Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Литийница 3 мин., 18.06.2018 Литийница  — богослужебный сосуд для благословения хлеба, вина, елея и пшеницы. Это блюдо, на котором установлены три чаши, тарелка на высокой ножке и подсвечник для трех свечей. Благословение совершается во время литии на всенощном бдении. Предположительно, оно восходит к древнему обычаю агапы, трапезы первых веков христианства, на которой верующие ели, молились и затем причащались и которая также совершалась вечером. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Лития (греч. усиленное моление) — особая часть всенощного бдения, которая совершается накануне больших праздников в начале и середине храма, куда духовенство выходит из алтаря. Одно из отличий литии — многократное пение «Господи, помилуй». Символическое значение Во время литии благословляется пять хлебов — это прообраз евангельского события, когда Христос чудесным образом насытил пятью хлебами пять тысяч человек: И  велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф  14 :19–21).   Чудо с пятью хлебами. Фреска История Современное благословение хлебов восходит к древней традиции палестинских монастырей. Накануне больших праздников монахи, многие из которых жили уединенно за пределами монастыря, приходили в обитель на службу. Вместе с ними приходили и паломники. Удаленность обителей не позволяла паломникам и затворникам вернуться к себе домой на ночь и прийти утром на литургию обратно. Кроме того, всенощное бдение тогда часто совершалось в прямом смысле слова всю ночь. Так появилась традиция благословлять и раздавать всем по куску хлеба и по чашке воды или вина — то есть те продукты, которые не нужно было готовить, — чтобы подкрепить силы молящихся. Благословляли и раздавали их между двумя основными составляющими всенощного бдения — вечерней и утреней. Именно в этот момент сейчас совершается лития с благословением хлебов.

http://foma.ru/litiynitsa.html

Долгопрудный. Церковь Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Преображения Господня начал строиться в сентябре 2001 года рядом с недавно возведенным в центре города деревянным храмом в честь иконы Божьей Матери " Спорительница Хлебов " . В сентябре 2002 года закладной камень в основании нового храма освятил архиепископ Можайский Григорий. Благодаря деятельной работе настоятеля и прихожан, ощутимой помощи со стороны главы города, руководителей крупных городских предприятий и благотворителей удалось возвести новый храм и завершить отделочные работы по первому этажу с приделом прмц. Елизаветы и инокини Варвары. Тут же разместились классы воскресной школы, трапезная, просфорная, комнаты клириков. Знаменательно, что начало богослужений в храме совершилось в праздничные дни Рождества Христова. Наиболее ярко и волнительно радость праздника переживали дети. Они присутствовали сначала на приходском Рождественском празднике храма Преображения Господня, организованном в Центре детского и юношеского творчества, а затем на городской Рождественской елке, которая состоялась в муниципальном театре " Город " . Вместе с учащимися воскресных школ на елку были приглашены дети из муниципального приюта, дети-инвалиды, находящиеся под опекой, сироты и дети из многодетных семей. Православный приход храма Преображения Господня образован по благословению Управляющего Московской Епархией Русской Православной Церкви Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского в 1996 году. Настоятелем назначен священник Андрей Хмызов. Регулярные богослужения начались летом 1999 года, после выделения Администрацией города земельного участка в центре города Долгопрудный под строительство храма Преображения Господня. На территории храма построена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери " Спорительница Хлебов " , и первая Божественная Литургия служилась в ней 19 августа 1999 г. в праздник Преображения Господня. 24 ноября 2002 года архиепископ Можайский Григорий, викарий Московской епархии, совершил великое освящение храма.

