ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 98. Л. 42. Подлинник РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 164165. Подлинник. 605. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову собранию духовенства и мирян 1-го благочиннического округа Романово-Борисоглебского уезд: Ярославской епархии 28 апреля 1917 г. Окружное собрание духовенства, церковных старост и мирян от 22 приходов первого благочиннического округа Романово-Борисоглебского уезда Ярославской епархии собравшись 28 числа апреля 1917 года, единогласно постановило в лице Вашем выразит Временному правительству чувства преданности, уважения, полного доверия и готовности всеми мерами содействовать Временному правительству в его деятельности по проведению в жизнь новых начал общественно-правового строя, по подготовке к Учредительному Собранию. Признавая, что только свободный независимый народ может правильно организовать свою жизнь, собрание считает необходимым доведение войны до победного конца и в полном единении с нашими доблестными союзниками, связавшими себя нами не только договорами, но и узами крови. Поддержка «Займа Свободы», который должен дать необходимые денежные средства, является гражданским долгом каждого по мере его сил. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 178. Л. 278. Подлинник. 606. Телеграмма Временному правительству собрания духовенства и представителей мирян 4-го (?) Старобельского благочиния Харьковской губернии 29 апреля 1917 г. Духовенство и представители мирян 4 [-го] 816 Старобельского благочиния Харьковской губернии, собравшись [в] слободе Беловодске для решения церковных вопросов, вызванных совершившимся государственным переворотом, глубоко опечалены трагическими событиями в Петрограде. 817 Считаем своим священным долгом выразить Временном правительству полное доверие и пожелание дальнейшего успеха в своей плодотворно [работе] для нашей Родины. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 183. Л. 22. Подлинник. 607. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову собрания духовенства и мирян 2-го благочиннического округа Княгининского уезда Нижегородской губернии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один раз в год, как мы сейчас сказали, священникам уезда полезно собираться у протоиерея, главным образом для принятая разных административных распоряжений (которые или от архиерея через протоиереев должны быть оповещены по всем уездам епархии, или от самих протоиереев в пределах предоставленной им власти принимаются по уездам им предведомым), а также и для представления уездному правителю разных касающихся до него мнений и приговоров, постановляемых на благочиннических собраниях. И для этого, конечно, нет надобности (да и невозможно) съезжаться к протоиерею священникам всего уезда, а достаточно, если от каждого благочиния будут являться хотя по два священника, предварительно принявшие такое поручение от благочиннического собрания. И всего удобнее это может быть при представлении протоиерею разных приходских отчетов, так чтобы все эти отчеты: метрические, исповедные, клировые, приходорасходные ведомости, представлялись со всего уезда за раз в одно время, например, около половины января. От каждого благочиния, состоящая из 10–15 приходов, могут к этому времени прибыть в город по два священника, передать протоиерею отчеты от всех приходов благочиния, сделать нужные заявления от благочиннических округов и принять от протоиерея для передачи по всем приходам необходимые оповещения, распоряжения, замечания, и т. д. Епархиальные съезды, собирающиеся под председательством самих архиереев, как важнейший орган общения епископов с подведомыми им паствами, должны получить особенное значение в епархиях. Таким съездам необходимо быть по крайней мере однажды в год. Кроме того, в особенных случаях, например, при выборах ректора семинарии или членов консистории, при обсуждении каких либо не терпящих отлагательства и важных мер, касающихся всей епархии, епископ может созывать экстренные епарх1альные съезды. На эти съезды могут являться по два депутата от духовенства и по одному пли по два депутата из мирян от каждого благочиния, по предварительному уполномочены от благочиннических собраний.