Чтец: Аминь. И тропари сия: Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, утверди православных жительство, спаси верныя люди Твоя и подаждь им с небесе победу, зане родила еси Бога, едина Благословенная. Священник: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (или: архиепископе, или: митрополите, имя, егоже есть область), и о всей во Христе братии нашей. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся за всю братию и за вся христианы. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Именем Господним благослови, отче. Священник: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Чтец глаголет шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102,142). Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. (Трижды). Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. (Дважды). Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

X поет тропарь, Слава, и ныне, богородичен из 4 приложения Минеи. Особенность пения тропаря на «Бог Господь» заключается в том, что тропарь поется дважды. Если два тропаря, то первый поется дважды, второй – на «Славу», а богородичен – на «и ныне» по гласу второго тропаря. Ангельская хвала и шестопсалмие Слова «Слава в вышних Богу», которые читаются перед шестопсалмием, напоминают о Рождестве Христовом, о рождении в мир Света, светящего во тьме. Утреня начинается со славословия, им же она и завершается (вседневное славословие в конце утрени). Ангельская хвала вошла в утреню, возможно, вследствие традиции служить литургию утром вместе с утреней. «Господи, устне мои отверзеши» – это слова из Пс.50:17 . Читаются они дважды. Троекратным повторением данных слов предписывал начинать утреню святой Бенедикт. Шестопсалмие – это псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142, объединенные в две группы, и отличающиеся однородностью содержания и настроения. В них содержатся размышления человека, сознающего свою греховность и выражающего надежду на милосердие Бога. Об особом отношении к шестопсалмию на утрене говорится в Типиконе. 9 глава: «Егда глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати, покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы с благоговением и страхом Божием, яко Самому Богу невидимо беседующе и молящеся о гресех наших». В указаниях Понедельника первой седмицы Великого поста говорится: «Глаголет шестопсалмие со всяким вниманием, не борзяся, но со страхом Божиим, яко Самому Богу беседующе невидимо, и не имать кто власти шепты творити, ниже плюнути или харкнути, но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть, и будущую муку, и жизнь вечную». Первая часть утрени – самая минорная. Во время шестопсалмия в храме гасят свечи. 24 глава Типикона говорит о том, что на утрени на «Бог Господь» следует зажигать свечи. После первых трех псалмов священник, изображая Ходатая, Иисуса Христа, выходит из алтарной части, становится перед Царскими вратами и читает 12 утренних молитв. Великая ектения. «Бог Господь». Тропари

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

После пения стихир совершается вечерний вход со светильниками и с каждением. Он символизирует собой явление Спасителя, сошедшего с Небес. Хор поет вечерний гимн: «Свете тихий святыя славы бессмертнаго Отца небеснаго, святаго блаженнаго, Иисусе Христе: пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй: темже мир тя славит». После пения гимна диакон возглашает прокимен («лежащий впереди»), стихи из псалмов, предшествующие чтению Писания. Когда служится служба праздника, то читаются паремии (отрывки из Священного Писания ). Диакон возглашает сугубую ектенью (усиленное прошение), поется вечернее славословие, и снова диакон возглашает просительную ектенью. Священник выходит в притвор храма, и совершается лития (усердное моление), символизирующая схождение Господа до дна ада. После этого хор поет стихиры на стиховне (то есть с меняющимися стихами из Библии), и возглашается гимн Симеона Богоприимца. Наступающая ночь напоминает нам о грядущей смерти, которую должно встречать словами праведного Симеона. После чтения молитвы Господней поется тропарь праздника (в воскресенье – песнь Богородице). В центре храма ставят сосуд с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем – в воспоминание о чуде умножения хлебов, совершенном Господом. Трижды диакон кадит хлеба, и священник благословляет эту пищу. После пения 33-го псалма начинается чтение Шестопсалмия (3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й, 142-й), которое символизирует Страшный Суд. Это особый момент богослужения, требующий усиленного внимания. На время Шестопсалмия гасятся свечи и лампы, в это время нельзя не только разговаривать, но даже совершать крестное знамение, чтобы шелестом одежды не отвлекать от слушания. Христиане стоят как бы перед лицом Судьи и просят прощения своим прегрешениям. Такое начало утрени символизирует собой скорбь ветхозаветных праведников и Рождество Христово, освободившее их от гибели. После третьего псалма священник выходит из алтаря и перед Царскими вратами читает утренние молитвы. После окончания Шестопсалмия диакон возглашает мирную ектенью и стихи: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне», возвещающие явление Христа и Его Воскресение. Знаменуя это, вновь зажигаются свечи и лампы. Хор возглашает тропарь праздника, и читаются кафизмы (псалтирь разделена на двадцать частей, каждая из которых носит это название).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

