Защищая Халкидонский собор, Леонтий был вынужден объяснить, почему «ипостась» и «природа» отныне не являются синонимами. Если ουσα и φσις обозначают то, что является общим для Отца и Сына, с одной стороны, и для Христа и всего челове-чества, с другой, тогда в чем состоит особое значение πστασις? Святитель Василий Великий различал ипостась и «сущность» по соответствующим «свойствам» Отца, Сына и Святого Духа, в то время как «сущность» обозначала их общее бытие. Святые отцы-Каппадокийцы могли также говорить об ипостасях как об «образах бытия» единой Божественной сущности, однако никогда не считали ипостаси простым выражением сущности: по мысли свт. Григория Богослова , ипостаси «обладают» божеством ( τ ων θετης), божество пребывает «в них» ( τ ν οις θετης) 513 . Следовательно, ипостась – это не только особая и конкретная реальность: это субъект, который обладает божественным бытием и раскрывает его. «Ипостасные свойства» лишь описывают и характеризуют, но не образуют его. Леонтий Византийский применил в христологии персоналистический аспект богословия Каппадокийцев. Божество предвечно «в Сыне»; Оно в Нем «воипостасировано». При Воплощении человечество также вошло «в Него»: Сын существует не только как Бог, но и как человек. Поэтому ипостась не только отличается от Божественной природы, но и способна воспринять другую природу. Она есть не просто «образ бытия» природы, но сам принцип любого существования, и в отношении Христа именно она является личным Объектом нашей встречи с Богочеловеком. Ипостась/– то, что существует само по себе ( καθ’ αυτ) и обозначает кого-нибудь ( τν τινα δηλο). Природа является чистой абстракцией, когда она не «воипостасирована» ( οκ εστι φσις ανυπστατος). В действительности, это то, что Леонтий назвал νυπστατον – реальность, существующая не автономно, а в ипостаси. Богословие Леонтия, конечно, выглядит как сухая схоластика, основанная на терминологии Аристотеля. Однако необходимо понять, что разногласия между халкидонитами и монофизитами были в сущности терминологическими, и потому требовались уточнения именно в терминологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

  смерть, ни глубина. В Нем ищи опоры и утешения и превозмогай. Знай, что не неведомы и не неожиданны тебе времена общего отступления, они предсказаны Господом, допущены Им в круг времен и свершений. Они имеют какое-то значение, нам неведомое, для торжества добра, для победы Христовой в мире. Стенай, скорби, плачь, но противоборствуй во Христе, будь Его верный служитель, и в Нем, в Нем одном да будет крепость и утверждение. 4/17.II.1925 Молюсь святым Божиим, взираю на их лики на их иконах и поименно призываю каждого, беседую с ними, молю их о нуждах своих и с ними вместе молю Господа славы. Святые в иконах своих окружают алтарь мой домашний и сослужат мне, сомолятся со мною. Дивен Бог во святых Своих, и блажен человек со святыми Божии-ми. Это радуга Божия, это хор ангелов-челове-ков, вместе с нами, грешными, вместе со мною, окаянным, молящихся Богу. Они не гнушаются окаянства моего, и я не устыждаюсь, но зову их. Любовь наша к святым становится все теплее, ощутительнее, жизненнее, чем мы больше им молимся, и их ответная любовь к нам становится   еще пламеннее, если только там может быть  еще. Но ведь и святые Божии человеки, и для них есть вечное  еще, и они богатеют в Бога любовию к нам нашими молитвами. Это кольцо человеческой  взаимности, связующее небо с землею, грешных человеков и Божиих святых, это — ощутимость церкви видимой и невидимой, это — радуга — мост восхождения нашего от земли на небо. И все святые отзываются на наши молитвы, каждый на свою, о своем, к нему обращенную, и говорят своим языком, своим — свят. Николай, своим — преп. Сергий, своим — преп. Серафим, своим — вкмч. Пантелеймон, своим — Мария Магдалина, вкмч. Варвара... Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев! 7/20.II.1925 Смерть! Дивное и великое таинство, с которым мы непрестанно встречаемся, проходя мимо и спеша, отвлекаясь мелочами жизни. О тишина, о молчание, о голос того века, слышное, слышное молчание! Как близка смерть — как молитва, как Бог в молитве. Не нужно идти, не нужно искать, всегда здесь, близ, так и смерть всегда здесь, близ, нет никакого расстояния. И однако — бездна, и в этой бездне смысл жизни, ее оправдание,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=844...

