Духовное общение продолжилось в беседе на внутреннем дворе монастыря, напоминая нам тот «синаксис», который собрал сестер обители Ормилия. Сестры пели духовные канты, а за обедом спели русскую народную «Ой, калина, калина...». И хотя эта песня про любовь земную, но в тот момент она воспринималась как знак любви ко всему русскому, как знак нашего единства и любви во Христе. В устах монахинь слова и задушевная мелодия песни звучали как песня о любви «с большой буквы», о Любви к Богу и Его творению – человеку, ибо истинная любовь приобретается только через молитву, подвиг души, и именно она является целью монашеского отречения от мира. Рано утром мы отслужили утреню и Божественную литургию и снова беседовали с сестрами, а также владыкой Иоанникием, приехавшим в обитель еще раз пообщаться с батюшкой Иоанном. Владыка был очень прост и непринужден, даже нисколько не смутился надеть белую простецкую скуфеечку от мощей преподобного Серафима Саровского и сфотографироваться на память. В той святой обители мы также познакомились с заботливой благочинной монахиней Стефанией, рассказавшей нам о тяжелых испытаниях, которые пришлось перенести сестрам, когда они впервые пришли на это заброшенное место. Мать Стефания по благословению игуменьи несет особенное послушание, которое она исполняет с большим вниманием и любовью. Ей поручено воспитание двух русских девочек, родных сестричек Веры и Людмилы. Их отец погиб в недавних боях за свободу Сербии, а мать, оставив дочерей, уехала в Россию, где и погибла недавно в автокатастрофе. Девочки несут посильные послушания в обители, учатся иконописи, очень полюбили монахинь, а особенно мать Стефанию, которая стала для них старшей сестрой или можно сказать новой мамой, так что Вера даже подумывает остаться здесь навсегда, последовав примеру своей духовной матери. Сербия – прошлое и настоящее. Распятое Косово Кто не знает русского Куликова поля в сердце России, на котором по благословению Преподобного Сергия русские войска под предводительством святого князя Дмитрия Донского нанесли сокрушительный удар по Мамаевскому полчищу? Это не была еще окончательная победа. На Куликовом поле русские впервые убедились, что совместными усилиями они могут противостоять врагу. Мало кто знает, что сербское Косово поле очень близко русскому Куликову. Близко не территориально, а духовно и исторически. «Кос» по-сербски значит «кулик», и Косово поле, таким образом, полностью соответствует нашему Куликову по названию.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Мозаичный пол базилики на месте зап. терм в г. Кос на о-ве Кос. VI в. Мозаичный пол базилики на месте зап. терм в г. Кос на о-ве Кос. VI в. В V в. на Косе нек-рое время подвизалась прп. Ксения , после того как покинула Рим. В визант. период в местности Вурина вела отшельническую жизнь прп. Мело , чья память была внесена в календарь К. и Н. м. в 2012 г. В 648 и 672 гг. Кос серьезно пострадал от нападений араб. флота. В VII в. остров вошел в состав фемы Кивирреоты, в кон. IX в.- в фему Самос, в кон. Х в.- в фему Киклады. В 1080 г. прп. Христодул Латрин основал на Косе в Палео-Пили, на землях, подаренных его учеником Арсением Скинурием, мон-рь Пресв. Богородицы «тон Кастрианон» (τν Καστριανν, или Панагии Кастриани). Он прожил там примерно 6 лет, а затем переселился на более уединенный Патмос. После захвата К-поля крестоносцами в 1204 г. Кос стал принадлежать генуэзцам (А. Саввидис считает, что фактически им управлял полунезависимый династ Лев Гавала - Σαββδης. 