Во времена правление Василия III случилось чудо. Не вняв предупреждению местного жителя, садясь на коня, князь И.М. Шуйский попрал ногой камень, лежавший на могиле князя Даниила. Сильно занедужив, князь едва не умер и был исцелен лишь после молебна у могилы князя, который священник отслужил. Во времена правления царя Ивана IV произошло новое чудо. В столицу из Коломны приехал купец с больным сыном. Ко гробу святого Даниила он принес сынаи сталистово молиться. Здесь Господь исцелил недужного. В середине XVI века в Даниловой обители возобновили монашескую жизнь. Митрополит Московский Макарий освятил новый каменный храм во имя святых Отцов Семи Вселенских Соборов в 1561 году. По преданию, святой князь Даниил явился во сне царю Алексею Михайловичу и по его повелению 30 августа 1652 года патриарх Никон с собором епископов в присутствии царя вскрыл гробницу, святые мощи князя были обретены нетленными. Мощи перенесли в собор в честь св. Отцов семи Вселенских Соборов. В 1677 г. церковный Собор постановил, что святой князь Даниил заслуживает, чтобы «панихиды, и литургии служити, и милостыню творити». Историк церкви Е.Е. Голубинский полагает, что мощи князя «обретены были только в чаянии прославления их чудотворениями», празднование же святому князю установили в конце XVIII – начале XIX в. Установлены два дня памяти святого благоверного князя Даниила Московского - 17 (4) марта и 12 сентября (30 августа). Настоятель монастыря архимандрит Константин составил первую службу святому Даниилу в 1761 году, полвека спустя митрополит Платон (Левшин) составил житие святого князя Даниила и новую службу. Данилов монастырь охранял южный пределы столицы. В 1591 году во время подходе на Москву войска хана Казы-Гирея «велел государь боярам и воеводам всем полки ставитца по Москве реке на лугех под Коломенским и под Даниловским монастырем». В ночном сражении защитники обители отбили нападение неприятеля (Разрядная книга 1550-1636 гг. М., 1976. Т. 2. С. 81-82). В 1606 году у Данилова монастыря произошло сражение отряда Ивана Болотникова с войсками воеводы М.В. Шуйского. В 1607 году близ Данилова монастыря был казнён казацкого «царевича Петрв», Илейку Муромца, соратника Болотникова. Во время подхода на Москву войска гетмана Жолкевского казаки Тушиского Вора Лжедмитрия II сожгли монастырь в 1610 году.

http://sobory.ru/article/?object=03047

Государственный подвиг святого Даниила неотделим от подвига духовного. Не случайно его, единственного среди русских князей, Церковь прославила в двух чинах — как преподобного и благоверного князя. Особенные достоинства его — смирение, миролюбие, отвержение своей воли и всецелое послушание воле Божией. Это качества монашеские. Он и умирает князем-иноком, и завещает похоронить себя не как властителя, а как монаха — на братском монастырском кладбище. Как инок он до конца жизни несет свой крест и следует за Христом. Как князь он благоустраивает свое княжество на твердом основании исполнения заповедей Божиих. Главной заботой князя Даниила было благоденствие Руси и мир между владетельными князьями. Вместе со своим двоюродным братом святым Михаилом Тверским он защищает Переяславль от притязаний великого князя Андрея. Он защищает свое княжество и соседние с ним земли от нападения Рязанского князя Константина, сговорившегося с татарами. На княжеских съездах он старается водворять мир и, как показано на миниатюре летописного свода XVI века, имеет духовное превосходство над другими князьями, увещевает их и даже повелевает. Он был нестяжатель и миротворец, но когда бездетный князь Иван Переяславский завещал Москве свой богатый и многолюдный удел, святой князь Даниил принял этот дар Божий и отстоял его с мечем в руках. Посылая в Переяславль своего сына Юрия и дав ему «множество воинов», как сказано в летописи, князь Даниил защищал не свои личные интересы, а великое дело начавшего государственного строительства. Начальный путь этого строительства пролагался тихо и незаметно. Мало кто предполагал тогда, что в Москве занимается заря нового царства, а вместе с тем наступает время столь долгожданного освобождения от татарского ига. Никто не видел в кротком Московском князе великого строителя, зачинателя нового периода русской истории, который продлился до 1917 года. История Московского царства, управляемого потомками князя Даниила, освещена светом его праведной жизни. Его заветы, оставленные детям, передавались от отцов к сыновьям в последующих поколениях русских правителей, как Рюриковичей, так и Романовых, сохранялись ими и исполнялись.

http://e-vestnik.ru/history/doklad_names...

