Введение в новозаветные книги Св. Писания. Перевод с немецкого под редакцией архимандрита Михаила. 1-ая и 2-ая половина. Москва, 1869 года. Толковое Евангелие. Книга первая. Евангелие от Матфея на славянском и русском языках с предисловием и подробными объяснительными примечаниями архимандрита Михаила. Москва, 1870 года. Появление в русском переводе «Новозаветное Исагогики» г. Гэрике, профессора Галльского университета, составляет одну из таких новостей в области богословской литературе за прошедший год, на которую нельзя не обратить внимания. Два обстоятельства дают этому сочинению у нас особенное значение: во-первых, собственные неоспоримые достоинства его вместе со строго консервативным характером и направлением; и, во-вторых, крайняя, вопиющая бедность нашей библейской литературы при возрастающих в то же время, с каждым днем настоятельных требований пособий к толковому, разумному чтению Библии . Перевод книги Гэрике переводчики (общество студентов московской духовной академии XXVI курса) и почтенный о. редактор благожелательно посвящают всем вообще любителям научных наследований о Библии, в особенности же воспитанникам духовно-учебных заведений. И последние, без сомнения, особенно останутся благодарными потрудившимся в переводе и издании сочинения Гэрике; для них же главным образом и мы хотим сказать несколько слов о книге г. Гэрике. Едва ли какая-либо другая отрасль богословской науки привлекала к себе, и прежде всего в новейшее время, на западе столько трудолюбивых и талантливых умов, как так называемое Библейское введение или Исагогика. Один перечень многочисленных сочинений, посвященных разработке ее вопросов, в целом и в частях, мог бы составить порядочного объема книгу. История ее исполнена также весьма интересной борьбы различных направлений и взглядов между собой, и борьбы не бесплодной, но в которой постепенно скопился, разрабатывался обширный и разнообразный материал науки, прояснялись спорные предметы, устанавливался ясный, определенный взгляд на ее метод, границы, отношение к другим наукам и проч. Отцом новозаветной собственно Исагогики обыкновенно признается Ричард Симон, французский богослов, католик конца 17 столетия и начала 18-го (1712 года). Он первый отделил новозаветную Исагогику от ветхозаветной; равно как он же первый проложил вообще путь новейшей библейской критики и в лучшем, и в худшем ее направлениях. После Ричарда Симона новый толчок развития библейской и, в частности, новозаветной Исагогики дан был во второй половине прошедшего столетия трудами Иоанна Давида Михаэлиса и Иоанна С. Землера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Видео Протоиерей Димитрий Юревич: Крещение Иисуса Христа в историческом и археологическом контексте Событие крещения во Иордане Иисуса Христа от Иоанна Крестителя описано во всех четырех канонических Евангелиях и легло в основу двунадесятого церковного праздника. Понять детали и богословский смысл этого события возможно только с учетом историко-археологического и религиозного контекста Иудеи I в. по Р.Х. Лектор: протоиерей Димитрий Юревич, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой библеистики Санкт-Петербургской духовной академии. В лекции освещаются вопросы: смысл крещения, совершавшегося Иоанном Предтечей; средиземноморские и еврейские источники обряда крещения; — археологические свидетельства о месте крещения Иисуса Христа; — причина, по которой Христос принимает крещение от Предтечи; — богословский смысл Крещения Господа. «Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в лёгкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Открытые лекции, занятия по филологии адресованы жителям Санкт-Петербурга, а также широкой аудитории русскоязычных пользователей сети «Интернет». Лекторами просветительского проекта выступят лучшие специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Цель проекта – популяризация древних языков (библейский иврит, древнегреческий, славянский), а также просвещение в области истории духовных традиций древности. Лекция и ролик появились благодаря гранту Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов заявки: 17-1-003764). [расшифровка лекции] Современная библеистика исходит из того, что изучение текста Священного Писания должно быть выстроено в определенной последовательности. Вначале изучается контекст: исторический, археологический, литературный. Затем уже происходит толкование текста Священного Писания и человеком, стремящимся использовать данный текст в приложении к своей жизни, обязательно должен быть сделан нравственный вывод.

