Совсем другой вопрос: скоро ли у нас освоится общее сознание с мыслью – раскрывать внутренний порядок, в каком сообщены Церкви и вообще Божественное откровение и особенно новый завет? Образованные и ученые у нас с горячим участием следят разъяснения законов и условий, по каким происходят всякие явления и факты; нет у них живого внимания только к тем законам, по каким шло Божественное откровение – этот свет к выяснению всего для нас. А необразованные и полуобразованные просто-запросто толкуют о том, что, когда самые книги нового завета так у нас теперь дешевы, то какая охота покупать еще книгу «О новом завете» за более дорогую цену?! Бедные, знать не хотят, что дешевизна книг нового завета, без разумения бесценного значения слова Божия, бесполезна для веры и может обратиться в осуждение наше. Вот главным образом от чего, а не от недостатка внешней простоты, бывают многим не довольно понятны книги в роде труда «О новом завете». Особенно важно замечание, делаемое на книгу «О новом завете», следующее: «Зачем из рассмотрения перехода Церкви из одного завета в другой автор не вывел никаких положительных применений к нашему времени, как переходному, хотя и предположил себе это как цель издания книги?» Прежде всего на это скажу, что главная и существенная цель написания и издания книги «О новом завете» – разъяснить для веры дело Христово в устроении новозаветной Его Церкви, чтобы внутренняя стройность и неразрывная цельность этого дела служила к утверждению веры и к опровержению новейших перетолков о жизни Христовой и вообще о новом завете. Что же касается до особенных применений к нашему переходному времени, тут решительно ничего нельзя сделать без собственного внимания и размышления каждого. Господь в новом завете, со Своей стороны, действительно, восприял в собственное лице все человеческое естество для спасения от греховного зла и заблуждения всех человеков и всего человеческого; понес Он Сам на Себе, в крестоносной Своей жизни до смерти на кресте, бремя греховных повинностей и заблуждений, действительно, всего мира, всего человечества, и такую благодать, такой дух Своей любви к человеку Он открыл, действительно, всем и каждому из нас для нашего соучастия, для нашего исполнения «всей полнотой Божией», обитающей в Нем даже телесне ( Кол. 2:9–10 , Еф. 3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Об Оптиной пустыни он навсегда сохранил благодарную память, здесь он написал исследование о выдающемся представи­теле русского старчества и монашества последнего времени пре­подобном Паисии Величковском. «В настоящее время, по наблю­дению многих серьезных людей, – писал он, – особенно из среды наших лучших пастырей Церкви, в нашем русском народе замеча­ется довольно низкое состояние духовной жизни. Образованное общество в значительной части продолжает упорствовать в своей отчужденности от Церкви Божией и ее святых установлений. Простой народ с большим трудом просыпается от своего векового духовного сна, туго поддается лечению от своих закоренелых и тяжких духовных недугов. Мало до нас доходит радостных вестей о мужах высокой духовной силы, о таких мужах, которые бы широко разливали вокруг себя духовный свет и которыми была так богата наша Древняя Русь, несмотря на самые по-видимому неблагоприятные условия ее тогдашнего гражданского быта и ду­ховного просвещения. Особенно жизнь наших монастырей древ­него времени, например, времени преподобного Сергия Радонеж­ского или Нила Сорского, представляла такие частые светлые явления, какие редко, редко можно видеть теперь. Поэтому в наши дни особенно благоразумно и благовременно вспомнить завет святого апостола Павла: „Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их“ (Евр. 13, 7). Исполняя этот завет апостола, мы хотим вспомнить об одном из великих наших сооте­чественников, муже высокого духовного разума и святой жизни, именно о старце Паисии Величковском. Наше общество высоко превозносит, иногда даже уж очень высоко, различных политических или гражданских деятелей, светских писателей, часто в то же время предавая почти полному забвению великих деятелей духовных; очевидно оно предает также полному забвению и ту святую истину, что духовное – выше телесного, что душа наша бессмертная – бесконечно выше и ценнее нашего смертного тела... Так, мы торжественно недавно отпраздновали столетнюю годовщину рождения своего поэта А.С. Пушкина, но для нас прошла совершенно незаметной (в 1894 году) столетняя годовщи­на смерти великого старца Паисия Величковского. А между тем, едва ли заслуги последнего для нашего Отечества менее значи­тельны, чем заслуги Пушкина. Да, но заслуги старца Паисия от­носятся к другой области: это заслуги не для плотской или граж­данской, а для чисто духовной жизни, для монашества, для Церкви Русской; разве только поэтому они преданы забвению!..»

