1889 Но рубимые иноками сосны можно было и продавать как монахам, так – в случае большой нужды – и мирянам. 1890 Однако постановления устава 971 г. относительно торговли не вполне соблюдались на Афоне. Типик 1046 г. свидетельствует, что некоторые из святогорских монахов и игуменов, построив мачтовые лодки и скупив вина и некоторые иные продукты, отплывали в Константинополь и другие города и торговали ими, как купцы. Иные же, нагрузив суда строевым лесом, соснами, досками и смолой, отвозили все это с Горы и продавали мирянам. На самой же св. Горе лавра Карейская вместо монастыря сделалась торжищем, где монахам продавались и запрещенные предметы. Находя такой порядок дел ненормальным, новый устав совершенно запретил торговлю лесом вне пределов св. Горы, а торговлю другими произведениями ограничил. Именно – монахам позволялось иметь лишь небольшие лодки, на которых они могли плавать до Фессалоники и Эна и обменивать там излишки своего труда на предметы первой необходимости. Лодки позволялось приобретать в присутствии прота и всей общины монахов, и непременно малые. Большие суда решено задерживать, за исключением тех, право на владение которыми было предоставлено монастырям особыми хрисовулами византийских императоров. В святые дни Четыреде- сятницы монахам запрещалось производить и дозволенные торговые операции. Постановив такое правило, устав, однако, нашел нужным заметить, что оно состоялось по снисхождению ввиду весьма тяжелого экономического положения афонских монастырей, которые и «одного дня не могли бы прожить на Горе, если бы не держали лодок для перевоза всего нужного монастырям и для продажи овощей и излишнего у них вина». Что касается Карейской лавры, то ей предписано было существовать по древнему уставу и не производить торга. 1891 Торговлей занимались не одни афонские монахи. В письмах Пселла сохранилось известие о некоем иноке Илие, который постоянно путешествовал по городам Византии по своим коммерческим делам, в одном месте покупая товар, а в другом продавая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

О. Георгий привлек к себе весьма многих учеников – все бедные, убогие и больные имели радушный приют у старца, все к нему имели доступ, так как двери убогой его кельи ни днем, ни ночью не запирались; всякий желающий прямо шел к нему и объяснял ему свои нужды, свои скорби и помыслы. За больными сам старец ухаживал, это был для всех нуждающихся родной отец. Сами турки называли его «бизим баба» – т.е. наш отец! Много было известных старцу и таких пустынников, которых другие не знали; он снабжал их самым необходимым. Если кто, бывало, заболеет из его братства, то обыкновенными лекарствами никогда не лечили, а часто приобщали Святых Таин. В случае большого изнеможения совершали над ним таинство елеосвящения; когда же становилось заметно, что приближается к смерти, а в схиму еще не пострижен, то немедленно постригали и усугубляли за него молитвы. Старец Хаджи-Георгий более ста человек своих учеников похоронил своими руками в разных местах Афона, и большею частью русских и молодых, не выносивших, при усердных подвигах, перемены климата на Афоне. Некоторые, конечно, нарушали постный устав старца, но таковые, если не раскаялись и не имели желания оставить допущенных себе послаблений, то или сами уходили, или же сам старец советовал таким и благословлял искать себе места, где полегче им будет: – Иди туда, – говаривал старец, – где все предлагается, а не навлекай на себя проклятие тайноядением! – В Номоканоне св. Василия Вел. сказано: – Иже разоряет устав духовного отца своего, проклят да будет и при животе и по смерти! Те же, которые не ради немощи, а по прихоти чревоугодия уходили от старца, пред кончиною сознавали, что они потеряли через то, и много скорбели, что малым временным успокоением они лишали себя великих благ. Так случилось с монахом Михаилом: он заболел и долго не нарушал постничества, но, наконец, не вытерпел