Двадцать шестой день. Поучение 4-ое. День тезоименитства Его Императорского Высочества Наследника престола Георгия Александровича 13 . (О почитании родителей). I. В этот высокоторжественный день, возлюбленные братие, когда св. церковь молится о здравии и благоденствии нашего Благочестивейшего Государя Императора, истинного Отца великого семейства, называемого государством, и Наследника Его престола, уместно будет побеседовать с вами о почитании родителей. Это потому, что если дети научатся почитать своих родителей, отцовь семейства, то онн будут воздавать истинное почитание и великому Отцу своему, Государю Императору, который для государства – этого великого семейства, то же, что и родной отец для семьи. II. Почитание родителей – это любовь, соединенная с уважением; любовь есть уважение и почитание. Слово «почитай» заключает в себе слово «люби», потому что без любви нет истинного почитания. а) Непочитание родителей, по учению слова Божия, есть признак полной нравственной распущенности, есть величайшее нравственное преступление. В первой главе послания к римлянам св. апостол Павел, рисуя картину языческой развращенности, завершает ее следующим описанием: «люди сделались дерзкими, надменными, тщеславными, изобретательными на зло, непослушными родителям». Хотя детская привязанность врожденна, но все же воспитание может возвысить, увеличить и облагородить ее. Евреи, мудростью которых мы можем воспользоваться, требовали детской привазанности с усиленной настойчивостью. Эта привязанность составляла основу древней прекрасной патриархальной жизни. Книги: «Притчей» и «Екклезиаста» полны похвал детской привязанности и строго угрожают непослушным и непочтительным детям. В еврейской истории прекрасный Иосиф выставляется не только образцом юношеской чистоты, но и сыновней любви. С другой стороны, ненависть к памяти красиваго, но испорченного Авессалома так велика, что до настоящего времени евреи учат своих детей плевать на его могилу, когда они проходят по долине Иосафата, и бросать камнем в место упокоения непокорного сына (2 царь. XVIII, 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Житие преподобных Кирилла и Марии Радонежских, родителей преподобного Сергия Память: 28 сентября (11 октября н. ст.), 18/31 января, 6/19 июля (Собор Радонежских святых), четверток Седмицы мытаря и фарисея Икона преподобных Кирилла и Марии с житием      Кирилл и Мария были люди добрые и богоугодные. Говоря о них, блаженный Епифаний замечает, что Господь, благоволивший воссиять в земле Русской великому светильнику, не попустил родиться ему от неправедных родителей, ибо такому детищу, которое, по устроению Божию должно было впоследствии послужить духовной пользе и спасению многих, подобало иметь и родителей святых, дабы доброе произошло от доброго и лучшее приложилось к лучшему, дабы взаимно умножилась похвала и рожденного и самих родивших во славу Божию. И праведность их была известна не одному Богу, но и людям. Строгие блюстители всех уставов церковных, они помогали и бедным; но особенно свято хранили они заповедь Апостола: «страннолюбия не забывайте: тем бо не видяще неции странноприяша Ангелы» (Евр.13:2). Тому же учили они и детей своих, строго внушая им не опускать случая позвать к себе в дом путешествующего инока или иного усталого странника. До нас не дошло подробных сведений о благочестивой жизни сей блаженной четы; за то мы можем, вместе с святителем Платоном, сказать, что «самый происшедший от них плод показал, лучше всяких красноречивых похвал, доброту благословенного древа. Счастливы родители, коих имена прославляются вечно в их детях и потомстве! Счастливы и дети, которые не только не посрамили, но и приумножили, и возвеличили честь и благородство своих родителей и славных предков, ибо истинное благородство состоит в добродетели!» Молитва прпп. Кирила и Марии Радонежских Кирилл и Мария имели уже сына Стефана, когда Бог даровал им другого сына – будущего основателя Троицкой Лавры, красу Церкви Православной и несокрушимую опору родной земли. Задолго до рождения сего святого младенца, дивный Промысл Божий уже дал о нем знамение, что это будет великий избранник Божий и святая отрасль благословенного корня.

