Кондак, глас 8. Подобен: Взбранной: отечества, преподобне, удалився, и вселився в пустыню, и тамо на столп вшед, идеже жестокое житие показал еси, и многих житием удивив, отнюдуже дарование чудес от Христа приял еси. поминай нас чествующих память твою, да зовем ти: радуйся, савво, Отче наш.     2. (:. святаго священномученка киприана: И святыя мученцы иустины: И святаго и блаженнаго андреа, Христа ради юродиваго.    На Господи воззвах стихиры на 6, глас 3. Подобен: яко добля: Слава, глас 2: учения прелесть: На стиховне октоиха. Слава, глас 2: Светильника богосияннаго: Тропарь, глас 4: И нравом причастник: септемвриа в 3-й день. На Утрени, на Бог господь, тропарь святаго, дважды: и обычныя кафисмы, и чтения. Оба канона октоиха без мученичнов: и святых глас 4, на 6. По 3-й песни седален, дважды. По 6-й песни,    Кондак, глас 1. Подобен: Лик ангельский: от художества волшебнаго обратився, Богомудре, к познанию божественному: показался еси миру врачь мудрейший, исцеления даруя чествующим тя, киприане со иустиною: с неюже молися человеколюбцу владыце, спасти души наша.    И икос, и пролог. По 9-й песни светилен октоиха: Слава, святаго: И ныне, богородичен. На стиховне октоиха. Слава, глас 8: Иже злобы: И ныне, богородичен, или крестобогородичен. На Литургии, блаженна октоиха, на 4: и святых песнь 3-я, на 4: Прокимен, глас 6: честна пред господем: Стих: Что воздам: Апостол к тимофею, зачало 280: благодарю укрепляющаго мя Христа: Аллилуиа, глас 2: священницы твои облекутся: евангелие Иоанна, зачало 36: Аз есмь дверь: Причастен, В память вечную: [Смотри] Служба святаго андреа юродиваго поется на повечерии.    Тропарь андрею, глас 1: Глас апостола твоего павла услышав глаголющ: мы юроди Христа ради. раб твой андрей юрод бысть на земли, тебе ради, Христе Боже: темже ныне память его почитающе, тебе молимся, Господи, спаси души наша.    Кондак, глас 4. Подобен: Вознесыйся: Во юродство претворився волею, мира сего красоты отнюд возненавидел еси, плотская мудрования увядил еси, постом и жаждею, и зноем и студению мраза, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився, очистил еси себе яко злато в горниле, андрее блаженне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глас Апостола Твоего Павла услышав глаголющ: мы юроди Христа ради, раб Твой Андрей юрод бысть на земли, тебе ради, Христе Боже. Темже ныне память его почитающе, тебе молимся: Господи, спаси души наша. Кондак, глас 4: Во юродство претворився волею, мира сего красоты отнюд возненавидел еси, плотская мудрования увядил еси, постом и жаждею, и зноем, и студению мраза, от дождя и снега, и от прочия воздушныя тяготы никогдаже уклонився, очистил еси себе, яко злато в горниле, Андрее блаженне. 6265 Василий Македонянин, его отец, царствовал с 867 по 886 г. и начал собою т.н. Македонскую династию. 6266 Во всех славянских житийных списках св. Андрей Юродивый называется славянином, по греческому подлиннику – скиф; но так в продолжение долгого времени греки ошибочно называли и восточных славян, смешивая их с обитавшим прежде в восточной Европе диким кочевым народом – скифами. 