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Для заведывания делами уездных пастырских собраний и для подготовки заседаний избираются сроком на год три члена от духовенства (и два члена от мирян, когда начнутся смешанные собрания клира и мирян), в так называемую исполнительную комиссию. Эта комиссия собирается раз в месяц на свои заседания. На обязанности исполнительной комиссии лежит: а) подготовлять и созывать уездные пастырские собрания; б) вырабатывать программу собрания, представлять ее на утверждение епархиального Преосвященного и печатать за месяц вперед в «Епархиальных ведомостях»; в) рассылать предупредительные извещения отцам благочинным уезда; г) быть в курсе всех приходских дел в уезде, в епархии до известной степени, а по вопросу возрождения приходов – следить за сведениями не только в своих «Епархиальных ведомостях», но и в «Церковных ведомостях», в «Колоколе» и других духовных журналах; д) находиться в сношениях с другими благочинными, председателями благочиннических собраний, по недоуменным вопросам в их приходах; е) составлять письменные доклады уездному пастырскому собранию из приходских журналов, присланных благочинными для характеристики деятельности приходов уезда, которые затем соединять в один годовой доклад и представлять на благоусмотрение епископа; ж) составлять письменный доклад уездному пастырскому собранию из журналов благочиннических собраний, доставляемых благочинными, для характеристики результатов этих собраний, которые затем соединять в один годовой доклад и представить епископу; з) возбуждать на уездных пастырских собраниях более жизненные вопросы, взятые из журналов приходских или благочиннических собраний, для всестороннего обсуждения; и) заготавливать самостоятельные доклады для обсуждения на уездных собраниях; к) собирать доклады от духовенства и мирян, которые они желают сделать на уездном собрании, и объединять их по тождественности содержания, и ставить тот или другой вопрос или предмет по большинству поступлений в основу программы очередного собрания; л) докладывать более важные распоряжения и предначертания епископа, объявленные к исполнению, для взаимного обсуждения мер и способов к проведению их в приходскую жизнь; м) докладывать уездному собранию резолюции епископа на прежнем журнале собрания, если эти журналы не были напечатаны в «Епархиальных ведомостях». Уездные пастырские собрания должны собираться не реже двух раз в год, а вначале, желательно, чаще.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

16 . В заключение рассуждений о епархиальном управлении собрание высказало желание, чтобы был ограничен существующий теперь порядок частых переводов епархиальных епископов с одной кафедры на другую, так как такой порядок не даёт возможности епископу узнать свою епархию и сделаться её действительным руководителем. III. О епархиальных съездах 17 . По вопросу о епархиальных съездах все составители докладов, касавшиеся этого вопроса, высказались единогласно. То же единогласное мнение высказано на собрании. Предметом съездов должно быть всё пастырское делание, а не одни экономические вопросы: вопросы о церковной проповеди, миссионерстве, начальной и богословской школе, взаимных отношениях причта и прихожан и т. п. Съезды обсуждают назревшие церковные нужды, являясь выразителями мнений всего епархиального духовенства. Во избежание субъективного освещения дела депутатами последние должны являться только докладчиками и разъяснителями мнений, высказанных на предварительных благочиннических съездах. Необходимо издание инструкции съездам, за которую они не должны переступать в своих рассуждениях; а для каждого отдельного съезда необходима программа, заблаговременно составленная на основании поступивших от разных учреждений и лиц предложений, докладов и прошений, затем переданная на предварительное обсуждение благочиннических съездов, так чтобы съезд обсуждал только вопросы, о которых епархиальное духовенство не только осведомлено, но и высказало суждение, выразителем которого является депутат. А для того, чтобы постановления данного съезда стояли в связи с решениями прежних съездов и были планомерным развитием церковного дела в епархии, а не случайными актами, следует иметь полный сборник постановлений епархиальных съездов за всё время их существования. Но такая постановка съездов немыслима при настоящем их положении, когда съезд после трёхдневного, или немного больше, существования никого и ничего не оставляет после себя, кроме весьма кратких, немотивированных журналов. Было высказано мнение, чтобы председатель и делопроизводитель съезда избирались на три года и являлись вместе с тем подготовителями дела и его докладчиками. К ним поступали бы все предложения, доклады и прошения на съезде; на основании их они составляли бы программу съезда, которая, по утверждении её епархиальным преосвященным, поступала бы на предварительное рассмотрение благочиннических съездов. В таком случае председатель был бы в курсе дела, и о. о. депутаты выслушивали бы мотивированные, обоснованные на законах предложения, чем преграждалась бы возможность неосновательных и незаконных постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Словом, только при существовании исполнительных комиссий возможно подготовлять такие съезды, назначать вопросы и доклады для обсуждения, вести собрания систематично и с пользою, избегать повторения одних и тех же дебатов, препятствующих движению и решению вопроса; . 