Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: «Беда пришла к нашему народу» Предстоятель Русской Церкви призвал объединиться в молитве о ниспослании дождя на погибающую от зноя землю 02.08.2010 424 Время на чтение 4 минуты Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием ко всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи со стихийными бедствиями - засухой и массовыми лесными пожарами, сообщает Патриархия.ru . «Беда пришла к нашему народу. В результате страшной засухи и массовых пожаров погибли люди, сотни остались без крова, и тысячи без средств к существованию. Многие из пострадавших - это пожилые люди, всю жизнь, кормившиеся от земли своим скромным хозяйством. Но много также и детей, ведь выгорают целые деревни», - говорится в Патриаршем обращении. «Я призываю всех верных чад Русской Православной Церкви объединиться в молитве о ниспослании дождя на нашу погибающую от зноя землю. Настоятелям православных храмов необходимо собирать прихожан на молебны, на мирной и сугубой ектиньях при совершении Литургии нужно вставить особые прошения из чинопоследования молебствования о дожде. Особенно усердные молитвы следует обратить завтра, 2 августа, к пророку Божию Илии, которому традиционно молились русские люди при подобных бедствиях», - пишет Патриарх Кирилл. «Многие задаются сейчас вопросом, - продолжил он, - почему допустил Господь этому несчастью обрушиться на бедных людей, которые часто не имели даже небольших сбережений? За что это наказание? Конечно, людские грехи - причина всех земных несчастий. Но, призванные Богом к любви, мы не должны обвинять других, искать в других причину постигшей нас беды, потому что беда ныне касается всех - и тех, кто даже далеко от мест пожара, и тех, кто, кажется, находится в безопасности, потому что трудно предположить, что такое страшное бедствие не отразилось на экономике и на душевном состоянии людей. Пусть каждый обратит внимание на себя самого и каждый кается в своих грехах. От всех нас, от всей Русской Церкви ждет сегодня Господь сострадательной любви и милосердной помощи нуждающимся людям. Те, кто в силах, должны стать добровольцами и принять участие в тушении лесных пожаров. Пастыри должны каждую минуту быть рядом со своими пострадавшими прихожанами: утешать, наставлять, помогать, горячо молиться. И каждый человек, считающий себя православным, не может не поделиться тем, что у него есть с людьми, которые потеряли все».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/8/02/pat...

Глава 11 Еккл.11:1 . Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. Бросай хлеб твой на лице воды, потому что по прошествии многих дней, найдешь его. Увещевает к милостыне, что всякому просящему нужно давать и благотворить без разбора. Ибо как сеющий во влажную почву ожидает плода от своего посева: так сеет и дающий бедным; и сеет он не зерна семян, а самый хлеб, и потому ожидает умножения своего посева с большим приростом; и когда наступит день суда, он получит гораздо больше, чем сколько давал. Иначе: в каком бы человеке ты не увидел ту воду, о которой говорится: «реки от чрева его истекут воды живы» ( Ин.7:38 ), – не тяготись дать ему хлеб мудрости, хлеб разумный, хлеб слова. Ибо если ты будешь часто делать это, то найдешь, что ты не напрасно бросал семена учения. Нечто подобное, я полагаю, сказано и у Исайи: «блажени сеющии при всяцей воде, идеже вол и осел попирает» ( Ис.32:20 ), – что должен быть признаваем достойным блаженства тот учитель, который сеет на орошенное сердце слушателей, собранных из Иудеев ли, или из язычников. Еккл.11:2 . Давай часть семи и даже восьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. Давай часть семи и даже осьми, потому что не знаешь, какая беда будет на земле. И у Иезекииля при входе в храм упоминается семь и восемь ступеней ( Иез.40:26–31 ). И после оного ифического псалма, то есть сто восемнадцатого, приводится пятнадцать степеней, но которым сначала мы поучаемся в законе, а потом, по исполнении седмиричного числа, чрез осьмерицу восходим к Евангелию. Итак, заповедуется, чтобы мы с равным благоговением веровали в оба завета, то есть, как ветхий, так и новый. Иудеи дали часть семи, веруя субботе; но не дали осьми, отвергая воскресение дня Господня. Напротив, еретики Маркион, Манихей и все неистово терзающие ветхий завет дают часть осьми, принимая Евангелие, но не дают этой части в седмеричном числе, отвергая ветхий завет. Мы же будем веровать и тому и другому завету. Ибо мы и мыслью не можем теперь представить достойных мук и достойного наказания, какие предназначены живущим на земле, иудеям и еретикам, отвергающим один из двух заветов. Еврей это место понимает так: соблюдай и