Разумеется, мы не сможем охватить все аспекты богословия таинств – для этого потребовалось бы провести не одну конференцию. Но сегодня мы с вами приступаем к исследовательской работе, которая, надеюсь, позволит по окончании конференции получить объемную картину, в которой будут представлены основные аспекты сакраментологии и обозначены проблемы, требующие дальнейшего исследования и обсуждения. Нашему вниманию будут предложены доклады специалистов в различных областях церковной науки. Они дадут материал для собственно богословской работы. В конечном счете мы должны стремиться к тому, чтобы дать современное изложение церковного учения о таинствах вообще и о конкретных таинствах в частности. Имея в виду именно эту задачу, работа каждой секции, посвященной тому или иному таинству, будет начинаться с обобщающего доклада доктринального характера. В этих докладах, которые являются плодом соборного разума, будут рассмотрены именно богословские аспекты конкретных таинств. В этой связи хочу сообщить, что нынешней конференции предшествовал серьезный подготовительный этап. По благословению Его Святейшества Святейшего Патриарха Алексия II в течение этого года Синодальная Богословская комиссия совместно с различными богословскими учебными заведениями нашей Церкви провела серию научных семинаров. Каждый из них был посвящен одному из церковных таинств. В эту работу были вовлечены епархиальные архиереи, ректоры, преподаватели, а также студенты духовных академий и семинарий. Материалы проведенных семинаров представлены в сборнике, изданном к началу нашей конференции. Таким образом, сочетание, с одной стороны, доктринального подхода и, с другой стороны, специальных подходов – библейского, патрологического, литургического, канонического – позволит нам увидеть подлинный масштаб и глубину рассматриваемой тематики. Чтобы осветить различные конкретные аспекты темы, мы пригласили для участия в нашей конференции в качестве докладчиков отечественных и зарубежных специалистов. Среди них есть выдающиеся представители современной академической науки. Мы надеемся, что наша совместная работа, предполагающая компетентную дискуссию и личное общение, будет взаимополезной и послужит дальнейшему развитию богословского знания. Его Святейшество Святейший Патриарх Алексий обратил внимание на эту важнейшую задачу: развивая «сотрудничество наших церковных структур с зарубежными и светскими научными центрами и университетами», «придать импульс поступательному развитию церковной науки и богословского образования» в нашей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

