Вопрос : Так сложилась моя жизнь, что я живу за рубежом. Замужем уже 30 лет. Муж хотя и протестант по крещению, но скорее неверующий. Сама я воцерковилась сравнительно недавно. Несмотря на мои уговоры, муж не хочет переходить в Православие, но и не препятствует мне ходить в церковь и крестить внуков. Венчаться по православному обряду нам нельзя. Неужели нам нужно развестись? Ответ : Разводиться с мужем вам ни в коем случае нельзя. В Священном Писании есть ответ на ваш вопрос. Дело в том, что проблема семей, где один из супругов пришел к истинной вере, а другой – пока нет, существовала и в первые века христианства. Вот что пишет об этом апостол Павел: «И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим». И далее: «Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа?» (1 Кор. 7: 13–14, 16). Ваш муж хотя и протестант по крещению, но, как вы сами пишете, «скорее неверующий»; следовательно, он мало чем отличается от тех мужей-язычников, которые были во времена апостолов Павла и Петра. Жены-христианки тоже тогда не могли получить церковное благословение на свой союз. Венчания тогда как отдельного таинства еще не было, но брак благословлялся Церковью. Епископ читал определенные молитвы, и супруги вместе причащались на литургии. Но если одна сторона супружеского союза не принимала христианства, этот союз Церковью тоже признавался браком, хотя и без церковного благословения. Иное дело , когда православный церковный человек вступает в брак с инославным, зная, что тот не хочет принять Православие. Вот это уже непонятно, ведь вопрос единства веры для православного должен стоять на первом месте. Когда вы 30 лет назад выходили замуж, я думаю, что еще сами не были воцерковлены и не придавали этому значения. Вы пишите, что «муж не препятствует ходить в церковь и крестить внуков». Это очень хорошо; я знаю немало женщин, которым мужья запрещают ходить в храм молиться. Так что не унывайте, а почаще читайте слова апостола Петра: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову (т.е. не пришли к вере. – о. П.Г.), житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3: 1–2). И это действительно так: лучшая проповедь Православия – это благонравная жизнь. Вы должны личным примером показать, что жены-христианки лучше, добрее, терпеливее, чем другие, неправославные.

http://pravoslavie.ru/45758.html

Агг.1:9—11. Сего ради сице глаголет Господь Вседержитель: зане дом мой есть пуст, вы же течете кийждо в дом свой, сего ради удержится небо от росы и земля оскудит изношения своя: и наведу меч на землю, и на горы, и на пшеницу, и на вино, и на елей, и елика износит земля, и на человека, и на скоты, и на вся труды рук их    Не дозволяет заботу о себе самих ставить на первом месте, безрассудно пренебрегая обязанностями к Богу, и предпочитать славе Божией предметы земные. Убеждает напротив уразуметь, что если несравненно высшее не находится в должном уважении, то никогда не последует благополучия и в низшем, чего они пожелали иметь. Посему и говорит: «зане дом мой есть пуст, вы же течете кийждо в дом свой», вот по причине этого-то именно и могут погибнуть и плоды на полях, когда небо уже не посылает росы, земля утрачивает силу (производительную), вместе с хлебами и виноградом засыхают и оливы, и кроме того даже меч вследствие гнева угрожает истребить людей и скотов. Итак, для медлящих совершать то, что служит к славе Бога и чрез что устрояется Его дом, то есть Церковь, не может быть ни росы духовной, то есть утешения с небес, наполняющего души и сердца, — ни благоплодия от земли, то есть добрых последствий от хороших трудов телесных, ни хлеба, ни вина, ни употребления масла. Вполне и во всех отношениях они будут бессильны и чужды веселья, не упитаются елеем духовным и останутся совсем не вкусившими и непричастными благословения Христова. А кроме того подвергнутся мечу и останутся без всякой награды за труд, хотя бы кто у них и проводил благонравный образ жизни; ибо «не увенчивается никто, если незаконно будет подвизаться», по роду подвига (2Тим. 2:5). Посему старание о предметах высших мы должны почитать делом самым почтенным и наиболее всего достойным соревнования. Предметы же, касающиеся нас самих, пусть обращают на себя меньше нашего внимания и должны идти позади забот о славе Божией. И не только жилища, деньги и все, что относится к пустой славе, но и родство, братья и отцы, как и Христос говорит негде: «иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф. 10:37)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3520...

