«Приблизительно восемнадцать месяцев назад я сказал своей жене: «Я немало сделал в своей жизни, но по-прежнему ощущаю в своей душе пустоту. Я не знаю, что с этим делать. Мне нужен Бог " ». Его жена поддержала эту идею. С того времени они начали свои поиски, пока не нашли свой путь ко Христу. Ничего драматического. Просто регулярное еженедельное посещение группы изучающих Библию , а в результате они имеют драгоценное общение со Спасителем. Является ли вера первой супружеской пары больше веры второй пары? Одни люди проходят через большие испытания, чем другие. Это верно. Но в то же время впечатляет появление веры у людей, земные нужды которых полностью удовлетворены. Иисус сказал, что для богача это почти невозможно. К счастью, Он еще сказал, что все возможно по воле Бога. Часто путь к вере не начинается с размышлений. Вера возникает в детстве и затем остается либо слепой, либо подкрепленной логикой и знаниями. Детский ум еще недостаточно развит, чтобы подкрепить веру фактами. Когда ребенок усаживается на плечи своей матери, пьет молоко из ее груди или бросается в открытые руки отца, он делает это, поскольку совершенно уверен, что плечи выдержат его, молоко насытит и руки отца удержат. С течением времени доверие к родителям подвергается испытанию, от результатов которого зависит, сохраняется оно или нет. Вера в Бога вполне может выдержать любое испытание, ибо она отнюдь не противоречит разуму. Вера и неразумность Каждое поколение людей пытается оспорить то, что Бог провозгласил. Какое бы доказательство люди ни получили, они будут требовать еще. В Евангелии от Луки записаны слова Господа и Спасителя Иисуса Христа: «Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость всеми чадами ее» ( Лк 7:31–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/iis...

 — Если бы вы были дети Авраамовы, вы делали бы дела Авраама. Теперь же вы ищете убить Меня: Человека, Который сказал вам истину. А услышал Я ее от Бога. Этого Авраам не делал. Вы делаете дела отца вашего. Они снова не поняли. Одним казалось, что Он преувеличивает опасность, нависшую над Ним: «Не бес ли в Тебе, кто Тебя ищет убить?» Другие же были глубоко задеты сказанным.  — Мы не рождены в блуде. Один у нас Отец — Бог.  — Если бы Бог был Отец ваш, — возразил Иисус, — вы любили бы Меня, ибо Я от Бога исшел и пришел... Почему вы речи Моей не понимаете? Потому что не можете слышать слова Моего. Вы — от отца вашего, диавола, и хотите делать похоти отца вашего. Он — человекоубийца был от начала...  — Не правильно ли мы сказали, что Ты — самарянин и бес в Тебе? Их уже охватила настоящая ярость.  — Во Мне беса нет, но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Я же не ищу славы Моей. Есть Ищущий и Судящий. Истинно, истинно говорю вам: если кто слово Мое соблюдет — не увидит смерти вовек.  — Теперь мы знаем, что в Тебе бес... Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? И пророки умерли. Кем Ты Себя делаешь?  — Если Я Сам Себя прославляю, слава Моя — ничто: Отец Мой — вот Кто прославляет Меня, Он, о Ком вы говорите, что Он — Бог ваш. И вы не познали Его, Я же знаю Его... Авраам, отец ваш, возликовал, оттого что ему предстояло видеть день Мой: и увидел, и возрадовался.  — Тебе нет еще пятидесяти, и Ты видел Авраама?  — Истинно, истинно говорю вам: прежде чем Авраам был, Я есмь. Я есмь... Так мог говорить один Предвечный. Это — Его тайное имя, которое произносил первосвященник в дни Кущей, когда святые слова заглушал трубный звук и клики народа 15 . И вот теперь они на устах Назарянина! Подобно древним пророкам, исполненный неземной силы, стоит Он перед людьми. Колебаниям нет больше места. Либо Он лжец и богохульник, либо Сам Бог говорит Его устами. И выбор сделан. Поверившие теснее сплотились вокруг Иисуса, а остальные с угрозой взялись за камни... По-видимому, людей, которые признали в Назарянине Посланца Божия, нашлось немало, и это предотвратило покушение на Него в Праздник Кущей. Впрочем, большинство из них были богомольцами, прибывшими в город на торжества. Евангелист Иоанн говорит лишь об одном иерусалимлянине, который обратился в те дни 16 . Случилось это при необычных обстоятельствах.