7. Соблюдение этих условий возвратит богослужению его древнюю действенную силу и красоту, особенно, если все великие даяния св. Духа: православные молитвы, стихиры и каноны будут переведены вдохновенным переводом на общепонятный разговорный русский язык. На это, думается, должна быть направлена вся энергия порывающихся к церковному Творчеству, ибо прежде, чем строить новое, целесообразнее было бы извлечь из под спуда древнее, но никогда нестареющее; новое же только на основе этого древнего может рассчитывать на некоторую жизненность; только черпая из этой неоскудевающей сокровищницы, мы научимся различать истинно ценное от легковесного и минутного. 8. Кроме того, настоящий момент настоятельно требует усиленной молитвы о сохранении Церкви от ереси, расколов, заблуждения и неверия, что может быть совершаемо по известному чину «об обращении заблудших», вставкой на своем месте (мирной и сугубой ектении) соответствующих прошений и коленопреклоненной молитвы. Еще необходимо, согласно завету Апостола Павла ( 1Тим.2:4 ), молиться за власть, что особенно важно при современном положении ( Вар.1:2–12 и Иер.29:7 ). Тогда «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются... и Господь даст благо, и земля наша даст плод свой» ( Пс.84:11–13 ). 9. Желательно было бы также, постоянно поминая страшные слова Господни «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Ин.2:16 ) и «Вертепом разбойников» ( Мф.21:13 ), устранить из храма всякое понятие о таксах на «заказные» обедни, молебны, панихиды, сорокоустные и годовые поминовения и проч., а предоставить все дело доброхотности верующих. Особенно же следовало бы, раз навсегда, отменить всякие награды и знаки отличия, как то: «митро», «архи», «прото», скуфьи, камилавки, митры ( 1Кор.11; 4:7 ), набедренники, палицы, различие крестов и проч., как не имеющее оправдания пред словом Божиим и каноническими правилами. Не говоря уже о том, что все эти человеческие привносы слишком возбуждают страсти честолюбия и зависти и тем загрязняют нетленную чистоту и святость Божьего дела; они, вредя простоте нравов во Христе, вредят и истинному благолепию богослужения, которого истинная сила и красота в той же простоте, ибо внешнее должно соответствовать внутреннему. Можно допустить некоторые из них не как награды, а как звание по должности служения и как священные предметы, употребляемые священнослужителями при богослужении и вне его, как это и есть в некоторых других церквах.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Наталья Самовер и прот. Александр Салтыков Мы надеемся, что после того, как опыт Петербурга будет представлен на заседании Совета при  министерстве культуры, ситуация сдвинется и в Москве. Мы также предложили, чтобы министерство активизировало работу по постановке на охрану памятников архитектуры федерального значения. Москва в последнее время активно ставит на охрану памятники регионального значения,  но памятники федерального значения и в Москве и по всей России не ставилась на охрану довольно давно. В составе правоохранительных органов необходимо создать специализированные подразделения, которые занимались бы вопросами охраны культурного наследия наподобие тех, которые тех, которые занимаются экологическими проблемами. По нашему мнению, Министерство культуры может поставить этот вопрос в рамках межведомственного взаимодействия с МВД и прокуратурой. И, продолжая тему правоохранительных органов, мы обратили внимание министра культуры на то, что очень слаба правоприменительная практика по 243 статье Уголовного кодекса «Уничтожение и повреждение памятников истории и культуры». Наш опыт свидетельствует о том, что правоохранительные органы просто не умеют с ней работать. Мы просили министерство организовать взаимодействие с МВД по применению этой статьи. Нужно добиваться того, чтобы эта статья, защищающая наше культурное наследие, работала. Александр Филиппов: фото и текст «Архнадзор» — СПРАВКА Общественное движение, добровольное некоммерческое объединение граждан, желающих способствовать сохранению исторических памятников, ландшафтов и видов Москвы. Движение образовано 7 февраля 2009 года. Движение создано представителями общественных организаций и проектов, действующих в сфере охраны культурно-исторических памятников: Московское общество охраны архитектурного наследия (MAPS), «Москва, которой нет», «Архнадзор», «Против лома», «Соварх», Архи.ру. Первое рабочее совещание участников движения прошло в здании усадьбы Лорис-Меликова (Всероссийского фонда культуры) в Милютинском

http://pravmir.ru/natalya-samover-ob-ito...

