Посему, если Бог непамятозлобен и терпит наши немощи, то и мы не будем нерадивы и не допустим обличить себя в равнодушии к обязанности – исполнять Ему угодное и любезное. Ос.10:11 . Укрепится ему 908 Иаков. Я сказал, что Ассириянин, собрав на войну подвластную ему силу, опустошил всю Самарию, пожёг её города и храмы и после этого осадил Иерусалим: однако, благодаря помощи Божией, не взял, потому что в одну ночь были умерщвлены ангелом сто восемьдесят пять тысяч. Вот это, как я думаю, и предвозвещает теперь, говоря: укрепится ему Иаков. Кому же ему? Не ясно ли, что Рапсаку, который намерен был осадить (Иерусалим)? А Иаковом называет потомков Иакова, – —258— разумею Иуду и Вениамина: если же кому угодно, это слово можно относить и ко всему Израилю. Далее: цель пророчества, как кажется, состоит в том, чтобы привести нам на память древнейшее событие, потому что Бог (в этом случае), скорее всего, исполнял обещание, данное божественному Иакову. Так, когда Он, как человек, боролся с ним ночью на другой стороне потока Иавока 909 , то при наступлении зари и при дневном рассвете Бог, желая удалиться, сказал: пусти мя, взыде бо заря; а тот сказал, что не отпустит, если Он его не благословит, и тогда же услышал: понеже укрепился еси с Богом, и с человеки силен будеши ( Быт.32:26, 28 ). На это, по всей вероятности, указывает нам в настоящем случае пророческое слово, весьма ясно поставляя: укрепится ему Иаков. Заметь точность обетования: не говорит: Иаков одолеет Ассириян, но – укрепится, потому что укрепится в Боге, а не сам собою. Отделение шестое Ос.10:12 . Сейте себе в правду, соберите в плод живота 910 : просветите себе свет ведения, взыщите Господа 911 , дóндеже приидут вам жита правды. Всегда может быть двоякий способ увещания: или научаем поспешить, и как можно скорее, обратиться к честной жизни, указывая на наказание, которое ожидает нерадивых, – или же, возвещая об уготованных для благонравных поче- —259— стях, делаем воспитываемых более наклонными стремиться к лучшей и законосообразнейшей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Поскольку ты сын моего искреннего друга, блаженного Евкарпия, то, заботясь о твоём спасении и доброй славе, пишу полезное для тебя. Поэтому оставь золотые перстни и браслеты, которые ты носишь на руках, и подари их лучше будущей законной супруге. А если и супруга твоя благонравна и целомудренна, то, как думаю, не станет их носить и она. 32. Пресвитеру Андрею О монахе говорят, что он алтарь Господень. Алтарь, на котором и у которого приносятся чистые молитвы Богу. Алтарь, духовно созданный и основанный на месте, где, как говорит Давид: подножие ног Его ( Пс. 131:7 ). 33. Монаху Фавмасию Чего ожидал ты, избирая отшельничество и безмолвие? Конечно скорбей и искушений, бесчисленных засад и нападений злобных демонов. Почему же ты негодуешь теперь на то, что отовсюду уязвляют тебя искушения, огненные колеса демонской колесницы на части рвут твою душу, сжигая её как солому? Терпи с благодарностью и великодушием, будь твёрд в мыслях и непрестанной молитве, не ослабевай в бдении и добром воздержании, не отступай от Всевышнего, и сподобишься конца. Конец подвизающихся за Христа – спасение, конец же демонов – вечная гибель. Тогда будут уязвлены терзающие тебя ныне: и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших ( Мал. 4:3 ). Иногда демонские помыслы скрываются внутри нас, иногда же, выходя наружу, побуждают нас к греху. Но если мы призываем на помощь Бога, Он рассеивает и прогоняет их от нас. И тогда мы, отрезвившись, собираем себя, как воскресшие из мертвых, ободряемся духом. Бог возводит нас на высоту бесстрастия, и мы славословим Господа, оканчивая жизнь доброй и богоугодной кончиной. Я думаю, об этом и говорит Давид: делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, – Ты Господи, высок во веки! Ибо вот, враги Твои, Господи, – вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие; а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем ( Пс. 91:8–11 ). То есть Всесовершенный духовным елеем утучняет подвижника, который был изнурён и истощён множеством тревожащих его страстей. Поэтому не будем смущаться от искушений, если они не сразу прекращаются, а предоставим это Богу – единому имеющему власть прекращать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Почтеннейшие сослуживцы и добрые товарищи! не излишне ныне напомнить нам себе, что мы Богу споспешницы, соработники у Бога, а эти дети – Божие нива, Божие строение, нами возводимое. Я, по данной мне от Бога благодати, полагаю основание в сердцах этих отроков, а вы возводите на нем каждый свои построения. И так каждый смотри, как строить, – говорит Апостол Павел. – Строители кто на сем основании из золота и серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы; каждого дело обнаружится во второе пришествие Иисуса Христа: ибо этот грозный день все откроет, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть: усердно ли, добросовестно ли, полезно ли. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду от праведного Судии и Мздовоздаятеля, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон ( 1Кор.3:12–15 ). Да, великое и многотрудное дело учить детей; потому что при обучении надо и вложить в их сердца единое на потребу – истины веры, любовь к Богу и ближнему и несомненное ожидание Господа с небес для суда живых и мертвых и праведного воздаяние по делам каждого, и вместе преподать им, хотя весьма полезные, но довольно многосложные в нынешнее время, познание светских наук – так, чтобы все эти познания, верование и чаяние дружно улеглись в их умах и сердцах и не вытесняли одни других. А вы, любезные дети, продолжайте так же трудиться, как трудились доселе и радуйте нас своим трудолюбием и успехами. Не унывайте от однообразия и, по временам, трудности ученической жизни. Корень учение горек, но плоды его сладки, говорит русская пословица. Приятно будет потом самим вам пользоваться полученными в заведении познаниями и прилагать их к делу. Не смотрите на то, что вам долго еще учиться. Никакое дело вдруг не делается. Впрочем, время скоро пройдет. Я учился 17 лет, – и они прошли, как сон. Но я благодарю Бога, что так долго учился. Я приобрел в школе познания, которые теперь, по благодати Божией, доставляют мне духовный свет, мир и усладу в жизни, которые научили и научают меня любить добродетель и стремиться к ней и избегать всякого греха. Недаром все мы долго учились. Мы видим и вкушаем сладкие плоды долговременного учения. Учитесь же прилежно и вы, да живите скромно и благонравно, безропотно подчиняясь поставленным над вами надзирателям наставникам и начальникам. Такова воля Божия. Сами со временем на деле узнаете, что мы полезному вас учили, и, как себе, так и вам желали только добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Притч.2:20 . А если бы они ходили по стезям добрым, то нашли бы гладкия стези правды. Притч.2:21 . Благонравные будут жить на земле, и непорочные останутся на ней [[После сего стиха в греческом подлиннике, с которого я перевожу, читается: τι υθε ς κατασκην σωσι γ ν, κα σιοι πολειφ σονται ν υτ, то есть правые будут жит на земле, и преподобные останутся на ней. Но эта вставка взята из другаго, ничуть не лучшаго, греческого перевода 21го стиха. Понятно, что она в какой-то древнейшей рукописи, содержащей Притчи, помещена была на поле ея, и отсюда другим неразумным переписчиком внесена в самый текст, где она служит повторением одного и того же стиха.]]. Притч.2:22 . Пути же нечестивых исчезнут с земли, и беззаконные истребятся на ней. Глава 5 Притч.5:1 . Сыне, внимай моей премудрости, и к словам моим приложи ухо твое, Притч.5:2 . Да сохранишь доброе вразумление. А я устами моими заповедую тебе Чувство. [[В евр. не так.]] Притч.5:3 . Не внимай жене легкомысленной [[Такого начала сего стиха нет в еврейск.]]. Ибо хотя и мед каплет из уст жены блудной, которая на время услаждает гортань твою. Притч.5:4 . Но после ты испытаешь, что она горчае желчи и гораздо острее ножа с двумя лезвиями. Притч.5:5 . Ибо безумие идет, и употребляющих ее ведет к смерти, в ад; и следов ея не остается, Притч.5:6 . Потому что она не ходит по стезям жизни, и путины ея – опасны и нераспознаваемы. Притч.5:7 . Итак, сыне, теперь слушай меня, и не оставляй слов моих без внимания. Притч.5:8 . Вдали от нея ходи путем своим, и не приближайся к дверям домов ея, Притч.5:9 . Дабы она не продала другим жизнь твою, и имущество твое немилостивым, Притч.5:10 . Дабы чужие не пополнели твоею силою, и труды твои не пошли бы в чужие домы, Притч.5:11 . И дабы не раскаяваться тебе в последние дни твои, когда износится плоть тела твоего, и скажешь: Притч.5:12 . Зачем я ненавидел научение, и от обличений уклонялось сердце мое? Притч.5:13 . Не слушал голоса наставника и учителя моего, и не приклонял уха моего? 14. Едва не навлек я на себя всякое зло среди церкви и общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