По окончании полунощницы (если утреня совершается вечером, то сразу после окончания вечерни или повечерия) священ­ник входит в алтарь, отверзает завесу царских врат (если было повечерие или полунощница), благословляет кадило и, стоя перед престолом с кадилом в руке, возглашает: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Приидите, поклонимся...». Ктиторские псалмы (19-й и 20-й). «Слава, и ныне». Трисвятое по «Отче наш…» . Во время чтения ктиторских псалмов священник совершает каждение всего храма, причем чтец должен читать неспешно, с тем расчетом, чтобы по окончании молитвы «Отче наш…» священник уже на амвоне смог произнести возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь» и далее читает тропари из Часосло­ва на ряду: «Спаси, Господи, люди Твоя…» , «Слава»: «Вознесыйся на Крест волею…» , «И ныне»: «Предстательство страшное и непостыдное…». В это время священник входит в алтарь и, по окончании тропарей, стоя перед престолом с кадилом в руке, произносит сокращенную сугубую ектению из четырех прошений. По окончании ектении следует возглас: «Яко милостив и человеколюбец Бог еси...». Хор: «Аминь. Именем Господним благослови, отче». Священник, совершая по обычаю кадилом знамение креста, возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков». Хор: «Аминь». Чтец становится в центре храма перед аналоем с праздничной иконой и читает «Слава в вышних Богу...» 218 и шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142). Во время 2-й части шестопсалмия священник на амвоне тайно чита­ет утренние молитвы из Служебника. Чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся...». Хор на каждое прошение отвечает: «Господи, помилуй». Священник (по окончании ектении): «Яко подобает Тебе...». Хор: «Аминь». Затем диакон с хором попеременно исполняют «Бог Господь...» со стихами 117-го псалма. Далее хор поет тропари по Уставу. Хор: «Господи, помилуй» (трижды). «Слава». Чтец: «И ныне». Кафисмы по Уставу. При этом всегда читаются только 2 кафисмы, а если служба совершается в период зимнего расписания, то 3-я кафисма переносится на вечерню грядущего дня. Если же совершается всенощное бдение, то 3-я кафисма отменяется вовсе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Чтец: Аминь. Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое: победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, утверди православных жительство, спаси верныя люди Твоя и подаждь им с небеса победу, зане родила еси Бога, едина Благословенная. Священник: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя его) и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (или: архиепископе, или: митрополите, имя, егоже есть область) и о всей во Христе братии нашей. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Еще молимся за всю братию и за вся христианы. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Именем Господним благослови, отче. Священник: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Чтец глаголет шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102:142). Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. (Трижды.) Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. (Дважды.) Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своей. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтец: Аминь. И тропари сия: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое: победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, утверди православных жительство, спаси верныя люди Твоя и подаждь им с небесе победу, зане родила еси Бога, едина Благословенная. Священник: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся о Великом Господине и отце нашем, Святейшем Патриархе (имя) и о Господине нашем, Преосвященнейшем епископе (или: архиепископе, или: митрополите, имя, егоже есть область) и о всей во Христе братии нашей. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Еще молимся за всю братию и за вся христианы. Лик: Господи, помилуй. (Трижды). Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Именем Господним благослови, отче. Священник: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Чтец глаголет шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142). Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. (Трижды). Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. (Дважды). Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чтец: Аминь. И тропари сия: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое: победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, утверди православных жительство, спаси верныя люди Твоя и подаждь им с небесе победу, зане родила еси Бога, едина Благословенная. Священник: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (или: архиепископе, или: митрополите, имя, егоже есть область) и о всей во Христе братии нашей. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Еще молимся за всю братию и за вся христианы. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Именем Господним благослови, отче. Священник: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Чтец глаголет шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142). Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. (Трижды.) Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. (Дважды.) Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