3 класса мужской монастырь, находящийся в столичном городе Москве, за Серпуховскими воротами, подле Даниловской заставы, на берегу реки Москвы, построен около XIII столетия Св. Благоверным Великим первым Князем Московским Даниилом Александровичем, сыном Благоверного Князя Александра Невского. Первоначально там монастырь создан был им деревянный небольшой во имя Св. Даниила Столпника, а в 1330 году при сыне его великом Князе Иоанне Данииловиче Московском, называемом Калита, переведён оный во двор Царский к Спасу Преображения, что на Бору; потом при Великом Князе Василии Иоанновиче в другой раз переведён на новое место, на гору Крутицу к Спасу Преображения (см. описание Новоспасского монастыря). А при Царе Иоанне Васильевиче и первоначальный Данилов монастырь возобновлён каменным строением. Из надписи на гробе Св. Благоверного Князя Даниила, там находящегося, явствует, что он преставился в лето 6811/1303 Марта 4, а мощи его обретены лета 7160/1652 Августа 30; а из другой надписи в сем монастыре снаружи гроба внизу на левой стороне высеченной значит: повелением Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича и Святейшего Никона Патриарха, того же года и числа перенесены сего монастыря в церковь во имя Седми Вселенских Соборов, где и поныне на левом клиросе в украшенной раке откровенны опочивают. Здания в монастыре сем ныне все каменные следующие: 1) ЦЕРКОВЬ соборная в память Семи Вселенских Соборов двухэтажная; внизу оной храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Даниила Пророка; 2) ЦЕРКОВЬ во имя Даниила Столпника; 3) ЦЕРКОВЬ над святыми воротами под колокольней Св. Симеона столпника; 4) КОЛОКОЛЬНЯ; 5) КЕЛЬИ; 6) ОГРАДА вокруг монастыря. До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 1243 души крестьян и настоятельство Архимандричье; по Штатам же положен в 3 классе с настоятельством Игуменским; но в 1798 году учреждена паки Архимандрия 3 класса. Добавление из VI тома В дополнение и поправку см. выше, ч. VI, стр. 441 и следующие 1 . Данилов Троицкий Переславский

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Об этом свидетельствуют многие события русской истории. Скажем лишь о некоторых из них.   Церковь и государство От своих предков Рюриковичей святой князь Даниил унаследовал сознание необходимости единства государственного и церковного строительства. Неслучайно он основал близ Москвы монастырь во имя своего небесного покровителя. Устроив обитель, святой Даниил испросил святительское благословение на учреждение в ней архимандрития. Это был обдуманный шаг государственного деятеля, свидетельствующий о том, что князь сознательно упрочивал достоинство Москвы. В то время архимандрития была редким явлением во Владимирской Руси, и ее наличием статус Москвы повышался, а княжеский монастырь делался центральным среди будущих московских обителей. Архимандрит был первым лицом в церковной жизни княжества после архиерея и помощником князя в его трудах. Так было начато созидание Московского государства в единстве двух властей — светской и церковной. Потомки князя Даниила следуют этому основному закону русской жизни. Сын его Иван Калита в лице святого митрополита Петра имел не только духовного наставника. Святителя и великого князя соединяли узы любви и дружбы. Святой митрополит Алексий в дни малолетства благоверного князя Димитрия Донского управлял государством и был образцом христианского политика. Духовная грамота князя Димитрия, в которой великое княжение Владимирское объявлялось наследственным владением Московских князей и передавалось от отца к сыну, — тем самым устанавливался основной принцип самодержавия, — была составлена в присутствии преподобного Сергия Радонежского. Так Печальник земли Русской освятил рождение новой русской государственности. Другой русский святой — святитель Макарий, став Московским митрополитом в самом начале правления Ивана Грозного, указал юному Государю величие задач, стоящих перед ним. По мудрому совету митрополита Иван Васильевич венчался на царство. Известно, в каком тесном духовном общении пребывали последний потомок князя Даниила царь Феодор Иоаннович и первый русский патриарх Иов, избранный в годы правления царя Феодора. Патриарх Иов написал и житие Феодора Иоанновича, уже при жизни почитавшегося святым. По его кончине, когда Россия на время осталась без царя, патриарх Иов взял на себя управление «безгосударной» страной.

http://e-vestnik.ru/history/doklad_names...

