После дневной суеты быть в храме и слушать вечернее богослужение весьма утешительно. Время между вечерней и сном проводится с какой-то особенной легкостью и удовольствием. Спросите у тех, кто любит бывать в храме на вечерне, что их заставляет спешить в церковь Божию тогда, когда другие сидят еще за столами или уже после столов покоятся на мягких ложах. Они вам без сомнения ответят: «Побывайте сами на вечернем богослужении и помолитесь со Святой Церковью, тогда узнаете, как сладко христианину, когда он предает себя в руки Отеческого Промысла Божия и остается в мире и благой надежде». Аминь. 21 . Свт. Василий Великий. Вопросы и ответы, Вопрос 37.  БЕСЕДА 15. О церковной молитве Утреня обычно совершается в храме рано утром, перед Божественной Литургией. Это богослужение начинается шестопсалмием. Шесть избранных псалмов (3, 37, 62, 87, 102 и 142) так трогательны, утешительны и поучительны, что в самом великом грешнике способны возбудить чувства покаяния и надежды на милосердие Божие, сильны утешить и ободрить душу, пораженную самой лютой скорбью. Господи, что ся умножиша стужающии ми? — так вопиет к Богу молящийся при виде множества врагов своего спасения и успокаивает себя твердой надеждой на помощь небесную: Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое (Пс. 3, стихи 2, 9). Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене,— молится трепещущий перед правдой Божией грешник, чувствуя свою виновность и сознавая, что нет и не может быть ни исцеления, ни покоя телу, отягощенному бременем беззаконий. И поскольку никто не утешит оплакивающего грехи свои, кроме Христа Бога нашего, то и вопиет он к Спасителю: Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене. Вонми в помощь мою, Господи спасения моего (Пс. 37, стихи 2 и 22—23). Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю! Так благочестивая душа изъявляет пламенное стремление свое к Богу: она всегда помышляет о Нем, воспоминает о Нем на постели своей, обращается к Нему с молитвой ранним утром, сравнивает себя с жаждущим в пустыни, для которого так отрадна молитва к Богу; с птенцом, который находит безопасность под кровом крыл Его; с младенцем, приникшим к матери своей, которая нежно обнимет и поддержит его своей рукой (Пс. 62).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2323...

Иверский Богородицкий м. 3. Ильи св. ц. в Киеве. 42. Ильи св. ц. в Ярославле. 147. Ипатьевский м. 47. Исаакия св. Собор. 102. 103. Иоанно-Богословский Крыпицкий м. 110. Иоанно-Предтечев м. 109. Казанский собор. 104. Кацхский храм. 20. Кириллов-Белозерский м. 28–30. Кириллова Новоозерская об. 28. Климецкий м. 105. Клопский м. 86. Кожеозерский м. 89. Коневская об. 25–26. Крестовоздвиженский м. 48. Крестовоздвиженская ц. 146. Лютиковский Троицкий м. 98. Макарьево-Желтоводский м. 74. Макарьево-Унженский м, 52. Махрищский м. 1. Межигорский м. 39. Мироносицкая п. 144. Михаила Архангела ц. 131. Молчанская Путильская п. 114. Никандрова Благовещенская п. 108. Николаевский Луховский м. 51. Николаевский, что на Пешноше м. 14. Николаевский Самарский м. 118. Никольский Верхохарьковский м. 143. Нилова п. 97. Новоспасский м. 57–61. Нежинский, Благовещенский м. 87. Олая св. ц. 115. Онежский Крестный м. 88. Оптина п. 19. Оранская Богородицкая п. 77. Оршин м. 135. Осташков Знаменский м. 96. Петровский Ростовский м. 117. Печерская Лавра 31–36. Печерский Псковский м. 111, 112. Покровский Василия Блаженного собор. 69. Пустынно Николаевский Самарский м. 118. Рождество-Богородицкий Святогорский м. 110. Рыхловская п. 50. Саввы Вишерского м. 83. Саввино Сторожевский м. 15. Саровская п. 72–75. Святогорский Успенский м. 16–19. Симонов м. 62–65. Смоленския иконы церковь ц. 133. Светогорский м. 110. Соловецкий м. 90–92. Софийский собор в Киеве 37, 38. Софийский собор в Новгороде. 79–82. Софийский собор в Тобольске. 