16:25). Давид, облеченный царским достоинством и диадемой, всю жизнь пребывал в слезах и молитве; апостол, восхищенный до третьего неба, удостоенный (откровения) неизреченных тайн, находясь в узах, в полночь возносил молитвы и хвалы к Господу. И царь, вставая в полночь, исповедовался, и апостолы также в полночь совершали усердные молитвы и хвалы. Им–то будем подражать и мы, будем ограждать жизнь нашу непрестанными молитвами, и пусть ничто не будет для нас препятствием к этому, — ведь действительно ничто и не может воспрепятствовать нам, если только мы сами бдительны. Разве для этого мы нуждаемся в (особом) месте, или времени? Всякое место и всякое время удобно для нас к молитве. Послушай, в самом деле, того же учителя вселенной, что он говорит: « на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения » (1 Тим. 2:8). Если сердце твое свободно от нечистых страстей, то, где бы ты ни был, на торжище ли, дома ли, на пути ли, в суде, на море, в гостинице, или в мастерской, везде можешь помолиться Богу и получить просимое. Зная это, прошу вас, вместе с постом покажем усердие и к молитве, и в ней приобретем себе помощницу, чтобы, удостоившись благодати Божией, провести нам и настоящую жизнь благоугодно Ему, и в будущей сподобиться Его человеколюбия, благодатью и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 31 « И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там » (Быт. 11:31).   Особенно нужно остерегаться беспечности при конце св. Четыредесятницы. — Почему конец ея называется великою седмицею? — Построение города и столпа и нравственный урок отсюда. — Божественный суд над строителями и увековечение памяти об этом. — Увещание к посту и усерднейшей молитве.   1. Много благодарю вас за то, что вы и вчера с радостью приняли поучение о молитве, и (сегодня) с таким усердием стекаетесь к слушанию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Апостол Павел поспешил воспользоваться данной возможностью и начал говорить об истории иудейского народа со времен патриархов до царя Давида. Обращение: Мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте — свидетельствует о том, что апостол Павел проповедовал не только иудеям, но и прозелитам, почитающим истинного Бога из язычников, которые также принимали участие в Богослужениях синагоги и занимали особо отведенные для них места. Этот благословенный факт еще раз подчеркивает нам вселенское значение слова Божия и важность благовестия для всех народов. Для проповеди слова Божия в такой непростой аудитории требовалось терпение и особое смирение, чтобы не только доходчиво донести до слушателей истину, но и вдохновить их силой и убежденностью проповеднической речи. Тем более что многие, находившеся в тот момент в синагоге, были настроены отнюдь не доброжелательно. Слушали апостола Павла, как некогда Господа нашего, но не хотели услышать. Между тем верный исповедник Христов начал с того, что было особенно близко иудейскому сердцу: Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее. Далее последовало воспоминание о сорокалетнем пребывании иудеев в пустыне, о долгожданном обретении Земли обетованной. Апостол говорит о том, что Бог давал избранному народу особых вождей, судей, которые мудро руководили до Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Точного времени правления Саула историки не знают. Но после него стал царем Давид, о котором Сам Бог свидетельствовал: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои. Почему столь высокой оценки удостоился царь Давид? Потому что, в большинстве случаев, в действиях и жизни своей руководствовался волей Божией, а не личными амбициями. Мы помним о грехе его, но более помним и о раскаянии, послужившем примером всем последующим поколениям. О святом Давиде апостол Павел с благоговением возвещает: Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