Об этом свидетельствуют многие события русской истории. Скажем лишь о некоторых из них. Церковь и государство От своих предков-Рюриковичей святой князь Даниил унаследовал сознание необходимости единства государственного и церковного строительства. Не случайно он основал близ Москвы монастырь во имя своего небесного покровителя. Устроив обитель, святой Даниил испросил святительское благословение на учреждение в ней архимандрития. Это был обдуманный шаг государственного деятеля, свидетельствующий о том, что Князь сознательно упрочивал достоинство Москвы. В то время архимандрития была редким явлением во Владимирской Руси и ее наличием статус Москвы повышался, а княжеский монастырь делался центральными среди будущих московских обителей. Архимандрит был первым лицом в церковной жизни княжества после архиерея и помощником князя в его трудах. Так было начато созидание Московского государства в единстве двух властей - светской и церковной. Потомки князя Даниила следуют этому основному закону русской жизни. Сын его Иван Калита в лице святого митрополита Петра имел не только духовного наставника. Святителя и Великого Князя соединяли узы любви и дружбы. Святой митрополит Алексий в дни малолетства благоверного князя Димитрия Донского управлял государством и был образцом христианского политика. Духовная грамота князя Димитрия, в которой великое княжение Владимирское объявлялось наследственным владением Московских князей и передавалось от отца к сыну - тем самым устанавливался основной принцип самодержавия - была составлена в присутствии преподобного Сергия Радонежского. Так Печальник земли Русской освятил рождение новой русской государственности, Другой русский святой - святитель Макарий, став Московским митрополитом в самом начале правления Ивана Грозного, указал юному Государю величие задач, стоящих перед ним. По мудрому совету митрополита Иван Васильевич венчался на царство. o Известно, в каком тесном духовном общении пребывали последний потомок князя Даниила Царь Феодор Иоаннович и первый русский Патриарх Иов, избранный в годы правления Царя Феодора. Патриарх Иов написал и Житие Феодора Иоанновича. уже при жизни почитавшего святым. По его кончине, когда Россия на время осталась без Царя, Патриарх Иов взял на себя управление " безгосударной " страной.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

И вот с Военным инженерным научно-исследовательским институтом им. Д. М. Карбышева решено было возвести храм в честь великого благоверного князя Даниила Московского. Выдающийся строитель, тонкий ценитель фортификационных и крепостных сооружений, этот князь считается покровителем инженерных войск. Основное историческое достижение благоверного князя, сына великого Александра Невского, - это превращение Москвы, что называется, в режиме реального времени, из политической провинции, ограниченной бессеином Москвы-реки, в цветущий город, вокруг которого начало строиться новое, молодое княжество. Инициатива и идея строительства здесь храм во имя Даниила Московского принадлежала С. А. Иконникову и С. В. Кривченко при поддержке начальника инженерных войск РФ (1999-2008) генерал-полковника Николая Ивановича Сердцева. 21 января 2003 года Высокопреосвященнейшим архиепископом Григорием был заложен храм на территории парка им. Карбышева, где некогда располагалась старинная усадьба Болдино. Стоит сказать, что к тому времени, это была бесхозная, захламлённая территория, на которой лишь располагалось здание закрытого к тому времени детского сада. А пока строилась церковь из белого кирпича лаконично вписывающаяся в ландшафт местности, рядом в вагончике совершались молебны с акафистом святому Даниилу Московскому. Но, чтобы можно было служить Литургию и вести полноценную приходскую жизнь, благотворители предложили рядом с Данииловским храмом построить небольшой каменный храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. И вот уже 4 декабря 2006 года, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия протоиереем Константином Островским, бывшим тогда благочинным Красногорского церковного округа, был совершён чин основания Владимирского храма, который стал приписным к строящемуся Данииловскому. Средства на строительство этой церкви выделил Владимир Лукич Рябинов, генерал-лейтенант, бывший начальник инженерных войск РФ.

http://sobory.ru/article/?object=23374

Священническое служение отца Иуды Нусиро начиналось в условиях нормализации отношений Православной Церкви в Стране восходящего солнца с Московским Патриархатом, даровавшим ей в 1970 году автономию. Седьмого мая 1999 года скончался Митрополит Феодосий (Нагасима; 1935–1999), занимавший с 1972 года пост Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви. В одном из интервью Митрополит Даниил рассказывал, что среди японцев мало желающих становиться монахами, поскольку не в японской традиции человеку быть одному. И в 1999 году не нашлось монашествующих кандидатов, из которых мог бы быть избран новый Митрополит Токийский и всей Японии. Кончина Предстоятеля застала его преемника овдовевшим протоиереем.   Протоиерей Иуда Нусиро оказался в числе трех священнослужителей, чьи кандидатуры были представлены Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и Священному Синоду Русской Православной Церкви для изучения возможности посвящения во епископы. Двадцатого августа 1999 года в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры протоиерей Иуда Нусиро был пострижен в монашество с наречением имени Даниил — в честь святого благоверного князя Даниила Московского. Шестого сентября 1999 года иеромонах Даниил (Нусиро) в Успенском соборе Московского Кремля был возведен Патриархом Алексием II в сан игумена, а месяц спустя, 6 октября того же года, Священный Синод Русской Православной Церкви определил ему быть епископом Киотским. Одиннадцатого ноября 1999 года в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря в Москве архиепископ Калужский и Боровский Климент возвел избранного епископа Даниила в сан архимандрита. Четырнадцатого ноября 1999 года в Елоховском Богоявленском кафедральном соборе Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей возглавил хиротонию архимандрита Даниила (Нусиро) во епископа Киотского и управляющего Западно-Японской епархией Японской Автономной Православной Церкви. Поместный Собор Японской Автономной Православной Церкви, проходивший 3–5 марта 2000 года, избрал на Митрополичий престол сопостриженника епископа Даниила епископа Иокогамского Петра (Арихару; † 2000), чье самочувствие стало быстро ухудшаться в связи с онкологическим заболеванием. В апреле того же года Митрополит Петр подал Патриарху Алексию II прошение об отставке.

http://e-vestnik.ru/obituaries/mitropoli...

