(Игумения Таисия. Автобиографиче­ские записки. Беседы с отцом Иоанном Кронштадтским . М.: Отчий дом, 2007. С. 80.) 195 С пристани «Борки» мы поехали на пароходе к Рыбинску и вниз по Волге на далекую Каму, куда приглашали Батюшку. – В 1908 г. отец Иоанн путешествовал по Волге и Каме на пароходе «Талант», принадлежавшем елабужским купцам Стахеевым. 1 июля отец Иоанн совершил Литургию в имении Стахеевых «Святой ключ» (Котлин. 1908. 149, 3 июля). 197 Все таковые ответы и указания я помню, и записаны они у меня для памяти, а объявить их для всех, тем более в печати, я не решаюсь. – Авт. 198 …к бывшему тогда архиепископу Новгородскому Феогносту... – Владыка Феогност (Лебедев; 1829–1903) – архиепископ Новгородский и Старорусский с ноября 1892 г.; с августа 1900 г. митрополит Киевский и Галицкий. 199 Печатается по изданиям: Таисия, игумения Леушинского монастыря. Отец протоиерей Иоанн Ильич Сергиев как пастырь. СПб., 1893; Таисия, игумения. Пре­бывание отца протоиерея Иоанна Сергиева в Леушинской обители в 1899 году//Русский паломник. 1899. 35; Таисия, игумения. Светлой памяти отца Иоанна Кронштадтского . СПб., 1909; Беседа отца протоиерея Иоанна с настоятельницею Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря игумениею Таисиею. С присовокуплением описания некоторых особенных событий из жизни игумении Таисии. СПб., 1909; Таисия, игумения. Светлой памяти доброго Крон­штадтского пастыря//Кронштадтский пастырь. Б/г, 18. 205 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства. 206 Наклонил Он небеса и сошел, – и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего. 207

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

«Когда настало время умирать преподобному Сисою, просветилось лицо его, и он сказал сидевшим у него отцам: «вот пришел авва Антоний». Помолчав несколько, сказал: «вот лик пророческий пришел». Потом просветился более, и сказал: «вот пришел лик апостольский». И опять сугубо просветилось лицо его: «Ангелы…» – И еще более засияло лицо его, как солнце. Все убоялись. Он сказал им: «смотрите, – Господь пришел и изрек: принесите Мне избранный сосуд из пустыни». С этими словами он испустил дух». Когда на пути преставилась покаявшаяся Таисия, старец, который сопровождал ее, проснулся и видит: «образовался некий путь от того места, где почивала Таисия, до неба; Ангелы Божии возносят ее душу. Он встал и начал будить ее, но она уже скончалась». Бог только тогда – Бог, когда Он Бог не мертвых, но живых, когда Его слово сильно побеждать и самую смерть. Пусть она ополчится на тебя, обступит со всех сторон, но ты невредимо пройдешь посреди сени смертной, как и Сам Господь невредимым прошел посреди толпы иудеев, уже поднявших на Него камни. Среда. О соработниках Господних Ин.6:5–14   Деян.13:13–24 Однажды Господь напитал пять тысяч человек, которые пошли за Ним «на ту сторону моря Галилейского». Он взял пять хлебов «и, воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики» – народу, «также и рыбы, сколько кто хотел». И люди не только насытились; они, и мы вместе с ними, увидели здесь и могущество Господа, как источник нашей надежды на Него. Увидели и снисхождение к человеческой природе: хотя Он принес бесценный хлеб вечной жизни, но не гнушается накормить и обычным земным хлебом. Потому что одно дело – подвижник, добровольный постник, а другое – просто голодный человек, которого, если не накормить сначала, то и Божественное учение ему не пойдет. Учит также Господь относиться к пище, как к Божьему дару, с подобающим благоговением. Он сказал: «Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало». В этих пяти хлебах богословы видели прообраз пяти язв, полученных Господом во искупление наших грехов. А в умножении хлебов – прообраз того, как вот уже две тысячи лет, под видом хлеба, бесконечно умножается святое Тело Христово, и насыщает нас на Божественной Литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