и стал употреблять всякую пищу и еще захотел лечиться. Старец не благословил. Тот не послушал и отправился в Смирну и там лег в больницу, где первым долгом дали ему мясной бульон. Пролежал он там несколько месяцев, а болезнь не только не уменьшалась, но все более увеличивалась, и наконец он почувствовал близость исхода. Теперь на грани жизни он познал свою ошибку и преслушание, и стал он плакать и призывать своего старца на помощь. Плачу его многие сочувствовали и спрашивали – кого он призывает? И узнали, что он афонский монах и зовет своего духовного отца. Это предсмертное раскаяние очень подействовало на некоторых, так что со временем они оставили мир и уехали на Афон. Они и рассказывали об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все три полунощницы заканчиваются малым отпустом, обычным прощением и особой ектенией, такой же, как бывает в конце повечерия. По афонскому уставу, в конце вседневной и субботней полунощницы поются тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас!» Слава: «Господи, помилуй нас…», И ныне: «Милосердия двери отверзи нам…», и произносится ектения, состоящая из двух прошений: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей», на которое поется «Господи, помилуй» трижды, и «Еще молимся о еже сохранитися святей обители сей и граду сему…» на которое поется «Господи, помилуй» 40 раз, после чего возглас: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш… " а затем уже «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…» и отпуст с обычным прощением. Назначение полунощницы, по объяснению «Известия Учительного», в том, чтобы: 1. Напомнить верующим, как Господь наш, в полунощи идый к вольней страсти, в вертограде, в таком подвизе бе прилежно моляся, яко поту Его быти, яко капли крове каплющие на землю; 2. Побудить верующих быть всегда готовыми ко дню последнего Страшного суда, который может придти, как жених в полунощи; 3. Научить верующих подражать бдению Ангелов, неусыпно поющих: «Свят, свят, свят!» От среды Страстной седмицы до недели Фоминой устав указывает в монастырях совершать полунощницу не в храме, а по келиям. В дни праздничные, как напр. 9 сентября, 26 декабря, 7 января, в понедельник Св. Духа, в отдание Пасхи, указано по первом Трисвятом, вместо «Се Жених грядет в полунощи», петь тропарь праздника, а по втором Трисвятом, вместо заупокойных тропарей кондак праздника. И тогда заупокойная молитва «Помяни, Господи, в надежде воскресения» не глаголется (см. в Типиконе последование сих дней). 11. Вседневная утреня По уставу вседневная утреня следует обыкновенно сряду после полунощницы. Иерей отдергивает завесу царских врат, берет в руки кадило и, стоя перед престолом, начертывает крест кадилом, возглашая: «Благословен Бог наш, всегда, ныне, и присно, и во веки веков!» Чтец отвечает " Аминь» и чтет «Приидите, поклонимся…» трижды, а затем читаются два так называемых «царских псалма», в которых содержится моление о Царе: псалом 19-ый «Услышит тя Господь в день печали…» и псалом 20-ый «Господи, силою Твоею возвеселится царь…» Затем следует: «Слава и ныне», Трисвятое по «Отче наш», возглас иерея: «Яко Твое есть Царство…», тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя», Слава, кондак «Вознесыйся на крест волею», И ныне, богородичен «Предстательство страшное…» В течение всего этого времени иерей совершает полное каждение всего храма, начиная с алтаря, причем устав замечает: «долженствует же внимати чтец и священник, егда имать рещи: Яко Твое есть Царство, быти ему посреди храма» (Типикон гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Мансветовым некоторых мест этих памятников. Так, напр., 50 раз «Господи помилуй» поется на литии лишь в последний раз, и прежде сего то же молитвословие произносится 30 и 40 раз (стр. 198); о полиелее в обычном воскресном всенощном бдении (стр. 199) речи и не может быть, потому что он составляет принадлежность праздничной службы; выражение