Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Проповедь в понедельник 6й седмицы по Пятидесятнице. Июль 17-ое 2011 Проповедь в понедельник 6й седмицы по Пятидесятнице. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Мы с вами сегодня слышали достаточно редкое для евангельской истории пояснение притчи. Пояснение притчи не Иоанном Златоустом , не блаженным Феофилактом, не каким-либо другим толкователем Священного Писания, а разъяснение ее Самим Христом. Христос рассказал притчу о сеятеле, а затем, что бывало очень редко, Он объяснил значение этой притчи, ее смысл и что скрывается под ее образами. Но прежде, чем пояснять притчу Спаситель удовлетворил недоумение Своих учеников, которые вопрошали по поводу того, зачем Христос говорит притчами. Ну действительно, зачем говорить притчами, то есть образами, иносказаниями, загадками, когда можно сказать прямо. Христос отвечает им, напомню ответ Спасителя: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано. Ибо, кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет. Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют. И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат. Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». Кратко эти слова Спасителя можно свести к следующему. Среди слушателей Христа были разные люди. Разные по возрасту, по интеллекту, по сфере деятельности. Разные по духовному и нравственному уровню. Далеко не все могли понять учение Христа и осознать важность того, к чему Он их призывает. Потому что призыв Спасителя относился в первую очередь к изменению человеческого сердца. Что надо делать, чтобы стать духовно чище и ближе к Богу? Как надо жить, чтобы обрести Царство Божие? Но ведь для многих духовные ценности это что-то очень расплывчатое, не конкретное, а потому не очень важное. И Христос посредством притч, вполне понятных образов из повседневной жизни и профессиональной деятельности, говорил о законах духовной жизни.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Разделы портала «Азбука веры» Я не вижу власти Бога на земле. Не всесилен ли Бог? 7 Ответов Я не вижу любви, есть ли она? Господь напрямую не вмешивается в волю людей, земные дела в нашем распоряжении и в нашей власти. Как сказано Христом “Царство Моё не от мира этого” Ин. 18:35–37 Но Бог создатель материальной вселенной, Он установил в ней правила и законы, которые мы нарушить неспособны. И в этом Его власть. Мои соболезнования. Трудно слепому объяснить, какого цвета трава. Если Вам желательно узнать ответ на свой вопрос, обратитесь к Богу с настойчивой, усердной молитвой и избегайте при этом тяжких грехов (блуда и т.п.). Думаю, ответ не заставит себя долго ждать. Бог властен повсюду. Но бесполезно пытаться полностью проанализировать Его деятельность с позиций слабого человеческого разума. Если что-то кажется нам непонятным, то это не означает, что оно в действительности не имеет смысла. И то, что мы чего-то не видим, совершенно не доказывает, что этого не существует. Если Вы ищите власть, как у царей земных, то уже спрашивали об этом и ответ есть: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. ( Лк.17:20–21 ) Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда. ( Ин.18:36 ) Вот и можно спросить, где же власть была Бога, когда Иисуса Христа отправляли на смерть? Но сам Христос свидетельствует об этом. Дорога к Богу в том, чтобы поступать по Заповедям Божьим, добровольно исполнять Волю Его. ( Мф.7:21 ) Я думаю, что если Вы в принципе неверующий, то и не увидите ничего. Поэтому теоретически это пытаться пояснить, мне кажется, бессмысленно. Пожалуй, одним из наглядных свидетельств является власть Бога над сердцами человеческими. Есть множество примеров того, как глубоко порочные люди, можно сказать демоны во плоти, настолько менялись нравственно, что сложно объяснить это иначе, чем тем, что Бог коснулся их сердца. Так что после этого, вчерашние негодяи, с радостью шли на лишения и смерть ради Иисуса Христа. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 27  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3975 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/vlasten-li-bog-n...

