка наша умирает! «Блаженный весело посмотрел, сделал руками жесты, как женщины прядут, и вышел. Но скоро же и вернулся с яблоками и пряниками, и стал угощать больное дитя. Та вдруг села, поела, а скоро и совсем поправилась. В другой раз, две недели болела и была в беспамятстве одна из дочерей Елены Суховой. Блаженный предсказал выздоровление, и она действительно, пришла в себя и оправилась. Когда же, принявшая его первой, старушка заболела предсмертной болезнью, блаженный, очень грустя, все ходил, да приговаривал: «матушку скоро понесут в монастырь и детки будут плакать о ней!» Слыша это, старушка поспешила исполнить христианский долг и, действительно, скоро умерла; и, оплакиваемая детьми, была погребена в Мещовском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды он встретил на торгу трех златовласых 3 юношей, красивых и телом и душой, и одного из них, доселе ему неизвестного, назвал по имени Епифанием, своим другом. Епифаний в то время не имел еще и восемнадцати лет. С того времени водворилась между ним и Андреем взаимная любовь. Епифаний был сын знатного мужа Иоанна, который имел в доме многих рабов, сыну дал хорошее воспитание и Епифаний удивлял всех своим умом и воздержной и целомудренной жизнью. Много искушаем был он от сатаны плотскими вожделениями. Святой Андрей помогал ему в этой борьбе своими наставлениями и наконец Епифаний, по совету его, обратился с молитвой к мученику Акакию в храме его и исцелен от страсти. Неоднократно святой Андрей предсказывал Епифанию, что он будет святителем в Царьграде. Не задолго пред концом своей жизни святой Андрей удостоился вместе с Епифанием созерцать во Влахернском храме явление Божией Матери. «Однажды во время совершения всенощного славословия в храме Богоматери во Влахернах, говорит жизнеописатель, пришел туда юродствуя блаженный Андрей. Он стоял по обычаю там, сколько усердие давало силы, иногда до полуночи, иногда до утра. Был там и Епифаний и один из слуг Епифания. В четвертый час ночи блаженный Андрей видит наяву Богородицу, идущую от царских врат (то есть, от главных западных входных врат церковных) 4 со страшной свитой, из коей честный Предтеча и сын грома (т. е., святой евангелист Иоанн Богослов) поддерживали Ее по сторонам своими руками, а многие святые в белых одеждах предшествовали Ей, иные последовали, поя гимны и духовные песни. Когда она приблизилась к амвону, преподобный, пришед к Епифанию, сказал: «видишь ли Госпожу и Царицу мира»? «Вижу, отец мой духовный» отвечал тот. И когда смотрели, Она, преклонив Свои колена, молилась на долгий час, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лице. Окончив здесь молитву, подошла к алтарю, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы сняла с себя наподобие молнии блиставшее великое и страшное покрывало (мафорий или омофор), которое имела на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудные сии мужи, святые Андрей и Епифаний, довольное время смотрели на сие распростертое над народом покрывало и блиставшую, наподобие молнии, славу Господню, и доколе была там Пресвятая, видимо было и покрывало. По отшествии же Ея, сделалось и оно невидимо. Конечно, Она взяла его с собою, благодать же оставила сущим там».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Примером такого «освоения» является и традиция празднования Русской Православной Церковью Покрова Пресвятой Богородицы. Событие это связано с именем особо почитаемого на Руси византийского юродивого во ХристеАндрея Блаженного. Славянин по происхождению, он жил в Х веке в Константинополе и с юных лет был рабом знатного богача Феогноста. Отрок отличался добрым нравом и прекрасной внешностью, за что снискал расположение своего хозяина и стал его первым рабом. Андрей с юных лет полюбил храм Божий и священные книги. По преданию, однажды в сонном видении блаженный увидел два войска: мужи в светлых одеждах противостояли черным и страшным бесам. Ангел Божий держал в руке чудесные венцы – не украшение земного мира, а небесное сокровище, которым Господь награждает Своих воинов, побеждающих черные полчища. «Иди на добрый подвиг, – услышал Андрей, – будь юродив ради Меня и много получишь в день Царства Моего». Так Андрей принял решение изменить свою жизнь. Он был изгнан хозяином из дома, стал ходить по улицам города в рубище, и всем казалось, что разум его помутился. Святой смиренно сносил насмешки, оскорбления и побои, претерпевал голод и жажду, стужу и зной, полученную милостыню отдавал другим нищим. За свои подвиги во имя Спасителя святой получил от Господа дар пророчества и прозорливости и даже, подобно первоверховному апостолу Павлу, был взят на третье Небо и удостоился зреть Самого Господа Иисуса Христа, ангелов и многих угодников Божиих. По преданию, святой Андрей весьма удивился, что не видит Пресвятую Деву. Он стал спрашивать, где Она, на что получил ответ: Царица Небесная спустилась в многобедственный мир, чтобы помогать людям и утешать скорбящих. Увидеть Заступницу рода христианского Андрею еще только предстояло… Считается, что в начале Х века, когда греческому государству угрожало окружившее Константинополь варварское племя сарацин, огромное число жителей города, возложив все свое упование на Царицу Небесную, прибегло к Ней за помощью. Во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, во Влахернском храме среди молящихся были Андрей юродивый и его ученик Епифаний. Эти двое подвижников и были удостоены видения: вдруг как бы раскрылся над ними свод храма, и святой Андрей увидел Пресвятую Деву, окруженную множеством ангелов и святых. Она молилась и простирала над богомольцами храма омофор. «Видишь ли ты Царицу всех?» – спросил Андрей ученика, не веря своим глазам. «Вижу, отче святый, и ужасаюсь», – ответил Епифаний.