http://sobory.ru/article/?object=06455

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Тайна умножения хлебов Иерей Михаил Браверман , Санкт-Петербург Совсем недавно в святой земле во время археологических раскопок древнего христианского храма была расчищена мозаика с изображением двух рыб. Подобного рода изображения – рыба или две рыбы с пятью хлебами – были распространенным сюжетом в раннехристианском искусстве. Конечно, это свидетельство и знак чуда – того, в котором Господь двумя рыбами и пятью хлебами насытил тысячи голодных людей. Во всех четырех Евангелиях зафиксировано это событие, и одно из них – личное свидетельство Матфея. Чудо как знак Своим ученикам Господь говорит, чтобы они остались одни и отдохнули, «ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда» (Мк.:6:31). И Сам Он один отправляется на лодке в пустынное место. Но люди, ища Господа, устремились за Ним, и Христос, увидев это, «сжалился над ними», – потому что они были «как овцы, не имеющие пастыря», и учил их, а больных исцелил. Когда же день приблизился к вечеру, то прежде, чем отпустить людей по домам, Господь еще и накормил всех, совершив для этого чудо. Двумя рыбками и пятью хлебами, которые нашлись у одного мальчика, Господь накормил тысячи человек так, что «ели все и насытились». А чтобы совершенное Им не показалось видением или тем, что в современном мире называется гипнозом, велел ученикам набрать еще двенадцать коробов остатков. (Отметим символику числа двенадцать – это число народа Божьего, число патриархов и число судей Израиля, и это число Церкви, куда первыми вошли двенадцать апостолов). Матфей уточняет, что «евших было около пяти тысяч человек», и добавляет: «не считая женщин и детей». Эти слова, которые могут показаться современному читателю странными, были вполне уместны для Матфея, воспитанного в традициях Ветхого Завета, который, исчисляя народ (книга Чисел), не учитывает ни детей, ни женщин. Совершая это чудо, Господь, по слову евангелиста, «воззрел на небо» и, прежде чем дать хлеб ученикам, благословил и преломил его. И «преломлением хлеба» книга Деяний и апостольские послания называют Евхаристию – Таинство причащения. И совершенное Господом чудо преломления хлебов мы воспринимаем не только как проявление Его заботы о людях: для нас это «знамение» – знак: это символ и прообраз Евхаристии. Такое понимание подтверждает и то апостольское зачало, которое Церковь избрала предшествовать евангельскому чтению о хлебах. В нем апостол Павел говорит о богообщении, которое открывается нам в Церкви, в таинстве причащения: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор.:10:16). Хлеб земной и хлеб небесный

http://zavet.ru/a/rss_1293625451.html

Архив Пн В день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря 31 июля 2012 г. 12:30 29 июля 2012 года, в день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Смоленском соборе Новодевичьего женского монастыря . Владыке сослужили: иеромонах Константин (Островский), избранный епископом Зарайским, викарием Московской епархии ; настоятель Успенского собора г. Коломны протоиерей Николай Качанкин; благочинный церквей Красногорского округа протоиерей Константин Островский и его сыновья священники Иоанн и Павел Островские; духовенство Новодевичьего монастыря; личный секретарь митрополита Ювеналий иеромонах Николай (Летуновский). На малом входе митрополит Ювеналий возвел иеромонаха Константина (Островского) в сан архимандрита. После богослужения архипастырь обратился со словом к богомольцам, в котором, в частности, сказал «Вчера наша Святая Церковь отмечала память святого равноапостольного великого князя Владимира, и мы праздновали День Крещения Руси. Я имел радость в этот праздник сослужить Святейшему Патриарху Кириллу в  Киево-Печерской лавре . Там я поклонился угодникам Божиим, чьи нетленные мощи почивают в пещерах, и молился о всех своих духовных чадах и жителях богоспасаемых городов Подмосковья и всех вас. Поэтому хочется передать вам благословение этих святых мест и угодников Божиих, где после Крещения Руси как негасимая лампада сохранялась и распространялась в нашем Отечестве православная вера Христова. Я хочу поздравить всех вас, возлюбленные, с принятием Святых Христовых Таин. Это таинственное, но реальное соединение с Господом осуществляется по вере нашей во здравие души и тела и прощения наших грехов. И все это совершается по Божьему милосердию. Сегодня в чтении из Святого Евангелия говорилось о том, как Господь из милосердия исцелял больных, а потом, чудодейственно благословив пять хлебов и две рыбы, насытил тысячи людей. Священное Писание говорит, что только мужчин пять тысяч было, а они находились там с женами и детьми. Это повествование Святая Церковь хранит как доказательство Божьего милосердия и попечения о роде человеческом. Все эти сведения Предания сохранены в Церкви, а на первых Вселенских Соборах тщательно изучены и утверждены.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Благовещенский мужской монастырь (Киев) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенский мужской монастырь - православный мужской монастырь Киевской епархии Украинской Православной Церкви. Создан путем преобразования приходского храма в монастырь в 2005 году. Содержание История [ править править код ] На окраине Киева находится район Бортничи. Среди Православных христиан Киева Бортничи были известны в свое время тем, что там, после войны, в небольшой церквушке служил известный, верующий и хороший батюшка – отец Леонид Соболев. В 60-ом году о. Леонид был переведен в такую же небольшую церквушку на Троещине, где, по пострижении в монашество с именем Серафим, образовал монашескую общину, а Бортничи были подзабыты… Но, видимо, благословенна Богом эта земля, - уже теперь, когда над нею плывет колокольный звон, многие люди рассказывают о бывших им много лет назад видениях и откровениях – не там, где стояла и стоит ещё теперь церковь о. Серафима, а где-то в районе кладбища видели они исходящие из земли снопы света - там, видимо, должен был возсиять свет небесноподобный. 26 мая 2001 года у стен благословенной Оптиной пустыни отошел " в путь всея земли " человек мужественной жизни, подвига исповедничества и глубокой веры – схиархимандрит Макарий (Болотов). Но не знатностью и известностью своего рода хвалился отец Макарий, если когда и хвалился, - всегда и во всем поминал и утешался он своими старцами, своими верными и ангелоподобными путеводителями на переменчивом, опасном и сложном жизненом пути. С глубоким уважением и любовью поминал батюшка своих глинских старцев: отцов Андроника и Серафима, митрополита Тетрицкаройского Зиновия (в схиме Серафима); свою прабабушку, первую настоятельницу Шамордино схиигумению Софию (Болотову); её брата иконописца Оптиной Пустыни о. Даниила Болотова, написавшего чудную и многим теперь известную икону " Спорительница Хлебов " ; и в первых, конечно же, своего почаевского старца, духовного сына и келейника преподобного отца Ионы Киевского – схиархимандрита Прохора (Дубровского).

