Константинополь. Доверительно, 20 ноября 1909 г. Подлинник. Милостивый Государь Сергей Дмитриевич, В бытность мою Товарищем Министра я, письмом от 26-го Января сего года за 89, сообщил моему предместнику в Константинополе копию с отношения Обер-Прокурора Св. Синода от 31-го Декабря 1908 года за 11192 касательно вопросов, связанных с покупкой русским афонским келлиотом, иеросхимонахом Пантелеймоном развалин древней Лавры Преподобного Харитона у источника Айн-Фара, близ Иерусалима. Действительный Тайный Советник Зиновьев не мог в то время дать своего заключения по сему вопросу ввиду признанной им необходимости выждать окончания переживавшегося тогда Иерусалимской Церковью кризиса. Ознакомившись ныне лично с обстоятельствами данного дела, я мог заключить, что некоторые основные условия его осуществления, за 6-летний период течения этого вопроса и при прохождении им многих инстанций, получили в настоящее время неточное против первоначальной мысли инициатора дела толкование. Из прилагаемого при сем, поданного мне названным иеросхимонахом Пантелеймоном на имя Св. Синода нового прошения от 10-го сего Ноября, Ваше Превосходительство изволите усмотреть, в каком виде представляется будущее устройство Фаранской Лавры её владельцу, причём следует принять во внимание, что он и ранее не имел в виду передать купленную им землю нашей Иерусалимской Духовной Миссии, как о том неточно упомянуто в сказанном отношении Обер-Прокурора Св. Синода, а предполагаемый им устав новой обители более сходен с порядком жизни в Елеонской женской общине, пользующейся внутреннею самостоятельностью, существуя на свои средства, и лишь духовно подведомственной Начальнику Духовной Миссии в Иерусалиме, но существенно отличается от положения Горненской общины, которая, будучи крайне бедной, содержится самою Духовной Миссиею, от коей всецело и зависит. Что касается принципиальных препятствий и протеста, возбуждённых Иерусалимскою Патриархией по поводу приобретения русским афонским монахом участка земли в Палестине, то, по моему мнению, они не имеют действительных оснований и вызваны лишь опасениями со стороны местного духовенства усиления в Святых Местах русского элемента. Особенно характерным, между прочим, является то обстоятельство, старательно Иерусалимскою иерархиею при этом замалчиваемое, что местность с остатками древнейшего христианского памятника сего приобретена о. Пантелеймоном из мусульманских рук и ею никто из духовных властей Иерусалимской Церкви не интересовался до тех пор, пока её не купил русский монах, что произвело немедленно большое смущение, вызвавшее затем сильный шум и меры преследования против последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В 40-х гг. XIV в. игумен афонской Великой Лавры, избранный впоследствии патриархом Константинопольским, свт. Филофей Коккин составил два руководства для совершения богослужения. Первое из них —  Устав священнослужения (ιταξις τς εροδιακονας) — содержит предписания об обрядовых действиях священнослужителей на всенощном бдении, утрене и вечерне. Другой — Устав Божественной литургии (ιταξις τς θεας λειτουρϒας) — содержал аналогичные указания для клириков при совершении литургии. Проф. И.Д. Мансветов, однако, подвергал сомнению, что авторство Диатаксиса литургии принадлежит свт. Филофею, указывая на то, что известны греческие списки Диатаксиса, написанные столетием раньше . Примечательно, что в первом документе кратко прописано: «Ведомо буди, яко святыя двери никогда же отверзаются, токмо в начале великия вечерни, когда кадит токмо священник, во вся входы, сиречь вечерней и литургий, святаго Евангелия. Такожде отверзаются и от «приступите» даже до исполнения Божественныя литургии» . Но в Диатаксисе литургии никаких прямых указаний нет. Напротив, некоторые указания Диатаксиса возможно было выполнить при условии, что Царские врата (и, соответственно, завеса) или остаются открытыми во время всей литургии, или врата должны быть настолько низкими, чтобы не препятствовать обзору действий священника, находящегося в алтаре . По окончании Мирной ектении и возгласа иерея «Яко подобает…» диакон (находясь на солее) « творит поклонение пред святым жертвенником, отступает от своего места, шед на десную страну, стоит пред святыми иконами» . Произнося вторую (пространную) ектению литургии верных, диакон (также стоя вне алтаря) « сия же глаголет, взирает на иерея и, егда смотрит того скончавша молитвы, абие глаголет " Премудрость " и священник возглашение " Яко да под державою " » . Перед возгласом священника Святая святым «стоит диакон в себе моляся и зрит очима на иерея и, егда видит его простерша руце и воздвигша святый хлеб, абие егда возгласит " Вонмем " » . Очевидно, что, стоя перед высокими, наглухо закрывающими пространство Царскими вратами, диакон не мог бы видеть действий священника в алтаре.

