Мы (политики, бизнесмены, писатели, артисты, философы, священнослужители и т. д.), мы все должны сделать первый шаг и сказать, что убивать, действительно, нельзя, никого и никому, что убийство — это даже не преступление, а просто ужас. Должны сказать, что киллер никогда не будет спать спокойно, что он обрекает своих детей на жизнь в душной и зловонной атмосфере, в условиях смога, который давит не только на убийцу, но на всех и каждого. Если мы не осудим убийство во всех его формах, то все задохнемся и все перестанем быть людьми. Заповедь " не убий " касается не только тех, кто убивает медиков из Красного Креста и прохожих на темной улице, а также банкиров в мерседесах. Она касается и государства в целом — войн и смертной казни. Если мы не поймем этого сегодня, то всем нам грозит страшная беда и страшная опасность. О человеческом достоинстве   В нашей природе изначально заложен страх. Но одни природные особенности надо развивать, а другие – перерастать. Однако мы боимся на каждом шагу и всего: выборов, дефолтов, повышения тарифов, маршей националистов, террористов… Человек, все время боящийся, теряет не только свое достоинство – он в конце концов оказывается смешным. Мы – почти точная копия древних греков. Занятно, что, побывав в Греции, я увидел, что они, во многом на нас похожие (это ведь православная страна и тоже не слишком богатая), ведут себя очень естественно. Их поведение не означает, что они верят, будто беда обойдет их стороной – нет, беда, как дождь, не выбирает, на чьи головы пасть. Задача не в том, чтобы пробежать между каплями, а в том, чтобы достойно пережить бедствия. Опыт истории показывает: при всех кризисах выживают лишь те, кто не испугался. Не самые сильные физически, не те, кто запас больше крупы или соли впрок, а те, кто не сдались.   И все-таки бесстрашные в России есть: это подростки и дети. Они всех наших страхов не замечают или взирают на них с какой-то беззлобной иронией. Вот что в меня вселяет надежду. Эти люди – сознательно их называю не детьми, а людьми – не испытывали в своей жизни того пресса, который ощутили на себе мы. И если мы действительно живем ради детей, надо постараться не быть в их глазах жалкими. Пройдет несколько лет, и они, а не мы, будут свободно избирать президента и парламент. Без оглядки на век, прожитый нами в состоянии перманентной паники. И тогда, наконец, я верю, Россия станет совершенно другой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Некоторые толкователи находят в словах Екклесиаста вполне конкретное значение. Это совет заняться доходной морской торговлей, которая, хотя и связана с большим риском, однако приносит в результате немалую прибыль. Другие говорят ещё конкретнее. Речь идёт о приманке для рыб, которая возвращается в виде богатого улова. Соломон продолжает свою мысль: Еккл. 11:2 Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. Рискуй, и твой риск приумножит надёжность. Будешь всё делать с опаской – и приумножишь ненадёжность своего положения. Отдать кому-то часть своего достатка, казалось бы, ненадёжно, лучше попридержать у себя. Но нет! Премудрый учит иначе: Давай часть семи , то есть всем (семь – число полноты), и даже более того – восьми , сверх того ещё. Не скупись, вкладывай сразу во многие дела, потому что не знаешь, какая беда будет на земле . И тогда во дни бедствия ты получишь спасительный для себя возврат, а иначе потеряешь всё. Неверный управитель евангельской притчи обогащался сам, расточая имение хозяина, и оказался в бедственном положении на суде. Когда же догадливо сбросил долги должникам господина своего, то сделал так, чтобы приняли его в дома свои, когда оставлен будет от управления домом. А Иисус добавляет: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете (то есть, умрёте и наступят дни тёмные), приняли вас в вечные обители ( Лк. 16:9 ). Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле . Прогоришь с одним, поможет другой. К автору сих строк как-то пришла женщина и попросила в долг не по нужде, а чтобы съездить на курорт. У меня эти деньги были, но я дал ей только половину просимого. В следующую же ночь грабитель похитил оставшееся. женщина же возвратила свой долг. Половина мне вернулась, таким образом, а могло бы вернуться всё. Поэтому – давай семи и даже восьми! Не уподобляйся евангельскому слуге, который закопал свой талант, надеясь вернуть его господину, но вкладывай его в оборот, и в день беды будешь иметь прибыток.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Скачать epub pdf ИСПОВЕДЬ IX. воспитание христианского сердца. по духовным беседам преподобного старца Алексия Зосимовского (1846 – 1928) 1. Умение брать на себя душевные страдания ближнего Покойный батюшка, отец Алексий всегда был снисходителен к истинно желавшим спасения. Не было греха, которого бы не прощал отец Алексий, за исключением греха духовной гордости. «Смирихся, и спасе мя Господь», – говорил отец Алексий. «Знаешь ли ты, – поучал он, – знаешь ли, мне кажется, что люди оттого и страдают, что не понимают истинного самоотречения во имя Распявшегося ради нас. Помни, где горе, где беда, ты должна быть первой. Много слез сокрушенного сердца проливает человек, чтобы сделаться способным утешать других о Господе. Нужно идти туда, где туга душевная так мучит человека, что он склоняется на самоубийство. Это нелегкий подвиг; это подвиг, граничащий с истинным распятием собственной греховности, ибо только тот может уврачевать отчаянного, кто сам силой своего духа сможет взять в это время его душевное страдание на себя». Господи, мы истинно желаем спасения, но у нас остается грех духовной гордости. Он то и дело откуда-то вылезает. Писание говорит: «Смирихся, и спасе мя Господь». Мы редко вспоминаем эти слова, и смирения очень не хватает нам. Прости нас, Господи. Нам следует помнить, что надо быть первыми там, где горе, где беда. А для этого необходимо проливать много слез сокрушенного сердца, чтобы сделаться способными утешать других о Господе. Мы виноваты пред Тобой, Господи, что оказываемся далеко не первыми там, где горе, где беда, где туга сердечная мучит человека и доводит до отчаяния. Прости нас, Господи, что мы не готовим себя к этому нелегкому подвигу, граничащему с истинным распятием своей греховности. Господи, Своим благодатным посещением научи нас в нужных случаях силой своего духа брать душевное страдание бедствующего человека на себя. «Нет ничего удивительного, что ты страдаешь, – нередко говорил батюшка, – ты должна страдать, чтобы понять страдания других.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

С Евр.: «Назначьте пост, объявите свободу от работ, созовите старцев, всех жителей земли в дом Бога вашего, и взывайте к Иегове». " Слово: «освятите», – гов. бл. Феод., – пророк употребил вместо: отделите. Отделите, – говорит, – себя на это свято, чисто проходите пост». «Проповедите цельбу», – проповедуйте народу о необходимости уврачевать свои душевные недуги молитвою и постом. «Из сказаннаго, – гов. тот же бл. Феод., – ясно научаемся, что пост есть предохранительное врачевство для болезнующих душею, и может уврачевать греховныя страсти. Посему пророк с постом соединил и цельбу». – Св. пророк повелевает собрать всех жителей земли Иудейской; потому что все были виновны пред Богом и все нуждались в духовном врачевании. Иоил. 1:15 . Увы мне, увы мне, увы мне в день! яко близ есть день Господень, и яко беда от беды приидет. С Евр.: «О, день! ибо близок день Иеговы и, как пагуба, идет от Вседержителя». «Близ есть день Господень», т. е. наступает или скоро наступит время грозного суда Божия, день отмщения и воздаяния нераскаянным грешникам. «Беда от беды приидет», – постигла одна беда – страшное опустошение страны саранчею и засухою, нужно ждать другую беду, другие бедствия и казни. Т. е. Поскольку вы увидите и на себе испытаете непрерывные бедствия, одно к другому присовокупляемые, – гов. пророк, – то