субботу, и обрезание, чтобы не постигло тебя неожиданное бедствие, если почему-нибудь не будешь делать этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1892 Поучение в Неделю о мытаре и фарисее 86 Боже, милостив буди мне грешнику ( Лк.18:13 ) С настоящего воскресного дня, братья, Святая Церковь наша, как чадолюбивая матерь наша, начинает приготовлять нас к Великому посту как времени нашего покаяния. Своими песнопениями она напоминает нам о приближающемся времени нашего покаяния; своими молитвословиями она располагает нас к принесению Господу Богу усердного чистосердечного покаяния и к предварительной молитве Господу Богу о прощении нам множества содеянных нами лютых прегрешений, которыми мы в мимошедшее время пашей жизни прогневали своего Творца, Промыслителя, Спасителя и Судию. В своем Евангельском чтении она показывает нам, какова должна быть наша молитва и с каким чувством она должна быть нами совершаема: «Два человека, вещает нам в сегодняшнем Евангельском чтении Сам Спаситель наш, вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:10–14 ). Из этой притчи ясно видно, что молитвы наши как в настоящие дни приготовления к Великому посту, так и во дни самого поста должны быть смиренными и усердными, соединенными с полным сознанием нашей греховности, своего недостоинства пред Господом Богом и с сокрушением сердечным о грехах. Боже, милостив буди мне грешнику! Вот, братья, та молитва , которую мы должны из глубины своего сердца воссылать к Богу в сознании своей виновности пред Ним и необходимости получить от Него прощение своих грехов. И если когда либо, то не тем ли более теперь нам необходимо чаще и чаще повторять эту молитву кающегося грешника с полным сокрушением сердечным? Ибо теперь нас постигла великая година испытания: в числе многих губерний и нашу Тульскую Господь посетил великим бедствием, постигшим большую и притом самую лучшую часть ее уездов. Совершеннейший неурожай хлеба большую часть ее жителей поставил в самое печальное положение: нет у них ни хлеба своего собственного, ни семян для посевов, ни корма для скота, ни даже топлива, нет и обычных заработков от сельскохозяйственных занятий. Но и мы все, живущие вне пределов неурожайной полосы, не терпим ли теперь некоторую долю бедствия от дороговизны хлеба и всех жизненных потребностей? Общая беда отчасти коснулась и нас всех и тяжело отражается на бедных людях, снискивающих себе пропитание трудом рук своих. Где же причина столь великого бедствия, постигшего целых 17 губерний нашего отечества? В бездождии и ужасной от того засухе? Конечно. А бездождие отчего произошло? Вот это вопрос весьма важный и не всеми правильно решаемый.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

27–28. Сотрудник Братства св. Гурия. 22 мая 1910 года Вреднейшая идея Много существует исторических причин наших отечественных бедствий, которые мы переживаем. Все эти причины перечислить очень трудно. Мы хотим обратить внимание на одну чрезвычайно важную по её нравственному достоинству – в обратном смысле. Кажется, очень естественно ждать, что человек, которому вверено то или другое дело, будет заботиться об этом деле, будет употреблять все средства к его наилучшему осуществлению. И тогда, само собой разумеется, в этом деле полный успех обеспечен. Там, где есть преданность делу, этот успех несомненен. Но бывают, конечно, такие затруднения у всякого деятеля, когда он сам единолично не в состоянии с ними справиться, или когда дело представляется требующим по существу вмешательства высшей власти и силы. Вот тут и является для всякого мелкого общественного или церковного деятеля выбор: или замалчивать – по временам вопиющее зло, или „беспокоить начальство». Но „начальство” и ныне остаётся для всех мелких „подчинённых” столь страшным понятием, что они готовы претерпеть все беды и несчастия, лишь бы избежать самого страшного: встречи с начальством или его гнева. В таких случаях самые храбрые из этих подчинённых отваживаются только или на анонимное письмо, или на псевдонимную статью в газетах. А в остальных случаях за благо признаётся молчать. Но вот „начальство” само решило ехать для обозрения – хотя бы епархии. Лишь только разнесётся по епархии грустное для всех известие об этом путешествии, – начинается приготовление ко встрече. Все, кого касается это путешествие, начинают готовиться, „как бы угодить преосвященному». У всех единственная забота, чтобы „не расстроить владыку”. Я обращаю внимание именно на путешествие по епархии высшего духовного начальства. Ведь это же – вовсе не „начальство!” Это апостолы Христовы идут к своей пастве; это преемники апостольского служения несут благодать Божию чадам своим духовным, чадам св. Церкви. И, однако