По этому же поводу наш современник митрополит Сурожский Антоний (Блюм) в одной из своих бесед замечает: «Когда читаешь „Добротолюбие“ или жития некоторых святых, встречаешь такие фразы: своди     уставную молитву на предельный минимум и дай простор Иисусовой молитве. Если попробуешь докопаться, что же этот отец Церкви называет „минимумом“, то вот вам пример. Григорий Синаит пишет, что надо свести уставную молитву к абсолютному минимуму: всего-то читай полунощницу, утренние молитвы, утреню, вечерню и повечерие… После того как ты спокойно отмолился какие-нибудь восемь часов, у тебя остается, вероятно, десяток часов на Иисусову молитву. Но тут надо сообразить, что то, что он называет сокращением устава до минимума, для нас соответствует доведению устава до беспредельного максимума… Когда мы читаем у отцов Церкви: оставь отчасти уставную молитву, — мы из этого заключаем: ох, чудно! Я не буду молиться ни вечером, ни утром, заведу четки, и все будет хорошо. Вот тут-то и нет! Отцы очень настаивают на том, что надо долго навыкать параллельно уставной молитве и Иисусовой молитве, потому что уставная молитва питает нас иначе, чем Иисусова молитва, питает нас на другом плане» . Нередко в наставлениях святых отцов и подвижников встречается поощрение к так называемому «непрестанному правилу», исполняемому вне всяких подсчетов и сроков. О таком опыте свидетельствуют, например, слова известного старца-пустынника Илариона Кавказского : «Я имел целью именно соединить свое сердце, или внутреннего челове     ка, с Господом. Для этого имел днем и ночью и во всякое время непрестанное упражнение в том, чтобы произносить велелепное и достопоклоняемое имя Господа Иисуса, говоря обычную Иисусову молитву… Ради оной я оставил решительно всякое другое, какое бы то ни было, духовное упражнение. Она составляет службу мою и день и ночь — в каком бы положении ни находился: ходя, сидя и лежа, а только усердно стараюсь, чтобы в сердце всегда носить сладчайшее имя Спасителя» .     2. Воздержание (К стр. 33)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

А что значит «племенная ненависть больших и малых народов? Что эти повременные мятежи там и инде? Что эти разноверия и суемудренные ереси, расколы, секты, которым на земле, да и у нас в России нет числа? Таковы ли должны быть люди, которых пришёл усыновить Отцу Небесному Сын Его Единородный? Это ли братство народов, происшедших от одной крови, призываемых к единству веры и Церкви?» (7 Г: 96). Таковы, вот они «плоды неверия в Спасителя мира» (7Е: 121). И святой Проповедник православной веры и жизни во Христе с чувством глубокой пастырской озабоченности зовёт: «Возникни ты, выйди на свет Божий, познай своё Божественное благородие, своё небесное звание, возвратись к Богу, – брось чувственность, мертвящую дух, начни жить по духу добродетели, умертви плотские страсти, покайся и соединись с Богом, да возведет тебя на Небо и посадит с Собой на престоле Царства Своего» (1: 277). Нисколько не теряя надежды на милость Божию и свято сохраняя радость о родившемся от Приснодевы Марии Богомладенце, святой Иоанн обращается ко всем с истинно отеческим словом: «Дерзаю пригласить к общему, дружному славословию рождшегося плотию Творца и Бога, – Небо и Землю, Ангелов и человеков и все создание, одушевлённое й неодушевлённое, – к прославлению величайшего чуда снисшествия Божия на землю» (7 Д: 115). «Да исполнятся в любви и взаимном доброжелательстве все племена и народы, да водворятся – мир на земле, единомыслие, честный труд, благонамеренные науки и полезные искусства; взаимное повиновение, уважение ко всякой власти; повиновение детей родителям; уважение и твёрдость брачных союзов. Да воскликнем же ныне все как бы едиными устами и единым сердцем: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в челове цех благоволение! " » Аминь» (7 Б: 85). Сретение Господа Иисуса Христа Одним из величайших «мировых дней» святой Иоанн считает Сретение Господне, день, «в который земля в лице старца Симеона встретила воплотившегося Богомладенца, принесённого по закону в храм законный, устроенный Соломоном» (7 Д: 10). Осмысливая