XIII. Истина – Христос Атеизм не имеет нравственной основы, потому он никогда и не может разрушить религиозного чувства, присущего человеческой природе. В глубине сердца кроется инстинктивное и все возрастающее благоговение и удивление пред незапятнанной чистотой и совершенством Иисуса Христа как Святейшим из святых в истории человеческого рода. Христос стоит несравненно выше всех людей, когда-либо живших на земле, и всякое посягательство на унижение Его лица наносит оскорбление чести и человеческому достоинству. Совершенство Спасителя – возвышенность Его действий и Его учения, Его жизни и Его нравственного закона – неоспоримо; мало того, Его совершенства всегда возбуждают невольное удивление и глубокое благоговение. B.C. Соловьев подметил как-то, что в истории человечества прогресс отмечается повсюду, так что, например, в области естествознания и покорения природных сил современный школьник знает куда больше, чем знали Архимед или Аристотель; и только в области нравственного совершенства прогресса заметить нельзя. Так, если принять за высоконравственную личность Сократа († 399 г. до Р.Х.), то Иисуса Христа можно по праву считать Личностью , стоящей на более высокой ступени нравственного совершенства в истории человечества. А дальше? Почему дальше – на протяжении последующих почти двадцати столетий – мы не видим никого, кто мог бы быть сопоставим со Христом?! Почему тут нет прогресса? Больше того, наиболее высокие в нравственном отношении личности христианской религии, которых мы называем святыми, сами себя смиренно называли недостойнейшими последователями Иисуса Христа и посчитали бы актом кощунства сравнить себя с Ним. Прогресс или улучшение отмечается только во внешних человеческих делах, в удобствах жизни. Иисус Христос, будучи Богом во плоти, вообще не имеет нужды в каком-либо усовершенствовании: Свят Господь Бог наш! – В Нем «нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ), «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Но Иисус Христос – как Человекнесомненно, совершенствовался. Об этом евангелист Лука повествует: «Младенец оке возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем... Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков» ( Лк.2:40, 52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

§ 30. Нравственное приложение догмата    Поклоняясь Отцу и Сыну и Святому Духу, трем Лицам во едином существе -    1) Будем помнить, что и в каждом из нас, в некоторой степени, отражается пребожественная Троица.    Отражается -    а) в трех составных частях нашего существа, духе, душе и теле: отселе научимся заботиться о том, да будет ваш дух и душа и тело во всей целости… без порока (1 Фес. 5:23), да соблюдается между ними то единство и согласие, которые установлены самим Творцом; да не преобладает в нас тело над душой и душа над высшими стремлениями духа, но да пребывают все в своем чине и должном отношении между собой.    Отражается -    б) в трех главных силах нашей духовной природы, уме, воле и чувстве; научимся сохранять и здесь естественное единство и согласие, т.е. чтобы ни одна из этих сил не была подавляема или пренебрегаема на счет другой, напротив, чтобы все согласно стремились к целям своим: ум — к высочайшей Истине, воля — к высочайшему Добру, чувство — к высочайшему Блаженству, и все находились в надлежащем отношении между собой — воля в подчинении разуму, чувство в подчинении разуму и воле или нравственному закону.    2) Будем помнить, что и все мы, хотя не едины по существу, как едины суть Три свидетельствующие на небесах, однако — представляем единое сообщество человеческое; а потому, хотя разделены друг от друга, но можем приходить в теснейшее нравственное единство между собой, и иметь как бы единый ум, единую волю, единое чувство. Средства к тому указаны нам самим Триипостасным в единстве христианской веры, в единстве христианской любви, в единстве христианской надежды (Ефес. 4:3-6; Иоан. 13:34; 17:21).    3) Будем, наконец, помнить и то, что хотя мы создания Божьи и даже слабейшие из сознаний, но, сделавшись Христианами, сделались причастниками Божественного естества (2 Петр. 1:4); что по благодати Духа Святого, возродившего нас, все мы чада Отца небесного и братия единородного Сына Его (Иоан. 1:12-13; Лук. 8:21). А потому можем приходить в теснейшее нравственное единение и с самим Триединым, если только, веруя в Него и стремясь к Нему надеждой, возлюбим Его всем сердцем своим, всей душой своей и всем разумением своим (Матф. 22:37). Тогда, без сомнения, исполнится над нами обетование Спасителя: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Иоан. 14:23), — и мы поймем значение слов Апостола: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