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Женский монастырь во имя Святителя Иннокентия (с. Раздольное) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Первоначально монастырь был образован в качестве прихода священником Димитрием Каплуном в 2000 г. на приобретенном в с. Раздольное Биробиджанского района ЕАО для этой цели дачном участке с домом, который был реконструирован под помещение храма. Содержание История [ править править код ] 2 января 2007 г. епископ Иосиф совершил пострижение в рясофор трех сотрудниц прихода, а 17 июня, согласно прошениям, они были пострижены в мантию. Образовалась монашеская община. 21 августа 2007 г. по представлению епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа Священный Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия принял Постановление (журнал заседания о благословении открытия женского монастыря в селе Раздольное Биробиджанского района ЕАО и о назначении настоятельницей обители монахини Анастасии (Иванченко) с возложение наперсного креста – по должности. 15 октября 2007 г. была произведена государственная регистрация новой обители. 28 октября 2007 г., в Неделю 22 по Пятидесятнице, день празднования иконе Божией Матери «Спорительница хлебов», епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф совершил в храме новой обители Божественную Литургию, огласил постановление Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода об учреждении монастыря и возложил на настоятельницу монахиню Анастасию (Иванченко) наперсный крест. Для монастыря осуществлен землеотвод. 3 января 2008 г. епископ Иосиф совершил «чин молитвенный на поставление крестов на верх крова новосозданныя церкве», - деревянного храма во имя святителя Иннокентия Московского. В воскресенье 5 октября, в канун дня памяти святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, апостола Дальнего Востока, епископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф совершил в монастыре великое освящение храма во имя этого Угодника Божия. В основание Престола храма были положены святые мощи священномучеников Владимира, митрополита Киевского, Константина (Голубева), пресвитера Богородского, Николая (Любомудрова), пресвитера Ярославского, преподобномучеников Евфимия Афонского, великой княгини Елисаветы Фёдоровны и инокини Варвары. На чине освящения храма присутствовал глава Биробиджанского района Е. И. Сухарев. После совершения на новоосвящённом Престоле Божественной Литургии епископ Иосиф преподнёс в дар обители святую Плащаницу Спасителя.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Святыня храма Икона Божией Матери " Вифлеемская " Если до этого момента, вы считали, что абсолютно все изображения святых на иконах имеют статичные лица, то вы ошибались. В мире существует образ, с которого смотрит улыбающаяся Богородица. Это кажется вдвойне странным, ведь согласно иконографическим традициям Дева Мария всегда изображается скорбящей. Находится эта уникальная икона в Храме Рождества Христова в Вифлееме. В «город хлебов» образ был передан Российским императорским домом после того, как с его помощью чудесным образом от тяжелейшей болезни излечилась императрица Елизавета. Кроме того, согласно историческим данным, Вифлеемская икона Божией Матери сыграла большую роль в жизни царевны Анны, дочери греческого императора Константина Порфирородного. Во-первых, правитель, благословил ею свою наследницу в то время как она выходила замуж. Во-вторых, этот образ сопровождал царское дитя во время пути из Царьграда в Черниговское княжество. Кстати, именно поэтому второе название иконы «Одигитрия», что означает «Путеводительница». Если подробнее разбирать то, что изображено на святыне, то можно понять, что центровой фигурой на ней является вовсе не Богородица, а Младенец, которого она держит на руках. В левой руке Господнего сына находится Евангелие, правой же Он дает благословение Деве Марии, а в ее лице и всем людям, молящимся перед этим святым образом. В православии икона с изображением улыбающейся Богородица считается символом, способным приблизить человечество к Христу, назвавшего себя единственным праведным путем, истиной и жизнью. «Одигитрия» имеет насыщенную событиями историю. Автором данного варианта иконы Божией Матери был евангелист Лука, который написал ее в числе двух других образов – Иерусалимского и Царьградского. В 463 году, когда святыня была перенесена в Константинополь, благодаря ее заступничеству византийское войско смогло отразить нападение скифов. После этого на протяжении трех столетий икона находилась в храме, расположенном неподалеку от византийской столицы, в городе Влахерны… В 988 году икона Божией Матери оказалась в Корсуни, так как была преподнесена в дар святому равноапостольному князю Владимиру. Следующим городом пребывания образа стал Великий Новгород – здесь, в течение более чем четырех веков, святыня хранилась в Софийском соборе, и приобрела за это время большую известность на Руси.