http://pravoslavie.ru/59126.html

Преподобный Антоний Великий: житие, икона, молитва Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он опять идёт в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя…. 1 января, 2010 Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он опять идёт в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя…. Содержание статьи Преподобный Антоний Великий: житие, икона, молитва Святой Антоний Великий: житие Святой Ант оний Великий родился в Египте около 250-го года от благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. 18-ти лет он лишился своих родителей и остался один с сестрой, которая была на его попечении. Однажды он шел в церковь и размышлял о святых апостолах о том, как они оставили все в этом мире, чтобы следовать за Господом и служить Ему. Входит в храм и слышит евангельские слова: “Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной (Мт. 19:21). Эти слова поразили Антония, как бы сказаны были Господом лично ему. Вскоре после этого Антоний отказался от наследства после родителей в пользу бедных жителей своего селения, но недоумевал, на кого он оставит сестру. Озабоченный этой мыслью, он опять идёт в храм и слышит там опять как бы к нему обращенные слова Спасителя: “Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе: довольно для каждого дня своей заботы (Мт. 6:34). Антоний поручил сестру известным ему христианским девственницам и оставил город и дом, чтобы жить уединенно и служить одному Господу. Удаление преподобного Антония от мира совершилось не вдруг, а постепенно. Сначала он пребывал близ города у одного благочестивого старца, жившего уединенно и старался во всем подражать ему. Посещал и других отшельников, живших в окрестностях города, и пользовался их советами. Уже в это время он так прославился своими подвигами, что его звали “другом Божиим.” Затем он решается уйти дальше. Зовет старца с собой, и когда тот отказывется, прощается с ним и поселяется в одной из отдаленных пещер. Один из друзей его по временам приносил ему пищу. Наконец святой Антоний удаляется совсем из обитаемых мест, переходит реку Нил и поселяется в развалинах воинского укрепления. Он принес с собой хлеба на шесть месяцев, а после получал его от друзей своих только два раза в год через отверстие в кровле.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-antonij-ve...

136. Слово в неделю первуюнадесять по Пятдесятнице, и в день коронования Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено Августа 22; напечатано в Христ. Чтен. 1838 г. и в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1837 год Не подобаше ли и тебе помиловати клеврета твоего, якоже и аз тя помиловах? ( Мф. 18:33 ). Евангельское чтение настоящаго воскреснаго дня назначает предметом настоящаго слова учение о прощении согрешающих. Сие не будет неблаговременно и для особеннаго настоящаго торжества о Благочестивейшем Государе императоре Нашем, Богом венчанном и священно-помазанном. Святое учение кстати встречается с достойным себя примером, и назидательныя размышления облегчаются приятными воспоминаниями верноподданнической любви. Сколько в обширной державе Благочестивейшаго Императора Нашего людей, которые пред Его правосудием были в долгу, иногда и очень тяжком, но которых судьба может быть изображена сею Евангельскою чертою: «милосердовав же господь раба того, прости его, и долг отпусти ему!» ( Мф.18:27 ) Сколько, следственно, таких, которых Он сильным примером собственнаго милосердия может учить милосердию к согрешающим: «не подобает ли и тебе помиловати клеврета твоего, якоже и аз тя помиловах?» Можно ли не воспомянуть теперь, что и Первородный Сын Благочестивейшаго Государя нашего 579 , вступая с возрастом в неотсрочное наследие Родительских добродетелей, одно из ранних движений наследственной благости явил в сострадательном внимании к судьбе должников правосудия, и в ходатайстве пред Августейшим Родителем о ея облегчении, какое только возможно милосерднию без оскорбления правосудия; и что милосердие Царя с радостию отозвалось милосердию Сына Царева? И так возвратимся к Евангелию, и возмем оттуда побуждение и способ перенести и в наши домы и в наши сердца – добродетель, столь светло сияющую пред нами на престоле. Чтобы учение о прощении согрешающим соединить с побуждением к исполнению онаго, Божественный Учитель наш предлагает оное в поразительной притче. Царь требует отчета от подданных, у которых было в руках множество богатства, ему принадлежащаго. Приводят одного, который должен ему десятью тысячами талантов, то есть, долгом, для подданнаго неоплатным, и который за то, по законам царства, должен быть продан с женою и детьми. Несчастный, не зная, что делать, просит отсрочения уплаты. Но Царь сжаливается, и совсем прощает долг.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