http://texts.aquaviva.ru/yurevich/

Владимир Русак Скачать epub pdf Церковная письменность Усиление духовного образования сопровождалось усилением духовной письменности. В Великороссии воссиял святитель Димитрий Ростовский . Его проповеди , послания к иереям, духовные песни, “Зерцало православного исповедания веры”, Четьи Минеи, Летопись келейная (свод библейской истории параллельно с гражданской), Хронограф о начале славянского народа, “Руно орошенное”, Краткий мартиролог, Летописание царей и патриархов, Каталог российских митрополитов пришлись весьма по душе русскому православному народу. Главными представителями двух направлений в русском богословии в начале XVIII века были владыки Стефан Яворский и Феофан Прокопович . Митроп. Стефан был представителем старого латинско-схоластического типа богословов киевской школы. Феофан был богословом новатором и в богословии, и в проповедничестве, горячим врагом схоластики, риторства и латинства, почитателем преимущественно протестантских богословов. Писал владыка Феофан очень много и большей частью по поручению Петра I. Кроме Регламента он написал: 1) ряд трактатов о начале патриаршества, 2) увещания к раскольникам, 3) о браках с иноверцами, 4) о достоинстве поливательного крещения, 5) первое учение отрокам (Букварь), 6) о блаженствах против ханжей, 7) родословную запись князей и царей, 8) трактат об Амазонках, 9) повесть о свв. Кирилле и Мефодие, 10) предисловие к морскому Регламенту, 11) “Правда воли монаршей” о новом порядке наследования престола. После смерти имп. Петра I он описал его кончину. Им написана апология книги Песнь песней, “Показание великого антихриста”, которого он видел в папе Римском. Проповеди его имели практический, жизненный характер, касались современных событий и животрепещущих вопросов. Оба упомянутых иерарха имели ревностных приверженцев и подражателей, так что около них образовалось две своего рода школы. При Петре I направление Феофана было господствующим. О расхождении между русскими богословами было известно за границей. Католики рассчитывали на владыку Стефана, протестанты – на архиеп. Феофана. В 1716 году, во время пребывания Петра I в Париже, католические богословы возбудили вопрос о соединении Церквей. По поручению царя ответы писали владыка Стефан и Феофан. В Сорбонну был отправлен ответ Феофана и католики неудачу инициативы приписывали именно ему. Аналогичный результат был и с попыткой к воссоединению с Англиканской Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вопросы современного иконопочитания и иконописания Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 Иконопочитание неизменно в своих принципах со времен VII Вселенского Собора. Однако на протяжении всей истории Церкви возникали и возникают новые проблемы иконописания и иконоведения. Икона требует богословского осмысления каждой эпохой заново, — на ее языке. И не всё, ранее найденное в богословии иконы, воспринято церковным сознанием, иное забыто создателями и исследователями икон, отчасти — сегодня, отчасти — уже столетия назад. Существуют течения в изобразительной культуре, стремящиеся к церковности или претендующие на нее. Но следует со святоотеческих позиций различать — что принадлежит Церк­­ви и служит ее целям, а что ей противостоит, даже если пытается использовать внешние формы церковного художества. Икона, неотъемлемая принадлежность новозаветной Церк­ви, нередко подменяется антииконой. К иконопочитанию в церковном обществе примешиваются чуждые, да и противоположные ему формы, под видом “благочестия” уводящие человека от почитания Единого Истинного Бога. А миру, вместо свободного приятия Слова Божия и образа Божия, все настойчивее навязывается по видимости разнообразное, а по сути одинаковое без-образие. В наше время, когда получают распространение антитринитарные, неоязыческие, сатанинские идеи, Церковь вновь призывается явить миру сознание, основанное на библейском боговедении; напомнить и явить миру в богословии иконы, что именно мы чтим в образах, Кому и как поклоняемся, создавая эти образы и созерцая их. Икона и иконопочитание требуют от нас становления евангельского, церковно-православного сознания, позволяют нам войти в Благовестие Господа и стать смиренными участниками Сретения Его с нами. Как истину, вновь и вновь требующую осознания, повторим: Церковь несет ответственность за состояние общества и призвана Богом к спасению мира. Поэтому нам и следует возвращаться к первоначальному смыслу основных понятий: что есть икона и что есть не икона? Для чего и как нам становиться иконопочитателями? А тем из нас, кто имеет дар художества — как стать иконописцами? 1. Размышление об иконопочитании

http://pravmir.ru/voprosyi-sovremennogo-...

