Верея. Церковь Богоявления Господня (Космы и Дамиана) в Заречье. Карта и ближайшие объекты Табличка на храме: Богоявленская церковь (что в Заречье) с приделом святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших.  Построена на средства купца М.Е.Седельникова в 1777 году. Освящена в 1781 году. Вторая табличка: В этом храме служили священномученик Леонид Прендкович и мученик Алексий Серебрянников, принявшие смерть за Христа в годы гонений на православную веру (память святых совершается 13 октября). Богоявленская церковь (в Заречье) - кирпичная, построена в 1777 году на средства верейского купца М.Е.Седельникова на месте разобранной деревянной церкви свв. Косьмы и Дамиана, 1759 года постройки. В 1781 году церковь была освящена в честь Святого Богоявления с приделом в честь свв. бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших (память 1/14 июля). В 1782 году купец М.Е. Седельников получил благословение пристроить к храму кирпичную колокольню, освященную в 1786 году. Церковь Святого Богоявления является образцом церковного зодчества последней четверти XYIII века. Она представляет собой бесстолпный храм типа " восьмерик на четверике " с ярко выраженной ярусной композицией. Завершенный фронтонами двусветный четверик расчленен на два яруса профилированным поясом, проходящим в уровне венчающих карнизов Алтаря и трапезной. Сомкнутый свод храма несет массивный световой восьмигранник барабана с миниатюрным глухим постаментом и фигурной главкой. Архитектурные и декоративные формы храма-спаренные пилястры на углах, фронтоны, абрис кровли - подчёркивают вертикализм здания.Неболь­шая низкая трапезная связывает четверик с трехъярусной колокольней. Два её нижних яруса, квадратные в плане, несут прорезанный арками восьмерик звонницы, увенчанный каркасным шатром. Реставрационные работы по Богоявленскому храму проводились в 1967-1969 годах трестом " Мособлстройреставрация " под руководством архи-Тектора-реставратора Н.Н.Свешникова. В 1983 году на Богоявленский храм, являющийся памятником истории и культуры регионального значения, был составлен паспорт научного учёта.

http://sobory.ru/article/?object=02397

Закрыть itemscope itemtype="" > Отзыв на предложенный для обсуждения проект нового «Катехизиса», составленного Синодальной библейско-богословской комиссией Русской Православной Церкви» Доклад на богословско-практической конференции 29.10.2017 1064 Время на чтение 16 минут Как мы сообщали , 8 октября прошло научное собрание по обсуждению проекта нового православного катехизиса. Публикуем доклад, прозвучавший на обсуждении. 1. Общая оценка трактата 1.1. Предварительное замечание Прежде всего, хочется обратить внимание на одну букву, четвёртую по счёту, стоящую в заглавии обсуждаемого богословского трактата. Всякий человек, знакомый с греческим алфавитом, знает, что буква «η» в церковном обиходе при чтении и пении традиционно передаёт звук «и» и называется «ита». В светских же академических (университетских) кругах её произносят как «э», а саму букву «η» именуют «эта». По одному этому признаку - произнесению буквы «η» - можно судить о том, какое мipoboззpehue выражает автор: церковное или светское. Из какого источника он черпает знание: от Православного Предания или от духа века сего? Невозможно на Пасху читать с амвона Евангелие по-гречески: Эн архэ эн о Логос , но только: Эн архи эн о Логос (Ин. 1, 1). Это было бы равносильно тому, чтобы возглашать текст, как обновленцы, вместо церковнославянского по-русски или по-украински. Есть богослужебная книга «Октоих» или по-русски «Осмогласник». Вряд ли кто-то захочет переименовать её в «Октоех» или «Октоэх». Но ведь второй корень в этом слове - «их» (а не «эх»!), по-русски «глас, голос» - совпадает с корнем в слове «Кат- и х-изис». Одна маленькая буква, подобно лакмусовой бумажке, помогает определить: церковное или мipckoe содержание имеет книга. Все светские толковые и орфографические словари (включая В.И. Даля, С.И. Ожегова и др.) предлагают написание: «Катехизис». Напротив, церковные источники, к примеру «Полный церковнославянский словарь» протоиерея Григория Дьяченко, утверждают орфографию: «Кат и хизис» (или даже «Кат и хисис»).