http://fond.ru/foto/585/Amvrosiy/

Размышляя о том, почему, несмотря на всяческое унижение и уничтожение рабочего класса, рабочий человек остается в народе в почете, отмечу: люди прекрасно понимают, что у нас не должно быть государство юристов, экономистов и менеджеров. Нам нужны работники, производящие необходимую продукцию для России. Рабочие высокой квалификации, например, токари, передавали токарное мастерство из поколения в поколение, особенно в ВПК. Но в 90-е годы с уходом квалифицированных рабочих исчезла преемственность. И ныне предприятия пребывают в растерянности, потому что не могут найти квалифицированных работников. Вопросы профтехобразования являются болезненными для российской промышленности. К сожалению, молодежь не стремится к рабочим профессиям. Народ уважает рабочих, которые реально работают на страну, ибо уже сыты по горло юристами и экономистами, которых наштамповали в 90-ые и нулевые годы. Молодежь заканчивает экономический и юридический факультеты, но работы найти не могут. Поэтому занимаются продажами, как коробейники. Ну а офисных работников в народе называют офисным планктоном. Рабочие занимаются производством самолетов, тракторов, комбайнов, пищевой промышленности – все на потребу человека. А теперь проанализируем причины доверия к священнослужителям. Народ понимает, что появляющиеся в СМИ резонансные случаи со священниками являются исключением, а не тенденцией. Ведь тысячи священников добросовестно и со страхом Божиим служат Богу. Например, вчера я служил Литургию. После Богослужения ко мне подходили люди с вопросами – кого-то я обнадежил и утешил. Вчера я соборовал женщину в больнице. Народ видит, что священники добросовестно служат Богу. Как-то я причащал бабушку на дому, рядом с ней были ее внуки. Быть может, они и в Церковь не ходят, но были благодарны мне как священнику, что я приехал и доставил радость бабушке. Они видят, что священник вполне адекватный человек, который может поговорить и пошутить. В статье « Есть ли сейчас герой нашего времени? » на «Русской народной линии» я рассуждал о герое Даниле Багрове из фильма «Брат». А сейчас могу добавить, что к героям нашего времени относятся и священники, которые за скромное жалованье трудятся по нашим весям и городам – возводят и реставрируют храмы, занимаются с детьми и молодежью, различными социальными проектами. В России много священников подвижников. Но, к сожалению, о таковых не пишут в СМИ. А журналисты, которые как раз и не доверяют Церкви и священнослужителям, ищут повода для скандала, дескать, толстопузые попы разъезжают на Мерседесах. Но это неправда. Все наши священники в Самарской епархии разъезжают на скромных машинах, взятых в автокредит. Как я, например, поступил. В священнических семьях, несмотря на скромную жизнь, рождается много детей – четыре, шесть, десять малышей. На позитивное восприятие священнослужителей также влияет положительный образ батюшки в русском кинематографе. Наш народ не глупый, его трудно оболванить массовыми средствами информации.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/14/pr...