στιχολογομεν μωμον μιετ τν λληλοια в службе утрени в Великую Субботу (стр. 214) и нужно понимать в смысле указания на пение «тропарей непорочных», а не наоборот, как думает г. Мансветов , потому что более полные списки Церковного Устава прямо говорят о пении непорочных в современном понимании этой литургической особенности и т. д. и т. д. Отдел книги г. Мансветова «Марковы главы» не обнимает собой данного предмета в его целом виде и не устраняет всех возражений касательно личности составителя этих глав. Редакция этих глав во сто для г. Мансветова как бы не существует. Мы при этом уже не говорим о составе Марковых глав в памятниках второй и третьей групп. Мнение о Марке епископе Ефесском, знаменитом борце против латинян и довольно известном литургисте, как авторе этих глав заслуживает, по нашему мнению, некоторого внимания, хотя для устранения его не существует серьезных возражений. «Крайняя бедность положительных данных касательно содержания святогорского устава и отсутствие его записей» помешали г. Мансветову написать обстоятельную истории этого типикона. Все, что изложено в статье под рубрикой «Устав святогорский», лишь намек на действительную историю этого устава, а не самая история. Уже один тот факт, что г. Мансветов не имел у себя ни одного типикона Святой Горы, красноречивее всяких других доказательств говорит за то, что в его книге не следует искать истории этого устава. Интересующихся этим вопросом мы отсылаем к нашей статье: «Святогорский (Афонский) Типикон», напечатанной в первых номерах журнала «Рук. для сельск. пастыр.» за прошлый 1887 г. Прямой естественный переход от истории рукописного типикона иерусалимской отрасли был бы к печатному той же отрасли, но г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 40-х годах XIV века игумен афонской Великой Лавры, избранный впоследствии Пат­риархом Константинопольским, святитель Филофей Коккин составил два руководства для совершения богослужения. Первое из них — «Устав священнослужения» (ιταξις τς εροδιακονας) — содержит предписания об обрядовых действиях священнослужителей на всенощном бдении, утрене и вечерне. Другой — «Устав Божественной литургии» (ιταξις τς θεας λειτουρϒας) — содержит аналогичные указания для клириков при совершении Литургии. Профессор И.Д. Мансветов сомневался, что авторство «Диатаксиса» Литургии принадлежит святителю Филофею, указывая на то, что существуют греческие списки «Диатаксиса», написанные столетием Примечательно, что в первом документе кратко прописано: «Ведомо буди, яко святыя двери никогда же отверзаются, токмо в начале великия вечерни, когда кадит токмо священник, во вся входы, сиречь вечерней и Литургий, святаго Евангелия. Такожде отверзаются и от " приступите " даже до исполнения Божественныя Но в «Диатаксисе» Литургии никаких прямых указаний на это нет. Напротив, некоторые указания «Диатаксиса» возможно было выполнить только при условии, что царские врата (и, соответственно, завеса) или остаются открытыми во время всей Литургии, или врата должны быть настолько низкими, чтобы не препятствовать обзору действий священника, находящегося в По окончании мирной ектении и возгласа иерея «Яко подобает...» диакон (находясь на солее) «творит поклонение пред святым жертвенником, отступает от своего места, шед на десную страну, стоит пред святыми Произнося вторую (пространную) ектению Литургии верных, диакон (также стоя вне алтаря) «сия же глаголет, взирает на иерея и, егда смотрит того скончавша молитвы, абие глаголет " Премудрость " , и священник [дает] возглашение " Яко да под державою " Перед возгласом священника «Святая святым» «стоит диакон в себе моляся и зрит очима на иерея и, егда видит его простерша руце и воздвигша святый хлеб, абие егда возгласит " Вонмем " Очевидно, что, стоя перед высокими, наглухо закрывающими пространство царскими вратами, диакон не мог бы видеть действий священника в алтаре.

http://patriarchia.ru/db/text/5879358.ht...