 -Я вот помню свою первую учительницу, которая преподавала в школе, в первом классе. Это было в городе Орехово-Зуево школа 20. ЕЕ звали Таисия Ефимовна. Так вот, она была, как бы сейчас сказали, старорежимная. То –есть, свое образование она получила до революции. Мне кажется то, что мы называем преимуществом советского образования, это связано, собственно, говоря, не с этой совдепией, а с тем, что тогда еще были живы люди, которые были с имперским образованием, имперским сознанием. С имперским пониманием долга, чести , достоинства. И те из нас, которые их застали, этих людей, они стали таким мостком между имперской Россией и постсоветским пространством, когда уже образование стало не таким. И память о долге девальвировалась.  -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.  -Добрый вечер отец Олег.  -Добрый вечер.  -У меня такой вопрос. Вот в Библии известны случаи покаяния разбойника, блудницы. А вот случая покаяния содомитов нет. Вам известны случаи таких покаяний? И еще по этому вопросу. Вот их склонность якобы от рекламы, это их миф. И хромосомный набор у них не такой. Меня молодые спрашивают, а я не знаю, что по этому поводу ответить.  -Пожалуйста. Открываем первое послание Коринфянам 6 глава, 9 стих: или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют. Далее читаем 11 стих: И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.  Очень наивно было бы предполагать-а ведь в античном мире это грех был распространен- что среди обращенных не было таких людей. Поэтому апостол пишет: такими были некоторые из нас, но оправдались, омылись, но освятились именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Собственно говоря, непрощеный грех, грех, который Бог не прощает- это нераскаянный грех. А в каком случае человек не раскаивается в своем грехе? Когда он сомневается в божьем милосердии. Вот поэтому хула на Духа Святаго не простится ни в сем веке, ни в будущем. Почему? А потому что Дух Святой -это дух любви. Сказано: любовь божия вселилась в сердца наши Духом Святым. И в этом смысле хула на Духа Святаго -это неверие в божье милосердие. И если по отношению к любой группе людей мы скажем: верите в милосердие или нет- все равно погибнете, будете в аду гореть, то мы их ввергнем в состояние хулы на Духа Святаго, если они доверятся этому нашему умозаключению.

http://radonezh.ru/text/pochemu-khristia...

Авва Кассиан рассказывал, что был некий старец, которому прислуживала дева святая. И люди говорили: «Они нечисты». И услышал это старец. Когда же он был при смерти, сказал отцам: «Когда скончаюсь, посадите мой посох на моей могиле, и если прорастет и принесет плод, знайте, что чист я от женщины. Если же не прорастет, знайте, что я пал с ней». И они посадили посох, и на третий день он принес плод, и все прославили Бога. Братья истинные, хочу рассказать вам об удивительном и славном покаянии блаженной Таисии 406 , некогда блудницы, кое совершив, она достигла совершенства. Ведь для желающих покаяться в дурных делах, содеянных в пору своего небрежения, полезно слово утешительное и приводящее в умиление любящих Бога. Была блаженная эта Таисия наделена красотой, удивительной и весьма блистательной. Мать ее поместила из детства в место погибели. Имя ее разнеслось, благодаря красоте ее, и к ней приходили издалека, и все, кто проходил через то место, созерцая красоту ее, не могли насытиться. Ибо как пламя разгоралось неистовство ее чар в сердцах видящих ее. И многие продавали родительское [имущество], чтобы только вступить с ней в связь. А бедные продавали свою одежду, чтобы утолить свое желание. И святой Серапион Синдонит, услышав о ней, что многих людей она обольщает и губит своей красотой, надел одежду мирянина, взял деньги и пошел к ней. Придя в это место и увидев ее, святой достал номисму и подал ей. Она же, взяв, сказала ему: «Пойдем в дом». И когда они вошли, увидел высокое устланное ложе. И она, подойдя, села на него и позвала старца подойти к ней. Он же сказал ей: «Нет ли покоя более уединенного, чем этот?» Она говорит: «Да». Говорит старец: «Пойдем туда». Говорит ему блаженная: «Если ты стыдишься людей, то и в этом месте нас никто не видит, если же боишься Бога, то Он видит нас, куда бы мы ни пошли». Услышав это, старец говорит ей: «Ты твердо знаешь, что есть Бог?» Она говорит: «Да». Снова говорит ей святой старец: «Знаешь, что есть и Царство, и мука?» Она говорит: «Знаю, что есть и это».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