В опыте старца молитва была живым общением с Живым Богом, и как таковая, она принимала бесконечно разные формы, соответствующие разным состояниям молящегося. Он говорил: «Всегда начинайте молитву, рассказав Богу о своем положении». Как глубоко личный и интимный акт, молитва не подлежит никаким внешним законам или ограничениям, она должна быть внутренней бытийной необходимостью и должна совершаться в духовной свободе. Поэтому уставная молитва в его глазах имела лишь предварительное, педагогическое значение, несомненно ценное, особенно в начале, для того, чтобы проникнуться правильным молитвенным духом Православной Церкви, однако далеко недостаточное для того, чтобы довести человека до состояния  мужа совершеннаго, в меру полнаго возраста Христова, для того, чтобы Бог был вся во всех. «Молитва – есть внутренний акт нашего духа. Выражаться он может в самых различных формах. Нередко и даже, может быть, особенно часто в молчании нашем пред Богом. Молчим, потому что Бог ведает всю глубину нашей мысли, все чаяния нашего сердца, а выражать их словами мы не всегда способны. Бог же разумеет тайные движения нашего сердца и отвечает на них... Предстоять пред Богом – вовсе не значит стоять перед иконами, но чувствовать Его в своем глубоком сознании как наполняющего Собою все. Жить Его как воистину Первую Реальность, после которой следует мир, в порядке низшей, второй, производной, тварной реальности. Для этого может быть пригодным всякое положение тела: лежачее, ходячее, сидячее, стоячее и тому подобное» . Именно поэтому старец не любил давать молитвенных правил. Он до конца доверял каждому человеку, видя в нем самые совершенные, самые высшие потенциальные возможности, и хотел через эту свободу довести каждого до осознания личной ответственности перед Богом. «Чтобы найти верный путь, лучше всего просить об этом Бога в молитве: “Господи, Ты сам научи меня всему. Дай мне радость познания воли Твоей и путей Твоих. Научи меня воистину любить Тебя всем моим существом, как Ты заповедал нам. Устрой мою жизнь так, как Сам Ты в предвечном совете Твоем мыслил о мне... да, даже о мне, ибо Ты никого не забыл и никого не создал на погибель. Я безумно растратил(а) данные Тобою мне силы, но теперь, при конце моей жизни, Ты все Сам исправь, и Сам всему научи меня, но так, чтобы действительно Твоя воля совершилась в жизни моей, разумею я о том, или не разумею до времени. Не попусти меня ходить чужими путями, ведущими во тьму, но прежде чем усну смертным сном, дай мне, недостойному(ой), увидеть Свет Твой, о Свете мира.” И так своими словами молись все о том же. Пройдет некоторое время, и сила слов этих проникнет во внутрь существа твоего, и тогда потечет жизнь сама собою именно так, как хочет Господь, а внешне рассуждая ничего мы не решим».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Обязанность вести такие собеседования возлагалась на всех священников, диаконов и псаломщиков, особенно окончивших семинарии, законоучителей учебных заведений. Беседы должны были проводиться в разное время, но обязательно – в дни воскресные и праздничные. «Беседовать можно и перед литургиею, особенно в тех селениях, где жители, пришедши к утрени, не расходятся по домам до обедни. Но независимо от сего и необходимо собеседования должны происходить после вечерни, которую для сего ранее надлежит начинать, совершать по уставу с пением и чтением всего положенного». После нее в каком-либо здании, например в церковно-приходской школе или церковной сторожке, и только в крайнем случае в храме, провести беседу. Делался упор на то, что беседующие должны руководствоваться Священным Писанием и творениями святых отцов, говорить с людьми языком простым, живым, удобопонятным, без употребления иностранных слов. Разрешалось чтение «по тетради или книге, но в подтверждение того, что говорилось устно, и чтения непродолжительные, отчетливые и внятные». Подчеркивалось, что «учить детей вере, закону и молитвам относится прямо к должности священнической». Поэтому дети должны быть приводимы на собеседования, так как их особенно важно наставлять в молитвах и в первых познаниях вероучения. Наиболее Церковь заботилась о детях, работающих на фабриках или находящихся в обучении у ремесленников, лишенных воспитания в христианской семье. И сейчас мы видим, что продолжающееся в России отделение школы от Церкви делает практически всех детей нашего времени оторванными от назидания в христианских истинах, что важнее – в нравственности. «Вообще же, если не только дети, но и возрастные, не знают самых важных и употребительных молитв, то сие печальное явление падает на ответственность приходского священника, и может быть обращено в предосуждение ему». Да, сейчас никто не осудит священника за незнание молитв и основ веры населением. Священников в стране катастрофически не хватает. У них масса обязанностей, не оставляющих времени на личное спасение, молитву, на свою семью в конце концов. Но оправдывает ли это священников перед лицом их пастырского долга, совести? К счастью, по Воле Божией, сейчас в Церковь приходят молодые и энергичные священники, активно несущие истины православия в народ. Но все-таки их очень мало… А катехизаторские курсы в епархиях пока имеют невысокую отдачу. Оканчивающие их люди часто считают, что учатся «для себя». И след их по окончании трехлетнего обучения теряется, хорошо, если на приходах, а то и вовсе в мирской суете…