значение события, Праведник свидетельствует: «Творец Неба и земли, всех Небесных Сил и человеческого рода, Царь молниезрачных Ангелов, приносится в храм в виде смиренного Младенца, повитого пеленами, – чтобы стать жертвой примирения Отца Небесного, Святого Блаженного с падшим преступным родом человеческим; чтобы отменить законные, преобразовательные жертвы – овнов, козлов и тельцов, закалавшихся в образ величайшей словесной Жертвы – Самого Сына Божия, благоволившего быть закланным за род человеческий во искупление грехов его и стать Агнцем, вземлющим грехи мира» (7 Д: 11). Старец Симеон с несказанной радостью берёт трепетными руками сорокадневного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и, осенённый Духом Святым, воспевает: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже ecu уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля» ( Лк. 2, 29–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Позвольте мне открыть вам усердную мысль в общую нашу пользу-не в обременение, но на изволение ваше: не угодно ли будет вам в неделе один средний день посвятить в славу Божию для нищих, по возможности и силе вашей, без отягчения себя?-Ежели возродится в вас желание, ради прославления Иисуса Христа, посвятить себя на сию службу, то можете определить на сие каждой недели четверг.-Ах! сами Ангелы призирали бы на ваш благодетельный стол, и на своеручное служение ваше по любви ко Иисусу Христу!-Может быть иногда и моя худость, по призрению Господню, удостоилась бы вкушения от таковой милостивой о Господе вашей усердной трапезы. Нет сомнения! О Господе вся возможна суть любящим Его. Не оскорбитесь, матушка, сим предложением: я вас не обременяю; но искренно желал бы вам посредством такого милостивого благотворения достигнуть того, чтобы участвовать в царствии небесном, где угощает Сам Иисус Христос. Да будет Он и ныне соединением душ наших во едино сердце, во едину мысль. И такая радость наша о Нем да не отымется от нас во веки! Марта 18-го дня, 1824 г. 23. К А.П.Р. Слава Богу о всем. О Господе радующимся сердцем радостное поздравление приношу вам с Ангелом вашим. Я утешаюсь, внемля сугубому празднованию: сегодня четверг; нищие и странные, обычно в сей день приветствуемые вашим усердием ради Христа, сегодня же особенным для Ангела вашего угощением утешенные, мню, побуждены будут в сердцах своих прославить Господа и молить о вас благость Его, да воздаст вам за призрение ваше небесными щедротами Своими... О, когда б я удостоился услышать, что вы из своих рук сами предлагали пищу на стол братии Христовой, – которых презирают гордые люди, не представляя того, что в лице ни-щего и странного, худого видом, посещает страннолюбцев краснейший всех сынов челове-ческих Иисус Христос, Господь и Бог наш. О глубина таинства Господня!.. Будьте радостны ради Господа и ради святых Божиих о имени Христове. Сорадуюсь вам и я – недостойный, непотребный раб Егор 25 июля 1827 года 26. А.Н.Ш. Упование ваше на Господа Бога ни в какой болезни не посрамит вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Из учения об особенностях и единосущии Божественных Лиц следует: во 1-х, что каждому из Божественных Лиц равно и совместно принадлежат все совершенства Божеского существа, напр.: безусловное и бесконечно-совершенное бытие, вечность, вездесущие, всеведение, премудрость, всемогущество, святость, правосудие, благость и пр., а потому каждая Божественная Ипостась есть Бог в собственном смысле: в каком смысле Отец есть Бог, в том же самом смысле и Сын Божий и Дух Святой; во 2-х следует, что при единосущии Божественных Лиц, Св. Троица есть неслиянная, всегда сохраняет личные особенности, Св. Троица имеет единое Божеское Существо; иными словами: Бог един по существу, но троичен в Лицах. —19— Догмат о Пресв. Троице содержит учение о безусловно совершенной жизни Божией или об отношениях между собой Божественных Ипостасей в недрах Самого Божества, как по их Личным особенностям, так и по единству их Божеского существа. – Черты этого премирного отношения их между собою познаются и во внешнем Откровении Божьем в мире, в особенности в деле искупления человека. Так, Богу-Отцу принадлежит – начало или определение; Богу-Сыну – осуществление и совершение определения, при сотворении: «Вся Тем быша» ( Ин.1:3 ), а также всё совершение дела искупления человека; Богу Духу-Святому принадлежит действие Силы животворящей по отношению к тварям, освящающей верующих; о действии Его в искуплении сказано: «Той свидетельствует о Мне» (Искупителе). 