8) Благочиннические съезды бывают обыкновенные, собирающиеся ежегодно перед обыкновенными епархиальными съездами, и чрезвычайные, собирающиеся по приглашению благочинного: а) перед чрезвычайными епархиальными съездами для предварительного обсуждения вопросов, подлежащих решению этих последних, б) по мере накопления других дел, касающихся благочиния. 9) Как обыкновенные, так и чрезвычайные благочиннические съезды собираются в наиболее центральном и, следовательно, наиболее удобном для всех членов съезда месте. 10) Обязанности благочиннических съездов: а) выбор депутатов на епархиальные съезды, б) выбор благочинного, в) обсуждение касающихся благочиния религиозно-нравственных и хозяйственных вопросов, кои через депутатов благочиния предполагается возбуждать на епархиальных съездах, г) предварительное обсуждение вопросов, предположенных к решению на чрезвычайных епархиальных съездах, д) обсуждение хозяйственных вопросов, касающихся благочиния, е) составление сметы прихода и расхода по благочинию, ж) распределение между приходами назначенных на благочиние епархиальным съездом сумм, з) разрешение в качестве второй судебной инстанции судебных дел, не решённых окончательно приходскими советами, и) побуждение нерадивых к лучшему исполнению лежащих на них обязанностей, i) если побуждения не действуют, сообщение о таких лицах совету пресвитеров для привлечения их к суду, к) жалобы в совет пресвитеров на должностных лиц, допустивших злоупотребления. 11) Депутаты на епархиальные съезды избираются на год. Срок их полномочий начинается со дня избрания и продолжается до следующих выборов, причём члены совета пресвитеров не могут быть избраны в депутаты епархиального, а равно и благочиннического съезда. Срок полномочий депутатов на благочиннические съезды также годовой. 12) Заседаниям благочиннических съездов ведутся протоколы, копии которых пересылаются в совет пресвитеров, во-первых – как документальный материал для характеристики религиозно-нравственного и экономического состоянии епархии, во-вторых – как материал для привлечения к ответственности небрежных и допустивших злоупотребления, и в-третьих – как материал для возбуждения на епархиальных съездах таких вопросов, которые этими последними почему-либо не возбуждаются. д) Церковный суд

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

63. Секретарь Епархиального Совета обязуется присутствовать на всех заседаниях Совета. Не принимая участия в постановлении решений, Секретарь, при обсуждении дел, дает необходимые справки из законов, а равно справки и объяснения и по обстоятельствам дела. 64. Секретарю Епархиального Совета принадлежит право: а) допускать к занятиям в Канцелярии Совета лиц, желающих поступить на службу в Канцелярию, и, по надлежащем их испытании, представлять их к определению в должности, и б) принимать на службу в Канцелярию Совета лиц, занимающихся пере­пиской и регистрацией, определять им, по их трудам и способностям, размер ежемесячного содержания, денежные награды и пособия, в пределах сметной суммы на этот предмет, по согла­шению с Епархиальным Советом, с одобрения Епархиального Архиерея. 65. Высшей церковной власти предоставляется установить порядок введения в действие правил об Епархиальном Совете и упразднения духовных Консисторий. Глава V О благочиннических округах 66 Границы благочиннических округов определяются Епар­хиальным Собранием. 67. В каждом благочинническом округе действуют окружные Благочиннические Собрания, которые являются в общем строе епархиальной жизни следующими после Епархиальных Собра­ний административно-распорядительными органами. 68. Окружные Благочиннические Собрания бывают: а) пастырские и б) общие. 69. В пастырских благочиннических собраниях участвуют священники благочиннического округа по должности, а прочие члены причтов по желанию; собрания эти созываются не менее одного раза в год для рассмотрения вопросов обще-пастырского служения. 70. Место и время пастырских благочиннических собраний определяются последними или Благочинным. Экстренные пастырские собрания созываются благочинным а) по его усмотрению, б) по заявлению 1/3 священников округа и в) по распоряжению епархиального Архиерея. Руководит собраниями в качестве Председа­теля Благочинный, а за отсутствием Благочинного председатель (в пресвитерском сане) избирается собранием. 71. Общие Благочиннические Собрания состоят: а) из всех наличных штатных членов причтов округа приходских, домовых и монастырских церквей и священников, приписанных к церквам округа сверх штата, из мирян – членов Приходских Советов, по избранию последних, в числе, равном составу причта каждой церкви. Общие Собрания происходят под председательством Благочинного или его заместителя, обязанности же секретаря несет по избранию один из членов Собрания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

