И если оказывается возможным такое явление, что сыны православной церкви как бы во имя религиозной ревности начинают предпочитать латинство, то это лишь свидетельствует о том внутреннем отчуждении от духа нашей церкви, которым страдает наше общество. Все те укоры, которыми Соловьев осыпает нашу церковь и наше вероисповедание, имеют приложение не к церкви; а к религиозной жизни общества. Поэтому, чтобы не быть виновным в других подобных отступничествах неразумных ревнителей веры, наше общество должно поглубже и посерьезнее соединиться с внутренней жизнью нашей церкви, читать свящ. писание, читать жития святых и творения отцов церкви, каковы, напр., Иоанн Златоуст или Тихон Задонский , должно принимать участие в церковной службе, в благотворительных и просветительных обществах, находящихся под управлением церковной власти, и таким образом, являя собою пример православно-христианского уклада жизни, не только сделать невозможным отступничество хороших людей, но и привлечь к свету истины заблуждающихся западных братий. Это будет настоящий наш поворот к историческим преданиям нашей страны, который теперь начался и по своей новости допускает такие уродливые крайние уклонения, как книга Соловьева. Подобные уклонения и предвидел его друг и литературный руководитель Достоевский, который в своем «Великом Инквизиторе» охарактеризовал папизм именно как учение привлекательное по своей мирской силе, но утратившее дух христианского богообщения и презрения к мировому злу. Предсказав в точности появление нынешнего латинофильского направления, он однако показал нам и «лучшее упование» в раскрытии своим же романом («Братья Карамазовы») положительной задачи деятельности православных, которая должна начаться с подвига личной добродетели, с распятия в себе ветхого человека и внутреннего соединения с новой благодатной жизнью церкви. Дух Божий и дух мира сего пред тобою, русский человек. Господь снова говорит тебе языком твоей истории, как некогда евреям; «жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему, ибо в этом жизнь твоя» ( Втор. ХХХ, 19 – 20 ). Две крайности: паписты и толстовцы. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ибо только милостивые помилованы будут. Аминь. 1962 И будете сынами Всевышнего. О любви к врагам Кто из нас не желает, чтобы к нам относились дружелюбно и сами враги наши, чтобы и они не только не вредили нам, но и делали добро? Так же точно должны и мы поступать по отношению к врагам, зная, что и они от нас желают и требуют только добра, и наше мирное, доброжелательное поведение по отношению к ним послужит первым вернейшим шагом к примирению с ними. Деятельность по отношению к врагам, дружелюбная, миротворная, есть наилучшее средство к тому, чтобы обуздать, притупить, обезоружить вражду самую ожесточенную, погасить всякую ненависть. Никому не воздавайте злом за зло, – говорит святой апостол Павел, – но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми... Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его; ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья ( Рим. 12:17–18,20 ). Наша любовь и благотворительность к врагам будет для них такой же тяжкой пыткой, как пытка горящими угольями, и погасит в сердцах их вражду и ненависть к нам. Первые же проявления нашей любви и благожелательности к врагам смягчат их ненависть и раздражение и поставят их в мирные отношения к нам. А если мы станем выказывать и любовь, и благожелательность к ним настойчиво и постоянно, то и они, со своей стороны, не замедлят ответить нам такими же чувствами. Только нравственные уроды могут упорствовать во вражде и ненависти к тем, кто стремится к примирению, и отвечать на любовь враждой. Но это настроение души нравственно болезненное, ненормальное, противоестественное, несвойственное людям нравственно здоровым, хотя порой оно и проявляется. По большей части люди склонны к миролюбию, а потому, замечая мирное и дружественное расположение, они начинают мало-помалу успокаиваться, изгонять из своей души враждебные чувства и платить прежним своим врагам за добро добром, за дружбу дружбой. Если для язычников пределом нравственной высоты являлось любить друзей своих, то для христиан указан высший путь нравственного совершенства: любить врагов, потому что и Сам Бог благ и к неблагодарным и злым ( Лк. 6:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blizhe...