БЕЗУМСТВО, то есть СВЯЩЕННОЕ БЕЗУМСТВО, о котором говорит апостол Павел (1 Кор. 1 и 2 главы), начинается, когда речь доходит до любви к врагам, до ненависти к себе, до погубления души в мире сем. Однако БЕЗУМСТВО сие но существу есть восхождение выше всего преходящего, что доступно человеческому разуму; оно есть «премудрость Божия, тайная, сокровенная, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2:7). Она открывается Духом Святым, Который проницает глубины Божий. В падшем мире установлена обратная иерархия: попытки оправдать Бога нашим разумом (что невозможно); поставить Откровение Писание на суд разума (что значит опрокинуть иерархию ценностей), через отдание примата рассудку искать принудительных доказательств (как в математике) для веры или неверия, и подобное. Но все же стоит вопрос для всех нас: каким образом можем мы, люди, совершить свой ВЫБОР, КУДА и ЗА КЕМ ИДТИ? Первый акт выбора происходит в глубинах нашего духа — тех глубинах, которые некоторые склонны именовать иррациональными (часто в негативном смысле). Для нас это есть «сверхлогическая интуиция», «внутреннее влечение». Лишь позднее, по истечении значительного времени, и особенно после опыта Гефсиманской молитвы, приходят подлинно разумные бытийные оправдания, нравственные или логические. Опыт посещения Несозданным Светом открывает новый мир духовному зрению. Но ничто из всего этого не подлежит рассудочным доказательствам. Просто опыт; «... блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17); «... вам ДАНО знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» (Мф. 13:11); «Утешитель, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, НАУЧИТ вас» (Ин. 14:26); «... но, как написано: не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, ЧТО приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Не знаю, что сказать о решающем моменте ВЫБОРА. Простите, но мне после долгих «безумных» молитв выбор был указан до невыразимой очевидности. Церковь не принимает монашество тех лиц, которые приходят к нему по гнушению естественным браком.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3950...

Вода жизни Что означает Крещение? Греческое слово “баптисмо” не связано (как русское “Крещение”) с крестом. Оно значит просто “погружение”, погружение в воду. А вода — очень глубокий символ в Писании. 19 января, 2012 Что означает Крещение? Греческое слово “баптисмо” не связано (как русское “Крещение”) с крестом. Оно значит просто “погружение”, погружение в воду. А вода — очень глубокий символ в Писании. Крещение Господне — праздник, который часто кажется не таким понятным, как Пасха или Рождество. Мы примерно понимаем, что значит Крещение для нас; но зачем было креститься самому Господу? Похожее недоумение выражает Иоанн Креститель “мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Матф.3:14)”. Что означает Крещение? Греческое слово “баптисмо” не связано (как русское “Крещение”) с крестом. Оно значит просто “погружение”, погружение в воду. А вода — очень глубокий символ в Писании. Одна из бед нашего времени — утрата символического мышления; для нас очень часто вода — это просто вещество, которое сводится к своей химической формуле, и которое ничего не обозначает, да и не должно обозначать. Не так видели мир во времена Нового Завета — да и много позже. Люди видели объем там, где мы — только плоскость, они видели переплетение вызывающих друг друга и оттеняющих друг друга смыслов там, где мы не видим ничего. Тварный мир был для человека Библии — и человека христианского средневековья — огромной иконой, пронизанной славой Творца; все — деревья и звезды, животные и облака, были исполнены таинственного смысла, говорили о чем-то, передавали утешительное или грозное послание. И особенно глубокий смысл несла вода. Это таинственная, животворная и смертоносная стихия, которую жаждут в пустыне и которая топит корабли. В Библии вода — это символ смерти; когда псалмопевец говорит “Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. (Пс.68:2,3)”, речь идет не о буквальной воде, а об угрозе гибели; когда он радуется тому, что “[Бог] простер [руку] с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих; (Пс.17:17)” он говорит о спасении от смерти. Воды потопа, грозные воды бури — то, что накрывает человека с головой и он уходит куда-то в темную глубину, навсегда.

