Итак, Иосиф и Мария нашли Его в храме. Когда Мария со скорбью спросила Его: Чадо! что Ты сделал с нами? ( Лк.2:48 ), то Он с невозмутимым спокойствием дал Ей такой ответ: или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? ( Лк.2:49 ). Да, они могли и должны были знать, где находится Дитя их, куда влекла Его природная склонность и где они могли искать Его наверное. Родители должны знать господствующую наклонность своих детей. Благо и вам, дети, если и ваши родители имеют основание искать вас в доме Божием, если они находят вас за благочестивым чтением, за тихою молитвою, за полезными занятиями. Если и вы всегда можете с таким же спокойствием отвечать: я должен быть в том, что Господа моего есть, то есть я считаю своей главной обязанностью заниматься тем, что относится к познанию Бога и Его закона, что благоугодно Ему и согласно с Его святой волей. Пусть же этот пример Иисуса в храме, Его склонность к изучению закона Божия, Его необычайная при этом внимательность, Его скромность и благопристойность в вопросах и ответах – пусть все это послужит для вас новым побуждением с большею охотою и рвением относиться к преподаваемому вам учению, какой бы науки это ни касалось, – в особенности же к учению о вере и нравственности, дабы научиться лучше исполнять обязанности к Богу и ближним и, по примеру Иисуса, возрастать в премудрости... и в любви γ Бога и человеков ( Лк.2:52 ). Аминь. 4. Послушание Пленяем всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор.10:5 ) Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу ( Кол.3:20 ) Когда Иосиф и Мария нашли отрока Иисуса в храме, говорится далее в Евангелии, Он возвратился вместе с ними в Назарет и был у них и послушании ( Лк.2:51 ). Таким образом, и там, в Назарете, Иисус продолжал показывать пример для детей и юношей. Там, в простой бедной хижине, где Он жил с родителями до тридцатилетнего возраста незаметно для мира. Он совершал такие великие добродетели, которые достойны подражания. А потому мы вправе назвать эту тихую и скромную Назаретскую хижину образцовою школой юношеских добродетелей. Туда, в эту прекраснейшую школу, пойдем и мы вслед за Спасителем, чтобы поучиться у Него, нашего Божественного Учителя, как должны мы проводить нашу молодость, наше детство. Первое и самое важное, чему Он научает нас там своим примером, – это послушание. Он был в повиновении Своим родителям, говорится в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Ксения Миласская, прп. - житие Житие преподобной матери нашей Ксении, в мире Евсевии Жил в Риме один знатный и почтенный муж, принадлежавший к сословию старших сенаторов, по вере христианин, глубоко благочестивый, имевший единственное дитя, как зеницу ока, - дочь, по имени Евсевию. Когда она достигла девического возраста, один вельможа, также из сословия сенаторов, просил родителей Евсевии отдать дочь свою за сына его. Родители Евсевии, посоветовавшись между собою, обручили ее благородному юноше, равному им почестями и богатством, и уже назначен был день, когда должен был совершиться законный брак. Девица же, исполненная любви к Богу, пожелала остаться вечною невестою нетленного Жениха, прекраснейшего по своим совершенствам всех сынов человеческих, Самого Христа Господа, и сохранить свое девство навсегда. Однако она утаила свое желание от родителей, ибо знала, что если бы они угадали ее намерение, то не захотели бы и слышать об этом. Они всячески препятствовали бы ей, и то лестью и ласками, то приказаниями, принудили бы ее к браку, тем более, что она была единственною наследницей всех их богатств; они пожелали бы утешаться ее супружеством и детьми ее. Блаженная Евсевия имела двух верных ей рабынь, которые с детства выросли с нею и служили ей со всем усердием и преданностью. Уединившись с ними, она сказала: - Я хочу открыть вам одну тайну, но предварительно заклинаю вас Господом Богом, чтобы вы никому не говорили о том, что услышите от меня: я хочу поведать вам сокровенную мысль и желание моего сердца. Смотрите же, чтобы никто из смертных не узнал моей тайны; еще лучше, если и вы сами согласитесь со мною. Тогда и вы спасете свои души, и моему недостоинству поможете. Рабыни ответили ей: - Все, что повелишь нам, госпожа наша, мы исполним, тем более что и нашим душам будет польза от твоего замысла. Мы готовы скорее умереть за тебя, чем сказать кому-либо о том, что ты имеешь открыть нам.

