Сегодня к этим важным вопросам добавятся новые. Все они появились не искусственно. Насколько они актуальны – следует определить нам на нынешнем заседании. Хочу еще раз сказать, что на самый главный вопрос, который стоял перед созданием Межсоборного присутствия: насколько работа Межсоборного присутствия активизирует внутреннюю церковную жизнь? — получен положительный ответ. И это очень важно. Долгие годы Церковь молчала. Она молчала, в первую очередь, потому, что такими были внешние условия. У нас не сформировался навык внутренней, разумной, проникнутой церковным духом дискуссии о положении Церкви и о существующих проблемах. Но прошедший год свидетельствует о том, что Межсоборное присутствие действительно стало тем местом, где мы можем, не выходя за рамки канонического порядка, свободно обсуждать проблемы, стоящие на повестке дня Церкви. Дай Бог, чтобы этот процесс набирал силу и помогал нашим верующим осознать свою причастность к судьбам Православной Церкви, а значит, в значительной мере и к тому, что будет происходить в духовной жизни всего нашего народа. Читайте также: Начало эпохи Соборного делания Межсоборное присутствие: «Нет чинов и званий, есть только участники дискуссии» Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 18 октября, 2023 29 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 22 декабря, 2021 17 декабря, 2021 7 октября, 2021 13 апреля, 2021 13 апреля, 2021 18 октября, 2023 29 мая, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-mezhso...

Тело его, изнуряемое трудами, бдением и постом, сокрушали пятнадцатифунтовые вериги. Рассказывая о таких подвигах старца Германа, его ученик, алеут Игнатий Алиг-яга, прибавлял: «Да, трудную жизнь вел апа (дедушка), и никто не может подражать его жизни!» Описанные черты из жизни старца касаются, так сказать, внешнего его делания. «Главное же дело его, – писал преосвященный Петр, бывший епископ Новоархангельский, викарий Камчатской епархии, – было упражнение в подвигах духовных, в уединенной келье, где никто его не видал; только вне кельи слышали, что он пел и совершал богослужение по монашескому правилу». Преподобный Герман был для новообращенных алеутов истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, видя в этом свой долг и призвание, сущность которого он выразил просто: «Я – нижайший слуга здешних народов и нянька». Но старец общался не только с алеутами. Недалеко от Елового острова жило много русских – и им также довелось испытать силу слова великого старца. «Мне было тридцать лет, когда я встретился с отцом Германом, – вспоминает один из них. – Надо сказать, что я воспитывался в морском корпусе, знал многие науки и много читал; но, к сожалению, науку из наук, то есть закон Божий, едва понимал поверхностно, и то теоретически, не применяя к жизни, и был только по названию христианин, а в душе и на деле – вольнодумец, деист. Тем более я не признавал Божественности и святости нашей религии, что перечитал много безбожных сочинений Вольтера и других философов XVIII века. Отец Герман тотчас заметил это и пожелал меня обратить. К великому моему удивлению, он говорил так сильно, умно, доказывал так убедительно, что, мне кажется, никакая ученость и земная мудрость не могли бы устоять против его слов. Ежедневно беседовали мы с ним до полуночи, и даже за полночь, о любви Божией, о вечности, о спасении души, о христианской жизни. Сладкая речь неумолкаемым потоком лилась из уст его... Такими постоянными беседами и молитвами святого старца Господь совершенно обратил меня на путь истины, и я сделался настоящим христианином. Всем этим я обязан отцу Герману; он мой истинный благодетель».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. Еще можно спросить: почему во время ученических трудов на море Господь, по воскресении Своем, стоял на берегу, тогда как Он до воскресения Своего шествовал к ученикам по волнам моря ( Мф 14.25 )? – Причина на это будет открыта скоро, если будет обсуждена та самая причина, которая тогда существовала. Ибо что означает море, если не настоящий век, который волнуется движениями причин и волнами житейскими? – Что изображается неподвижностью берега, если не непременяемая вечность покоя? Итак, поскольку ученики еще находились в волнах смертной жизни, то они трудились на море. А поскольку Искупитель наш стал уже выше повреждения плоти, то после воскресения Своего стоял на берегу. Он делами говорил ученикам о самом таинстве воскресения Своего, как бы так говоря: Я уже не являюсь вам на море, потому что не нахожусь вместе с вами в волнах беспорядка. Поэтому в другом месте после воскресения Своего Он говорит тем же ученикам: «Я вам говорил, еще быв с вами» ( Лк 24.44 ). Ибо Он не был с теми, которым телесно являлся в настоящее время, однако же отрицает, что Он с теми, от смертного тела плоти которых имел расстояние бессмертия. Как там, находясь вместе с ними, признается, что Он не с ними, так и здесь показывает положением тела, что Он уже на берегу, а они еще плавают. 3. Но ученикам в ловле попущена великая неудача для того, чтобы при явлении Учителя было чрезвычайное удивление. Он тотчас сказал: «закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете». Два раза в Св. Евангелии читается, что Господь повелевал закидывать «мрежу» для рыбной ловли, именно: до страдания и по воскресении. Но прежде нежели Искупитель наш пострадал и воскрес, Он, хотя и повелевает закидывать мрежи для рыбной ловли, но не повелевает, с правой ли стороны, или с левой они должны быть закинуты; но по воскресении являясь ученикам, Он повелевает закинуть мрежу с правой стороны. – На той ловле много поймано, но мрежи проторгались, а на этой и много поймано, и мрежи остались неповрежденными. Кто же не знает, что правая сторона представляет добрых, а левая – злых? – Итак, та рыбная ловля, на которой не было дано определенного повеления, с которой стороны закинуть мрежу, означает настоящую церковь , которая собирает вместе и добрых и злых, и не разбирает тех, которых привлекает, потому что не знает, кого и выбрать можно. Эта же рыбная ловля, совершившаяся после воскресения Господня, произведена с одной только правой стороны, потому что к видению славы прославления Господа принадлежит одна только Церковь избранных, которая ничего не будет иметь от левого делания. На той рыбной ловле от множества рыб проторгается сеть, потому что ныне к исповеданию Веры, вместе с избранными, вступают и такие нечестивцы, которые даже самую церковь раздирают ересями. Но на этой рыбной ловле захватываются и многие рыбы, и большие, и мрежа не проторгается, потому что Святая Церковь избранных, успокаиваясь в непрестающем мире Виновника Своего, не будет уже терзаема никакими разногласиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

