Статьи положения об управлении отдельными частями епархии воспроизводили по существу практику, бывшую до 1918 г. Отсутствовали указания о благочиннических собраниях, благочиннических советах, введенных Собором 1917– 1918 гг. Была отменена выборность благочинных, которые теперь назначались епархиальным архиереем и являлись его надзорным и исполнительным органом. Система епархиального управления изменилась с принятием «Устава об управлении Русской Православной Церкви» 1988 г. «Епархиальный архиерей, – говорилось в ст. 5 гл. VIII «Устава», – по преемству власти от святых апостолов есть предстоятель местной церкви – епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян». Епархиальный архиерей избирается и назначается Синодом. В епархии епископу принадлежит полнота власти в делах вероучения, христианской нравственности, священнодействия и пастырства. Архиерей управляет епархией при содействии Епархиального собрания, состоящего из равного числа клириков и мирян, и Епархиального совета, состоящего из лиц в пресвитерском сане. В осуществлении исполнительной власти архиерею помогают Епархиальное управление и другие епархиальные учреждения. На Архиерейском Соборе 1989 г. «Устав» был дополнен главой «Экзархаты». В основе объединения епархий в Экзархаты лежит национально-религиозный принцип (Белорусский Экзархат). Решение о создании и именовании Экзархатов и об их роспуске принимает Архиерейский Собор с последующим утверждением на Поместном Соборе. Во главе Экзархата стоят Экзархи. Епархиальное управление по «уставу русской православной церкви 2000 г.» IX. Экзархаты 1. Епархии Русской Православной Церкви могут быть объединены в Экзархаты, в основу такого объединения полагается национально-региональный принцип. 2. Решения о создании или роспуске Экзархатов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Архиерейским Собором. 3. Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода являются обязательными для Экзархатов. 4. Общецерковный суд и суд Архиерейского Собора являются для Экзархата церковными судами высшей инстанции.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

3.7.17. Епархиальное управление является исполнительным органом епархии, находящимся под непосредственным руководством епархиального архиерея и призванным, вместе с иными епархиальными учреждениями, помогать архиерею в осуществлении его исполнительной власти. Работу епархиального управления организует секретарь, которого назначает епархиальный архиерей. 3.7.18. Секретарь епархиального управления несет ответственность за делопроизводство епархии и в пределах, определяемых епархиальным архиереем, помогает ему в управлении епархией и в руководстве епархиальным управлением. 3.7.19. Епархия в обязательном порядке отчисляет средства на общецерковные нужды, собранные находящимися на ее канонической территории приходами в размере и порядке, установленном Синодом ЭПЦ МП. 3.7.20. В епархиях образуются и действуют епархиальные суды в порядке, установленном Положением о церковно-судебной системе ЭПЦ МП. Епархиальные суды являются церковными судами первой инстанции. 3.8. Благочиния 3.8.1. Территориально Епархии могут быть разделены на благочиннические округа во главе с благочинными. Благочинных назначают из числа настоятелей приходов епархиальные архиереи, в составе которых находятся благочиния. 3.8.2. В обязанности благочинного входит: 3.8.3. По указанию епархиального архиерея, когда должность настоятеля вакантна или в повестке дня стоит вопрос, касающийся личности настоятеля, или по просьбе настоятеля благочинный может проводить заседания приходских собраний. 3.8.4. С благословения епархиального архиерея благочинный может созывать священников на братские совещания для рассмотрения общих для благочиния церковных нужд. 4. ПРИХОДЫ 4.1. Общие положения 4.1.1. Приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян. Приход составляет часть епархии ЭПЦ МП, находится под каноническим управлением епархиального архиерея и под руководством назначенного им священника — настоятеля. 4.1.2. Членом Прихода может быть каждый православный христианин, участвующий в богослужебной жизни Прихода. Настоятель принимает в приход на основании письменного заявления принимаемого (или его родителей, опекунов в случае несовершеннолетия или недееспособности) с занесением в Приходскую книгу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5193387...

