—140— пределах округа, несущих обязанности по выбору; м) рассмотрение переданных собранию благочинническим советом тех дел приходских собраний, по которым возникло разногласие между приходским собранием или советом и председателем их; н) рассмотрение дел, передаваемых епархиальною властью ведению благочиннических собраний; о) избрание представителей от благочиннического округа на общеепархиальные и уездные собрания. 77 . Исполнительным органом благочиннического собрания является благочинный с состоящим при нем благочинническим советом. 78 . Благочиннический совет состоит из председателя – благочинного, двух членов клира, из коих один должен быть в сане пресвитерском (он же и заместитель благочинного), и двух мирян. 79 . Избрание благочинного и членов благочиннического совета (а равно и заместителей их) происходит на общем благочиниическом собрании закрытою баллотировкою, причем избранным считается получивший более половины голосов. Благочинный (председатель) избирается на пять лет, а члены совета – на три года. Избранные утверждаются епархиальным архиереем. 80 . Благочинный и члены благочиннического совета не могут быть избираемы из лиц, опороченных или бывших под судом. Члены благочиннического совета из мирян должны быть из лиц, известных религиозно-нравственным настроением и преданностью Церкви. 81 . Благочиннический совет собирается благочинным по мере надобности, но не менее одного раза в месяц. Для законности собрания необходимо присутствие не менее трех членов, включая и благочинного. 82 . Постановления благочиннического совета кратко записываются в книгу протоколов. 83 . На благочинных возлагается: а) ближайшее руководство и указания духовенству округа в его служебной деятельности; б) собирание налогов с церквей и причтов и выдача бланков, прием приходской отчетности для представления епархиальному начальству, метрических, обыскных и приходо-расходных книг всего округа. Примечание: благочинный в помощь себе для просмотра приходской отчетности, а также в других потребных случаях, имеет право приглашать одного из членов совета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—139— 73 . Очередные общие благочиннические собрания созываются не менее одного раза в год и должны предшествовать епархиальным собраниям. Экстренные же общие благочиннические собрания созываются: а) по неотложным делам отдельных приходов, разрешаемым общими собраниями, б) по заявлению членов собраний и в) по требованию епархиальной власти. 74 . Постановления собрания кратко записываются в особую книгу и подписываются председателем, секретарем и по желанию членами собрания. 75 . Постановления Благочиннических Собраний, требующие утверждения епархиальной власти, представляются на утверждение епархиального Архиерея, а о прочих доводится до его сведения. 76 . Ведению общих благочиннических собраний подлежат следующие дела: а) заботы о благолепии и единообразии церковного богослужения; б) рассмотрение финансовой сметы, составляемой благочинническим советом, по всем учреждениям округа, обсуждение годовых отчетов о религиозно-нравственном состоянии округа и отчетов просветительных, благотворительных, миссионерских и иных благочиннических и приходских учреждений; в) обсуждение предположений благочиннического совета о мероприятиях к оживлению церковно-приходской жизни в округе и к устранению неблагоприятных для нее условий, о борьбе с расколом, сектантством и неверием; г) обсуждение церковно-школьного дела в округе вообще и преподавания Закона Божия в частности; д) разрешение заявленных благочинническому совету недоумений в церковно-приходской жизни отдельных приходов; е) заключение об открытии новых и закрытии существующих приходов, а также об изменении границ приходов в пределах округа как по ходатайству приходов, так и по предложениям епархиальной власти; ж) пересмотр и распределение между церквами и причтами благочиния налогов на содержание просветительных учреждений (духовно-учебные заведения, библиотеки), благотворительных и других; з) предварительное обсуждение дел, подлежащих рассмотрению епархиальных и уездных собраний; и) обсуждение вопросов об открытии и содержании просветительных, благотворительных, экономических учреждений, касс взаимопомощи, похоронных и других действующих в пределах благочиннического округа; к) рассмотрение и утверждение сметы по содержанию благочинного, членов благочиннического совета и других должностных лиц округа; л) избрание благочинного, членов благочиннического совета, заместителей их и других должностных лиц в