3) Разбор рационалистических возражений против догмата о Пресвятой Троице а) В христианских догматах о Боге Едином и вместе Троичном рационалисты хотят видеть противоречие и учение о трех богах. Но учение о Боге едином и вместе Троичном не заключает в себе противоречия, так как Бог именуется Единым и вместе Троичным, не в одном и том же отношении (что действительно было бы противоречием), но единым по Существу и Троичным в Лицах; не заключает также в себе никакого намека на троебожие, потому что имя «Бог» есть имя природы, а не есть имя личное. Природа Божественная (или Существо Божие) одна, а Личностей Божественных три, подобно тому, как слово «человек» есть имя природы, а не личности. При единстве человеческой природы существует множество личностей. Это указание на человека есть только подобие, аналогия, а отнюдь не соответствие; при единстве природы у всех людей, – каждый человек существует однолично; кроме того никто из людей не представляет полного и равного выражения человеческой природы и не находится в полном единении и общении по существу со всеми другими людьми, тогда как три Лица Пресв. Троицы имеют одно и тоже Существо, единое, обладают совершеннейшею полнотою всех свойств Божественного Существа и имеют совершеннейшее единение между Собою. Природа челове-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

София есть Богоматерия или Богочеловечество». В поэзии Соловьева София является ему как Вечная Женственность: Знайте же. Вечная Женственность ныне В теле нетленном на землю идет. В храме немеркнущем новой богини Небо слилося с пучиною вод. Однако, желая устранить поводы к недоумениям и обвинениям в обоготворении женского начала, Соловьев пишет: «Внесение женственного начала, пассивного и одинаково восприимчивого как к добру, так и ко злу, в недра Божества было бы или величайшей глупостью, или величайшим кощунством. Ничего общего ни с этой глупостью, ни с тем кощунством не имеет истинное почитание святой Софии как Премудрости -Божией, как Богочеловечества».   ИСТОРИОСОФИЯ Положительный смысл  истории заключается, по убеждению Соловьева, в свободном вхождении человечества в церковь — и в свободном оцерковлении человечества. Поэтому он называет исторический процесс «богочеловеческим». Но этот положительный  смысл истории был нарушен разделением церквей, в котором Соловьев видит первопричину последующих  расколов. Церковь, которая носит вселенский характер, стала все более провинциализироваться, что повело к духовному оскудению отдельных церквей. Следствием этого явилось отделение культуры  светской от культуры духовной. Сама культура становится безбожной, в то время как церковь начинает чуждаться культуры. В «Чтениях о богочеловечестве» — одном из луч ших своих произведений Соловьев так характеризует этот упадок религиозного сознания: «В нашей культу ре нет больше религии как верховного начала. Оста лась лишь религия как личный вкус, как «храмовое» или «домашнее» христианство». Религии отведен  лишь скромный уголок души. Повсеместное распро странение получает поэтому религиозный индиффе рентизм. Однако человек не может жить без религии. И на наших глазах, в недрах западной цивилизации, рож дается новая вера — не в Бога, а в человека, в челове ческий гений. В лице социализма эта новая псевдоре лигия нашла свое историческое воплощение. Социа лизм является поэтому как бы узурпацией религиоз ного сознания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

