Причащение Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина, вкушая самого тела и крови Христовой, таинственно соединяется со Христом и получает залог вечной жизни. Таинство это установлено было самим Иисусом Христом на последней тайной вечери. Благословив приготовленный хлеб, Он преломил его по числу учеников и, раздавая им, сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, которое за Вас предается; потом, взяв чашу и воздав хвалу Богу, подал им, говоря: пейте из нее все. Ибо сие есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание ( Mф. XXVI, 26–29 , Mk. XIV, 22–25 , Лk. XXII, 19–21 ). Причащение необходимо каждому христианину для спасения. Об этом ясно говорит Иисус Христос: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына человеческого и пить крови Его: то не будете иметь в себе жизни ( Uh. VI, 53 ). Сущность этого таинства состоит в том, что во время совершения Божественной литургии хлеб и вино, силою и действием Святого Духа, пресуществляются в истинное тело Христово и в истинную кровь Христову и служат для причащающихся духовной пищей и залогом вечного блаженства. Право совершать таинство св. причащения имеют только епископы и пресвитеры как преемники апостолов. Приступать к этому таинству могут все верующие, получившие крещение и миропомазание. След., и младенцы не должны быть лишаемы участия в этом таинстве. Но возрастные, желающие приступить к таинству св. причащения, должны приготовиться к этому постом и молитвою и очистить свою совесть от грехов таинством покаяния. Ап. Павел о причащении говорит: Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем ( I Kop. XI, 28, 29 ). Те, которые по возможности достойно причащаются тела и крови Христовой, могут получать себе от этого великую пользу, именно могут через это теснейшим образом соединяться со Христом, укрепляя свою духовную жизнь и надеяться на участие в вечном блаженстве. Ядуший Мою плоть, и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и пребывает во Мне и Я в нем, сказал Господь ( Uh. VI, 54, 56 ). Сознавая такую важность и пользу таинства св. причащения, древние христиане причащались в каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовым приступить к столь великому таинству. Церковь матерним гласом завещает исповедоваться пред духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых, ревнующим о благоговейном житии, четыре раза в год, в каждый из четырех постов, а всем непременно однажды в год. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Автор Книги Бытия говорит, что рай находился в Едеме (бе Эден) и добавляет: мик-кедем. Мы уже говорили, что кедем может иметь разные значения: ранее, прежде, впереди, восток. Это слово ранее понималось лишь, как указание на местоположение рая, но после того, как мы из уст Христовых услышали, что рай – это и есть то Царство Божие, о котором молил разбойник, то нам уже ясно, что кедем надо понимать в смысле духовном, то есть как изначальное стремление к Царству Божию. Об этом Христос учил неустанно все дни Своего земного служения: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все прилож ится вам» ( Мф. 6:33 ). Аналогичное находим и в Евангелии от Луки ( Лк. 12:31 ), только там вместо прежде стоит наипаче, что не меняет смысла. Мы не знаем, какие слова употреблял Христос на родном языке, когда излагал Заповеди блаженства и когда поучал, что надо прежде всего искать Царство Божие. Но Евангелие от Матфея было первоначально написано на арамейском языке, на котором говорил Христос с простым народом, и весьма возможно, что на арамейском языке прежде всего звучало мик-кедем или в каком-то близком к этому варианте, так как арамейский язык, хотя и отличался от ортодоксального, на котором была написана Книга Бытия, но все же близок к нему. И смысл речей Господа был несомненно таков: пусть на востоке, то есть в начале всех наших стремлений, будет всегда Царство Божие и правда его, тогда все остальное – блаженство – приложится к этому. Достаточно перечитать все Евангелие, чтобы убедиться, что эта заповедь – искать Царства Божия прёжде всего – проходит красной нитью через все Христово учение: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит ? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф. 16:26 ). Везде и во всех поучениях одна и та же мысль: достижение Царства Божия – это главное для спасения души. Для каждого верующего во Христа, Царство Божие всегда должно быть на востоке всех его желаний, на востоке всего его поведения. Рай есть состояние блаженства при исполнении заповедей Божиих, та цель, к которой он должен стремиться в течение своей земной жизни. Рай – это не прошлое, а настоящее и грядущее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Вся история человеческого рода вращается около двух величайших событий – грехопадения и искупления. Первое из этих событий, когда именно человек, нарушив заповедь Божию, отравил себя и всю свою природу пло­дами греха и смерти, наложило неизгладимую печать греховности на всю историческую жизнь ветхозаветного человечества, и последнее, потеряв в себе источник истинной духовной жизни, жило только надеждой на будущее искупление, обещанное человеку вслед за самим грехопадением. Это искупление, как оно постепенно выяснилось в целом ряде обетований и пророчеств, должно было ниспровергнуть водворившееся на земле цар­ство греха и смерти и вновь водворить царство благодати как источника истинной духовной жизни. Но восстановление потерянного источника истинной жизни, водворение жизни на место смерти равносильно созданию новой жизни на земле, и искупление вследствие этого могло совершиться только опять чрез то Божественное Слово, чрез которое совершилось в начале и са­мое сотворение мира. Поэтому то как бытописатель Ветхого Завета, св. пророк Моисей, начал свое повествование о сотворении мира знаменательным словом «в начале», так и бытописа­тель Нового Завета, св. евангелист Иоанн, начал свое повествование об искуплении тем же самым словом «в начале», чтобы заявить, что то Божественное Слово, которое имело воссоздать падший род человеческий, есть Слово изначальное, то самое, которое в довременном бытии было у Бога и которое само было Бог . «Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть». Но Оно не толь­ко причина создания всего бытия, но есть вместе с тем источник истинной жизни. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Падшее человечество, потерявшее чрез свое грехопадение источник истинной жизни, могло найти его опять только в этом Божественном Слове, и эта истинная жизнь только и мог­ла стать тем светом, который должен был осветить человеку путь от погибели ко спасению. Чтобы дать греховному человечеству возможность приобщиться к этому источнику жизни и света, «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благода­ти и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца». Как в начале всех вещей совершилась непости­жимая для разума тайна сотворения, так по исполнении времен совершилась столь же непостижимая тайна воплощения Бога Слова. «И беспрекословно, говорит апостол, великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим. 3:16 ). Эта то великая тайна благочестия и составляет предмет библейской истории Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Глава 2. Библейское Откровение о «днях» творения и созидания мира через изреченное Слово Божие Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа... Иов 10:1 Словом Господа сотворены небеса, а духом уст Его все воинство их. Пс. 32:6 Сказал Бог... и стало так. Книга Бытия 1. Что в книге Бытия мыслится под словом «день»? Создание мира, согласно Книге Бытия, есть не мгновенный акт, а процесс, совершающийся во времени. Наивное религиозное сознание обычно представляет себе каждый акт творения как мгновенный, не задумываясь над тем, почему же все-таки в Откровении говорится не о мгновениях, а о днях. Ведь день – не краткий миг, а всегда некая длительность времени. Наивному сознанию кажется, что именно мгновенность должна выражать и подчеркивать силу Божества. Если человеку достаточно мгновения, чтобы, например, поворотом рубильника заставить вспыхнуть электрический свет, то кажется, что также и Сам Бог творит свет или твердь 18 . И хотя в тексте речь идет не о мгновении, а о дне, причем даже не об одном, а о шести днях, вопрос о длительности этих творческих дней остается в тени. Постепенность становления мира подчеркивается в библейской Книге притчей, где на поэтическом языке сообщается картина возникновения мира по воле Творца через присущую Ему премудрость, которую Он дает миру: «Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли...» (8:27–29). Вся эта фраза, в особенности слова: «Когда Он уготовлял небеса», говорит именно о процессе созидания мира, а не о его мгновенном появлении. Точно так же и Моисей в Книге Бытия говорит о процессе становления мира в течение шести творческих дней. Поэтому мы понимаем создание мира как процесс, происходящий во времени. Переводимое как день библейское слово иом (древнееврейское) есть слово-символ. Оно может означать и день, и сутки, и эпоху, и период, и момент, и вообще любой отрезок времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