2. Gourdain J.-L., ed. Jérôme, Homélies sur Marc/Sources Chrétiennes. 494. Paris, 2005. 232 p. 3. Фокин А.Р. Блаженный Иероним Стридонский – библеист, экзегет, теолог. М.: Центр библейско-патрологических исследований, 2010. 224 с. 2 Morin G, ed. Sancti Hieronymi presbyteri Commentarioli in Psalmos. Tractatus sive Homiliae in Psalmos, Marci Evangelium aliaque varia argumenta. Tractatus sive Homiliae in Psalmos quattuordecime varia argumenta.//Anecdota Maredsolana, Vol. III, partes I-III, 1895–1903=CCSL. 78. 9 Латинский перевод этих евангельских слов Fides tua te salvam fecit в большей степени, чем греческий текст, допускает другое понимание: Вера твоя сделала тебя здоровой. 10 Illi refert, quod sanavit. Возможно иное понимание: «приписывает это тому, что исцелило», то есть вере. 13 Иероним использует здесь интересное выражение populus gentium. В то время, как слово populus в Библии применяется в отношении богоизбранного народа, словом gentes обозначаются племена и народы, не знающие Истинного Бога, то есть язычники (слав. «языки»). Следовательно, выражение populus gentium призвано подчеркнуть, что после пришествия в мир Спасителя избранный народ Божий состоит из верой принявших Христа, независимо от их этнической принадлежности. 15 «Еврейская истина» (hebraica veritas) – характерное для блж. Иеронима словосочетание, отражавшее его убеждение в превосходстве еврейского текста Ветхого Завета над Септуагинтой. 17 Еккл.4:12 : и веревка, втрое скрученная, нескоро порвется. В синодальном переведено как «нитка», в то время как в данной цитате у Иеронима (в соответствии с Септуагинтой) spartum, в Вульгате – funiculus. 20 По-видимому, Иероним в форме «куми» придает окончанию императива женского рода -и значение местоименного суффикса 1 л. ед. числа. Насколько оправдана такая интерпретация, требует отдельного рассмотрения. 22 То есть, само возвращение девочки к жизни без всяких слов свидетельствует о происшедшем чуде. 25 Иероним использует слово parabola, что, как и последующий текст беседы, свидетельствует о том, что даже исторические события Евангелия он стремится трактовать иносказательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Таким образом, по изложению фактов эта история представляет значительный шаг вперёд. Затем, во второй половине XVIII в., является ещё несколько протестантских церковных историй, а именно: Паффафа и Баумгартена. Но в их произведениях спокойное объективное направление, высказанное Мозгеймом, переходит в холодное, равнодушное отношение к фактам. В конце XVIII в. явилась законченная уже в XIX в. история Шрекка (Schrek). Это самая обширная церковная история, состоящая из 45 томов. Она довольно объективна, но не глубока, поверхностна. В сущности, это свод, компиляция из предшествовавших историй. Но Шрекк обратил большое внимание на мало известные стороны церковной истории. Так, у него сравнительно больше места отведено истории восточной средневековой церкви, которая обыкновенно почти совершенно игнорируется западными учёными. Но теперь его история потеряла значение, потому что в нынешнем веке выдвинулись более серьёзные церковно-исторические произведения. Кроме этих цельных церковный историй между протестантами в XVII-м, а особенно в XVIII в., выдвигается несколько писателей, сочинений по частным отраслям науки церковной истории. Назовём из них Буддея, Вальха, Фабрициуса. Буддей оставил сочинение по библейской истории 6 , а также несколько монографий о христианстве и сектантстве первых веков. Вальх написал обширное сочинение по истории древних ересей, в II частях. Конечно, он не мог пользоваться источниками, которые были открыты уже после него (напр. Философуменами), но всё, что тогда было известно; он свёл, разобрал все мнения, так что эта обширная справочная книга относительно того, что было сделано до Вальха по изучению сектанства. Но это сочинение написано крайне сухо, растянуто. – Самым замечательным и даровитым является Фабрициус, известный особенно своими трудами по церковной литературе. В своих изданиях – Bibliotheca Graeca u Bibliomheca Latinitatis Mediiaevi – он собрал всё то, что уже было сделано относительно древних христианских писателей. Эти издания далеко оставляют за собой даже труды превосходных католических патрологов: Селье, Дюпеня и др. Не только все сохранённые патрологические сочинения описаны Фабрицием, но даже и утраченные подвергнуты исследованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

9 . Мы знаем, что блаженны мертвые, умирающие в Господе 56 , и никакого отношения к ним не имеет то, что они сделали бы, если бы прожили более длительное время. 10 . Мы знаем, что те, кто своим сердцем веруют в Господа 57 , делают это по своей воле и свободному решению. 11 . Мы знаем, что мы, будучи уже верующими, поступаем согласно правой вере, когда молимся Богу о тех, кто не желают веровать, чтобы они пожелали этого. 12 . Мы знаем, что правильно и истинно мы должны воздавать и всегда воздаем Богу благодарение о тех из них, кто уверовали, [считая это] Его благодеянием. В этих двенадцати положениях содержится истинное учение о благодати 17 . Я думаю, ты понимаешь, что я в этих [положениях], о которых сказал, что мы это знаем, не хотел упоминать все, относящееся к кафолической вере, но [говорил] лишь о том, что касается вопроса о благодати Божией, о котором идет у нас рассуждение, а именно: предшествует ли эта благодать человеческой воле или же следует за ней, то есть – чтобы выразить это еще яснее – дается ли нам благодать потому, что мы желаем, или же посредством нее Бог делает так, что мы желаем. Итак, если и ты, брат, вместе с нами признаешь эти двенадцать положений, о которых я сказал, что мы знаем их как относящиеся к правой и кафолической вере, то я благодарю Бога, – а благодарил бы я Его не истинно, если бы благодать Божия не сделала так, что ты их признаешь. И если ты признаешь их, то не нужно нам больше никакого спора по этому вопросу. CPL 262 Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 978–989. Мес­та с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911.Vol. 57. Р. 403–425 Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./Письмо 217. К Виталию Карфагенскому. 273-295 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