пророка Даниила, нечестивые клеветники этого пророка погибли вместо него, Дан 6.25 ), – составляло скорее благочестивое теократическое верование избранного народа Божия (ср. Ис 43.3 ), чем факт опыта, который (опыт) всегда даст гораздо более примеров противоположного свойства. На почве этого выражения могло создаваться убеждение, что общественное мнение всегда сорадуется счастью праведника и радуется гибели нечестивого (ст. 10–11, ср. Есф 8.15, 3.15 ), хотя действительность, конечно, предоставляет немало явлений и обратных тому. Во всяком случае, присутствие в городе людей праведных есть залог благополучия и общества (ср. Быт 18.24 сл.). Притч.11:12 .  Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит. Притч.11:13 .  Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело. Притч.11:14 .  При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует. Притч.11:15 .  Зло причиняет себе, кто ручается за постороннего; а кто ненавидит ручательство, тот безопасен. Следует ряд изречений разнородного содержания, частью в отношении к личной нравственной жизни человека, (ст. 12–13), частью в связи с общественными (ст. 15) и государственными (ст. 14) отношениями. Именно, осуждается как горделивое, презрительное отношение к ближнему, обыкновенно служащее признаком глупости гордого (ст. 12а ср. Притч 14.21 ), так и легкомысленное отношение к чести и доброму имени ближнего, выражающееся в распространении слухов и речей, служащих к его опорочению (ст. 13а, ср. Лев.19:16 ; Иер 9.3 ); похваляется, напротив, скромность, молчаливость (12б) и верность в хранении вверенной тайны (13б, ср. Сир 19.10, 27.16–21 ). В отношении народного управления одобряется присутствие при царе многих советников (ст. 14, сн. Притч 15.22, 24.6 ), разумеется, если они люди – глубокого ума и доброй совести. В ст. 15 повторяется, данное уже в Притч 6.1 предостережение против необдуманного поручительства, и одобряется житейская осторожность в этом отношении. Притч.11:16 .  Благонравная жена приобретает славу [мужу, а жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия. Ленивцы бывают скудны], а трудолюбивые приобретают богатство. Притч.11:17 .  Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою. Притч.11:18 .  Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду – награда верная. Притч.11:19 .  Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей. Притч.11:20 .  Мерзость пред Господом – коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути. Притч.11:21 .  Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется. Притч.11:22 .  Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и – безрассудная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пророка Иеремии 50 гл., 41–46. О падении Вавилона чудная, державная речь Гда Саваофа, Владыки всей твари, ст 44: Кто подобен Мне? И кто потребует от Меня ответа? И какой пастырь противостанет Мне?… От шума взятия Вавилона потрясется земля, и вопль будет слышен между народами. (Иер. 50, 44, 46) Так говорит Господь Я подниму на Вавилон и на живущих среди него противников Моих, и пошлю на Вавилон веятелей, и развеют его, и опустошат землю его ибо в день бедствий нападут на него со всех сторон. (нач. гл. 51) 51 гл. 20 ст: Ты у Меня — молот, оружие воинское; тобою Я поражал народы и тобою разорял царства; тобою поражал коня и всадника его и тобою поражал колесницу и возницу ея и проч. 26 гл. Исайи, ст. 10 (заметь). Сколь вредна безнаказанность за проступки. Как противен грех, какой бы ни был: Всесвятому Господу! Это — мерзость, которая разлучает от Него душу согрешающую. Мертв буди греху, и жив Богу во Христе Иисусе, Где нашем. Анна Андреевна, Софья Яковлевна и Варвара Ив из Москвы прибыли в Баулово в 1 час пополудни, обедали; завтра причащаются Св. Тайн, 26 июля 1908 г. Согрешил я — позавидовав священнику Михаилу в Ваулове в том, что он взял себе многоземельное владение — целую версту, насадив в нем тысячу деревьев, сделав огороды для всяких овощей и для пчельника большое место. Но потом покаялся и переменил зависть на доброжелательство — пусть де пользуется этим участком для своей пользы и семьи своей. У Скита земли много — 800-десятин, и лесной, и сенокосной, и засеваемой семенами хлебными или пахотной. О. Михаил — священник хороший, простой, трезвый, благонравный, в службе исправный, предупредительный, но при том семейный. Благодарим Господа за всю Его милость. Туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 8). Даром, нечаянно, мы получили от Господа такой земельный дар от г. сенатора Мордвинова. Июля 25 1908 г. (Пробел был оставлен нечаянно для записи). Имянниница, заведующая Евпраксия. монахиня. Память св. жен Олимпиады и Евпраксии. Олимпиада, ученица Иоанна Златоустого, Св. Вселенскаго учителя и Святителя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2341...