Высказывания протоиерея Владимира Головина граничат с кощунством и глумлением над Христом Заявление Чистопольского епархиального управления 24 августа, 2018 Заявление Чистопольского епархиального управления Заявление Чистопольского епархиального управления в отношении деятельности протоиерея Владимира Головина, штатного клирика Чистопольской епархии. Текст подготовлен на основе заключений специальной комиссии при Архиерейском совете Татарстанской митрополии, Синодальной библейско-богословской комиссии, Синодальной богослужебной комиссии, Центра географии религий при Синодальном отделе по взаимоотношениям Церкви и общества Русской Православной Церкви. В российском обществе проявилось движение так называемой «соборной молитвы по соглашению с Болгаром», отличающейся от традиционной частной благочестивой практики. Ее активными участниками настойчиво пропагандируется идея об особой чудодейственной силе молитвы, совершаемой совместно с ее инициатором штатным клириком Чистопольской епархии протоиереем Владимиром Головиным в г. Болгар (Татарстан). Вовлечение десятков или сотен тысяч, а по словам рекламы данного движения, «миллионов людей по всему миру» в это массовое действо привело к тому, что в сети интернет появляются свидетельства противопоставления участников указанной практики всей полноте Русской Православной Церкви. Такое положение вызывает у руководства Чистопольской епархии пастырскую обеспокоенность, потому что означенная тенденция может привести ее участников к изоляции по отношению к другим членам нашей Церкви. Данное заявление направлено на прояснение сложившейся ситуации и на преодоление возникшей проблемы. I. Публичная деятельность протоиерея Владимира Головина стала предметом острой полемики в православном сообществе и причиной смущения многих людей. И это смущение приходится признать вполне обоснованным по нижеследующим причинам. 1. Размещенные в открытом доступе в интернете проповеди прот. Владимира Головина содержат явно противоречащие православному учению утверждения. Например, о том, что у Христа «в одной сущности – две природы». Или о том, что будто бы Христос «мог пасть», но «победил в Себе грех». Также прот. Владимир называет ложью наименование Христа Богом, говоря, что «Он – не Бог. Он – Богочеловек», и при этом обвиняет в монофизитстве всех православных, которые молятся Христу как Богу .

http://pravmir.ru/vyiskazyivaniya-protoi...

Г.И. Вениаминова Четвероевангелие. I семестр Почасовой план семинарских занятий семинар) Вводное занятие. Начальный период евангельской истории. Крещение Господа Иисуса Христа и искушение в пустыне. Начальный период служения Господа Иисуса Христа по Евангелию от Иоанна. Галилейский период служения Господа Иисуса Христа. Особенности, место, время. Нагорная проповедь . Заповеди блаженства. Нагорная проповедь (продолжение). Чудеса Христовы ( Мф. 8–9, 12, 14–15 и парал.). Смысл и значение. Сопоставление с Ин (Галилейский период). Учение Христово в притчах ( Мф. 11–13 и парал.). Вторая и третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа по Евангелию от Иоанна. Галилейский период служения Господа Иисуса Христа. Развитие противостояния по всему периоду (Мф, Мк, Лк). Сопоставление с Ин. Христос и ученики (Галилейский период). Общая характеристика Галилейского периода. Смысловой план евангельской истории по Мф. Сопоставление с Ин. Исповедание ап. Петра. Преображение. Контрольная работа по всему материалу семестра. При чтении Священного Писания следует помнить, что это не просто информация или сборник исторических рассказов, это – богодухновенная Книга жизни, а слово «Евангелие» переводится как «благая весть», – благая весть нашего спасения. Отношение к Священному Писанию при его изучении должно быть вдумчивым и благоговейным, ни в коем случае не поверхностным или небрежным. Господь пришел спасти всех людей, но Его земная жизнь и общественное служение протекали в конкретное историческое время и в среде конкретного народа, поэтому для уразумения Евангелия необходимо знать Закон, традиции, обычаи, географию, языковые особенности этого народа и этого периода (так называемые ветхозаветные реалии). Основные сведения о них содержатся в тех стихах Священного Писания Ветхого Завета, на которые указывают параллельные места Евангелия, эти стихи следует прочитывать. Для уяснения незнакомых слов, имен, названий, фразеологических оборотов следует находить толкования и объяснения в святоотеческой и богословской литературе, Библейской энциклопедии, справочниках и словарях.