http://bogoslov.ru/article/5823274

Получив основательное первоначальное образование, Макрей потом слушал уроки по части высших наук частью в Афонской академии, частью в патриаршей школе в Константинополе, в том и другом случае под руководством знаменитого Булгариса, между 1777 и 1801 годами, хотя и с перерывами, он состоял преподавателем философских и словесных наук в патриаршей школе. Эту должность он проходил с большею честью. 72 Впрочем Макрей не отличался глубиною и широтою научных воззрений. Его «Церковная история», описывающая вторую половину XVIII-ro века греческой церкви, показывает в нем человека недостаточно понимающего задачи историка 73 ; а его опасливое и даже отрицательное отношение к успехам современной ему науки свидетельствует, что Макрей руководился больше всего рутиной (со взглядом него на науку познакомимся подробнее несколько позже). Из внутренней жизни патриаршей школы XVIII-ro века мы владеем некоторыми сведениями, не лишенными значения и довольно любопытными. Около средины века Константинопольская патриархия издала что-то в роде устава школы (по-видимому, что был не первый уже устав). Устав этот составлен, преждеупомянутым нами, учителем школы Дорофеем Лесбосцем и издан быль в начале 1748 года. В нем говорится о двух отделениях школы – философском и словесном и сообразно с этим определено было иметь двух учителей школы (как, вероятно, бывало и раньше). Обыкновенно один из учителей школы носил наименование схоларха (начальника), ему поручалось наблюдение за преподаванием, за поведением учеников и управление хозяйственною частью. – Вышеуказан- —32— ное философское отделение школы имело превратную судьбу в течение рассматриваемого века: оно то открывалось, то закрывалось. После своего открытия по уставу 1748 года оно скоро прекратило свое существование. Опять оно было восстановлено при патриархе Серафиме (1759–1760 г.), когда вызван был для занятия должности наставника в патриаршей школе – Булгарис. Но оно опять было закрыто, спустя месяц после падения этого патриарха (1761 г.). Снова призвано было к жизни философское отделение в 1777 году, в правление патриарха Софрония II-ro.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   4. правило соборное Святой Восточной Церкви: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, часы и Божественную литургию, а также всенощные бдения с чтениями на все Господские, Богородичные и великих святых праздники, а на меньшие праздники — полиелей и славословие тоже с чтениями и весь прочий церковный чин и последование по соборному Уставу, как мы привыкли на Святой Горе Афонской, должно совершать в этой обители нашей во всем без какого-либо отступления, без опущения, без всякой спешки, в свое время. ктиторов и благодетелей святой обители неукоснительно должно поминать на богослужении] по чину и Уставу Святой Церкви, как живых, так и преставившихся. Начальник и все братья, каждый по своему чину, должны всегда быть на соборном церковном правиле в мантиях, рясах и клобуках, и никогда никто не должен от этого отступать, кроме как по благословной причине, например из-за недуга или по необходимому послушанию. Если же кого из братьев не окажется на церковном правиле, настоятелю должно в трапезной при всей братии расспросить его об этом, и если он не представит благословной причины, настоятель при своем обычном духовном словесном наставлении должен дать такому брату соответствующую епитимию — делать поклоны всю трапезу или не вкушать в тот день.    5. Настоятель и вся братия должны каждый день собираться в трапезную и все вместе вкушать во славу Божию посылаемые Богом, общие для всех пищу и питие, не порочащие иноческий обет, строго храня общий Устав Святой Церкви о разрешении и неразрешении. На трапезе братья должны сидеть по своему чину в мантиях, рясах и клобуках, вкушать пищу с великим и крайним молчанием и страхом Божиим, внимая чтению, которое в трапезной должно быть каждый день непременно, из житий святых, из отеческих и поучительных книг по Уставу Церковному. А во все воскресные дни в течение всего года, в Господские великие праздники, в дни празднуемых святых, а если возможно, что еще лучше, то и каждый день непременно должна быть Панагия. Весь чин трапезы в нашем общежитии должен совершаться по обычаю святогорскому, и никоим образом по келиям никогда да не будет позволено есть ни настоятелю, ни братьям, кроме как при недуге или по крайней