2001. Σ. 383-384); после 1224 г. остров временно перешел под контроль никейского имп. Иоанна III Ватаци. В 1258 г. мон-рь ап. Иоанна Богослова на Патмосе приобрел в качестве подворья мон-рь Спондон (τν Σπνδων) на Косе. На этом же острове, согласно документам архива Патмосского мон-ря 2-й пол. XIII в., существовали еще 3 обители: «в Роще» (рядом с Асклепионом), вмч. Георгия Победоносца (отождествляется с ц. вмч. Георгия в с. Зия) и Христа Спасителя, подаренная мон-рю ап. Иоанна Богослова иером. Никифором Ампелой. В 1283 и 1284 гг. венецианские военные экспедиции на остров были отбиты византийцами с тур. помощью. По меньшей мере до 1290 г. на Косе находился визант. дука. В нач. XIII в. венецианцы на короткое время оккупировали остров. В 1305 г. визант. имп. Андроник II Палеолог предоставил Кос и Лерос во владение генуэзцу Виньоло ди Виньоли, к-рый в 1306 г. заключил соглашение с находившимися на Кипре рыцарями-госпитальерами по завоеванию о-вов Додеканес. В 1306 (или 1307) г. они заняли Кос, но не смогли удержать его.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

Из источников известно, что в 1309 г. остров находился во владении венецианцев с Крита, к-рые вошли в соглашение с местным греч. населением. Во 2-й раз госпитальеры захватили Кос в 1310 г. и удерживали его до 1317 (или 1318) г., когда остров был освобожден византийцами. Ок. 1325 г. Кос номинально входил во владения правителя Хиоса и Фокеи Мартино Дзакариа, но на самом деле находился под контролем турок-сельджуков. При Андронике II (не позднее 1326) Косская епископия была возведена в ранг архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. P. 386, 408, 418, 420. N 15, 18, 20, 21). В 1336 или 1337 г. остров был окончательно завоеван госпитальерами, которые использовали его для охраны подступов к Родосу. Во время господства госпитальеров Косские архиепископы не могли исполнять свои обязанности. В 1343 г. Косский архиеп. Иакинф был переведен на Коринфскую кафедру, а Кос вместе с Родосом К-польские патриархи временно передавали под управление разным малоазийским архиереям (в 1369 - митрополита Сидского, до 1387 - митрополита Мирликийского, в 1387 - митрополита Пергийского и Атталийского, в 1393 - митрополита Ставрупольского). Магистр ордена госпитальеров назначал игуменов мон-рей и настоятелей храмов, давал разрешение на строительство и ремонт церквей, разрешал споры между представителями правосл. духовенства и контролировал церковную собственность. Вскоре после заключения Ферраро-Флорентийской унии К-польский Патриархат решил передать Косскую архиепископию в управление Родосскому митр. Нафанаилу. Когда тот в 1452 г. обратился к великому магистру ордена госпитальеров с просьбой признать его титул, ему ответили отказом, но разрешили 30-дневное пребывание на Косе для рукоположения иереев, диаконов и отправления др. религ. нужд. В 1523 г. Кос был взят турками. Нек-рая часть населения перешла в ислам, но тайно продолжала исповедовать Христа (т. н. криптохристиане). В 1668 г. на Косе пострадал за веру нмч. Христос из Превезы, в 1669 г.- уроженец острова нмч. Иоанн Навклир (т. е. Боцман). В 1838 г.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

и Н. м. С 2009 г. епархией управляет митр. Нафанаил (Диакопанайотис). Он полностью отреставрировал митрополичью резиденцию и дом престарелых «Святой Нектарий», организовал сбор одежды и раздачу бесплатных обедов для нуждающихся. Была создана мастерская визант. иконописания (Кос) и благотворительные жен. об-ва «Иоанн Навклир» (Кос) и «Святой Никита Нисирский» (Нисирос). Реконструируется здание для размещения Митрополичьего церковного музея. Вместе с археологической службой о-вов Додеканес был отреставрирован ряд памятников: церкви Пресв. Богородицы Синтриани, вмч. Пантелеимона, прав. Анны, свт. Николая Чудотворца «Бедного» (Αγιος Νικλαος Θτωχς), старый кафедральный собор вмч. Георгия Победоносца. В 2009-2011 гг. был построен собор исихастирия Пресв. Богородицы «Грозное предстательство», основаны экзокклисионы во имя Додеканесских святых, прп. Антония Великого в Мармари и св. Ипомоны. В наст. время в епархии действуют 26 приходских