http://bogoslov.ru/article/3065343

Я постараюсь, братия мои, изложить вам, при помощи Божией, в подробности весь состав и значение этой божественной литургии, причем опять обращено будет особенное внимание ваше на служение архиерейское. Вам, братия мои, легче следить за моими объяснениями, потому что вы уже знаете состав и значение часов и вечерни, с которыми обыкновенно соединяется литургия Преждеосвященных Даров, а также состав и значение полной литургии Василия Великого и Иоанна Златоустог о, к которой она относится, как часть к своему целому. Притом же теперь вы сами присутствовать можете при этой божественной службе, сами можете следить за совершением её и за священнодействиями её. Испросим же все вместе у Господа нашего Иисуса Христа благословения и всеукрепляющей благодати Его на предстоящее дело. Господи и Владыко живота нашего! Ты, по слову св. Иоанна Златоустог о, приемлешь милостиво и доброе желание наше, и радостно приветствуешь всякое доброе намерение наше, не отврати лица Твоего от нас недостойных рабов Твоих, даруй нам дух премудрости и разума, дух любви и терпения, дух сокрушения и умиления, дух дерзновения и упования на Тебя, – единого Спасителя нашего и Господа, особенно благопотребные нам при настоящем труде нашем, приими труд сей и усердие наше с такою же любовию и благоприветливостию, с какою Ты принял некогда две лепты вдовицы ( Мк.12:43 ), с какою внимал Ты детскому лепету детей еврейских, воспевавших Тебе: «Осанна!»( Мф.21:16 ) – с какою принимаешь хвалу и благодарение от последнего из созданий Твоих; сотвори неизреченною милостию Твоею, да будет труд сей для нас недостойных укреплением среди подвигов поста и покаяния, очищением для души нашей от помыслов нечистых и преступных, поощрением к нравственному исправлению и улучшению нашему. Ей, Господи и Владыко живота нашего, услыши молитву нашу, и ниспосли благословение Твое на нас и на предлежащий труд наш! Аминь. Поучение II Прежде объяснения самой литургии Преждеосвященных Даров, позвольте, братия мои, предложить вам несколько предварительных сведений о происхождении её, о причинах её установления и о времени, в которое она ныне совершается. Эти сведения весьма полезны будут нам впоследствии при объяснении самой литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

– Известно, что вы, ваше высокопреосвященство, направили письмо в гимназии и лицеи Восточной Аттики, в котором рекомендовали законоучителям один час занятий посвятить рассказу о преподобном Серафиме. Что побудило вас так поступить? – Преподобный Серафим – это святой, житие которого может особенно тронуть детские души, а в умы рационалистов внести соблазн. И потому для нашего времени житие этого святого весьма актуально. В его житии меня особенно воодушевляет сочетание суровых подвигов преподобного с той редкой нежностью, с какой он относился к детям. Это поистине величественно и трогательно: без страха жить одному в диком лесу, с медведем, – и с умилением обнимать малых деток, играть с ними; с непреклонной настойчивостью нести молитвенный подвиг, брать на себя тяжелейшие обеты – и отступить от своего правила для того, чтобы принять тяжелый крест неизвестного тебе брата, который пришел к тебе; всегда приветствовать всех словами «Христос воскресе, радость моя», кто бы ни был этот человек, что бы ни носил в душе своей, ибо ты уверен, что самая лучшая весть – весть о воскресении Христовом, а самая большая радость – видеть лицо твоего ближнего; преобразовывать мир, что в беспокойстве бушует вокруг, силой и спокойствием своего внутреннего мира; легко переливать Дух Святой, Который внутри тебя, в сосуд жизни твоего собеседника; 67 лет пребывать в безвестности и быть незаметным с тем, чтобы Бог явил тебя на несколько лет в старости твоей – и тогда к тебе обращаются надежды и воздыхание всей Церкви, всего мира. Дети должны это знать и должны понимать, что, когда они благоговейно прикасаются устами к мощам святого, их душа может воскреснуть к истинной жизни, их юность приобрести новый смысл, а их жизненный путь измениться. – Но многие сегодня почитание мощей и поклонение иконам воспринимают как некое преувеличение. – Наше время является вообще временем нездорового преувеличения, и вполне возможно, что болезнь преувеличения оказала влияние и на то, о чем вы говорите. И все же наша Церковь называет мощи «честными» и «благодатными», а иконы – «святыми». Уже с апостольских времен Церковь особо почитала мощи святых – над ними воздвигались все без исключения храмы, устанавливались праздники в честь перенесения честных мощей. Так, 2 марта мы празднуем перенесение мощей святителя Афанасия, 20 мая – святителя Николая, 2 августа – святого Стефана, 3 сентября – святителя Нектария и т.д. Церковь также установила празднования чудотворным иконам и священным предметам, таким как вериги апостола Петра, честные пояс и риза Божией Матери, честный Крест Господень. Все это не современные добавления, а освященная литургическая практика, опирающаяся на золотое предание нашей Церкви и ее проверенный опыт. Действительно опасным преувеличением нашего времени я считаю современное сомнение в благодати мощей и икон и то, что систематически провоцируется полемика по поводу поклонения им.