же для всех, решительно для всех, эти служители Духа Божия, являются только начальством... И только боязнь выговора, страх пред начальственным неудовольствием, – только эти низменные, рабьи чувства и волнуют тех, кто должен был бы от владычнего посещения испытывать только радость, только душевное облегчение. А вследствие этого всякое начальство жизни не видит, всеми возможными, а иногда и невозможными, средствами всё стремятся скрыть от него истинное положение вещей. И оказывается везде всё благополучно при проезде „начальства”, а только что оно проехало, начинается ряд известий, что „вследствие непредвиденных обстоятельств” или „по воле Божией” случилась та или иная беда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа XXV. О первом члене символа веры. О том, почему иногда праведники страдают, а нечестивые благоденствуют Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. В прошедшей бесед мы говорили с вами, братие, о праведном Иове, которому пришлось перенести много скорбей. В жизни мы также видим, как праведники нередко страдают, а нечестивые наслаждаются спокойною жизнью. Из истории Иова мы знаем, что это есть дело непостижимого для нас промысла Божия. Но несмотря на это все-таки можно слышать вопросы: почему же праведники часто страдают, а нечестивые благоденствуют? Почему иногда беда за бедою обрушивается на какую-нибудь семью, напр., на беззащитных вдов и сирот, почему промысл Божий не спасает их от несчастий? На основании слова Божия постараемся дать посильные ответы на эти вопросы. Прежде всего, братие, мы должны припомнить, что зло действительно существует в мире и что оно вошло в мир по вине самого человека, вследствие его непослушания Богу. При этом мы не должны забывать, что все мы люди грешные. Аще речем, говорит св. Иоанн Богослов, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины нестъ в нас. Аще речем, яко не согрешихом, лжа творим его, и слово его несть в нас ( 1Ин.1:8,10 ). Все мы поэтому заслуживаем наказания, так что блага, которыми каждый из нас пользуется, во всяком случае превышают наши достоинства. Мы привыкли больше замечать дни наших бедствий, а не благополучия, напр., не ценим здоровья, данных нам Богом способностей, и. т. п. Кроме этого мы должны смотреть на себя и на других людей, как на путников, идущих по жизненному пути. А путник необходимо должен мириться со всеми неудобствами пути. На земле мы живем временно жизни ради вечной; эту вечность мы и должны иметь главным образом в виду. В сравнении с нею наши земные временные страдания, как понятно само собою и как свидетельствует слово Божие, не значат ничего. «Думаю», говорит Св. Апостол Павел, «что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении, с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим.8:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Библия, изложенная для семейного чтения. Пророки Иеремия и Иезекииль Плач пророка Иеремии об Иерусалиме Иеремия , второй из «больших» пророков, был сыном священника Хелкии, жившего в городе Анафофе, в земле Вениаминовой, в царствование благочестивого царя Иудейского Иосии. Едва только достиг он юношеского возраста, как было к нему слово Господне: «Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя». «А я сказал, — рассказывает об этом Иеремия, — о, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод. Но Господь сказал мне: не говори: я молод, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь. Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя. Вот, Я вложил слова Мои в уста твои. Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать. И было слово Господне ко мне: что видишь ты, Иеремия? Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось. И было слово Господне ко мне в другой раз: что видишь ты? Я сказал: вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и лицо его со стороны севера. И сказал мне Господь: от севера откроется бедствие на всех обитателей сей земли. И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам и поклонялись делам рук своих. А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их». Послушный повелению Божиему, Иеремия вступил на стезю пророка. Возвратитесь, дети-отступники! — взывал он к народу иудейскому от имени Божия. — «Возвратитесь, мятежные дети, и Господь исцелит вашу непокорность. Исправьтесь, чтобы гнев Божий не открылся, как огонь, и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших». Но как отозвались дом Иудин и дом Израилев на увещания юноши-пророка? «Они солгали на Господа и сказали: нет Его, и беда не придет на нас, и мы не увидим ни меча, ни голода. И пророки станут ветром, и слова Господня нет в них; над ними самими пусть это будет».