кайтесь, сокрушайтесь, горестно вопия: увы мне! увы мне! Горе нам, ибо близок и уже наступил день Господень, день грозного суда Божия и отмщения нераскаянным грешникам. Поскольку в следующих стихах говорится о бедствии, уже постигшем Иудею, то слово: близок, можно понимать так, что наступил и еще наступит другой день страшного суда Божия. Иоил. 1:16 . Яко пред очима вашима пищы взяшася и от дому Бога вашего веселие и радость. С Евр.: «Не пред нашими ли очами хлеб исчез, из дома Бога нашего веселие и радость?» Поскольку слепотствующие Иудеи в бедствии, их постигшем, не видели посещения Божия, не узнавали руки Господней, их поражающей и вразумляющей, то св. Иоиль научает их, как должно думать о сем бедствии, что нужно говорить и делать при нем, нарочито здесь и далее раскрывает это бедствие в частностях, дабы привесть к пониманию значения и важности посещения Божия, а чрез это скорее привесть их к раскаянию. А потому пророк самих Иудеев заставляет разсуждать о постигшем их бедствии таким образом: не пред очами ли нашими исчез всякий хлеб, так что прекратились хлебные приношения во храм, священники томятся голодом, не получая от храма и народа содержания, а потому престали там радость и веселие? Пророк не говорит прямо, что такое несчастье постигло за их грехи и беззакония, но искусно приводит к сознанию сего подробным раскрытием общего бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

М. А. : А тогда не надо говорить каждый. Дм. А. : Нет, я не о всех говорил, а о тех, которые по молодости еще стоят перед выбором. Некоторый слой действительно выпал из социальной динамики, как это и происходит при революциях. Это государственная беда, когда те люди, которые занимались культурой, просветительством, наукой, врачеванием, вдруг оказываются самыми обездоленными. Да, это беда, действительно. Те люди, которые достигли почтенного возраста, это беда. А я под каждым имел в виду того, кто имеет потенциал и еще только начинает свою жизнь… М. А. : Я думаю, что тут нужно ставить вопрос еще более грамотно: а хочет ли? Я знаю достаточное количество молодых людей, которые сделали выбор. Они выбрали путь науки и просвещения. Это всё верующие молодые люди, они занимаются христианским просвещением, платят им за это или не платят, им все равно, и занимаются наукой, твердо зная, что всегда будут в напряженных материальных обстоятельствах. Дм. А. : Так же при советской власти некоторые уходили в сторожа… М. А. : …а эти уходят в аспиранты. Сейчас это примерно то же самое и в смысле денег, и в смысле престижа. Дм. А. : То есть человек хочет посвятить себя науке. Но условия для науки еще не созрели, государство еще находится в периоде разброда. Интеллектуальный сектор в большинстве своем просто еще не востребован этим государством. Действительно, сейчас, скажем, невыгодно заниматься интеллектуальной работой. Перед молодым человеком стоит вопрос: чем заниматься? Идти торговать на рынок, идти в конструкторы ко мне на завод и получать пятнадцать тысяч рублей, или жить с черной корочкой, мечтая о том дне, когда все то, что он написал, все то, что он изобрел, найдет выход. И пусть даже денег все равно не будет, но талант оценят в веках, он на имя работает… М. А. : Скорее на вечность. Но при этом я знаю людей, которые будут воротить нос от конструкторских пятнадцати тысяч, говоря, что им этого мало, и при этом практически ничего не умеют. К этому мы вернемся, потому что это настоящее бедствие, а сейчас я вспомню добрым словом Томаса Манна, который писал, что Возрождение со своими “титанами духа” и с утверждением безграничных возможностей человека здорово испортило умонастроения общества. Раньше выбор стоял жестко: хочешь жить в достатке — работай как вол и помни, что интеллектуальные утехи не для тебя; хочешь сказать свое слово в науке или искусстве — живи в нищете и знай к тому же, что и оценят-то тебя в лучшем случае после смерти, если вообще оценят.

http://pravmir.ru/ot-redaktsii-dm-zdraev...

