Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МААЛУЛА [Маалюля; арам.  ; араб.  ], сел. в Центр. Сирии, христианский культовый центр и один из последних очагов бытования арамейского языка . Селение расположено на высоте 1650 м на плато Каламун, на расстоянии ок. 60 км к северо-востоку от Дамаска. Оно спускается амфитеатром по юж. склонам горной гряды, разделяющей уступом 2 плато. Скальный массив пробит 2 ущельями: у входа в одно расположен православный монастырь первомц. Феклы (Мар-Текла), 2-е ведет на верхнее плоскогорье (1790 м) к мелькитскому католич. мон-рю мучеников Сергия и Вакха (Мар-Саркис). По одной из версий, арам. название Маалула, означающее «вход», связано с узким ущельем (араб.- «фаджж») у мон-ря первомц. Феклы. В скалах существует множество пещер, частью естественного происхождения, частью высеченных в эллинистическое время и служивших гробницами, а в византийскую эпоху - жилищами отшельников или часовнями. В селении сохранилось неск. церквей, в т. ч. во имя св. Илии с мозаикой IV в. Мощи первомц. Феклы хранятся в пещерной церкви одноименного монастыря. По местному преданию, прилегающее ущелье появилось по молитве первомц. Феклы, когда скалы расступились, чтобы дать ей убежище от преследовавших ее рим. солдат. В нач. XVIII в. В. Г. Григорович-Барский зафиксировал иную версию легенды: гора раскололась и образовала проход перед ап. Павлом , к-рый принес в селение мощи своей ученицы Феклы. Другая, очевидно более древняя, традиция локализует расщелину, чудесно образовавшуюся для спасения св. Феклы, близ Селевкии, в Киликии (мест. Агия-Текла, впосл. Мериемлик, Турция), где в VI-XIV вв. были жен. мон-рь и крупный паломнический центр. Мон-рь на верхнем плато посвящен одним из самых почитаемых в визант. Сирии святых - мученикам Сергию и Вакху (часто упом. посвящение только мч. Сергию). Монастырская церковь построена на месте языческого храма Аполлона, как считается, в первые годы после Миланского эдикта (313). Это предположение подтверждается возрастом деревянных балок, вмонтированных в стены: по данным радиоуглеродного анализа, он составляет 2 тыс. лет. Кроме того, форма алтарей в ц. мч. Сергия, окруженных бортиками высотой 7 см, представляет собой архаичную модель, имитирующую алтари языческих храмов и довольно быстро вышедшую из употребления в христианской архитектуре. Встречающиеся в литературе утверждения о том, что М. очень рано стала архиерейским центром и ее епископы принимали участие в первых Вселенских Соборах, являются местным преданием и не подтверждаются аутентичными источниками.

http://pravenc.ru/text/2561112.html

Главным трудом Г.-Б. стали путевые записки, в к-рых он описал природу, историю (преимущественно церковную), быт и нравы народов Средиземноморья. Работа является одним из важнейших источников по церковной истории этого региона кон. XVII - сер. XVIII в., она отличается объективностью, беспристрастностью, уважением к греч. духовным традициям и критическим отношением к собственным недостаткам. Автор умел ценить добродетели людей, принадлежащих к др. конфессиям, с теплым чувством вспоминал францисканского монаха из Бари, оказавшего Г.-Б. радушный прием. Особенно подробно составлены описания Стамбула, Св. земли и афонских мон-рей. Записки содержат сведения о количестве и национальном составе насельников афонских обителей, о монастырском быте, об особенностях богослужебного устава, о важнейших реликвиях, об архитектурных и художественных памятниках. Особую научную ценность представляют сведения о несохранившихся до наст. времени памятниках, в частности таких как царские врата из Русского вмч. Пантелеимона мон-ря , созданные по заказу серб. деспота св. Георгия Бранковича (см. Бранковичи ). Г.-Б. регулярно упоминает о жалованных грамотах, хранящихся в архивах мон-рей, он составил первый (хотя далеко не полный) обзор слав. актов Афона, собрал большое число греч. и слав. монастырских исторических преданий, в т. ч. целый ряд до этого неизвестных (напр., о древнейшей истории Зографа ). Повествование сопровождают надписи с указанием места и времени пребывания автора. В конце книги имеется общий указатель имен, географических названий и достопримечательностей. Кроме описания путешествий Г.-Б. сделал много рисунков: видов природы, планов и фасадов зданий. Часть рисунков была вклеена в книгу, а остальные отданы бывш. товарищу автора Псковскому архиеп. Симону (Тодоровскому). Рисунки служат важным источником по истории архитектуры Афона, в нек-рых случаях (напр., с соборами мон-рей Кастамонит и вмч. Пантелеимона) представляя единственное достоверное изображение несохранившихся памятников.