107. Слово в день рождения Его Императорскаго Величества Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича (Говорено в Успенском Соборе июня 25-го дня, напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) Вем бо, яко заповесть сыном своим, и дому своему по себе: и сохранят пути Господни творити правду и суд. ( Быm. XVIII. 19 ). Поелику год Царя, принадлежа Ему, как год жизни, принадлежит вместе и царству, как год царствования: то неудивительно, что в настоящий день, граничный между окончившимся и начинающимся годом Благочестивейшаго Самодержца нашего, востает вся Россия, и устремляет изощренное око на прошедшее, на будущее, на небо, с благодарением, с надеждою, с молитвою. Одна из особенностей совершившагося года царства 518 состоит в том, что рядом с сим годом, как юная луна при солнце на ясном небе, явился начальный год совершеннолетия Наследника Престола. Как теперь еще вижу я сей прекрасный вечер, по истине достойный дня Христова. Среди величественнаго храма, среди песнопений и молитв пред открытым олтарем Воскресшаго, на минуту прерванных, к открытому Слову жизни, к спасительному Кресту Христову Царь настоящий ведет юнаго Царя будущаго, между тем как венец и скипетр и держава, как знамения будущаго царствования, покоятся о страну. Сколько важных мыслей можно прочитать в сем зрелище, когда оно еще безмолвствует! Итак вступление Порфиророднаго на путь к Престолу должно быть на пути к олтарю. Итак заповедь, обет, молитва, суть предобручение венца, скипетра, державы. Итак крест есть предварительный венец венца, и силу будущей власти Царской надлежит извлечь из лобзаемаго Евангелия. Итак 519 , чтобы благонадежно завещавать Царство, для сего, видно, надлежит 520 прежде крепко завещать благочестие. Слышу священный обет Сына Царева, и вдруг открывается, что совершеннолетие, которое Сам вступающий в оное с толикою скромностию назвал «ранним», есть напротив того вполне зрелое 521 : потому что Он возвышенно понял высокие помыслы Своего Родителя, и глубоко почувствовал важность настоящаго мгновения. Он стоит пред Богом, как живая жертва, приносимая Царем-Отцем за будущее благосостояние царства, и, согласно с волею Родителя, и Сам представляет Себя в жертву, и облак слез, восходящий в очах Его, дает приметить, что фимиам непорочнаго сердца Его восходит горе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Двадцать первый день. Поучение 3-е. День восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича 10 . (О почтении детей к своим родителям и о почитании Царской власти). I. В нынешний высокоторжественный день восшествия на прародительский престол Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, истинного Отца отечества, которого все его верноподданные, как послушные и любящия дети, должны почитать и которому должны во всем оказывать покорность, как требует того слово Божие, св. церковь , совесть, здравый разум, личная польза каждого и благо государственное, уместно будет, братие мои, побеседовать о почтении детей к родителям. Если дети научатся почитать родителей, то они будут не только истинными гражданами земного царства, но и доблестными гражданами царства небеснаго. II. Родители должны быть некоею неприкосновенною святынею, к которой дети не смели бы касаться ни делом, ни словом, ни даже помыслом сколько-нибудь непочтительным. а) Этого требует, во-первых, высочайшая важность сана родительского. Откуда в людях звание родительское? Апостол Павел отвечает, что «от Бога получает имя всякое отечество, как на небесах, так и на земле» ( Еф. 3, 15 ), т. е. первый Отец и ангелов и человеков есть Бог. Итак в отношении к людям хотя дети раждаются от родителей, но первый и высший отец их есть Сам Бог, Отец всяческих. В самом деле, сами ли собою родители рождают детей? Если сами собою: то почему-ж иные хотели бы иметь детей, но не рождают, иные желали бы сократить число детей, но рождают; третьи, после долговременного бесплодия, просят детей у Бога и выпрашивают; четвертые и долго просят и во всю жизнь не получают? Нет, не родители сами собою рождают детей, но Сам Господь чрез родителей, как чрез живыя орудия промыслительного Своего творчества, их создает и рождает, как и исповедали к Богу Иов и Давид: «руце Твои сотвористе мя и создасте мя» ( Иов. 10, 8 ; псал. 118, 73), так что Отец человеков в смысле прямом и собственном есть Бог, как преимущественно называл Его Сам I. Христос; а люди называются их отцами и матерями, только как действующия в деснице Божией орудия их создания и рождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И.