6267 Юродство – значит собственно безумие. – Юродство о Христе представляет собою особый, высший вид христианского подвижничества. Одушевляемые горячею ревностью и пламенною любовью к Богу, юродивые Христа ради, не довольствуясь всеми другими лишениями и самоотречениями, отрекались от самого главного отличия человека в ряду земных существ – от обычного употребления разума, добровольно принимая на себя вид безумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, – дозволяющего себе иногда, по видимому соблазнительные действия. […] – При всей трудности, подвиг юродства требовал от святых подвижников и высокой мудрости, чтобы бесславие свое обращать во славу Божию и в назидание ближним, не допуская в смешном ничего греховного, в кажущемся неблагопристойным ничего соблазнительного, или обидного для других. – Первые подвижники юродства о Христе явились весьма рано, в колыбели первоначального иночества – Египте, во второй половине IV века. 6268 Здесь необходимо все-таки четко сознавать Апостольское понимание юродства – что мир воспринимает самопожертвование Христа и Его последователей как безумие, юродство. Поэтому приводить эти слова в объяснение образа жизни юродивых не совсем правильно «ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью» Прем.Сол.7(прим. иер. Наф.).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Порой невозможно постичь разумом, как близко стоят понятия «мудрость» и «безумие», «богатство» и «нищета», «гибель» и «спасение». Нельзя увидеть грань между ними, заметить миг, когда мудрость вдруг обернулась безумием, глупостью; богатства, материальные блага человека – его внутренней духовной нищетой… Мудрость мира сего видна. Евангельская мудрость сокрыта от глаз, сокровенна, путь к ней долог, труден, тернист. Человек приближается к ней по мере своего невидимого прочим людям внутреннего духовного роста. Лишь когда он сможет увидеть в отказе от материальных благ – духовное богатство, в желании власти, почестей, славы – порок, а не достоинства, тогда приблизится к христианской истине, а если сам встал на этот путь – значит, постиг. Жизнь юродивых – это воплощение христианской мудрости в высшей и максимальной мере. Юродивые ради Христа, лишь слову Его повинуясь, не просто покидали свой дом, они годами не входили в человеческое жилье, обрекая себя на бесприютность, скитания. Они не только отказывались от домашнего тепла и уюта, самых необходимых человеку удобств, но искали дополнительных лишений. Юродивый Виссарион 40 лет не преклонил головы, спал сидя или стоя, однажды простоял на молитве сорок суток с воздетыми к небу руками под дождем и зноем. Московский юродивый Иоанн ходил обремененный железными цепями, с тяжелым железным колпаком на голове, с медными кольцами на пальцах и железной палицей в руках. Счастливый, картина Василия Перова      Они не просто носили нищенскую одежду, но часто совсем отказывались от нее. Они не только раздавали бедным свое имение, но отрекались ради ближнего от последних, самых дорогих и необходимых вещей. Блаженный Серапион Синдонит как-то пришел в Александрию и увидел нищего, дрожащего от холода. Тогда старец снял свой синдон и отдал ему. Сам же сел нагой возле дороги с Евангелием в руках, с которым ни на миг не расставался всю жизнь. Увидев человека, которого вели за долги в темницу, святой продал Евангелие и заплатил его долги. Юродивые Христа ради не просто отказывались от привычной жизни, они поистине «отвергались себя», отказывались даже от своего облика, принимая порой вид уродливый и безобразный, вызывая к себе отвращение не только людей, но и собак. Когда юродивый Андрей пытался хотя бы на краткое время укрыться от холода под кровлей жилища, приходил к нищим, они гнали его палками, как собаку, кричали: «Пошел прочь отсюда, пес!» Блуждая по улицам, он в одном закоулке увидел собаку и, надеясь согреться, лег рядом. Но, заметив его, собака ушла.