Катерина 26 ноября 2023, 11:49 По поводу высокой детской смертности - в европейской части Евразии показатели младенческой смертности примерно одинаковы (30%), потому что гигиена/санитария толко-только стали прокладывать в медицине дорогу.Как только среди всех сословий в тех странах,где стали широко применяться грамотные методы ухода за младенцем,показатели смертности пошли вниз. К сожалению, революция отбросила Россию в средневековье в отношении всего. Были утеряны научные наработки, многие специалисты бежали или были убиты. В 1921-24 для немецких,австрийских рабочих гос-во стало строить бесплатные бассейны, дома с отоплением и ваннами для поддержания гигиены, а российские лидеры занимались чем? Мавзолеем и храмами. Галина 26 ноября 2023, 00:11 Чего не понимаю,так зацикленности на вопросе когда было лучше - при царе или при советах. Знать историю необходимо. Но зачем же столько сил тратить не на решение сейчасных архи сложных проблем, а на вот эту толкотню? Читательница (Подмосковье) 25 ноября 2023, 17:24 А работягам с " двумя " классами образования, читающим " по слогам " , не до того. Их главной заботой было прокормить семью. Прокормить на то, что оставалось после уплаты в казну. Огромный экспорт зерна в дореволюционной России обеспечивался трудом не представителей голубой крови и интеллигенции, а тех, кто трудился на этих 80-90% земель. И урожайность не была высокой, и уровень механизации приближался к нулю. Вот и получалось, что «на соху, налегая рукою, пахарь задумчиво шел полосою». И это не только в некрасовское время. И еще. Жили-ели хорошо, а какая высокая детская смертность была! Наверное, не только из-за низкого уровня медицины. За библиографию отдельное спасибо - глаз радуется. Читательница (Подмосковье) 25 ноября 2023, 17:19 Владыка Тихон проделал огромную работу. Исследование нужное, актуальное. Фильм и книга Владыки, вне всякого сомнения, обогатят нашу историческую науку, и даже ученым-экономистам и социологам (или просто интересующимся) эта книга будет полезна. Соглашаться или нет со всем сказанным – каждый решит по-своему. Главное – есть над чем задуматься. Мне вспомнились " рыба гниет с головы " и " горе от ума " . Есть верхи и низы, вожди и ведомые. Наверху – образованные, читавшие " Гомера, Феокрита... Адама Смита " ... В их горделивых умах и рождаются революционные идеи, несущие горе.