в) в последней инстанции канонические проступки священников и диаконов, которые наказаны судами низшей инстанции пожизненным запрещением, лишением сана или отлучением от Церкви; г) канонические проступки мирян, пожизненно отлученных за эти проступки от Церкви судами низших инстанций; д) все дела, переданные епархиальными судами. 33. Священный Синод принимает решения об отводе епархиальных судов, а также о столкновении компетенций между епархиальными судами. 34. Священный Синод выносит заключение по спорным вопросам, возникающим в связи с толкованием настоящего Устава. VI. Синодальные учреждения 1. Синодальные учреждения призваны помогать Патриарху и Священному Синоду в осуществлении ими их исполнительской власти. Патриарх имеет высшее наблюдение за деятельностью таковых учреждений. 2. Синодальные учреждения создаются или упраздняются по решению Поместного Собора, Архиерейского Собора или Священного Синода и подотчетны им. 3. Синодальные учреждения возглавляют лица в архиерейском сане, назначаемые Священным Синодом. 4. Каждое синодальное учреждение ведает кругом общецерковных дел, входящих в его компетенцию. 5. Синодальными учреждениями Русской Православной Церкви являются: а) Управление делами Московской Патриархии с входящими в него канцеляриями Патриарха, Синода, Синодальной библиотекой, необходимыми отделами и архивом; б) Отдел внешних церковных сношений; в) Издательский Отдел; г) Хозяйственное Управление; д) Учебный комитет; е) Пенсионный комитет. 6. В случае потребности могут быть созданы иные синодальные учреждения. 7. Синодальные учреждения являются координационными органами по отношению к аналогичным учреждениям, действующим в пределах Экзархатов или епархий. 8. Деятельность синодальных учреждений регулируется положениями, утвержденными Священным Синодом. VII. Епархии 1. Русская Православная Церковь разделяется на епархии - местные церкви, возглавляемые архиереем и состоящие из приходов, объединенных в благочиния, и находящихся на данной территории монастырей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1356...

Владимира и Ярослава и на Стоглавый Собор, и это несмотря на то, что он прекрасно сознавал, что часть дел, подлежащих Церкви, во всяком случае подлежит по праву Божественному ей, как учреждению, основанному непосредственно Богом. Об основании церковного суда Никон пишет Стрешневу в ответ на Лигаридовскую теорию, будто царь является основой всякого церковного суда. Вот, что говорит ему Никон (1,189–190): «Ты говоришь, что найяснейший и всесчастливейший царь поручил Никону надзор над всеми церковными делами и судами, т. е. что он дал ему все привиллегии, которыя дал Константин Великий Папе ради своего великого уважения к Римскому Папе Сильвестру. Равно де и Никону наш царь дал много письменных привиллегий. Твой вопрос полон сатанинского страха и гордости. Что касается полного благополучия царя, то об этом нет надобности говорить; все это знают; каждый знает, какую выгоду мы получили от царского благополучия; но что касается того, будто царь поручил нам надзор над всеми церковными судами, то это просто богохульство и превосходит гордость Люцифера, ибо он сказал: поставлю трон мой на небеса и буду подобно Всевышнему. А здесь он думал поставить власть даже над Богом. Ты говоришь, что наияснейший государь поручил Никону надзор над церковными судами. Но из вышеписанного ты должен познать, что высочайший авторитет священства не получен от царей, но наоборот через священство цари помазуются на царство. Поэтому ясно, что священство больше царства. Ты говоришь, что Никону царь поручил надзор над церковными судами, но мы не знаем иного законодателя, кроме Христа, Который дал власть связать и решить. Какую же власть дал мне царь? Эту? Нет, но он сам ее восхитил себе, как ты сам свидетельствуешь, и как свидетельствуют его беззаконные деяния. Что он делает? Он вознесся над Церковью, обогащается её собственностью и питается ею; он хвалится делами так, что все клирики, Митрополиты, Архиепископы, Епископы и священники и все низшее духовенство подчиняются, служат ему, как его рабы, платят поголовный налог и служат в его войсках; он властвует над ними судом и налогами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