[Встреча с Православием/Апологетика] Иеромонах Иов (Гумеров) Новое расширенное издание Кто приговорил Мессию к смерти? Хотя окончательный приговор вынес римский судья Понтий Пилат, несомненно, что главными действующими лицами были члены иерусалимского синедриона. Это название высшего судебного органа покоренного, но еще не лишенного окончательно всех прав народа встречается в Библии только в Евангелии и Деяниях св. апостолов. [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] иеромонах Иов (Гумеров) Просьба прояснить значение слов: «или под свою анафему падоша». Спасибо. [Встреча с Православием/Православная библиотека] И была великая скорбь в Израиле, какой не было с того дня, как не видно стало у них пророка. Тогда собрались все друзья Иуды и сказали Ионафану: с того времени, как скончался брат твой Иуда, нет подобного ему мужа, чтобы выйти против врагов и Вакхида и против ненавистников нашего народа. Итак, теперь мы тебя избрали — быть нам вместо него начальником и вождем, чтобы вести войну нашу. [Пресса] Интервью с митрополитом Киевским и всей Украины Владимиром Я не вижу вопросов, которые мы бы не могли решить в рамках нашей автономности. В свою очередь единство с Русской Православной Церковью позволяет нам в полной мере использовать мощный ресурс богословской и интеллектуальной православной мысли, совместно в духе общей исторически сложившейся традиции решать узловые проблемы духовного существования человека. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] В середине 1870-х гг. игумения Леушинского женского монастыря Таисия познакомилась со св. прав. Иоанном Кронштадтским и стала его духовной дочерью. О. Иоанн много раз приезжал в Леушинский монастырь (он находился в 30 верстах от Череповца), с любовью окормлял эту св. обитель. Последний раз батюшка побывал в Леушине в 1908 г., за несколько месяцев до своей праведной кончины. [Поместные Православные Церкви/Японская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Епископ Сергий (Тихомиров) «Будет ли архиепископ Николай святым?» – спросил меня протестант профессор Мидзуно. «Я верю, что он с минуты своей смерти уже предстательствует за нас с вами пред престолом Вседержителя», – ответил я с глубокою верою, что равноапостольный в подвиге будет равноапостольным и в воздаянии. Профессор-протестант заплакал. Заплакал слезами радости.

http://pravoslavie.ru/archive/070227

Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою 321 . То есть подающий милостыню должен, по возможности, скрывать это от людей. Но поскольку такое не всегда осуществимо, то он должен, по крайней мере, подавать милостыню не для того, чтобы его хвалили. Тут нужно сделать маленькую историческую справку. Некоторые толкователи Библии говорят о том, что у древних иудеев был такой обычай. Когда они желали раздать милостыню, то в людных местах, где обычно бывало много нищих, трубили в маленький рожок, и нищие к ним подходили. То есть слова Спасителя: Не труби перед собою – это не просто образ, а действительный обычай. Конечно, обычай совершенно дикий, потому что трубящий человек привлекал к себе всеобщее внимание и показывал, что он добродетельный. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. Они получают свою награду в виде человеческой похвалы. Но не нужно понимать это слишком буквально: будто бы, если тебя не похвалили в лицо, значит, все хорошо. Нет, людское одобрение, даже и не высказанное, но вызванное твоими публичными добрыми делами, уже предполагает, что ты стремишься к награде от людей. В то же время нужно сделать и такую оговорку. Не всегда возможно творить добрые дела тайно. На этот счет интересно мнение великого русского праведника, святого Иоанна Кронштадтского . Как-то в беседе с ним игумения Таисия (Солопова) спросила: «Батюшка, как творить добрые дела втайне? Их надо скрывать?» А отец Иоанн ответил: «Нет, творить милостыню втайне – это значит творить ее так, чтобы не тщеславиться». Действительно, большую часть добрых дел утаить не в нашей власти. Допустим, строит человек храм или монастырь – как он может это утаить? Или он своей милостыней питает многих бедных людей – все равно рано или поздно этим людям станет известно, кто их кормит, и они будут его благодарить. Выходит, этот человек не получит награды от Бога, хотя он и делает добро ради Христа, ради того, чтобы исполнить заповедь? Конечно, это не так.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Новый Завет дает нам много примеров, когда Господь Иисус Христос и святые Апостолы исцеляли единым словом. Вышеупомянутая инокиня Иоанновского монастыря Мария, рассказала про себя следующее: Часто, когда она готовилась к причащению о. Иоанн говорил ей: «Ты сегодня причащаться не будешь». В другой же раз, когда она совершенно не готовилась к причащению, о. Иоанн неожиданно говорит ей: «Мария, ты должна сегодня причаститься». И к великому удивлению у нее появлялось вдруг такое сокрушение о грехах, какого ей не удавалось вызвать долгой подготовкой. Отсюда видно, что о. Иоанн имел от Бога благодать и власть внушать людям святые чувства. На родине своей в селе Суре о. Иоанн соорудил каменный монастырь, собор с двумя приделами и школу. Монастырь этот получил название Сурского девичьего монастыря. В г. Архангельске на набережной реки Северной Двины о. Иоанн соорудил каменное здание с церковью – подворье Сурского монастыря. Очень любил о. Иоанн Леушинский женский монастырь, Череповецкого уезда Новгородской губернии, где помощью его было 12 престолов и девичье училище, чуть ли не с гимназическим курсом. В Леушинском монастыре не было хорошей воды. Игумения, престарелая Таисия, просила о. Иоанна благословить место для рытья нового колодца. О. Иоанн сказал: «хорошо, завтра после обедни я тебе укажу место». После обедни о. Иоанн указал игумении место для колодца недалеко от алтаря церкви. Колодезь был вырыт и дал отличную воду в большом количестве. Это случай часто повторяющийся с о. Иоанном. Когда он о чем-либо просил Бога, то получал от Святого Духа ответ, что молитва его услышана или указание, как поступить. Подобные случаи бывали часто со святыми Апостолами. Так, напр., Деяния Апостолов, гл. 8, ст. 29. «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице». Деяния Апостолов, гл. 10, ст. 19 «Между тем, как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот три человека ищут тебя». Ст. 20 «Встань, сойди и иди с ними нимало не сомневаясь, ибо Я послал их». Деяния Апостолов, гл. 20, ст. 22 «И вот, ныне я, по велению Духа, иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною»; ст. 23 «Только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