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Глава 1. Каппадокийский синтез Во второй половине IV века происходила постепенная и на первых порах очень поверхностная христианизация империи и всего греко-римского общества. Император Константин был крещен на смертном одре в 337 году. Его сыновья также откладывали свое крещение, видимо, опасаясь нарушить принимаемые со всей серьезностью заповеди христианства. Трудность совмещения императорской власти, основанной на насилии и военной мощи, с христианской верой осознавалась очень глубоко, но, даже откладывая личное крещение, императоры продолжали покровительствовать новой религии. Повсюду строились церкви и соборы, и их наполняли толпы народа. Искусство процветало. В христианство переходили люди из всех слоев населения, включая интеллигенцию и аристократию. Несмотря на этническое разнообразие, все они принадлежали к эллинистической культуре, и ключом к пониманию их ментальности была греческая философия. Для того чтобы обратить мир в христианство, необходимо было истолковать христианство в греческих понятиях и категориях. Это истолкование предполагало творческое усилие ума, духа и сердца. Оно представляло собой подвиг, который и составляет содержание христианского свидетельства в изменяющейся исторической ситуации. В IV веке этот подвиг взяли на себя отцы-каппадокийцы Василий Великий , Григорий Нисский и Григорий Назианзин . Иллюстрацией к вышеупомянутой проблеме может служить и самое Священное Писание , включавшее не только Новый Завет, написанный по-гречески, но и Ветхий – в переводе Семидесяти (так называемая Сеп-туагинта). Образованный грек не мог понять, почему мелким, незначительным эпизодам библейской истории придавалось религиозное значение. И все это венчалось, по греческим понятиям, смехотворным, абсурдным воскресением из мертвых, в которое ни один уважающий себя философ верить просто не мог. С другой стороны, в эллинистическом понимании сама история как таковая не имела значения. Над мелочами этого мира всегда царила вечная трансцендентная истина. В категориях господствующего платонизма Бог был непостижимым, неизменным, вечным Существом. Он не мог «стать» ничем, а тем более простым смертным человеком, да еще иудеем. Против христианского учения восставал весь снобистический склад ума утонченных греческих интеллектуалов. Да и в самом деле, почему они, духовные наследники Платона и Аристотеля, должны были следовать религии, основанной жалкой кучкой необразованных палестинцев?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава первая. О способах исследования вопроса § 1. Вступление. Примерный способ исследования пастырства Христа Спасителя Золотой век в истории христианского пастырства начинается беспримерным пастырством Господа нашего Спасителя Иисуса Христа. Доказывать необходимость самого внимательнейшего изучения этого великого события было бы уместно лишь разве в виду пастырско-богословской литературы. Но и к ней это применимо с одной только стороны. До самого последнего времени пасторалисты не входили лишь в исследование пастырства Христова чисто экзегетическое, которое не задается прямо какими-либо практическими целями 1 . Вероятнее всего, они видели, что труд подобного рода издавна принят и ведется с достаточной энергией без них. Для научного исследования пастырство Спасителя заключает в себе две разных стороны –теоретическую, поскольку в совершении этого дела Спаситель проповедовал людям известные учения, и Фактическую сторону, поскольку пастырство Его есть известное определенное историческое явление. Что касается до теоретической стороны, то так называемое «Библейское Богословие» не только старается представить полный и законченный образ учения Христова; но по-своему пока основному, хотя и ложному, принципу представляет учение Спасителя на основании исключительно Его изречений и Его слов. Что касается до стороны Фактической, то те монографические труды по Церковной Истории, которые носят название: «Жизнь И. Христа», рассказывают и о подготовлении Спасителя к общественному служению в смысле Его пастырства, и о цели, «плане» последнего, и об обстоятельствах, а также и условиях совершения Им этого служения, и о методе последнего, и о конечном завершении оного. Таким образом, обе стороны, оказывается, уже поставлены предметом старательного изучения; и все, что после этого могла бы сделать от себя пастырская наука, по-видимому, сводилось бы к чисто Формальной работе слияния в одно цельное того что по частям дается исследованиями так-называемого «Библейского Богословия» с одной стороны, и Церковной Истории с другой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Джош Макдауэлл (протестант, евангелик) Скачать epub pdf Краткие сведения об авторах АНДЕРСОН. Дж. Н.