§ 30. Нравственное приложение догмата Поклоняясь Отцу и Сыну и Святому Духу, трем Лицам во едином существе - 1) Будем помнить, что и в каждом из нас, в некоторой степени, отражается пребожественная Троица. Отражается - а) в трех составных частях нашего существа, духе, душе и теле: отселе научимся заботиться о том, да будет ваш дух и душа и тело во всей целости… без порока (1 Фес. 5:23), да соблюдается между ними то единство и согласие, которые установлены самим Творцом; да не преобладает в нас тело над душой и душа над высшими стремлениями духа, но да пребывают все в своем чине и должном отношении между собой. Отражается - б) в трех главных силах нашей духовной природы, уме, воле и чувстве; научимся сохранять и здесь естественное единство и согласие, т.е. чтобы ни одна из этих сил не была подавляема или пренебрегаема на счет другой, напротив, чтобы все согласно стремились к целям своим: ум — к высочайшей Истине, воля — к высочайшему Добру, чувство — к высочайшему Блаженству, и все находились в надлежащем отношении между собой — воля в подчинении разуму, чувство в подчинении разуму и воле или нравственному закону. 2) Будем помнить, что и все мы, хотя не едины по существу, как едины суть Три свидетельствующие на небесах, однако — представляем единое сообщество человеческое; а потому, хотя разделены друг от друга, но можем приходить в теснейшее нравственное единство между собой, и иметь как бы единый ум, единую волю, единое чувство. Средства к тому указаны нам самим Триипостасным в единстве христианской веры, в единстве христианской любви, в единстве христианской надежды (Ефес. 4:3—6; Иоан. 13:34; 17:21). 3) Будем, наконец, помнить и то, что хотя мы создания Божьи и даже слабейшие из сознаний, но, сделавшись Христианами, сделались причастниками Божественного естества (2 Петр. 1:4); что по благодати Духа Святого, возродившего нас, все мы чада Отца небесного и братия единородного Сына Его (Иоан. 1:12—13; Лук. 8:21). А потому можем приходить в теснейшее нравственное единение и с самим Триединым, если только, веруя в Него и стремясь к Нему надеждой, возлюбим Его всем сердцем своим, всей душой своей и всем разумением своим (Матф. 22:37). Тогда, без сомнения, исполнится над нами обетование Спасителя: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Иоан. 14:23), — и мы поймем значение слов Апостола: разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

Вспомним неоднократные нашествия татар, Крымскую войну, войну с Наполеоном, да и сколько можно бы привести здесь случаев из жизни как нашего, так и других народов в подтверждение этой мысли. Но, за неимением времени, я не буду подробно говорить об этом, приведу только на память чудные слова одного, прежде неверующего, профессора Трейтчке, он говорит: «В ваших судьбах и судьбах моего дома и моего отечества, я научился преклонять свои колена пред величием и мудростью и благостью Живого Бога». Но этим он, как известно, не ограничился в своём обращении к Богу. Он пошёл далее. Тронутый внутренними судьбами своего народа, он открыто перед противниками Христа исповедал Его Сыном Божиим. Да, есть, несомненно, нравственный порядок в мире. Нашим сердцам присуща мысль о том. Но здесь нельзя, конечно, обойти молчанием двух вещей, которые, по-видимому, разрушают этот порядок. Это зло и страдание. И то и другое, кажется, нарушают гармонию Божественного порядка на земле. Но это только по-видимому. На самом же деле и то и другое только наклоняют к вере в Бога, приближают к Нему. Откуда происходят страдания? – Из источника зла. Не то хочу сказать я, что каждый отдельный человек столько же страдает, сколько сделал он зла. Эту мысль совершенно отверг Сам Христос. Когда привели к Нему слепого от рождения и ученики Его, имевшие ложный на это взгляд, спросили Его: «Рави! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» ( Ин.9:2–3 ). Замечаете ли вы ту цель, которую имеет Бог, подвергая людей бедствиям и страданиям? Он хочет этим оказать имеющее характер наказания противодействие злу или греху. Бог управляет миром посредством законов. Он начертал в природе Свой естественный закон. Он начертал в совести и на страницах Библии Свой нравственный закон. Если бы нравственный закон всюду соблюдался на земле, то управление Бога было бы ненарушимо. Но Бог дал нам свободу, как (палладиум правосудия) охрану, защиту человеческого духа при сотворении духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Как видим язычники получению своих чувственных наслаждений и удовлетворению бытовых потребностей придавали огромное, первостепенное значение, обожествляя эти потребности, ставя во главе той или другой бытовой сферы отдельного языческого бога, якобы заботящегося о достижении успеха для удовлетворения этих потребностей. Христианство, в отличии от язычников, давая объективную картину мира, призывает человека в первую очередь служить Единому Истинному Богу и заботиться о спасении души и о достижении Царства Небесного, что осуществляется путем собирания во время земной жизни сокровищ небесных. То есть христианство призывает человека служить Богу путем совершения добрых поступков, через исполнение Божиих заповедей, через соблюдение закона Божьего и таким образом достичь духовно-нравственного совершенства человеческой личности. Исходя из первостепенности духовно-нравственного развития человека, проявляющегося в служении Богу (а не мнимым языческим богам) через совершение добрых дел, христианство объявляет чрезмерное удовлетворение бытовых потребностей человека (стремление к богатству, роскоши, власти, славе, чувственным наслаждениям) греховными помыслами, которые уводят человека от главной цели – служению Богу. В процессе чрезмерно усердного удовлетворения бытовых потребностей и достижения чувственных наслаждений человек уходит с истинного пути нравственного развития и погрязает в мирских делах и заботах, в то время как нужно заботиться о спасении души. Поэтому в разбираемых словах Иисуса Христа и звучит призыв о том, чтобы человек не уделял первостепенного значения тому, что ему кушать, что пить, или во что одеться потому, что «всего этого ищут язычники», которые в первую очередь заботятся об удовлетворении чувственных и бытовых потребностей. То есть Иисус Христос говорит о том, чтобы человек не уподоблялся язычникам и не жил их потребительской моралью. Наряду с этим Иисус Христос указывает на то, что Бог, Отец Небесный, как Высшая и Всезнающая Сущность, знает обо всех нуждах людей. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом». И потому что Бог является Творцом мира и всего сущего, в том числе и человека, Он будет проявлять внимание и заботу к человеческим нуждам, и как любящий Отец, помогать человеку во всех его добрых делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Основание права, на котором учреждается государство, находим в священном писании. Когда после потопа человечество начало умножаться и распространяться на земле, то Бог изрек такой закон: «Кто прольет кровь человеческую, того прольется кровь рукой человека; ибо человек создан по образу Божию ( Быт. 9:6 ). Следовательно, существование права в государстве сводится на Божественное распоряжение. Авторитет начальнический опирается на авторитете Божественном. А последнюю цель существования народов и государств выразил апостол Павел в речи к афинскому ареопагу: Бог «от одной крови произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. Ап. 17:26,27). Нельзя, конечно, сказать, что область государственная и область моральная или нравственная покрывают друг друга, тождественны. Область государства есть область права и справедливости; а область нравственная есть главным образом область любви. Область государства есть собственно область внешней жизни и отношений человеческих, область внешнего благоустройства общества, а область нравственности есть главным образом область мотивов или внутренних побуждений на деятельность, область душевных движений, область личного усовершенствования человека. Но государственная и чисто нравственная или моральная области находятся в тесном союзе и взаимодействии. Без нравственности или морали государство было бы непрочно. Мораль внушает нам повиноваться порядкам государственным «не токмо за гнев, но и за совесть». Без побуждения со стороны морали мы были бы весьма плохими и ненадежными гражданами. И без государства мораль или нравственность, все чисто нравственные побуждения, силы и отношения (семейство, церковь , общежительность, личные взаимоотношения между людьми), не имели бы, так сказать, оплота. Нельзя сказать, что они обязаны государству своим происхождением, – они имеют собственные корни своего существования, питания и развития; но государство есть охранитель их.