138. Спасо-Андронников м. 66. Спасо-Прилуцкий м. 9. Спасо-Суморин м. 142. Спасо Яковлевский м. 116. Спасский м. 95. Спасский. Симбирский м. 130 Сеноксарский м. 137. Троицкий Киренский м. 27. Троицкая Сергиева Лавра 120–129. Троицкая Дедовская п. 142. Троицкая ц. в Москве 70. Троицкая ц. в Твери. 134. Троицкий Гледенский м. 5. Троицкий Клопской м. 86. Троицкий Козловский м. 44. Троицкий Колязин м. 45. Троицко-Данилов м. 99. Троицко-Макарьево-Желтоводский м. 76. Успенский м. 6. Успенская Семигородная п. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ I. Beчephя 1. Предначинательный псалом (Пс. 103). Каждение храма 2. Великая ектения («Миром Господу помолимся…») 3. Антифон (Пс. 1, «Блажен муж…»). Малая ектения 4. Пс. 140 («Господи воззвах…»). Каждение храма. Стихиры. Догматик 5. Вход с кадилом. «Свете тихий». Прокимен 6. Сугубая ектения («Рцем вси…»). «Сподоби, Господи». Просительная ектения («Исполним вечернюю молитву нашу…») 7. Стихиры. «Ныне отпущаеши…» 8. Тропарь праздника. «Богородице Дево» 9. Пс. 33. Благословление народа II. Ympehя 1. Шестопсалмие (Пс. 3, 37, 62, 87, 102, 142). «Бог Господь…» 2. Тропари, Богородичен, кафизма, малая ектения, седален 3. Полиелей. Тропари. Чтение Евангелия. Пс. 50 4. Канон утрени. После 3 и 6 песни — малая ектения. Перед 9–й песнью — «Песнь Богородицы» («Величит душе Моя Господа…»). Екзапостиларий 5. «Хвалитны» (Пс. 148 «Всякое дыхание…») 6. Великое славословие 7. Тропари. Ектения сугубая и ектения утренняя («Исполним утреннюю молитву нашу…») 8. Заключение и отпуст 9. Часы (1, 3, 6, 9). 1 час присоединяется к утрене. 3, 6, 9 — к Литургии ЛИТУРГИЯ I. Npockoмuдuя II. Лumypruя оглашенных 1. Великая ектения 2. Антифоны изобразительные (Пс 102, 145; Мф 5, 3–12) 3. Вход с Евангелием 4. Тропари и кондаки 5. Чтение Апостола и Евангелия 6. Сугубая ектения («Рцем вси…»). Поминовение живых и усопших 7. Молитвы об оглашенных III. Лumypruя верных 1. Херувимская песнь. Великий вход 2. Просительная ектения («Исполним молитву нашу Господеви…») 3. Символ веры 4. АНАФОРА (КАНОН ЕВХАРИСТИИ) 5. Причащение 6. Благодарственная ектения («Прости, приимше…») 7. Заамвонная молитва 8. Благословение и отпуст ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ 1. Начало — в соответствии с вечерней: а) Предначинательный псалом. Великая ектения б) Кафизмы (антифоны) с тремя малыми ектениями. В это время Св. Дары переносятся в алтаре с престола на жертвенник в) «Господи воззвах…». Вход г) Прокимен. Первая паремия 2. Возглас: «Свет Христов просвещает всех». Вторая паремия 3. «Да исправится молитва моя…». Молитва св. Ефрема Сирина

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

1 Свт. Афанасий Великий. Послание к Маркеллину об истолковании псалмов, 11, 30//Творения. Т. 4. М., 1994, сс. 11, 32. 3 В начале вечерни поются псалмы 103, 1, 140, 141; вторая половина всенощного бдения — утреня — открывается “шестопсалмием” (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142), Божественная Литургия (в большинстве случаев) — псалмами 102, 145. — Ред. 4 Например, молитва перед принятием пищи (“Очи всех на Тя, Господи, уповают…”) заимствована из псалма 144 (стт. 15,16), а в архиерейском возгласе “Призри с небесе, Боже, и виждь и посети виноград сей…” цитируется псалом 79 (стт. 15–16). 5 Приводим этот псалом в славянском переводе: 1 Воскликните Богови вся земля, 2 работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости. 3 Уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той сотвори нас, а не мы, мы же людие Его и овцы пажити Его. 4 Внидите во врата Его во исповедании, во дворы Его в пениих: исповедайтеся Ему, хвалите имя Его. 5 Яко благ Господь, в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его. 8 В 313 г. христианство стало равноправной религией, в течение последующего десятилетия клир и епископат получили ряд льгот (освобождение от казенных повинностей, право вершить судопроизводство и освобождать рабов, право получать имущество по завещаниям). См. Поснов М. Э. История христианской Церкви. Брюссель, 1964, сс. 253–259. 