В сугубую ектению были включены особые прошения о ныне чествуемом Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле. После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Ткачев, клирик храма Воскресения Словущего на Успенском вражке г. Москвы. На телеканале «Союз» осуществлялась прямая трансляция торжественного богослужения. По окончании Литургии был совершен благодарственный молебен. Молитву прочитал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Затем Блаженнейший митрополит Онуфрий огласил  поздравительный адрес  Святейшему Патриарху от имени членов Священного Синода Русской Православной Церкви, после чего преподнес Его Святейшеству Казанскую икону Божией Матери, Патриарший параман и букет цветов. Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов поздравил Святейшего Владыку от лица Президента Российской Федерации В.В. Путина. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся с  Первосвятительским словом . Во внимание к усердным трудам на благо Церкви Святейший Патриарх Кирилл удостоил церковных наград архипастырей и пастырей, отмечающих знаменательные даты. В связи c 65-летием со дня рождения и 25-летием архиерейской хиротонии  митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион  награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского I степени. В связи с 25-летием архиерейской хиротонии и 65-летием со дня рождения  митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий  награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского I степени. В связи с 75-летием со дня рождения  митрополит Феодосийский и Керченский Платон  награжден орденом преподобного Серафима Саровского I степени. В связи с 85-летием со дня рождения и 40-летием архиерейской хиротонии  митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава  награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени. В связи с 60-летием со дня рождения  митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон  награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, II степени.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4364987...

На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви епископ Одинцовский и Красногорский Фома, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии, был возведен в сан архиепископа. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Владыка совершил иерейскую хиротонию диакона Андрея Барашкова, клирика храма Успения Пресвятой Богородицы, Патриаршего подворья в Гончарах г. Москвы, Представительства Болгарской Православной Церкви при Московском Патриаршем престоле. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Сергий Фейзулин, и.о. настоятеля храма Живоначальной Троицы при б. Черкасской богадельне г. Москвы. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Чимкентского и Туркестанского Хрисанфа на служение. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и молитву у мощей святителя Филарета, после чего обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Затем Святейший Владыка вручил церковные награды. Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 65-летием со дня рождения председатель Совета Фонда возрождения Старицкого Успенского монастыря В.Б. Христенко был награжден орденом преподобного Серафима Саровского I степени. Во внимание к поддержке церковно-общественных инициатив и в связи с 60-летием со дня рождения заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н. Горбенко был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского II степени. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» С.Л. Кравец был награжден орденом благоверного князя Даниила Московского II степени. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://patriarchia.ru/db/text/5982430.ht...

На  телеканале «Союз»  шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. По завершении Литургии были совершены славление и молитва у раки с мощами преподобномученицы Елисаветы. Затем Святейшего Владыку приветствовала игумения Елисавета (Позднякова). Настоятельница обители преподнесла Его Святейшеству икону святой преподобномученицы Елисаветы и изданное в этом году к 100-летию ее мученической кончины двухтомное издание, содержащее документы и материалы о жизни преподобномученицы. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал образ святого священномученика Гермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви и в связи с 25-летием возрождения Марфо-Мариинской обители милосердия игумения Елисавета (Позднякова) была удостоена Патриаршей грамоты и медали «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви». Во внимание к помощи Марфо-Мариинской обители милосердия Патриаршая грамота была вручена председателю Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкому. Во внимание к помощи Марфо-Мариинской обители милосердия и в связи с 70-летием со дня рождения председатель Совета директоров АФК «Система», В.П. Евтушенков был награжден орденом преподобного Серафима Саровского II степени. Во внимание к помощи Марфо-Мариинской обители милосердия и в связи с 25-летием возрождения означенного монастыря учредитель компании ООО «Мейджор-Авто» М.А. Бахтиаров был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Во внимание к помощи Марфо-Мариинской обители милосердия и в связи с 25-летием возрождения означенного монастыря старший вице-президент, член правления «Бинбанка» К.А. Петров был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. В тот же день в рамках торжеств в Марфо-Мариинской обители епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон совершил освящение часовни в честь святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны.

http://patriarchia.ru/db/text/5280822.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010