А мы говорим, что Христос есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца без всякого начала во времени, и что Он же есть истинный человек, рожденный от человеческой Матери в определенную полноту времени. И Его человечество, по которому Он меньше Отца, ничем не уменьшило Его Божества, по которому Он равен Отцу. Причем и то, и другое есть один Христос, Который по Божеству вполне истинно сказал: «Я и Отец одно» ( Ин.10:30 ), а по человечеству не менее истинно сказал: «Отец Мой больший Меня» ( Ин.14:28 ). Итак, Тот, Кто сотворил от семени Давидова этого праведного Человека, никогда не бывшего неправедным; сотворил без всякой заслуги Его предшествующей воли, Он же и из неправедных делает праведных без всякой заслуги их предшествующей воли, чтобы Он был Главой, а они – Его членами ( Еф.4:15–16 ). Кто сотворил этого Человека без всяких Его предшествующих заслуг не имеющим никакого греха, который нужно было бы отпустить Ему, – ни приобретенного по происхождению, ни совершенного по воле, – Он же без всяких предшествующих заслуг их творит верующих в Него, Которым отпускает всякий грех . Кто сотворил Его таким, что Он никогда не имел и не будет иметь злой воли, Он же в членах Его творит из злой воли добрую. Итак, [Бог] предопределил и Его, и нас; поскольку и в Нем, чтобы был Он Главой нашей, и в нас, чтобы были мы телом Его, Он предузнал не предшествующие наши заслуги, но будущие Свои дела.     3аключение     68. Те, кто читают это, если понимают, – пусть воздают благодарение Богу, а если не понимают, пусть молятся, чтобы внутренним учителем их стал Тот, от лица Которого знание и разумение ( Притч 2:6 ). Те же, кто полагают, что я ошибаюсь, пусть вновь и вновь с усердием обдумывают сказанное, чтобы не случилось им самим ошибиться. А я, становясь благодаря читающим мои труды не только более ученым, но и более безупречным [в мыслях], смогу познать из этого благоволение Божие ко мне. И более всего ожидаю я этого от учителей Церкви, если попадет [мой труд] к ним в руки и они соблаговолят узнать то, что я пишу. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О даре пребывания. 381-457 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Однако, было бы неправильным ограничиться констатацией методов святоотеческой экзегезы. Другой важный вопрос связан с тем, почему методы церковных авторов выходят далеко за рамки широко распространенного и общепринятого ныне основного метода библейской экзегезы, который известен под названиями «историко-грамматического» или «историко-филологического», и целью которого является установление смысла библейского текста в историко-культурной обстановке того времени, когда он был написан, с учетом мировоззрения современников священного автора 433 . Начиная с эпохи Просвещения, возможности применения данного метода возросли на порядок: вначале, в связи с интенсивными филологическими исследованиями, а в последнее столетие – из-за появившегося огромного объема новых знаний в области истории Древнего мира и библейской археологии. Безусловно, детализированное установление первоначального смысла библейского текста, в контексте эпохи, представляет огромный интерес и существенно обогащает понимание Слова Божия. Однако, эти успехи и огромный прогресс историко-филологического метода могут подтолкнуть к мысли о том, что святоотеческие методы экзегезы безнадежно устарели, уже более не актуальны и не востребованы для читателя Священного Писания. Поэтому, совершенно недопустимо было бы ограничиться только выявлением святоотеческих методов и их классификацией. Остановка на этом этапе означала бы непреодоленную пропасть между патрологическими и библейскими исследованиями, отсутствие должной оценки подхода отцов и, как следствие, невозможность их актуализации и в библейских исследованиях, и в церковной жизни. Поэтому, представляет несомненный интерес верификация адекватности святоотеческих методов толкования Ветхого Завета и критерия выделения ими объема мессианских текстов, путем сопоставления с методами толкования ветхозаветного корпуса священными авторами новозаветных книг. Это позволит установить, продолжают ли отцы Церкви традицию писателей Нового Завета, образцовую для всех христиан, или отходят от нее и привносят в толкование позднейший элемент. Поскольку по отдельности и святоотеческие методы, и подходы новозаветных авторов уже достаточно хорошо изучены 434 , указанное сопоставление составляет основную задачу данного доклада. Базовые предпосылки святоотеческих толкований