В 1799 году она приобрела сельцо Аносино на живописном берегу реки Истры, где, несмотря на тяготы и нестроения, причиненные наполеоновской армией, тщанием княгини Мещерской была возведена церковь в честь Живоначальной Троицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых страстотерпцев Бориса и Глеба (в память о почившем супруге). В 1821 году при церкви была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем – в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым), который и впоследствии не оставлял Аносину пустынь своим милостивым вниманием, любил навещать ее и дорожил духовной дружбой с ее настоятельницами. Княгиня Евдокия Мещерская, давно желая принять монашество, ходатайствовала о своем вступлении в общежитие. Ее душа стремилась к смиренному пути простой инокини, но по настоянию святителя Филарета она приняла крест игуменства. Так в 1823 году княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией. Дел предстояло много, но игумения не страшилась трудов. Имея целью воскресить дух древнего иноческого жития, которым так ярко сияли монастыри древней Руси, она испрашивает у святителя Филарета для Борисоглебской обители строгий устав, и владыка дает сестрам чин общежития Феодора Студита. Обитель в Аносино, удаленная от человеческого жилья и мирской суеты, была пустынью не только по названию. По территории монастыря никто из посторонних вообще не ходил (это правило строго соблюдалось вплоть до его закрытия в советское время). По уставу в обители не допускалось наемного труда. Все работы, вплоть до изготовления обуви, сестры выполняли самостоятельно. При этом запрещалось ходить в мир «за сбором» (то есть за милостыней на нужды монастыря). Труда в монастыре было много, но столько, чтобы он не препятствовал молитве. Уставные, долгие службы начинались глубокой ночью. Келейно же сестры упражнялись в молитве Иисусовой. Дабы ничто не отвлекало сестер от внутреннего делания, в кельях не было даже освещения (кроме лампадки перед иконами). Общежительный устав избавлял насельниц от излишних попечений и вместе с тем приучал к смирению и нестяжательности. По кельям не позволялось иметь ничего лишнего, только самое необходимое, никто ничего не мог получить от мира. При мудрой и деятельной начальнице монастырь быстро благоустраивался как внешне, так и внутренне.