http://pravoslavie.ru/98489.html

Имя Андрей Федорович и костюм мужа блаженная носила до тех пор, пока костюм не истлел. И так — ив жару, и в трескучие морозы — святая томила свою плоть. Потом, опять назвавшись Ксенией, она надела холщовую красную юбку и зеленую кофту и носила их до самой кончины. Ей не раз давали теплую одежду, но в тот же день она передавала «обновку» какому-нибудь бедняку. На чудесной иконе, которая лежит на аналое в часовне-усыпальнице, мы видим блаженную именно в таком виде — простой бабушки, которых — слава Богу — пока еще много на Руси. Но лик ее просветлен и прекрасен, он отличается от изображений на ранних гравюрах. Близкие по времени к блаженной Ксении изобра-зители старались передать весь внешний ужас ее подвига — растрепанные, нечесанные седые волосы, выбивающиеся из-под платка, рваную и грязную одежду, огромные, распухшие ступни ног, лицо, обезображенное глубокими морщинами. Да, такой и была при жизни блаженная Ксения. Непригляднее внешне многих современных бомжей… Сорок пять лет блаженная прожила, «не имея где главу преклонить» — спала она часто короткие минуты прямо на голой земле, ночи напролет проводя в молитвенном вопле за грешников. Босая, сирая, убогая… и самая сильная, самая близкая, самая верная утешительница, заступница всех, кто нуждался в ее помощи. На современных иконах мы видим именно такой лик — победившего земную тяжесть, земную неприглядность воина Христова, и палка в руках странницы выглядит на иконах как меч духовный, которым блаженная разила духов зла. Подвиг блаженной матери нашей Ксении, так же как и подвиги других Христа ради юродивых, которые в это время в изобилии появились в разных городах России, противостоял духу «обмир-щения», измене вере отцов, который пытались насадить сверху, через неверующих обер-прокуроров Синода, через чиновников разных рангов, через наводнивших страну иностранцев. Прошли столетия, и мы понимаем, что служение блаженной Ксении состояло не только в помощи отдельным людям (кого-то спасти от нужды, кому-то вымолить жениха, или невесту, или ребенка, помочь по устройству на службе, в учебе, в различных жизненных переменах), а именно в охранении народного благочестия. Какое вольномыслие или неверие могли привить народу, если в среде его жила такая святая? Какими новыми учениями, какой модой можно увлечь человека, если он видит, что рядом с ним творятся чудеса той, кто хранит заветы стародавние? Многих и многих русских людей блаженная Ксения приводила к православной вере и сохраняла в ней. И служение это не прекратилось после кончины — блаженная Ксения предположительно отошла в Вечность в самом начале XIX века, в 1802 или 1803 году, в возрасте 71 года — и одно только ее имя как сразу же после кончины, так и в наши дни возбуждает веру в незыблемость Православия. Чудеса

http://azbyka.ru/fiction/blazhennaya-kse...

Настала кончина праведника. Он скончался в 1812 году, 28 июня. Перед смертью он предсказал нашествие французов. Глядя в сторону, откуда потом шел Наполеон, блаженный говорил: «Идут с горы, очень много, боюсь, уйду в Калугу, – но пропадут, исчезнут» ... Незадолго до смерти, праведнику пришлось перенести еще одну людскую обиду. Один неверующий помещик, возвращаясь с охоты и увидя Андрея, натравил на него собак, и потешался, как те рвали его ноги... Придя домой после этой травли, блаженный Андрей приложил к ранам тертой редьки и язвы зажили, а у того помещика вдруг заболели два сына-малютки, любимцы семьи, и умерли оба. Чувствуя приближение смерти, блаженный в Мещовском монастыре у настоятеля выпросил себе и место для погребения. Предсмертная его болезнь длилась более полугода и была очень тяжела. Образовались пролежни, язвы загноились и в них кишели черви, убирать их больной не давал... Исповедавшись, особоровавшись и приобщившись Св. Таин, блаженный Андрей скончался истинно-христианской кончиной на 68 году своей жизни, быв подражателем блаженному древнему Андрею, Христа ради юродивому. Блаженный Андрей роста был среднего, открытый лоб, продолговатое лицо, большие глаза, длинный нос, редкая с проседью борода, – а общий цвет лица смуглый. По