3 . Уставы ещё различаются между собой по числу содержащихся в них правил и чинопоследований – собственно монастырских; в списках и изданиях позднейшего времени таких правил и чинопоследований больше, чем в древнейших. Это можно видеть из следующей таблицы: статей I. Печатный устав, изданный при патр. Иоасафе Подобаетъ вдати, вкое время бpamiя въ цркви не стоятъ съ жезлами (гл. 13, л. 37 об.) Чинъ onohariu, бываемый вмонастырхъ по вся дни, кака подобаетъ iepeю cnoharieю входити втрапезу (гл. 53, л. 95) Уставъ стыя горы, если аще кому случится отъ инокъ изыти изъ монастыря или на службу или на свое дло, пречтыя образъ nohariu ссобою носити, и проч., 9 гл. 54, л. 95 об.). Чинъ, бываемый на npouзbeдehie, иконома или келаря, и всякаго служебника (гл. 55, л. 100 об.). статей II. Печ. Уст. Издан. при патр. Гермогене III. Рук. солов. 1116 IV. Рукопись св. Варсонофия V. Рук. универс., рук. сол. 1128, рук. анзер. печ. Уст. Филарета Гл. 9, л. 28 об. Гл. 59 л. 113 Гл. 90, л. 97 Гл. 51, л. 199 об. Гл. 92, л. 101 об. Гл. 52, л. 121 Гл. 88 л. 95 об. Уставъ стыа горы, како кому bkлiяxъ себ на яcmiu глати и гд-любо, сирч на всяком мст Гл. 91, л. 101 Судя по изложенным заглавиям, также по тому, что почти все обозначенные здесь монастырские правила и чинопоследования находятся между прочим в рукописи св. Варсонофия, писанной с устава песношского монастыря 39 , в котором введены правила иноческой жизни по примеру св. горы Афонской 40 , надобно за несомненное принять, что все показанные дополнения получили своё начало на Востоке и нашей Церковью только внесены впоследствии в устав, подобно тому, как внесены в него храмовые главы. В соловецкой рукописи 1119), содержащей в себе собственный чин соловецкой обители, находим несколько особенных правил и чинопоследований, таких, которые, будучи приспособлены к местному устройству этой обители, очевидно в ней получили и начало своё. Таковы именно: 1) когда в которые колокола звонить 41 , 2) о молебнах и о панихидах, когда бывают и когда не бывают 42 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

В Г. М. Т. можно выделить собственно годовой устав, т. е. Синаксарь (последовательное описание служб на каждый день года, сначала по месяцеслову, затем по Триоди), а также дополнительные главы, содержащие указания общелитургического (литургийные чтения от Недели всех святых; 11 воскресных утренних евангельских чтений; празднование освящения храма; литургийные прокимны и аллилуиарии 8 гласов; вечерние прокимны; эксапостиларии) и дисциплинарного характера (о количестве и качестве пищи и пития и благочинии за трапезой; о Великом посте; о соразмерности в службах и пище послушников; об одежде). Дополнительные главы имеют близкие параллели южноитал. студийским Типиконам, где выписываются очень сходные указания (иногда даже называемые «Главами... церковного устройства Св. Горы» - Laurent. Gr. X 15, 1336 г.- см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. C. LXX, 797; Т. 3. C. 161), получившие поэтому в лит-ре название «Афонские богослужебные главы» ( Пентковский. Типикон. С. 147-148). Также Г. М. Т. содержит списки римских патриархов, иерусалимских, александрийских, антиохийских и к-польских, а также царей иудейских и ассирийских, христианских (македон., рим. и визант.), соч. «О семидесяти учениках Господа» еп. Тирского Дорофея. Особенности богослужения по Г. М. Т. А. М. Пентковский убедительно показал, что типикон принадлежит к афоно-италийской редакции Студийского устава , отличающейся от первоначальной редакции рядом специфических признаков ( Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 69-80). Порядок богослужения по Г. М. Т., как и по всем редакциям Студийского устава (в отличие от более древних практик), хотя и имел ряд характерных особенностей, был уже очень близок к тому, к-рый принят в правосл. Церкви в наст. время. Подобно памятникам первоначальной редакции Студийского устава (в первую очередь Студийско-Алексиевского Типикона ), по Г. М. Т. не бывает воскресных и праздничных всенощных бдений; совершение часов является здесь признаком постового богослужения (ср.: Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 240); священнические молитвы вечерни и утрени не читаются все вместе в самом начале службы (как в Иерусалимском уставе ), а распределены по ней (Там же. С. 277, 284-287, 292); в среду и пятницу Сырной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров (Там же. С. 273-274); в 1-й (относительно лекционарной системы) период церковного года (от Антипасхи до 26 сент.) на утрене стихословится только одна кафизма и т. д.