http://elitsy.ru/holy/1461/

Храм Тихвинской иконы Божией Матери (Рюминское) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Тихвинской иконы Божией Матери в селе Рюминское построен в начале XIX века на месте древних церквей XV-XVIII веков. Содержание История [ править править код ] С XV века известно о существовании в селе Рюминском церкви. В 1774 году деревянная церковь сгорела. В 1775 году было дано разрешение использовать для построения новой церкви в селе Рюминском церковь упраздненного Симеоновского монастыря. Храмозданная грамота дана была преосвященным Антонием, епископом Переславским, 25 февраля 1775 года. К 1777 году была построена и освящена новая деревянная церковь, а колокольня к 1781 году была построена только наполовину. К началу 1781 года был также не доделан иконостас церкви, и Переславский епископ приказал «верхней ярус иконостаса докончить, а без того священнослужения не дозволять». В церкви сохранялся сбереженный от пожара антиминс на желтом атласе, освященный 10 марта 1772 года Переславским епископом Геннадием. Богослужебные сосуды были серебряными, а потир также внутри позолочен. Напрестольное евангелие обложено зеленым трипом, евангелисты на углах его серебряные. Не имелось сосудцев для благословения хлебов и украшенного стола, а также не хватало из книг минеи месячной месяца июля и прологов с марта по сентябрь, так как они сгорели в пожаре 1774 года. В 1806 году на средства братьев Василия и Ивана Петровичей Шубиных был построен новый каменный храм, который освятили в 1808 году в честь Тихвинской иконы Божией Матери, тогда же была построена и каменная колокольня. Престолов в храме было три: в холодной части в честь Тихвинской иконы Божией Матери (освящен в 1808 гду протоиреем Владимирского кафедрального собора Иоанном Певницким), в теплых приделах — Бессребреников Козьмы и Дамиана и Святителя Николая Чудотворца (освящены балгочинным священником Александровского Успенского женского монастыря Петром Васильевичем Лихаревым). Крест на церкви сверху имел корону, а внизу полумесяц. Пол в церкви сначала был деревянный, а с 1839 года из белой плитки-лещади. К колокольне с южной стороны была пристроена каменная сторожка. На колокольне звонили в четыре колокола: два старинных, весом в 87 пудов и 26 пудов, и два вновь отлитых в 1857-1858 годах, весом 141 и 50 пудов.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Тихвинско...