551 . В том же г. Остроге, есть Церковь во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов. Находится при местной учительской семинарии, – в самом здании этой семинарии, построенном в 1879 году, занимая помещение в 7 окон на 2-м этаже этого здания. Построена на средства правительства, а благоукрашена отчасти – на средства двух частных жертвователей. Снабжена ризницею на средства правительства при некотором участии одного жертвователя. Домовая, закрыта для посторонних лиц, за исключением 3 последних дней страстной недели и пасхальной ночи. Освящена была 31 января 1880 года. Иконостас в ней дубовый, резной, с позолотою ободков у св. икон, работы СПб. мастера Постемского. Св. иконы иконостаса и по стенам 4 священных изображения из жизни св. апостола Павла – в дубовых рамах Италианского письма, работы СПб. художника Пигулевского. Стены расписаны в Византийском вкусе, а пилястры и цоколь под мрамор – СПб. живописцем Будаковым. При церкви ведётся синодик, куда вносятся имена служащих и служивших, и благотворителей этой семинарии – живых и умерших – для постоянного поминовения за Божественной Литургией. Прихожан церкви составляют 40 учеников учительской семинарии и до 30 служащих, их семейств и прислуги. Настоятелями церкви и вместе законоучителями семинарии были: 1) священник Александр Каминский (с 1880 по 1883 гг.); 2) священник Иаков Головковский (1883–1884 гг.); 3) священник Иоанн Гаврилович Субботин (1884–1886 гг.) и 4) священник Митрофан Вышемирский (с сентября 1886 г. служит до настоящего времени – 1888 г.). Обязанности псаломщика и пономаря исполняют сами воспитанники семинарии. Директором семинарии в настоящее время состоит действительный статский советник Николай Дмитриевич Богатинов. Итого в г. Остроге находится всех церквей 5, из коих 2 приходских самостоятельных и 1 приписная составляют собою городской благочиннически округ, и одна при Кирилло-Мефодиевском братстве (с двумя приделами), и 1 домовая при учительской семинарии. 1-й благочиннический округ Острожского узда Церкви этого округа расположены к востоку и северо-востоку от г. Острога, в расстоянии от 4 до 50 вёрст от него. Благочинным состоит священник с. Должков Григорий Тимофеевич Новосадский (с 30 октября 1865 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

В случае пропуска установленного срока подачи апелляционной жалобы она может быть оставлена без рассмотрения. 4.  Апелляционная жалоба должна содержать: 5. Апелляционная жалоба  не подлежит рассмотрению в случае, если не соблюдены условия обжалования решения Общецерковного суда первой инстанции, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 50 настоящего Положения. Статья 59. Решение Архиерейского Собора. 1. Архиерейский Собор вправе: 2. Решение Архиерейского Собора вступает в силу с момента его принятия Архиерейским Собором и обжалованию не подлежит. Лицо, осужденное Архиерейским Собором, вправе направить на имя Патриарха Московского и всея Руси или в Священный Синод ходатайство о  рассмотрении на очередном Архиерейском Соборе вопроса об облегчении либо отмене канонического прещения (наказания) в отношении данного лица. Статья 60. Порядок церковного судопроизводства на Архиерейском соборе. Порядок церковного судопроизводства на Архиерейском Соборе  определяется регламентом Архиерейского Собора. Подготовка соответствующих дел к рассмотрению на Архиерейском Соборе возлагается на Священный Синод.    РАЗДЕЛ VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. Статья 61.  Вступление в силу настоящего Положения. Настоящее Положение вступает в силу с даты его утверждения Архиерейским Собором. Статья 62. Применение настоящего Положения. 1. Дела по церковным правонарушениям, являющимся каноническим препятствием к пребыванию в клире, рассматриваются церковными судами в предусмотренном настоящим Положением порядке в случае совершения данных церковных правонарушений как до, так и после вступления в силу настоящего Положения при условии, что соответствующие церковные правонарушения были сознательно скрыты обвиняемым лицом и в этой связи ранее не рассматривались органами церковной власти и управления. Дела по иным церковным правонарушениям рассматриваются церковными судами в случае совершения соответствующих церковных правонарушений после вступления в силу настоящего Положения. 2. Священный Синод утверждает перечень церковных правонарушений, подлежащих рассмотрению церковными судами. При необходимости передачи в  епархиальный суд дел по церковным правонарушениям, не предусмотренным настоящим перечнем,   епархиальным архиереям следует обращаться в Общецерковный суд за разъяснением.

http://e-vestnik.ru/docs/tserkovnyy_sud_...