http://pravoslavie.ru/93985.html

Как часто наружность обманчива. Есть особый род подвижничества в Церкви Божией – Христа ради юродство. Люди ходят в неприличной одежде, говорят бессмысленные речи, обличают сильных мира сего. Их гонят, смеются над ними, считают безумными. А между тем, эти юродивые – великой души люди. (Андрей, Христа ради юродивый, Максим и Василий блаженные, Московские чудотворцы и многие другие). У Льва Толстого, в одном из его произведений, выведен юродивый Гриша. Мальчик Володя, описывает Толстой, видел Гришу, когда тому было лет пятьдесят. Гриша был громадного роста человек, кривой на один глаз, ходил с пятнадцати лет босиком и летом и зимою, одеждой его был полуразодранный кафтан, он носил вереги, часто говорил несвязные речи, обличая людей, многие считали его полуумным, лентяем, травили его собаками... Мать Володи относилась сочувственно к нищему и отвела в своем доме маленькую комнату для ночлега юродивого, и он зашел в его комнату вечером, когда должен был войти Гриша для сна. Юродивый вошел в свою комнату, и никого не видя, медленно перекрестился. Потом снял с себя верхнюю одежду и сел на убогом ложе. Лицо нищего было совсем иное, чем на людях: оно было спокойно, задумчиво и даже величаво. Потом нищий сложил на груди руки, стал перед иконами и начал молиться, чем дольше, тем воодушевленнее. Гриша молился о своих благодетелях, о своих грехах, о врагах своих: «Боже прости врагам моим»! Володя видел, как юродивый, несмотря на свою старость и вериги, часто клал земные поклоны. Мальчик слышал, как после молитвенных возгласов в голосе юродивого звучали слезы... Наконец юродивый громко сказал: «Да будет воля Твоя»... упал на колени лицом к земле и громко зарыдал, как ребенок (Л.Н. Толстой, т.1, 19–20, 32–33, М. 1913 г. Изд. И.Д. Сытина). Образ этого юродивого запечатлелся в душе ребенка на всю жизнь. Помни об этом юродивом и ты, возлюбленный, и бойся осуждать ближнего своего, как о сем поучает нас великий Апостол: «Не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» ( 1Кор. 4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

ЖУРНАЛ 64 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся почитания в различных епархиях Русской Православной Церкви преподобных Афанасия Высоцкого, Василиска Сибирского и Зосимы Верховского, Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. СПРАВКА: Преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховский чудотворец (+ 1395, память 12/25 сентября), издревле почитался, как местночтимый святой Московской епархии. Преподобный Василиск Сибирский (+ 1824, память 29 декабря/11 января) прославлен в лике местночтимых святых Екатеринбургской епархии в январе 2004 года, а преподобный Зосима (Верховский; 1768 - 1833, память 24 октября/6 ноября) в лике местночтимых святых Московской епархии в 2000 году. Христа ради юродивый блаженный Андрей (Огородников; + 1841; память 21 мая/3 июня и 27 ноября/10 декабря) прославлен в лике местночтимых святых Симбирской епархии в 1998 году. Преподобные жены Дивеевские схимонахиня Александра (Мельгунова; +1789; память 13/26 июня), а также схимонахиня Марфа (Милюкова; 1810 — 1829; память 21 августа/3 сентября) и монахиня Елена (Мантурова; 1805 — 1832; память 28 мая/10 июня) прославлены в лике местночтимых святых Нижегородской епархии в декабре 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2. Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении преподобных Афанасия Высоцкого, Василиска Сибирского и Зосимы Верховского, Христа ради юродивого блаженного Андрея Симбирского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены. ЖУРНАЛ 65 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/429541/