http://pravicon.com/info-2743

Меня радует, что Вы проявляете милосердие к бедным, но я бы еще больше радовался, если бы Вы проявляли его за счет своего имущества, а не за счет чужого. Ни в коем случае я не хотел бы Вас видеть по одну сторону с Иудой. Знаете притчу, как Иуда хотел показаться милостивее Христа? Прочтите двенадцатую главу Евангелия от Иоанна. Там говорится о том, как одна женщина пришла ко Христу, взяв фунт нардового чистого драгоценного масла, и помазала ноги Иисуса. Иуда, который вскоре предал своего Учителя за сребреники, рассердился и воскликнул: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? На это благий Господь, Который пришел жизнь Свою положить за нищих, ответил: нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда Послушайте же, что я Вам скажу: если бы мы всегда имели с собой Христа, не было бы среди нас нищих. Те, кто имеет с собой Христа, жертвуют Церкви все то, что вы называете “роскошью”. Они подают и бедным. Любовь ко Христу вдохновляет их на две жертвы – на жертву своей церкви и на жертву своим бедным братьям. А те, кто не имеет Христа, не имеют и нищих. Они хотели бы взять у Церкви и отдать нищим только затем, чтобы не давать свое и чтобы нищие не досаждали им. Вот истинная причина подобных мыслей, носящая маску добродетели. Письмо 176 И., о необъяснимом страдании Вы жалуетесь на горькую судьбу своей племянницы. Пишете, что ее страдания необъяснимы для Вас. Ее муж, чиновник, заразился постыдной болезнью и умер в больнице для душевнобольных. Она заразилась от своего мужа и теперь тоже попала в сумасшедший дом. Вы, зная ее как благородную и благочестивую женщину, удивляетесь, как всеведущий Господь мог попустить такой брак и вообще такие жестокие страдания невинному существу? Если Ваша родственница действительно благочестива и добра, тогда, конечно, она страдает безвинно. Тогда, возможно, следует искать причину в грехе ее родителей, ибо сказал Всевышний, что прощает вину и преступление и грех, но не оставляет без наказания, наказывает вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода (ср.: Исх. 34, 7). Вы на это ответите так, как обычно говорят: “Но почему же дети страдают за грехи родителей?”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1869...

