Аннотация «Жизнь и учение старцев. Путь к совершенной жизни» Игоря Смолича – великолепный труд по истории русского старчества. Смолич 15 лет работал с материалами по русской церковной истории. В процессе своей работы он понял, что предмет истории русского монашества почти не затронут. Так появились два труда, которые Смолич считал подготовительными к своему opus magnum (главному труду – лат.), ставшие, однако, главными в его творчестве. «Русское монашество» – описывает, так сказать, «внешнюю» историю монашества, а эта книга – «Жизнь и учение старцев» – внутреннюю. Смолич начинает с зарождения русского монашества и заканчивает XIX веком – акцентируя внимание на Серафиме Саровском и Макарии Оптинском . Своему труду Игорь Смолич предпосылает такие слова: «В действительности мне кажется искусством искусств и наукой наук руководить людьми, этими различными и разнообразными существами». Эти слова св. Григория Назианзина изображают вкратце явление, довольно часто встречающееся в жизни Восточной Церкви и известное под именем старчества. Старчество возникло и развилось в связи с аскетическим воспитанием молодых монахов, для обучения их деятельному христианству. В понятии «отречься от всего земного» нет отрицания мира. Это – основной вопрос, труднейший во всей христианской аскетике. Все средства, которые даются в руки ученика, должны иметь своей целью не полное умерщвление плоти, но ее преодоление и преображение. В аскетически-мистическом учении это названо ясно: «единение с Богом» и «обожение». Именно в таком состоянии аскет, полностью связанный с земными страданиями и уже стяжавший славу святого, должен снова вернуться в мир, чтобы служить своему ближнему, видя в нем такого же, как он сам, человека. В этом состоит конечная цель всех видов деятельного аскетизма. Правильное обучение монаха, которое воспитывает будущего аскета, не может заключаться в полном отречении от самого себя, он должен сохранять все связи, свойственные общественной жизни в монастыре, и в особенности личное отношение к старцу. Конечно, кто достиг высочайших ступеней аскетизма, может сам в себе воспитать отшельника. Но пройти путь полного самоотречения дано только немногим избранникам, и если они служат образцом для других, то дают пример не отшельничества, а своих в одиночестве воспитанных добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/z...

О монашестве I. Взгляд православного христианина на монашество Когда христианство озарило Русь своим светом, между русскими людьми начали проявляться высокие души, которые бросали земные блага и шли на духовные подвиги. Они были первыми светочами среди нового Христова стада. Своею подвижническою жизнью, умерщвлением плоти, воздержанием от страстей, эти люди были посланниками Божьими для поддержания и увеличения духовного сокровища в Русской стране. Благодаря им, на Руси основались монастыри, которые в то время были главными распространителями христианской веры, учителями разумно-нравственной жизни среди тьмы язычников, хранителями старины и рассадниками книжного просвещения. Многие из таких людей, ради спасения души, уходили в пустынные места, в леса, но святая жизнь их скоро становилась известной и около них собирались новые сподвижники. Мало по малу братья умножалась и таким образом основывались монастыри и монашество. Самый древний на Руси монастырь это – Киево-печерский. Потом через некоторое время возник Троицкий монастырь, в последствии – Троице – Сергиева Лавра. Последняя не только показывала Руси образцы аскетизма, но и спасала наше отечество в годины тяжких испытаний. Грамотность и просвещение также долгое время сосредоточивались в монастырях. Следовательно, должно не порицать монашество за его мелкие частные недостатки, а наоборот, быть ему признательным за духовную службу, оказанную и оказываемую монашеством русскому народу. Несостоятельность возражений против монашества В наше время слышатся разные возражения против монашества, несостоятельность которых совершенно нетрудно показать. Мало того: нужно удивляться, как можно возражать против того, что достойно не порицания, а напротив, самого горячого сочувствия и одобрения. а) Монашество, говорят, несовременно; оно отжило свой век. Если так, то и христианство будет уже несовременно, потому что обеты монашеские прямо вытекают из духа евангелия и основываются на учении Спасителя и Его апостолов о высших степенях христианской жизни. Кроме заповедей, общих для всех христиан без различия, евангельским учением и Церковью предлагаются советы для желающих подражать ангельскому житию; эти советы состоят в соблюдении постоянного девства (целомудрия), совершенной нестяжательности и полного послушания, а за этим в усиленной молитве и постничестве. Как же называть несовременными эти высокие добродетели? Уже ли можно ограничивать каким-либо временем лучшие, святые стремления без смертного нашего духа? И если наш век называется веком просвещения или прогресса – движения вперед во всем, то на каком же основании уничтожать желание стремящихся выше и выше к Богу по своей жизни?