http://sobory.ru/article/?object=00804

Старый Руссик расположен в горах, на высоте, приблизительно, двухсот пятидесяти метров над уровнем моря, на восток от монастыря, в расстоянии – час и десять минут ходу. Там был установлен более строгий постнический режим, чем в монастыре. Место это пустынное, безмолвное, и потому туда тянулись монахи, желавшие большего уединения ради делания умной молитвы. В то время там жил и отец Силуан. Отца Стратоника в Старом Руссике приняли с большим расположением. Он много беседовал с отцами Руссика и наедине и в группах. Однажды в праздничный день схимонах отец Досифей пригласил к себе в келью его, а вместе и несколько других монахов, среди которых были отцы: Вениамин с Калягры, Онисифор и Силуан. Беседа была очень содержательной. Все были увлечены тем, что говорил отец Стратоник, который не только как гость имел преимущество, но и по дару слова превосходил прочих. Отец Силуан из присутствовавших был более молодой и потому, естественно, сидел в углу кельи и молчал. Он внимательно прислушивался к каждому слову кавказского подвижника. После беседы отец Стратоник, еще не посетивший отдельно отца Силуана, выразил желание побывать у него на «калибке», которую он выстроил себе в расстоянии пяти-шести минут на юго-восток от братского корпуса ради уединения. Условились на следующий день, в три часа. В ту ночь отец Силуан много молился, чтобы Господь благословил их встречу и беседу. Отец Стратоник пришел в назначенный час. Беседа между двумя подвижниками началась легко и сразу приняла желательный характер. И тот и другой духом постоянно были устремлены к единой цели, и ум их неотрывно жил все теми же вопросами, которые для них были единственно насущно важными. Силуан, накануне внимательно слушавший отца Стратоника, заметил, что последний говорил «от своего ума» и что слово его о встрече воли человеческой с волей Божией и о послушании было «неясным». Беседу он начал тремя вопросами, на которые просил ответа: «Как говорят совершенные?» «Что значит предаваться на волю Божию?» «В чем сущность послушания?»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Понять, насколько христианин соотносит собственное поведение с евангельским законом, легче всего в условиях, когда приходится выбирать. В 1913 г. о. Сергий овдовел. Для человека, имевшего желание безраздельно служить Церкви, раннее вдовство, казалось, указывало на путь монашеский, однако на его попечении оставались дочь и престарелая мать, и он избрал монашество в миру. Внутренне, по устремлению и устроению душевному, он – инок Валаамского монастыря, одного из древнейших в России, где и принимает постриг с именем Феофан, а для ближних – тот же, что и раньше, заботливый отец, сын. Ради их благополучия он остается на месте смотрителя епархиального училища в Саратове. Перевод в Пермь на место ректора Духовной Семинарии о. Феофан воспринял не как повышение, а как продление того же образа жизни до времени, пока Господь Сам управит обстоятельства таким образом, что ему можно будет присоединиться к валаамской братии. Несколько лет непрерывно он поддерживает переписку с игуменом Валаамского монастыря, обсуждая вопросы, касающиеся молитвы, внутреннего делания. Он еще только стремится к иноческой жизни, к соединению монашества внутреннего и внешнего, а для Бога по смирению и чистоте уже достоин архиерейского звания… «Крест» епископа Между тем, обстоятельства развивались непредсказуемо: указанный Синодом кандидат так и не прибыл к месту своего служения, в Синоде же произошли изменения, следствием чего стало назначение этого архиерея в Туркестан. Тем же указом ректор Пермской Духовной Семинарии архимандрит Феофан назначался викарным епископом Пермской епархии. 25 февраля 1917 г. состоялась его епископская хиротония с участием пяти епископов, при пении хора семинаристов из 100 человек. Великолепная, праздничная служба, будто «земная дань» его будущим страданиям за веру. Всего через несколько дней последует вынужденное отречение Николая II, и с этого момента Церковь лишиться государственной защиты. Почти два года епископ Феофан был незаменимым помощником для архиепископа Андроника. Помимо дел по управлению викариатством, на его плечи легли обязанности заместителя Владыки Андроника в периоды его участия в сессиях Поместного Собора. Деятельность на новом поприще представлялась обширной: он знакомится с жизнью приходов, проводя значительное время в объездах, создает совет иереев для проведения намеченной Синодом приходской реформы, уделяет много внимания делам Белогорского монастыря, и одновременно еще выполняет обязанности перед обществом – участвует в проводах на фронт добровольческих дружин…

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-fe...