От половины XII столетия сохранилось любопытное и своеобразное произведение трех новгородских духовников, известное под именем Вопрошания Кирика. 2291 —118— Этот памятник изображает русского духовника глубокой древности с разных сторон: в его отношениях к епархиальному епископу, в его нравственно-практическом миросозерцании и, наконец, в историческом значении этого миросозерцания. Мы рассмотрим Вопрошание Кирика, интересное во многих отношениях, только с указанных сторон. Внешние биографические сведения об авторах Вопрошания очень скудны и неустойчивы. О Кирике еще митр. Евгений сделал предположение, что автор Вопрошания есть одно и тоже лицо с иеродиаконом Кириком, доместиком монастыря преп. Антония римлянина, написавшим хронологическую статью в 1136 (6644) году. Предположение это принято учеными. Действительно, у авторов обеих памятников есть общая черта: в хронологической статье Кирик считает себя 26 лет от рождения, в Вопрошании, писанном позже, когда Кирик был иеромонахом («чернец-попин»), он представляется челове- —119— Ком, во всяком случае, не старым. 2292 Принимая это предположение, мы получим следующие биографические данные о Кирике. Он родился в 1110 году, 26-ти лет в сане диакона он занимал должность доместика (доставщика и регента) в новгородском монастыре преп. Антония. Значит, принял сан иеромонаха, получил должность духовника и стал писать свое Вопрошание Кирик только после 1136 года. Из Вопрошания мы узнаем, что Кирик не отличался здоровьем: «худ есмь и болен», жаловался он Нифонту, и колебался, когда принять ему схиму, постригаться ли скорее или дожидаться старости. Неизвестно, дожил ли до старости Кирик. Кажется, нет. Судя по Вопрошанию, он не пережил Нифонта († 1156), так как, упоминая об его преемнике Аркадии, называет его игуменом. Следовательно, Кирик помер не более как 46 лет от роду. Автор второй части Вопрошания, Савва был белым священником. Епископ обращался к нему с вопросом: «а крест на тобе чи съимаешь, буда с своею женою?» Можно предполагать, что об этом Савве говорится в Новгородской летописи под 1162 годом: «том же лете у Святаго Духа съшьствия поставиша игуменом Саву (попина святаго Савы)». 2293 Из его глав видно, что он

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Если о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых. Если нех воскресения мертвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша. При том мы оказались бы лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то и вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастливее всех челове- ков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так и чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут... Как мы носили образ перстного (Адама), так будем носить и образ небесного» (Христа) ( 1Кор. 15, 12–22 ). Но действительно ли Иисус Христос воскрес из мертвых? Факт воскресения Христова, посрамивший и унизивший неверие и злобу врагов Иисусовых, не мог не вызвать с их стороны отрицания, которое было тем яростнее, чем недобросовестнее. Враждебные Иисусу Христу первосвященники и старейшины иудейские распустили молву, что Он не воскрес, но что ученики Его украли мертвое тело Его, воспользовавшись сном стражи, приставленной к Его гробу, и затем пронесли весть о Его воскресении. Но молва, пущенная иудеями, есть нечто иное, как клевета самая нелепая. Похищение тела Христова учениками во время сна стражей представляется и невозможным, и безрассудным, если вникнуть во все обстоятельства дела, и прежде всего оно представляется совершенно невозможным со стороны апостолов. Известно, что они были дотоле люди робкие и боязливые: откуда же взялась у них теперь такая необыкновенная смелость? Им ли было похищать мертвого, когда они оставилиНо в истории человечества есть один выдающийся факт, на который можно смотреть как на венец и завершение всех доказательств имеющего последовать воскресения из мертвых. Этот величайший из всемирно-исторических фактов есть воскресение из мертвых Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Это чудо из чудес составляет основу всего христианства, стоящего и падающего вместе с ним: на нем же основываются все наши надежды на вечную жизнь после всеобщего воскресения и истребления