б) «Человеку дано свыше, чтобы желап добра и не желать зла» ; и потому « вожделение доброго срошо нам с того самого мгновения, как Бог вдунул в нас нечто ему свшственное» «Как никто не сомневается, что и на облачном небе есть солнце и совершает свое течение, что и в зишее время заключается в растениях плод; потому что достойныи уважения учителем имеет он для себя предшествующий опыт, гак и прекрасное все беспрекословно признают прекрасным. Хотя худой навык поддерживает, по-видимому, в душе привязанность < дурному; однако же совесть стыдится с упорством уклоняться л признания истины, гнусным и крайне предосудительным для ce6i почитает оспаривать очевидное» «Я признаю за истину, — говорит св. Исаак Сирин, — то, что ум наш... может сам собою, и не учась, возбуждаться к доброму... Ибо доброе насаждено в природе... Все, что произрастает внутри, проникает сколько-нибудь в природу и без научения... Таково свойство естества, что само собою возбуждается оно к добру». Итак, «гнусно, лучше же сказать, стыдно... подавлять нам в себе врожденные семена добродетели, которая возделывали в себе благонравнейшие из древних». в) «Ничто не доставляет столько утешения, как чистая совесть, — хотя бы вы окружены были бесчисленными искушениями». Даже «когда другие прославляются и увенчиваются, тогда и совершившие подобныя дела» (добродетели) «радуются и торжествуют, как будто и сами они были прославляемы наравне со всеми. Итак, что блаженнее добродетельного, когда он радуется и торжествует и тогда, как другие прославляются, в славе других видя напоминание о собственных добродетелях!» «Ничто столько не поддерживается и едва не окрыляет, как добрая совесть... Не знающий отдыха ремесленник, который трудится от утра до вечера, гораздо благодушнее в сравнении с тем, кто ходит на воле и во всем имеет достаток, но сознает за собою худое». С другой стороны, «человеколюбивый Владыка, созидая в начале человека, вложил в него совесть, как не умолкающего обличителя, который не может быть обманут или обольщен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3973...

в)  Наконец, когда вам предстоит искушение на грех, тогда представляйте живо, что грех сильно прогневляет Господа, Который ненавидит беззаконие. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси (Пс. 5–8). «А чтобы вам лучше понять это – представьте правдивого, строгого, любящего свое семейство отца, который всеми мерами старается сделать детей своих благонравными и честными, чтобы за их благонравие наградить их великими своими богатствами, которые он приготовил для них с великим трудом, и который, между тем, видит, к прискорбию своему, что дети за такую любовь отца не любят его, не обращают внимания на приготовленное любовью отца наследие, живут беспутно, стремительно несутся к погибели. А каждый грех, заметьте, есть смерть для души (Иак. 1–15 и др.), потому что он убивает душу, потому что он делает рабами диавола-человекоубийцы, и чем больше мы работаем греху, тем труднее наше обращение, тем вернее наша погибель. Убойтесь же всем сердцем всякого греха». (См. кн.: «Моя жизнь во Христе», прот. Иоанна Сергиева, изд. 1-е, с. 5–6). III. Итак, слово Божие, страх адских мучений, опасение прогневать милосердого Господа да помогут нам оставаться победителями в борьбе с греховными искушениями. (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 2-е. Св. апостол Акила (Верующие должны быть единодушны) I. Cb. апостол Акила, память коего ныне, родом еврей из Понта, уверовавший в Господа Иисуса, жил в Риме с женой своей Прискиллой. По случаю волнений между иудеями, кесарь Клавдий изгнал их всех их Рима, и тогда Акила переехал в Коринф, где жил ремеслом своим: он делал палатки. Когда из Афин прибыл в Коринф апостол Павел, то он поселился в доме Акилы, и оба они работали вместе, занимаясь одним ремеслом. Павел нашел в Акиле и жене его сотрудников ревностных, они помогали ему распространять слово Божие, радостно подвергаясь гонениям и опасностям за святое дело. Они последовали за Павлом и в Ефес и там трудились с тем же усердием. Так единодушно действовали тогда верующие с усердием, и духом горящим, служа Богу всеми силами, всеми средствами своими. Горячая любовь соединяла их; все они считали себя братьями во Христе и, как братья, любили друг друга. Во многих посланиях своих апостол Павел упоминает о верных сотрудниках своих; между прочим, в послании к римлянам говорит: «приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, и домашнюю их церковь» (Рим. 16, 3–4).