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/30/...

Закрыть Старший вестник и воин К Собору Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 20.11.2020 983 Время на чтение 9 минут Сегодня, 21 (8) ноября, празднуется Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово " ангел " на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка " архи " к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Имя Михаил - на еврейском значит " Кто, как Бог " . Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: " Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго " (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/21/...

Итак, будем деятельно держаться прекрасного дела поста и воздержания; добрыми делами удостоверим наше расположение относительно их. Деятельно покажем каковы плоды они приносят, ибо дерево познается по плоду. Но и земледелателю долженствует первому восприять от плодов. «Разумей, яже глаголю» ( 2Тим.2:6 ), – говорит Апостол. Так, из числа иных добродетелей, каждая очищает и украшает или душу или тело, или вернее сказать – одну некую часть души или тела: так молитва и ведение украшают и очищают ум, кротость укрощает гнев, целомудрие гасит вожделение. Пост же и воздержание умиряют плотское разжжение, угашают яростный гнев и страстность, в душе создают ясное небо – чистое и как бы безоблачное – очищая ее от паров, происходящих от множества еды и от мрака, как следствия сего. Благодаря посту и воздержанию внешний человек вянет; насколько же он вянет, настолько внутренний человек обновляется, как говорит Апостол. Упитанный желудок, сказал некто, не рождает тонкого ума; следовательно, суживаемый от поста и воздержания, он, по необходимости, и ум делает тонким. Таким образом, благодаря сему совершается все прекрасное и хорошее. Пост и воздержание это – двойное кольцо стен, и живущий за ними наслаждается большим покоем, как бы гражданин Иерусалима. Ибо Иерусалим в переводе означает «мир». Подступает же войной к этой стене вавилонский князь «архи-повар», и там, где не нашел бы стойко защищающих извнутри эти стены, он разрушает их, вводя, как стенобитные орудия, ухищрения поварского искусства. Находящееся же за этими стенами не только презирают различие яств, но ради большей экономии и хлеб сами молотят, лучше сказать, – сами, благодаря воздержанию, опрокидывают Мадиамский шатер. Ибо это-то предызображала и история Гедеона: «Се тесто хлеба ячна (ячменного), – говорится, – валяющееся в полце мадиамли» ( Суд.7:13 ). Показывает же ячменный хлеб скромность и воздержание даже в необходимой еде тех, которые воинствовали вместе с Гедеоном. «И привалился к кущи Мадиамли, и поби ю, и преврати ю», – говорится. Мадиамским же шатром, опрокинутым ячменным тестом, конечно, будет (в нашем сравнении) – кипучее вожделение глотки и чрева, яростные требования которых отсекает пост и неприхотливая, отвечающая посту, трапеза. Даниил – муж желаний – не только лепешкой убил дракона, бога тех, которых бог – чрево, но и в течение многих недель не вкушая вожделенного хлеба, ни вина не пия, узрел новые видения и удостоился пришествия Архангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРАРЬ [Греч. ρριον или ρριον; лат. orarium], в правосл. традиции богослужебное облачение диакона . В наст. время представляет собой ленту (из парчи, бархата или шелка) длиной 2,8 м и шириной 13-15 см, к-рую диакон возлагает поверх стихаря на левое плечо (О. крепится с помощью петельки), а при приготовлении к причащению за литургией препоясывается ею крестообразно. Иподиаконы всегда носят О., препоясавшись крестообразно. Архи- и протодиаконы имеют т. н. большой, или двойной, О. (в совр. практике Церквей греч. традиции, а также в Грузинской Православной Церкви двойной О. носят все диаконы; в рус. практике двойной О. рядовым диаконам дается только как награда после 5 лет служения или получения ученой степени кандидата богословия). Этимология слова ρριον/orarium точно не установлена. Нек-рые исследователи полагают, что слово имеет лат. происхождение (от os, oris - уста) и означает плат для отирания лица, носа или губ. В эпоху Римской империи такие платки назывались sudarium ( Petronii Satyricon. 67// Petronii Arbitri Cena Trimalchionis/Ed. M. S. Smith. Oxf., 1975. P. 38) или manualium (они были достаточно длинными: так, о сщмч. Киприане Карфагенском сообщается, что он таким платком завязал себе глаза перед казнью - Acta proconsularia S. Cypriani. 5. 4-5). У лат. церковных писателей термин orarium использовался в бытовом значении до VII в. ( Hieron. Ep. 52. 9; Greg. Turon. Hist. Franc. III 5; в т. ч. в отношении платка, к-рым обвязывают лицо умершего ( Ambros. Mediol. De exc. fratr. II 78; свт. Амвросий Медиоланский цитирует Ин 11. 44, однако в большинстве рукописей Vetus Latina и в Вульгате вместо orarium стоит sudarium), платков, к-рые паломники кладут на мощи мучеников ( Idem. Ep. X 77. 9), повязки на больной глаз ( Aug. De civ. Dei. XXII 8. 7)). В одном из ранних упоминаний богослужебного облачения диакона на Востоке О. называется θνη и отождествляется с льняным полотенцем (убрусом), которое Иисус Христос использовал при умовении ног апостолов ( Isid. Pel. Ep. 1. 136). Поскольку одной из функций диаконов была помощь в причащении народа, происхождение О. может быть связано с платками, к-рыми они отирали уста причастившихся. Однако практика причащения в ранней Церкви была иной: Св. Дары принимали в руку, а Св. Кровь подавали не на лжице, а непосредственно из чаши. При этом платки часто использовали сами причастники для покровения ладони, на к-рую принимали Тело Христово. Поэтому бытовое происхождение О. может быть обосновано только исходя из этимологии греч. слова δικονος - как «служащий столам», т. е. официант, к-рому полагается полотенце для исполнения своих обязанностей.

