Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Крутицкий Ювеналий возглавил работу IV подмосковного форума «Православие и медицина» 13.11.2015 12 ноября 2015 года в Коломенской духовной семинарии состоялся VI подмосковный форум «Православие и медицина». Организаторами форума выступили министерство здравоохранения Московской области и епархиальный отдел по взаимодействию с медицинскими учреждениями. В работе конференции приняли участие сотрудники сферы здравоохранения из муниципальных образований Подмосковья, благочинные и члены медицинского епархиального отдела, участники приходских волонтерских объединений, представители сестричеств Московской областной епархии, студенты и преподаватели Коломенской семинарии, а также среднеспециальных медицинских учебных заведений Московской области. Программу форума составили пленарное заседание и две секции: «Сострадание и милосердие» и «Здоровая семья — здоровое общество». Со вступительным словом к участникам пленарного заседания обратился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) : «Сегодня мы вновь собрались, чтобы обсудить пути взаимодействия и сотрудничества медицинских работников и духовенства. На этот раз мы проводим этот форум в стенах Коломенской духовной семинарии, где получают образование будущие священнослужители, которые будут в дальнейшем осуществлять свою пастырскую деятельность в Подмосковье. Кстати, во время обучения они участвуют в епархиальных социально-благотворительных программах, помогают в медицинских учреждениях, приобретая тем самым опыт на этих направлениях церковного служения. И врач, и священник призваны помогать людям, облегчать человеческое страдание. Поэтому они хорошо понимают друг друга и отчетливо видят, где между ними возможно деятельное и взаимополезное соработничество. Говоря о сотворении человека, святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Тело и душа созданы вместе». Эта мысль святого указывает на то, что они пребывают в онтологическом единстве и в земном измерении не могут быть отделены друг от друга. Часто доводится наблюдать, как страдающий от физического недуга человек, несмотря на успешные действия врачей, медленно или совсем не поправляется, пребывая в состоянии уныния или депрессии. Вспомните слова Лермонтова о тяжести внутренних переживаний: «Болезнь в груди моей и нет мне исцеленья». Тут уместно сказать о том, что слово исцеление указывает на достигаемую при выздоровлении целостность организма, включая и его душевную часть. Поэтому наряду с медицинским лечением необходимо еще и духовное усердие. Неслучайно сказано у апостола Иакова: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (5:16).

http://drevo-info.ru/news/19802.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви , документ, принятый 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации социальной деятельности и благотворительности в период с 29 января по 1 октября 2010 года; 16 декабря 2010 года проект был рассмотрен и принят в первом чтении президиумом Межсоборного присутствия, после чего документ был направлен на отзыв в епархии и опубликован в сети Интернет для проведения общественной дискуссии. Проект был переработан редакционной комиссией под председательством патриарха в ее заседаниях 25-27 января 2011 года с учетом комментариев и предложений, поступивших из епархий или выраженных в ходе общественной дискуссии. Пленум Межсоборного присутствия, заседавший 28-29 января 2011 года под председательством патриарха, внес поправки в проект документа и постановил представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе. Священный Синод в своем заседании от 31 января 2011 года определил включить документ в повестку дня Архиерейского Собора. 4 февраля 2011 года Освященный Архиерейский Собор, внеся поправки, принял документ. Полный текст : 1. Исполняя заповеди Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1 Пет. 4, 10). Члены Тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: «Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие.