Можно ли возжигать ладан дома? Мне сказали, что это грех. А мне очень нравится это делать. 06.06.2017 09:09:16 Протоиерей Александр Абрамов Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/05/17/21-00.html Евангелие от Иоанна 6 гл. 5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? 6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. 7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. 8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: 9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? 10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак, возлегло людей числом около пяти тысяч. 11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. 12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Мк 8, 19 13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Втор 18, 15 Мф 11, 3 14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир. - Всякий раз, когда на вечерне совершается лития, благословение хлебов и елея, мы слышим молитву священника: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысяч насытивый...», этот евангельский текст о пяти хлебах, которые насытили 5 тысяч людей. Я хочу обратить ваше внимание на несколько существенных моментов этого Евангельского повествования. Итак, каким образом получается, что хлеба умножаются? Из-за чего? Понятно, что повелением Иисуса. Как может хватить несколько рыбок и пять ячменных хлебов для пяти тысяч людей? И вот ответ: «Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение». Когда мы о чем-то просим - часто ли наша мысль после получения просимого возносится к благодарению? Восходит к благодарению? Мы как что-то получим - сразу начинаем торопиться. У нас появляются новые потребности, новые запросы, мы хотим Господа попросить о чем-то еще. И вот, благодарение затирается, уходит в песок. А ведь так естественно Богу сказать спасибо за Его каждодневные милости к нам! За помощь, за то, что Он не отходит и не бросает нас. Спасителево благодарение, обращенное к Отцу, умножает эти хлеба. Делает возможным чудо.

http://radonezh.ru/text/mozhno-li-vozzhi...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Евангельская история в проповедях Автор: Протоиерей Михаил Браверман Thu, 22 Aug 2019 23:03:06 GMT Чудо с насыщение хлебами Надо сравнивать с Марком, 18:13 - 21, где Иисус напоминает ученика об этих чудесах, когда оказывается, что они кроме 1 хлеба не имели с собой в лодке, и Христос удивляется, что они считают, что нет у них хлебов. 1. 5 хлебов (т.е. полностью, что было) насытили 5000 чел.( т.е. всех полностью), и при этом собрано было 12 полных коробов кусков. Т.обр., отдавая полностью все, что имеешь, всем, кто нуждается, ты получаешь отданное свое обратно с прибылью. 2. 7 хлебов (т.е. полностью, что было) насытили 4000 чел. (т.е. всех полностью), и при этом было набрано 7 корзин оставшихся кусков. Т.обр., отдавая не полностью, то, что имеешь, даже если насыщаются все нуждающиеся, ты остаешься при своем (не получаешь ничего обратно в дополнение к отданному своему). Но при этом, как в первом, так и во втором случае все отданное, даже с благой целью, должно пройти через Божие благословение (и.т.п.), иначе ничего не получится (в рамках обычного принципа do ut des чуда с насыщением невозможно). Поэтому Христос и удивляется неразумению учеников. Ибо даже имея всего 1 хлеб в лодке, в которой находится и Он с ними, они имеют в достатке, чтобы насытить всех при необходимости. Sat, 03 Dec 2011 09:47:47 GMT This XML file does not appear to have any style information associated with it. The document tree is shown below. version="" html-attribute-value " > 2.0 " > Завет ru http://www.zavet.ru/a/ Zavetru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png http://www.zavet.ru/a/ Евангельская история в проповедях http://www.zavet.ru/a/post_1322891267.html Автор: Протоиерей Михаил Браверман Thu, 22 Aug 2019 23:03:06 GMT Чудо с насыщение хлебами Надо сравнивать с Марком, 18:13 - 21, где Иисус напоминает ученика об этих чудесах, когда оказывается, что они кроме 1 хлеба не имели с собой в лодке, и Христос удивляется, что они считают, что нет у них хлебов.

http://zavet.ru/a/rss_1322891267.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010