В Москве с давних времен церкви были поделены на «сОроки». В каждом сороке числилось от 10 до 43 церквей, а самих сороков не более 20–30, хотя издревле говорили о Москве как о городе «сорокА сорокОв церквей». Сороки превратились в благочиннические округа, хотя прежнее наименование их как «сорокИ» сохранилось. В состав сороков не включались кремлевские соборы. В 1797 г. были учреждены монастырские благочиннические округа: для надзора за монастырями архиереями было поручено назначать из числа монастырских настоятелей от одного до трех благочинных, в зависимости от числа монастырей в епархии. В 1828 г. они получили от Св. Синода на этот счет особую инструкцию. В начале XIX в. числилось свыше 2,2 тыс. благочиннических округов. До конца синодального периода численность их практически не менялась. В 60-е годы XIX в. при благочинных стали создаваться благочиннические советы из настоятелей вверенных им приходов. Но к началу 80-х гг. они были существенно ограничены в своих полномочиях, а затем и совсем упразднены 14 . Викариат С начала XVIII в. указами Синода в наиболее крупных епархиях были введены должности викариев (или викарных епископов) – помощников епархиальных архиереев по управлению епархиями. Назначались они от случая к случаю. Статус викария четко не был определен. По поручению епископа они ставили церковнослужителей, осуществляли надзор над церковно-приходскими школами и женскими монастырями 15 . В XIX в. викариям стало вверяться управление отдельных частей епархий под наименованием викариататсв. Так, в Московской епархии в начале XIX в. было уже 4 викариатства. В 1865 г Св. Синод получил высочайшее разрешение открывать викариатства всем епархиям, если они располагали для этого необходимыми материальными средствами В связи с этим численность викариатств существенно возросла. Если в 1799 г. их насчитывалось 5, в 1851 г. – 11, то в 1891 г. – 38, к 1917 г. – уже 70 16 . Викарный епископ носил титул «викарного преосвященного» и именовался по названию уездного города, который становился центром викариатства. Викарный епископ мог рукополагать священнослужителей в пределах своего викариатства, однако он не имел ни кафедрального собора, ни консистории. Викарии находились в личном распоряжении епископа, которому они полностью подчинялись. Епископ давал им поручения по своему усмотрению, ибо никаких предписаний о круге компетенции викариев не было, и статус их не был определен. 3. Православное духовенство: придворное, военное и при русских посольствах за рубежом

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Один раз в год, как мы сейчас сказали, священникам уезда полезно собираться у протоиерея, главным образом для принятая разных административных распоряжений (которые или от архиерея через протоиереев должны быть оповещены по всем уездам епархии, или от самих протоиереев в пределах предоставленной им власти принимаются по уездам им предведомым), а также и для представления уездному правителю разных касающихся до него мнений и приговоров, постановляемых на благочиннических собраниях. И для этого, конечно, нет надобности (да и невозможно) съезжаться к протоиерею священникам всего уезда, а достаточно, если от каждого благочиния будут являться хотя по два священника, предварительно принявшие такое поручение от благочиннического собрания. И всего удобнее это может быть при представлении протоиерею разных приходских отчетов, так чтобы все эти отчеты: метрические, исповедные, клировые, приходорасходные ведомости, представлялись со всего уезда за раз в одно время, например, около половины января. От каждого благочиния, состоящая из 10–15 приходов, могут к этому времени прибыть в город по два священника, передать протоиерею отчеты от всех приходов благочиния, сделать нужные заявления от благочиннических округов и принять от протоиерея для передачи по всем приходам необходимые оповещения, распоряжения, замечания, и т. д. Епархиальные съезды, собирающиеся под председательством самих архиереев, как важнейший орган общения епископов с подведомыми им паствами, должны получить особенное значение в епархиях. Таким съездам необходимо быть по крайней мере однажды в год. Кроме того, в особенных случаях, например, при выборах ректора семинарии или членов консистории, при обсуждении каких либо не терпящих отлагательства и важных мер, касающихся всей епархии, епископ может созывать экстренные епарх1альные съезды. На эти съезды могут являться по два депутата от духовенства и по одному пли по два депутата из мирян от каждого благочиния, по предварительному уполномочены от благочиннических собраний.