http://pravenc.ru/text/Григорович-Барски...

выполнен в виде 2-светного октагона, перекрыт 8-лотковым сводом и куполом на высоком барабане, куполами также увенчаны алтарная апсида с востока и колокольня с запада наоса. Путивльская Никольская ц. имеет 2-этажные не только наос, нои трапезную и колокольню, а многоярусное перекрытие наоса открыто внутрь, что создает головокружительную архитектурную композицию, характерную для деревянных и каменных церквей эпохи барокко. Городские храмы 2-й пол. XVIII в. отличаются многообразием приемов в исполнении композиции и декорации: упрощенный вариант декора и традиц. план с наосом в виде 2-ярусного октагона были использованы при возведении Воскресенской ц. на Торговой пл. в Путивле (1762, не сохр.); изяществом форм 2-светного наоса, перекрытого куполом с главкой на стройном барабане, и многоярусной колокольней выделялась Покровская ц. на той же площади (1772, не сохр.). К образцам столичного рус. барокко эпохи имп. Елизаветы Петровны восходит план и облик Михайловской ц. в пос. Воронеж Шосткинского р-на Сумской обл. (1776–1781, архит. И. Г. Григорович-Барский), которая напоминает церковные постройки Б. Ф. Растрелли и А. В. Квасова. Трехсвятительская ц. в Лемешах, родном селе Разумовских (работы Григоровича-Барского или С. Карлина) послужила образцом для Преображенской ц. в Глухове (1765), возведенной городским архит. В. Квасовым. В плане наос глуховского храма — триконх, перекрыт повышенным лотковым сводом, ставшим основой для 8-гранного барабана с высоким куполом; фасады над апсидами-певницами украшены элементами в стиле раннего классицизма, сохраняющими родство с барочным архитектурным убранством. Те же элементы (фронтоны с вписанными круглыми окнами), только в упрощенном виде, присущи облику Преображенской ц. в Кролевце (1782). Следование столичным образцам было характерно для усадебного церковного строительства, о чем свидетельствует облик ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы с приделом во имя арх. Михаила в с. Дубовичи Кролевецкого р-на Сумской обл., построенной в усадьбе и на средства семейства Кочубеев (ок.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

Киев. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Подоле. Покровская церковь на Подоле Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1766 и 1772. колокольня 1831. Адрес: Украина, Киев, Покровская ул., 7 Координаты: 50.460977, 30.518836 Проезд:автобусом 62, 144 до остановки м. " Почтовая площадь " , далее по улице Петра Сагайдачного, потом повернуть налево на улицу Андреевская, затем повернуть направо на улицу Покровская; автобусом и маршрутным такси до остановки м. " Контрактовая площадь " , далее идти по улицам Константиновская и Покровская Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Один из лучших образцов архитектуры украинского барокко XVIII в., шедевр киевского архитектора Ивана Григоровича-Барского (Покровская, 7). На месте армянской Рождествобогородицкой церкви, сгоревшей в 1651 г., греческий купец Николай Тарнавиот в 1685 г. построил деревянную церковь Покрова Божьей Матери. Сначала она была " придворной " церковью семьи Тарнавиотов, но в начале XVIII в. вдова Тарнавиота завещала сделать ее приходской. На протяжении 1766—72 гг. на ее месте Григорович-Барский воздвиг свою лучшую, как считается, постройку — двухэтажный каменный храм в виде триконха, увенчанный тремя куполами. Несомненно, архитектор учел существование сзади на горе Андреевской церкви, с которой Покровская перекликается своими барочными формами. Первоначально на первом этаже находился главный алтарь Покрова Богородицы. Внутри внешних крылечек были устроены винтовые лестницы на второй этаж, где существовал придел апостола Иакова Алфеева. В 1791 г. междуэтажное перекрытие было разобрано, а престол св.Иакова перенесен в боковое помещение. После пожара 1811 года изменена форма куполов, утрачен лепленый декор фасадов. В 1824 г. с запада пристроили теплый храм св.Иоанна Воина. Иконостас церкви проектировал в середине XIX в. Иван Штром (иконостас " как псевдомосковский " разобран в 1931 г.). Современная колокольня, стоящая отдельно, существует с 1798—99 гг. Ее второй этаж, первоначально деревянный, сгорел в 1811 г. С 1831 г. он заменен каменным, а на первый ярус перенесли церковь св.Иоанна Воина.