И. Буланов Старец Гефсиманского скита иеросхимонах отец Варнава. Строитель Выкшинского Иверского женского монастыря Источник Содержание Родители благочестивого старца Дни послушания Келия старца Старец Варнава – строитель Выксунского Иверского монастыря Посещение обители старцем Кончина старца Дом призрения Осиротелая обитель     17 февраля тихо в Бозе почил молитвенник земли русской, маститый старец пещер Гефсиманского скита Свято-Троицкой Сергиевской лавры иеромонах отец Варнава. Подвижническая иноческая жизнь этого выдающегося молитвенника православной церкви хорошо известна даже в отдаленных уголках России. При массе добрых дел почивший старец действовал чисто по-евангельски и был чужд всяких реклам о своей жизни и деятельности, на которые так падки все нынешние общественные деятели. Много газетных писателей пытались приблизиться к почившему пастырю, чтобы описать его жизнь, но он со слезами просил не делать этого, смиренно говоря: не дело обо мне писать, пишите о мирском, а Господне – Господу. Выдающаяся жизнь этого дивного старца вполне достойна быть отмеченной с детства до дня его отдохновения от тягостей мирской жизни. Родители благочестивого старца Во дни крепостничества в селе Прудищах Тульской губ. у помещика Юшкова были крепостные – супруги Илья и Дарья Меркуловы. 24 января 1831 г. у Меркуловых родился сын Василий. С благодарностью к Богу встретили родители рождение сына и, несмотря на все тягости крепостничества, занялись в часы досуга его воспитанием в духе православия. Жизнь Меркуловых текла довольно тихо у Юшкова, но вскоре их продал барин г. Скуратову в Московскую губ. и их с малюткой сыном переселили с дорогой родины в село Нару-Фоминское, Верейского уезда. Отличаясь покорностью воле Божией, они терпеливо перенесли не только эту постыдную продажу, но и все тягости крепостной зависимости у нового владельца. Несмотря на всю свою бедность, Меркуловы старались делиться последним куском хлеба с неимущими, усердно и часто посещали храмы Божии и любили ходить на богомолье по святым местам.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Игумен Вонифатий, основатель и строитель скита Феофании, принадлежащего к Киево-Златоверхо-Михайловскому первоклассному монастырю Благодарение Господу Богу, не оскудевают у нас, на Руси, святые мужи, в них же многу славу созда Господь величием своим от века, – мужи, советующе разумом своим, провещавший во пророчествах. Телеса их в мире погребена быта, а имена их живут в роды. Премудрость их победят людие, и похвалу их исповесть Церковь . ( Сир.44:168:13–14 ). Невольно приходят на мысль эти слова премудрого сына Сирахова, когда воспоминаем о тех людях, которые хотя родились и в низкой доле, но, можно сказать, с самого появления своего на свет, исполнились особенной благодати Божией и с малолетства обнаружили в себе высоту духа, пламенеющего любовью к Богу и к ближним; а, достигши зрелого возраста, – на самом смиренном, и по суду мира ничтожном поприще, явили в себе для всех и каждого поучительные примеры богоугодной жизни и высокого подвижничества. К числу таких-то людей может быть отнесен и игумен Вонифатий, основатель скита Феофании, принадлежащего к Киево-златоверхо-михайловскому первоклассному монастырю. Почитая почившего в Бозе игумена о. Вонифатия за его примерные добродетели, я решился сказать несколько слов о его жизни и подвигах. В своей речи я буду передавать частью то, что известно было современникам его, а частью то, что я сам слышал от почившего старца, Наблюдая за его жизнью около 15 лет, я записывал в свое время его слова и действия. Отец Вонифатий, в мире Дамиан, родился в 1785 году, херсонской губернии, уезда александрийского, в селе Михайловке, от православных и благочестивых родителей Феодора и Евдокии Виноградских. Феодор умер 1 в средних летах жизни; а Евдокия прожила 90 лет. Дамиан, под руководством благочестивых родителей своих, получил воспитание в правилах строго-христианских, и с самых ранних лет стал проявлять охоту к учению и любовь посещать храм Божий. На седьмом году своей жизни он упросил своих родителей начать обучение его грамоте, почему и отдан был в сельское училище, и вскоре сделал такие быстрые успехи, что на том же году уже довольно бойко читал церковные и гражданские книги. Особенным удовольствием для него было ходить в церковь , и там читать, и петь, за что, по словам его, был очень любим священником, и после каждой обедни, получал от него просфору.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