Д. – профессор восточного права и директор Института юридических исследований при Лондонском университете. АРЧЕР, ГЛИСОН Л. – заведующий отделом Ветхого Завета на факультете богословия в г. Дирфилд, штат Иллинойс. Он получил докторскую степень в Гарвардском университете, учился также на юридическом факультете Суффолкского университета в Бостоне и в Принстоньской семинарии. БРЮС, Александр, 1831–1899, – профессор богословия в колледже Свободной церкви в Глазго (ныне колледж св. Троицы). БРЮС, Ф.Ф. – профессор библиоведения и экзегетики в Манчестерском университете. ВОС, ГОВАРД Ф. – профессор истории в колледже Св. Троицы, Дирфилд, Иллинойс. ГЕЙСЛЕР, НОРМАН – доцент кафедры Библии и философии в колледже св. Троицы, Дирфилд, Иллинойс. Получил философское и богословское образование в Уитонском колледже. ГЕНГСТЕНБЕРГ, ЭРНСТ, 1802–1869, – знаменитый немецкий востоковед, уже в 21 год прославившийся переводами арабских книг на немецкий язык. ГРИН, КАНОН – директор колледжа Св. Иоанна в Ноттингеме (Великобритания). Преподавал классическую литературу в Оксфорде и богословие в Кембридже. ГРИНЛИ, Дж. – профессор новозаветного греческого языка в колледже Орал Роберте. ДЕЛИЦШ, ФРАНЦ (1813–1890) – закончил Лейпцигский университет. Профессор богословия в Ростокском и Эрлангенском университетах. КЕНЬОН, ФРЕДРИК – английский учёный, с 1909 по 1930 год – директор Британского Музея. Автор многочисленных трудов по истории древности, включая книгу „Библия и археология». КЕВАН, ЭРНЕСТ – директор Лондонского библейского колледжа в Англии. ЛИТТЛ, ПОЛ – учёный, работал в Межуниверситетском христианском обществе. Он выступал более чем в 180 университетах США, а также в 29 странах Европы и Латинской Америки. Периодически читал лекции также на Евангелическом факультете колледжа св. Троицы в Дирфилде, Иллинойс. ЛЬЮИС, КЛАЙВ – вплоть до своей смерти в 1963 году, профессор литературы средних веков и Возрождения в Кембриджском университете. (Один из лучших христианских писателей нашего времени. Известен также своими детскими произведениями.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

———————————— «Древние тексты в современном мире» — культурно-просветительский проект, ставящий пред собой цель рассказывать о духовной культуре древности в формате edutainment (education+entertainment, просвещение в лёгкой для восприятия, гостеприимной форме подачи). Открытые лекции, занятия по филологии адресованы жителям Санкт-Петербурга, а также широкой аудитории русскоязычных пользователей сети «Интернет». Лекторами просветительского проекта выступят лучшие специалисты по истории библейской традиции, профессора из университетов и духовных учебных заведений, историки, филологи и богословы. Цель проекта – популяризация древних языков (библейский иврит, древнегреческий, славянский), а также просвещение в области истории духовных традиций древности. Лекция и ролик появились благодаря гранту Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов заявки: 17-1-003764). [расшифровка лекции] Богослужебный период между Вознесением и Пятидесятницей — это время, когда ранняя Церковь получает новые заповеди от Господа. Христос в Евангелие от Матфея говорит: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф. 28, 19-20). «Научите» при переводе с греческого в буквальном смысле означает «сделайте учениками». Это становление человека, не принадлежавшего к христианской церкви (бывшего иудея, язычника), учеником Христа совершается через крещение. После этого вся остальная жизнь, в идеале, должна стать соблюдением всего того, о чем говорит Христос. В конце Евангелие от Марка это повеление выражено немного иначе: «И сказал им: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Мк. 16, 15-16) Таким образом, вера и крещение — это то, что решает судьбу человека, поэтому крещение человека в древней Церкви (когда крестили в основном взрослых людей) было важнейшим моментом внутреннего изменения всей человеческой жизни.

http://texts.aquaviva.ru/hulap/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010