http://pravoslavie.ru/157495.html

Теперь он бросает в них обвинениями, основывая эти обвинения на односторонних полученных им свидетельствах, когда уже прошло время противупоставить им другия свидетельства и такие аргументы, каких не может ему доставить его недостаточное знакомство с предметом, которым он захотел заняться 54 . Г. Годжсон, взяв на себя, таким образом, роль следователя, судьи и адвоката, пренебрегает защитой в этом особенном деле, признает меня виновной во всем, что он, в качестве судьи, приписал мне, и объявляет доказанным мое архи-мошенничество. Комитет общества психических изследований не задумался принять суждения г. Годжсона и оскорбил меня, одобрив выводы своего агента, основанные на его лишь личном мнении. Я полагаю, что всюду, где еще понимают принципы чести, честности и осмотрительности относительно оклеветанных лиц, на поведение комитета взглянут с тем же чувством глубокого возмущения, какое я испытываю(!!). Я не имею ни малейшего сомнения в том, что другие писатели разъяснят и покажут в настоящем свете кропотливое, но неловкое разследование г. Годжсона, его пунктуальность, истощающую безконечное терпение на пустяках и не замечающую важных фактов, его противуречивую аргументацию 55 и его многообразную неспособность, когда дело идет о задачах, которые он силится разрешить. Многочисленные друзья, знающие меня лучше, чем комитет общества психических изследований, ничуть не смутятся мнениями этого учреждения, и в их руки я передаю заботу о моей, столь жестоко оскорбленной репутации 56 . Но все же надо мне лично ответить на одно место этого чудовищного отчета. Г. Годжсон, совершенно понимая очевидную нелепость его заключений обо мне, пока они не основаны на какой-либо теории достаточных поводов для объяснения, почему, пожертвовав моим общественным положением на родине 57 , я отдала всю жизнь теософической деятельности,– унижается до утверждения, что я политический агент русского правительства, и выдумал какое-то мнимое религиозное движение с целью подкапываться под британское правительство в Индии! Для окраски этой гипотезы г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Все те же в ней буквы, только сочетание их различное. То ли дело там за забором... Ну же, ленивый Буцефал, скорее туда! Спуск с перевала несколько круче, чем был подъем, хотя под ногами все тот же камень и растительность убогая. Доезжаем до раздела путей. Влево к Северу поворачивает дорога, по нашим понятиям, все та же тропинка, в Загорье, а прямо на Восток спускается наша „большая“ Фессалийская, заслуживающая имя стежки, но величаемая „Царскою“ дорогою. И как ей не украшаться таким завидным титулом? По ней разъезжали в самую давнюю древность, еще до войны Троянской, девять царей Фессалийских или, по-тогдашнему, Эмонийских 203 , когда естественная тому времени пытливость влекла того или другого из них посмотреть, что за земля там лежит за высоким Пиндом, и какие там цари царствуют, и доходит-ли до них широкий Пелагос, которого начало (архи), как и всего хорошего и великого, находится в их несравненной родной земле. Хотелось бы, не скажу повидать (за первым кустом или утесом можно и теперь попасть на такого царя), а послушать какого-нибудь того времени Величества, вероятно Пеласга родом, и хотя что-нибудь определенное составить о периоде до-Еллинском мест этих. Кое-как еще можно представить царство величиною с нашу хорошую волость, но уже затруднишься поверить, что страна, величиною с нашу небольшую губернию, могла выставить 280 кораблей, конечно с каким-нибудь войском в помощь союзникам, воевавшим пресловутую Трою, а затем, поступаясь все глубже и дальше в исторические предания Фессалии, находишь, что чем дальше в лес, тем больше дров, по пословице. Но… еще будет время потолковать об этом. Углубляемся в ущелье, обставленное с обеих сторон твердынями, скрывающими от взора нашего высшие части гор, так ярко награвированных на карте Пуквиля и поименованных вправо от дороги: Чукарелли, а влево: Чукарука. Это странное: Чу! ка... из какой может быть эпохи? Ответить на это могли бы только упомянутые девять царей Фессалийских или царь Неоптолем Эпирский, сын Ахилла, оказавшегося, по исследованиям покойного Венелина (или другого какого панслависта), славянином.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