Что вы думаете, тогда произойдёт? Телесное кормление, успокоение, здоровье или расстройство здоровья и покоя? всё это, относящееся к телесности и в малютке ещё не достигающее до самосознания духа, – будет непрерывным проводником для малютки Благодати Господней, той именно Благодати, что Он за человека был и сам малюткой; и дитя ваше будет возрастать по первообразу и духу Его же, в челове- . —452— честве тоже, возрастающего премудростью и разумом и благодатию у Бога и человеков. (Тихо и кротко, умилённо надо это делать в своём сердце и мысли!) – Подумайте, сколько духовно-бессознательных и несмышлёных, этих ребят духовных. На мысль их действовать мудрено; но духовно-отеческая или материнская любовь может и до них добираться, угощая напр. в лице их или кого-либо из них самого Христа. Теперь скажу о себе. Непременно достаньте мне копию с отзыва, по которому мой труд Об Апокалипсисе запрещён; это возлагаю на вашу любовь. Ещё, расспросите Николая Андреевича экзекутора о всём порядке дела о расстрижении и немедля уведомите меня; хорошо, если узнали бы вы в каком смысле просил расстрижения года два тому назад один казанский архимандрит, – именно Мелетий. – Из этого, видите, как я готовлюсь и рад принять своё назначение в Муром. Всем, или почти всем, добрые мои, я чужой духовно. Так тому и быть. О статьях (не одной, а двух, в цензуре находящихся, о Новом Завете и ещё касательно Антоновича) наведывайтесь, и сколько от вас зависит, двигайте это дело ради Господа, – ради Его человеколюбия. Александра Михайловича я уважаю и люблю, как редко кого: но дело «Православ. Обозрения» нейдёт вперёд, и талант «А. Троицкаго» не получает свойственного ему дела, к крайнему моему огорчению. Я писал кое-что о некоторых журналах, и отослал писанное в «Дух. Вестник». Писал ещё о Тургеневском романе «Отцы и дети», и отослал сегодня в «Русский Вестник» 3133 . Но это знайте пока одни (выполните это), доколь не увидите в печати. А «О миротворении» что?... Ну простите Вашего А. Фёдора. 25 мая 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И вот момент, когда мы совершаем погребение Господа, в момент стояния перед Его Гробом, когда нельзя говорить об образах и словесных украшениях, когда дело идет о плаче над Самим Господом, когда мы забываем, что мы живем вовсе не в тот момент, когда погребали Господа Иосиф с Никоди-мом, но находясь в храме, духовно совершаем с ними это погребение — тогда с особенной силой звучат слова тропаря: «О, горы и холмы, и челове-ков множества восплачитеся и вся рыдайте со Мною, Бога Вашего Материю». Так Церковь, как бы от лица Божией Матери, или, вернее, Божия Матерь голосом Церкви призывает восплакать о Ее Сыне и Боге, лежащем во гробе — «горы и холмы и человеков множества». В Великую Субботу, богослужение которой совмещает в себе и гроб и уже Воскресение, когда мы предстоим еще пред Гробом Христа и вместе с тем слышим Евангельское повествование о том, что не нашли жены мироносицы Тела Господня во Гробе — Церковь с великим дерзновением взывает, обращаясь сначала к ангелам, а затем к небесам и водам, к солнцу, луне и звездам небесным, к огню, студу и зною, к росам и инеям и, наконец, к сынам человеческим: «Господа пойте и превозносите во вся веки». И все это не в украшение, не в стиль, не в то или иное выражение отвлеченных понятий, ибо пред Гробом Спасителя уста безмолвствуют, ибо в этой самой службе мы поем: «Да молчит всяка плоть человеча — ничтоже земное в себе да помышляет». Нет, это есть верование Церкви. Церковь верует, что человек неразрывно связан с Творением Божиим, если он радуется и ликует, если он очищается, то вместе с ним тем же ритмом духовным живет и ликует вся тварь. Богослужение не имеет характера исключительно человеческого, относящегося к людям только — оно совершается для всего мира и во всем мире находит в себе отклик. Это сторона величайшей важности. В день Богоявления, когда «днесь вод освящается естество», вода во всем мире освящается иорданским освящением и освящает всех пьющих ее — всех верующих и неверующих, людей и животных. Когда входишь в храм, то прежде всего чувствуешь себя частью вещной природы — ты самая совершенная из всех тварей, венец творения, но ты неразрывно связан со всей остальной тварью, и совершая богослужение, ты совершаешь его именно как часть, как венец Божьего Творения.

http://predanie.ru/book/216419-tvoreniya...