старости, и все да вкушают одну общую пищу. Если же у кого из братьев будет больной желудок и он не сможет вкушать общую пищу, такому, по учению святых отцов и по рассуждению настоятеля, должно давать пищу, полезную ему при такой его крайней нужде, однако и ее он должен принимать вместе со всеми братьями в трапезной, а не в келии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1923 г. состоялись перерегистрация ОДПИ, утверждение нового устава и началась передача коллекций об-ва в гос. собрания. С 1924 по 1929 г. на заседаниях ОДПИ выступили 55 докладчиков со 118 докладами. Распоряжением уполномоченного Главнауки Наркомпроса РСФСР в Ленинграде ОДПИ в 1930 г. было присоединено к Научно-исследовательскому ин-ту книговедения, являвшемуся структурной частью Гос. публичной б-ки, что фактически означало конец его существования. Сам НИИ книговедения был упразднен в 1-й пол. 1933 г. В настоящее время большая часть собрания рукописей (свыше 1700), а также деловые бумаги и архив ОЛДП хранятся в НИОР РНБ (Ф. 536), часть рукописей - в ГИМ, часть документальных материалов - в РГИА. Собрание икон в 20-х гг. XX в. поступило в Русский музей, а б-ка (свыше 15 тыс. названий, свыше 30 тыс. томов) - в Государственную публичную б-ку. В 2008 г. было принято решение возродить традиции ОЛДП на базе НИОР РГБ в Москве. Осенью того же года утвержден устав благотворительного фонда содействия развитию культуры «ОЛДП», председателем правления к-рого стал Г. Л. Стерлигов. Основной целью фонда стало факсимильное издание различных редких и ценных памятников отечественной книжной культуры, а также просветительская деятельность. 5 окт. 2011 г. его отд-ние открыто в С.-Петербурге, торжественные мероприятия прошли в Шереметевском дворце (т. н. Фонтанном доме Шереметевых). Ист.: Устав ОЛДП. СПб., 1877. Отчет о деятельности ОЛДП за 1877 г. СПб., 1878; Отчеты о заседаниях Имп. ОЛДП в 1885-1910 гг. СПб., 1897-1911; Краткий отчет о деятельности Об-ва любителей др. письменности и искусства за 1917-1923 гг. СПб., 1925. (ПДПИ; 190); Афонская экспедиция ОЛДП, 1906: В 2 кн. М., 2012 (РДМДМ; 7). Лит.: Записка об учреждении Об-ва любителей древнеслав. письменности. СПб., 1877; ОЛДП//ВАИ. 1888. Вып. 7. С. 4-16; Памяти кн. П. П. Вяземского. СПб., 1888; Шереметев С. Д. Основание ОЛДП, 1877. СПб., 1891; Лопарев Х. М. Описание рукописей ОЛДП. СПб., 1892. Ч. 1: (F. I - F. 190); 1893. Ч. 2: (Q.

http://pravenc.ru/text/2578103.html

Писания и древних отцов Церкви. Таким образом, его труд носит компилятивный характер. Не смотря на это, Пандекты представляют из себя нечто цельное, логическое и последовательное и написаны по известному плану. Книга Никона была принята современниками с полным уважением и называлась книгой богодухновенной, собранной и списанной «от многих и различных божественных книг Ветхого и Нового Заветов, наставляющих и поспешествующих подвизающихся на всякое дело духовное». И действительно, Пандекты обнаруживают в писателе громадную начитанность в святоотеческой литературе, давшую ему возможность представить пространный свод христианских нравственных правил со своего рода ученой обстановкой. Не без основания поэтому книгу Никона относят к числу самых лучших произведений средневековой византийской литературы. Что касается Тактикона, то в нем в виде посланий к современным Никону лицам излагаются наставления и предписания касательно узаконенных Церковью праздников и постов, приобщения отлученных от своей паствы епископов и других духовных лиц, книг истинных и ложных, антиминсов, божественных служб и других предметов христианского благочестия. Таким образом, содержание второго труда Никона преимущественно литургическое. 1878 И этот труд, подобно первому, свидетельствует об обширных познаниях писателя в области тех предметов, о которых он взялся трактовать. 