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В естественном порядке вещей мужеский возраст есть предпочтительно время жизни семейной и общественной. Супружеская жизнь, связи родства, служебные отношения в одно и то же время доставляют человеку множество самых чистых радостей, охраняют и укрепляют чистоту нравственности и открывают поприще для дел благочестия. Добрая и богобоязненная жена приносит с собою в семейство мир, довольство и согласие, – неоцененные сокровища: «И такая – дороже камней многоценных. Ибо она действует во благо мужу своему всю жизнь» (Притч. 31, 11. 12). «Если есть на языке ее приветливость и кротость, то муж ее выходит из ряда сынов человеческих» (Сир. 36, 25). Посему-то Премудрый научает смотреть на благонравную жену, как на дар Божий (17), ниспосылаемый человеку за его добрую жизнь или благословения его родителей. Вера одного из супругов укрепляет и утверждает веру другого. Они с тайным стыдом чувствуют свои сокровенные пороки и стараются изгладить их. Самые скорби и печаля, с которыми неразрывно соединена супружеская жизнь, услаждаются и с избытком вознаграждаются взаимною любовью супругов, нежною предупредительностью и заботливостью их друг о друге: а заботы и лишения делаются упражнением в вере и благочестии. Но если Бог благословил супружескую чету счастьем иметь детей: то радость о их рождении, успехи их воспитания, любовь и привязанность их, надежда иметь в них опору, защиту и утешение старости, сохранить в них свое имя, память семейства, рода, предков – заставляют с приятностью переносить болезни их детства и труды их воспитания. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). При этом отцы и матери семейства, насаждая в юных сердцах страх Божий, соблюдают и самих себя от всякой безрассудности, наблюдают за каждым своим словом, движением, действием, чтобы не заронить тли в юное сердце. Доброе семейство есть жилище мира, согласия, счастья, есть училище благочестия не только для детей, но и для самых родителей.

http://predanie.ru/book/221327-minuty-ue...

Все неправды человеческие предоставь Господу, ибо Бог Судия есть, а сам люби прилежно от чиста сердца всякого, да помни, что ты сам великий грешник и нуждаешься в милости Божией, а чтоб заслужить милость Божию надо всячески миловать других. Буди! Буди! Всё для всех Господь – и Судия, и щедрый Податель даров, и милость, и очищение грехов, и свет и мир, и радость и крепость сердца. Милосте моя, Милосте моя, Милосте моя, Человеколюбие, благодарю Тебя за дерзновение, дарованное Тобою мне в продолжение трех классов гимназических, за дар слова и объяснения пророчеств и за победу державным именем Твоим страстей моих и невидимых врагов моих. Слава Тебе, Вседержавный Отче, Промыслителю, Запретителю и Помощнику. Мая 5 дня 1864 года. Благодарю Тебя и за победу над скупостию и духом вражды к брату именем любви и именем Твоим. Утверди! Какой богопротивный кумир самолюбия и гордости человек скупой, когда у него ест-пьет часто ходящий к нему брат: он ест с ним гордым оком и несытым сердцем [ Пс. 100, 5 ], вражда горит во внутренностях его, и он – увы! часто бывает смешной пленник диавола! Ну, скажи мне, скупец, что на свете есть твоего? Не всё ли Божие? Хлеб ли твой? Вода ли твоя? Всё – Божие. Хлеб испрашиваем мы у Бога: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Воды – целые реки и моря, и вовеки никому их не выпить. Но благословен человек щедрый: он щедротами своими постоянно заявляет доброту своего сердца и покорность Божиим заповедям о любви к ближнему. Он не считает ничего своим и охотно делится с ближним тем, что у него есть; он молится: хлеб наш насущный даждь нам днесь, и делом оправдывает эти слова, раздробляя алчущим хлеб свой и с радостию угощая приходящих. Он всегда готов о себе сказать: гордым оком и несытым сердцем я никогда не ел с ближним [ Пс. 100, 5 ]. Кроме того, он убежден, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих [ Мф. 4, 4 ], и прилежит больше слову Божию, нерадя о хлебе, подобно Спасителю, Который говорил: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его [ Ин. 4, 34 ]. При этом он еще помнит слова Спаса нашего: не пецытеся, то есть не беспокойтесь, душею вашею, что ясте, или что пиете [ Мф. 6, 25 ]... Ищите же прежде Царствия Божия (царства любви) и правды его (исполнения заповеди о любви: сия заповедаю вам, да любите друг друга [ Ин. 15, 17 ]), и сия вся приложатся вам [ Мф. 6, 33 ], как и земные родители умножают свою любовь и попечение о благонравных детях и с избытком, без их забот и попечений доставляют им всё необходимое. Внемли себе, человек, да не посмевается над тобою бес вражды и скупости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вспомним евангельскую притчу о блудном сыне. Старший брат, наверное, очень удивился бы, если бы мы спросили, считает ли он младшего своим врагом. Но он настолько уязвлен щедростью прощения, которое отец излил на младшего, что ему не хочется входить в отцовский дом и делить общее веселье. Как же, он жизнь свою положил на то, чтобы заслужить, заработать свои сыновние права в доме. И этого заслуженного, заработанного, причитающегося права у него никто не отнимает; от отца еще раз подтверждено: «сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое» ( Лк. 15:31 ). Но младший, который ничего не выслужил себе, кроме срама, – ну, пусть бы еще отец его простил на каких-то условиях; но зачем, зачем это прощение – такое праздничное, пиршественное, безгранично-щедрое? Что бы ни было, благонравный исполнитель отцовских приказов хотел бы удержать чувство превосходства над кающимся беспутником, которое соответствует понятию «справедливости». (То же понятие – у других персонажей евангельских притчей, например, у фарисея, благодарящего Бога за то, что он, фарисей, не таков, как прочие, грешные люди, или у работников, сполна получивших договорную плату, но обиженных тем, что их товарищи, нанятые попозже и работавшие поменьше, из чистой милости получили столько же). Всем этим «правильным» людям хотелось бы, чтобы Бог миловал не чересчур великодушно, а в меру, не «переборщив». Это значит, что в тайне своей души, быть может, не вполне понимая, что делает, каждый из них навязывает Богу свою собственную меру. И каждому из них Бог отвечает: «разве Я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что Я добр» ( Мф. 20:15 ). И еще: «не ваши пути – пути Мои» ( Ис. 55:8 ). Есть люди, которым легче телом и душою повергаться перед Богом во прах, простираться ниц перед Его беспредельным и запредельным величеством, чем каждый миг воздавать Ему самое простое уважение, такое, какое мы обязаны воздавать даже ближнему, даже равному, тем более – старшему. Простая наука, которой хорошие родители учат детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Для блаженной и евангельской жизни потребно всем нам, благословенные христиане, учение, которым бы мы могли спастись в сем житейском море от всяких злоключений и получить первоначальный вид нашего здания, который мы утратили после изгнания из прекрасного рая, когда попали во власть всеядной смерти за наши грехи. И святой апостол Павел учит нас этому, говоря святому апостолу Тимофею: «Вникай в себя и в учение; занимайся этим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» ( 1Тим. 4:16 ). А где нет учения, говорит Писание, там нет и добра. О чем же должно быть это учение? О том, чтобы разуметь и знать Господа Бога, Творца всего видимого и невидимого здания, и благодарить Его за все строение мира этого. Кому его надлежит иметь? Всякой душе разумно-словесной, то есть человеку. Когда? Каждый день и час каждым вздохновением молить и славить Бога. Где надлежит исполнять его? На всяком месте, сидя и находясь в пути, и лежа, мы должны премного помнить о Боге. Почему это надобно? Потому что Он сотворил нас, а мы люди Его и овцы паствы Его (см. Пс. 94:7 ). Каким образом мы должны исполнять это учение? С благоразумием и любовью, а не в безумстве и грехопадениях. Со страхом Господним, ибо Бог «страшен для царей земных» ( Пс. 75:13 ) и «мы Им живем, и движемся, и существуем» ( Деян. 17:28 ). И все мы, живем ли мы в добре, или во зле, встанем пред Ним на Суде, согласно учению апостола Павла: «Всем нам должно явиться перед Судом Христовым »( 2Кор. 5:10 ). Каждый желающий научиться какому-либо ремеслу или науке всячески старается найти себе хорошего и искусного учителя. Сколь же более нам, о люди Божии, подобает искать спасение, чтобы, избегнув грехов, пожить праведно, в ожидании наследия вечного и всерадостного пребывания на небесах! Но мы, бедные, нерадивые, забываем о себе, не ищем учителя, не поступаем благонравно, не боимся Господа Бога нашего, но неразумно уклоняемся ко грехам, лишили свой душевный образ видения Божия и подверглись тлению, прилепляемся к суетным вещам и делам (2).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