Мы строим храмы. Это нужное и правое дело. Но храмы эти должны наполняться людьми, любящими Бога, верующими в Него и желающими Ему поработать со всяким долготерпением и смирением. И главная задача церковного клира сейчас – пробудить народ к этой полноценной и творческой жизни. Это вообще отдельная и большая темаделание в церковной жизни. Может быть, в силу того что священников десятилетиями старались отторгнуть, оттеснить от «гражданской жизни», мы утратили традиции церковного делания, активного участия мирян в церковной жизни, начиная с колокольного звона и заканчивая тем, что называют сегодня социальным или общественным служением. Вот к этому «воцерковлению окружающей среды», а правильнее сказать – к возвращению всех крещеных людей к полноценной деятельной, созидающей жизни – и должна сейчас стремиться всеми силами Церковь. Вовлекать людей в новую жизнь, основанную на началах православной веры, православного понимания добра и созидания. В одном из старых, дореволюционных еще, церковных журналов я как-то прочел статью об электрическом освещении в храме. И так там все убедительно было расписано в смысле, что не надо электричества, что и не поспоришь… И тем не менее, все мы видим, что получилось в реальности… Жизнь, и в то же время материальная, внешняя жизнь Церкви, меняется, и в этом нет ничего странного и предосудительного. Так что, конечно, отметать огульно все изобретения человеческого разума не стоит, но и осмотрительность и рассудительность нам тоже не помешают. Возвращаясь к любимой Греции, скажу еще вот что: там вообще много нововведений, для нас неожиданных и даже странных. Например, в каждом храме там на престоле стоят микрофоны, и храм озвучен чудесно, так что священник у престола, произнеся возгласы вполголоса, предупредительно пододвигает затем микрофон следующему священнику. Но это еще можно понять и объяснить, потому что до людей в храме доносится именно живое, непосредственное служение, удобнее раскрывается его содержание и смысл. То же и с колоколом. Хотя… К колоколу вообще на Руси отношение особенное – как к благовестнику… проводнику непосредственной и живой молитвы.

http://pravoslavie.ru/53324.html

Сегодня день памяти преподобного Силуана Афонского – одного из святых недавнего времени, который почитается и в Константинопольской Церкви, и в Русской Православной Церкви. Силуан Афонский особым образом почитается в этой стране, ведь именно здесь на протяжении многих лет жил и окончил свои дни его ближайший ученик -  архимандрит Софроний (Сахаров), благодаря которому учение преподобного Силуана и его образ стали известны всему миру. Преподобный Силуан Афонский просиял во времена тяжелейший гонений на Церковь в России. Он умер в 1938 году, когда на всей территории тогдашнего Советского Союза происходили массовые расстрелы духовенства. Преподобный Силуан жил в афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре. При его жизни мало кому было известно о его подвигах. Но после того как отец Софроний опубликовал его записи и написал о нем свою книгу, об этом святогорском подвижнике узнал весь мир. И оказалось, что этот духовный опыт, который он пережил вдали от страшных событий, разворачивающихся в то время на нашей Родине, ценен для очень многих людей нашего времени. Силуан Афонский всегда жил с Богом, он никогда, ни на одну минуту, ни на одну секунду не оставлял умного делания. Его душа всецело прилепилась к Господу, в нем не осталось никаких земных или житейских попечений. Вся его жизнь была подчинена тому, что преподобный Серафим Саровский называл стяжанием Духа Святого. И неслучайно в писаниях преподобного Силуана уделяется много внимания учению о благодати Духа Святого, ибо к этой благодати он приобщался в своем духовном опыте. Одна из очень важных тем в писаниях преподобного Силуана Афонского – тема смирения. В наше время не многие знают, что такое смирение, зачем оно нужно и в чем его ценность. Между тем, мы помним слова Господа Иисуса Христа, которыми открывается Его Нагорная проповедь. Эти слова  звучат и за каждым богослужением: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5. 3). Под нищими духом с самого раннего бытия Церкви понимались люди смиренные и кроткие.