6) однако, учреждение и установление приходских, благочиннических и уездных собраний не исчерпывает всего вопроса объединения и руководства в важном деле возрождения приходов. Надо добиться, чтобы возрожденная жизнь, исходящая от епископа, как главного руководителя, возвращалась к нему обратным током с впечатлениями и результатами деятельности пастырей. Ведь при известном формализме и бюрократическом отношении подчиненных лиц может легко образоваться разъединяющее пространство между архипастырем и пастырями и прекратиться единение и взаимное общение, а, следовательно, и самое дело. Предначертание архипастыря может не доходить до приходов в той силе, как оно необходимо, и, несмотря на громадный труд его и постоянные печатные обращения и разъяснения, пастыри будут чувствовать себя беспомощными. Те люди, которые поставлены по нисходящей линии для передачи архипастырских мыслей, чувств и необходимых пояснений, обязаны служить проводниками этих предначертаний и объединителями архипастырских начинаний с пастырскими работами, но ведь они могут представлять из себя узлы, прекращающие ток и передачу энергии епископа, а чрез это и разъединять его с пасомыми. Как же установить живые мыслящие и чувствующие органы, которые бы, как нервы в теле, связывали епископа с каждым пастырем и воспринимали бы от него мысли, чувства и деятельность в известном направлении, и передавали бы их исполнительным органам и в то же время исполняли бы обратную работу нервов, передавая архипастырю впечатления и итоги деятельности исполнительных органов и свои заключений? – вот вопрос, который во что бы то ни стало надо разрешить». «Опыт мне показал, что съезды и собрания вначале, в первый год, принесли пользу исключительно в приходах; но на благочиннических и уездных собраниях только беседовали, спорили, читали доклады и ни к чему положительному, жизненному не приходили. Естественно, что они, вместо того, чтобы воспринять мои мысли, чувства, предначертания и предписания и провести их в народную жизнь, сделались органами, препятствующими объединению пастырей со мною. На уездных собраниях исполнительные комиссии только предлагали к прочтению полученные ими от пастырей доклады или во исполнение одной формы, излагали свои рефераты, ибо оказывалось, что им пастыри ровно ничего не доставляли. На благочиннических собраниях отцы благочинные предлагали на обсуждение все те же отвлеченные или очередные, по указу консистории, вопросы, а архипастырские работы и предначертания со всею его программою мероприятий оставались лишь на страницах «Епархиальных ведомостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Для придания жизнедеятельности русских православных церковноприходских общин порядка и однообразия, желательно было бы видеть собрания духовенства с участием мирских прихожан по делам специально церковно-приходским . Такие собрания могли бы устрояться в двух видах: 1) благочиннические или же уездные и 2) обще-епархиальные. Благочиннические или же уездные собрания по делам церковно-приходским могли бы собираться по благочинническим округам или же уездам, под председательством благочинных или же настоятелей уездных соборов. Обще-епархиальные собрания, которые с пользой могли бы заменить такое неопределённое и не имеющее за собой ни строго канонических, ни исторических свидетельств новейшее учреждение, как епархиальные съезды духовенства, должны состоять из представителей от духовенства и от мирян и происходить непременно под председательством епархиального епископа, или заменяющего его викария, или особо назначенного епископом заместителя его. Обще-епархиальные собрания духовенства и мирян в таком виде восстановили бы собой наши прежние соборики епархиального духовенства во главе с архиереями. Присутствие на таких собраниях епархиального архиерея придавало бы им тот авторитет, которого тщетно стараются домогаться теперешние наши епархиальные съезды; а участие в них мирян, представителей приходов, сообщило бы им характер строго соборных совещаний. Обще-епархиальным собраниям представителей духовенства и мирян может и должен быть усвоен только совещательный характер. Они должны быть ни более, ни менее, как вспомогательными органами при епископе. Присвоение таким собраниям какого-либо законодательного характера, а постановлениям их – решающего значения, обязательно внесёт двойственность в