http://pravmir.ru/voda-zhizni/

Возвращаясь к основной мысли речи «о воплощении Христа» в простого человека, имеющего общение с премудростью, «Катехизис» продолжает рассуждение на эту тему и опять извращением текста книги Премудрости Соломоновой. Ни с того, ни с сего, как говорят, прописывает: «чрез псе», чрез мудрость, догадывайся, читатель! – я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня». А так как общение с премудростью возможно для всякого человека, то и «христом» может быть всякий человек. Это еретики дальше и доказывают тоже текстом книги премудрости Соломоновой – Прем.8:19–20 : «Я был отрок даровитый и душу получил добрую, притом, будучи добрым, я вошел и в тело чистое». К слову: «вору всякая епанча по плечам», – и нашим еретикам «Нового израиля», всякое слово, без разбора, идет за «чистую монету». Оставляя в стороне то обстоятельство, что книга Премудрости Соломоновой – не каноническая книга, т. е. не боговдохновенная, – нельзя не заметить, что в употреблении ими стихов 19 и 20, 8 гл. книги Премудрости Соломоновой, оправдывается слово древней мудрости: Similis similibus gaudet – подобный подобного ищет. Ясно, что писатель книги был знаком с философскими греческими учебниками и с греческими обычаями, почему в писании его отразилось влияние этого знакомства; – оказался он не чужд и заблуждений философии своего времени, и в свою книгу внес мнение о предсуществовании душ. Написал: Я был отрок даровитый и душу получил чистую, притом, будучи добрым, и вошел и в тело чистое. Для хлыста, для «Нового израиля», – это – золотое место в писании. Но, увы! Оно стоит одиноко, как заблуждение ума человеческого, ищущего мудрости вне света Премудрости Божией. Но к Христу Господу Спасителю нашему, если о нем только говорят еретики, это слово заблуждения никак уже отнесено быть не может. Отец небесный, устами св. пророка Исаии, именует Сына Своего – Отрок Мой… Но – уже в будущем воплощении Его и вочеловечении, нашего ради спасения, как можно усматривать и в слове пророчества, а особенно в Евангельском свидетельстве о исполнении пророчества на Христе Спасителе: «Да сбудется реченное чрез пророка Исаию», который говорит: «Се отрок Мой, которого Я избрал, Возлюбленный мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него и возвестит народам суд. Ни воспрекословит, ни возопиет и никто не услышит на улицах голоса Его. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы. И на имя Его будут уповать народы» (Мф.12:18–21).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Господь нас мудро всему учит, учитесь у Него, обращайтесь к Нему, слушайте Его слово, чтобы пробилась пробка в ваших ушах. Пробка суеты и этого постоянного недовольства, что все плохо, все ужасно, которое не дает ушам слышать Слово Божие. И просите Господа, чтобы Он сказал: «Еффафа»! Откройтесь, уши, чтобы услышать живое слово Бога, чтобы нам наконец понять Его волю, как сказал Блаженный Августин : «Душа моя, сердце мое, сколько ты будешь роптать? А ну-ка, замолчи! Иначе ты тихий голос Творца не услышишь». И скажем мы Богу, чтобы Он прикоснулся Своим Животворящим перстом к нашему языку, чтобы смочил Он иссохший язык наш, чтобы мы научились не ругаться, не скандалить, а возвещать Слово Божие. Как сказал апостол Петр: «Говоришь ли что, говори, как Слово Божие». И после этого пойдемте с вами делать добрые дела и будем, как и Господь, запрещать всем говорить, а если Господь прославит, то будет на то Его святая воля. И тогда мы оживем и будем идти с радостью правым путем Господа, и Животворящий Дух оживотворит нас. Спаси Господь! О спасаемых Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! В субботу, перед Рождеством Христовым, мы слышали удивительные слова, которые имеют очень глубокий смысл, особенно для нашего времени. Многие люди говорят, что Господь всех спасет. Ну как же, нас Бог не спасет, что ли? Неужели только православные христиане спасутся, да и те не все? Такого же быть не может. Это не соответствует милости Божией и т.