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

5 . В Доникейский период (II-III вв.) богословское осмысление христианской Пасхи и ее аспектов осуществлялось в трех основных направлениях – обсуждение значения слова «пасха»; определение дня праздника христианской Пасхи; решение вопроса о пасхальном характере Тайной вечери. 6 . В Доникейский период у представителей разных Церквей имелись существенные расхождения в воззрениях на христианскую Пасху и на ее связь с Пасхой ветхозаветной. 7 . В Золотом веке святоотеческой письменности (IV-V вв.) представители Александрийской, Каппадокийской, Антиохийской богословских школ осмысливают христианскую Пасху с позиций признания «сродства» ветхозаветной и новозаветной Пасхи. 8 . Позиция Римской Церкви в этот период относительно степени «сродства» ветхозаветной и новозаветной Пасхи была внутренне противоречивой. 9 . Александрийская пасхалия, лежащая в основе православной пасхалии, как метод расчета дня праздника Пасхи, соответствует библейским нормам определения времени Пасхи. Теоретическая значимость результатов исследования В работе представлен системный взгляд на развитие православного учения о христианской Пасхе. Разработан метод исследования позиций древних богословских школ по вопросу степени «сродства» ветхозаветной и новозаветной Пасхи. В основе метода – выделение и сопоставление аспектов ветхозаветной и новозаветной Пасхи. Работа имеет значение для патрологической науки, догматического богословия и истории Церкви. Практическая значимость результатов исследования Результаты диссертационного исследования могут найти применение при подготовке учебных курсов по патрологии, истории Церкви и при написании пособия по изъяснению православной пасхалии. Структура диссертации и логика работы определяются целью и подчинены решению выделенных задач исследования. Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографический список источников и использованной литературы (всего 171 наименование). Объем диссертации 214 стр. Данное построение позволяет в полной мере проследить хронологию и логику исследуемого явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bo...

Или: «Господом направляются стопы человека, и Он желает путь его» ( Пс. 36, 23 ). Или: «Приготовляется воля Господом» ( Прит. 8 , по Септ.). Или: «Да будет Господь наш с нами, как был с отцами нашими: да не оставляет нас и не отвращает нас от Себя; да приклонит сердца наши к Себе, чтобы ходили мы всеми путями Его» ( 3Цар. 8, 57–58 ). Или: «Дам им сердце, чтобы познали Меня, и уши слышащие» ( Вар. 2, 31 ). Пусть услышат они слова: «От Господа направляются стопы мужа, смертный же как постигнет пути свои?» ( Прит. 20, 24 ). И еще: «Всякий кажется праведным самому себе, управляет же сердцами Господь» ( Притч. 21, 2 ). И еще: «И уверовали все, предназначенные к жизни вечной» ( Деян. 13, 48 ). Пусть услышат сие и все остальное, о чем не сказано и чем доказывается, что Бог также и для Царства Небесного, и для вечной жизни готовит и обращает волю людей. Размыслите над тем, на что это будет похоже, если поверим, будто для установления земных царств Бог воздействует на волю человеческую, а для приобретения Царства Небесного не воздействует. Глава 21 43. Многое мы сказали, и, может быть, давно смогли убедить в том, в чем хотели, и еще продолжаем говорить, обращаясь к столь славным умам, словно к тупицам, для которых и слишком многого недостаточно. Но да простят, ибо новый вопрос подтолкнул нас к этому. Ибо, доказав достаточными свидетельствами в прежних сочинениях, что даром Божиим является также и вера, я обнаружил, что мне могли бы возразить по поводу этих свидетельств. Дескать, прирост веры есть дар Божий; начало же веры, которым мы сперва веруем во Христа, происходит от самого человека и не есть дар Божий; но Бог требует сего, чтобы, когда это предшествует, остальные дары Божии были получены словно за эту заслугу. И так ни один из них не дается даром – и в то же время в них проповедуется благодать Божия, которая не бывает заслуженной. Вы видите, сколь абсурдно сие, и сего ради мы воспряли, насколько могли, чтобы показать, что и само начало веры является даром Божиим. И если мы делали это дольше, чем, возможно, желали те, ради которых это делали, то мы готовы к упрекам. Но пусть признают, что, хотя за много большее время, чем они хотели бы, и с большей скукой и однообразием для разумеющих, мы все таки исполнили то, что задумали, то есть научили тому, что даже начало веры, как и воздержание, терпение, праведность, благочестие и остальное, о чем с ними нет никаких разногласий, является даром Божиим. Итак, здесь да будет конец этой книги, чтобы не раздражала ее чрезвычайная пространность. Читать далее Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода/блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с./О предопределении святых. 321-380 с. ISBN 978-5-903455-09-6 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