23. Св. архиепископ Серапион 160 (с 1506 по1509 г.) На место архиепископа Геннадия, заточенного в Чудовом монастыре, избран был на святительскую кафедру в Новгороде Серапион – игумен Троицкого Сергиева монастыря. Блаж. Серапион родился в княжение Uoahha III в небольшом селении Пехорка (Пехра), в расстоянии 20 верст от Москвы, от благочестивых родителей – поселян. Достигнув семилетнего возраста, отрок Серапион отдан был родителями в научение грамоте. Погрузившись весь в любовь к учению, и внимая божественному писанию, он возгорелся желанием к иноческому житию; но, когда он достиг совершенного возраста, родители принудили его вступить в супружество. Не смея прекословить родителям, кроткий Серапион повиновался им, хотя и вопреки своему желанию, и потом принял сан священства. Через год супруга его скончалась, и тогда, разрешившись от уз житейских, он беспрепятственно мог отдаться давнему влечению своего сердца и принял иноческий образ. Но, для успокоения родителей, он оставался при той же церкви Покрова Б. Матери, при которой был священником. По кончине родителей, боголюбивая душа его пожелала совершенно отрешиться от молвы житейской: раздав убогим доставшееся от родителей имение и отпустив служителей, блаж. Серапион удалился в пустынную обитель Успения Богоматери Стромынскую, что на острове речки Дубенки, которой положил начало преп. Сергий, по желанию в. к. Дмитрия Донского, после одоления татар. Братия с радостью приняла пришельца и скоро полюбила его, ради высокого его жития, так что, по смерти настоятеля, умолила его принять на себя строительство Дубенской обители, с благословения игумена Сергиевской лавры Симона, от которого тогда зависела Стромынь. Здесь преподобный столько прославился духовными подвигами и так много сделал для Дубенской пустыни, что она потом называлась пустынею Серапиона 161 . Тяготясь должностью настоятеля и жаждая безмолвия, Серапион не долго оставался строителем и переселился на общежитие в самую лавру в число ее братии. Но и здесь он не остался в покое; начальственная честь как бы преследовала повсюду смиренного инока. Вскоре после прибытия в лавру, игумен ее Симон был избран на святительскую кафедру всея Руси, а на его место умолен был неотступными просьбами братии, пустыннолюбивый Серапион, и не только мольбами братии, но побужден был и повелением нового митрополита и в. к. Иоанна восприять игуменство лавры (1493 г.), ибо так было угодно Пресвятой Троице и преподобным Сергию и Никону.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

(Биографический очерк. 1 ) Дополнение к изданию по поводу 500-летия обители) Архимандрит Мефодий (в мире Алексий) родился в 1790 году в С.-Петербурге, где родитель его, имея обер-офицерский чин, состоял на службе при дворе Императора Павла Петровича. В начале текущего столетия родитель был переведен на службу в Москву, куда перевез и семейство. О первых годах жизни Алексея ничего неизвестно; только сам он нередко говаривал, что время его детства было самое тяжелое для него. Родитель его, переехавши в Москву, овдовел, женился опять; мачеха не любила пасынка, и если он видел ласки и заботу о себе, то только доброй и благочестивой няни своей Марии, жившей у них еще при родной матери его; попечение и ласки няни были так велики, что при воспоминании о ней, будучи уже старцем, он проливал слезы. «Доброе семя посеяла она в моей душе», – говаривал он при этом. Получив невысокое образование в доме своего родителя, Алексей поступил на государственную службу в Московский сенатский вотчинный архив. Всегда исправный, кроткий, послушливый, он, состоя на службе, скоро заслужил внимание начальства и, нет сомнения, служил бы с повышениями и отличиями, но светская служба, жизнь в большом шумном городе ему не нравилась; он мечтал о пустыне, о жизни монашеской; природная ли склонность, тяжелая ли жизнь с мачехой, или влияние доброй няни расположили его к монашеству; сказать трудно, но молодой человек горел нетерпением скорее оставить Москву и удалиться в монастырь. Не пробыв и двух лет на службе, он подал начальнику прошение об увольнении. Начальник, ценя труды его, старался отклонить его намерение; много убеждал, долго не делал распоряжения об увольнении, но как просьбы делались все чаще и настойчивее, должен был, наконец, уволить. «Получив увольнение, – так рассказывал о себе впоследствии о. Мефодий, – я не бежал домой, а летел, как бы на крыльях, и только боялся, как бы опять не воротили на службу». Родитель не был против намерения сына поступить в монастырь, и потому, когда он явился к нему уволенным от службы, с миром отпустил его, благословив иконою Богоматери. Свобода дана. Но куда идти? Где найти пристанище спасения? – думал молодой, неопытный, двадцатилетний юноша. – Пойду в лавру Серия; помолюсь Преподобному; он наставит: куда идти и что делать. Пришел в лавру, помолился и стал расспрашивать тамошних старцев: в какой бы лучше поступить монастырь. Указали на монастырь Николаевский Пешношский, как общежительный, пустынный, которым управлял в то время известный не в лавре только, но, можно сказать, во всей России, известный подвижник благочестия архимандрит Макарий 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010