– Итак, называть монашество несовременным не только несправедливо, но и грешно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Книга 1 → Содержание Введение Краткая история и основные значение понятия «аскетизм». Глава I Православное учение об усвоении каждым человеком спасения, совершенного Иисусом Христом. I II III IV V VI VII VIII IX X XI Глава II. Состояние греховной поврежденности человека. Аскетический анализ «страстей». I Значение «страстей» в духовной жизни, их сущность и главные моменты развития, по учению свв. отцовъ-аскетов. § 1 § 2 ΙII II Аскетическое учение о значении и сущности «страстей» так называемых «плотских» и «душевных». § 1 § 2 § 3 Приложение ко II главе. Происхождение и значение восточной аскетической схемы восьми главных пороков. §1 II Глава III. «Любовь», как основа и сущность религиозно-нравственного христианского совершенства. I II III IV V VI VII VIII IX X XI Глава IV. Основные начала православно-христианской аскетики. I Обращение человека ко Христу. II III IV V VI VII VIII IX X Заключение     Введение Краткая история и основные значение понятия «аскетизм». С именем «аскета» в принятом словоупотреблении соединяется обычно представление о монахе, притом строгом отшельнике, пустыннике, а с именем «аскетизма» – упражнение в делах, ведущих преимущественно к угнетению и умерщвлению плоти 1 «Аскет» в обычном словоупотреблении – синоним человека, удалившегося от общественной жизни, чуждающегося людей и т. п. Обычно думают и говорят, что «аскетизм» – дело совершенно необязательное и даже ненужное для всякого христианина вообще, причем одни считают его явлением ненормальным, противным природе, заслуживающим или порицание или сожаление 2 ; другие же, высоко ценя «аскетизм», признают его делом, осуществляемым лишь особыми избранниками, для людей же, живущих среди обычных условий, ни в какой степени необязательным и неосуществимым. Такое понятие об «аскетизме» узко, односторонне, а потому и не вполне правильно. Для того чтобы установить правильный и точный смысл этого термина, обратимся к его филологическому анализу и его краткой истории. Слово аскезис (σκησις), от которого произведено общеупотребительное теперь слово «аскетизм», происходит от глагола σκε’ω искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы 3 ; украшать и во всем этом упражняться 4

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Скачать epub pdf Урок 1 Часто на уроках православия мы обращаемся к теме «Аскетика для мирян». Ведь именно аскетика является деятельным выражением покаяния! И сегодняшний великопостный цикл на эту тему мы начнем со всем известного примера: как аскеза помогала и преподобному Серафиму Саровскому , и приходящим к нему людям приносить покаяние и спасаться… – Великий пост – это время, когда наша духовная жизнь может и должна углубиться, сделаться более напряженной, наполниться борьбой. Так, по крайней мере, говорят об этом времени святые отцы, проповедники Церкви. А кто-то из них добавляет, что на эти долгие семь постных недель мы должны стать аскетами и совершать определенные духовные подвиги. Но готовы ли мы к этому? И точно ли усвоили для себя, в чем суть христианского аскетизма? На «Уроках православия» мы постоянно обращаемся к этой теме, поскольку именно аскетика является деятельным выражением покаяния. А покаяние как изменение жизни в свою очередь осуществляется непосредственно в аскетике. Что же это значит? Смотря где. Например, за пределами церковной ограды слова «аскет», «аскеза» понимаются однобоко. Мол, аскеза есть умерщвление плоти, а аскеты – это странные люди, которые по каким-то своим убеждениям строго постятся, живут отшельниками и сознательно лишают себя всех радостей жизни. Так неужели и мы на время поста должны уподобиться им? Или суть христианской аскезы в чем-то другом? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, мы со священником Валерием Духаниным решили подойти к «Аскетике для мирян» основательно и рассказать на наших уроках не только о сути аскезы, но и о том, как с ее помощью сделать наше покаяние живым и спасительным. И сегодняшний урок мы начнем с известного всем примера: как аскеза помогала спасаться поначалу самому преподобному Серафиму Саровскому , а затем и приходящим к нему людям. Ведь он был настоящим аскетом: жил отшельником, всячески умерщвлял свою плоть. Вот только радости он не лишился! Более того, с избытком одаривал ею всех, кто к нему приходил, и стал в итоге всенародно любимым батюшкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Христианин в своем духовном возрастании проходит много степеней, начиная с самых низших и оканчивая самыми высшими, которых достигают святые подвижники. Находясь