http://pravenc.ru/text/2581467.html

Мой ХХ век Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 3 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 51, 2008 Наши воспоминания о пребывании в Церкви начинаются с 20-х годов прошедшего столетия. Мы ведь были с братом 1 в отроческом возрасте, когда наступила революция, и через какое-то время в Церкви почувствовалась значительная свобода и оживление 2 , и во многих храмах служение литургии и других богослужений стало очень значительно по своему духовному настрою. Воспоминается прежде всего наш приходской храм во имя Спаса Преображения недалеко от Сухаревой башни 3 , куда мы ходили ещё детьми, а потом уже отроками. Храм во имя Спаса был достаточно новый, очень крупный, построенный в одно из последних, по-видимому, десятилетий перед революцией. Он отличался изяществом и большой чистотой, открытые боковые приделы соединялись с главным, таким образом получалось большое и очень звучное пространство. Я запомнила целый ряд замечательных икон, и в их числе была икона Воскресения Христова на правом столпе между главным и боковым приделом храма. В храм мы ходили главным образом с нашей тётушкой, которая немножко помогала в работе свечного ящика, и бывали там очень, конечно, немного, но впечатления остались отчётливые. Помнится время говения на Страстной неделе, когда мы с братом шли на исповедь к “старичку”, который был пятым, кажется, священником в нашем большом приходе, и стояли в ожидании, когда мы пойдём за ширмочку, которая была поставлена так, чтобы не смущать никого и чтобы исповедующийся спокойно, без посторонних глаз мог беседовать со священником. Батюшка был добрячок, встречал нас конечно добром, учил нас Закону Божию и с любовью отпускал. Среди других служб в памяти запечатлелся один из годов, когда я уже была постарше, уже становилась девицей, и когда Господь дал мне пережить большое чувство радости при чтении Евангелия на греческом языке во время Великой заутрени. Я помню эти греческие слова, которые тогда не понимала, но которые остались в душе, и которые потом стали в какой-то мере руководящими в моей жизни: Ин архи ин о логос… 4 . И я помню эту чудесную литургию, после которой мы по светлым уже улицам шли с нашей тётушкой домой к нашей старушке-маме, которая нас ждала.