храмов, 100 парекклисионов, 16 кладбищенских церквей, 6 церквей при учреждениях, 8 церквей в воинских частях, 4 муж. мон-ря на Косе (Пресв. Богородицы «тон Кастрианон», св. Иоанна Предтечи, Пресв. Богородицы «Грозное Предстательство» и вмч. Мины, прп. Мело), 3 муж. монастыря на Нисиросе (Пресв. Богородицы Спилиани, Пресв. Богородицы Киры, ап. Иоанна Богослова), кафизма в честь Додеканесских святых и женский монастырь свт. Нектария Эгинского на Косе. Христианские памятники Баптистерий св. Иоанна Предтечи в Эпта-Вимата на о-ве Кос. V–VI вв. Баптистерий св. Иоанна Предтечи в Эпта-Вимата на о-ве Кос. V–VI вв. На Косе сохранилось значительное число раннехрист. базилик; в 18 проведены раскопки, еще 16 обнаружены археологами. Время их строительства относится к V-VI вв., периоду расцвета острова. Крупнейшей из них является портовая базилика (V-VI вв.) в Косе: 3-нефная (35×22,5 м) с атриумом и баптистерием. К западу от портовой базилики обнаружено, но пока не исследовано здание с апсидой. На фундаментах зап. терм было построено 2 церковных сооружения: базилика А (кон.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

А я ту калитку, через которую вы смотрите на метеорский Апостол, подрубаю с одного размаха вот этим силлогизмом. «От Рождества Христова до кончины Павла по счету каллиграфа Кулика прошло 69 лет. А от кончины Павла до этого каллиграфа 1049 лет или 6609 от Адама. Следовательно, Кулик вел счет годов и от Рождества Христова и от Адама». Что касается до слов его μετ τν το γου εαγγελου κτλ., то они дают знать, что Кулик кончил Апостол в ту минуту, когда диакон или иерей прочел Евангелие того дня во время обедни. Видно Кулик работал где-то очень близко к церкви. Приписок, подобных такой заметке его, я видал в рукописях не мало. В конце Ватопедской рукописи на пергамине in 4 VIII века, содержащей στοραν τν τριν παδων, το προφτου Δανιλ, κα ρματα ατο, κα Μακκαβαων α, приписано рукой, вероятно, владельца ее: Μην ουν α νδ. θ μρ ς πρν λεκτρυνων δν γνετο σισμς (sic) μγας, κα τεχη πολλ τς πλεως κατπεσαν, κα ναο διερργησαν· πεκρτησε δ μρας κτ, τους δ το ψοδ (7074). Угадайте, кто сделал эту приписку? Хилиаст, или ученый муж, которому известно было летосчисление Дионисия младшего, или Фетталийского епископа Августина? N. B. У меня есть точный снимок с этой древнейшей рукописи, в которой ω писано так: ш. В Метеоро-Стефановском монастыре хранятся три литургии: Василия, Златоустого и Преждеосвященных Даров, писанные строителем сего монастыря монахом Иоасафом Кантакузиным. В конце их поставлен им год αυδ (1404). Вы по какому-то чутью не доверяете хронологии так названного вами Газского Порфира. Это недоверие ваше напрягло мою память. Я припомнил, что в житии св. Порфирия, о котором я писал вам, счет годов веден не от Адама, но припомнил и то, что он не столько удивил меня, сколько затруднил мои хронологические соображения. Означенные тут годы как-то далеко, несколькими десятками, расходились с теми годами, в кои жили современники Порфирия, Златоуст и супруга царя Аркадия. Такое затруднение теперь заставляет и меня самого усомниться не в подлинности и не в стоимости Газского Порфира, а в моем понимании исходной точки его летосчисления. Может статься, оно ведено и не от Рождества Христова, а от какой-нибудь другой эпохи, но ближайшей к появлению Богочеловека на земле. Вот что значит писать по памяти о цифрах, числах, годах давно минувших! Беру назад свое поспешное уверение вас в том, в чем сам я не уверился бы, если бы получше и побольше подумал о том, что писал к вам. Извините торопливость мою. Со временем же я наведу справку о газском Порфире и либо разобью его вдребезги своим же молотом, либо сокрушу вашу ученую мечту о том, что апокалипсическая тысяча лет обратила внимание христианского человечества в XI веке на летосчисление от Рождества Христова. Сокрушить ее поможет мне и Дионисий младший.