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Когда мужа или жену беспокоит что-то в поведении супруга, то лучше сразу же прямо переговорить об этом, может быть, объяснение как-то развеет подозрения. Если этого недостаточно, то любящий супруг постарается изменить, насколько возможно, обстоятельства, вызвавшие беспокойство. Изменит манеру общения с каким-то человеком или сократит время бесед; может быть, просто откажется от встреч с ним. Ведь семейный покой важнее всякого удовольствия. Такие супружеские исповеди-беседы очень важны, потому что помогают пресечь зло в самом начале. Кроме того, они могут указать на некоторые, не всегда заметные опасности. Так, например, когда-то усвоенный кем-то из супругов тон бесцельного кокетства может поставить его в двусмысленное положение перед людьми, с которыми он общается, посеять в ком-то надежды на особые отношения, даже побудить к действию. Тон игривого, кокетливого разговора может быть нечаянно перенят от собеседника или собеседницы. Однако, независимо от своего происхождения, он способен соблазнить кого-то из свидетелей на домыслы, развивающиеся в сплетни, а это, независимо от доверия к ним, всегда обидно для супруга. Немного людей ставят себе целью супружескую измену, но все чаще встречается грех «случайного» («невольного», «незапланированного») прелюбодеяния. Обычно это происходит от того, что человек не видит опасности тех или иных ситуаций, не уходит от них, надеясь на твердость своих убеждений. «Не выходи навстречу развратной женщине, чтобы как-нибудь не попасть в сети ее. Не оставайся долго с певицею, чтобы не плениться тебе искусством ее. Не засматривайся на девицу, чтобы не соблазниться прелестями ее… Отвращай око твое от женщины благообразной и не засматривайся на чужую красоту: многие совратились с пути чрез красоту женскую; от нее, как огонь, загорается любовь. Отнюдь не сиди с женою замужнею и не оставайся с нею на пиру за вином, чтобы не склонилась к ней душа твоя, и чтобы ты не поползнулся духом в погибель» (Сир. 9, 3-5, 8-11). Нет ничего предосудительного, если что-либо похожее повторит жена мужу или муж жене как предостережение в особый момент. Это не пустая ревность, а забота о своем семейном достоянии.

http://pravmir.ru/o-semejnom-schaste-i-s...

Этот рассказ – образ того, что о Традиции (именно так, с большой буквы) не нужно рассуждать в категориях прошедшего времени. И важнейшая задача миссионера – сделать Традицию родной и близкой современным людям, в том числе совсем юным, а не реформировать Церковь под предлогом миссии. Уже общим местом стало рассуждение некоторых миссионеров, будто бы многие не могут понять Православие, поэтому необходимо как-то его модернизировать, предложить lighm-bepcuю, более привлекательную для современного человека. В интервью А. Красовскому о. Павел Островский отвечает на вопрос – что плохого в тринадцатилетнем сроке Патриарха Кирилла: «Мне кажется, очень много пожилых людей наверху. Помоложе хотелось бы. Я думаю, это вообще ошибка, не только это касается Церкви, потому что всё очень быстро меняется... всё-таки одна из главных задач Церкви – миссионерство, ну, как ты будешь миссионерствовать, если ты не в ногу со временем? Если не понимаешь, что молодежь творит? …Мне кажется, люди, которым за 60, несмотря на то, что они могут быть очень хорошими, умными, мудрыми и так далее, в некоторых случаях они просто не в теме» . Молодой священник Павел Островский и некоторые иные миссионеры стараются идти в ногу… с кем? Не с духом ли времени и мирскими обычаями? Разве не для нас написано: «Дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4: 4). И разве не к нам направлен настойчивый призыв апостола: «Умоляю вас, братия… не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 1-2). Святой Исидор Пелусиот сквозь века обращается к каждому, в том числе и к о. Павлу, как к другу: «Более всего, друг, бойся кого-либо соблазнить; ибо доброе в людях не трезво, и едва стоит, когда и никто не колеблет» . На груди каждого православного священника – наперсный крест, на оборотной стороне которого можно прочесть апостольское напоминание о том, каким должен быть пастырь: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4: 12). Какой образ являет своим пастырским словом о. Павел Островский? И почему пренебрежение к чистоте (чем он едва ли не бравирует) стало излюбленным приемом его общественной проповеди? Как важно молодым миссионерам не ослепнуть под светом софитов, всегда помня слова Священного Писания: «Больше всего хранимого храни сердце твоё» (Притч. 4: 23).