систему епархиального управления, столь нежелательную для пользы дела. На обще-епархиальных собраниях с таким характером и в таком виде могли бы быть обсуждаемы не только вопросы материального свойства, например, об улучшении быта духовенства, устройстве и содержании церковных школ епархии, призрении заштатного и сиротствующего духовенства и всех вообще нуждах и потребностях обще-епархиального хозяйства, но и вопросы религиозно-нравственного характера, например, о нуждах и требованиях пастырской практики, мерах к оживлению церковно-приходской жизни, к поднятию религиозно-нравственного состояния общества, к улучшению отношений между духовенством и прихожанами, о средствах борьбы со старообрядчеством и сектантством, усилении религиозно-просветительной деятельности духовенства и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Астраханские епарх. ведомости. Астрахань, 1917. 6. Отдел неофиц. С. 169; 9. Отдел неофиц. С. 257; Астраханский вестник. Астрахань, 1917. 54. С. 3; РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 49. Подлинник. 416. Из телеграммы председателю Временного правительства князю Г.Е. Львову 706 собрания духовенства г. Казани и некоторых сел епархии 707 7 марта 1917 г. [Адресату отправлена] приветственная телеграмма с выражением признания нового правительства и готовности с молитвой положить все силы на благо Христовой Церкви и дорогой Родины. Известия по Казанской епархии. Казань, 1917. 910. Неофиц. отдел. С. 131. 417. Телеграмма М.В. Родзянко из Смоленской губернии объединенного собрания духовенства г. Красного и 1-го благочиннического округа уезда этого города 7 марта 1917 г. Пг. Его высокопревосходительству председателю Исполнительного комитета Государственной Думы М.В. Родзянко. Духовенство города Красного Смоленской губернии [и] первого [благочиннического] округа уезда, поднимая и разделяя побуждения Государственной Думы, избравшей верный и правый путь, шлет приветствие Исполнительному комитету Думы и свои заверения [о] готовности послужить на местах новому строю обновленной России. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 19. Подлинник. 418. Телеграмма председателю Государственной думы Родзянко духовенства г. Ярославля 7 марта 1917 г. Духовенство города Ярославля после первой молитвы о новом правительстве выражает ему свою полную готовность содействовать укреплению прочных основ новой государственной жизни на благо и счастье свободной России. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 22. Подлинник. 419. Телеграмма М.В. Родзянко и князю Г.Е. Львову собрания духовенства г. Ташкента 708 7 марта 1917 г. Петроград Председателю Исполнительного комитета Государственной Думы Родзянко. Председателю Совета министров князю Львову. Ташкентское духовенство, собравшись для обсуждения вопросов, вызванных настоящим великим в истории нашего отечества моментом, в лице вашем приветствует новое правительство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

От автора-составителя I. Из определений, указов и посланий Св. Синода, проповедей и распоряжений епископата, обращений духовных консисторий РПЦ 1.1. Из определений, указов и посланий Св. Синода РПЦ к гражданам страны 1.2. Из проповедей и посланий к пастве епископата, обращений духовных консисторий 1.3. Из проповедей епископа Пермского Андроника (Никольского), его переписки с обер-прокурором Св. Синода В.Н. Львовым и архиепископом Новгородским Арсением (Стадницким) II. Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян (март-июль 1917г.) 2.1. Постановления епархиальных съездов духовенства и мирян 2.2. Резолюции городских, уездных, благочиннических и армейских съездов и собраний духовенства, постановления городских собраний благочинных III. Телеграммы епископата РПЦ представителям новой власти, Св. Синоду и подведомственному духовенству 3.1. Приветственные телеграммы представителей епископата председателю епископата Государственной Думы и членам Временного Правительства 3.2. Телеграммы и донесения Св. Синоду епископов и духовных консисторий, письма иерархов, распоряжения подведомственному духовенству IV. Приветственные телеграммы съездов духовенства и мирян представителям новой государственной власти и Св. Синоду 4.1. Телеграммы епархиальных и викариатских съездов духовенства и мирян 4.3. Телеграммы благочиннических собраний духовенства, духовных консисторий и духовных учебных заведений V. Призывы, воззвания и телеграммы рядового духовенства к сопастырям и пастве VI. Телеграммы, письма и обращения мирян к светским и церковным властям и к народу VII. Тексты церковных (гражданской и ставленнических) присяг на верность службы России и временному правительству VIII. К вопросу об обретении иконы Божией Матери «Державная» Приложения II. Хронология основных событий истории России и Русской Православной Церкви 1917 г. (февраль-октябрь) IV. Карты епархиально-административного деления РПЦ накануне 1917 г. V. Карта восточноевропейского театра военных действий 1917 г. Список использованных архивных фондов и периодических изданий Церковные журналы Церковные газеты Светские газеты  