…и двинулись они из Ситтима, и пришли к Иордану… (3:1). Ситтим, представлявший, повидимому, из себя лесок акаций (,yuw=акации) близ источника Абель-ас-Шиттим (ср. Числ. 33:49 ) локализован сегодня в Телль эль-Хаммам, в 2 км на восток от Телль эль-Кефреин, места, археологически и топографически вполне соответствующего библейским описаниям 149 . Преодолев путь приблизительно в 12 км, Иисус и народ пришли к Иордану. Священный текст сохранил нам и другие топонимы. Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла (3:16). Библейский город Адам сегодня идентифицируется с местечком Эд-Дамийе, расположенном примерно в 24,5 км на север от Иерихона, в 32 км на север от Мертвого моря. Труднее определить историческое местоположение Цартана. Некоторыми оно локализуется на холме Карн-Сартабех (379 м), в 6 км на запад от Иордана 150 . Время от времени в нижнем течении Иордана, где его берега представляют собой известняковые скалы, случаются землетрясения и тогда берега обваливаются, преграждая воде путь. Так произошло, например, в 1267 году при султане Бибарсе. По описанию арабского историка Нуваири, водной массе потребовалось 24 часа, чтоб расколоть известняковую глыбу, преградившую путь реке. В 1927 году произошло похожее событие, когда часть скалы высотой в 50 м обрушилась в Иордан. Тогда путь воде был прегражден на более чем на 21 ч 151 . Большинство современных библеистов считает, что такое же природное явление случилось и в те далекие времена. Священный автор знал, что читателю известно об этой неустойчивости известняковых и глинистых иорданских берегов. Однако, сам библейский текст настойчиво подчеркивает именно чудесный характер события: Лишь только несущие ковчег вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана (Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы), вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною… (3:15–16). Слова, взятые Синодальным переводом в скобки, имеются как в еврейском тексте, так и в греческих переводах. Священный автор хотел отметить этим пояснением насколько чудесный характер носило событие. Переход произошел в месяц нисан (март-апрель), во время максимального разлива Иордана, когда река наполняется дождевыми водами и водами тающих снегов Ермона. В это время Иордан выходит из своих берегов, течение его бывает весьма бурным, так что далеко не каждый, даже на лошади, решится его форсировать. «Это было в первом месяце, когда Иордан от тающих на Ливане снегов переполняется водою. Иисус объявил израильтянам, что Господь иссушит пред ними воду иорданскую, дабы они узнали, что Он сопутствует им» 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Иезавель Иезавель (имя финикийского происхождения) ( III Цap. XVI:31, XVIII:4 ; 4Цap. IX, 37 ) – дочь царя сидонского Ефваала, жена Ахава, седьмого ц. израильского. Брак Ахава с Иезавелью положил начало падению царства Израильского. Вредное влияние Иезавели чрез ее дочь Гофолию распространилось даже на царство Иудейское. Она сразу ввела в страну Израильскую боготворение финикийского божества Ваала (бог солнца), что охотно принял и допустил ее легковерный и нечестивый муж. Далее мы видим, что Иезавель употребляла всевозможные усилия к тому, чтобы истребить всех пророков Божиих, хотя и не успела в своем злом намерении, так как Авдий, начальствовавший над дворцом Ахава, успел скрыть сто пророков Господних в пещерах и питал их хлебом и водою ( III Цap. XVIII, 1 ). С другой стороны, она содержала на своем собственном иждивении 450 жрецов Вааловых и 400 пророков Астарты, называемых дубравными (ст. 19). Во всем Израиле осталось только 7000 мужей, не преклонявших колен перед Ваалом ( III Цap. XIX, 18 ). Засим она грозит пр. Илии смертью в отмщение за то, что он избил ее лжепророков при потоке Кисонском. Но в самом ярком свете является пред нами эта развратная женщина в деле между Ахавом и Навуфеем, из принадлежавшего сему последнему виноградника. По умерщвлении Навуфея в кн. Царств немного говорится об Иезавели, хотя она и пережила своего мужа и двух его преемников, Ахазию и Иорама. Впрочем, горечь ответа Ииуя, на вопрос Иорама: с миром ли Ииуй? – Какой мир при любодействе Иезавели, матери твоей, и при многих волхвованиях ее? ( 4Цap. IX, 22 ), прямо и ясно указывает на то, какой образ жизни продолжала вести она. Затем Ииуй пронзил Иорама стрелой и отправился в Изреель. Получив о сем известие, Иезавель нарумянила лицо свое (по обычаю Востока), украсила голову свою и, смотря в окно дворца, спрашивала въезжавшего в ворота Ииуя: мир ли Замврию, убийце государя своего? В ответ на это Ииуй приказал выбросить ее из окна, и брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее ( 4Цap.IX, 30 ). Через несколько часов в тот же день как царская дочь она, но не нашли от нее ничего, кроме черепа, ног и кистей рук. Во исполнение предсказания пр. Илии псы съели тело ее, и был труп Иезавели на участке Изреельском, как навоз на поле, замечает свящ. писатель в кн. Царств ( 4Цap. IX, 37 ). Самое имя Иезавель сделалось синонимом всякого нечестия и разврата. В этом смысле оно употреблено в Откровении ( Omkp.II, 20 ), именно в словах Господа, обращенных к ангелу Фиатирской Церкви; но разумеется ли здесь какое-либо частное лицо или какая-либо секта, как, напр., николаиты, – неизвестно. Читать далее Источник: Библейская энциклопедия/Никифор (Бажанов) – Москва : Локид-Пресс; РИПОЛ классик, 2005. – 795 с. ISBN: 5-320-00440-0 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