http://pravoslavie.ru/41473.html

2011 год не стал переломным, решающим. Это топтанье на одном и том же месте. Если так будет происходить и далее, то обувь мы порвем и все вокруг истопчем, а останемся на том же самом месте. Грустно говорить, но время идет, а мы его теряем. Можно было сделать многое, но ничего не сделано. Безусловно, есть духовные ценности, и у каждого есть частная духовная жизнь, тем более у священника, у которого есть свой храм, свое служение. В этом плане, конечно, не может быть потерянного времени. В этом году было много событий и на нашем приходе, на Леушинском подворье. Мы сломали «бетонные небеса», как мы называем межэтажные перекрытия, и наш храм открылся во всей полноте. Огромным событием для нашего прихода стада поездка на Святую землю на 10 дней, о чем я много рассказываю в своем блоге. Одним из самых важных событий в рамках этой поездки стала встреча с игуменией Георгией, настоятельницей Русского Горненского монастыря на Святой земле. В этом году у игумении юбилей, 80 лет. В эти годы она еще полна сил. Преображенный монастырь расположен в очень живописном месте недалеко от Иерусалима - в Эйн Кареме. Здесь некогда располагалось имение святых праведных Захария и Елизаветы, где и родился один из величайший пророков - Иоанн Предтеча. И эта земля принадлежит нам, русским людям, Русской Церкви. Мы здесь не гости, а у себя дома. Мы горячо поздравили игумению Георгию с юбилеем. Пользуясь случаем, теперь я хочу еще раз, более публично и открыто, выразить свое теплое поздравление матушке Георгии. Думаю, к нему присоединятся многие, кто ее знал и слышал. Поэтому в качестве итогов года можно отнести юбилей одного из самых глубоких и духовных подвижников нашего времени – матушки Георгии (Щукиной), уроженки Петербурга, которая несет высокое послушание на Святой Земле. Таким образом, итоги прошедшего года являются более утешительными в масштабах приходской, частной, церковной жизни. Здесь больше поводов для радости, чем когда взираешь на бескрайние просторы нашего Отечества, особенно на наше общегосударственное и общенациональное бытие. Как говорил св. Иоанн Кронштадтский, - год новый, а грехи старые. Поэтому в новом году нам следует преодолевать наши грехи и стремиться к избавлению от напастей, которые сковали нашу государственную, национальную жизнь и не дают ей развиваться.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/03/pr...