нет известных слов: преложив я Духом твоим Святым. На Литургии Преждеосвященных Даров указывается священнику, при произношении слов: свет Христов просвещает всех, смотреть к востоку. 8. Служебник. Бум. 8 , 1 столбец. Гораздо новее предыдущего номера. Помещены в книги: чин поставления Подиакона и Диакона, и чин, бываемый на поставление Попа. Везде указывается говорить: достоин, а не аксиос, и притом, при рукоположении Диакона, один только раз, по наложении ораря, тоже и при священническом рукоположении, но не сказано, когда именно. Говорится только: по аминь, архиерей преложить заднюю часть ораря его на предь. Потом облекут его вь фелонь, и целовав его, повелит стати ем с прочиими попы. Есть два листка из чина Архиерейского служения; там попалось в глаза следующее: В первиих помени Г и Архиепископа, протопопа и Хартоф лака и прочии попии. Епископа (?). Последи же диаконы в олтари стое: Мате 212 , преосвященного архи п ка Оустынианы и всее Бльгарие и всее поморскые и западные земли«. Тут же, но другою рукою написано: Кирилла , Е п ка нашего 213 . 9. Часослов. Бум. 8 . 1 столбец. В начале недостает целых 17 тетрадей. Последняя помечена цифрою л (37). В конце есть приписка: " Ведомо буды, яко скончасе синаксарь (?). Слава ти с т аа Троице». Какое отношение имеет к часослову синаксарь? И какой синаксарь? И что за нужда делать ведомым кому-то о его скончании? Про всё это ведает один писавший заметку. Письмо книги XVI века. 10. Часослов. Бум. 16 . Без начала и конца. Совершенно разбитая книжка. Того же века. 11. Октоих. Бум. 8 . 1 столбец. Книга содержит в себе одни Воскресные службы восьми гласов. Конец оторван. На дощечке замечено скорописью: Вь лето, зр (1672) паде слана (?) м ц а априля , и повар i ило (?). И вьсе лето тоурцы повоеваше на Москов i ю, и беше гладъ крепко по местамь на вьсточнеи стране«. А еще ниже прибавлено: Тогда прповезахъ сию книг грешни попь Никола при господине вл д ц моего Феофана. У. града Скоп i я. И простите ми отцы и братия моя»... Чем-то Московийским веет от этой безграмотной заметки особенно – от частого употребления е вместо . Обстоятельство, что книга когда-то находилась в Скопле, бросает некую тень на туземное происхождение монастырских рукописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

И притом всегда же в итоге, при осуществлении таких вот мечтаний в реальной жизни, - и бывало, и будет одно только ее уродство. Ибо жизнь нельзя уложить в прокрустово ложе кабинетных теорий, основанных на однозначно извращенно понимаемой «социалистической» нравственности. Да и христианство тут явно притянуто за уши. Однако для нынешних христианствующих фантазеров прокоммунистического направления, убеждающих себя в том, что и Сам Христос, мол, с ними, - это вовсе не так: нет, не притянуто, и социализм их, мол, - архи-наихристианнейший! Однако чем отличаются подобные заблудшие - от тех же коммунистов? Ведь, по сути, внутренние интенции их совершенно одинаковы - «всё отнять и поделить». Скажут: ну, как же - разве мы «во Христе», в наших-то церковно-фурьеристских фаланстерах, что-то делить будем? А как же? - по другому-то равенства не бывает. Оно только после дележки и возникает - правда, почему-то всегда ненадолго. Или скажут другое: да разве мы кого-то будем заставлять становиться истинными, «добровольно уравнивающимися» христианами? Но ведь неполная «истинность» всех остальных «братий и сестер» нашими социал-»первохристианами» изначально уже явно подразумевается - иначе они и разговора бы такого не завели... А значит - в идеале, для повсеместной победы подобного «христианского» социал-идеализма - можно (и наверняка в итоге захочется, как уже и прежде бывало) и всевозможные способы просветительского увещания применить - ведь во славу же Божию... За всем же этим стоит лишь, увы, весьма недалекий «духовный» самообман, ибо сама внутренняя онтологическая природа такого максималистского «христианского» социализма (во многом тёмная, но пытающаяся представить себя «ангелом света»), самый дух подобных «уравнительных» движений - всегда покоится, прежде всего, на подспудном завистливом материализме. И опыт истории показывает, что тут уж ничего не поделаешь - грешен человек (даже - и христианин!). И наверняка уйдут первые романтики «христианской» социалистики (нынешние Добролюбовы да Чернышевские), а затем придут Нечаевы да Ленины с Троцкими «от Христа». Обычная история...

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/07/...