Теперь же, через схождение Святого Духа и дар ведения языков Господь дает возможность соединения разделенных народов. Послав Духа Святого, Господь направил Своих апостолов в разные страны. Направил для того, чтобы собрать людей, рассеянных по всей вселенной. Но собрать уже не для утопических богоборческих проектов, но для соединения во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Как сказано в одном из песнопений праздника Пятидесятницы, в древности «языки смешались за дерзость столпотворения: ныне же языки разделились ради славы Боговедения». «Надобно было, — говорит святитель Григорий Нисский, — чтобы народы, рассеянные при вавилонском столпотворении, снова соединились при духовном строительстве Церкви». Сошествие Святого Духа было событием, предсказанным за много лет. В одной из библейских книг пророк Иоиль возвестил: «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши…И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь» (Иоил. 2, 28, 32). Последнее указание – о спасении всякого, кто призовет имя Господне и об остальных, которых призовет Господь – особенно важно. Религиозно-этническая замкнутость иудеев и исключительность Ветхого Завета сменяется открытостью Церкви Новозаветной для вхождения в нее всех народов. Создается собрание, что в переводе и означает Церковь, в которой не будет иметь значения национальная принадлежность ее членов. Как сказал потом апостол Павел, во Христе нет ни грека, ни еврея, ни раба, ни свободного, но все едины. В древние времена, после дарования заповедей, Господь через пророка Моисея заключил с еврейским народом завет или союз. Мы называем теперь его «Ветхим заветом», то есть, «древним союзом». Содержание этого союза состояло в следующем. Господь избрал евреев из среды других народов, назвал своим народом, и всячески помогал. Еврейский же народ должен был исполнять данные Богом заповеди Закона. Но союз этот не был совершенным. Страницы библейских книг полны сообщениями о грехах и отступлениях богоизбранного народа. И Господь через пророков неоднократно возвещал о будущем Новом завете: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет… Вложу законы Мои в мысли их и напишу их на сердцах их, и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31, 31, 33; Евр. 8, 8, 10).

http://pravmir.ru/rozhdenie-hristianskoy...

Электромагнитное излучение Солнца настолько велико, что оно не только согревает Землю, но и влияет на все, без исключения, явления жизни. Оно может положительно или отрицательно влиять на состояние нашей сердечно-сосудистой системы, нервной системы. Как выяснилось недавно, это излучение может оказывать влияние даже на жизнь плода в утробе матери, вызывая при некоторых условиях предрасположение к шизофрении 23 . Совсем недавно мы узнали о существовании льющихся на Землю из вселенских просторов космических лучей, о которых раньше догадывались лишь астрологи, наивно полагая, что они идут от планет. Эти лучи также весьма активны и имеют большое значение для жизни Земли. Если бы мы стали выяснять, какое условие для появления жизни на Земле является первейшим, то смело могли бы сказать, что такое условие – свет. Свет, во всех материальных процессах, и ныне происходящих на нашей планете, является всегда первым движущим началом. Для Земли он всегда будет первым условием ее существования, в онтологическом смысле – днем первым. Если же говорить о хронологическом значении этого дня для Земли – о том, сколько времени находилась Земля в состоянии формирования под влиянием света, – то длительности этого дня мы пока не знаем. Наука лишь крайне предположительно говорит об этом периоде, как о чрезвычайно большом. Возможно, длительность этого дня еще долгое время не будет определена. ДЕНЬ ВТОРОЙ для Земли – это образование ее зримых форм, поверхностей: образование ее сферического атмосферного покрова, то есть нашего неба (тверди), а затем и ее твердой поверхности. Длительность этого иома также пока точно не определена. Лишь приблизительно возраст земной коры исчисляется в четыре или 5 миллиардов лет. Свет есть первое условие бытия Земли. Ракия – твердь, созданная во второй день, является вторым условием этого бытия. ДЕНЬ ТРЕТИЙ: И сказал Бог: «Да соберется вода, которая под твердью (небом), в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрания вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» ( Быт. 