последнего врага – нашей смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Нисходя в мир для осуществления царственного священства, Бухарев должен был жениться, чтобы взять руку помощницы для свершения пути во Христе – пути, отобразующем земное поприще Христово и Его союз с Церковью . Бухарев жертвовал собой миру, но ему не удалось возбудить в людях «живого движения дарованной им через таинства Божьей благодати»; вдохновенной верой и любовью проповедь его не победила челове-ческого бесчувствия, не раскрыла со всей ясностью людям, что и во всяком движении воздуха, в каждом колоске и травинке слышится выраженная в них мысль всещедрого нашего Небесного Отца, осуществленная именно возлюбленным Его Сыном и проникнутая Его Духом Утешителем, – мысль во Христе не недоступная и нам, плотяным и грешным» Все усилие его направлено было на то, чтобы человечество прозрело: «Мы утверждаем – пишет он – и непреложность законов человеческого разума и живую действительность мира, и такую связь разумного духа человеческого с миром, что через разум мир точно выводится на свет, законы мира сами по себе бессознательные, становятся светлыми истинами, а разумный дух наш, овладевая тайною мира, становится истинным его властителем, хозяином в нем; но в основание знания нельзя положить отвлеченную мысль о были, так само бытие является объектом познания, «потому что разум, который по своим законам свел всю область сущего в такое единство и общность (бытия) – разум с своими законами и сам есть предмет того вопроса, на который следует нам ответить. Потому что связь между разумом и внешнею действительностью и есть та тайна, в которую нам нужно проникнуть». Словом и «живая действительность всего существующего», и «законы разума» и «неразрывность связи между мыслью и действительностью» – являются лишь гипотетическими предпосылками познания; но в силу Христова домостроительства, они – более того, они «реальности, и, как таковые, должны раскрываться человеческому познанию в свете Христовой истины, «через светло-сознательное соприкосновение человеческого духа с живым основателем своим».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Гусева в учении о церкви, оказавших печальное влияние на его рассуждения по вопросу о церкви и даже на передачу мыслей его противников. прот. И. Светлов (h6C Продолжение следуетн6С ). Розанов В.В. Содержащие и пространство заповеди «не прелюбодействуй»: (По поводу замечаний П. В. Тихомирова) 524 //Богословский вестник 1905. T. 1. 3. С. 518–541 (2-я пагин.) —518— Я не могу не быть чрезвычайно благодарен профессору П.В. Тихомирову за труд ответа на мои сомнения касательно содержания и пространства VII-oй заповеди. Слабую надежду на ответ я питал со стороны проф. Н. А. Заозерского . Но, разумеется, который бы из авторитетных учёных мне ни ответил, – всё равно. Меня поразили, ещё года два назад, слова проф. Заозерского, высказанные в „Богосл. Вестнике“ в критике книги моей „В мире неясного и нерешённого“. Там высказано мной было предположение, что Заветы первый и второй (ветхий и новый) не расходятся ли между собою в отношении к наличному биологическому факту размножения человеческого, ибо несомненно законодательно-религиозное отношение к этому факту евреев библейских и наше христианское – расходятся. Тогда он меня укорил, что я „не помню VII и X заповедей, которые одинаково признаются божественными заповеданиями и в Ветхом Завете, и в Новом, у христиан и у иудеев; и вот их-то присутствие и связует в один непрерывный закон оба завета“. Затем идёт у него хвала заповеди размножения, и ссылка на то, что все знаменитые теоретики юриспруденции и государственности не отрицают, что относящиеся сюда стихи 1-ой и 2-ой глав Бытия составляют истинное основание челове- —519— ческих институтов брака, семьи; и через них – всего вообще социально-исторического строя народов. Не могу выразить всего моего изумления при чтении этого отрывка. Объясню всё дело сравнением. Существует ли и признаётся ли в монастыре VII заповедь? Существует и признаётся. А у мирян? Конечно, тоже. И в том самом смысле, как она признаётся в монастыре, без всякого итога её толкования? Ну, конечно, монастырь не имеет своих толкований на VII заповедь, и признаёт принятые во всём христианском мире.