К несчастью, подобного рода случаев немало. Дети бегут из родительских домов, где-то скитаются по задворкам, а там — наркомания, алкоголизм, жестокости. К сожалению, в нашей жизни все это присутствует до сих пор. И прекрасно, когда находятся добросердечные люди, способные на вот такое конкретное милосердие. — Среди Ваших знакомых — высокопоставленных деятелей, много таких, как П.П. Бородин, — способных проявить «конкретное милосердие»? — Есть такие. Сегодня, к примеру, я принимал пятнадцать женщин — жен послов самых разных стран, которые аккредитованы и работают в Российской Федерации. Они организовали Международный женский клуб и занимаются благотворительной деятельностью. Главная их забота, как они мне сказали — дети, семейные детские дома, а также пожилые люди, одинокие пенсионеры. И вот жены дипломатов — прекрасные женщины! — идут к сирым и обездоленным, не чураются запущенности, грязи, даже, случается, неприятия и непонимания. Но это очень сильные, мужественные женщины, их ничем не собьешь с избранного пути. Помогают, спасают… А сами — из Филиппин, Гватемалы, Индии… Одна женщина — посол Эквадора и тоже участница этого клуба жен. Ничего, улыбается — ей по душе такое занятие, хотя дел, наверное, и без того хватает. — Удивительные женщины! — После общения с такими людьми душа расцветает… Женщины рассказали мне о своей работе, а я заметил, что ведь и мы занимаемся тем же. Потому что ведь это и Церкви забота — социально незащищенные дети и старики. Программа социального служения ближним ясно начертана в Евангелии в известном рассказе о Страшном Суде: Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 35-36). Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Правда, в советские времена наша Русская Православная Церковь была насильственно отторгнута от участия в решении социальных проблем — сиротами, например, занималось исключительно государство.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-a...

Когда же возвратился господин, раб этот оказал ему: «Господин, я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. И убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле: вот тебе твое!» ( Мф. 25:18, 24–25 .) Рассмотрим этот мрачный образ ленивого раба: не найдем ли в нем свойств, вечно живущих в человечестве, не найдем ли их и в наших воззрениях, в жизни и деятельности? Прежде всего остановлю ваше внимание на одной подробности. Не кажется ли вам несколько странным и, по-видимому, несвойственным всему духу евангелия то обстоятельство, что в притче худшим, неблагодарным и ленивым представлен именно тот, кто получил меньше всех? Иисус Христос ведь так любил всех бедных и обездоленных и, наоборот, так часто и грозно обличал богатых и сильных ( Лк. 6:21–24 ): здесь же Он как бы говорит в несвойственном Ему духе похвалы многоимущим. Не следовало ли ожидать, что Спаситель выставит неверным, ленивым и бессовестно расточающим полученное богатство того именно раба, который получил пять талантов, данную же ему безграничную похвалу отнесет к представителю бедных, которому, как награду за труд и верность, передаст таланты многоимущего? Словом, не лучше ли было бы совершенно изменить притчу? Отчего же Спаситель поступил иначе? Оттого, что Он говорит правду всем одинаково; оттого, что дух возмущения и озлобленной зависти, свойственной малоимущим так же противен Богу, как и дух презрения и гордости у многоимущих. Пред нами в притче один из таких именно малоимущих... Но обратите внимание: ведь он все же получил, и получил в сущности не мало, потому что талант – это и по современному счету, тем более по тогдашнему, сумма серебра довольно большая. Но раб смотрит не на то, сколько ему дано, а сколько получили другие: озлобленная зависть слепить ему очи, и он ведет себя с такою вызывающею грубостью и возмутительною дерзостью, как будто бы он не получил совсем ничего, как будто бы у него взяли ему принадлежащее. Иначе нельзя понять, почему господин кажется ему несправедливым и жестоким, жнущим, где не сеял ( Мф. 25:25 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Когда у апостолов появилась нужда в помощниках и они рукоположили семерых диаконов, первым из них стал святой архидиакон Стефан. Исполненный веры и силы, он совершал великие чудеса и знамения в