д. Можно сделать интересное наблюдение — эти разговоры ведутся не для того, чтобы заботиться о благе папуасов, потому что я что-то не видел, чтобы так вопрошающие ехали проповедовать к узбекам, туркменам, жителям Тибета или островов Папуа Новой Гвинеи. Нет, эти люди обычно говорят такие слова для того, чтобы оправдать свое собственное нежелание жить по заповедям Божиим. Вот и Иисусу Христу задали такой вопрос, который всегда задают: «Господи, неужели так мало спасающихся?» ( Лк. 13, 23 ). Господь отвечает по самому существу вопроса, на тот подтекст, который люди скрывали тогда и скрывают сейчас под этими словами: «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы» ( Лк. 13, 24–25 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Давид, облеченный царским достоинством и диадемой, всю жизнь пребывал в слезах и молитве; апостол, восхищенный до третьего неба, удостоенный (откровения) неизреченных тайн, находясь в узах, в полночь возносил молитвы и хвалы к Господу. И царь, вставая в полночь, исповедовался, и апостолы также в полночь совершали усердные молитвы и хвалы. Им-то будем подражать и мы, будем ограждать жизнь нашу непрестанными молитвами, и пусть ничто не будет для нас препятствием к этому, – ведь действительно ничто и не может воспрепятствовать нам, если только мы сами бдительны. Разве для этого мы нуждаемся в (особом) месте, или времени? Всякое место и всякое время удобно для нас к молитве. Послушай, в самом деле, того же учителя вселенной, что он говорит: " на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения " (1Тим.2:8). Если сердце твое свободно от нечистых страстей, то, где бы ты ни был, на торжище ли, дома ли, на пути ли, в суде, на море, в гостинице, или в мастерской, везде можешь помолиться Богу и получить просимое. Зная это, прошу вас, вместе с постом покажем усердие и к молитве, и в ней приобретем себе помощницу, чтобы, удостоившись благодати Божьей, провести нам и настоящую жизнь благоугодно Ему, и в будущей сподобиться Его человеколюбия, благодатью и щедротами Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Беседа 31.   " И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там " (Быт.11:31).   Особенно нужно остерегаться беспечности при конце св. Четыредесятницы. Почему конец ея называется великою седмицею? Построение города и столпа и нравственный урок отсюда. Божественный суд над строителями и увековечение памяти об этом. Увещание к посту и усерднейшей молитве.   1. Много благодарю вас за то, что вы и вчера с радостью приняли поучение о молитве, и (сегодня) с таким усердием стекаетесь к слушанию.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Для примера приведём здесь подлинные слова Минуция Феликса : «Те люди, – говорит он, – которые думают, что весь этот благоустроенный мир не Божественным разумом создан, – не имеют, мне кажется, ни разума, ни мысли, ни сердца, ни даже глаз. В самом деле, если только поднимешь взоры на небо и рассмотришь то, что под ним и на нём; то может ли быть что-нибудь яснее и достовернее той истины, что есть некоторое существо превосходнейшего разума, которое проникает, движет, сохраняет и направляет всю природу: всё видимое не только не могло произойти, образоваться и прийти в порядок, без Верховного Художника, без совершеннейшего разума, но даже не может быть воспринято, исследовано и постигнуто без величайшего усилия и деятельности разума. Легко расстроился бы порядок природы, если бы не поддерживался высшим Разумнейшим Существом. А какая предусмотрительность видна в том, что даны нам весна и осень со своей средней температурою; чтобы зимы не томила нас своим холодом, и лето не палило своим жаром, и чтобы не заметны были и не чувствительны переходы из одного времени года в другое. Особенно же в красоте нашего образа открывается, что Бог есть Высочайший Художник: прямое положение тела, взор, устремлённый к верху, глаза, помещённые высоко, как бы на сторожевой башне, для того, чтобы можно было видеть опасности для целости организма и избегать их, и все прочие чувства, расположенные как бы в укреплении. Когда ты, при входе в какой-нибудь дом, видишь повсюду порядок, красоту, то, конечно, подумаешь, что им управляет хозяин, и что он гораздо превосходнее, чем все эти блага: подумай же, что и в доме этого мира, когда смотришь на небо и землю и находишь в них промышление, порядок и закон, – есть Господь и Отец всего, Который несравненно прекраснее самых звёзд и частей всего мира» 17 . Таким образом, вполне оправдываются слова св.Апостола Павла: невидимая Его от создания мира твореньми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество ( Рим.1:19–20 ). Язычникам открыто было всё, что можно знать о Боге путём естествоведения – посему они безответны пред Богом, учит Св.Апостол ( Рим.1:20–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