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во всех документах, посвященных приходской миссии, много говорится о миссионерском потенциале братств. Впервые о приходских братствах заговорили на III Всероссийском миссионерском съезде (Казань, 1897). Во время работ Предсоборного присутствия профессор Н. И. Ивановск ий призывал создавать в городах миссионерские братства, а в деревнях – кружки. При этом докладчик отметил, что если 10 лет назад мысль о полезности братств, являющихся свободным союзом «духовенства и народа, пастырей и мирян», было необходимо раскрывать и доказывать, то теперь она ни у кого не вызывает протестов. 248 Братства упоминаются в большинстве документов начала века, посвященных миссионерской проблематике. О церковно-приходских миссионерских братствах говорилось и в Правилах об устройстве внутренней миссии 249 1908 года, и в проекте Бизюковского съезда. 250 Правда, в определении О внутренней и внешней миссии братства не упоминаются, но Проект устава об устройстве внутренней миссии 251 рассматривает этот вопрос достаточно подробно. Однако эти документы не покрывают всей проблематики братского движения. К тому же приходские братства, на практике представляющие собой относительно небольшие объединения, существенно отличаются от общероссийских братств. Поэтому история братского движения нуждается в специальном очерке. 252 3.3.2. Отказ от идеи особой благочиннической миссии Говоря о профессиональных миссионерах, Правила об устройстве внутренней миссии (1908) предусматривали должности уездного и епархиального миссионера. В проекте Бизюковского съезда (1917) территориальная организация миссии была разработана более подробно. Кроме приходской, проект выделял также окружную (благочинническую) и уездную миссию. Окружная миссия должна была решать те же задачи, что и приходская, но только в масштабах благочиния. В подготовленном отделом О внутренней и внешней миссии докладе Собору также имелись статьи, посвященные окружной (благочиннической) миссии. Согласно этому докладу, окружная миссия должна была совершаться в пределах благочиннического округа силами клириков и мирян при содействии имеющихся в епархии специальных миссионеров и под высшим руководством епархиального архиерея. Проект Бизюковского съезда подчинял благочинническую миссию окружному миссионерскому братству, а отдел О внутренней и внешней миссии предложил подчинить окружную миссию благочинническому собранию духовенства и мирян, исполнительным органом которого является благочиннический совет. Согласно докладу отдела, благочиннический совет должен был обращать особое внимание на богослужебную и проповедническую практику, заниматься вопросами благотворительности, организовывать лекции, чтения, беседы, открывать библиотеки. Обязанностью благочиннического собрания должно было стать и приглашение (или избрание из числа клириков благочиния) профессионального миссионера. Предполагалось, что окружной миссионер будет получать содержание как из средств благочиния, так и из общеепархиальных сумм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Замечательно и то, что с первого же раза духовенство почувствовало и признало цену трудов благочиннических в виду общих интересов их служебной деятельности. Это выразилось, между прочим в том, что в некоторых благочиннических округах стали составляться акты по добровольному соглашению духовенства такого рода, как напр. гласит об этом следующий рапорт: «Духовенство благочиннического округа (Благочинного Каверзнева) 21 Января 1866 г., по вниманию к трудам Благочинного и неизбежным его при сём расходам (напр. канцелярским), признало совершенно справедливым и соответственным выборному началу сделать открытою ту денежную благодарность, которая прежде существовала в способе закрытом, и довольно неблаговидном и стеснительном и для предлагающих, и для принимающего, – именно вносить Благочинному ежегодно, по крайней мере, на канцелярские расходы 55 рублей, собираемых по росписанию, составленному самим духовенством 343 . Вообще, с этой поры, под влиянием почувствованного духовенством простора в своих рассуждениях и предприятиях, стали появляться проекты о разных предметах на общую пользу духовенства. Напр. об устройстве в разных местах больниц и богаделен для престарелых и увечных, и даже об изыскании местных средств к обеспечению духовенства вообще... Но преосв. Антоний хотя и пропускал в печать статьи с подобным содержанием, но с тем вместе, самые предприятия признавал и рановременными и чересчур широкими, чтобы выполнение их на деле было под силу духовенству. В самой же тенденции духовенства он прямо признавал благие плоды, введённого им, выборного начала по избранию благочинных. Одним словом, если само духовенство, как выражено в прежде приведённой статье, «потирало руки от удовольствия при сознании значения выборного начала», то и сам преосв. Антоний, не менее того, выражал своё удовольствие при всяком, касавшемся этого предмета, случае и разговоре. Но каково было ему и другим, когда вдруг преосв. Антоний получил письмо от высокопр. Филарета, Митр. Московского, содержание которого было прямо направлено против нововведённого выборного начала.