– Почему ты плачешь? – Потому что вижу, что твоим лицом играет диавол. Вероятно, этот подвижник имел духовное зрение и прозревал то, что бывает не видно обыкновенным людям. Эти краткие слова привели Таисию к покаянию, и она спросила: – Есть ли для меня еще спасение? – Есть, – ответил старец. Женщина оделась, не сделав никаких распоряжений по дому, что удивило преподобного Иоанна, и пошла за ним. В пустыне их застала ночь, монах лег спать прямо на земле, а Таисии велел лечь вдалеке от него ради скромности и целомудрия. Когда Иоанн Колов стоял на молитве, то увидел, столп света над тем местом, где легла женщина. Он пошел туда, тронул ее, но Таисия была уже мертва. Покаяние этой женщины совершилось за несколько часов, а мы называем ее блаженной Таисией, потому что Бог простил ее за одно намерение измениться. Благоразумный разбойник, страдавший рядом со Спасителем на кресте, сказал второму разбойнику, вразумляя его: Разве ты не боишься Бога, ибо мы достойное принимаем по делам своим, Он же не единого зла сотвори 4 – и, умирая на кресте вместе с Иисусом Христом, обратился к Нему: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое 5 . Спаситель ответил ему неожиданно и странно: Ныне же будешь со Мною в раю 6 . Был ли тот разбойник святым или не был? Мы очень часто во время богослужения вспоминаем его слова: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое. Мы молимся Спасителю его словами. Что же такое святость, если она в обыкновенных людях или даже в таких грешных, как этот разбойник, имела место? Что преобразует человека, делая его достойным прославления и почитания? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить притчу Спасителя о мытаре и фарисее. После того как мытарь смиренно покаялся, говоря: Боже, милостив буди мне, грешному 7 , то, по словам Господа Иисуса Христа, вышел из храма более оправданным, чем фарисей, гордившийся своими добрыми делами. Подвижники, уходившие в пустыню, шли туда не для того, чтобы стать святыми, а для того, чтобы каяться в своих грехах. Те люди, которые делали добрые дела, совершали их не ради славы о своей святости, а ради того, чтобы помочь ближним и покрыть добрыми делами свои грехи: отдать хотя бы часть неоплатного и бесконечного долга Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