На решения митрополичьего собора апелляции могут подаваться собору всей поместной Церкви, на суд Поместного Собора идут и жалобы на митрополита. Отцы Халкидонского Собора в заключении 9-го правила изрекли: «Аще же на митрополита области епископ, или клирик, имеет неудовольствие, да обращается или к екзарху великия области, или к престолу царствующаго Константинополя, и пред ним да судится.» Русская Церковь с самого начала своего бытия и поныне имеет только две инстанции административной и судебной власти; епархиального архиерея и высшую церковную власть (митрополита, Патриарха с Собором, затем Святейший Синод, а ныне (после 1917 г.) - Поместный и Архиерейский Соборы, а также Священный Синод во главе с Патриархом). В синодальную эпоху почти все дела, рассматриваемые епархиальным судом, даже без подачи апелляций, подлежали ревизии и утверждению Святейшим Синодом. Исключение составляли лишь дела по обвинениям духовных лиц в таких проступках, за которые полагалось лишь дисциплинарное наказание, бракоразводные дела по осуждении одного из супругов к наказанию, связанному с лишением всех прав состояния, а также разводы из-за безвестного отсутствия крестьян и мещан, и дела по расторжению браков жен без вести пропавших или взятых в плен военнослужащих низших чинов. Такая сверхцентрализация, сужая власть епархиального архиерея, противоречила канонам. Ныне епархиальные архиереи более самостоятельны, чем в синодальную эпоху, в осуществлении своей судебной власти. По ныне действующему Уставу об управлении Русской Православной Церкви церковным судом первой инстанции является епархиальный совет. Устав предоставляет епархиальному архиерею утверждение взысканий церковного суда (ст. «в», гл. VI). Согласно ст. 32 (гл. V Устава), «Священный Синод судит: а) в первой инстанции разногласия между двумя или более архиереями, канонические проступки архиереев, б) в первой и последней инстанции дела против клириков и мирян - ответственных сотрудников синодальных учреждений - за нарушение ими церковных правил и служебных обязанностей, в) в последней инстанции канонические проступки священников и диаконов, которые наказаны судами низшей инстанции пожизненным запрещением, лишением сана или отлучением от Церкви, г) канонические проступки мирян, пожизненно отлученных за эти проступки от Церкви судами низших инстанций, д) все дела, переданные епархиальными судами.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432470/

Порицание, осуждение ближних, злоязычие по отношению к ним — грех весьма распространенный. Ослепление зараженного этим грехом поразительно: он с наслаждением копается в душе ближнего своего, подмечая в ней самые малейшие пятна, и не замечает в то же время, что своя-то душа — сплошное грязное пятно; он издали видит сучок в глазе брата своего, а бревна в своем глазе даже и не чувствует; вместо того чтобы сожалеть согрешившего ближнего, он осуждает его и нередко злорадствует. Чтобы предостеречь от этого греха, Христос сказал: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37). Напоминая нам об этой заповеди в покаянные дни Великого поста, Православная Церковь молится: Господи! даруй мне зреть мои прегрешения, и не осуждать брата моего! Следовало бы почаще произносить эту молитву людям, склонным к злоязычию. Опровержение мнения графа Л. Н. Толстого В таком смысле понимали и ныне понимают заповедь о неосуждении все христианские церкви. Но граф Л. Н. Толстой в сочинении своем «В чем моя вера?» старается доказать, что слова — не судите, не осуждайте — означают: «не только не судите ближнего на словах, но и не осуждайте судом, не судите ближних своими человеческими учреждениями, судами». Свое мнение он основывает, во-первых, на том, что греческие слова крино и катадикадзо, переведенные на русский язык словами судить, осуждать, не имеют иного значения, кроме приговаривать по суду, казнить, приговаривать по суду к наказаниям, и что в таком именно смысле слова эти употреблены в посланиях Апостолов Иакова (Иак. 4, 12) и Павла (Рим. 2, 1-4); во-вторых — на том, что толкователи первых веков отличали «свое учение от всех других тем, что они никого ни к чему не присуждают, никого не судят, не казнят, а только переносят мучения, налагаемые на них судами человеческими». Третье положение графа Толстого в защиту своего мнения, это — воздаяние судами за зло злом же (наказанием), вопреки учению Христа о всепрощении и непротивлении злу. Известно, что Лука писал свое Евангелие на греческом языке и что Евангелие