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Наилучшая и целесообразная, по указаниям опыта и наблюдений над современной жизнью, постановка епархиальных съездов была бы в таком виде: 1) Епархиальные съезды, как вспомогательные органы епископской и епархиальной власти, созываются в резиденции епископа – епархиальном городе, ежегодно в июне месяце, когда и духовенство и миряне более свободны от обычных своих трудов и занятий, когда и самые способы путеследования в епархиальный город в большинстве епархий бывают удобнее. Время созыва первого – по новому положению – епархиального съезда предоставляется воле и усмотрению местного епископа, в пределах указанного времени; последующие назначаются уже самими съездами. В особо важных случаях созываются и экстренные съезды по усмотрению епархиального архиерея. 2) Продолжительность съездов находится в зависимости от количества дел, предлагаемых обсуждению и разрешению съездов, и, во всяком случае, может и должна быть не менее 10 дней. 3) Предварительно созыва съезда, не позднее 1–2 месяцев до начала открытия такового, составляется программа вопросов, которые и оглашаются во всеобщее сведение на страницах местных «Епархиальных Ведомостей» и других печатных изданий, причём весьма желательно, чтобы в составлении программы участвовали непременно благочиннические съезды и благочиннические советы. Лица должностные, частные учреждения, советы и правления училищ, епархиальные училищные советы и их отделения, а равно комитеты свечных заводов, церковно-приходские попечительства также могут давать свои материалы для программы. Сортировку поступившего программного материала для первого съезда, конечно, лучше всего возложить на особо уполномоченных лиц, по назначению владыки, а впоследствии – на особую комиссию из съезда. Особая комиссия или совет из лиц духовных и светских, по избранию съезда, впоследствии, помимо отправления функций епархиальных съездов, составляет при епархиальном архиерее постоянно-коллегиальное учреждение, зависимое от епископской власти и способствующее последней в деле устроения и направления церковно-приходской жизни епархии. Само собой, по опубликовании программы, желателен широкий и свободный печатный обмен мыслями в местных печатных органах и подача всякого рода заявлений и докладов прямо в съезд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Житомирский уезд 52 Уезд этот занимает юго-восточную часть Волынской епархии. Границами его служат на востоке и отчасти на юге – Киевская епархия, на юге – Подольская епархия, на западе – Новоград-Волынский уезд и на севере – Овручский уезд. Житомирский уезд в епархиальном отношении делится на 5 благочиннических округов, а в гражданском отношении – на пять станов, из коих: 1-й стан имеет квартиру станового пристава в местечке Горошках и обнимает волости – Барашевскую, Горошковскую, Давидовскую, Ушомирскую, Фасовскую и часть Пулинской; 2-й стан имеет квартиру в местечке Черняхове и обнимает волости – Бежевскую, Черняховскую и части Пулинской, Трояновской и Левковской; 3-й стан имеет квартиру в местечке Чуднове и обнимает волости – Красносельскую, Чудновскую и части Трояновской и Пятковской; 4-й стан имеет квартиру в местечке Янушполе и обнимает волости – Карповецкую, Краснопольскую, Мотовиловскую, Озадовскую и Янушпольскую; 5-й стан имеет квартиру в местечке Котельне и обнимает волости – Андрушовскую, Коднянскую, Котелянскую, Лещинскую, Солотвинскую и части Левковской и Пятковской. Кроме того, уезд этот делится ещё на два мировых участка: 1-й мировой участок с квартирой Мирового Посредника в Житомире обнимает 1-й и 2-й станы; и 2-й мировой участок с квартирой Мирового Посредника в Житомире обнимает 3, 4 и 5-й станы. Всех волостей в этом уезде имеется 23. В каждой волости имеется своё волостное правление и выборное начальство из крестьян: волостной старшина и волостные сходы; а в сёлах – сельские старосты, сотские и десятские. Ближайший надзор за действиями этих лиц, по сельскохозяйственному общественному управлению, принадлежит Мировым Посредникам, а в полицейском отношении – становым Приставам. Все станы уезда непосредственно подчиняются начальнику уезда – Исправнику, a все Мировые Посредники вместе с Исправниками всех уездов подчинены начальнику губернии – Губернатору. Городской благочиннический округ Церкви этого округа расположены в самом городе Житомире, а также в окрестных сёлах, лежащих на расстояниях от него на тринадцать вёрст и менее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Понятно, что и я, и пастыри чувствовали себя безпомощными. Тогда я изменил порядки». «Надо установить следующее: 1) чтобы приходские собрания собирались на первой неделе каждого месяца для просмотра приходо-расходных книг, обсуждения текущих дел и вопросов, которые имеют предложить члены совета, а главное для составления постановлений по вопросам пастыря-председателя и распоряжениям архипастыря, по указаниям благочиннического и уездного собраний; 2) чтобы благочиннические собрания собирались на второй неделе каждого месяца и пастыри привозили с собой копии журналов своих приходских собраний, а благочинные тут же рассматривали их и совместно обсуждали для выяснения целей приходских священников, нужд прихода и преподавали свои наставления и указания. Копии эти должны оставаться у благочинного. На этих собраниях благочинные обязаны предлагать на обсуждение все постановления уездных пастырских собраний и делать разъяснения. Благочинническим собраниям следует вести журналы с записью постановлений; 3) чтобы благочинные отсылали копии приходских и своих благочиннических собраний председателю уездных исполнительных комиссий; 4) чтобы все приходские священники в начале церковного года, т.