– Спасибо, что хоть вы не забываете нас. Мы о вас все время вспоминаем, – говорит с улыбкой Нина. Таисия Андреевна Таисия Андреевна Таисия Андреевна молча стоит в углу коридора. Бабушке сложно говорить о том, что с ней произошло – она лишь вставляет короткие цитаты в рассказ приютившей ее Рабиат. Еще недавно они были соседками, а потом 74-летняя Таисия Андреевна лишилась жилья. Началось все банально: к одинокой пожилой женщине стал захаживать неженатый сосед Валид. Та пускала его в гости, по доброте кормила супом. Сосед стал «навещать» Таисию регулярно, часто вваливался в квартиру пьяный. То угрожал женщине, то признавался в любви и требовал с ним жить. Таисия Андреевна по наивности поверила в то, что у Валида к ней вспыхнули чувства. Он же не терял времени даром: обхаживая старушку, «заботливо» подливал ей в кока-колу алкоголь. Когда та приходила в себя и пыталась его выгнать, угрожал ее убить. Вскоре у бабушки начались провалы в памяти: в свое время она переболела энцефалитом, и алкоголь сильно действовал на ее мозг. Ухажер же потихоньку перебрался к ней с вещами. Соседи, в том числе Рабиат, пытались спасти Таисию Андреевну от «мужа» (Валид требовал называть его именно так), но безрезультатно. Мужчина обрабатывал бабушку не один – на помощь пришла его сестра, ранее судимая за мошенничество. Вместе они уговорили Таисию отписать им квартиру, а также сняли на видео «признание» в том, что сделала это добровольно, потому что Валид – хороший муж. Жить с «женой» Валид, разумеется, не планировал и при возможности отправил ее в дагестанский Кизляр. Таисия не помнит, как долго была там и где именно жила, – но однажды память начала к ней возвращаться. – Я увидела «Газель», а на ней трафарет: «Грозный». Я спросила у женщины: «А где я?» «В Кизляре», – ответила она. А что я здесь делаю, ведь я живу в Грозном? Я попросила водителя посадить меня в маршрутку и довезти до Грозного, – вспоминает Таисия. В городе наполовину лишившаяся памяти бабушка попала в Старопромысловское РОВД. Вскоре выяснилось, что ее квартира уже продана другим людям. Старушку со сломанной ключицей, всю в синяках, отправили сначала в больницу, а потом ее приютила Рабиат.

http://pravoslavie.ru/111751.html

Первое слово Батюшки, обращенное ко мне, было: Отец Иоанн. Что ты так просила меня заехать? Вот мы с тобой виделись, побеседовали – не довольно ли? Игуменья Таисия. Оттого-то, Батюшка, я и прошу Вас, что имела счастье побеседовать с Вами и видеть Вас. Получив это счастье для себя, я не могу не желать, чтобы и сестры мои удостоились того же. Если не употреблю для сего всех зависящих от меня мер, то это будет у меня на совести; если же сделаю все со своей стороны, но Вы сами не соизволите на это, то я уже не подлежу ответу пред Богом за то, что сестры не получат сего блага. Батюшка внимательно взглянул на меня и сказал: «Вот как ты говоришь! Ну, вот мы и едем». На пути мы начали беседовать. Игуменья Таисия. Желала бы я, Батюшка, открыть пред Вами всю мою душу; я и всегда старалась это делать, чтобы Вы видели ее, как внешнюю вещь, и могли указать, что ей на пользу, ибо это и есть цель моих с Вами бесед. Ведь мы часто себя сами не познаем, снисходя к своим немощам. Впрочем, я вижу, что Вы человек облагодатствованный и сами видите присущим Вам Духом Святым. Отец Иоанн. Нам, пастырям, дана благодать особенная на дело спасения вверенных нам душ, а благодать сообщает и ведение по мере надобности. Игуменья Таисия. Да, Батюшка, но не всем одинаково; думаю – по мере личной способности воспринять ее. Вы то особенно облагодатствованы и духом видите собеседника; я давно замечала это. Отец Иоанн. А если замечала и понимаешь духовность в человеке, то нечего и сомневаться, а надобно верить. Это враг смущает нашу душу неверием и сомнением, чтобы не дать ей мира. Игуменья Таисия. Много приходится Вам, Батюшка, видеть людей, выслушивать их разнообразные нужды, грехи, недуги, и чего-чего Вам не открывают, не поверяют люди! Отец Иоанн. Да, родная, многое и многих приходится выслушивать! (И Батюшка тяжело вздохнул). Игуменья Таисия. И тяжело же Вам, дорогой Батюшка? Отец Иоанн. He легко, но в том-то и заключается исполнение нами заповеди апостольской: мы сильнии, должни есмы немощи немощных носити ( Рим.15:1 ). He легка и широка эта заповедь; и относится она преимущественно к нам, пастырям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010