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Для заведывания делами уездных пастырских собраний и для подготовки заседаний избираются сроком на год три члена от духовенства (и два члена от мирян, когда начнутся смешанные собрания клира и мирян), в так называемую исполнительную комиссию. Эта комиссия собирается раз в месяц на свои заседания. На обязанности исполнительной комиссии лежит: а) подготовлять и созывать уездные пастырские собрания; б) вырабатывать программу собрания, представлять ее на утверждение епархиального Преосвященного и печатать за месяц вперед в «Епархиальных ведомостях»; в) рассылать предупредительные извещения отцам благочинным уезда; г) быть в курсе всех приходских дел в уезде, в епархии до известной степени, а по вопросу возрождения приходов – следить за сведениями не только в своих «Епархиальных ведомостях», но и в «Церковных ведомостях», в «Колоколе» и других духовных журналах; д) находиться в сношениях с другими благочинными, председателями благочиннических собраний, по недоуменным вопросам в их приходах; е) составлять письменные доклады уездному пастырскому собранию из приходских журналов, присланных благочинными для характеристики деятельности приходов уезда, которые затем соединять в один годовой доклад и представлять на благоусмотрение епископа; ж) составлять письменный доклад уездному пастырскому собранию из журналов благочиннических собраний, доставляемых благочинными, для характеристики результатов этих собраний, которые затем соединять в один годовой доклад и представить епископу; з) возбуждать на уездных пастырских собраниях более жизненные вопросы, взятые из журналов приходских или благочиннических собраний, для всестороннего обсуждения; и) заготавливать самостоятельные доклады для обсуждения на уездных собраниях; к) собирать доклады от духовенства и мирян, которые они желают сделать на уездном собрании, и объединять их по тождественности содержания, и ставить тот или другой вопрос или предмет по большинству поступлений в основу программы очередного собрания; л) докладывать более важные распоряжения и предначертания епископа, объявленные к исполнению, для взаимного обсуждения мер и способов к проведению их в приходскую жизнь; м) докладывать уездному собранию резолюции епископа на прежнем журнале собрания, если эти журналы не были напечатаны в «Епархиальных ведомостях». Уездные пастырские собрания должны собираться не реже двух раз в год, а вначале, желательно, чаще.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

16 . В заключение рассуждений о епархиальном управлении собрание высказало желание, чтобы был ограничен существующий теперь порядок частых переводов епархиальных епископов с одной кафедры на другую, так как такой порядок не даёт возможности епископу узнать свою епархию и сделаться её действительным руководителем. III. О епархиальных съездах 17 . По вопросу о епархиальных съездах все составители докладов, касавшиеся этого вопроса, высказались единогласно. То же единогласное мнение высказано на собрании. Предметом съездов должно быть всё пастырское делание, а не одни экономические вопросы: вопросы о церковной проповеди, миссионерстве, начальной и богословской школе, взаимных отношениях причта и прихожан и т. п. Съезды обсуждают назревшие церковные нужды, являясь выразителями мнений всего епархиального духовенства. Во избежание субъективного освещения дела депутатами последние должны являться только докладчиками и разъяснителями мнений, высказанных на предварительных благочиннических съездах. Необходимо издание инструкции съездам, за которую они не должны переступать в своих рассуждениях; а для каждого отдельного съезда необходима программа, заблаговременно составленная на основании поступивших от разных учреждений и лиц предложений, докладов и прошений, затем переданная на предварительное обсуждение благочиннических съездов, так чтобы съезд обсуждал только вопросы, о которых епархиальное духовенство не только осведомлено, но и высказало суждение, выразителем которого является депутат. А для того, чтобы постановления данного съезда стояли в связи с решениями прежних съездов и были планомерным развитием церковного дела в епархии, а не случайными актами, следует иметь полный сборник постановлений епархиальных съездов за всё время их существования. Но такая постановка съездов немыслима при настоящем их положении, когда съезд после трёхдневного, или немного больше, существования никого и ничего не оставляет после себя, кроме весьма кратких, немотивированных журналов. Было высказано мнение, чтобы председатель и делопроизводитель съезда избирались на три года и являлись вместе с тем подготовителями дела и его докладчиками. К ним поступали бы все предложения, доклады и прошения на съезде; на основании их они составляли бы программу съезда, которая, по утверждении её епархиальным преосвященным, поступала бы на предварительное рассмотрение благочиннических съездов. В таком случае председатель был бы в курсе дела, и о. о. депутаты выслушивали бы мотивированные, обоснованные на законах предложения, чем преграждалась бы возможность неосновательных и незаконных постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Словом, только при существовании исполнительных комиссий возможно подготовлять такие съезды, назначать вопросы и доклады для обсуждения, вести собрания систематично и с пользою, избегать повторения одних и тех же дебатов, препятствующих движению и решению вопроса; . 