народе. Некоторые неверные иудеи вступили в спор со Стефаном, но не могли противостоять мудрости и духу, Которым он говорил. Тогда они оклеветали Стефана и привели его на суд. Там он сперва много убеждал их, а потом обличил: “Жестоковыйные! Вы всегда противитеся Духу Святому!” Они же рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами. А Стефан, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: “Вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога”. Но они, закричавши громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведши за город, стали побивать камнями Стефана, который молился и говорил: “Господи Иисусе! Прими дух мой”. И, преклонив колена, воскликнул громким голосом: “Господи! Не вмени им греха сего”. И, сказав это, почил. Св. муч. Татиана Память ее празднуется 12/25 января Святая мученица Татиана (III век) родилась в знатной римской семье. Чтобы показать высокое положение ее родителей, достаточно сказать, что ее отец был трижды консулом. Он был втайне христианином, воспитал свою дочь в благочестии и научил ее Священному Писанию. Ей предстояла обычная участь богатой и знатной невесты – блестящий брак и жизнь среди всяких удовольствий, но душа ее требовала иного. Она отказалась от замужества и от всяких увеселений, от блеска родного дома и многочисленных приемов. Все свои силы отдала церкви. Она вела жизнь подвижническую, много молилась и постилась и за эти выдающиеся добродетели была поставлена диакониссой, то есть женщиной, имевшей назначением служить больным и бедным, одним словом, помогать церкви в ее благотворительной деятельности. Праведность свою Татиане предстояло увенчать венцом мученичества. Святая Татиана была схвачена. Ее привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу, но, по молитвам святой, часть храма обрушилась, а статую идола разнесло на куски.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Надежда Киценко Скачать epub pdf Глава 3. Апостольство, благотворительность и путь к святости Как считал о. Иоанн, идеальный священник помимо выполнения своих прямых обязанностей, связанных с литургией, должен давать наставления прихожанам, а также заниматься благотворительностью и помогать бедным. Деятельная любовь являлась лишь одним аспектом священнической общественной деятельности. Не менее важна была и апостольская миссия – наставления паствы, – понимаемая в самом широком смысле: это и просвещение, и проповеди , и попытка устранить несправедливости и язвы общества. О. Иоанн был преисполнен решимости переустроить окружавшую его действительность в соответствии с православным идеалом, и его ранние проповеди предвосхищают те политические убеждения, к которым он пришел в последние десять лет своей жизни. Осознание несоответствия своего социального статуса тому положению, которое он как священник должен был бы занимать, делало его критику еще более острой. Несколько буквальный подход к Писанию, отличавший аскетизм о. Иоанна, распространился и на его трактовку общественного устройства. Его представление об идеальном миропорядке выражалось не в идеализиции императорской России, а в попытке соотнести страну с собственным идеалом христианского общества. Возлюбить ближнего так же, как Господь возлюбил нас, – основа мировоззрения пастыря. Батюшка буквально воспринял наиболее бескомпромиссные строки Евангелия. Например, «и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» ( Матф. 5:40 ). Или: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Матф. 19:21 ). Он полностью проникся духом альтруизма, пронизывающего евангельский текст. В 1861 г. о. Иоанн так описывал в дневнике апостольскую эпоху: «Ни един же от них глаг. что свое быти, но бяху им вся обща. Вот характер христианской жизни! Единение во всем! Вот слова, которые служат для душ наших во тьме страстей любостяжания, сребролюбия, необобщенности, скупости!» 232