Наличие в квартире телевизора может нанести бедствие христианской семье, и прежде всего детям. Надо уберечь их от вредных для души фильмов и также соблазна постоянно развлекаться (не говоря уже о возможности вреда телевизора для здоровья и для глаз). Как и во всех сторонах жизни семьи, и в отношении развлечений родители прежде всего сами должны давать детям пример такой сосредоточенной жизни, жизни, посвященной самоотверженному служению ближним, жизни в страхе Божием, в Боге и с Богом. И если нельзя в полной мере устранить детей от соблазнов мира, если нельзя наглухо запереть для них двери, уводящие вдаль от чистой, тихой радости духовной жизни, то пусть боятся родители сами толкать детей на развлечения мира, вспоминая слова Господа: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» ( Мф.18:7 ). Основы жизни христианина Теснота пути Входите тесными вратами Мф.7:13 «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти и не возмогут» ( Лк.13:24 ). Этими словами Господь предупреждает нас, что для достижения Царствия Небесного недостаточно одного желания, которое будут иметь многие, но необходимо обладать также навыком – уменьем идти в жизни тесным путем. В чем теснота этого пути? Из воистину спасающихся христиан, идущих тесным путем, можно выделить две характерные категории, которые можно противопоставить и между которыми будут находиться все остальные христиане. К одной из них принадлежат те христиане, которые сами, добровольно, выбирают тесный путь духовного подвига – усиленной молитвы и воздержания, произвольной нищеты, самоотверженного служения ближним. Старец Киево-Печерской Лавры, иеросхимонах Парфений однажды обратился к Киевскому митрополиту Филарету с вопросом, который его тревожил: как он спасется, если не испытал ни от кого гонений, хотя Спаситель сказал: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» ( Ин.15:20 ). То же подтверждали и Апостолы: все желающие жить благочестиво во Христе будут гонимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Но, очевидно, главною целью установления супружества было чадородие, облегчаемое утешениями семейной жизни. Так понимает это и Православная Церковь . В молитвах при совершении таинства брака, призывая благословение Божие на мирное и благочестивое сожитие супругов, она главным образом молит о даровании им потомства, как Аврааму и Сарре, Исааку и Ревекке, Иакову и всем патриархам. Этому отвечает и естественное желание неиспорченных супругов иметь детей. Мы знаем из Библии, как горячо желали иметь их праведные супруги и молились о даровании их, как Анна, мать пророка Самуила, родители Св. Иоанна Предтечи и самой Матери Божией, и как Господь по молитвам их снимал с них поношение безчадства, которое народом еврейским признаваемо было за знамение гнева Божия. Особое промышление Божие об избранных семействах мы видим в охранении потомства Авраама и Давида, от которых должен был произойти Искупитель мира, как это изображено в родословии Иисуса Христа у Евангелистов Матфея и Луки. То же попечение Божие о продолжении рода человеческого доказывает и любовь к детям, вложенная Богом в сердца родителей. Указанием на эту любовь Сам Бог объясняет любовь Свою к нам и попечение о спасении нашем. Так говорит Бог чрез пророка Исаию: „Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла (что очевидно признается противоестественным): то Я не забуду тебя“ ( Ис. 49, 15 ). О любви матерей, выносящих муки рождения, говорит Иисус Христос: „жена, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, не помните скорби от радости, потому что родился человек в мир“ ( Иоан. 16, 21 ), и о любви отцов: „есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? Или, когда попросит рыбы, подал бы ему змею?“ ( Матф. 7, 9–11 ). Весьма утешительное изображение благословенного Богом семейства мы находим у Псалмопевца: „ты будешь есть от трудов рук твоих; блажен ты и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви вокруг трапезы твоей. Увидишь сыновей у сыновей твоих! Так благословится человек, боящийся Господа“ ( Пс. 127 ). И все это оправдывается опытами жизни. Посмотрите на добрых родителей. Мать без ропота проводит бессонные ночи и ухаживает за детьми; отец неустанно трудится для их прокормления и воспитания; оба болеют о них, когда они в чем – либо несчастны; оба утешаются пробуждением разума и ласками их в детстве, а при возрасте успехами их в жизни и задатками дарований и добродетелей для возвышения их рода; оба, наконец, надеются в старости найти в них для себя опору, а по смерти своей молитвенников за них пред Богом. Нам довелось слышать от одного разумного и благочестивого отца семейства: „нет выше радости на земле, как радость о добрых детях“.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Новозаветные события открывают новую страницу в истории святилища. Сюда родители Пресвятой Девы Марии привели девочку, когда ей исполнилось 3 года: свершилось Введение во Храм Пресвятой Богородицы. Сюда, на сороковой день после Рождества Христова, Мария и Иосиф принесли Младенца, чтобы по обычаю «представить Его пред Господа», – и состоялось Сретение: Симеон Богоприимец, муж праведный и благочестивый, по внушению Духа Святого взял Его на руки и благословил. В большом изумлении были священники и тогда, когда в дни празднования Пасхи в Храм впервые вошел 12-летний отрок Иисус. Когда родители, после долгих поисков, нашли его в Храме, он сидел посреди книжников и мудрецов, слушал их, задавал вопросы, «и все слушавшие дивились разуму и ответам Его». Крестная смерть и Воскресение Спасителя положили конец эпохе Ветхого Завета и открыли Новый. Покидая Храм в последний раз, Христос предсказал его гибель. «И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал: придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено» ( Лк. 21:5–6 ). Пророчество сбылось, когда Иерусалим в ходе Иудейской войны был взят штурмом в 70 г., и Храм, ставший для осажденных последней цитаделью, был предан огню и разрушению. ...Тит не хотел гибели святыни. Как он сам сказал позже в обращении к побежденным иудеям, «приблизившись к храму, я по собственной воле забыл законы войны; я призывал вас пощадить ваши собственные святыни и для самих себя спасти храм. Я даровал вам свободный выход из города и поручился в сохранности вашей жизни. Но вы пренебрегли всеми этими предложениями и собственными вашими руками сожгли храм» (Иосиф Флавий. Иудейская война. М., 1993. С. 375). Так закончилась история иудейского святилища. В последний раз восстановить его предпринял попытку Юлиан Отступник, внучатый племянник равноапостольного Константина Великого , задавшийся безумной идеей обратить вспять колесо истории, вернуть мир от христианства к язычеству. Стремясь принизить христианское значение Иерусалима, он велел в 361 г. приступить к восстановлению разрушенного когда-то Титом Иудейского храма. Но как только строители коснулись фундамента древнего храма, из подземелий вырвались столпы пламени, и префект приказал остановить строительство. Купол-над-Скалой