9 См. Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха), изъясненная по святоотеческим толкованиям. Изд. 2. Киев, 1898, сс. 777–779. 10 “Яко благ Господь; в век милость Его, и даже до рода и рода истина Его” (Пс 99:5). См. Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена, с. 779. 12 См. там же, с. 322. О воссоединении “раздробленного” человека в молитве см. также Архим. Иерофей (Влахос). Одна ночь в пустыне Святой Горы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, сс. 48–49. Молитва как возношение ума и сердца к Богу в понимании православной аскетики есть самая высокая и самая трудная деятельность человека, “художество из художеств”, как называют ее Св. Отцы. Для того, чтобы молитва была реальным Богообщением, сердце должно очиститься от пороков и страстей, а ум — отказаться от мечтательности, забот о чувственном и вещественном и от привязанности к предметам недуховным, и тогда молитва может стать подлинно внимательной, “непарительной”, то есть всецело устремленной к Богу, глубоко трезвенной, далекой от игры воображения и эмоционального экстаза. См. сб. Святоотеческие наставления о молитве и трезвении, или внимании в сердце к Богу. Изд. 2. М., 1899; Умное делание. О молитве Иисусовой. Сборник поучений святых отцов и опытных делателей молитвы Иисусовой, составленный игуменом Харитоном. М., 1994.

http://pravmir.ru/svyatootecheskie-tolko...

Шестопсалмием называется чтение шести псалмов Давидовых: 3-го, 37-го, 62-го, 87-го, 102-го и 142-го, предваряемое ангельским славословием: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», чем очевидно указывается, что вторая часть утрени соединяется прежде всего с воспоминанием о Рождестве Христа Спасителя. Время чтения шестопсалмия есть время на всенощном бдении весьма важное; ибо, во-1-х, в уставе сказано: «глаголем шестопсалмие со всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу нашему невидимо, и молящеся о гресех наших»; во-2-х, во время чтения шестопсалмия положено и свечи тушить; для чего? С одной стороны, для того, чтобы изобразить мрак ночи рождения Христова, которое воспоминается в это время на всенощной, с другой для того, чтобы мы, менее видя глазами, слушали шестопсалмие со вниманием и страхом, и чтобы всякий, стоя в темноте, мог со умилением вздохнуть и прослезиться» (Нов. скриж. 126). Да, оно так и должно быть, ибо читаемые псалмы весьма трогательны, утешительны и поучительны. Они могут и в великом грешнике возбудить чувства умиления и сокрушения сердечного и самую скорбную душу утешить надеждой на милосердие Божие. Скажем о каждом псалме особо. Псалом З-й написан Давидом в то время, когда против него пошел его родной сын Авессалом и когда, сказано, «он отбегал от лица его». В этом псалме Давид жалуется на множество врагов, но вместе и успокоивает себя надеждой на помощь Божию и, уверенный в ней, уже не боится тех, нападающих на него. Он верует, что и ему и народу его явится спасение и благословение от Господа. Псалом 37-й имеет следующее надписание: псалом Давиду, в воспоминание о субботе. Некоторые из отцов церкви дают сему надписанию следующий смысл: Давид, приводя на память тяготеющее его бедствие, просит Бога даровать ему субботство, т.е. упокоение от несчастий (Душеп. чт. 1890 г., декабрь, стр. 572). В этом псалме Давид исповедует свою виновность перед Богом, говоря, что беззакония превзошли главу его и, как бремя тяжкое, тяготят его; что постигшие его бедствия вполне заслужены им, и что они горький плод его беззаконий. Но в это же время он и не теряет надежды на то, что Господь простит его и поспешит к нему на помощь. «На Тя, Господи, уповах», взывает он, «Ты услыши мя, Господи Боже мой» (ст. 16). «Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от Мене, вонми в помощь мою, Господи спасения моего» (ст. 22, 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