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если посчитаем, что Дом общий, то надо что-то менять в «понятийном аппарате», в терминологии. По Белой Руси — подумаю, спасибо за Ваш вопрос. По Киеву — уже предлагал начать с себя и нам в России в публикациях, в общении и т.д., повсеместно называть эти земли сначала «Украина (Старо-Россия)», потом — «Старо-Россия (Украина)», а потом, через некоторое время, — просто Старо-Россия. Ведь не обидно для Киева, как в случае с Мало-Россией. Старо- это приоритет, первенство, почёт. Но только, если Киев сам вспомнит, что он в Семье — старший по времени, и возьмёт на себя свою прилагаемую к такому статусу долю ответственности. Впрочем, и это не столь важно на первом шаге, а важно то, как мы в Москве, Петербурге, Новосибирске и Владивостоке будем смотреть на земли Киева и как их называть. И ещё о Семье. Может быть, оставляя двери открытыми, стоит всё же решиться и перейти на отношения людей, живущих в минских, московских и киевских землях, как на отношения, принятые в наших семьях? Если один из родных братьев решил уйти из Семьи (а некоторые это сделали уже давно), если он говорит — дальше я сам, то и пусть — сам, по-настоящему. Но без постоянных просьб к другому родному брату, московскому, помочь деньгами, ресурсами и работой. Причём, деньгами — без возврата, ресурсами — безплатно, а работой — с московской зарплатой. Неправильно это, и московскому брату всё же стоит это понять. Или одна Семья, где всё поровну и где Имя — одно, или — сам, с другим именем и на общих основаниях. Вы говорите: «Лучше пока ... говорить о триединстве единого русского народа...» И это очень созвучно нашей Вере, поскольку во всех трёх частях Русской Земли свои молитвы возносим мы Господу Богу, Единому в своём Триединстве Отца, и Сына, и Святого Духа. Сложившемуся состоянию, в котором — Отец, Старо-Россия (начало, Киев), и Сын, Россия (продолжение, Москва), и Святой Дух (выстоявший благодаря силе своего Духа Минск), — соответствует в точности. Как в таких случаях говорят, Бог за руку ведёт. Домой ведёт, в общий наш Дом.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/10/ro...

Важно прислушаться к своим просьбам, и если я вижу, что просимое действительное важно, проявить настойчивость. Ведь под лежачий камень и вода не течет. Господи, помоги мне выработать духовную интуицию, научи понимать, о чем и как просить; научи проявлять терпение и настойчивость в молитвенных просьбах. 13 мая. Память святителя Игнатия Брянчанинова Открыться другому человеку, вскрыть гноящуюся рану, освободиться от «постыдных тайн», от боли и стыда — как это, кажется, сейчас просто и естественно. Насколько же это казалось ненужным до прихода в АА и непосильным, когда я начинал путь трезвения! 5й Шаг — это ушат холодной воды, который тем труднее принять, что ты знаешь о нем, готовишься к нему. В правилах ведения групп есть фраза, которую зачитывает ведущий, если кто-то из участников группы начинает болтать, а не высказываться, или упорно молчит: «Мы больны настолько, насколько мы не выговариваемся». В церкви я стараюсь регулярно исповедоваться священнику, но многие грехи прорастают снова и снова и приходится называть одно и то же. Работа над Пятым Шагом позволяет увидеть истинную природу моих грехов и недостатков. Теперь я не боюсь их, мне даже нравится трудиться над своими ошибками и изъянами души. Сегодня за Божественной литургией я услышал слова Спасителя: «.Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:29 ). Очищая сердце от страстей и пороков в 5м Шаге, я укрепляю, оживляю свою веру во Христа и Церковь. Растет и доверие наставнику и друзьям по сообществу АА, и я верю, что эти люди посланы мне в помощь. Сегодня память замечательного русского святого, духовного писателя и подвижника, епископа Игнатия Брянчанинова. Вот что он пишет о вере: «Кто ж не верует в Сына Божия? Не только тот, кто открыто, решительно отвергает Его, но и тот, кто, называясь христианином, проводит греховную жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями, тот, у кого бог — чрево, у кого бог — серебро и золото; у кого бог — земная слава! тот, кто почтил земную мудрость, враждебную Богу, как бога».