«Помни, христианин, высокое свое происхождение: по телу ты создан из земли, но душа твоя происхождения небесного, она частица Божества, дуновение Самого Бога, отблеск неизреченной Его славы, создана по образу и по подобию Божию. Не забывай, а всегда помни о горней твоей родине и стремись в вечные обители твоего Создателя, где Христом Искупителем приготовлены венцы правды всем возлюбившим явление Его». 1) Человек и животные созданы Богом не одинаково: Быт. 1:20,24 и ст. 20–28. 2) Тело и душа человека тоже не одинаковым образом созданы и не одинаковой по происхождению природы: Быт. 2:7 . 3) Душа человека независимое и совершенно отличное от его тела начало: Ем. 21:7; Иса. 38:12; Тов. 3:6 ; Мф. 10:28; Mp. 14:38; Иак. 2:26; 2 Кор. 1–9; Филип. 1:21–23 ; Рим. 7:23–24 ; Гал. 5:17 . 4) После смерти людей их души бодрствуют и живут разумно–сознательной жизнью: Лк. 16:19–31, 9:28–31 ; Мф. 20:38; 1Петр. 3:18–20 и Рим. 10:14 ; Откр. 4:10–11; 5:8–9 .                         О втором пришествии Христа, кончине мира, всеобщем суде и новой вечной жизни праведных и грешных «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24:36). «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф. 25:13). «Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» ( Деян. 1:7 ).                         Человек стремится не только изучать прошлое и исследовать настоящее, но и заглядывать мыслью в далекое будущее, – особенно если это будущее имеет для него большое значение. А что может быть важнее для человека, как не вопрос о последних судьбах мира и его самого? Вот почему не удивительно, что от самых первых времен христианства и до нашего времени люди часто задавали и теперь задают себе такой, тревожащий их душу, вопрос: когда будет второе пришествие Христа и конец мира? И, не смотря на ясные слова Христа, что «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один», пытаются одни угадать, а другие даже определить точно время второго пришествия Спасителя и Судии мира, забывая мудрые слова: «трудного для себя не ищи и, что сверх сил твоих, того не испытывай».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Содержание I разговор II разговор III разговор I II IV разговор I II III IV V разговор I II III VI. О вере и знании в их взаимных отношениях VII. Четыре случайных разговора по «крестьянскому вопросу» VIII. Путевые заметки и разговоры касательно народного духа IX. О журналах наших, светских и духовных X. О деле духовной критики и науки XI. О двух, борющихся между собой, направлениях современной мыслительности XII. Об образовании духовных и об отношении их к прочему составу церкви XIII. Разбор двух романов, касающихся важных затруднений и вопросов современной мыслительности и жизни – «Что делать» г. Чернышевского и «Отцы и дети» г. Тургенева А. О романе г. Чернышевского «Что делать. Из рассказов о новых людях» В. О романе г. Тургенева «Отцы и дети». Русский вестник 1862 г. I II XIV. Важный урок, подаваемый современной мыслительности юродством Христа XV. Отзыв на заграничные письма отца протоиерея Васильева XVI. По поводу книги «о Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа» XVII. Объяснения автора о своем образе мыслей     И иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа Распятаго, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие; для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа Божию силу и Божию премудрость. ( 1Кор.1:22–24 ). Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо он есть Господь господствующих и Царь царей; и те, которые с Ним, суть званные и избранные и верные. ( Откр. 17:14 ). Лицемеры! лице земли и неба распознавать умеете; как же времени сего не узнаете? ( Лк. 12:56 ). По мнению многих, только тот распознает свою современность и служит удовлетворению истинных ее потребностей, кто угадывает и умеет делать все такое, к чему современники неудержимо стремятся, чего ищут или ожидают они сознательно или только инстинктивно, что готовы охотно принять. А напротив, и с горячностью или с самоотвержением служащий какой бы ни было мысли и делу, от которых современники большей частью отворачиваются, причисляется многими только к энтузиастам-мечтателям. Бывают времена, в которые это и верно так. Вот, например, Константин Великий провозгласил Христианство господствующим в Римской Империи именно в такое время, когда все к тому было готово и все того только и ожидали. Юлиан, усиливавшийся тогда поднять упадшее язычество, не понимал своего времени; отступничество его составляло жалкую службу не только губительной, по своей лживости, но и совсем уже несбыточной мечте.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010