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

Очевидная несомненность всех обетований Божиих – из опытов исполнения их в здешней жизни. Например, Спаситель обещал упокоение душам всех тех людей, которые, будучи обременены грехами и скорбями различными, будут с верою и надеждою притекать к Нему. И что же? Обещание верно исполняется над миллионами людей в один день, даже в один час: все, притекающие к Нему в молитве с бременем грехов своих, сбрасывают с сердца своего эту невыносимую тяжесть и чувствуют на сердце сладостную леготу. Так точно исполнятся и все Его обещания или все предсказания, изреченные в Евангелии, и исполнятся в точности (Второе пришествие, Страшный Суд, мука вечная, Царство Небесное). Как сыну, провинившемуся против родителей и находящемуся под их гневом, бывает все немило в доме родителей, между тем как прежде, когда он был в их любви и милости, было все приятно, – так точно человеку-христианину, согрешившему пред Богом, в мире, в этом великом доме Божием, бывает ничто не мило. Красота мира Божия для него как будто не существует: на всем он видит печать грусти, во всем он видит как будто упрек себе. Опытом дознано, что не любящий ближнего не может любить Бога; неблагодарный человекам не может быть благодарным Богу. Ограниченному, малому, ничтожному существу, каков человек, с ограниченного, малого нужно и начинать и, при Божией помощи, идти к менее ограниченному, к высшему. Ты имеешь жену, детей, родственников? Научись прежде отдавать им должное и потом уже будешь в состоянии отдавать должное всем людям и Самому Богу. Враждуя с кем-либо, ты оскорбляешь Любовь, Которая есть Бог, и изгоняешь Ее из себя. Взирай всегда к Любви – Богу, и Духом Святым молящеся, сам себя в любви Божией соблюдай, ждуще милости Господа нашего Иисуса Христа, в жизнь вечную. Господь всегда верен в том, чтобы услаждать сердца обращающихся к Нему всем сердцем; будь только ты верен – Он всегда верен пребывает: ибо Себя отречься не может [ 2Тим. 2,13 ]. Коль скоро заметишь в чем-либо свою неверность пред Ним (а совесть и внутреннее смущение сейчас тебе скажут об этом), сейчас обратись к верности, вспомни о верном Друге своем – и не будешь постыжден.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В книге Иова, сказано: «Если есть у него (у грешника, которого Бог наказал болезнью) ангел-наставник один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы, Я нашел умилостивление. Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости, он возвратится ко дням юности своей, будет молиться к Богу, и Он милостив к нему, с радостью взирает на лицо его и возвращает человеку праведность его. Он будет смотреть на людей, и говорить: грешил я и превращал правду и не воздано мне, он освободил душу мою от могилы и жизнь моя видит свет. Вот все это делает Бог два, три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых» ( Иов.33:22–30 ). Даже в Ветхом Завете соотношение было один ангел-хранитель на тысячу грешников. Какое соотношение сейчас, мы не знаем. В чине Крещения, есть особое прошение, чтобы Бог даровал человеку Ангела-хранителя. И таким образом, мы знаем, что ангел-хранитель дается каждому человеку при Крещении. Вот в чем отличие, в этом вопросе, крещенных от некрещеных. На тысячу некрещеных приходится всего один Ангел-хранитель. Но бывают случаи, когда Бог специально посылает ангела-хранителя, к некрещеному человеку, для исполнения какой-либо особой воли. Такое бывает в том случае, если Бог поставил такого человека правителем, каким-то властителем или кем-либо еще. Бог тоже к нему посылает Ангела, чтобы через него свою волю проявить. Например, так Бог действовал на Фараона, на Навуходоносора, на Валаама. Цель эта, спасти самого человека, если это возможно, если он этого захочет, а если не хочет, то через него исполнить некую Свою волю для спасения других людей. 12. Был ли Христос равен Богу? Иисус не является образом Божьим, дословно «морфе» (форма), т.е. формой Бога, прибывая в существовании Бога, не считал для себя хищением быть равным Богу. Он не нуждался в воровстве, чтобы сравняться с Богом. Есть люди (колдуны и маги), которые пытаются сравниться с Богом, при помощи каких-то изотерических знаний, при помощи каких-то сил. Это дьявольское искушение. Христос в этом не нуждался, Он и так равен Богу. Христос напротив, вместо того чтобы сравниваться с Богом, которому и так равен, себя истощил, принял вид раба, т.