http://pravmir.ru/moy-hh-vek/

Разделы портала «Азбука веры» Иерархия (от греч. ερς (иерос) – священный и ρχ (архи) – начальство) – 1) (небесная иерархия) мир небесных ангелов , представителей различных ангельских степеней или чинов (Предание называет 9ть таких чинов), взаимодействие между которыми осуществляется в рамках установленного Богом порядка, подразумевающего, что Божественная воля , Божественный свет преподается через высшие чины к низшим; 2) (трёхчинная церковная иерархия) священноначалие , совокупность представителей трех степеней священства: « епископ », « священник », « диакон »; 3) (церковная иерархия) порядок управления в Церкви , подразумевающий определенную каноническую подчиненность представителей более низких степеней священства и/или церковных должностей представителям более высоких; 4) возглавляемое Богочеловеком Иисусом Христом единство ангелов и людей, членов Церкви, объединенных действием Божественной благодати , взаимной любовью, общими высшими целями. Иерархическая подчинённость является Божественным установлением и основополагающим принципом сосуществования всех разумных существ. Одним из убедительных подтверждений этого факта является то, что даже  падшие духи (бесы) вынуждены сохранять подчинённость в своей среде, несмотря на стремление отменить или извратить Божественный миропорядок. Иерархия – понятие православного катафатического богословия, сформулированное в « Ареопагитиках » и означающее священноначалие, священный порядок. Понятие «иерархия» является терминологической новацией св. Дионисия. На страницах «Ареопагитик» оно встречается около 100 раз. Введя это понятие, св. Дионисий стремился раскрыть гармоническую структуру тварного бытия, выявить его согласованность и созвучие как отражение гармонической жизни нетварного Бога . «Основание этого мира – в неизреченном покое Божественной жизни, который открывается и в мировом ладе и строе. – Разъясняет учение об иерархии Г.В. Флоровский, – Бог есть Бог мира. Все в мире стройно и созвучно, все состроено и согласовано между собой; и ничто не теряет при этом своего своеобразия, но слагается в живую гармонию».

http://azbyka.ru/ierarxiya

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Архангелы – (от греч. ρχγγελος – начальник ангелов, ангелоначальник) – 1) один из чинов ангельской иерархии, который, согласно Преданию Церкви, стоит над чином ангелов, но ниже наивысших и средних чинов; 2) представители этого ангельского чина. Как переводится слово «Архангел»? Слово «Ангел» в переводе с греческого языка значит вестник. Приставка «архи» указывает на их старшинство по отношению к Ангелам. Встречается ли слово «Архангел» в Священном Писании? Слово «Архангел» в Священном Писании впервые появляется в 3й Книге Ездры: «На это отвечал мне Иеремиил Архангел: когда исполнится число семян в вас, ибо Всевышний на весах взвесил век сей…» ( 3Ездр.4:36 ). Это слово встречается также в Священном Писании Нового Завета: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”» ( Иуд.1:9 ); «Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде» ( 1Фес.4:16 ). Имена каких Архангелов указаны в Священном Писании? Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них. Среди них – Архангелы Михаил (кто как Бог) ( Иуд.1:9 ) и Гавриил (муж Божий/сила Божия) ( Лк.1:26 ), упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил (исцеление Божие) ( Тов.5:4 ), Уриил (свет Божий/огонь Божий) ( 3Ездр.4:1 ), Салафиил/Селафиил (молитва к Богу) ( 3Ездр.5:16,31 ), Иеремиил (высота Божия) ( 3Ездр.4:36 ) упоминаемые в неканонических книгах Св. Писания. Кроме того два имени Архангелов известны нам из церковного Предания: Иегудиил (хвала Божия), и Варахиил (благословение Божие). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» ( Тов.12:15 ). Исходя, в частности, из этого библейского стиха ряд исследователей полагают, что представленные под данными именами Ангелы названы Архангелам не как представители одного из низших чинов – Архангелов, – а как старшие Ангелы вообще.