протоиерей Олег Корытко, кандидат богословия, доцент Сретенской духовной академии, — «Мифологическая реконструкция дохристианских верований восточных славян»; Д.В. Семикопов, кандидат философских наук, доцент Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина, — «Традиционализм и неоязычество: два образа будущего»; В.Б. Яшин, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, социологии и политологии Омского государственного педагогического университета, доцент кафедры библейских, богословских и церковно-исторических дисциплин Омской духовной семинарии, — « " Вольные Русы Божичи " : назад в СССР»; Ф.В. Бабенко, аспирант кафедры истории религии и теологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, — «Трансформация солярного мифа в неоязычестве»; А.И. Солодков, старший преподаватель Сретенской духовной академии, преподаватель Перервинской духовной семинарии, член комиссии по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, при Епархиальном совете г. Москвы, — «Неоязыческие мифы и их мимикрия под " традиционные ценности " »; диакон Максим Хлант, преподаватель Тульской духовной семинарии и Тульского государственного университета, — «Неоязычество в Тульской области»; А. Недашковский, магистр богословия, — «Предпосылки возникновения родноверия, на примере РУНверы»; иерей Александр Семенов — «Славяно-горицкая борьба: история и современное состояние»; Д.И. Файдыш, соискатель ученой степени доктора наук в клинической психологии (США), председатель Международного комитета ученых Американской психологической ассоциации, — «Влияние психологической теории Карла Г. Юнга на распространение западного неоязычества в России»; Рэйчел Уилсон (США) — «Возвращение к Богине: Феминизм и возрождение язычества в XXI веке»; протоиерей Андрей Рахновский, доцент Сретенской духовной академии, — «Новозаветный взгляд на природу язычества»; П.К. Доброцветов, доцент Сретенской духовной академии, кандидат философских наук, кандидат богословия, руководитель Научного центра патрологических исследований им. проф. А. И. Сидорова кафедры богословия СДА, профессор Перервинской духовной семинарии, — «Методология полемики с язычеством блж. Феодорита Кирского и ее актуальность в настоящее время»;

http://radonezh.ru/2023/12/01/v-sretensk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Сложная духовно-социальная обстановка в русском обществе и Русской Церкви, а также острая дискуссия между православием и другими конфессиями, между Церковью и сектами, шаманством и «целителями» заставляют нас безотлагательно вводить православно-антропологический опыт в духовные школы, в практику Церкви и социальное служение Ее чад. Православная антропология опирается на догматику Церкви, святоотеческий опыт, богословские и научные труды православных авторов. Также немаловажное значение имеет опыт психологии, философии, психиатрии и других наук. Настоящая рукопись является расширенным конспектом лекций, которые читается автором с 1996 года в Православном университете студентам III-V курсов философско-богословского и библейско-патрологического факультетов, а также факультета психологии. Автор сознает, что несовершенство материала затрудняет понимание основной проблематики курса, и просит снисхождения у читателя. Однако острая церковная и социальная необходимость такого курса толкает автора к изданию первого выпуска этого курса. Для усиления мысли, свойственной православию, и для сравнения мы пользовались трудами русских философов, которые, однако, не всегда близки к православной мысли, и трудами западных мыслителей, как католических, так и светских. Это не означает, что данный труд входит в критику неправославной антропологии — для этого потребуется отдельная работа.» Читаемость: Язык: Объём текста: Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin .

http://pravbiblioteka.ru/book/hristiansk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010