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Плотин, как мы видели, не проводит четкой грани между Божественным и человеческим. Единство и непрерывность универсума заключают в себе представление, согласно которому высшая часть души всегда находится в непосредственном контакте с Божественным. Бог и человек, считает Плотин, встречаются в глубинах человеческой души. Божественное начало — источник всего сущего, в том числе и добродетели, и поскольку Бог и человек по существу едины, человеку в его божественном измерении, то есть в высшей части души, присуща добродетель. Природе человека, согласно Плотину, внутренне присущ естественный нравственный закон, являющийся первичным источником и основанием всех добродетелей. Человек изменяет своей природе, если поступает вопреки закону добра. Нет никакого внешнего законодателя, который требует повиновения данным извне заповедям. Благодаря единству и непрерывности всего сущего сам человек есть имманентно-божественный источник добродетели. Следование благу — это просто следование своему внутреннему повелению, результат сущностного единства вселенной. Человек поступает морально, когда он послушен требованию трансцендентного Блага, действующего в нем. Он подчинен моральному закону не только потому, что Бог есть источник морального требования, но и потому, что человек по существу един с Богом. Повиновение моральному закону для него, следовательно, есть повиновение своей собственной природе; тому, что есть вечность в нем самом. Православная антропология, как и неоплатоническая, стоит на том, что природе человека присущ естественный нравственный закон. Он имеет всеобщий и безусловный характер. “Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую” (Рим 2:14–15). Естественный нравственный закон дан Богом и является достоянием всех людей, он внутренне присущ человеку: Бог сотворил человека способным избирать истину и различать добро и зло.

http://pravmir.ru/etika-plotina-i-hristi...

…Продали Русскому на Афоне Пантелеимонову монастырю в полную собственность принадлежащее им право на издание сочинений, переводов и сборников преосвященнейшего еп. Феофана. Получили 10 т. р. серебром. Нотариус Николай Курилко. Дальнейшая судьба детей Алексея Гавриловича Говорова пока не прояснена. Естественный нравственный закон в творениях святителя Феофана Затворника Евгений Игнатов, иерей, студент 4-го курса Екатеринодарской духовной семинарии, Краснодар В православном нравственном богословии принято считать, что в основе нравственного начала находится нравственное чувство, заложенное в человека Богом. Такое чувство принято называть естественным нравственным за коном, по причине его безусловного и всеобщего характера. И действительно, общечеловеческий опыт говорит о том, что у всех народов во все эпохи присутствуют критерии добра, осуждается и предаётся возмездию зло, и это помогает народам сохранить целостность и предохранить их от растления и упадка. Об этом в Священном Писании говорит пророк Моисей: «Слово сие (закон) близко к тебе: оно в устах твоих и в сердце твоём» ( Втор. 30, 14 ). В Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, о врожденном нравственном чувстве говорится так: «Он… показал им добро и зло. Он положил око Своё на сердца их» ( Сир. 17, 7 ). Ещё более ясно о существовании в людях естественного нравственного закона высказывается апостол Павел: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то не имея закона, они сами себе закон; они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющая, то оправдывающая одна другую» ( Рим. 2, 14–15 ). Представление о реальности естественного нравственного закона закреплено в восточной патристической мысли доникейского периода, у отцов каппадокийцев и в более поздний период. Святой Иустин Философ первым из отцов изложил учение о естественном законе в «разговоре с Трифоном иудеем». Ибо он предлагает всему роду человеческому то, что всегда и везде благо и справедливо, и всякий народ знает, что прелюбодеяние, блуд, человекоубийство и все прочие тому подобные дела – зло. И хотя все это делают, однако они не чужды сознания, что они согрешают. 378

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010