[«Сам не срами его плохими делами и словами; защити честь дома, если слышишь что-то противное... Богом же благословенная честь дома – это благонравная, чистая и благочестная жизнь всех членов его»]. Общие обязанности супругов После Таинства Брака супруги «стали одной плотью, тем более одной душой». На этом основываются общие их обязанности: – крепкая любовь , нестрастная, но чистая и трезвая; – мир непресекаемый и согласие нерушимое, предотвращающее неудовольствия и скоро устраняющее происшедшее нечаянно. – доверие , когда один во всем может положиться на другого; – «венец же всего – верность супружеская – и душою и телом принадлежать только друг к другу. Муж не свой, а женин, и жена не своя, а мужнина. Верность утверждает доверие; неверность, хотя только предполагаемая, рождает подозрительную ревность, прогоняющую покой и согласие и разрушающую семейное счастье. Не ревновать – святой долг, но вместе подвиг супружеской мудрости и любви. Ибо тут всегда вмешивается самость, которая и требует исключительности, и боится за нее». На этих общих для супругов обязанностях как на фундаменте их отношений строятся обязанности мужа и жены. Обязанности мужа по отношению к жене Муж – глава жены [ " Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж» ( 1Кор. 11, 3 ); жене невозможно «властвовать над мужем... ибо прежде создан Адам, а потом Ева» ( 1Тим. 2, 12, 13 )]. Исходя из этого, муж имеет следующие обязанности: а) «должен иметь и являть свое главенство над женою, не унижать себя, не отдавать главенство по малодушию или по страсти»; б) любить жену. [ " Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» ( Кол. 3, 19 ); «каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» ( Еф. 5, 33 ); святитель Феофан Затворник подчеркивает, что власть над женщиной «должна быть не деспотическая, а любовная. «Имей жену подругой и сильной любовью заставляй ее быть себе покорною«]; в) во всех делах считать жену первой, вернейшей и искренней советницей, первой поверенной его тайн; г) оказывать жене честь [»Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни» ( 1Пет. 3, 7 )]; д) быть верным жене (см.: Притч. 5, 19–21 ); е) утешать жену (см.: 1Цар. 1,8 ); ж) заботиться о ее умственном и нравственном совершенстве, снисходительно и терпеливо искореняя недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве сносить благодушно и благочестно; з) не должен позволять себе развратить ее своим небрежением и вольностью.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Как выбирать жениха (невесту)? Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. ( Притч. 31:10–12 ). Красота приглядится, а ум пригодится. Не ищи красоты, ищи доброты. Не красиво, да скажешь после спасибо. С доброй женой горе – полгоря, а радость вдвойне. Русские пословицы. Если ты здоров и она здорова, друг другу нравитесь и невеста благонадежного поведения, и мать имеет хорошего неропотливого характера, то и можешь вступить с нею в брак. Преподобный Амвросий Оптинский (1812–1891). Брать жену надобно только для того одного, чтобы избегать греха, чтобы избавиться от всякого блудодеяния; для того нужно вступать в брак, чтобы он помог нам вести жизнь целомудренную; а это будет в том случае, если мы будем брать таких невест, которые могут принести к нам великое целомудрие, великую скромность. Оставив все, будем искать в жене доброй души, чтобы найти в ней и любовь... Ищи добрых свойств в девице: скромности, благочестия и набожности; это будет для тебя лучше бесчисленных сокровищ. Прими все меры, чтобы взять жену добрую, благонравную и послушную, зная, что должно быть одно из двух: или, взяв дурную жену, переносить ее злобу, или, не желая этого и отвергнув ее, быть виновным в прелюбодеянии. И ты, когда намереваешься взять жену, не прибегай к людям, но прибегай к Богу. Скажи Богу: «кого Ты хочешь, того и определи мне Своим Промыслом»; поручи Богу это дело, и Он наградит тебя за то, что ты предоставишь Ему такую высокую честь. Святитель Иоанн Златоуст († 407). А) будь благочестив, предан Богу, на Коего уповая, молись, чтоб Сам Он послал другую половину, угодную Ему и спасительную тебе; б) ища супружеского союза, не предполагай дурных целей, или страстное блажничество, или корысть, или тщеславие; но ту одну, какую Бог определил, – взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Божию и благо других; в) когда нашел, прими, как дар Божий, с благодарностью к Богу, сколько с любовию, столько же и с почтением к сему дару.