После молений за царя следует шестопсалмие, которому предшествует славословие пресвятой Троицы. «Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Шестопсалмием называется шесть избранных псалмов 3, 37, 62, 87, 102 и 142, которые составляют никогда неотъемлемую принадлежность утрени. Кроме Пасхи, они безотложно читаются каждый день – и в самые великие праздники, и в будни, и в посты. Св. церковь соединяет с ними особенно важное значение и постановила такое правило о чтении и слушании их: «и начинаем шестопсалмие, со всяким молчанием и умилением слушающе; учиненный же брат (чтец) со благоговением и страхом Божиим да глаголет». С истинным утешением замечу здесь, что это правило соблюдается почти везде: шестопсалмие, разве за немногими исключениями где-нибудь по селам, читается ясно, по возможности толково и, как следовало бы и все читать, посереди церкви. Мне не только самому, но даже и ни от кого не случалось слышать, чтобы где-либо осмелились сократить шестопсалмие, как почти везде распоряжаются с кафизмами. Слава Богу! хоть что-нибудь свято хранится у нас от лет древних. Общее содержание шестопсалмия: вопль души, сознающей свою виновность перед Богом, для которой ни днем ни ночью нет покоя от этого сознания, и которая все свои надежды возлагает на Господа Бога; к нему обращается во все часы дня и ночи, в нем одном ищет себе утешения, покоя и отрады. Шестопсалмие, без сомнения, для того чтобы сколько можно возвысить душу от земных помыслов к достойному собеседованию с Господом Богом, сколько можно настроить к чувствам высшим, чистым, небесным, сколько можно ободрить и подкрепить, чтобы она не только без уныния, но и с твердым упованием на благоволение Божие изливала свои молитвы перед ним, начинается троекратным повторением ангельского славословия родившемуся Спасителю. «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение». Затем двукратное обращение к Богу, чтобы Он сам «отверз уста на молитву», т. е. вдохнул мысль и желание молитвы искренней, сердечной, пламенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

В начале утрени, св. Церковь , по заповеди апостола ( 1Тим.11, 12 ), прежде всего воссылает моление за Царя, которое выражается в 19 и 20 псалмах, следующих потом тропарях: спаси, Господи, люди твоя ... и краткой ектении сугубой. На возглас священника, слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице ... чтец, или хор, от лица всех присутствующих во храме, ответствует славословием ангельским, которое воспел хор Ангелов при рождении Христа Спасителя, во мраке ночи в виду Вифлеемских пастырей: слава в вышних Богу... В следующих, потом, шести избранных псалмах (3, 37, 62, 87, 102 и 142), с сокрушенным и умиленным чувством, исповедуем грехи свои пред Богом и возлагаем всю надежду на милосердие Божие. «Егда глаголется шестопсалмие» говорится в Уставе, «тогда подобает со вниманием слушанию прилежати, покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем сии псалмы с благоговением и страхом Божиим, яко самому Богу невидимо беседующе и молящеся о гресех наших». Для удобнейшего пробуждения в душе грешников покаянного чувства во время чтения шестопсалмия погашаются некоторые светильники; потому что во мраке беспрепятственнее можно углубляться в самого себя и производить самоиспытание в совести. При чтении шестопсалмия священник, соединяя свои молитвы с нашими, пред царскими вратами тайно читает утренние молитвы (12-ть), в которых от лица всех верных, как ходатай наш пред Богом, благодарит Его за воздвижение нас от ложей наших, просит отогнать от сердец