Благодарю Господа, новое спасение мне явившего вечером сегодня, когда я гулял по Александровской улице и воззвал о спасении к Нему. Сегодня в причастии Святых Таин Господь даровал мне чудный дар здравия душевного и телесного, спокойствие, легкость, живость, простор, дерзновение, радость. О, Отец мой Небесный! О, Спасителю мой! О, Промыслителю мой! Был у Броуна, пил белый портвейн, ел апельсины, яблоки, сардины, сыр честерский, хлеб с маслом (ситник), пил чай. Не знаю, от чего голова заболела, вероятно, от вина (две рюмки) или от сардин в постном масле и от скоромного масла (неудобоваримость). 28 апреля. Благодарю Господа, явившего мне великую и чудную помощь Свою в немощи моей душевной, особенно при произношении сугубой ектении на утрени (Александр Дмитриевич Никитин в вонючей одежде), и всю утреню сохранившего меня непобежденным от невидимых супостатов, крепко меня боровших и в отчаяние повергавших меня (из-за рубля, отданного нищим из братских денег). Из года в год, из месяца в месяц, из дня в день, из часа в час Господь благотворит всем нам, являя бесчисленные благодеяния. Слава Его благоутробию! Слава святыне Его, правде Его, премудрости, всемогуществу, светлости Его! Беда-то какая, беда-то какая была сегодня со мною и во мне во время обедни за чревоугодие у Броуна и пресыщение! Едва не проглотил меня сатана – так он в меня впился, так смутил, уязвил, омрачил, посрамил пред совершением Святого Таинства и во весь конец. Я исчезал, таял. Отец Александр Таратин прошел между мною и царскими вратами – и меня это крайне возмутило. Вообще, меня безделица способна возмутить, расстроить. О, немощь душевная! О, беда моя из-за чревоугодия! О, как слаба душа моя из-за чревоугодия! Как бедствует! Господи, помилуй! Господи, научи оправданием 20 Твоим. Господи, утверди! Исцели, оживи! Господи! Благодарю Тебя за дивное спасение Твое. 29. Вчера в среду пил я вечером чай пустой с просфирой, и сегодня голосу нет, грудь слаба. А молоко и вино отлично укрепляют грудь и дают могучий, чистый голос. Или чая пить не надо мне пустого, по крайней мере пить очень мало, или скоромное кушать, как лекарство или как предохранительное средство, разумею молоко, сливки, масло скоромное, яичко. Постной пищи со скоромною никогда не мешать – очень вредна эта смесь: боль в животе, расстройство пищеварения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Что мне мешает? Страх повредить себе, нежелание себя в чем-то стеснить, эгоцентричность, лень — все то, что можно было бы назвать “неправильно поставленным сердцем”. Если Евангелие право, то я — сильно неправ. Является ли требование Евангелия несправедливым или произвольным? Беда в том, что это требование не является даже специфически евангельским. Это вполне “общечеловеческая ценность”. Капитан корабля, который просто поплывет по своим делам мимо моряков, терпящих бедствие, сядет в тюрьму. Его осудит и закон, и общее мнение. Тем более осудит, если выяснится, что капитан просто не хотел прерывать веселую вечеринку у него на борту ради спасения чужих жизней. Хотя казалось бы — это его корабль, он может им распоряжаться, придет на помощь утопающим — молодец, не придет — его дело. Но закон (и общее мнение) так не считает. Мог спасти людей, но не захотел — значит виновен в их смерти. Боюсь, что это так и на суше — не желая спасать чужие жизни, мы делаемся виновны в их гибели. Это крайне неуютный вывод, но он неизбежен. Евангелие в этом отношении не сообщает чего-то нового — оно просто подтверждает то, что мы и так знаем. В этой ситуации мы можем сделать три вещи — во первых, мы можем отрицать само Евангелие. Нет ничего плохого в блистательных пиршествах — тут то ли Иисус неправ, то ли Евангелист Его не понял, в общем, пиршествуем и не беспокоимся. Но тут беда в том, что осуждает нас, как уже было сказано, не только Евангелие. Можно попробовать перевести стрелки на других — которые, предположительно, хуже нас; разоблачение и всяческое обличение негодяев несколько помогает облегчить внутреннее беспокойство. Но чужие негодяйства никак не снимают вопроса наших собственных. Можно еще сказать, что мы не сильно хуже среднего уровня — в самом деле, “по таким меркам всю Америку с Россией надо в Ад”. Но Библия и говорит, что все люди согрешили и нуждаются в спасении — никто не заслуживает рая, хотя все могут быть спасены во Христе. Беда еще в том, что у нас перед глазами люди, которые ведут себя значительно лучше нас — так, как мы бы вполне могли бы себя вести, если бы захотели.