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Так наше плотское мудрование внушает нам домогаться этих мирских отличий, и в случае неисполнения своих желаний человек ропщет на судьбу, ропщет на Бога, завидует ближним, и в конце концов получается зло, грех. Но пусть каждый рассудит про себя, смеет ли кто из нас сказать, что он достоин лучшей участи, нежели та, какую даровал ему Бог? Ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: " зачем ты меня так сделал? " Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? - говорит святой апостол Павел (Рим. 9, 20-21). Правосудие Божие воздает каждому то, что находит правильнейшим, лучшим. Кто из нас дерзнет утверждать, что, будучи счастлив, он вел бы себя лучше, честнее, благонравнее, богобоязненнее? Вековой опыт показывает противное. Счастье всегда портит, надмевает человека, а несчастье отрезвляет, смиряет его. Очень легко может статься, что при постоянном здравии и благополучии, среди богатства и почестей человек, пусть и с прекрасными душевными дарованиями, зазнается, забудется, надмится душою и сделается неприступным гордецом, властолюбцем, заклятым скрягой, ненасытным развратником и даже отъявленным богоотступником. История еврейского народа, его царей Давида и Соломона, а также история Навуходоносора и повесть о Евлогии-каменосечце подтверждают это. Евлогий, пока был каменосечцем, работал весь день, не евши ничего до вечера, вечером же, возвращаясь домой, он отыскивал бедных и странников, вводил их под свой кров и кормил. Такого порядка жизни придерживался он от самой юности до старости. Однажды преподобный авва Даниил Скитский, удивляясь такой необыкновенной доброте Евлогия, сказал сам себе: " что было бы с этим человеком, если бы он был богат? Сколько бы он тогда делал всем добра! " Помышляя об этом, начал авва молить Бога, чтобы Он наградил Евлогия богатством. Три недели постился старец и совершал усердные моления. И вот, в сонном видении, ему явился велелепный Отрок и сказал: " Лучше для Евлогия оставаться тем, что он есть теперь; впрочем, ради усильной твоей просьбы о нем, я наделю его богатством, если только ты поручишься мне за его душу " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1461...

То же самое было и с ними. А слова: " скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли " , означают не что иное, как то, что они скитались, подобно беглецам и переселенцам, подобно людям, виновным в тяжких преступлениях и недостойным взирать на солнце, и даже в пустынях не нахо­дили убежища, но постоянно должны были бегать, должны были, искать пристанища, должны были живыми зарываться в землю, постоянно подвергаться страху. " И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства " (ст. 39, 40). Какая же, говорит, награда за такую надежду? Какое воздаяние? Великое, и столь великое, что даже не может быть выражено словом: " не видел того глаз " , - говорит, - " не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его " (1 Кор. 2:9); Но они ещё не получили этого, ещё ожидают, скончавшись в таких скорбях. Уже прошло столько времени, как они остались победи­телями, и ещё не получили награды; а вы, находясь ещё в подвиге, сетуете? Подумайте, что значит и чего стоить Аврааму и апостолу Павлу ожидать, когда ты достигнешь совершенства, чтобы тогда иметь возможность получить награду. Спаситель предсказал, что он не даст им награды, пока мы не придем, подобно тому, как чадолюбивый отец говорит благонравным и исполнившим своё дело детям, что не даст им есть, пока не придут их братья. А ты сетуешь, что ещё не получил награды? Что же делать Авелю, который прежде всех победил и остается неувенчанным? Что - Ною? Что - другим, жившим в те времена и ожидающим тебя и тех, которые будут после тебя? Видишь, что мы имеем преимущество пред ними? Поэтому хорошо сказал (апостол): " Бог предусмотрел о нас нечто лучшее " . Чтобы не казалось, будто они имеют преимущество пред нами в том, что увенчиваются первые, (Бог) определил увенчать всех в одно время, и тот, кто победил за столько лет, получить венец вместе с тобою. Видишь ли попечение (о нас Божие)? И не сказал: да не без нас будут увенчаны, но: " дабы они не без нас достигли совершенства " ; значит - тогда они и совер­шенными окажутся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010