Матфея, написанное первоначально для евреев на еврейском (арамейском) языке, было вскоре после написания переведено на греческий язык, и лишь в греческом переводе было в употреблении у первых христиан не из евреев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Эти идеи вызвали резкую критику со стороны епископата, усмотревшего в предложенном проекте угрозу каноническому строю Церкви Христовой и настаивавшего на сохранении неприкосновенности канонической монополии епископата на судебную власть в Церкви. Навстречу пожеланиям правительства, которое представлял обер-прокурор, готовы были пойти только два архиерея из всего российского епископата. Ни один другой проект правительства в сфере церковной политики не встречал со стороны священноначалия в синодальную эпоху столь жёсткого и единодушного сопротивления. Инициатору судебной реформы пришлось отказаться от своего замысла. Монополия епископата на судебную власть в Церкви была сохранена и в определениях Поместного Собора 1917 – 1918 годов. При этом в отдельных определениях Собора упоминается и Высший церковный суд и Епархиальные суды, но Собор не успел принять таких определений, в которых бы были обозначены конструкция, способ формирования и компетенция этих судов. Архиерейская монополия на церковную судебную власть осталась неприкосновенной и в последующих уставных актах Русской Церкви. «Устав» 1988 года 424 наделяет судебными полномочиями Поместный и Архиерейские Соборы, Священный Синод и Епархиальный совет во главе с правящим архиереем. По этому «Уставу» церковным судом первой инстанции является Епархиальный совет. «Устав» при этом предоставил епархиальному архиерею утверждение взысканий церковного суда. Священный Синод, согласно «Уставу» 1988 года, являлся судом первой инстанции по разногласиям между двумя и более архиереями, а также по каноническим проступкам архиереев, судом первой и последней инстанции по делам клириков и мирян – ответственных сотрудников синодальных учреждений, а также судом второй, последней инстанции по каноническим проступкам священников и диаконов, которые наказаны судами низшей инстанции пожизненным запрещением, лишением сана или отлучением от Церкви, и каноническим проступкам мирян, пожизненно отлучённых от Церкви судами низших инстанций, и по всем вообще делам, переданным ему епархиальными судами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Эти идеи вызвали резкую критику со стороны епископата, усмотревшего в предложенном проекте угрозу каноническому строю Церкви Христовой и настаивавшего на сохранении в неприкосновенности канонической монополии епископата на судебную власть в Церкви. Навстречу пожеланиям правительства, которое представлял обер-прокурор, готовы были пойти только два архиерея из всего российского епископата. Ни один другой проект правительства в сфере церковной политики не встречал со стороны священноначалия в синодальную эпоху столь жесткого и единодушного сопротивления. Инициатору судебной реформы пришлось отказаться от своего замысла. Монополия епископата на судебную власть в Церкви была сохранена и в Определениях Поместного Собора 1917–1918 гг. При этом в отдельных определениях Собора упоминаются Высший церковный суд и Епархиальные суды, но Собор не успел принять таких Определений, в которых бы были обозначены конструкция, способ формирования и компетенция этих судов. Архиерейская монополия на церковную судебную власть осталась неприкосновенной и в последующих уставных актах Русской Церкви. Устав 1988 г. наделяет судебными полномочиями Поместный и Архиерейский Соборы, Священный Синод и Епархиальный совет во главе с правящим архиереем. По этому Уставу, церковным судом первой инстанции является епархиальный совет. Устав при этом предоставил епархиальному архиерею утверждение взысканий церковного суда. Священный Синод, согласно Уставу 1988 г., являлся судом первой инстанции по разногласиям между двумя или более архиереями, а также по каноническим проступкам архиереев, судом первой и последней инстанции по делам клириков и мирян – ответственных сотрудников синодальных учреждений, а также судом второй, последней, инстанции по каноническим проступкам священников и диаконов, которые наказаны судами низшей инстанции пожизненным запрещением, лишением сана или отлучением от Церкви, и каноническим проступкам мирян, пожизненно отлученных от Церкви судами низших инстанций, и по всем вообще делам, переданным ему Епархиальными судами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010