е. к 1 сентября, составляли на год вперед программы их приходской деятельности (т.е. предположений) по возрождению христианской жизни, разработать как можно подробнее ее частности, и представляли сперва их на обсуждение очередному благочинническому собранию, а потом в исправленном на собрании виде доставляли епископу через благочинного. В годовых отчетах, представляемых благочинным, пастыри должны проставлять объяснения: почему программа не могла быть исполнена в частностях, дабы благочинные об этом доносили в своих отчетах преосвященному. Это заставит каждого пастыря посидеть, подумать и поработать над предстоящей ему деятельностью, а иначе многие ничего не будут делать. Благочиннические собрания, проверяя программы священников, будут отсекать все несбыточные их мечты; 5) чтобы уездные исполнительные комиссии имели ежемесячно заседания (3 члена) для разбора журналов, присланных от благочинных, выбора вопросов для предстоящего уездного пастырского собрания, назначения срока собраний, записи распоряжений и предначертаний епископа за этот месяц и разработки своих вопросов в сфере задач, определенных и преподанных архипастырям. Таким образом, все сведения от приходов и благочинных и распоряжения или указания епископа будут иметься в делах исполнительной комиссии. Материала для разработки и обсуждения скопится много, и отвлеченным, безполезным рассуждениям не будет места;

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Некоторые, впрочем, священники не только сами сознавали всю нежелательность горделивого отношения пастырей к пасомым, но старались обращать на это обстоятельство и внимание своих собратий, даже путем печатного слова. Так, по поводу выборных благочинных и благочиннических съездов, один священник, отмечая тот бесспорный факт, что, по местам, заметна и доселе некоторая сановитая спесивость священника пред прихожанами и даже причтом, что в северо-западном крае особенно вредно, советовал «для устранения этой польщизны и сближения с прихожанами» поставить правилом для благочиннических съездов приглашать и попечителей, крестьян и мещан на оные, при рассуждениях о состоянии народной нравственности и благотворительности А указывая, далее, на необходимость борьбы с латинством и польщизною, священник этот справедливо замечал, что для успешной борьбы «с этою вражий силою нужно сбросить с себя и польские лохмотья, польский полу-варварский язык и польскую спесь в обращении с прихожанами и причтом, стать русскими и душою и телом, и делом, и словом». Кроме высокомерного отношения не малого числа священников к своим прихожанам, одною из важнейших причин ненадлежащих отношений между ними, была, как замечал в своем отчете по ревизии за 1873 год пр. Евгений, нескрываемая духовенством и не всегда умеренная заботливость об умножении доходов, которая не могла внушить прихожанам чувство уважения к нему. 197 «Редко прихожанин, писал в отчете преосвященный, решится жаловаться на священника, но еще реже прихожанин окажется правым по суду. Это, конечно, раздражает прихожан и внушает им боязнь к причту и окончательно истребляет доверие к духовенству, так что прихожане за советом и помощью идут не к духовенству, а к еврею». Между тем, как грубое обращение священников с прихожанами, так и вымогательство, нередко доходило до сведения гражданской власти и давало ей повод жаловаться на духовенство епархиальному начальству. Так, например, в 1868 году гродненский губернатор жаловался на одного священника за крайне грубое обращение с прихожанами, которое выразилось в том, что, при венчании одного крестьянина с католичкою, когда следовало идти около аналоя, и молодая стала просить идти налево, по своему обряду, священник, вместо разъяснения, схватил ее за головной убор с такой сплою, что шпильки воткнулись в голову её, причем ругал ее и грозил, что, если она не пойдет, то велит сорвать с нее одежду и нагую гнать до дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Благодетельные последствия нашей духовно – учебной реформы не ограничиваются только тем, что теперь для духового образования получило устройство, более сообразное со здравыми педагогическими началами и со специальными целями духовной