кончине, лицо его сделалось светло-радостным. Погребение совершал Оптинский игумен Авраамий с братией Мещовского монастыря, всего городского и, в большем числе, окрестно-сельского духовенства. Громадная толпа народа, время, к тому же, было ярмарочное, провожала гроб до обители. Погребен блаженный Андрей в средней монастырской башне, на восток, там же хранится и его топорик. Память блаженного свято чтится Мещовцами и с каждым годом распространяется все далее и далее. После молебна пред образом Божией Матери «Всех скорбящих Радости», на могиле его служат часто панихиды, берут песок с могилы, а воду, «с топорика спущенную», и через это после молитвы пред тем образом и у могилы блаженного по вере получают исцеления. Вся та местность, где родился и жил блаженный во время холеры 1848 года, была сохранена его молитвами от эпидемии, а в 1840 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сост. А.Н.Стрижев Блаженная Пелагея Ивановна Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагее Ивановне Серебрениковой. Подвиг юродства Христа ради Юродство Христа ради составляет столь редкий, столь трудный и вместе с тем столь высокий христианский подвиг, на который призываются Господом Богом только особенные избранники и избранницы, сильные телом и духом. Эти избранники и избранницы добровольно отрекаются ради Христа не только от всех удобств и выгод житейских, от всех условий и требований общественных, от родства самого близкого и кровного, но и от самого образа и подобия человеческого. Но этого мало; за свои слова и дела они подвергаются самым оскорбительным насмешкам и поруганиям, самым тяжким истязаниям и мукам; и все это переносят с неимоверным терпением, с удивительной кротостью и непостижимой радостью. А между тем, непрестанно возводя очи ума и сердца своего к Богу, постоянно горя духом своим перед Ним, они своими словами или необычайными поступками то грозно обличают и подобно молнии поражают людей могучих и сильных, но несправедливых и забывающих правду Божию, то подобно весеннему благотворному солнцу радуют и утешают людей благочестивых и богобоязненных. Лишенные, на первый взгляд, разума человеческого, они прозревают тайны сердец человеческих, предрекают будущее, врачуют недуги телесные своим словом или прикосновением и избавляют от немощей духовных своими вразумлениями и наставлениями. К числу таких избранниц Божиих принадлежит Пелагея Ивановна Серебреникова, Христа ради юродивая подвижница Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губернии Арзамасского уезда. Происхождение Пелагеи Ивановны Пелагея Ивановна родилась в октябре 1809 года в городе Арзамасе от купца Ивана Ивановича Сурина и супруги его Прасковьи Ивановны, урожденной Бебешевой. Отец ее Иван Иванович жил довольно богато, хорошо торговал и имел свой кожевенный завод и был человек умный, добрый и благочестивый. В семействе у него, кроме супруги, было два сына, Андрей и Иоанн, и дочь Пелагея. Промысл Божий устроил так, что вскоре он умер, оставив жену свою и трех малолетних детей сиротами. Впрочем, Прасковья Ивановна вскоре вышла за второго мужа, купца Алексея Никитича Королева, тоже вдовца, у которого от первой жены осталось шесть человек детей. Детство Пелагеи Ивановны, по рассказам ее матери

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Это был радостнейший день в жизни пр. труженика Леонида и уже последнее деяние его на пользу устрояемой им обители. По перенесении монастыря на новое место, блаженный старец большую часть времени проводил в уединенной молитве и безмолвии, выходил из кельи только в церковь и совершенно устранил себя от управления обителью. Как светильник, тихо догорал он и исполненный дней с небольшим чрез два года почил от своих трудов и переселился в обителя вечные к блаженному лицезрению Той, святому и чудотворвому образу Которой он предстоял столь долгое время. Блаженная кончина его последовала 17 июля 1654 г. Мощи пр. Леонида почивают под спудом в бывшей монастырской, а ныне приходской цервви; здесь же доныне сохраняется тяжелая и шестовая власяница его и как при жизни блаженного старца, так и ныне ежегодно бывает большое стечение