http://pravoslavie.ru/2954.html

Для того чтобы определять виновных в любых событиях, надо помнить – люди все разные, и у каждой группы, имеющей свое мнение, будет и свой список виноватых. Поэтому, надо смотреть не на человеческие мнения, а на то, кого виноватым считает Бог. А для этого как раз и необходимо, в каждом разбираемом случае, понимать Промысл Божий. И тогда вдруг откроется такое что нередко бывает и так: творивший по-видимому злое – делал сие защищая Промысл, а выглядевший добреньким и говоривший будто бы правильные слова – оказался противником Промысла и явился причиною постигших за этим бедствий. Потому-то Господь (Ин. 7: 24) и учит нас судить не по наружности, глядя на дела телесные, а судом праведным, ища, насколько содеянное согласуется с угодным Богу. Но беда в том, что с каких-то пор мы утратили единство в понимании Промысла Божия и стали рассматривать окружающие нас события исключительно из множества разнонаправленных человеческих мнений. При этом успокаивая себя словами: «Наше мнение имеет благословение великих духовников и многочисленные группы высокообразованных последователей. Следовательно, мы правы и исполняем Волю Божию». Но давно известно: хождение в церковь, участие в таинствах и даже состояние в клире абсолютно не даёт гарантии рассудительного понимания причинно-следственной связи окружающих нас событий. А уж о мнении большинства, которое в сложных вопросах почти всегда ошибочно, и говорить не приходится. Но и с пониманием Промысла Божия – о котором казалось бы всем и всё известно – у нас тоже проблемы. Разные человеческие мнения и Промысл Божий, оказывается, видят по-разному, а кто-то о нём даже и не вспоминает. Посему вполне естественно, что люди спорят и не могут договориться. Необходимо признать, если уж мы называем себя православными, то в нашем рассуждении должна быть чётко выстроена взаимосвязь Промысла Божия и всех исторических событий. И связь эта должна быть ясно понимаемой от самого начала и до сегодняшнего дня, без всяких противоречий и белых пятен. Потому что только тогда мы сможем увидеть главенство именно Промысла, а не чьё-то самодурство будто бы меняющее весь ход истории. А это ведь совсем другой расклад и смысл, в которых, к тому же, всё ясно и прекрасно видно: и кто виноват, и что делать.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/30/ob...

Краткое житие Иоанна. Молитвой преп. ученик его Моисей спасен от грозившей его жизни опасности. Стр. VII Некто из монашествующих, именем Моисей, поревновав житию Иоанна, убедительно просил его, чтобы он, принял его к себе в ученики и наставил на истинное любомудрие; подвигнув старцев на ходатайство, Моисей, через их просьбы, убедил великого мужа принять себя. Некогда авва повелел сему Моисею переносить одного места на другое землю, которой требовало удобрение гряд для зелий; достигши указанного места, Моисей без лености исполнял повеление; по как в полдень настал чрезвычайный зной (а тогда был последний летний месяц), то он уклонился под большой камень, лег и уснул. Господь же, Который ничем не хочет, опечалить рабов Своих, по обычаю Своему предупреждает угрожавшее ему бедствие. Ибо великий старец, сидя в келии и размышляя о себе и о Боге, преклонился в, тончайший сон и видит священнолепного мужа, который возбуждал его и, посмеваясь сну его, говорил: “Иоанн, как ты беспечно спишь, когда Моисей в опасности?“ Вскочивши немедленно, Иоанн вооружился молитвою за ученика своего; и когда тот вечером возвратился, спрашивал его, не случилась ли с ним какая-нибудь беда или нечаянность? Ученик отвечал: огромный камень едва не раздавил меня, когда я спал под ним в полдень; но мне показалось, будто ты зовешь меня, и я вдруг выскочил из того места. Отец же, поистине смиренномудрый, ничего из видения не открыл ученику, но тайными воплями и воздыханиями любви восхвалял благого Бога. Слово 1-е. Об отречении от мирского жития. Стр. 6 Не будем презирать или осуждать и такие отречения, которые бывают, по обстоятельствам; ибо я видел бывших в бегстве, которые, нечаянно встретившись с царем, против, своего желания пошли вслед его и, вшедши с ним в чертог, воссели вместе с ним за трапезу. Видел, я, что семя, нечаянно упавшее на землю, принесло изобильный и прекрасный плод; как и противное сему случается. Опять видел я человека, который пришел во врачебницу не за тем, чтобы лечиться, а по некоторой другой потребности, но, привлеченный и удержанный ласковым приемом, врача, он освободился от мрака, лежавшего на его очах. Таким образом и невольное в некоторых было тверже и надежнее, чем произвольное в других. Слово 1-е. Об отречении от мирского жития. Стр. 8