http://drevo-info.ru/articles/25731.html

Глава Вологодской митрополии принял участие в открытии «Добро.Центра» в Вологде 23 мая 2023 г. 11:47 19 мая 2023 года в молодежном центре «ГорКом35» остоялось торжественное открытие «Добро.Центра» — организации, которая станет ресурсной площадкой для общественного развития и поддержки добровольческих, благотворительных и гражданских инициатив в Вологде. «Мы присоединились к федеральной социальной франшизе и получили статус " Добро.Центра " , — отметила ведущая церемонии открытия Яна Андреева. — Он станет местом общения волонтеров города, проведения встреч и мероприятий, будет помогать волонтерам в поисках благотворительных дел и проводить образовательные программы...  Наша основная задача — оказывать содействие формированию добровольческого движения и добровольческих отрядов в различных организациях города». В зале, где проходило мероприятие, была организована фотовыставка «Добро в лицах», в экспозиции которой представлены активные волонтеры города. С приветственным словом к участникам торжества обратился митрополит Вологодский и Кирилловский Савва . «Что же такое добровольчество? — обратился к собравшимся архиерей. — Этот термин и его понятие неотъемлемо связаны с самым важным, что есть в нашей жизни, — помощью ближнему. Поэтому и добровольчество не может существовать вдали от социального служения, ведь вся социальная деятельность Церкви в той или иной степени соприкасается с жертвенностью, оказанием помощи, поддержкой и благотворительностью. Каждая наша молитва, порыв помощи, любое действие, направленное к человеку, а не от него, — это свидетельство нашей веры и любви». Владыка Савва также напомнил слова Христа из Евангелия от Матфея: «… ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36). В пример митрополит Савва привел проект «Теплый прием», который с марта реализуется социальным отделом Вологодской епархии : еженедельно нуждающиеся бесплатно получают горячие обеды.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Господь, обращаясь к ученикам Своим, призывает их: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35). Несмотря на большое число соблазнов, на секуляризацию общественной жизни, пересмотр базисных, основных нравственных ценностей, немало людей сегодня стремятся обрести подлинный смысл бытия, найти путь к Богу. Их умы и сердца жаждут истины. Чтобы Благая весть их достигла, голос Церкви должен звучать громко и убедительно, свидетельствуя о Том, Кто был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4:25). Нужно стремиться для каждого находить понятные слова, обращаться и к отдельному человеку, и к какой-либо группе людей на доступном им языке. На архиерея, особенно в нынешний информационный век, устремлены пристальные взоры многих. Люди обращают внимание и на слова, и на поступки епископа, по которым судят обо всей Церкви. Помни, что возвышенные и правильные речи будут звучать фальшиво, если жизнь не будет им соответствовать. Ведь когда человек говорит от личного опыта, когда его слова прошли через его собственный разум, через его сердце, тогда они становятся убедительными. Итак, согласно с апостольским наставлением «будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), «старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим. 2:15). Господь судил тебе совершать епископские труды в родном для тебя краю — на Латвийской земле, где ты родился, получил образование и принял сан. Хорошее знание местных реалий, приобретенный тобою разнообразный опыт станут добрым подспорьем в предстоящем служении викария Рижской епархии. Будь усердным и неленостным сподвижником Преосвященного митрополита Александра , помогая ему в церковном управлении, в развитии миссионерской и просветительской, катехизаторской и благотворительной деятельности, в совершенствовании всех сторон приходской жизни. Латвийская Православная Церковь , как тебе хорошо известно, уже долгое время является самоуправляемой в составе многонациональной Русской Православной Церкви, чье пастырское попечение простирается сегодня на разные страны и народы. Хотел бы особо подчеркнуть важность сохранения нашего духовного единства, которое не должно зависеть от каких-либо переменчивых обстоятельств жизни, ибо церковные границы не определяются ни государственными пределами, ни этническими различиями, ни политической конъюнктурой. Ответственность за церковное единство лежит, в первую очередь, на епископах, а также на духовенстве и верных чадах. Твердо помня об этом своем долге, прилагай все усилия к тому, чтобы, по слову апостола, «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).

http://patriarchia.ru/db/text/4414281.ht...