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  Олег Кулик: А не противостоит ли оно этому, что заведует, чему быть человеком?   Сергей Сергеевич Хоружий: Может противостоять. Оно способно, вообще говоря, избрать такую позицию, противостоящую — ориентироваться не на господствующие практики размыкания, а на какие-либо другие. Типичнейший пример — вызывающая ориентация сюрреализма на практики бессознательного, в пику еще доминировавшей христианско-церковной ориентации. Важно, однако, что на какой-то способ размыкания оно всегда будет ориентироваться, и базовое различие: стержневая практика — примыкающая практика, будет в силе.   Олег Кулик: Но Церковь считает, что все искусство, которое неканоническое, оно дьявольское.   Сергей Сергеевич Хоружий: Отнюдь не всегда она столь упрощенно считает, но не в этом дело. Вот я ввел термины «примыкающая» или «ассоциированная» стратегия. Так вот, искусство, или художественная практика, может выбрать себя примыкающей к одним размыкающим стратегиям, а может — к другим. Может ассоциироваться с духовной практикой, или же с практиками безумия, бессознательного; и вариант последний, как только что я сказал, крайне типичен для модернистских художественных устремлений. Затем в постмодернизме типична стала ориентация на виртуальные практики. Вот такая автономия у искусства вполне имеется. Но в любом случае, самóй базовой размыкающей стратегией оно не становится.   Георгий Литичевский: Ну да, вероятно, это не базовая размыкающая стратегия, но в то же время и не замыкающая…   Сергей Сергеевич Хоружий: А что значит примыкающая к размыкающей? Это значит помогающая, содействующая… Размыкающая устанавливает, грубо говоря, тип идентичности. А реально осуществить, развернуть в полномерности эту идентичность — вот этим художество и занимается.   Георгий Литичевский: Но мы можем ставить идентичность под вопрос, мне кажется…   Сергей Сергеевич Хоружий: А идентичность тем и утверждается, что она ставит себя под вопрос. Это рефлексивное отношение, ставить себе вопрос о себе — в его природе.   Олег Кулик: Но если Вы говорите, что это размыкание можно осуществить только в традиции, а традиции, которые это умеют делать, или, по крайней мере, имеют опыт — только пять, ну условно говоря, пять-шесть, как в общем-то главных религий…что же делать человеку будущего, который в общем-то является и порядочным, и не сквернословным, но не включенным в эту традицию в силу ряда причин. Ему нужно включиться в нее все-таки или как бы что? Или он пропал?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Хоружий С.С. : Термины следующие: я выделяю примыкающие и поддерживающие практики. Сорокин Константин : Извините, оговорился. Вопрос не в том. Для исихастской практики икона как-то видна, значима или важна только сама практика молитвы перед иконой? То есть с одной стороны практика, с другой сама икона. Хоружий С.С. : Исихазм не выдвигает никакой собственной теории иконы. Он есть практика, по определению. Икона для исихаста то же, что для любого православного человека. Духовное же содержание, духовная ценность молитвы перед иконой может зависеть от многих вещей, в том числе, конечно, и от качеств иконы. Гутов Дмитрий : Можно уточнить этот вопрос? Мы все время вращаемся вокруг одной и той же апории, что надо избавиться от образов, с одной стороны, а с другой стороны — образ перед глазами не мешает. Здесь есть явно противоречие. Хотелось бы, чтобы Вы его зафиксировали и вскрыли его суть. То есть если бы ребята были иконоборцы, была бы проста логика. Они иконоборцы, и все стало на свои места. Кулик О.Б. : Их в этом обвиняют часто, исихастов. Гутов Дмитрий : Нет. Но вот есть образ перед глазами, который помогает избавиться от образов. Здесь поразительный парадокс. Но он абсолютно был смазан в Вашем сообщении, то есть мимо него прошли. Можно его зафиксировать и вскрыть. Как образ перед глазами может помочь избавиться от образов? Хоружий С.