На Руси обычно должность З. совмещалась с обязанностями пономаря (или параэкклисиарха ), а также церковного сторожа. Об этом свидетельствуют различные документы и произведения фольклора, в частности пословицы: «Повещать сторожам софийским, как звонить в другие колокола большие» (II Новгородская летопись под 1572 г.) или «Не быть звонарем, не быть и пономарем», «Не все пономари, а редко кто не званивал!» ( Даль В. И. Толковый словарь живого великорус. языка. М., 1955. Т. 1. С. 672). Имена мн. З. сохранились в переписных книгах XVI-XVII вв., в церковных ведомостях XVIII - нач. XX в. и др. письменных источниках, но сведений о жизни и специфике служения З. прошлого сохранилось немного. Как правило, они были выходцами из сословия крестьян или мещан. Иногда З. служили дети лиц духовного звания. Далеко не все монастырские З. XVII-XVIII вв. были монахами. Иногда они жили на посаде своим двором и служили за жалованье (Псково-Печерский мон-рь, XVII в.). При колокольне Ивана Великого в Московском Кремле имелось неск. десятков З., проживавших в особой звонарской слободе, т. н. Звонарях. Руководил ими звонарный староста. Сохранилось предание о том, что в древности 12 дек. каждого года он должен был докладывать царю о прибавлении дня, за что получал 24 р. серебром, а 12 июня - о прибавлении ночи, после чего заключался в темную палату на Ивановой колокольне на 24 ч. ( Леонид (Кавелин), архим. О московских древностях: (Из зап. моск. старожила прошлого столетия)//Моск. ЕВ. 1872. 2. С. 12). Школ З. в совр. смысле на Руси не было, но при нек-рых соборах и мон-рях существовали звонарские артели, аналогичные средневековым цехам, они способствовали как обмену опытом, так и сохранению местных традиций звона. Навыки обычно передавались «с рук» при непосредственном общении. Наиболее удобным временем для выявления людей, способных к колокольному звону, была Светлая седмица, или, как ее еще именовали, «звонильная неделя», когда каждый желающий мог пробовать свои силы в колокольном искусстве. Для запоминания и передачи ритмов звона З. использовал т. н. звонарские приговорки, или присказки, мнемонического типа: короткие ритмизованные тексты, изредка произносимые нараспев, запечатлевшие характерные ритмоинтонационные обороты колокольного звона местных традиций. Напр., приговорка, услышанная свящ. Павлом Флоренским от одного из звонарей ТСЛ: «Архи - мандрит/Нам о - ставил/Сорок восемь/Колко - лов» ( Трубачёв С. З., диак. Избранное: Ст. и исслед. М., 2005. С. 507). Нередко оказывалось, что незаурядным талантом обладали не только штатные церковные З., но и обычные прихожане; также искусно звонили в колокол бродячие нищие и юродивые. Часто их способности, судя по рассказам и воспоминаниям очевидцев, сочетались с душевной просветленностью и прозорливостью.

http://pravenc.ru/text/199671.html

Василий Полисадов . 10/22 Дек. 1856 г. 10 . Письмо Архимандрита Антония, Наместника Тр.-Сергиевой Лавры 119 Милостивый Государь Сергей Константинович! Взгляните снисходительно на мою мысль, не будет ли она достойна труда Вашего литературного. Как в московских ведомостях, в северной почте, вероятно и в иных журналах печатаются современные Адресы и даже до сих пор продолжа[ю]ется. Высказывается в них русское сердце Государю, и всему отечеству. Мне думается, полезно бы было собрать все оные Адресы в один Сборник в виде свода. Тождественные мысли соединять с означением, какому принадлежат они Обществу и губерниям. Мысли и изъявления хорошо рисующие особые чувства и взгляды так цел[ь]но и ставить. Веть ето изъясняет от клики ру[с]ского народа, как в настоящее время, так и дела грядущих времен. В 16-м веке или в начале 17-го скудные воззвания против преобладания Польши, мы сердечно ищем проявить, и они потеряны. Мне кажется, такой Сборник будет драгоценным и полезным чтением для каждого русского. С помощью его каждый может поверить свои мысли и чувства – так ли они русские, как изображен в Адресах отклик истинно русских сынов Благословенной России. Подумайте и употребите Ваш труд на его дело прекрасное