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

– Нечаянной Радости молись. И светлеет ее лицо, и прямее идет она, словно росту он ей прибавил. Она верит: Нечаянная Радость обрадует ее. И она права: радость неисчерпаема, и она вся нечаянна, ибо вся – дар Божий. А он не сказал, не взял на себя сказать, какая это будет радость. Он только знал, что Бог не минует человека радостью. Немудрый ответ, немудрая ласка. Но вот этого-то немудрого, простого, оживляющего и восстановляющего изнемогающую душу, восстановляющего образ Божий в человеке и нет нигде в мире, кроме Церкви и никому другому не дано давать этого ответа. Я вернулся в сенцы старца через много часов, около девяти вечера. Отошли все службы в монастыре. Старец сидел на скамеечке у растворенных дверей своей кельи и благословлял на сон грядущий монахов, подходивших к нему один за другим: ласкал за день, целовал на ночь, ласкал за серый, может быть, тягостный, мирный или немирный день, целовал на ночь, может быть, тяжелую и мучительную одним, тихую и простую другим. Но всех ласкал, каждого целовал. А они подходили всякие: совсем мальчики с юными мужиковатыми лицами, старики, тихие и улыбающиеся в бороду по-детски, и старики сухие, высокие, суровые, и всякие, всякие. А ласка всем. Старец устал за день. А конца не видно. Монахи пройдут – ждут исповедники, опять бабы, опять всякие. И так каждый день, Глупое слово срывается поневоле: Церковь организует ласку людям, метафизическую ласку, целящую душу, врачующую тело, идущую прямо от Христа, но совершенно реальную, ощутимую, живую. Что реальней, чем этот сухой старичок, быстрый, веселый, всех —440— радующий: реально поводит рукой по голове, реально улыбается, реально ко всем торопится, всех встречает на полпути ко Христу, на первом шаге к Нему... Он добр не собственной добротой, – хотя, конечно, он до очевидности и лично добр, каждым своим суставом и кровинкой, – добра Церковь , ласкова Церковь , целует Церковь человека – оттого добр, ласков, целует и он; этого старичка и нет, не может быть вне Церкви, а она добра, ласкова, она целует потому, что целует Христос человека. Он стал на грубое и жестокое место мира: на древнюю скорбь и отчаяние, на древнее «больно» – и на нем основал Свою Церковь . В ней же, на этом месте стоит старичок, к которому льнут и бабы, и Киреевские.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

св. Антоний Великий Монах, если можно, должен спрашивать старцев о всяком шаге, который делает в келлии своей, и о всякой капле воды, какую выпивает. св. Варсонуфий и Иоанн Не делать ничего без вопрошения и совета. Кто помышляет делать что-либо хорошее от себя, а не спрашиваясь у Отцов, тот не следует закону и ничего не сделал законно. А кто делает с вопросом, тот исполняет Закон и Пророков; ибо вопрошать есть знак смирения. св. авва Дорофей О тех, которые открывают свои помышления и поступки и делают все с советом, говорит Премудрый: – “спасение есть во мнозе совете”. Не говорит: – “в совете многих”,– чтоб с каждым совещаться, но что должно совещаться обо всем, конечно с тем, к кому имеет доверие, и не так, чтоб одно говорить, а другое умалчивать, но все открывать и обо всем советоваться; такому и есть верное спасение “во мнозе совете”. св. Антоний Великий Ни к какому делу, каково бы оно ни было, не приступай, не посоветовавшись с аввою монастыря. свв. Варсонуфий и Иоанн Не молчать о своих помыслах; ибо скрывающий свои помыслы пребывает неисцелен. св. Иоанн Кассиан Римлянин Ничто столько не радует бесов, как утаивание своих помыслов от духовных Отцов своих. ст. Симеон Благоговейный Каждодневно должно исповедовать всякий помысл духовному отцу своему, и что он будет говорить тебе, принимать то как из уст Божиих с полным убеждением (в истине того непреложной); другому же никому не передавать, что-де спросил я отца моего о том-то и том-то, и он ответил мне то и то; и тем паче не переспрашивать, хорошо ли он сказал мне это, и что мне делать во уврачевание себя? Потому что это суть слова неверия отцу своему и пагубны для души. Это наиболее случается обычно с новоначальными. св. Серафим Саровский Первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия для его пользы. А бывают случаи, когда мне выскажут какое-либо обстоятельство, и я, не поверив его воле Божией, подчиню своему разуму, думая, что это возможно, не прибегая к Богу, решить своим умом, в таких случаях всегда делаются ошибки.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010