http://mospat.ru/ru/news/48186/

Узкая полоска ржи тянулась до самого леса. Жать поначалу было очень тяжело: Григорий посмотрит, сколько еще осталось, и руки опускаются. Мать же ему на это говорила: «Ты не туда смотришь! Смотри у себя под ногами, как жнешь, а там видно будет». Он послушался ее совета, а когда поднял глаза, лес был уже совсем рядом – и работе конец. Так и в духовной жизни мы как можно скорее хотим достичь много. Преподобный Иоанн Лествичник замечает, что новоначальные хотят сразу иметь полное безгневие, нерассеянную молитву, совершенный пост, но когда дело доходит до реального труда, они впадают в уныние. Писание свидетельствует, что верному в малом Господь дает большее (В малом ты был верен, над многим тебя поставлю ( Мф.25,21 ). За то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов ( Лк.19,17 ). Батюшка же часто говорил: «Лужу не перешагнул, а уже хочет море перепрыгнуть». В любом деле неполезно сразу браться за многое, во всем нужна постепенность. Мы не видим своих грехов, а уже богословствуем; не замечаем людей, которые окружают нас и нуждаются в нашей помощи, а хотим спасти все человечество. Помимо того, что Григорий имел навык к крестьянскому труду, он умел готовить, шить, вышивать, ткать, вязать – словом, не боялся никакой работы. Более того, любое занятие вызывало у него интерес. Уже с высоты прожитых лет старец наставлял своих чад: в жизни нужно браться за все, ибо не знаешь, какие умения могут тебе пригодиться в будущем. Знание многих ремесел спасло ему жизнь, когда он оказался в ссылке на Колыме. Мать старца, Анастасия, дожила до глубокой старости и перед кончиной самим сыном была пострижена в инокини с тем же именем. Когда в конце жизни она делила между детьми наследство, отец Геннадий спросил ее: «Мама, что ты оставляешь мне? «Тебе оставляю весь мир», – сказала она, тем самым указывая на краеугольный камень его будущего делания – молиться за весь мир. Но вернемся в ранее детство Григория. В его семье неукоснительно соблюдались посты, не делали исключения и для грудных младенцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другой факт. Не без его, митр. Антония, влияния был издан за­кон от 15 августа 1905 года о свободе вероисповедания. И митр. Ан­тоний очень заинтересовался мнением и отношением к этому закону духовенства. Как-то я однажды явился к нему по поручению одного кружка духовенства по какому-то делу, и он долго выспрашивал меня об отношении духовенства к этому закону. Еще факт. Когда ему представлена была первая записка от «32», то он ее опять-таки не только не отверг и подававшим ее не читал суровых нотаций, но принял для передачи в Синод, много говорил об организовывающемся в те дни нашем кружке, давал различные практические советы и т. д. Но все это и многое другое допускал покойный митр. Антоний не из желания подслужиться к духовенству, ибо оно было в то время слишком невлиятельно даже в своих приходах, не из надежды опереться на него в своей борьбе с Победоносцевым, ибо достаточно было в то время одного слова Победоносцева, чтобы раздавить этот кружок духовенства, не из собственной слабости духовной, ибо он был человек сильного характера и большого влияния и авторитета. Допускал он все это при ясном сознании должного делания со стороны духовенства, т. е. того, что духовенство должно делать, что оно тогда начинало проявлять, и того, что самым тактичным и для Церкви полезным было забрать начавшееся деловое движение духовенства в свои руки, руки митрополита, и тем самым дисциплинировать духовенство, отклонить его от возможных, для епархии нежелательных, а для самого духовенства, в лице некоторых его членов, опасных уклонений и выходок. Поэтому-то во все время управления епархией митр. Антонием духовенство городское было в полном сыновнем подчинении ему, в искреннем желании работать в духе и по указаниям его и не причинять ему горя или неприятностей. Если и были со стороны некоторых из нас выходки непастырские и антидисциплинарные, как публичное заявление б. профес­сора Духовной академии известного архим. Михаила Семенова о его принадлежности к социал-демократической партии и его побег к старообрядцам австрийского толка, или некоторые грубые и лич­но для него, митр. Антония, оскорбительные выпады о. Г. С. Петрова, то это были единичные исключения этих только двух лиц, за ними не только не пошел никто из духовенства, они не только не явили предлога для каких-либо выступлений или движения духовенства, но их все или, вернее, почти все, осудили, они у всех лишились симпатий, коими пользовались. Они дали повод лишь публично засвидетельствовать кружку «32» о своей полной пастырско-сыновней лояльности по отношению к митр. Антонию и вообще всему епископату. И я, по поручению своего этого кружка, написал и напечатал брошюру «О сущности обновления». В ней я пояснил, что кружок «32» стремится к обновлению церковной жизни, но на основах полной церковной каноничности, в духе жизни древней Церкви, в согласии и подчинении своему епископату, стремится возродить христианство первых веков с его соборностию и самодеятельностию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltso...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010