Ушаков понадобился сегодня в России, на Украине, в Луганско й народной республике, в ДНР, в детских садах и школах. Почему в первую очередь он? Мы провели встречу в Переделкино «Адмиральский час» с великим адмиралом Касатоновым, контр-адмиралом Александром Журковым, капитаном 1 ранга Шигиным, писателем Натальей Петровой и нашими ушаковцами, которые учатся в Москве, а сами из Украины, ДНР, ЛНР, Белгорода. Зачаровано слушали ребята Игоря Владимировича Касатонова и его просто-таки геополитический доклад, который он им представил. Возможно, многие из них, хоть и студенты, слышали такой уровень размышлений впервые. И это произвело на них серьезное впечатление. Великий адмирал нашего времени говорил с ними как со взрослыми, способными ставить серьезные цели и отвечать на вызовы современности. Спасибо вам, Игорь Владимирович за столь высокий ушаковский урок. В нем была явлена неразрывная связь святого адмирала непобедимого и непобедимого советского, российского адмирала, не спустившего святой стяг по завету Петра первого: «Все воинские корабли Российские не должны ни перед кем спускать флаги, вымпелы и марсели». Тоже неплохой нравственный урок для мальчишек и девчонок. Мы провели в эти два пандемийных года Бессмертный ушаковский полк, когда наши ушаковцы изучили биографии своих дедов и прадедов, рассказали своим ушаковским друзьям об этом и прошли виртуально и физически по своим улицам в своих местах проживания. И таким образом протянули нить от Ушакова к героям нашего времени. Провели и 15 ушаковских костров в Переделкино. И теперь Переделкино, а это резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, стало еще и резиденцией ушаковцев и гренадеров, где ежемесячно проходят акции и просто события, связанные с Ушаковым, потому что здесь жил и работал над своим романом об Ушакове В.Н. Ганичев и где сделан нами его мемориальный кабинет и память хранится о нем и его герое как пример для молодежи, для пишущей молодежи. Здесь ребята проводят много времени, учатся дружить, соединяться делом. Общее чтение «Евгения Онегина», в котором поучаствовало 200 ребят со всей страны, продолжающийся многие годы спектакль, который мы «пишем» с ушаковцами об Ушакове, выставка рисунков «на заборе», которая так была привлекательна особенно во время пандемии, общение на природе… так Переделкино стало еще одним морским центром России. Умеет Ушаков все объединить…

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/12/mo...

Постоянное изучение своей природы заставляет меня быть и постоянно осторожным и постоянно просить у Бога благодатной помощи для очищения от грехов. И это же знание своих человеческих немощей заставляет меня и помогать другим, и молиться за них, сочувствовать, прощать и т. п. Особенно для меня ценно изучение своей человеческой природы потому, что чрез это я познаю главные свойства Божьи; я на себе познаю, я испытал, насколько Господь наш милосерд, долготерпелив, всемогущ в помощи нам, «скоропослушлив»; Он – источник нашего здравия душевного и телесного, душевной чистоты, духовных сил. Но братие, продолжал батюшка 1 , я не веду аскетического образа жизни. Не подумайте, что это я считаю чем-либо достойным подражания, – нет; быть может, было бы в моей деятельности и гораздо более успехов, если бы я устроил жизнь с более аскетическою обстановкою. Но условия моей службы лишали меня возможности быть аскетом. Я читаю и газеты, но часто жаль бывает потерянного времени. Много там пишут лишнего, совершенно бесполезного. Но вот что я всегда, неотменно читаю. – Каноны, которые положено читать ежедневно на утрене. На этом чтении, можно сказать, я воспитался в церковной жизни. И какое бесконечно глубокое содержание заключается в этих канонах, в этих ежедневных воспоминаниях о великих праведниках, об их святой жизни, о подвигах! – Чрез это чтение душа мало-помалу привыкает к церковной жизни, к церковным воспоминаниям, мало-помалу проникается настроением тех людей, которых ублажает св. Церковь , просветляется, перестает быть самозамкнутою: делается сильною в борьбе с грехом. – И стоит кому-либо это чтение канона положить за ежедневное правило, как он будет ежедневно подниматься в духовном отношении, восходить от силы в силу. Но особенно я люблю читать Свящ. Писание обоих заветов. Я не могу жить без этого чтения. Сколько тут содержания! Сколько открыто законов жизни души человеческой! Сколько человек, стремящийся к духовному обновлению, может почерпнуть здесь указаний для того, чтобы переродиться из злого в доброго. – Особенно Свящ. Писание необходимо проповеднику. Здесь неисчерпаемая тема для проповедей; только сумей сам назидаться и других назидать...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010