http://pravenc.ru/text/164477.html

И когда это видишь, то, конечно, испытываешь ни с чем не сравнимое чувство. Ведь не секрет — каждый живущий в миру человек, даже тот, кто старается жить по-христиански, все-таки исподволь привыкает к компромиссам между Евангелием и теми обстоятельствами, в которых мы живем. И со временем этот путь компромиссов начинает казаться чуть ли не единственно возможным. Но когда ты видишь людей, бескомпромиссно следующих евангельским заповедям, это обновляет твою собственную решимость и заставляет внутренне собраться. Пребывание на Святой Горе оказало огромное, я бы сказал решающее, влияние на мою дальнейшую жизнь. Думаю, так происходило со многими. Что касается тяжести афонского устава… Он не то чтобы крайне тяжелый и какой-то особенный. На самом деле это просто обычный церковный устав, который сохраняется на Афоне, при том что в других местах он ослаблен. А здесь к уставу относятся так, как будто он написан только сегодня и именно для нас с вами. Опять же, есть такое человеческое качество: когда мы читаем о примерах подвижничества в древних святоотеческих книгах, некий голос внутри нас говорит: «Да, это замечательно, но все это было так давно. А сейчас другое время, другие люди…». Ничего подобного! Вот на Афоне и сейчас можно увидеть людей, которые живут так, как жили и тысячу, и полторы тысячи лет назад. По крайней мере, они стараются так жить, не идя на компромиссы со своей совестью. Вообще надо сказать, что церковный устав, если его соблюдать не фрагментами, а в совокупности, очень разумен. И он совершенно не ставит своей целью замучить человека, выжать его как лимон. Даже при том, что богослужения на Святой Горе более продолжительные, чем в миру, что здесь, на Афоне, несколько раз в году бывают и десятичасовые бдения (в обычные дни служба, конечно, поменьше), даже обычному человеку такая жизнь вполне по силам. Предусмотренное церковным уставом чередование молитвы, труда и отдыха — это жизнь правильная, разумно устроенная, и в ней нет ничего неподъемного. Наоборот, она укрепляет волю и придает силы.

http://pravmir.ru/bez-kompromissov-s-sov...