В греческом варианте жития святого Андрея говорится о том, что родом он был скиф, но известно, что «скифами» византийцы называли самые разные народности, проживающие севернее рубежей империи. Поэтому и в славянском переводе жития, и в народном сознании закрепилась мысль о славянском происхождении святого. В юности он попал в рабство к одному вельможе в Константинополь; подавал большие надежды, выделяясь внешним благообразием, умом, расторопностью в поручениях и, главное, благочестием. Он не только принял веру своих хозяев и новых соотечественников, но и не побоялся со временем взять на себя один из тяжелейших и высочайших подвигов - юродство Христа ради. В добровольную жертву святой Андрей принес не только свой земной разум, но и свою красоту, и перспективы прекрасной карьеры, которая у него, несомненно, сложилась бы благодаря незаурядным способностям и благоволению со стороны высокопоставленного хозяина. А в награду от своего нового и единственного Владыки, Которому он всецело вверил жизнь, блаженный получил разум духовный, пророческий дар и сподобился многих чудесных видений. Во время одного из таких видений святой Андрей был восхищен в Небесные обители, где лицезрел Самого Господа нашего Иисуса Христа. Он не мог даже отчасти передать словами то чувство трепета, благоговения и неизъяснимой радости, которое испытал от встречи с Создателем еще во время земной жизни. Но когда святой Андрей возвращался из Небесного Царствия в нашу земную реальность, ко всем этим чувствам и переживаниям добавилась еще одна мысль - о том, что он не увидел там Пречистой Девы. Сопровождавший его Ангел ответил на этот помысл, что блаженный не мог встретить Владычицы Богородицы в Царстве Небесном, поскольку Она непрестанно находится на земле, утешая всех скорбящих и помогая призывающим Ее имя. Впоследствии же, как мы уже знаем, юродивый Андрей за свою святую жизнь и ежедневное терпение скорбей и поношений был удостоен чудесного видения Пресвятой Богородицы во Влахернском храме. Русь под Покровом Царицы Небесной

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/o...

Родители отпускали ее в монастырь со слезами. Состоятельная семья, отец – Андрей Тимофеевич – крупный пермский промышленник. И не того вовсе желали Кокоревы для своей дочери. Семейство было верующим, и Олю с детских лет воспитывали, как полагается, по правилам Церкви. Но монастырь!.. Да и мала она была еще совсем – едва исполнилось восемь лет. И откуда только это пришло к ней? Встанет ночью потихоньку перед образами, а чуть свет проскользнет мимо заспанной прислуги (только ее и видели!) и бежит к полунощнице в соседний Успенский женский монастырь. Пытались усилить охрану, так она – в окно … Поначалу желанию дочери   родители противились, однако, видя, что запреты и строгость лишь приводят ее в болезненное состояние, понемногу смирились и уступили   наконец. И вот в тот день, когда матушка игуменья облекала ее в подрясник, с улицы радостной волной грянул колокольный звон – «Игуменьей будешь». …Тихо жила девочка среди монахинь, а от прозорливого нищего не утаилась. Всякий раз, появляясь в монастыре, блаженный по прозванию Василий Иванович, которого знала вся округа, величал молоденькую послушницу Ольгой Семеновной. Девочка пыталась возражать: дескать, Андреевна я, а юродивый свое: «Мы с твоим отцом в Верхотурье-то вместе рыбу ловили». Годы прошли, прежде чем открылся смысл иносказательных слов Василия Ивановича. А однажды, подозвав Ольгу, старик протянул ей странную смесь, предложив отведать. Горечь оказалась невозможная: полынь, горчица, перец с солью. Дыхание перехватило, а блаженный подсказывает: мол, пей-пей! Пересилив себя, девочка сделала еще несколько глотков, и вдруг горечь исчезла, сменилась приятным медвяным вкусом. На скорби Христа ради благословил юродивый… Не искать своего В первые годы в монастыре, стремясь подражать подвижникам древности, Ольга усиливала пост и молитву и одновременно искала духовного руководства. В те годы ее привлекало строгое аскетическое монашество, и руководителей она выбрала для себя среди Валаамских старцев. Был и момент, когда разгоряченность юности, отчасти оправданная страхом потерять искру живой веры, заронившуюся в душу, заставила ее покинуть свой монастырь, где слишком уж заметной была она среди старших по возрасту монахинь: и снисхождения много, и чести… Перебравшись в Москву, молодая послушница желала укрепиться, напитать душу благодатью возле великих святынь, но через несколько лет ощутила, что духовно только расстроилась от перемены места. С этого времени ее отношение к монашеству несколько меняется: воодушевление, способное воздвигнуть новоначальных на подвиг не по силам и затем повергнуть в уныние, отступает перед сознанием того, что истинное монашество смиренно и восхождение по лестнице христианских добродетелей требует большого терпения.

http://pravmir.ru/gorech-slashhe-meda-i-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010