http://pravmir.ru/pismo-trete-o-lazare-i...

Слово »освятите " употребил вместо «отделите»; отделите, говорит, себя на это, свято и чисто проходите пост; постясь же взывайте: «увы мне, увы мне в день!», то есть, увы мне по причине ожидаемого дня бедствий. Иоил.1:16 . Яко близ есть день Господень, и яко беда от беды приидет. Яко пред очима вашима пищи взяшася, и от дому Бога вашего веселие и радость. Увидите непрерывные бедствия, одно к другому присовокупляемые. Ибо сие выразил Пророк словами: «беда от беды». Иоил.1:17 . Вскочиша юницы у яслей своих Заплесневели житницы, покрытые слоями пыли. «Юницы» сказано, «вскочиша» – не от сытости же делают это, но, томясь голодом; распростерлись по земле и ногами бьют в землю. О житницах же говорит, что останутся в плесени, потому что давно не принимали в себя пшеницы. и точила раскопашася как излишние, и все прочее, что только было предназначено для таковых потреб, как излишнее, оставлено в небрежении; потому что нечего было туда положить. И стада волов мычат, издавая жалобный голос; потому что не получают обычной пищи. Одно с волами делают и стада овец. Но когда будет это, я, говорит Пророк, Иоил.1:19 . К Тебе Господи возопию, яко огнь потреби красная пустыни, и пламень пожже вся древа польская. От Тебя только можно надеяться прекращения облежащих бедствий. А под «огнем» разуметь можно врагов, подобно огню опустошивших всю страну, а также могут быть разумеемы и «прузи», и «сиплеве», и другие бедствия того же рода; потому что ими не менее, как и врагами, истребляются земные плоды. «Красными пустыни» Пророк называет места, прежде прекрасные, но теперь запустевшие от постигших бед. Ибо несколько ниже говорит: «якоже рай сладости земля пред лицем его, и якоже созади его поле пагубы» ( Иоил.2:3 ). Но когда мы недостойны, говорит Пророк, сподобиться Твоего человеколюбия, да не лишатся какой-либо пощады мычащие и блеющие животные. Иоил.1:20 . и скоти польстии воззреша къ Тебе, яко изсхоша источницы воднии. Сказал же Пророк о скотах: «воззреша к Тебе» – не как о разумных, но, желая преклонить сим Владыку на милость, выразился так о мычании скотов по недостатку корма. 1 Здесь под словами: «прузи» и «мшицы» разуметь должно саранчу в двух видах, с крыльями и без крыльев, а под словом «сиплеве» болезнь растений, известную под именем ржа. Читать далее Источник: Творения Блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 4./М.: Тип. В. Готье. 1857. – 452 с./Толкование на пророка Иоиля. 318-344 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ст. 21. Страх же его во ушесех его. Нарушая нравственный долг в отношении к ближним, нечестивый сам невольно предполагает подобное отношение и к себе с их стороны. Поэтому опасение, подозрительность, недоверие, предосторожность и невольный страх постоянно волнуют его душу, не дают ему покоя, всякая весть для него тревожна. Егда мнит уже в мире быти, тогда приидет нань низвращение. Иногда, при усиленном труде, употреблении всех возможных хитростей и затрате богатых средств, нечестивый достигает вожделенной степени счастья и начинает наслаждаться спокойствием безбоязненно, как вдруг, по воле Провидения, обстоятельства быстрым потоком разрушают его благополучие, как вихрем взволнованное море быстро разрушает плотины и превращает города в развалины. Ст. 22. Да не верует отвратитися от тмы. Нечаянные бедствия скоро и ужасно превращают веселые, светлые дни нечестивого в горестные и мрачные дни скорби, когда, сознавая над собой кару Провидения, поникнув главою к земле, он закрывает лицо руками, и, не смея надеяться на отрадное будущее, омрачает свой, дотоле ясный, взор обильными горькими слезами. Осужден бо уже в руки железа. Преступник, неожиданно схваченный и немедленно преданный правосудию, с отчаянием