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Матерь Божия — неисчерпаемый океан чудес, явленных на Руси Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на Покров Божией Матери, сказанная 14 октября 1990 года 14 октября, 2011 Проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на Покров Божией Матери, сказанная 14 октября 1990 года Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный… Духовное покровительство, ходатайство и заступление перед Богом, которое мы получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне. Ибо с тех пор, как воля Божественного Страдальца и Спасителя мира усыновила род человеческий Божией Матери в лице любимого ученика Его Иоанна Богослова, – это покровительство не прерывалось ни на один день, и во все времена истории человечества было так – Мать и чадо! Вдумайтесь в эти слова, в смысл глубочайшего и святейшего родства, чище и святее которого нет на земле. «Жено! се, сын Твой!» – звучит с Креста из уст Божественного Страдальца (Ин.19:26). И что значат эти слова?! Отныне, что ни совершится с названым сыном Твоим, пройдет сквозь сердце Твое. Отныне его небольшие радости будут Твоим счастьем, его боль, беда и скорбь – Твоим великим горем и слезами; и главное – непрестающая дума и забота о чаде, забота, не знающая усталости, не знающая отдохновения. И все это, как завещание, приняла Пресвятая Дева от Своего умирающего на Кресте Единородного Сына. С тех пор мир наполнился многими знамениями покровительства Божией Матери – знаками Ее материнской любви. Примеров несть числа, начиная из глубины времен и до наших дней. Память нынешнего праздника, Покрова Матери Божией, сохранена с Х века, когда в годину бедствия, нашедшего на греческое государство – гибель его была предопределена всем ходом событий – «и не имам заступающаго». Варварское племя сарацин (народ, родственный теперешним туркам, магометане по вере), движимое ненавистью к христианам, обложило Константинополь с единственной целью – стереть его с лица земли, разрушить его многочисленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной, жителей же предать лютой казни, а некоторых рабству, надругавшись над верой их.

http://pravmir.ru/mater-bozhiya-neischer...

Н.Ф. Корольков I. Вступление Трудно жилось русским людям в так называемое в истории «Смутное время». Беда следовала за бедой, одна другой злее, переживаемые беды казались лучшим русским людям тяжелыми испытаниями, наказанием Божиим, посланным за грехи. Нагрянувшие иноземцы грабили безнаказанно имущество, издевались над православием ; сама Москва– хранительница святыни была сожжена. Разрывалась на части, опустошалась Русская земля. Казалось близок был конец Московском государству, оставшемуся без государя. О состоянии Москвы «в Смутное время» современник пишет: «В Кремле на царском дворе в святых Божиих церквах и в палатах и по погребам – все стояху литва и немцы и все свое скаредие творяху. ...Все палаты, и хоромы были без кровель, без полов и лавок, без окончин и дверей; все деревянное поляки пожигали для отопления своих жилищ». «Излияся фиал горести царствующему граду Москве, всеобщее разорение. Падоша тогда высокосозданные домы, красотами блиставшие, все огнем поядошася и все премудроверхия церкви скверными руками до конца разоришася»... Когда бедствия дошли до крайнего предела, Промысл Божий, управляющий странами и народами, умудрил и вызвал к, действию лучшую часть русского народа, в сердце которого была жива вера Христова; эта вера соединяла Псковича, Новгородца, русского Казанца, Сибиряка, все чувствовали одинаково, что они православные, все люди одной русской веры, принадлежат одной церкви. Русский народ не был искусен в религиозной учености; само духовенство, при тогдашней малообразованности, было большею частию не сильно в богословии. И однако в этом народе было беспредельное уважение к внешним признакам православного благочестия: храмам, св. мощам, иконам; церковные обряды и уставы были для него предметами духовного утешения, высочайшею надеждою и опорою в жизни; для всех действительное присутствие воли Провидения было фактом, твердо установившимся в сознании. II. Обстоятельства, предшествовавшие Смутному времени Счастливые войны Московского государства с внешними врагами в середине XVI века передали в его обладание громадные пространства плодородных земель. Эти земли нужно было укрепить и заселить. Правительство в заботах об укреплении и заселении границ, не препятствовало, a содействовало переходу населения из центра на окраины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010