богомольцев в девятую пятницу по Пасхе. Праведный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый Св. праведный Андрей, Христа ради юродивый, Тотемский чудотворец, родился в июне 1638 года в приход Усть-Толшемском, находящемся верстах в 50 от г. Тотьмы. До десятилтнего возраста он воспитывался в дом своих родителей – крестьян. Еще и ныне крестьяне не очень много заботятся о воспитании своих детей, а в царствование Михаила Феодоровича, когда народ только еще начинал поправляться после бедствий и раззорения от самозванцев, воспитание детей в среде простого народа стояло еже ниже, тем более, что ни учителей, ни училищ еще не было» Все тогдашнее образование ограничивалось изучением азбуки, часослова и псалтири, умением написать свое имя и приложить руку, но и оно было долею только не многих счастливцев, сыновей богатых родителей, а небогатые родители Андрея не могли дать ему и этого. Набожные, но мало понимавшие сущность православной веры они учили сына только бояться Бога, власть поклоны пред св. иконами, соблюдать посты и ходить по праздникам в церковь , в чем, по мнению большинства народа того времени, и заключались все требования веры. К счастью отрока недалеко от их селения находилась приходская церковь и родители Андрея – сами усердные к ней – посылали Андрея к богослужению во все воскресные и праздничные дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среди народа стоял Христа ради юродивый Андрей и около него — отрок Епифаний, его ученик. Они, вдруг почувствовав посреди всенощной что-то, повернулись назад и увидели, что через западные врата (их называли Царскими, т. к. царь входил через них) входит… Сама Божия Матерь!.. Поддерживает Её с одной стороны пророк и предтеча Креститель Иоанн, а с другой — Иоанн Богослов, который был Ей усыновлён Христом прямо со креста. Вокруг были и другие — и пророки, и святые… Поклонившись, Божия Матерь, поддерживаемая двумя великими Пророками, медленно проследовала на середину храма, остановилась, стала перед амвоном, опустилась на колени и молилась. Потом поднялась, прошла дальше, стала на амвон, на солею, перед самым алтарём остановилась и опять стала молиться и … плакать! Молилась в слезах! Потом обернулась к народу и простёрла над ним свой мофорий — то, чем покрывала главу — покров. (Мы называем это у архиереев омофором). Покров Божией Матерью был простёрт над молившимся народом, и не только над тем, который в это время молился во Влахернском храме, а над всем верующим народом, над всеми людьми, братья и сёстры, и так он и остался над всеми нами до сих пор! До сих пор Божия Матерь молится о нас обо всех и плачет, простёрши над всеми нами свой Покров… Не у нас это было, а в Константинополе — Царьграде. Только там, как и в других поместных православных Церквах, этот праздник не празднуется… А у нас он празднуется и, притом, как великий праздник! Братья и сёстры! Кто сподобился этого явления? Кто увидел входящую в храм Божию Матерь и Её моление о нас? — Блаженный Христа ради юродивый Андрей. А он был из славян. Русским он не был, но был из родного нам славянского племени. Он попал в плен в Грецию. Воспитал его, взявши к себе как раба, один очень богатый, хороший человек и дал ему прекрасное образование. Этот юноша был очень умён и, для своего времени, великолепно образован. В доме этого богатого человека, в его окружении, в обществе, которому он принадлежал, он занял исключительное положение так называемого нотара (теперь у нас — нотариусы; это имя отсюда и происходит.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-shp...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Событие, которое мы сегодня празднуем, произошло более тысячи лет тому назад на краю Царьграда во Влахернском храме. Там шла всенощная и, конечно, ночью, а не вечером, как теперь. (Потом служилась литургия - после всенощной, ночью). Но вот, за всенощной произошло следующее. Среди народа стоял Христа ради юродивый Андрей и около него - отрок Епифаний, его ученик. Они, вдруг почувствовав посреди всенощной что-то, повернулись назад и увидели, что через западные врата (их называли Царскими т.