наших всякий мрак, показать нас сынами Света и наследниками вечных благ, молится за всю братию на земле, на море и на всяком месте и просит даровать мир миру и всем людям и проч. Для успокоения и ободрения души кающегося грешника, выражающего молитвенные свои воздыхания в шестопсалмии и великой ектении, за ним следующей, поется стих по гласу тропаря дневного: Бог Господь и явися нам..., – указывающий на явление в мир Иисуса Христа, пришедшего на землю грешных спасти, – и самый тропарь святому, как ходатаю нашему пред Богом. Потом, для поддержания в душе молитвенного расположения, читаются три, а иногда две рядовые кафизмы, руководствующие к молению и славословию. Каждая кафизма разделяется на три славы, то есть славословия в честь Пресвятой Троицы. После каждой кафизмы читается в честь праздника, или празднуемого святого песнь, называемая седальным, потому что во время чтения его, и последующих за ним поучений, позволено сидеть и, сидя, слушать их 177 . § 86. Канон. Понятие о нем и состав его

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Седальны – песни, при чтении которых присутствующим в церкви дозволялось сидеть. Воспрещается сидеть на седальных а) на воскресной службе 8-го гласа по 2-м стихословии во время чтения на слава и ныне Богородична о Тебе радуется всякая тварь и б) на всенощном бдении в великий четверг. В 1-м случае сказано не седяще поем, но стояще: во 2-м: «не седим на сицевых седальнах, за еже священнику кадити св. алтарь, но стояще поем я Троичен, троичны, песни, каноны, молитвы суть песнопения, содержащие прославление Пресв. Троицы и учение о ней. Тропарь (от τρεπω – обращаю). Так наз. в каноне следующие за ирмосом песни потому, что ведут от него ряд мыслей и поются по напеву его. Вне канона, тропари празднику и святому суть песни, кратко изображающие или дух праздника, или главные черты из жизни святого, призывающие нас к духовной радости, славословию, благодарению и поклонению празднуемому лицу. Шестопсалмие, греч. экзапсалмы. Так наз. читаемые в начале утрени псалмы. 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Из объяснения молитвословий и песнопений церковных узнается и то, от чего они так называются. Названия их произошли: 1 От содержания их. Таковы Богородичны, крестобогородичны, догматики, покаянны, умилительны, мертвены, покойны, воскресны, крестовоскресны, параклисис, светильны, светильничны молитвы, светильничное, троичны. 2. От того положенья, которое требуется от молящихся во время чтенья или пения их. Таковы Акафист, кафизма, седальны, упакой. 3. От способа их произнесения и особого способа составленья их. Таковы: аллилуиа красная, антифоны, ектенья, канон, ирмос, тропарь, кондак. икос, подобен, самоподобен, самогласен, стихира. 4. От времени и места, когда и где они поются или читаются. Таковы, аллилуиарий, задстойник, заамвонная молитва , катавасия, каноник, прокимен, предначинательный псалом, отпуск, отпустительные молитвословия. 5. От имен творцов их и от слов, которыми они начинаются, или которые в них часто повторяются, или от которых происходят, или после которых они поются. Таковы: Аммореовы стихиры, Анатолиевы или восточны, благословенны, блаженны, величания, непорочны, полуелей, стихиры на Господи воззвах, стиховны, степенны и хвалитны, шестопсалмие. § 10. Постановление Церковного Устава относительно образа церковного чтения и пения

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