на низших ступенях духовного делания, христианин подчиняется определенным, строго обязательным для него правилам; но по мере того, как он духовно возрастает, душа его освобождается от рабского страха пред разными требованиями и правилами и переходит к тому состоянию свободы и любви чад Божиих, когда христианин вместе с ап. Павлом может сказать: «вся могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» ( Флп.4:13 ). Факты и явления духовно-нравственной жизни могут быть предметом изучения для нравственного богословия, если понимать его в широком смысле слова, как науку занимающуюся изучением всех видов практического христианства. Но обыкновенно нравственное богословие ограничивается изучением нравственных в собственном смысле обязанностей христианина; явления же высшей духовной жизни составляют предмет другой науки, правда, очень близкой к нравственному богословию, но в то же время и отличной от него, – аскетического богословия 1 . Начало христианскому аскетизму было положено первыми благочестивыми христианами, которые, под влиянием сильного религиозного чувства, удалялись от мира в пустыни и уединенные места, где проводили жизнь в посте и молитве. За свои благочестивые упражнения, ради умерщвления плоти, они получили наименование аскетов (σκητι отъ σκω – упражняю). Строго говоря, имя аскета приличествует всем последователям Иисуса Христа, так как аскетизм до известной степени составляет существенный элемент учения нашего Спасителя и с этой точки зрения он обязателен для всех христиан. Но так как подвиги, с которыми соединяется аскетическая жизнь, не для всех одинаково исполнимы, то обыкновенно это наименование присвояется высшим подвигам христианского благочестия, которые для каждого христианина составляют предмет свободного выбора. Итак, аскетическое богословие есть наука о высшей христианской жизни, о христианском совершенстве. Задача его показать христианам «путь превосходнейший» ( 1Кор.12:31 ), идя которым христианин достигал бы высочайших вершин нравственного совершенства, каких только может достигать природа человека, подкрепляемая божественной благодатью. Он обнимает, так сказать, теорию и практику христианского совершенства, другими словами – духовную жизнь саму в себе и в ее практическом обнаружении (благочестие). Аскетическое богословие в той своей части, в которой оно трактует о высших проявлениях духовной жизни, близко примыкает к мистическому богословию, а посему полезно теперь же установить различие между ними, чтобы впоследствии не смешивать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация «Жизнь и учение старцев. Путь к совершенной жизни» Игоря Смолича — великолепный труд по истории русского старчества.  Смолич 15 лет работал с материалами по русской церковной истории. В процессе своей работы он понял, что предмет истории русского монашества почти не затронут. Так появились два труда, которые Смолич считал подготовительными к своему opus magnum, ставшие, однако, главными в его творчестве. «Русское монашество» — описывает, так сказать, «внешнюю» историю монашества, а эта книга — «Жизнь и учение старцев» — внутреннюю. Смолич начинает с зарождения русского монашества и заканчивает XIX веком — акцентрируя внимание на Серафиме Саровском и Макарии Оптинском. Своему труду Игорь Смолич предпосылает такие слова: ««В действительности мне кажется искусством искусств и наукой наук руководить людьми, этими различными и разнообразными существами». Эти слова св. Григория Назианзина изображают вкратце явление, довольно часто встречающееся в жизни Восточной Церкви и известное под именем старчества. Старчество возникло и развилось в связи с аскетическим воспитанием молодых монахов, для обучения их деятельному христианству. В понятии «отречься от всего земного» нет отрицания мира. Это — основной вопрос, труднейший во всей христианской аскетике. Все средства, которые даются в руки ученика, должны иметь своей целью не полное умерщвление плоти, но ее преодоление и преображение. В аскетически–мистическом учении это названо ясно: «единение с Богом» и «обожение». Именно в таком состоянии аскет, полностью связанный с земными страданиями и уже стяжавший славу святого, должен снова вернуться в мир, чтобы служить своему ближнему, видя в нем такого же, как он сам, человека. В этом состоит конечная цель всех видов деятельного аскетизма. Правильное обучение монаха, которое воспитывает будущего аскета, не может заключаться в полном отречении от самого себя, он должен сохранять все связи, свойственные общественной жизни в монастыре, и в особенности личное отношение к старцу. Конечно, кто достиг высочайших ступеней аскетизма, может сам в себе воспитать отшельника. Но пройти путь полного самоотречения дано только немногим избранникам, и если они служат образцом для других, то дают пример не отшельничества, а своих в одиночестве воспитанных добродетелей.