1879 Стремясь в мир, монахи не стеснялись заниматься и мирскими делами. Торговля была у них самым обыкновенным занятием. Из первого афонского устава усматриваем, что некоторые из святогорских монахов, купив огороды, перепродавали их другим по более выгодной цене. Устав повелевал всячески устранять монахов от такого гибельного для души торга, а не исправляющихся навсегда прогонять с Горы. 1888 Устав постановил также, чтобы монахи не продавали друг другу и мирянам выделанное ими виноградное вино во избежание житейской заразы. Позволялось только производить обмен лишнего вина на предметы первой необходимости, да и то в крайней нужде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Они были причиной того движения на Афоне, вследствие которого появился первый устав, как об этом читается в житии св. Афанасия. По смерти Никифора 497 «беглый раб (диавол) снова пользуется случаем, снова дерзко выступает против святого (т. е. Афанасия), снова усиливается, обходит афонских старцев, которые в большинстве были совершенные простецы, хотя и питали в себе духовную ревность, и придерживались старого образа жизни. И это злое сборище, увлекая каждого порознь и обманывая, измыслило таковой извет против якобы «обманщика» этого: остерегайтесь угнетателя, пользующегося вашим добросердечием и разрушающего древние учреждения и обычаи 498 , воздвигающего роскошные постройки и ограждения, и храмы, и морские пристани, и придумывающего средства для собрания вод, и покупающего упряжки быков и волов, и превращающего эту Гору в мирское пристанище. Разве не видите, что он засеял поля, насадил виноградники и собирает урожай плодов. Но поспешим, истребим его немедленно, завладеем богатым достоянием его и раскопаем его жилище, дабы и памяти его не сохранилось здесь. Или пожалуйтесь царю, который исторгнет его со всеми приверженцами. Обворожив старцев такими и подобными обманчивыми речами, пользуется их простотой и поднимает междоусобную войну, самую страшную и гибельную между всеми. Получают доступ к царю и подают ему жалобу, изложив в ней прежде упомянутые обвинения против того мужа, что он нарушил древние учреждения на Горе и изменил законы и обычаи». Будучи по существу высшим административным органом, прот, однако, имел в собрании старцев, или игуменов, Горы ограничивающее учреждение. Хотя игумены по собственной инициативе не могли наказывать и предавать суду своих афонских монахов без разрешения прота, но и этот последний не мог делать административных и иных распоряжений без участия игуменов. Таким образом, проту и игуменам принадлежало право избирать и увольнять эконома, он же при участии игуменов мог раздавать на Горе участки для поселения отшельников или безмолвников. Но, к сожалению, не сохранилось известий об избрании прота согласно древним обычаям. В протат вносилась с насельников Афона определенная дань (натурой), которая шла на содержание администрации.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Согласно принятым ныне в РПЦ богослужебным книгам, Д. должно открывать утреню во все те дни, когда не совершается всенощное бдение (включая праздники; см.: Типикон. [Т. 1.] С. 37-38, 46; не отменяется по праздникам и Д. полунощницы, но в таких случаях вместо заупокойных тропарей и молитвы на полунощнице читается кондак праздника; см.: Там же. С. 375; [Т. 2]. С. 890), за исключением периода от 1-го дня Пасхи до ее отдания, когда утреня сразу начинается с возглашения     и пения тропаря Пасхи (Там же. С. 931, 964, 1000). Д. начинается со священнического возгласа       и «Приидите, поклонимся», но при совершении службы с Аллилуия перед «Приидите, поклонимся» должно читаться, согласно первоначальной визант. традиции, Трисвятое (как правило, если полунощница не служится, Д. в любом случае начинается с обычного начала). В совр. рус. приходской практике утреня часто совершается сразу после вечерни; в этом случае Д. по аналогии с чином всенощного бдения (когда Д. быть не должно) обычно отменяется. В совр. греч. практике в полной мере Д. сохраняется лишь в афонской традиции (Святогорский устав. 2002. С. 15), тогда как в приходской практике Д. уже не сопровождается каждением и сокращено до Трисвятого, тропарей и ектении (см.: Βιολκης. Τυπικν. Σ. 17, 54; Г. Ригас указывает, что во время вседневной и великопостной утрени Д. читается полностью ( Ρϒας. Σ. 157-158), но, согласно принятому в греч. соборной и приходской практике Типикону Г. Виолакиса, Д. сокращается и в эти дни - Βιολκης. Τυπικν. Σ. 45, 326). В совр. греч., слав., груз. изданиях Часослова среди прошений ектении Д. есть поминовение главы Поместной Церкви и епархиального архиерея; в старопечатных рус. изданиях, однако, подчеркивалось, что на ектении Д. поминается царь, но не поминаются архиерей и игумен мон-ря (см., напр.: Устав. М., 1610. Л. 37), что вполне объяснимо сугубо царским характером Д., иногда именуемого «царским последованием» (из рус. изданий Часослова, сделанных в советское время, вовсе исключены упоминания об императоре в тропарях и ектении Д.).