http://azbyka.ru/arxangel

Раскроем значение первого стиха Библии в последовательности, предложенной св. Филаретом Московским 18 . Содержание нашего толкования выходит за пределы материала св. Филарета. Предел, от которого начинается бытие мира. (Берешит), ν ρχ (Эн архи), в начале – с этого слова начинается Божественное Откровение Танаха, святой Библии. Мир не безначален. Он начался. Началось время. Языческие представления о вечной материи и, рождающихся в них богах, о безначальном и бесконечном, не имеющем ни причины, ни цели круге миробытия разбиваются емким и сильным словом – Берешит. Значит, было начало! Открывается таинственная А (Альфа) – начальная точка мира. Это же слово – начало – употребляет Соломон, говоря о Премудрости, как начале мироздания: Ягве имел меня (Премудрость) началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони ( Притч. 8:22 ). Это же слово употребляет св. Иоанн в начале Евангелия: В начале было Слово... все чрез Него начало быть ( Ин. 1:1–3 ). Все было не всегда, а начало быть – вот первое откровение Божие. На низложение языческих и еретических учений о вечности и предшествовании материи указывает св. Иоанн Златоуст : «Подойдет ли к тебе Манихей, утверждающий, что прежде существовала материя, или Маркион, или Валентин, или кто из язычников, говори им: в начале сотворил Бог небо и землю " 19 . Утверждение некоторых философов и физиков, что материя вечна и бесконечна (посмотрите § 1 любого учебника физики советских времен) не имеет никакого основания и логически несостоятельно 20 . На то, что мир не безначален, указывает в своем Шестодневе и св. Василий Великий : »Сперва упомянул о начале, чтобы иные не почли мир безначальным... Посему, человек, не представляй себе видимого безначальным, и из того, что движущиеся на небе тела описывают круги, а в круге чувство наше, с первого взгляда, не может приметить начала, не заключай, что природа круговращаемых тел безначальна« 21 . Далее св. Василий поясняет, что, хотя линия круга не имеет начала, но начертывающий ее, начинает с какой-то точки.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 16 1–4. Южная граница Ефремова и Манасиина колен. 5–9. Граница удела Ефремова колена. 10. хананеи в Газере. Нав.16:1 .  Потом выпал жребий сынам Иосифа: от Иордана подле Иерихона, у вод Иерихонских на восток, пустыня, простирающаяся от Иерихона к горе Вефильской; Граница удела, доставшегося по жребию сынам Иосифа, т.е. Ефремову и половине Манассиина колена, начиналась от того места Иордана на восточной его стороне, которое находится против Иерихона, шла затем к «водам Иерихонским», под которыми разумеется, вероятно, находившийся у древнего Иерихона богатый водой источник, называвшийся впоследствии источником Елисея, а в настоящее время Аин-ес-Султан или Ель Кельт 155 . Дальнейшим пограничным пунктом служила «пустыня, простирающаяся от Иерихона к горе Вефильской», под ней разумеется пустынная местость, идущая на запад от Иерихона с крутыми подъемами на горную возвышенность; в Нав.18:12 она названа пустыней Бефавен. Нав.16:2 .  от Вефиля идет предел к Лузу и переходит к пределу Архи до Атарофа, От горы Вефильской, названной по имени находившегося на ней Вефиля, граница шла к Лузу, который находился, нужно думать, в некотором расстоянии от Вефиля, что видно отчасти из Быт.28:19 , где Иаков дает имя Вефиль месту, на котором он спал и которое находилось не в самом Лузе ( Нав.16:2 ). Местоположение следующего затем города или вообще местности с именем Архи с положительностью неизвестно; одни место Архи указывают в сохранившей это название деревне на запад от Рамаллы 156 , другие – в деревне Арик, между Вефилем и Вефороном 157 . Место Атарофа, названного далее в Нав.16:5 и Нав.18:13 , Атароф-Адаром, указывается в Хирбет-ель-Атира, как называется деревня с развалинами на юге от Беерофа 158 . Нав.16:3 .  и спускается к морю, к пределу Иафлета, до предела нижнего Беф-Орона и до Газера, и оканчивается у моря. Предел Иафлета неизвестен по своему положению. О нижнем Беф-Ороне см. Нав.10:10 . Газер, бывший сильной крепостью, расположен был на высоком холме Телль Джесар, покрытом обширными развалинами, который находится между Екроном ( Нав.13:3 ) и Никополисом, носящем в настоящее время название Амвас 159 . Место Газера, остававшегося до недавнего времени неизвестным с достоверностью, найдено в 1873 г. известным французским археологом Клермоном Ганно, и это открытие нашло признание со стороны других исследователей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010