http://pravbiblioteka.ru/book/jizn-i-uch...

XXIV. О монашестве Когда Христианство озарило Русь своим светом, между русскими людьми стали появляться высокие души, которые бросали земные блага и шли на духовные подвиги. Они были первыми светочами среди Христова стада. Своей подвижнической жизнью, умерщвлением плоти, воздержанием от страстей эти люди были посланниками Божиими для поддержания и увеличения духовного сокровища в Русской земле. Благодаря им на Руси основались монастыри, которые в то время были главными распространителями православной веры, учителями разумно-нравственной жизни среди тьмы язычников, хранителями старины и рассадниками книжного просвещения. Многие из таких людей ради спасения души уходили в пустынные места, в леса, но святая их жизнь скоро становилась известной и около них собирались новые подвижники. Мало-помалу братия умножалась, и таким образом основывались монастыри и монашество. Самый древний на Руси монастырь – это Киево-Печерский. Потом чрез некоторое время возник Троицкий монастырь, впоследствии Троице-Сергиевская Лавра. Последняя не только показывала Руси образцы аскетизма, но и спасала наше отечество в годины тяжких испытаний. Грамотность и просвещение также долгое время сосредоточивались в монастырях. Следовательно, должно не порицать монашество за его мелкие, частные недостатки, а, наоборот, быть ему признательным за духовную службу, оказанную и оказываемую монашеством русскому народу. Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью при отрицании ими монашества Мк.1:13 . «И был Он (Иисус Христос) там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаной, и был со зверями; и Ангелы служили Ему». Объяснение. Здесь пример и основание для пустынножительства, для удаления от мира, во зле лежащего: 1Ин.2:15:5:19 ; угодники Божии так и поступали: Евр.11:38 . 1Тим.4:1–3 . «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимания духам обольстителям и учениям бесовским. чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Эта мысль весьма знаменательная, и мы на ней остановимся побольше. III. Обожествление плоти (в известном смысле) это – догмат и христианства, которое возвестило истину, что „Слово стало плотью“. Именно у апостола Павла раскрывается учение о конечном торжестве воскресшей плоти, которой обещана вечно блаженная жизнь. По-видимому, нечему учиться у язычества с его проповедью прав плоти. Не правда-ли? Но христианство, – уверяют нас, – проповедует самоубийство, умерщвление тела, аскетизм. Кажется, г. Розанову можно было бы понять, что аскетизм есть не только гигиена духа, но гигиена тела, имени» результат благоговения к имеющему воскреснуть телу. Плоть в христианстве „не злая тьма“ манихейская и не из тёмного начала. В человеке всё от присносущного света и всё к этому свету влечёт и в этом свете. Аскетизм – это святая во Христе плоть и святой во Христе дух человека (Филевский). „Христос пришёл во плоти. И теперь Им не отложена плоть, и Божество Его пребывает в воспринятом человечестве, не обнажённое от тела, и приидет Он с телом, в каком показался ученикам на горе Фаворе, когда Божество победило плоть человека“. Не в умерщвлении тела и подавлении его жизненности поэтому состоит цель борьбы христианина аскета со своим телом, насколько оно идёт против высших его стремлений, но в том, чтобы самостоятельно и самодеятельно сделать его достойным своего высшего назначения поставить в полное гармоническое согласие с жизнью духа (А. Ф. Гусев). „Полезнее укреплять тело, нежели ослаблять его в силе; лучше делать его бодрым, чем одряхлять произвольным каким-либо изнурением“ – говорили св. отцы. „Мы научились умерщвлять не тело, а страсти“, – говорит препод. Пимен Авве Агафону. „Умерщвлять, удручать и сокрушать плоть значит низводить душу в круг мелочных задач“, по словам св. Григория Богослова . Вообще, христианство различает тело и плоть. Законы тела – это законы физической природы человека, против них не борется христианство. Законы же плоти это законы низших проявлений животной жизни, явлений физической жизни, проявление или „пережитков“ животной природы, или, наоборот, проявление животности, нажитой через грех человека, посредством культуры полового или вообще телесного наслаждения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Еретический аскетизм, сопротивление начаткам которого зафиксировано в самом Новом Завете 746 , мы встречаем в гностических и манихейских