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

— Отец Флавиан! Я не была замужем, и у меня нет детей, — Виктория Самуиловна обратила на батюшку внимательный взгляд своих ясных голубых глаз, — но если бы они были, они бы тоже понесли на себе последствия родовых грехов? — Понесли бы, в том случае, если бы родились до вашего крещения и воцерковления. Собственным обращением ко Христу и присоединением к Его Святой Церкви вы пресекли на себе преемственность передачи греховного «наследства» своих предков и, в случае рождения вами детей, стали бы родоначальником новой династии освящённых благодатью Святого Духа христиан. — Отче! — не удержался я, — а если уже крещёный в детстве человек, но, подобно мне, полжизни провалявшийся в грехах, начнёт жить с Богом и рожать детей, его дети унаследуют ли родительские страсти? — Лёша! Вспомни, что Покаяние называют — вторым Крещением! Господь говорит в Писании через пророка Исайю: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли». Вот видишь — покаяние и изменение жизни в сторону добродетели преображает всё существо человека, подобно Таинству Крещения, и дети, рождённые в «убелённом» состоянии души, соответственно понесут в себе благословение Божье. Те же дети, кому довелось родиться от родителей-грешников, в своём духовном развитии начинают как бы с заниженной «стартовой позиции» по сравнению с детьми родителей благочестивых. Однако, своим личным подвигом они могут не только догнать и опередить других детей в духовном росте, но и достигнуть высот святости, чему немало примеров в Житиях Святых. Особенно, если их родители, обретя веру, начнут поддерживать своих детей усиленной родительской молитвой, которая, как принято говорить у православных, «и со дна морского поднимает».

http://azbyka.ru/fiction/flavian-zhizn-p...