е. принял жизнь раба стал человеком, и образ жизни принял человеческий. 13. Какая разница между гордостью и гордыней?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Было решено только в крайних случаях не допускать людей до Святой Чаши. Девятая заповедь: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего ( Исх.20:16 ) – то есть не клевещи, не сплетничай. Как часто нарушается сейчас эта заповедь, есть даже такая категория людей, которые осознают свою значимость только тогда, когда их достоянием является какая-то клевета, какая-то ложь: они узнали что-то! Они бегут к телефону с таким жгучим, нетерпеливым восторгом – быстрее рассказать! Когда человек себя так ведет, вы его успокойте, остудите. Он, наверное, все-таки догадывается, что клевета – это скоропортящийся продукт, от которого попахивает всегда очень сильно. Особенно некрасиво, когда сплетнями занимаются мужчины. Но не украшает и женщин то, что около подъездов они часами обсуждают, кто где и с кем живет, кто как одевается. Я однажды даже решил посидеть с ними, послушать, о чем можно так вот сидеть и говорить, и говорить часами: все-таки пожилому человеку надо думать о загробной жизни, о том, что ты ответишь на Страшном Суде. О чем же они говорят? Это ужас, о чем разговаривают пожилые женщины в наше время. Говорят о ценах, о погоде, о работниках ЖЭКа, работниках КГБ, говорят о правительстве, о патриархе, об индийских киноартистах, о Магомаеве, о цыганской мафии – они могут говорить о чем угодно. Сказано в Писании: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших ( Еф.4:29 ). Когда мы собираемся для общения, следует избегать пустословия. Общение должно обогащать человека духовно, а не служить к осуждению. Если даже ты узнал о человеке что-то плохое и тебе кажется, что это не клевета, а правда, ты не имеешь права что-либо плохое говорить о человеке другим людям, пока не встретишься с ним один на один и не обличишь его в лицо. Как сказано в Евангелии: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви ( Мф.18:15–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Сатана не подает визитной карточки, и его внушения достигают нас в виде приходящих нам мыслей (в аскетической традиции такие мысли называются прилогами) или через других людей. Однако каждый человек сам несет ответственность за свой выбор: он может слушать или не слушать подстрекательств сатаны, он сам решает — охотно увлечься грехом или противиться ему. Диавол никоим образом не является неким «противобогом», он всего лишь творение, и ему на небесах соответствует не Бог, а архангел Михаил. Диавол существует только потому, что Бог позволяет ему существовать. Вопрос «почему Бог не убить дьявол, чтобы не было зло», который в знаменитом романе Пятница ставит Робинзону, имеет сразу несколько ответов. Во-первых, дьявол это не столько личность, сколько должность — если уничтожить данного духа, его место внизу адской иерархии тут же займет кто-то из его товарищей по падению. Истребить же всех падших существ, которые когда-либо воспротивились Богу, значило бы искоренить из мироздания свободную волю как таковую. Во-вторых, это не было бы победой. Победа, к которой Бог желает привести людей — это победа через добровольный разрыв с сатаной и воссоединение с Богом. Если, например, ребенок связался с плохой компанией, обеспокоенный отец может ее перестрелять, но вернет ли он этим любовь и доверие ребенка? Скорее всего, нет. Свобода человека означает, что он сам решает, с кем водить компанию, даже если эта компания очень плохая. Бог борется с сатаной не за ресурсы или территории — это было бы бессмысленно, сатана всего лишь творение — а за души людей. Простое насилие — взять и прихлопнуть сатану — тут неэффективно. В-третьих, мы можем обратиться к еще одному образу конфликта между Богом и сатаной, который мы находим в Писании — образу судебного процесса. Бог побеждает, утверждая правду, а не силу. Людям оказана честь быть активными участниками космической битвы между силами добра и зла — и эта битва разворачивается, прежде всего, в их душах. Как говорит книга Откровения, «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Откр 12:9—11).

http://foma.ru/pochemu-byi-bogu-ne-ubit-...