и полезное для каждого русского, и я уверен, что Вы вознаградитесь живейшею благодарностью от каждого истинно русского человека. Читать в газетах и повторять, а иногда и сличать – очень трудно и надо кучу листов иметь под руками с посторонними сведениями, а Сборник Адресов может быть не очень большою книжицею, даже настол[ь]ною, где желающему удобно пересмотреть и проверить разнообразие высказанного с своими мыслями, и приложить их к тому или другому Обществу. Желаю получить ответь на мое пис[ь]мо к Вам остаюсь с искренним уважением и любовью к Вам навсегда Лавры На. Архи. Антоний. Мая 23-го дня 1863-го года. 11 . Письмо Архиеп. Филарета Многоуважаемый добрейший Сергей Константинович! Не нахожу слов к выражению благодарности за Ваш дар, не заслуженно мною полученный. За книгу о Троицкой Семинарии величайшее Вам спасибо; за службу праведному Филарету, существования которой я и не подозревал, буду молить о Вас и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Известный миссионер и церковный публицист начала XX в., придерживавшийся крайне правых взглядов, протоиерей Иоанн Восторгов , еще в годы Первой российской революции обратил внимание не на мечту социализма нравственно переделать людей, а на основу этого нравственного перерождения. 208 Примечательно, что о. И. Восторгов , как и о. Е. Аквилонов , критикуя социализм, признавал и в нем естественную «долю правды», вовсе не отрицая необходимости решения социальных вопросов, в том числе и вопроса рабочего. Правда, их акцент был, в отличие от социал-демократов, смещен в принципиально иную сторону. Нравственное развитие и перевоспитание людей (а не классовая борьба) виделось пастырям единственным реальным и ненасильственным выходом из сложившейся в результате революции ситуации. Не ограничиваясь критикой, о. И. Восторгов в те же годы предлагал свою программу опровержения учения социализма. Наиболее полное обоснование программа эта получила в ходе работ IV Всероссийского миссионерского съезда, состоявшегося в июле 1908 г. в Киеве. Официальное решение о его созыве было принято определением Св. Синода за 2898 от 30 апреля–1 мая 1908 г. В постреволюционных условиях Киевский форум должен был стать исключительным явлением церковной жизни, тем более что предыдущий миссионерский съезд собирался одиннадцатью годами раньше (в 1897 г.). 209 Впечатлял и список прибывших в Киев со всей России 640-ка участников, среди которых было три митрополита, десять архи- и двадцать епископов (11 епархиальных архиереев и 9 викариев). Программа, подлежавших рассмотрению делегатов проблем, подразделялась на три отдела: исторический, апологетико-полемический и организационный. Во втором отделе программой предусматривалось рассмотрение вопросов социализма и атеизма. Лаконично сообщалось о том, что в этой связи необходимо будет изучить характер и сущность социал-демократического учения и цели, преследуемые им; социал-демократию, как нравственно-религиозное движение, а также способы и средства, полезные для разрешения данной задачи. 210 Председателем съезда, работавшего с 12 по 26 июля, был назначен Волынский архиепископ Антоний, чьи традиционно правые политические убеждения являлись показателем того, в каком русле будет протекать его (съезда) работа. Согласно распоряжению Антония, прибывшие деятели миссии разделились по семи отделам (комиссиям). Работа пятого отдела была посвящена церковному учительству и «вопросу о мерах борьбы с социализмом, анархизмом и неверием». Председательствовал в отделе известный московский миссионер-проповедник протоиерей Иоанн Восторгов . На отделе он сделал несколько докладов, в которых затрагивался вопрос о необходимости противодействовать распространявшемуся социалистическому учению и (как полагало большинство участников Киевского съезда) неизбежным его следствиям – материализму и атеизму. В сложившейся ситуации, полагал о. И. Восторгов , назрела потребность дать народу общедоступную апологетическую литературу, где рассматривались бы следующие вопросы:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010