По своей свободной воле Адам вкусил запрещенного плода и впал в грех еще до рождения им детей, так что когда он родил детей, он передал им не безгрешное естество, которое было у него первоначально, но греховное, которое он получил с момента грехопадения. Итак, источник бытия сделался зараженным в самом своем начале, корень человеческого естества сделался отравленным ранее, чем хоть одна ветвь или почка произросла от него. Таким образом, когда от Адама произошли дети, то они были подобием его. – «Я в беззаконии зачат и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Это подтверждается и опытом. Мы видим, что дурной характер и наклонности проявляются в детях самопроизвольно, когда они еще не подвергались никакому соблазну и не видели никакого дурного примера. Дети даже благочестивых родителей, видевшие от них только добрые примеры, проявляют те же действия греха, как и дети нечестивых родителей. Следовательно, здесь действует зло сокрытое в самом существе человека, которое проникло в него вместе с семенем его бытия, когда он находился в бессознательном состоянии. Это учение о передаче греховного естества чрез естественное рождение и есть то, что называется в догматических системах учением о первородном грехе. Это вполне подтверждается и Св. Писанием. «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть; так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Однако же, смерть царствовала от Адама до Моисея и над не согрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» ( Рим.5:12, 14, 19 ). Наконец, Бог во исполнение Своего обетования послал избавление людям. Он явил любовь к людям превосходящую всякое разумение: «Слово плоть бысть и вселися в ны» ( Ин.1:14 ). По исполнении времен, Единородный Сын Божий был зачат и рожден, не естественным образом, но чудесно, не в грехе, как рождаются все прочие люди, но безгрешным. Родился Единый, о Котором нельзя было сказать, что Он «в беззакониях зачат и во грехе родила Его, Его Мать».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Подтверждение этого учения св. ап. Павла о первородном грехе и о его распространении на весь род человеческий, не исключая, конечно, и младенцев, мы видим и в словах праведного Иова: «Кто родится чистым от нечистого? ни один». ( Иов. 14:4 ) 6 . Этими словами Иов показывает, что человек рождается с какой-то нечистотой, которую он (Иов) в 1 стихе этой же главы считает причиной бедствий, постигающих человека в настоящей жизни, а в 3 стихе считает это нечистоту преступлением, за которое человек подвергается Божию суду: «Человек, рожденный женою, пресыщен печалями. И на него Ты отверзаешь очи Твои и меня ведешь на суд с Тобою» ( Иов.14:1,3 ). Разуметь под этой нечистотой нечистоту телесную (увечье, раны, проказу и пр.) нельзя, ибо такая нечистота сама по себе не может сделать человека виновным пред Богом, человек может быть виновным пред Богом только лишь за нечистоту нравственную, т. е. за грех . Но только что рожденный не может грешить, – следовательно, под этой нечистотой нужно разуметь ту греховность человеческой природы, которую каждый новорожденный младенец наследует чрез естественное рождение от своих родителей, в свою очередь зараженных этим же прародительским грехом. Не ясно ли здесь проводится мысль, что все мы, как справедливо замечает св. ап. Павел, является на свете уже «по природе чадами гнева» Божия ( Еф.2:3 )? А св. пророк и царь Давид говорит, что человек с грехом даже зачинается и рождается: «я в беззаконии зачать, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Ясно, что беззаконие и грех был в младенце Давиде уже при самом зачатии и рождении его. Что же это за беззаконие, в котором св. царь Давид был зачат, – и что это за грех, с которым и в котором родила его мать его? Это не есть беззаконие и грех самого Давида, ибо он, находясь еще в утробе своей матери, не был в состоянии грешить. Это не есть беззаконие и грех и родителей Давида, ибо они по жизни своей были праведны и благочестивы и при том находились друг с другом в законном супружестве. Очевидно, что беззаконие и грех, о котором говорит царь Давид, есть грех первородный, который чрез естественное рождение переходит от Адама и Евы на всех их потомков; очевидно, это тот грех, о котором св. ап. Павел говорит: «непослушанием одного человека сделались многие грешными» ( Рим.5:19 ) 7 . Если же мы даже и зачинаем, и рождаемся со грехом, то значит т младенцы таки не безгрешны или точнее – несвободны от первородного греха, – значит, и младенцы нуждаются в очистительном средстве, а это средство и есть таинство св. крещения 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-neobho...

Предлагается и еще один замечательный пример терпения: «Вы слышали о терпении Иова...» Апостол уверен, что ты, как церковный человек, читал библейскую книгу «Иов», и теперь самое время ее вспомнить. Сам Бог ставил Иова в пример благочестивой жизни, и говорил, что «нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» ( Иов. 1:23 ). Казалось бы, теперь ему – зеленый свет на каждом перекрестке. Но Сам же Бог попустил, что Иова вскоре постигло то, что редко постигает даже величайших грешников: утрата всех детей, всего имущества, и, наконец, жестокая болезнь. Он был поражен«проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел» ( Иов. 2:7–8 ). То, что с ним произошло, вот уж действительно было, по человеческим понятиям, несправедливо и незаслуженно. Но христианин должен знать, что в Божьем мире далеко не все укладывается в наши любимые схемы: «не грешу? – вот у меня все и ладится. Согрешил? – ну так вот тебе, получи!» Вот и евангелист Иоанн Богослов рассказывает об одном слепорожденном, о котором спросили Господа Иисуса: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин. 9:2–3 ). Так что ко всему надо быть готовым. Иов не отступил от Бога, не обиделся; он всеми силами пробивался к Нему, чтобы получить ответ. Тяжко было его испытание, но мы, действительно, видели счастливый «конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен». Пришедшие друзья только раздражали Иова своими человеческими словами и соображениями, которые, как потом выяснилось, и Богу не были угодны. Ну а тебя обступили пресвитеры церкви. И они принесли Божественное слово, которое ты должен выслушать со вниманием и благоговением, и принять, как, может быть, горькое, но необходимое лекарство. И вот далее ты слышишь: «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою...»

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010