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Наконец, напомним еще об одном виде общественной деятельности, также весьма приличном для женщины. Это – лечение и уход за больными. Женщина-врач для лиц своего пола, женщина-акушерка, женщина-сиделка у одра больных – все это такого рода деятельность, которая наиболее свойственна женщине, а в некоторых случаях исключительно ей принадлежащая. Этих трудов служения обществу для женщины было бы весьма довольно. Такого рода служение обществу доставит ей истинную славу и послужит наилучшим ее украшением. Напрасно женщина стала бы искать себе больших прав, чем какие ей дарованы. Не в том ее счастье, чего она теперь добивается. Ее благо, ее честь – быть под охраной мужа и в то же время быть его охраной; ее счастье – быть сокровищем для своего мужа и в то же время быть хранительницей его сокровища. Она должна быть царицей дома, когда муж оставляет дом, и признавать его господство, когда он возвращается в дом; их счастье – в единении, в верности друг другу; их счастье – в разделении труда: муж – вне дома, жена – в доме; муж – в народе, жена – среди семьи; у мужа – разного рода орудия, у жены – домашняя обстановка; у мужа – отцовская строгость, у жены – материнская нежность. Довольно для каждого своего дела и своих способностей! А для незамужней женщины наиболее ей свойственной и приличной деятельностью может служить: среди семьи – помощь родителям по домохозяйству, обучению и воспитанию младших членов семьи, а вне дома – разные виды учительства и благотворительности. Вот идеал истинно образованной женщины; вот предмет для удовлетворения ее любознательности; вот права и обязанности, могущие сделать ее деятельность богоугодной, для людей вожделенной, для нее самой отрадной и достославной! О Промысле Божием. Беседа в Неделю о слепом Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. ( Ин.9:3 ). Однажды Господь Иисус Христос , проходя, увидел человека слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Господь ответил им: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии ( Ин. 9:2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Не будучи в состоянии обвинить Апостола в чем-либо явно-предосудительном, они усиливались придать какое-то необычайно важное значение в глазах Коринфян тому например, что Апостол несколько раз изменял свой план относительно посещения Коринфа (2 Кор 1:16; [ 116 ] 1 Кор 16:3, [ 117 ] 6–7 [ 118 ]). Из этого они, по-видимому хотели сделать вывод, что настроение Апостола непостоянное, изменчивое, а потому и к самому учению его, как человека легкомысленного и несерьезного, нельзя питать доверия. Смирение Павла и его необычайную скромность и бескорыстие, проявленные во время пребывания в Коринфе, они пытались истолковать, как признаки его слабости, малодушия. «В посланиях он строг и силен», говорили они, «а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» (2 Кор 10:10). Это не могло не обеспокоить Апостола, ибо набрасывало тень не только на него лично, но и на проповедуемое им учение, почему он считал необходимым разъяснить Коринфянам всю неосновательность распускаемых о нем слухов. Упомянул Тит и о том, что не все Коринфяне образумились, что некоторые, глубоко закосневшие в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, не думают исправляться (2 Кор 12:20–21 [ 119 ]). Надлежало их с особой силой побудить к покаянию, дабы, как выражается святой Апостол во 2 послании «в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» (13:10). Кроме того Апостолу хотелось расположить Коринфян к щедрым жертвам палестинским христианам, дабы не постыдиться за них перед Македонянами, ибо Апостол, по его словам, заранее похвалился их благотворительностью (2 Кор 9:4 [ 120 ]). Все эти побуждения и послужили поводом к написанию второго послания к Коринфянам. Содержание и состав Послания Второе послание к Коринфянам содержит в себе всего 13 глав и по содержанию распадается на следующие отделы, или части: 1) Вступление, которое вместе с надписанием содержит обычные приветствия и благожелания — 1:1–11; 2) Часть теоретическая , где святой Апостол излагает причины, по которым не мог прибыть в Коринф (1:12–2:11), потом рассуждает о высоте проповедуемого им учения (2:12–7:1) и, наконец, возвращаясь к прежней речи, выражает радость, доставленную ему возвращением Тита и всем, что видел и встретил он в Коринфе (7:2–16); 3)  практическая часть посвящена рассуждениям о сборе милостыни для иерусалимских братий — главы 8-ая и 9-ая; 4)  защитительная часть посвящена защите Апостолом своей проповеднической деятельности и своего высокого апостольского достоинства — гл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=737...