Даров – в частности. Св. Амвросий 1494 задает вопрос: каким образом может быть, что хлеб и вино в таинстве Евхаристии делаются телом и кровью Христа? И на этот вопрос отвечает: силою священнического благословения, ибо «благословение имеет большую силу, чем природа, так как благословением и самая природа изменяется (mutatur)». Приведши затем довольно многочисленные примеры этого изменения природы, св. отец продолжает: «если челове- —130— ческое благословение имело такую силу, чтобы превращать (converteret) природу, то что скажем мы о благословении Божием, где оные самые слова Господа действуют? Ибо таинство это, которое ты принимаешь, совершается словами Господа. Если по слову Илии огонь спал с неба, то разве речь Христа не настолько сильна, чтобы переменить и самый вид элементов (species mutet elementorum)». И немного ниже: «не меньшее дело дать новые природы вещам (хлебу природу тела), чем переменить природу (mutare naturam). – Так рассуждает св. Амвросий в книге De Mysteriis (с. 9). В книге же De sacramento он прибавляет кое-что и новое. Именно: что таинство совершается Самим Христом; священник же – только служитель. 1495 Священник произносит слова, Господь же производит ut sint, quae erant et in aliud commutentur. 1496 Если же мы самой крови не видим, то это потому, чтобы нас не обуял ужас при виде самой крови (ut nullus horror cruoris fit). 1497 – Учение Амвросия о пресуществлении настолько определенно, что не требует и разъяснения. Да к тому же он изображает пресуществление в таких чертах, которые мы подвергали более подробному исследованию при изложении учения Кирилла Иерусалимского и Григория Нисского . Примеры превращения жезла в змия и обратно, воды в кровь и др., приводимые у Амвросия, это то же, что пример претворения воды в вино, встречающийся у Кирилла Иерусалимского ; а замечание Амвросия о причине, почему сохраняется вид вина, есть ничто иное, как повторение слов Григория Нисского , о чем была речь в свое время. У блаж. Августина нет, подобного Амвросию, специального трактата об Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что же оно такое, богословие? Подлинное богословие — это Христос. При встрече со Христом, в созерцании Его тайны — вот когда мы его обретаем. В Иисусе Бог открывает нам Свое имя. И это имя не философское понятие, оно есть слово, оно есть действие. Слово «Иисус» означает: Бог спасает, Бог освобождает, Бог отпускает на волю. И на этот жест бесконечной любви можно ответить лишь поклонением, которое имеет смиренную аналогию и в нашем отношении к ближнему. И как же Бог освобождает нас? Крестом! Ради нас Бог Сам пострадал на Кресте. Он, Бесконечный, Недоступный, до конца пережил разделение — « Элои! Элои! ламма савахфании…» — дабы любовь Его наполнила собою все, и ничто не могло отделить нас от Его любви. Отцы со страхом и трепетом говорили об этом парадоксе Бога страждущего, Носителя Жизни, умирающего на Кресте ради того, чтобы смерть победить смертью. По словам Николая Кавасилы, Бог воплотился для того, чтобы выйти из Своей бесстрастности и убедить человека в Своей любви — «любви безумной» ( manikos eros), пострадав и умерев за него. И вот апостол Павел проповедует безумие Креста и восклицает: «Где мудрец? Где книжник? где сово–просник века сего? Не обратил ли Бог мудрость века сего в безумие? Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Бо–жию премудрость. Потому что немудрое Божие премудрее человек, и немощное Божие сильнее челове–ков»(1 Кор 1.20–25). Вот настоящее богословие: проповедь Христа распятого — и воскресшего. Если я называю иногда нынешнего Папу Павлом II, то потому лишь, что хочу напомнить ему, что его миссия в том, чтобы современным языком вновь донести великое благовестив Апостола. Это и наша миссия, всех нас. Отцы IV века перед лицом рационализма Евномия, притязавшего на интеллектуальное познание самой сущности Божией, великие византийские богословы перед лицом довозрожденческого рационализма, не желавшие видеть в свете Преображения лишь мете0 рологический феномен, не переставали повторять и комментировать эти слова апостола Павла о «мудро сти века сего», обращенной в безумие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть, со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим… По подобию Мелхиседека восстает священник иной, который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. Ибо засвидетельствовано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» и как сие было не без клятвы, – ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека», – то лучшего завета поручителем соделался Иисус. Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее. Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них». - Таким образом, – сказал Самуэль, – Мессия к тому же и иерей? - Да, Архиерей вовек ! Единый безгрешный, который не животных, а Самого Себя предал в жертву за всех верующих в Него. Достоин замечания и следующий факт: до крестной жертвы Христа на Голгофе в изобилии лилась кровь жертвенных животных. Но с распространением света Христова стала приноситься бескровная жертва, и люди научаются поклоняться Богу «в духе и истине». Апостол Павел так характеризует Мессию-Христа как Вечнаго Архиерея: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес. Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого . Ибо закон поставляет первосвященниками челове-ков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, навеки совершеннаго. Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола Величия на небесах. И есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек» ( Евр.7:26 – 8:1-3 ).

http://azbyka.ru/istoriya-o-chudesnom-ob...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010