е. (родил) по вере. А слово – истинному он прибавил, желая выра­зить этим то, что он совершенное и большее, нежели другие, имеет с ним сходство; кроме того (хотел выразить) и свою любовь и великое к нему расположение. Вот опять в ( ν) упо­требляется при слове – вера: он говорит: «истинному чаду в вере». Заметь также, какая в этом похвала (для Тимофея), если (апо­стол) называет его не только сыном своим, но и истинным сыном. «Благодать, милость, мир от Бога, Отца нашего, и Христа Иисуса, Господа нашего» 2. Отчего в начале других посланий он нигде не ста­вит (слова) милость, а только здесь? И это от великой любви его (к Тимофею): о большем он молится для своего сына, опасаясь и трепеща за него. Он до того беспокоился об нем, что, – чего никогда не делал, – писал к нему о предметах, относящихся к телесным нуждам, когда, например, говорил: «употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов» ( 1Тим.5:23 ), – потому что наставники нуждаются в большем снисхождении. " От Бога, – говорит, – Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего». Здесь опять утешение. В самом деле, если Бог есть Отец, то Он печется (о людях), как о детях. Послушай, что говорить Христос: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень» ( Мф.7:9 )? «Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе» ( 1Тим.1:3 ). Послушай, как кротко он говорит к нему, не голосом учителя, а слуги. Не сказал: я приказал, или – повелел, или даже – убедил; но что? «Просил тебя» Впрочем, не со всеми учениками мы должны так поступать, но только с кроткими и благонравными; а с другими, испорченными и не вполне преданными – иначе, как и сам он, в другом месте пиша, говорит: «обличай их со всякою властью» ( Тит.2:15 ), или смотри, что он и здесь говорит: «увещевать некоторых», не (говорит): умоли их, но – «чтобы они не учили иному». Что это значит? Разве послание Павла, которое он написал к ним (ефесянам), было недостаточно? Достаточно было, но люди скорее готовы оказывать неуважение к посланиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Евр 11:39. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, Евр 11:40. потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. «Какая же, говорит, награда за такую надежду? Какое воздаяние? Великое, и столь великое, что даже не может быть выражено словом (1 Кор 2:9). Но они еще не получили этого, еще ожидают, скончавшись в таких скорбях. Уже прошло столько времени, как они остались победителями, и еще не получили награды; а вы, находясь еще в подвиге, сетуете. Подумайте, что значит и чего стоит Аврааму и апостолу Павлу ожидать, когда ты достигаешь совершенства, чтобы тогда иметь возможность получить награду? Спаситель предсказал, что Он не даст им награды, пока мы не придем, подобно тому, как чадолюбивый отец говорит благонравным и исполнившим свое дело детям, что не даст им есть, пока не придут их братья. А ты сетуешь, что еще не получил награды? Что же делать Авелю, который прежде всех победил и остается неувенчанным? Что — Ною? Что другим, жившим в те времена и ожидающим тебя и тех, которые будут после тебя? Видишь, что мы имеем преимущество пред ними? Поэтому хорошо сказал апостол: « Богу лучшее что о нас предзревшу…»  Чтобы не казалось, будто они имеют преимущество пред нами в том, что увенчиваются первые,  Бог  определил увенчать всех в одно время, и тот, кто победил за столько лет, получит венец вместе с тобою. Видишь ли попечение о нас Божие? И не сказал: да не без нас будут увенчаны, но: « да не без нас совершенство приимут»; значит — тогда они и совершенными окажутся. Они предупредили нас в подвигах, но не предупредят о получении венцов; и это не есть несправедливость к ним, но честь нам, так как и они ожидают своих братьев. Если все мы — одно тело, то для этого тела более удовольствия, когда оно увенчается всецело, а не по частям. Праведники потому и достойны удивления, что они радуются благам братьев так же, как своим собственным. И они сами желают быть увенчанными с другими своими членами, потому что в общем прославлении — большее удовольствие» (Злат.).

http://bible.predanie.ru/nedelya-2-aya-p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010