Есть область, почти беспредельная по своему пространству, – область нужд и скорбей, недоступная для благотворительной деятельности живых людей, живущих в мире и не имеющих в себе дара духовного, небесного утешения. Вся эта область полна благодеяний невидимых, но действительных, ниспосылаемых от Бога, Его Пречистой Матери и святых Его. Велика важность небесной помощи, и многие не хотят прибегать к ней по гордости и неверию. Если я причащусь животворящих Таин недостойно, с усумнением, грех далеко отбросит меня от Бога, и много мне нужно слез и воздыханий, чтобы опять приблизиться к Богу и иметь дерзновение пред Ним. Но если достойно – тогда прилепляюсь к Нему крепче, становлюсь тверже в любви к Нему, легко и радостно тогда бывает у меня на сердце во все время от одной литургии до другой, до нового подкрепления, если буду бдеть над собою. При внушениях духа неверия говори ему: Я знаю Его (Бога) [ Ин. 7,29 ] и Его Таинства (то есть верю в Бога и в Его Таинства), и если скажу, что не знаю Его [ Ин. 8:55 ], буду, подобен тебе, ложь. Но как страшно быть подобным тебе: смерть с тобою, мучения страшные! Нет, я знаю Его, и слово Его соблюдаю! Смотри же: верь и соблюдай Его заповеди. На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы [ Ин. 9,39 ]. Этот суд совершается и над тобою: к тебе приходит Христос в Своих животворящих Тайнах Тела и Крови и в других Таинствах, являет в тебе Свои Божественные чудеса мира и радости, прогоняя из тебя убийственные страсти или вообще – грехи, дает тебе Свою чудную Божественную свободу – и ты, видя, не видишь, имея такие опыты Божественного посещения, часто усумняешься. Если бы ты не видел этих посещений, ты не имел бы греха, но ты видишь: грех убо твой пребывает 33 . Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком [ Ин. 10,10 ]. Господи Жизнодавче! Мы видим каждый день исполнение этих словес Твоих. Тать – диавол – приходит к нам каждый день для того только, чтобы окрасть веру нашей души, ее благие мысли и чувства и самые добрые дела, убить и погубить ее по нашей неосторожности, недостаточной твердости [воли] и маловнимательности к себе. А Ты приходишь к нам, недостойным, всегда с жизнию и с преизбытком жизни, только бы мы отворили для Тебя верою сердца наши. Мы чувствуем преизбыток жизни каждый раз, когда примем с верою внутрь себя животворящие Тайны Тела и Крови Твоей: спокойствие чудное, радость неземная, благость сердец наших, для нас, по природе злых, вовсе необыкновенная, обнимающая собою всех людей, вера живая, упование паче 34 упования на милосердие Твое – наполняет тогда сердца наши. Мы чувствуем преизбыток жизни каждый раз, когда молимся Тебе с верою непостыдною, надеждою известною и любовию нелицемерною. Чувствуем преизбыток жизни, или душевного мира, благосостояния и после молитвы – до тех пор, когда мы не запятнали души своей каким-либо грехом, который всегда как будто подсекает жизнь нашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

ЖМП 1 январь 2023 /  10 января 2023 г. 13:00 К чему призывает Господь ЧТО В СЛУЖЕНИИ ПАСТЫРЯ ГЛАВНОЕ, А ЧТО  — ВТОРОСТЕПЕННОЕ Одни священники отдают все силы окормлению больных и бездомных; другие стараются прежде всего быть духовниками; кто-то глубоко вовлечен в науку или преподавательскую деятельность... Но есть нечто главное, на чем пастырь должен сосредоточиться в первую очередь.  PDF-bepcuя . В теории спектр занятий священника отличается большим разнообразием. Как правило, он широк и на практике, и все, чем пастыря благословило заниматься священноначалие, необходимо исполнять старательно и добросовестно. Но есть то, что должно быть в фокусе священнической жизни, — совершение Божест­венной литургии. Все остальные служения восходят к этому главному и только в таком порядке и в такой перспективе обретают церковное значение и смысл. Эта максима священнического служения, зафиксированная на уровне догматики и пастырского богословия, дополняется в живом пастырском опыте очень важным наблюдением: клирики имеют разные таланты и склонности, которые необходимо использовать на благо Церкви Христовой, — но это благо достигается, только если строго соблюдать вертикаль служения.  Божественная литургия — приоритет номер один Литургическую сторону выделял в священнической деятельности еще апостол Павел: Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 1–4). Совершать Литургию и привлекать к участию в ней других людей — главное, на чем должен акцентировать свои усилия священник, убежден епископ Верейский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению. Очень важна, по его словам, и пастырская работа с людьми, но силы для этого служения — трудного, требующего полной самоотдачи — священнику дает именно Литургия.

http://e-vestnik.ru/analytics/pastyr_gla...