Но часто под влиянием чувства самосохранения, ложно направленного, мы выходим из пределов справедливости и, заботясь о себе преувеличенно, впадаем в самолюбие, а потому попираем права ближнего и ради собственных выгод наносим ущерб его счастью. Естественно, обиженный ближний старается оградить свое право и дать отпор нашим несправедливым притязаниям. И этот отпор по большей части не ограничивается только делами самозащиты, но принимает более обостренный характер, потому что, оскорбленный и раздраженный нашей несправедливостью, ближний наш старается и сам навредить нам — и так разгорается вражда. И часто вражда эта, постоянно усиливаясь, заканчивается самыми гибельными последствиями. Как уничтожить это зло и восстановить добрые отношения с людьми, враждующими с нами? Средство к этому Господь указывает в том же чувстве самосохранения, злоупотребление которым так губительно влияет на судьбы людей.  Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними , — говорит Господь, внушая нам любовь к ближним, даже и ко врагам. Кто из нас не желает, чтобы к нам относились дружелюбно и сами враги наши, чтобы и они не только не вредили нам, но и делали добро? Так же точно должны и мы поступать по отношению к врагам, зная, что и они от нас желают и требуют только добра и наше мирное, доброжелательное поведение по отношению к ним послужит первым вернейшим шагом к примирению с ними. Деятельность по отношению к врагам дружелюбная, миротворная есть наилучшее средство к тому, чтобы обуздать, притупить, обезоружить вражду самую ожесточенную, погасить всякую ненависть.  Никому не воздавайте злом за зло , — говорит святой апостол Павел, —  но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми… Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья  ( Рим.12:17-18, 20 ). Наша любовь и благотворительность к врагам будет для них такой же тяжкой пыткой, как пытка горящими угольями, и погасит в сердцах их вражду и ненависть к нам. Первые же проявления нашей любви и благожелательности к врагам смягчат их ненависть и раздражение и поставят их в мирные отношения к нам. А если мы станем выказывать и любовь, и благожелательность к ним настойчиво и постоянно, то и они, со своей стороны, не замедлят ответить нам такими же чувствами.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-vosk...

Однако Церковью называется и видимое общество (организация) людей, имеющее единство веры, принципов духовной жизни, таинств, управления и епископского возглавления. Членами ее являются все принявшие видимое крещение, которыми могут оказаться и скрытые враги Церкви, и канонически не исключенные из нее. Поэтому любая Поместная, видимая церковь всегда лишь отчасти соответствует Своему Первообразу. Но пока видимая Церковь хранит неповрежденным догматическое и нравственное учение, каноническое устройство и ревность своих членов к жизни по Евангелию, в ней и при наличии естественных человеческих недостатков, пребывает, как душа в теле, Святой Дух Пятидесятницы, и она продолжает процесс рождения, становления и спасения христианина. Понимание этого имеет большое значение в рассмотрении социальной деятельности Церкви. Степень ее спасительности полностью проистекает из понимания двух основополагающих истин христианской жизни: наибольшей и второй, подобной ей, заповеди о любви ( Мф. 22, 37–39 ). Однако Христианское понимание любви далеко не всегда совпадает с общепринятым. По христианским критериям не любое внешне доброе дело является свидетельством любви, оказывается добром. То есть сама по себе благотворительная и другая социальная деятельность может и не быть выражением христианской любви. Иначе сказать, не все то, что по мирским стандартам есть добро, является добром с христианской точки зрения. Что же может не позволить внешне доброму делу быть истинным добром? Господь смотрит на сердце человека ( 1Цар. 16, 7 ), а не на его дела. Спаситель осуждает тех, которые дела свои делают с тем, чтобы видели их люди ( Мф. 23, 5 ) и произносит в их адрес гневные слова: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников ( Мф. 23, 29 ); горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять ( Лк. 11, 42 ). Главнейшим свойством христианской любви святые отцы называют смирение, которое является основанием и ее чистой жертвенности, и действительного ее бескорыстия. По открытому отцами духовному закону, вообще не может быть ни одной истинной добродетели там, где нет смирения. И это, прежде всего, относится к вершине добродетелей – любви. «Если высшая из добродетелей, любовь, – пишет свт. Тихон Воронежский, – по слову апостола, долготерпит, не завидует, не превозносится, не раздражается, николиже отпадает, то это потому, что ее поддерживает и ей споспешествует смирение» 205 . Потому сподвижник прп. Варсануфия Великого прп. Иоанн Пророк говорил: «Истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и вменяется ни во что» 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010