СЛАВОСЛОВИЕ. (греч. δοξομολα – песнопение, выражающее прославление. Оно бывает малым и великим. Малое славословие есть «возглас» (см. это слово): Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и т.д. Великое славословие есть ангельская песнь – «Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ). К этой песне присоединяется еще текст, начинающийся словами «Хвалим Тя, благословим Тя» и т.д. – приписываемый св. Афанасию Александрийскому . СТИХОСЛОВИЕ (греч. στιχολογα), иногда стихология. Так называется чтение или пение св. Писания (гл. обр. Псалмов) по стихам – иногда с припевами и добавочными текстами, выражающими сущность праздника. СТИХИРА (греч. στιχρα) многостишие, στχος – стих и ιρω – беру, выбираю; выбранные, избранные стихи. Так называются особые песнопения, писанные стихами определенного размера, на определенный глас, которым предшествуют стихи Св. Писания, большей частью псалмы. Стихиры по своему содержанию всегда посвящены какому-либо святому или празднуемому событию. САМОГЛАСЕН (греч. διμελον) – песнь, имеющая собственный напев и глас. СЕДАЛЕН – см. слово КАФИЗМА. ТРИСВЯТОЕ (греч. τρισγιον) – ангельская песнь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас». ТРОПАРЬ (греч.  τροπαρον). Особая песнь, прославляющая праздник Святого или событие. В «каноне» (см. это слово) тропарями (также стихами) называются краткие отделы одного размера и лада с ирмосами. ШЕСТОПСАЛМИЕ (греч. ξ – шесть и ψαλμος – псалом) – чтение подряд псалмов 3, 37, 62, 87, 102, 142 бывает на Утрени. Оно выражает покаянное настроение и упование на милость Божию. УТРЕНЯ (греч. ρθρον; лат. matutinum) – утреннее богослужение, вторая часть Всенощного Бдения. Характерными признаками его являются: шестопсалмие, канон и Великое Славословие, иногда Полиелей, т.е. особое, торжественное пение стихов пс. 134 и 135, начинающееся со слов «Хвалите Имя Господне». 1 Восхищете – человеческой стремление достигнуть божественного мира путем самовозвышения. («Но восхищением непщева» Сергиев Посад 1915. стр. 48).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В начале утрени звучит вифлеемское благовестие: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк 2,14). В храме гасятся светильники, чтобы полумрак способствовал молитвенной сосредоточенности. Начинается чтение шести псалмов (Шестопсалмие), обычай, заимствованный из иудейской практики евангельских времен. Первый псалом (3) — это вопль души, истерзанной скорбями, которая только в Небесном Отце видит свое упование; во втором псалме (37) человек исповедует перед Богом свою греховную немощь; третий псалом (62) — голос мистической жажды; четвертый (87) -песнь муки и надежды; пятый (102) — гимн благодарения; шестой (142) выражает торжество над злом. Как и вечерня, утреня начинается великой ектенией, которую предваряет Шестопсалмие. После нее звучит пение: «Бог Господь, и явися (т. е. явился) нам; благословен Грядый во имя Господне», а затем читаются «кафизмы», отрывки из псалмов, которые полагалось слушать сидя. На всенощной после кафизм следует торжественное прославление любви и милосердия Божия, полиелей. Полиелей начинается песнопением, составленным из стихов Псалтири («Хвалите имя Господне…»). После каждения всего храма поется «величание» святому или празднику и читается Евангелие, а затем присутствующие подходят приложиться к праздничной иконе и Евангелию. В память о братских трапезах первых христиан, которые сопровождались помазанием благовонным маслом, епископ (или священник) начертывает елеем знак креста на челе подходящих к иконе праздника. Пока люди прикладываются, хор поет канон утрени. Слово «канон» означает правило. В древности каноном назывались тексты, собранные в определенном порядке, который освящен традицией. Канон утрени состоит из девяти «песней». Каждая из них сложена по образцу какого–нибудь библейского гимна. В соответствии с праздниками и временем церковного года текст и мелодия меняются. Неизменными остаются только темы из Священного Писания: 1. Песнь Моисея после избавления от всадников фараона (Исх 15). 2. Обличительная песнь Моисея (Исх 32). Вторая песнь в каноне обычно опускается (кроме времени поста).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010