Забота об этом и дает возможность и простор каждому приложить свои силы и способности как лучше во спасение своей души трудиться для Христа: один в Богослужении и храме, другой в благотворительности, третий в просвещении, иной в увещаниях и обличениях заблудших и т. д., по Апостолу – к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе не придем в единство веры и познания Сына Божия в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Eфec. IV, 12–13 ). О таком обществе спасающихся христиан, охотно принимающих слово о Христе, и можно сказать то, что сказано о первых христианах: они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Все верующие были вместе и имели все общее: и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нуждам каждого… находясь в любви у всего народа. ( Дeяh. II, 42, 44–45. 47 ).Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их ( Дeяh. V. 13 ). Так и все христиане, духом своим между собою объ­единяясь в Богослужении, в общей церковной молитве, как душе всей жизни во Христе верующих в Него, через это в единстве духа исполняясь благодатными силами Христа – Главы церковного тела, – объединяются и во всей христианской жизни и деятельности, как проявлении полноты христианского воодушевления. Так это происходит во всей Христовой Церкви; так это и в малых церквах – приходах. С принятием веры от греков мы русские восприняли от них и их церковный порядок в приходской жизни, хотя и с своим своеобразным приложением его к делу. Прежде всего, тогда как на Востоке епархии постепенно расширялись из одного прихода в соединение многих приходов, в России наоборот: епархии постепенно сокращались в своих пределах, увеличиваясь количественно в своем числе. Русский Архиерей, управляя гораздо более обширною епархиею со множеством приходов, не мог так близко входить в управление и руководство каждым приходом в отдельности. Отчасти это исправлялось, между прочим, тем, что приходские священники из пределов епархии собирались к своему Епископу в неделю православия или в иное воскресенье, которое так и называлось поэтому «сборным воскресеньем».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зачем тратить деньги на возрождение храмов, или Несколько слов о культуре Мы часто слышим: «Зачем тратить огромные деньги на восстановление церквей, если вокруг столько нищих» 09.12.2017 577 Время на чтение 3 минуты В последнее время на постсоветском пространстве восстанавливается множество ранее оскверненных и разрушенных святынь. Однако у некоторых людей деятельность Церкви, направленная на возрождение храмов, порой вызывает резко негативную реакцию. И вовсе не потому, что кому-то не нравится стиль или качество обновленных росписей или внешнего убранства восстановленных храмов. В качестве главного негативного аргумента чаще всего звучит предположение, что на реставрацию должно тратиться много денег, которые, по частному мнению недовольных, лучше было бы направить на благотворительные цели. Подобные упреки Церковь слышит не первый раз и не первое столетие. Самым первым критиком на данном поприще был Иуда: «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12:3-8). Впрочем, не будем проводить прямые параллели с библейскими личностями (в конце концов, у всякого своя мотивация). Давайте посмотрим в корень ситуации. Если бы тратой денег на церковное благолепие обеспокоились аскеты, раздающие все свое имущество на благотворительность, можно было бы впечатлиться. Но кто вопрошает? Например, большинство обывателей смотрит по телевидению контент, который часто стоит огромных денег (возьмем безумно популярный сериал «Игра престолов», на производство только одной серии которого американский телеканал HBO тратит более 10 миллионов долларов). Так почему бы всем критикам траты церковных денег не отказаться от сериалов, а заодно призвать НВО перестать снимать телефильмы и переквалифицироваться в какой-нибудь благотворительный фонд? При этом на производство фильмов денег уходит в сотни, а то и тысячи раз больше, чем на роспись храма.

http://ruskline.ru/opp/2017/dekabr/9/zac...