школы (разумеем педагогические собрания, установление нормального числа учеников по классам – не более 50-ти, внимание к потребностям гигиены и заботу о правильном физическом развитии – преподавание гимнастики, внесете в семинарское воспитание элемента эстетического – пения, музыки, живописи, усиление классических языков и философии учреждение классов педагогики и воскресных школ при семинариях), что прежние сословные школы обратились в училища общенародные – в соответствие совершившемуся после уничтожению духовного сословия. Духовно-училищная реформа отозвалась благотворно и на быте самого духовенства. Допустивши фактическое участие самого духовенства в воспитании своих детей, новый семинарский устав вызвал и узаконил епархиальные съезды духовенства по делам семинарий и училищ. Съездам епархиальным должны были предшествовать, для выбора на них депутатов от благочиний, съезды благочиннические. Эти последние скоро сделались независимыми от съездов училищных и общеепархиальных, стали собираться и для других церковных нужд духовенства. Из благочиннических съездов выродились благочиннические советы и, мало по малу, возник в духовенстве целый ряд совещательных учреждений, благодетельные последствия которых скоро скажутся в нашей не только церковной, но и в общенародной жизни – усилением способов влияния духовенства на народную нравственность, улучшением церковно – приходских школ, размножением церковных библиотек, церковных попечительств и братств, более деятельною ролью духовенства на земских собраниях. Все это – следствия съездов духовенства, где, по выражению отчета г. обер-прокурора, «опытность сходится иногда с малоопытностью, чтобы наставить ее, сомнение встречается с убеждением, чтобы получить от него разрешение, где пробуждающаяся ревность укрепляется в своем развитии и целесообразном направлении, чтобы действовать по разуму».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Впрочем, и сами выборы должностных лиц по многим благочиниям происходили весьма неправильно, причем избирателями допускались иногда прямо школьнические проделки. По местам оказалось, что духовники, которые должны были быть руководителями духовенства при выборах благочинных, вяло относились к своим обязанностям, а потому подпадали под влияние лиц, особенно заинтересованных выборами, или же, видимо, прочили в благочинные то свата, то брата и т.д., прерывая и сбивая баллотировку, то вновь требуя оной, под разными мелочными предлогами, если видели, что их клиенты прокатываются на вороных, или же снабжаются минусами и черными бобами. (Способ баллотировки). При этом выборы, вопреки постановленным правилам, часто, после молебствия в церкви, производились на дому, что, конечно, было не одно и тоже для среды, разделенной по своим стремлениям на партии. В самом избрании места и времени для выборов нередко принимали участие сильные благочинные, иногда сопровождавшие циркулярные отношения к духовенству по делу о выборах своеобразными и самоизмышленными предложениями, не имевшими основания в существовавших правилах, и, таким образом, предварительно подготовляли пререкания. Злоупотребления относительно выборов продолжались и во все время существования выборного начала. Правда, в 26 Литовских епархиальных ведомостей за 1879 год, который был посвящен обзору деятельности преосвященного Макария, по поводу перевода его на Московскую кафедру, было замечено, очевидно, для похвалы сему архипастырю якобы за то благо, которое даровал он Литовской епархии в виде выборного начала, что это начало, «после некоторых колебаний, выделения партий и т.п., стало прочною ногою в епархии и почти все выборные лица соответствовали своему назначению», но это заявление должно считать несправедливым, потому что уже в 1880 году на страницах тех же епархиальных ведомостей была помещена жалобная заметка одного священника Литовской епархия, по поводу благочиннических съездов, в которой он писал, что эти съезды – нередко пустой звук, одно лишь название, без всякого внутреннего смысла и значения, пустая трата времени дорогого, по мнении» одних, разорение хозяина, по мнению других, и повод к жгучим спорам и ссорам, по мнению третьих. «Ведь известны факты, писал этот священник, даже официально неопроверженные, что некоторые съезды позволяли себе своего рода шутку: открыв съезд молитвою, тут же заявляли, что все благополучно, а потому следует закрыть съезд, и он закрывался. На одном из сих съездов священник, возбудивший вопрос о возможно лучшем способе преподавания закона Божия в народных школах в благочинии, был встречен смехом. Другому священнику, наскучившему пустым время препровождением членов съезда и предложившему заняться делом, было сказано: «так занимайтесь, коли хотите». И виновниками такой постановки дела на благочиннических съездах этот священник считал благочинных выборных. 110

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010