  178  Норов. τρες τν προσφορν ξ ν προσφρει ερες; в уставе Синод. (пол. XVI b) сделано замечание: «στον, τι τινα κνπικ ρτους τρες λγουσι κα τν στμνην το ινου ρ δ στου κα λιου о λγουσι» (нужно знать, что некоторые типики говорят о трёх хлебах и о стамне вина, а о пшенице и елее не говорят).   180  Исключение составляет покойный И. С. Казанский, который совершенно верно перевёл из устава императрицы Ирины выражение «τ τυπικ ψλλετε» словами: «пойте и положенное в уставе». Древние Труды М. Арх. Общества т. VII, 2, стр. 69.   181  Свод этих мест у Филарета Черниговского в главе о Марке Идрунтском (О песнописцах и песнопении греческой церкви), там же и о его литургических трудах. Cf. Fabr. Harl. Bibl. gr. XI, p. 81, 678. Ibid. перечень греческих рукописных уставов с Марковыми главами о деятельности Марка по обработке иерусалимского устава см. в статье греческого типика Синод. библ. на конце рукописи. В рукописном сборнике из Волоколамской библиотеки, теперь МДА, лист 192, записано оглавление Марковых глав под обычным заглавием: «Марка иеромонаха любомудреца списание трудолюбезно о недоведомых уставу», но со следующим прибавлением «той же Марко сотворил совершен канон в великую субботу, а преже была четверопеснь».   182   μελωδς κα ποιητς κριος Μρκος νρσκεται ν δροντω σταλις μητροπολτης παρ το Κοναταντινουπλεως. Nil. Doxapatr. De thron. patriarch. Patr. t. 132, col. 1104. Родота, не известно на каком основании, вступление Марка на кафедру Отранто относит к 879 году. Rodota. Dell’ origine progresso е stato del rito greco in Italia t. 1, p. 264: Устав Нанианской библиотеки (XIV b) называется именем Саввы Освященного и преподобного отца нашего Марка, иже в св. лавре Афонской «το ν τ γα λυρα το θω». Так смутны были в это время представления о личности автора Марковых глав. О Марковых главах см. в статье г. Дмитревского о богослужении в Русской церкви, Православный Собеседник.   183  В них самое изложение службы подробнее и заключает дополнения из местной практики и некоторые особенные обряды, не имевшие дотоле места и заимствованные из позднейших уставов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Константинополь 20 ноября 1909 г. Подлинник, машинопись Милостивый государь Сергей Дмитриевич, В бытность мою товарищем министра 1170 я, письмом от 26-го января сего года за 89, сообщил моему предместнику в Константинополе копию с отношения обер- прокурора Св. Синода от 31-го декабря 1908 года за 11192 касательно вопросов, связанных с покупкой русским афонским келлиотом, иеросхимонахом Пантелеимоном развалин древней Лавры Преподобного Харитона у источника Айн-Фара, близ Иерусалима. Действительный тайный советник Зиновьев не мог в то время дать своего заключения по сему вопросу ввиду признанной им необходимости выждать окончания переживавшегося тогда Иерусалимскою Церковью кризиса 1171 . Ознакомившись ныне лично с обстоятельствами данного дела, я мог заключить, что некоторые основные условия его осуществления, за 6-ти летний период течения этого вопроса и при прохождении им многих инстанций, получили в настоящее время неточное против первоначальной мысли инициатора дела толкование. Из прилагаемого при сем поданного мне названным иеросхимонахом Пантелеимоном на имя Св. Синода нового прошения от 10-го сего ноября Ваше Превосходительство изволите усмотреть, в каком виде представляется будущее устройство Фаранской Лавры ее владельцу, причем следует принять во внимание, что он и ранее не имел в виду передать купленную им землю нашей Иерусалимской Духовной Миссии, как о том неточно упомянуто в сказанном отношении обер-прокурора Св. Синода, а предполагаемый им устав новой обители более сходен с порядком жизни в Елеонской женской общине, пользующейся внутреннею самостоятельностью, существуя на свои средства, и лишь духовно подведомственной начальнику Духовной Миссии в Иерусалиме, но существенно отличается от положения Горненской общины, которая, будучи крайне бедной, содержится самою Духовною Миссиею, от коей всецело и зависит. Что касается принципиальных препятствий и протеста, возбужденных Иерусалимскою Патриархиею по поводу приобретения русским афонским монахом участка земли в Палестине, то, по моему мнению, они не имеют действительных оснований и вызваны лишь опасениями местного духовенства усиления в святых местах русского элемента. Особенно характерным, между прочим, является то обстоятельство, старательно иерусалимскою иерархиею при этом замалчиваемое, что местность с остатками древнейшего христианского памятника сего приобретена о. Пантелеимоном из мусульманских рук, и ею никто из духовных властей Иерусалимской Церкви не интересовался до тех пор, пока ее не купил русский монах, что произвело немедленно большое смущение, вызвавшее затем сильный шум и меры преследования против последнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010