С. : Простите, я не все понял. Лидов А.М. : Дмитрий говорит о том, что, смотря на образ Христа, молящийся может избавиться от других образов. Хоружий С.С. : Конечно. Это уже речь о техниках концентрации. Лидов А.М. : Что есть разные образы, может быть, правильно ввести некую дефиницию внутри образов. Кулик О.Б. : Хорошие образы, полезные. Хоружий С.С. : Одна из цитат, которые я привел, была из старца Василия: «ни в каком случае не принимай, если что-нибудь видишь чувственно или умно, внутри или вне себя, образ ли Христов, или ангелов, или святого, или свет, или огонь и прочее». Кулик О.Б. : Иконоборческая традиция. Гутов Дмитрий : Это понятно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Родился 28 января в Одессе. Окончил Петербургский университет 1914 и преподавал в нем (1916–1920). Покинул Россию в 1920 г. Преподавал в Софии (1920–1922), в Сорбонне (1924–1944), и в Богословском Институте в Париже (1937–1947). Руководитель Русского Студенческого Христианского Движения и Православного Дела. Умер во Франции. Его памяти посвящен 7 «Православной Мысли», П. 1949. Histoire de la litterature russe. F. 1934. Духовный путь Гоголя. П. 1934. стр. 150. Владимир Соловьев. П. 1936. стр. 268. Великие Русские Писатели XIX века. П. 1939. стр. 153. Федор Достоевский. П. 1942. Фр. пер. 1963. стр. 561. Александр Блок. П. 1948. стр. 441. Андрей Белый. П. 1955. стр. 292. Валерий Брюсов. П. 1962. стр. 183. Для статей см. Зан. 1947, 1954, 1965. МОШИН Протоиерей Владимир Алексеевич (1894) Родился 26 сентября в Петербурге. Учился в Петербурге, Тифлисе и Киеве. Поселился в Югославии в 1920 г. Окончил Загребский университет. Преподавал византалогию в Скоплянском и Белградсокы университетах (1931–1942). Рукоположен в 1942 году. Директор архивов Загребской Академии Наук (1947–1959). Греческие указы сербских князей. Бл. 1936. По сербски. Документы из архивов Афонской Горы. Бл. 1939 По сербски. Средневековые игумены Хилендарского монастыря. Скоплье. 1940. По сербски. Supplemeta Ad Acte Chilandarii. Любляны. 1948. Летопись Дукльянина. Загреб. 1950. По хорватски. Кирилличные рукописи Югословянской Академии, том II. Загреб. 1952; том I. Загреб. 1955. Македонское Евангелие священника Иоанна. Скопье. 1954. Филиграны. XII и XIII веков. Загреб. 1957 МУСИН-ПУШКИН. Протоиерей Василий Владимирович. Граф. (1894–1959) Родился в Петербурге 17 ноября. Окончил училище правоведения. Участвовал в первой мировой и гражданской войне в Кавалергардском полку. Покинул Россию после падения Крыма в 1920 году. Жил в Берлине, Париже и Ницше, где участвовал в кружке о. Александра Ельчанинова . Переехав в Америку, принял священство. Был настоятелем храма Св. Владимира в Кассевиле, построенном его усердием. Умер 10 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В том же храме — чудотворный список Панагии Спилиани. На нем, как и на оригинале, часть лика Богородицы пересекает трещина. Рассказывают, что нарисовали ее с неповрежденным ликом, но краски вскоре осыпались, а из глаза потекли слезы — драгоценное миро, которое священник собирает на ватку и раздает верующим. Если икона не мироточит, то священник просто окунает кусочки ватки в оливковое масло, горящее в неугасимой лампаде, и раздает его прихожанам. Среди подношений этой иконе можно найти совсем новенькую табличку с младенцем — это обрела долгожданного ребенка паломница из России, в надежде проглотившая такую освященную ватку. Вера ее была вознаграждена. Покинув монастырь, мы спускаемся в залитый солнцем город. Вдалеке на линии горизонта виднеются другие острова Додеканиса, на которых, я уверена, нас ожидают новые открытия. По материалам книги « На перекрестках