Затем Спаситель отправился в самый Капернаум и там начал в обширных размерах проявлять свою проповедническую и благотворительную деятельность. Как и в Назарете, Он прежде всего направился в синагогу, где и поучал народ, во множестве собравшийся послушать великого проповедника. Проповедь на этот раз нарушена была не бурным ропотом собрания, а одним несчастным, который, одержимый силою злобы, не в состоянии был вынести присутствия Сына Божия, пришедшего ниспровергнуть царство злобы. Среди безмолвной тишины собрания, всецело поглощенного потоком божественного благовестя, вдруг раздался пронзительный крик несчастного, который начал исступленно кричать: «Оставь; что тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» ( Лк. 4:34 ). Подобные несчастные люди, одержимые нечистыми духами, в древности не пользовались ника­кими приютами, и болезнь их считалась неизлечимою. Но Христос хотел открыто показать, что Он пришел спасти погибших. Он обернулся к беснующемуся страдальцу и, призна­вая в нем раба нечистого духа, обратился к духу с строгим повелением: «замолчи и выйди из него». Сила божественного повеления была непреодолима. Бесноватый упал на землю, в страшных судорогах, крича и корчась. Но все это скоро прошло. Человек встал здоровым; все в нем показывало, что он освободился от подавлявшей его силы, и теперь был в своем здравом рассудке. Никогда прежде не совершалось такого великого и поразительного чуда, и все присутствовавшие разошлись по домам с чувством неописанного изумления. Оставив синагогу, Христос удалился в дом Симона. Здесь Его также встретили мольбою о помощи в болезни и страдании. Симон, которого Он уже навсегда призвал к апо­стольству, был женат ( 1Кор. 9:5 ), и теща его находилась в сильном припадке горячки ( Лк. 4:32 ). Опечаленное се­мейство обратилось к Христу с мольбою о помощи. Спаситель остановился над больною, взял ее за руку, поднял ее и запретил горячке; голос Его, потрясши все ее существо, победил источники болезни, и больная, мгновенно выздоровев, встала и служила им по хозяйству.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

И если жизнь человечества имеет конечной целью обратиться в царство Божие, то, по слову евангелия, и «царство Божие силою берется, и употребляющее усилие получают его» ( Мф. 11:12 ). Но, братья мои, есть труд и «труд»... Можно в нем быть царем, и можно сделаться рабом; может он быть благословением, и может стать проклятием. Об этом – до следующей беседы. Аминь. Труд христианский 69 Если вы вслушались в предложенное сегодня нашему вниманию апостольское чтение в начале литургии и в конце ее 70 , если вошли в связь изложенных там мыслей, то вам сам собою станет понятным ответ на тот вопрос, на котором мы остановились в прошлую воскресную нашу беседу. Мы говорили тогда о труде по образу рабов евангельской притчи о талантах и закончили речь указанием на то, что труд – труду рознь, что труд может быть благословением и может стать проклятием, может возвышать человека, осмысливать его жизнь и деятельность, сделать его царем, и может обратить его в раба. И вот вам ответ на возможные недоуменные вопросы и руководство в словах апостола: «Сеющий скудно, скудно и пожнет, а сеющий щедро, щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца не с огорчением и не с принуждением, ибо доброхотно дающего любит Бог» ( 2Кор. 9 ). С этим поставьте в связь другое, слышанное вами сегодня, наставление апостола: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, – я медь звенящая.... Если имею дар пророчества и знаю все тайны (следовательно, обладаю всеми познаниями), а любви не имею, – я ничто». И далее в апостольских словах вы слышали вдохновенную похвалу любви, все превосходящей, все созидающей, и конец слова: «Любовь никогда не перестанет» ( 1Кор. 13 )... Итак, свобода и одушевление любви – вот что дает нашему труду высший смысл, вот что обращает его из безразличной с нравственной точки зрения необходимости в высокую добродетель и, таким образом, явлению естественному придает возвышенное значение – нравственное. Вот почему и простой труд ремесленника, тяжелый, для иных кажущийся бессмысленным, механический труд всякого другого работника может доставить удовольствие, может быть нравственным, высоким, почетным, воспитывающим дух, если совершается из послушания Богу, во имя любви к Нему и человечеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010