сектах. Он был основан на восточных и платонических идеях, на дуалистическом представлении о мире, на смешении греха с материей и на искаженном представлении о Боге и творении. Его представители утверждают, что Бог и мир находятся в непримиримой вражде, что в роли творца мира выступила сущность низшего порядка, что человеческое тело по сути своей зло, будучи созданием дьявола или демиурга, а потому великая моральная обязанность человека – избавить себя от него или постепенно его уничтожить посредством либо крайнего воздержания, либо предельной вседозволенности. Многие гностики считали грехопадением первое удовлетворение сексуальных желаний, которое подчинило человека власти Гилы (материи). Ортодоксальный, или католический аскетизм начинается с буквального или надуманного понимания некоторых отрывков Писания. Он признает, что вся природа является творением Бога и объектом Его любви, и провозглашает божественные происхождение и окончательную участь человеческого тела, без которых, фактически, не было бы воскресения, а значит, и допуска к вечной славе 747 . Следовательно, задача аскетизма – не умерщвление тела, но совершенный контроль над ним и его освящение. При таком понимании метафизический дуализм духа и материи подменяется этическим конфликтом духа и плоти. Однако на практике аскетизм выходит за рамки простых и здравых учений Библии, ложно истолковывает телесные желания и стремления или природу чувств как таковую, видя в них дела плоти или эгоистический принцип, пребывающий как в теле, так и в душе, и, как следствие, при всем своем отвращении к ереси, по сути, смыкается с гностиками и манихеями, ненавидевшими тело как темницу духа. Эта близость с ними находит выражение прежде всего в презрительном отношении к браку и семейной жизни – богоданным прообразам церкви и государства, и в чрезмерном самоотречении, с которым не идет в сравнение даже благочестие апостолов. Языческое по своему характеру гностическое учение о возможности и необходимости самоискупления через удаление от мира и от тела 748 , опровергнутое теоретически, проникло в церковь через заднюю дверь христианского быта, полностью игнорируя христианское учение о возвышенном назначении тела и о полноте совершенного через Христа искупления.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В частности, аскетизмом достигается созерцательное единение с Богом, которым удовлетворяется «аффективное влечение“, «экстатическая любовь к Богу“ (Ф. Ф. Гусев, Ср. И. В. Попов , Шалфеев, С.Левитский, Тареев, Harnack, Holl). Таким образом, в «аскетизме“ проявляется стремление усвоить «чисто божественную“, религиозную сторону христианства, «стремление к небу и вечности“, «к осуществлению достижения высшей святости“ (А. И. Гренков). Более частные и конкретные определения цели и смысла, «аскетизма“: ’воспитание молитвенного настроения, «духовная созерцательная жизнь“ (Е. Никон); «воспитание созерцательной любви к Богу“ ( И. В. Попов ); приведение сил и способностей человека в правильное взаимоотношение, замена эгоистического принципа чувством Бога (Г. Левицкий); «умерщвление“, «обуздание“ тела (Архиеп. Иннокентий); исцеление развращенной воли человека (Архиепископ Амвросий); сообщение человеческой воле – по ее направлению – полного согласия с волей Божественной“ (Проф. прот. Т. И. Буткевич ); приобретение любви к Богу и ближним (С. Говоров); «жизнь, достойная сына Божия, свободная от рабства вещам“ ( А. Иванов ); препобеждение страстей и приобретение добродетелей (Е. Феофан, Проф. В. Никольский ); совершенство христианской жизни, которое состоит в преданности Богу и Его святой воле, – в последовании Христу (Schiwietz); деятельность, имеющая в виду «совлечься ветхого человека и облечься в нового“ (Mayer). «Аскетизм – не цель сама по себе, а средство к самоотречению духа и соединения с Христом. Он имеет целью, путем подавления плоти, дать простор духу, путем заглушения воплей животности, дать человеку услышать голос совести, путем погашения страстей, возгреть в нем добродетели, путем укрощения в нем инстинктов зверя, проявить и прояснить образ Божий, путем перенесения произвольных скорбей, научить переносить и непроизвольные, одним словом, аскетизм имеет целью помочь подвижнику совлечься ветхого человека с его страстями и похотями, чтобы облечься в нового“ ( 2Кор 4:16 ; Гал 5:11 ).(Прот. А. Соловьев. Соч. цит., стр. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010