ожидает своей злой участи; отданный в руки палачей, вооруженных мечем, поставленный на месте смертной казни, он мгновенно оставляет свои прежние свойства – отвагу, ярость и дерзость. Ст. 23–24. Учинен же (определен) есть в брашно неясытем (коршунам) 12 . Сделавшись жертвою меча или копья за свои бесчинства и злодейства, нечестивый лишается последней высокой чести – надлежащего погребения к прародительской усыпальнице: труп его, как хищного зверя, выбрасывают за город и, как нечто нечистое, отдают на съедение кровожадным коршунам. Веет же в себе, яко ждет падения (μνει ις πτμα). К крайнему огорчению нечестивого, его представление о своей ужасной судьбе не может устраняться надеждой на спасение, истому что он сам признает вполне заслуженным определенное наказание, знает, что оно неотложно должно тяготеть над ним, и с ужасом переносит все бедствия до конца. День же темен превратит его, беда же а скорбь обимет его, якоже военачальник напереди стояй падает. «Черный день» – время несчастий, когда «беда» в виде пожара, погибели скота, смерти детей и под. и «скорбь» -личное душевное или телесное страдание – быстро сменяются одна другою, это время для нечестивого тоже, что день битвы и смертельного поражения. Как военачальник, идя на приступ, становится впереди войска, первый ощущает все ужасы битвы, встречает тучи неприятельских стрел и неизбежно падает под смертельными ударами, уже самое звание повергает его в такое положение; так и «нечестивый» неизбежно встречает бесчисленные удары Привидения, как враг воли и правды Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Почему появилось священство Вот в этот момент Моисей говорит на самом деле страшные слова. Уже когда ему сказал Бог – Я буду при устах твоих, он сказал – нет, пошли другого. И там написано –  возгорелся гнев Божий на Моисея ( Исх.4:13-14 ) , и понятно, почему. Он говорит – у тебя там есть Аарон, пойди, Я буду Богом тебе, ты будешь богом Аарону, Аарон будет богом всем остальным людям ( Исх.4:16 ). Выстраивается такая цепочка: по отказу Моисея появляется так называемое институциональное священство, священство как выделенная каста в народе Божьем. Заметьте, священство появляется не от чего-то хорошего, а от чего-то плохого. В принципе, в замысле Божием нет специального священства. Есть все люди, все люди одинаково носители одного и того же благословения. Но когда человек отказывается от этих отношений с Богом, тогда приходится появляться священству, мы с вами увидим это в одной из наших последних лекций еще раз. Казни египетские Все, больше сопротивляться у Моисея возможности нет, и он отправляется в Египет. И там он очень быстро договаривается с израильтянами о том, что Бог послал его вывести народ. Дальше начинается борьба с фараоном. И когда мы читаем эти главы, нам становится очень не по себе, потому что это ведь стихийные бедствия, это трупы и трупы, и трупы. И вроде бы происходит это потому, что Бог совершает казнь через Моисея. Нам становиться очень неуютно, это что ж такое, это Бог, Который любовь? Что же это Он делает с этими несчастными египтянами? Здесь есть некоторая подсказка. Если мы поглядим на все эти казни египетские, которые там описаны, мы можем довольно легко, прочитав соответствующую литературу, узнать, что все эти стихийные бедствия в Египте давно известны, и эти песьи мухи, и эти жабы, и расцветающие красным цветом водоросли в Ниле, все это там бывает. Беда в том, что все эти вещи действительно бедствия для человеков, а здесь они все происходят одно за другим, очень сконденсировано. То есть сами по себе эти бедствия – это не чудеса, но вот то, что оно всё происходит в этот самый момент, оно естественным образом не очень объясняется. В чем дело?

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010