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

35 . Членами Епархиального собрания не могут быть лица: 1) не исполнившие в течение года христианского долга исповеди и св. Причастия и 2) опороченные по суду церковному. Прослуживший свой срок депутат может быть избираем вновь. Не менее половины клириков должны быть в пресвитерском сане. 36 . В Епархиальное собрание входят представители монашества и духовно-учебных заведений... 37 . Епархиальное собрание а) избирает членов Епархиального Совета, членов Епархиального Суда и других должностных лиц и кандидатов к ним тех епархиальных учреждений, в уставах и положениях коих не имеется на сей предмет особых указаний; б) составляет правила и инструкции в развитие и применение общих правил и постановлений Православной Российской Церкви; в) рассматривает жалобы на все подчиненные Собранию епархиальные учреждения; г) наблюдает за течением епархиальной жизни; д) ревизует деятельность епархиальных учреждений. 47 . Епархиальный Совет есть постоянно непрерывно действующее административно-исполнительное учреждение, состоящее из выборных членов, при содействии которого епархиальным архиереем производится управление епархией. 67 . В каждом благочинническом округе действуют окружные Благочиннические собрания, которые являются в общем строе епархиальной жизни следующими после Епархиальных собраний административно-распорядительными органами. 68 . Окружные Благочиннические собрания бывают: а) пастырские и б) общие. 77 . Исполнительным органом Благочиннического собрания является Благочинный с состоящим при нем Благочинническим Советом. 78 . Благочиннический Совет состоит из председателя – Благочинного, двух членов клира, из коих один должен быть в сане пресвитерском (он же и заместитель Благочинного), и двух мирян. 79 . Избрание благочинного и членов Благочиннического Совета происходит на общем Благочинническом собрании закрытой баллотировкой... Благочинный избирается на пять лет, а члены Совета – на три года. Избранные утверждаются епархиальным архиереем. 84 . На Благочиннический Совет возлагается:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 161. Л. 26. Подлинник. 582. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову съезда духовенства и церковных старост 5-го благочиннического округа Аткарского уезда Саратовской епархии Не позднее 14 апреля 1917 г. Съезд духовенства и церковных старост пятого округа Аткарского уезда Саратовской губернии, собравшись свободно, в лице Вашем приветствует Временное правительство, выражает полную радость по освобождению от вековых, невыразимо тяжких уз и считает долгом заявить, что духовенство и церковные старосты приложат все свои силы и разум для укрепления принципов нового строя и доведения войны до победного конца. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 161. Л. 28. Подлинник. 583. Телеграммы съезда духовенства и мирян 1-го Черноморского благочиннического округа Сухумской епархии Вторая половина мартапервая половина апреля 1917 г. Председателю Временного правительства: Съезд духовенства и мирян первого Черноморского округа Сухумской епархии, собравшись в первый раз на основах добытых свобод для обсуждения мер к обновлению церковной жизни на новых началах, единогласно постановил выразить полное доверие народному Временному правительству, и со своей стороны засвидетельствовать готовность всемерно поддержать правительство. Просить о скорейшем созыве Учредительного Собрания, столь необходимого для успокоения страны и закрепления новой жизни на началах равенства, братства и свободы, и довести войну до победного конца. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 99. Л. 210. Подлинник. Святейшему синоду: Съезд духовенства и мирян первого Черноморского округа Сухумской епархии, собравшись в первый раз на основании добытых свобод, [с] благословения своего епископа 799 для обсуждения мер к обновлению церковной жизни на новых началах, единогласно постановил сыновне принести приветствие Святейшему синоду и просить о скорейшем созыве всероссийского Поместного собора для устроения церковной жизни на началах полной соборности. 800 РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917. 1 отдел. V стол. Л. 120. Подлинник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010