http://pravenc.ru/text/171521.html

При этом УП предоставляет епископу право «единоличным решением принимать и исключать членов Приходского собрания, частично или полностью заменять его состав по собственному усмотрению» вплоть до полной «ликвидации прихода» (Устав Прихода ст.5.1; ст.7.3; ст.12.3). Такое право упраздняет добровольность объединения и вводит дискриминацию граждан. Объединяться вправе только те граждане, которым разрешит архиерей? Право, предоставленное епископу (УП ст.7.3) противоречит законодательству РФ и ущемляет права граждан. 2. Принцип учредительства Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» вводит принцип учредительства для: А. Возникновения религиозной организации (ФЗ-125, ст.8.3; ст.9.1), Б. Утверждения устава и подачи документов на регистрацию (ФЗ-125, ст.10.1; ст.11.5; ст.12.1). В. Ликвидации религиозной организации (ст.14.1). Признавая, что «Приход учреждается гражданами» (УП, ст.2.2), УП упразднил понятие и функции «учредителей» из текста, а учредителей вывел из Приходского собрания (УП, 7.2), передав функции учредителей епископу, который: А. Утверждает Устав, состав и протоколы Приходского собрания (УП, 5.1) Б. Изменяет состав прихода и вправе его ликвидировать (УП, 7.3; 12.3). Вопреки закону, УП произвёл фактическую замену учредителей прихода с группы граждан на централизованную организацию РПЦ МП в лице епископа, который приобретает права, предоставленные законом учредителям с вытекающими последствиями для прав и обязанностей членов Приходского собрания. УП нарушает нормы закона ФЗ – 125 и ущемляет права граждан. 3. Право собственности. Закон наделяет местную религиозную организацию правом юридического лица и правом собственности (ФЗ-125, ст.8.1-2; ст. 21,1-5). УП признаёт право собственности, предоставленное приходу: «Приход является юридическим лицом, обладает на праве собственности, безвозмездного пользования или на ином имущественном праве обособленным имуществом. Приход несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам» (УП, ст.11.1- 11; Ст.1.5).

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=2259...

А ученики и последователи Паисия, сделавшие сборник основой своей аскетической и наставнической практики, воспринимали это переложениие как авторский сборник Паисия. В Свято-Ильинском ските, основанном на Афоне Паисием Величковским, находился список «Кринов сельных», возможно, привезенный туда самим Паисием. В афонском русском Пантелеймоновом монастыре сейчас хранятся 2 списка «Кринов сельных» XVIII в. и список «Цветника священноинока Дорофея» конца XVII-haчaлa XVIII в. Основывая общежительные монастыри и воспитывая новые поколения иноков, Паисий Величковский руководствовался в первую очередь старческой практикой русских общежительных монастырей. Нил Сорский не создал своей старческой традиции. Более того, анализ его Устава позволяет сказать, что его отказ о традиционного старчества был сознательным, ибо он искал «непрелестного учителя», каковыми были «богодухновенна Писания» (надо полагать, что он считал возможным старцу, учителю из плоти и крови, впасть в прелесть). Его личный старческий опыт был не слишком удачен. Во всяком случае, его отношения с иноком Иннокентием нельзя назвать соответствующими традиционной модели взаимоотношений старца и ученика. Да, Нил оставил своим последователям «Предание» и Устав, но так поступали едва ли не все основатели монастырей, незадолго до своей кончины оставляя братии своей обители заповедь монастырской жизни. Далеко не все эти уставы дошли до нас. «Предание» и Устав Нила Сорского не только хорошо сохранились, но и неоднократно издавались и в силу этого стали широко известны исследователям русской старческой традиции XVIIIXIX вв. Популярным Нила Сорского у современных исследователей старчества сделало не только знание его «Предания» и Устава, но и незнание реальной древнерусской старческой традиции, традиции общежительных монастырей. Т. Лённгрен. (Норвегия, Университет г. Тромсё). Публикация «Соборника» Нила Сорского: итоги и перспективы 1 . В 2005 г. была завершена публикация «Соборника» Нила Сорского (далее – СНС) и сводного словуказателя к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010