к. царь входил через них (входит... Сама Божия Матерь!.. Поддерживает Её с одной стороны пророк и Предтеча Креститель Иоанн, а с другой - Иоанн Богослов, который был Ей усыновлён Христом прямо со креста. Вокруг были и другие - и пророки, и святые... Поклонившись, Божия Матерь, поддерживаемая двумя великими Иоаннами, медленно проследовала на середину храма, остановилась, стала перед амвоном, опустилась на колени и молилась. Потом поднялась, прошла дальше, стала на амвон, на солею, перед самым алтарём остановилась и опять стала молиться и ... плакать! Молилась в слезах! Потом обернулась к народу и простёрла над ним свой мофорий - то, чем покрывала главу - покров. (Мы называем это у архиереев омофором). Покров Божией Матерью был простёрт над молившимся народом, и не только над тем, который в это время молился во Влахернском храме, а над всем верующим народом, над всеми людьми, братья и сёстры, и так он и остался над всеми нами до сих пор! До сих пор Божия Матерь молится о нас обо всех и плачет, простёрши над всеми нами свой Покров... Не у нас это было, а в Константинополе - Царьграде. Только там, как и в других поместных православных Церквах, этот праздник не празднуется... А у нас он празднуется и, притом, как великий праздник! Братья и сёстры! Кто сподобился этого явления? Кто увидел входящую в храм Божию Матерь и Её моление о нас? - Блаженный, Христа ради юродивый Андрей.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/585...

Нет ничего удивительного, что агиографов смущали такие сцены. Чтобы обелить юродивых, они прибегли к привычному парадоксу: они внушали читателям, что юродивый борется с дьяволом, принявшим обличье нищего. Бросив в старуху навозный колобок, Андрей «дунув на лице ея крестом, и абие преложися от человечьска образа, и сътворися змиа велика». В высшей степени любопытно устное предание о том, как ВасилийБлаженный опознал в нищем дьявола.  Прося милостыню «Христа ради», тот бормотал эти слова скороговоркой, так что выходило «ста ради», «ста ради» — не ради бога, а ради денег, ради «ста» (копеек или рублей). Это предание наглядно подчеркивает разницу между юродивым, истинным подвижником «Христа ради», и нищим, сребролюбцем «ста ради». Эпизодов, говорящих о враждебности юродивого и нищих, в житиях очень много. По всей видимости, они отражают       131 реальное и житейски вполне понятное соперничество. Но все же мы должны помнить, что юродство и нищенство различаются принципиально. Нищий живет при церкви, а юродивый — вне церкви. Отчуждая себя от общества, падевая вериги юродства, подвижник как бы получает позволение обличать. Но он не призывает к переменам; его протест не имеет ничего общего с бунтом, радикализмом или реформаторством. Юродивый не посягает на социальный порядок, он обличает людей, а не обстоятельства. Это, в сущности, резонер, консервативный моралист. Однако юродство, как всякий культурный феномен, не пребывает в неизменном, раз навсегда определенном состоянии. По источникам легко заметить, что общественная роль юродства возрастает в кризисные для церкви времена. Нет ничего удивительного в том, что юродство расцветает при Иване Грозном, когда церковь утратила всякую самостоятельность, склонившись перед тираном, а затем в эпоху раскола. Классический юродивый — это протестующий одиночка. Такой тип обличителя вообще характерен для средневековой культуры, для консервативного, медленно меняющегося общества. Но как только в XVII в. динамизм овладел умами, как только началась перестройка культуры, юродивый перестал быть одиночкой, он превратился в человека партии, примкнув, конечно, к консервативному течению. Это произошло при патриархе Никоне. Ни один мало–мальски заметный и активный юродивый не принял церковной реформы. Все они объединились вокруг протопопа Аввакума и его сподвижников. Одиночество уже не было абсолютным: в хоромах боярыни Морозовой жила маленькая община юродивых. Инок Феоктист писал, что боярыня приютила «блаженнаго Киприяна, и многострадалнаго Феодора, и трудника неленостна Афанасия».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=919...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010