§ 32. Понятие о шестопсалмии . После вечернего отпуска на всенощном бдении начинается утреня. Как богослужение вечернее в своем ходе изображало времена ветхозаветные, так богослужение утреннее своим началом указывает на времена явления Спасителя в мир. Оно начинается славословием Ангелов, явившихся вифлеемским пастырям. «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Чтец провозглашает это славословие трижды и потом, чтобы приготовить себя к достойному чтению, он дважды восклицает: «Господи, устне моя отверзшим и уста моя возвестят хвалу Твою!» За сим следует чтение шестопсалмия. Шестопсалмие состоит ив шести избранных псалмов, располагающих молящегося к беседованию со Христом. В первом из них (3) Давид сетует на множество врагов и изъявляет крепкую надежду на Бога: «Ты же, Господи, – восклицает он, – заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою...» Во втором (37) он скорбит о множестве грехов и смиренно молит Господа о помиловании, взывая в самом начале: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене...» В третьем псалме (62), написанном в непроходимой и безводной пустыне Иудейской, в которой он скрывался от лица Саулова, Давид выражает пламенное стремление души своей к храму Божию. Первые три псалма отделяются от последующих тройным «Аллилуйя» и кратком славословием «Слава Тебе, Боже». В это время является пред врата царский священник и в 12 тайных молитвах, называемых утренними, приносит Господу благодарение за дарование нам дневного света и испрашивает себе и своей пастве различных духовных благ. В четвертом псалме (87) Давид изображает свои бедствия и скорби и молит Господа услышать молитву его. В пятом псалме (102) он, проникнутый благодарностью при воспоминании благодеяний Божиих, велит душе благословлять Господа и призывает к тому же все видимые и невидимые творения Божии. Изображая здесь величие Божие, Давид живо представляет человеческое пред Ним ничтожество: «Человек яко трава, дние его яко цвет сельный, тако отцветает; яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает к тому места своего». В последнем псалме (142) Давид, гонимый сыном своим Авессаломом, изливает пред Господом скорбь души своей, изъявляет свое упование на Бога и просит вразумить и наставить на путь, которым он должен идти. За сим опять следует тройное «Аллилуйя» с кратким славословием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Чтец: Аминь. И тропари сия: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое: победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, утверди православных жительство, спаси верныя люди Твоя и подаждь им с небесе победу, зане родила еси Бога, едина Благословенная. Священник: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе (имя) и о Господине нашем Преосвященнейшем епископе (или: архиепископе, или: митрополите, имя, егоже есть область), и о всей во Христе братии нашей. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Еще молимся за всю братию и за вся Христианы. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Именем Господним благослови, отче. Священник: Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь. Чтец глаголет шестопсалмие (псалмы 3, 37, 62, 87, 102:142). Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. (Трижды.) Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. (Дважды.) Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

3 См. Кекелидзе К. С. Указ. соч. С . 456. 4 См. Bruni . I funerali di un sacerdote nel rito bysantino. Jerusalem, 1972. 5 PG 151 и 154. См. также Лебедев А. П. Очерки истории византийско-восточной Церкви с конца XI до половины XV вв. М., 1892. 6 См. Мансветов. Митрополит Киприан… 7 Речь идет о Псалмах 3, 37, 62, 87, 102, 142, которые в настоящее время читаются в начале утрени. 8 Все эти сведения почерпнуты в том курсе о Требнике, который был прочитан приснопамятным архимандритом Киприаном (Керном) ; курс этот до сих пор не опубликован. 9 Постановление Святейшего Синода от 20 ноября 1773 г.; см. также “Цер­ков­ные ведомости”. 1895. 29, 39. 10 В таких случаях не поются стихиры на хвалитех и другие гимнографические части службы, упоминающие священническое достоинство усопшего. 11 См. Булгаков С. В. Настольная книга для священнослужителей. 3е изд. Киев, 1913. С. 1222. 12 Memento ( лат. ) — сокращенное memento mori ‘помни о смерти’. — Ред. 13 Для мирян и монахов это бдение заключается в непрерывном чтении Псалтири с тропарями об усопшем в конце каждой кафизмы. 14 Новая Скрижаль. Ч. IV, Гл. 22. § 2. М., 1992 (репринт изд. 1899 г.). С. 428. 15 См. Bruni . Указ. соч. С. 146–158. 16 Никольский К. Т. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 768. 17 Упоминаемые стихи взяты из перевода LXX, поэтому мы цитируем псалмы с нумерацией, принятой в греческой Библии. 18 Здесь речь идет о свободном использовании текста псалмов. Еще одним примером такого использования может служить прокимен в чине венчания. 19 В современном византийско-славянском чине погребения теперь уже не вычленяют стихи Псалма 50 для пения их с гимнографическими частями, а раньше было не так. В службе XIV века, общей для всех усопших, Псалом 50 пелся несколько раз перед закрытием гроба и все его стихи сопровождались тропарями (см. Кекелизде К. С. Указ. соч. С. 457 и след., 70 и след.). 20 На Западе она называется “карнавальной” от лат. caro ‘мясо, плоть’. — Пер . 21 Кекелидзе К. С. Указ. соч. С. 456–459.

http://azbyka.ru/smert-svyashhennika-kak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010