6) однако, учреждение и установление приходских, благочиннических и уездных собраний не исчерпывает всего вопроса объединения и руководства в важном деле возрождения приходов. Надо добиться, чтобы возрожденная жизнь, исходящая от епископа, как главного руководителя, возвращалась к нему обратным током с впечатлениями и результатами деятельности пастырей. Ведь при известном формализме и бюрократическом отношении подчиненных лиц может легко образоваться разъединяющее пространство между архипастырем и пастырями и прекратиться единение и взаимное общение, а, следовательно, и самое дело. Предначертание архипастыря может не доходить до приходов в той силе, как оно необходимо, и, несмотря на громадный труд его и постоянные печатные обращения и разъяснения, пастыри будут чувствовать себя беспомощными. Те люди, которые поставлены по нисходящей линии для передачи архипастырских мыслей, чувств и необходимых пояснений, обязаны служить проводниками этих предначертаний и объединителями архипастырских начинаний с пастырскими работами, но ведь они могут представлять из себя узлы, прекращающие ток и передачу энергии епископа, а чрез это и разъединять его с пасомыми. Как же установить живые мыслящие и чувствующие органы, которые бы, как нервы в теле, связывали епископа с каждым пастырем и воспринимали бы от него мысли, чувства и деятельность в известном направлении, и передавали бы их исполнительным органам и в то же время исполняли бы обратную работу нервов, передавая архипастырю впечатления и итоги деятельности исполнительных органов и свои заключений? – вот вопрос, который во что бы то ни стало надо разрешить». «Опыт мне показал, что съезды и собрания вначале, в первый год, принесли пользу исключительно в приходах; но на благочиннических и уездных собраниях только беседовали, спорили, читали доклады и ни к чему положительному, жизненному не приходили. Естественно, что они, вместо того, чтобы воспринять мои мысли, чувства, предначертания и предписания и провести их в народную жизнь, сделались органами, препятствующими объединению пастырей со мною. На уездных собраниях исполнительные комиссии только предлагали к прочтению полученные ими от пастырей доклады или во исполнение одной формы, излагали свои рефераты, ибо оказывалось, что им пастыри ровно ничего не доставляли. На благочиннических собраниях отцы благочинные предлагали на обсуждение все те же отвлеченные или очередные, по указу консистории, вопросы, а архипастырские работы и предначертания со всею его программою мероприятий оставались лишь на страницах «Епархиальных ведомостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Епархиальные съезды – не единственная форма самоуправления духовенства. С тою же целью – предоставить духовенству право самостоятельно устроять церковно-приходскую жизнь, – в разных епархиях учреждены благочиннические советы. Не смотря на частные разности во внутреннем устройстве в разных епархиях, благочиннические советы по своим основным задачам повсюду однородные учреждения. Благочиннический совет в каждой епархии обычно состоит из благочинного и нескольких священников, избираемых духовенством. Его назначение – помогать благочинному в исполнении обязанностей, принимать меры для благоустройства взаимных отношений членов причта с прихожанами и между собою. Этой основной задачей определяется круг предметов, подлежащих его ведению. Такими предметами могут быть: 1, разбирательство (большею частью словесно) разного рода недоразумений и несогласий причтов с прихожанами и между собою; 2. отчет о благоповедении священно-церковнослужителей (поведение отмечается отметками в клировых ведомостях); 3, представление лиц, заявивших особое усердие по службе, к наградам; 4, назначение священнослужителей для произнесения катехизических поучений в известном году; 5, рассмотрение письменных жалоб и обвинений священно-церковнослужителей: а, в небрежном исполнении своих обязанностей по отправлению богослужения, требоисправлению, самовольных отлучках; б, в предосудительном поведении: нетрезвости, ссорах, знакомстве с людьми зазорного поведения и пр. Меры взыскания, которые может налагать благочиннический совет на виновных, преимущественно нравственного характера – увещание, выговор; но в некоторых случаях он может налагать денежный штраф от одного до пяти рублей, который идет па пользу епархиального попечительства о бедных духовного звания. В случае повторения известных проступков, после троекратного штрафа, а также, если виновный не захочет подчиниться распоряжению благочиннического совета, последний передает дело о нем на усмотрение епархиального начальства 244 . Открывшиеся епархиальные съезды, благочиннические советы, представительство