Постепенно усиливаясь и заполняя душу, они опустошают ее от всякого нравственного содержания, делают ее вялой, холодной, унылой, безразличной ко всему, кроме одной только излюбленной области. В такой роковой момент жизни юноши, когда может быть решается вся его дальнейшая жизненная судьба, весь его последующий нравственный рост, решается вопрос о счастьи и несчастьи всей его жизни, он не должен быть одиноким. К сожалению, молодые люди обыкновенно сами избегают говорить с кем-либо об этого рода своих внутренних переживаниях. Им неловко, стыдно заговорить о том, о чем так непринято, так неудобно говорить! Они боятся показаться в глазах других людей людьми нравственно испорченными, развращенными и таким образом лишают себя единственного надежного средства спасения от навязчивых идей – искреннего сознания в своих переживаниях, искренней беседы о своей внутренней жизни. Ничто так не боится света искренности, как нездоровые переживания в сфере полового чувства; открытые чистосердечно, они теряют свою мнимую обаятельность, меркнут, становятся чуждыми душе, бессильными. Переживаемые одиноко и молчаливо, они принимают фантастическия очертания, мутят душу неизведанными наслаждениями, призрачною сладостью, и, измучив ее нравственно, делают ее бессильною и неспособною ни к чему чистому и доброму, делают ее своею покорною рабою! Принимая близко к сердцу этот больной вопрос в жизни молодежи, желая по мере сил своих придти на помощь и самой молодежи и людям, ведающим дело её воспитания, я осмеливаюсь заговорить об этом вопросе, тем более что по своему званию священника и духовника я не считаю себя вправе уклоняться от обсуждения самых интимных, самых нездоровых областей внутренней жизни молодежи. Я постараюсь, соблюдая полную правдивость и ничего не замалчивая, не оскорбить в то же время нравственное чувство моих читателей и сделать так, чтобы мои слова, не причинив кому-либо вреда, принесли бы одну только пользу. Слово Божие учит нас, что всякое нравственное зло, совершаемое нами, прежде всего возникает в глубине нашей души. Наше сердце – вот источник и добрых и злых наших действий. «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» ( Мф. 15:19 ), говорит Господь наш Иисус Христос . «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:21 ) Разъясняя в Своей нагорной проповеди ветхозаветный закон, Господь всюду возводит мысль и внимание Своих слушателей от внешних проявлений греха к их внутреннему источнику – дурным движениям сердца. «Вы слышали, что сказано древним: не убивай... А Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Мф.5:21, 22 ). «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:24, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено. Будь, говорит, неизменен и не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие (Пс.36:1). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чем удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречется ему семя (Быт.21:12), не смутился, когда получил повеление заклать его. Зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания. Два побуждения представляет апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое-то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это тоже, что и от Христа; второе - то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного, что бывает у большинства людей. Ибо кто знает Писание, как следует, тот никогда не будет совращен. Священными писаниями апостол называет все Божественное Писание. Это направлено против Симона и Манеса, и всех, кто дурно отзывался о Ветхом Завете. Которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Внешнее ведение умудряет человека прельщать других разными софизмами; отсюда пагуба души. Но божественное ведение не таково: оно умудряет во спасение. Какое? Спасение не чрез дела, не чрез слова, но чрез веру в Иисуса Христа. Ибо Священные Писания приводят человека к тому, чтобы он уверовал во Христа, Который соделывает для него спасение. Все Писание богодухновенно и полезно. Указав много способов утешения Тимофею, теперь апостол предлагает и самое большее - в чтении Священного Писания. Ибо он намерен сообщить ему нечто прискорбное, именно, что он оканчивает свое земное поприще. Итак, чтобы не падал духом, как лишающийся общения с Павлом, он говорит: вместо меня ты имеешь Писания, которые могут тебе быть полезны. Некоторые задают вопрос: как апостол сказал: все Писание богодухновенно. Ужели и эллинские писания богодухновенны? И затрудняясь решением его, переводят не: " богодухновенно " , а богодухновенное, чтобы была мысль: всякое писание, которое есть богодухновенно, есть и полезно. Но им следовало бы взять во внимание, что, сказав выше: ты знаешь священные писания. Апостол говорит теперь: все Писание. Какое? о котором он говорил выше и о котором сказал, что оно священно. Итак, оно и есть Писание богодухновенное и полезное на все, что он перечисляет далее.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010