1:9–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Это было нужно св. Иустину не только для доказательств своей причастности к классической литературной традиции, но прежде всего как удобное средство полемики с иудейством, с которым у христиан были существенно иные отношения, чем с язычниками. Христиан роднило с иудеями преклонение перед авторитетом Священного Писания, которое для тех и других было книгой Божественного откровения, хотя и понималось по-разному. Разговор христианина с иудеями непременно сводился к спору о смысле Писания, и для изображения такого спора как нельзя лучше подходила именно форма сократического диалога — инсценировка непредвзятого выяснения истины не враждебными, но и не во всем согласными сторонами. И св. Иустин остановил свой выбор именно на этом жанре. Завязкой дискуссии между со-беседниками его “Диалога” служит выпад Трифона против христиан за их пренебрежение к обрядам (гл. 11). Отвечая ему, христианин останавливал внимание на самом главном в Писании — на Завете Бога с человеком. Пространные цитаты из книг пророков Исаии и Иеремии напоминали об обещании Бога вступить с людьми в новый, второй Завет, который, в отличие от первого, будет жизнью сердца, а не выполнением внешнего ритуала (глл. 11—14). Для христианина срок второго Завета уже наступил: он явлен исторической Личностью Иисуса Христа. С этим смысловым центром истории, с пришествием Мессии в мир, соотнесено у св. Иустина все содержание библейских книг. Признать второй Завет уже наступившим означало подорвать авторитет первого, авторитет Моисеева закона. О драматизме возникавшей при этом для иудеев-христиан ситуации красноречиво свидетельствовали апостольские послания. Апостол Павел горячо настаивал на том, что “человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа” (Гал 2:16), закон же в свое время “был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя” (Гал 3:24—25), поэтому ветхозаветные обряды утратили свой прямой смысл, “ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью” (Гал 5:6), и место закона вещественного занял закон духовный, “ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве” (Рим 2:28—29). Опровергая Трифона, св. Иустин не только развивал апостольскую мысль о преходящем характере обрядов и сокровенном, символическом смысле библейских эпизодов[ 5 ], но и соотносил с Новым Заветом множество текстов пророков и Пятикнижия, христианизируя тем самым основной корпус библейского канона. В псалмах и у пророков он слышал прямые предсказания евангельских событий, отступая от принятых иудеями традиционных толкований[ 6 ]. Тот же параллелизм с Новым Заветом он усматривал в исторических реалиях и в регламентированных Моисеевым законом обычаях[ 7 ].

http://pravmir.ru/vizantijskaya-ekzegeza...

161 Злат. ibid. стр. 50. 19, 1 «теперь Писание не говорит уже о них, как об обыкновенных людях», но, поскольку они хотели навести казнь на город, то прямо называют их ангелами». 162 Euseb. Demonstr. Evang. lib. V, cap. IX: γγλοις δ φσκοιν τατα, τιν τν το θεο λειτουργν, οχ γομαι, λγεσθαι ρμοξειν, γρ το τυχντος ν ε η κρνειν π σκν τ ν. Migne ser. gr. t. XXII, col. 382–384. 163 Возражением против этого может служить следующее. После того, как два ангела вывели Лота и «поставили вне города» ( Быт. 19:16 ), начинает говорить один, между тем как доселе действовали и говорили совместно два ангела ( Быт. 19:10–16 ); и, как Лот, ранее различавший ангелов, как исполнителей суда Божия, от Иеговы, как последней причины суда (Бы.19: 14), теперь обращается к Нему, как к личности божественной, так и сам говорящий высказывается, как существо божественное. «Спасай душу свою – говорит Лоту этот спутник его – не оглядывайся назад, и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть» ( Быт. 19:17 ). Но Лот сказал им ( ): «нет, Владыка ( )! Вот раб твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты соделал со мною, что спас жизнь мою, но .. ближе бежать в сей город, .. побегу туда, и сохранится жизнь моя». И сказал ему: «вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь. поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда» Быт. 19:17–22 . Здесь Ангел говорит о Себе, как о самостоятельном истребителе Содома и как Судия, во власти Которого спасти Сигор в угодность Лоту. Данное место защитниками гипотезы тварного ангела (Гофманом, Деличем, Трипом, Куртцем, Ролингом, Баумгартеном, Штейделем и др.) рассматривается, как решительное доказательство той мысли, что Ангел Иеговы есть тварно-служебный дух, ангел, подобный всем другим, только посылаемый Иеговой для известных целей и потому говорящий от Его лица; это, говорят, особенно видно из того, что здесь представляют Иегову два ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010