духовенства в лице нескольких членов в заведывании духовно-учебными заведениями и в консисториях потребовали применения к духовной администрации выборного начала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для придания жизнедеятельности русских православных церковноприходских общин порядка и однообразия, желательно было бы видеть собрания духовенства с участием мирских прихожан по делам специально церковно-приходским . Такие собрания могли бы устрояться в двух видах: 1) благочиннические или же уездные и 2) обще-епархиальные. Благочиннические или же уездные собрания по делам церковно-приходским могли бы собираться по благочинническим округам или же уездам, под председательством благочинных или же настоятелей уездных соборов. Обще-епархиальные собрания, которые с пользой могли бы заменить такое неопределённое и не имеющее за собой ни строго канонических, ни исторических свидетельств новейшее учреждение, как епархиальные съезды духовенства, должны состоять из представителей от духовенства и от мирян и происходить непременно под председательством епархиального епископа, или заменяющего его викария, или особо назначенного епископом заместителя его. Обще-епархиальные собрания духовенства и мирян в таком виде восстановили бы собой наши прежние соборики епархиального духовенства во главе с архиереями. Присутствие на таких собраниях епархиального архиерея придавало бы им тот авторитет, которого тщетно стараются домогаться теперешние наши епархиальные съезды; а участие в них мирян, представителей приходов, сообщило бы им характер строго соборных совещаний. Обще-епархиальным собраниям представителей духовенства и мирян может и должен быть усвоен только совещательный характер. Они должны быть ни более, ни менее, как вспомогательными органами при епископе. Присвоение таким собраниям какого-либо законодательного характера, а постановлениям их – решающего значения, обязательно внесёт двойственность в систему епархиального управления, столь нежелательную для пользы дела. На обще-епархиальных собраниях с таким характером и в таком виде могли бы быть обсуждаемы не только вопросы материального свойства, например, об улучшении быта духовенства, устройстве и содержании церковных школ епархии, призрении заштатного и сиротствующего духовенства и всех вообще нуждах и потребностях обще-епархиального хозяйства, но и вопросы религиозно-нравственного характера, например, о нуждах и требованиях пастырской практики, мерах к оживлению церковно-приходской жизни, к поднятию религиозно-нравственного состояния общества, к улучшению отношений между духовенством и прихожанами, о средствах борьбы со старообрядчеством и сектантством, усилении религиозно-просветительной деятельности духовенства и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В круг деятельности съездов, кроме нынешних предметов, должны бы входить – по духовно-учебным заведениям – вопросы не только материальные, но и учебно-воспитательные; в административном отношении – выбор на определённый срок членов пресвитерского совета при епископе и епархиального суда и др. учреждений, и в хозяйственном и экономическом – те же вопросы, что и в нынешних переформированных съездах, и др. Сообразно с епархиальными съездами должны быть реформированы и благочиннические – с тем, чтобы эти съезды носили характер «собориков» во главе с благочинными. А именно желательно, чтобы съезды эти устраивались не менее двух раз в год и чтобы на них участвовали с равным правом голоса низшие члены клира и миряне (церковные старосты, попечители и т. п.). Предметами деятельности благочиннических съездов могли бы быть: суждение о религиозно-нравственном состоянии всех приходов благочиннического округа, выработка мер к улучшению их в духовно-нравственном, просветительном, экономическом и благотворительном отношениях; заготовление обоснованных материалов для обсуждения на епархиальных съездах; выбор (непременно закрытой баллотировкой) достойных депутатов на епархиальные съезды, благочинных и членов благочиннических советов; меры братского воздействия (товарищеский суд чести) на лиц, отличающихся неблагоповедением или неисправностью по службе; примирение враждующих; способы самообразования и самоусовершенствования как священников, так и низших членов клира; решение разных недоумений в области пастырской деятельности; руководство неопытных пастырей и т. д. и т. д. При такой постановке благочиннических съездов благочиннические советы могли бы рассматривать по преимуществу вопросы, касающиеся некоторых отдельных, но не всех приходов благочиннического округа и маловажные проступки среди членов причта, замеченные в первый раз; они же могли бы давать одобрение или вообще отзыв о кандидатах к занятию священно- церковнослужительских вакансий, если таковые кандидаты будут представляться прихожанами праздных приходов, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010