вечности ». Книга вышла   в издательстве «Лепта» в сентябре 2010 г. Как попасть на православную службу в Греции? В Греции возникает ощущение, что храмы расположены на каждом шагу. К примеру, в деревне Кардамена на острове Кос, где проживает всего около тысячи жителей, шесть храмов. Есть храм и в аэропорту острова Кос, и в горах, и поблизости от гостиничных храмов. Все храмы тщательно отреставрированы, украшены цветниками и иной раз благоустроены даже детскими площадками. Но… Попасть внутрь храмов непросто. В отличие от наших традиций, на островной Греции храмы зачастую открыты жестко по расписанию: с 8.00 до 10.00 и с 17.00 до 19.00. Посетителями этих храмов чаще всего оказываются наши русские паломники и туристы, безошибочно узнаваемые по юбкам и платочкам на голове. В самой Греции женщины не покрывают голову во время богослужения, а строгое отношение к брюкам воспринимается как атавизм. Да и многие другие обычаи и традиции верующих для нас в диковинку, начиная от отсутствия обязательной исповеди перед причастием до коротеньких служб в полупустых приходских храмах. Паломнику на заметку На о. Кос можно попасть чартерными авиарейсами (Внуково, Домодедово), там существует свой аэропорт. На юге острова расположены крупные отели семейного типа: Mitsis Norida Beach, Mitsis Family Village; на севере также преобладают отели семейного типа (Grecotel RoyalPark, Ammos Resort) и практикуется сдача вилл внаем, но отдых «дикарем» там не принят, поэтому забронировать отель или арендовать виллу лучше заранее. Вообще, в силу дороговизны островной жизни, выгоднее проживать в отеле с системой «все включено».

http://pravmir.ru/neizvestnaya-greciya/

V в.) с 3 нефами, синтроном, мозаичным полом и базилика В (нач. VI в.) с баптистерием, украшенная проконесским мрамором и мозаиками. Базилика также была возведена на месте центральных терм. Еще одна 3-нефная базилика арх. Гавриила (20,6×12,4 м) расположена близ Коса, она имеет 3 апсиды, нартекс, экзонартекс, диаконник и баптистерий с мозаичным полом. К V-VI вв. (датировка VII-VIII вв. оспаривается) относится баптистерий св. Иоанна Предтечи в Эпта-Вимата (Кос), построенный рядом с 2 базиликами. Он является одним из самых больших в этом регионе наряду с баптистерием на Родосе, расположенным на участке Хадзиандреу. В средневизант. период баптистерий использовался в качестве храма. Фрески баптистерия со сценами житийного цикла св. Иоанна Предтечи датируются нач. XIII в., а композиция «Успение Пресв. Богородицы» выполнена в кон. XIII - нач. XIV в. Всего археологи обнаружили на Косе 9 баптистериев. Как правило, они представляют собой отдельно стоящие здания. Только в 3-нефной с нартексом базилике на мысе Скандарио (кон. V - нач. VI в.) баптистерий устроен в вост. части сев. нефа. Крыша этой базилики не деревянная, как у др. базилик Коса, а сводчатая; на мозаичных полах изображения зверей, в т. ч. пантер и кабанов. Базилика св. Стефана близ Кефалоса на о-ве Кос. Между 468 и 554 гг. Базилика св. Стефана близ Кефалоса на о-ве Кос. Между 468 и 554 гг. Большое число христ. памятников сосредоточено в окрестностях Кефалоса. Двойная базилика св. Стефана (между 468 и 554) расположена на берегу напротив островка Кастри. Обе базилики 3-нефные, с синтронами в алтаре и с мозаичными полами. К большей по размеру южной базилике (22,85×15,5 м) с запада пристроены нартекс и атриум с фиалом, с юго-востока - диаконник. В центральном нефе юж. базилики сохранился фрагмент мраморного амвона. С вост. стороны сев. базилики находится баптистерий. К западу недалеко от базилики св. Стефана была построена малая или погребальная 1-нефная базилика, а в окрестностях Кефалоса - еще 2 базилики: 3-нефные с нартексом и мозаичными полами в Камари и в Яну.

http://pravenc.ru/text/2458857.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010