http://sobory.ru/article/?object=01027

Кафоликон, заложенный в 1548 г. и завершенный в 1563 г., занимает бóльшую часть двора. Он представляет собой храм афонского типа, близкий к кафоликонам Григория преподобного мон-ря (1761-1768) и Филофея мон-ря (1746). Наос одноглавый, 4-столпный, с 3 конхами. Главная апсида фланкирована почти не выраженными снаружи 3-лепестковыми объемами жертвенника и диаконника. С запада пристроен 2-столпный лити, его западная часть освещается 2 куполами. В 1708 г. он был поновлен, а в 1710-1714 гг. к нему был добавлен экзонартекс с невысокой колокольней, внутри к-рой устроен парекклисион во имя великомучеников Пантелеимона и Георгия Победоносца. Иеромонахи Иоанн и Дамаскин из Янины в 1716/17 г. украсили кафоликон фресками. Григорович-Барский отметил небольшой размер кафоликона, красоту его архитектуры и росписей: «...церковь имат такожде малу, токмо красну и расположением, и зданиемь, и икописаниемь» ( Он же. 1885. С. 237). Фрески лити выполнены в 1750 г. янинскими иеромонахами Серафимом и Космой, фрески экзонартекса - в 1763 или 1767 г. (сцены Апокалипсиса, а также портреты ктиторов монастыря - господаря Петру Рареша и протоспафария Петру, принявших монашество с именем Пахомий). Христос Пантократор. Роспись экзонартекса мон-ря Каракал. 1763 или 1767 г. Христос Пантократор. Роспись экзонартекса мон-ря Каракал. 1763 или 1767 г. В иконостасе кафоликона находится икона «Собор 12 апостолов», написанная иером. Дионисием Фурноаграфиотом и имеющая его подпись и дату - 1722 г. По мнению Е. Цигаридаса, иером. Дионисием или его учениками были созданы др. иконы иконостаса - Христа Пантократора, Божией Матери «Одигитрия», св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца ( Τσιγαρδας Ε. Καλλιτεχνικς τσεις στην τχνη των φορητν εικνων του 18ου - 19ου αινα στο Αγιον Ορος//Ζητματα μεταβυζαντινς ζωγραφικς: στη μνμη του Μανλη Χατζηδκη. Αθνα, 2002. Σ. 322-323). Возможно, этому же кругу мастеров принадлежит икона «Рождество Христово» из праздничного ряда иконостаса. На аналое слева помещена икона «Целование апостолов Петра и Павла» худож. Константина Палеокапы (1640). Икона Божией Матери с Младенцем на аналое слева от алтаря считается чудотворной. Ряд икон иконостаса в кафоликоне и парекклисионах написан иером. Дамаскином из Янины.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

С. 489-490). Его преемника Павла также хвалил за добродетели старец Гавриил Дионисиатский ( Γαβριλ Διονυσιτης. 2004 3. Σ. 201). В течение 7 лет в К. жил ученый мон. Авимелех Микраяннанит (1858-1965) - первый биограф свт. Нектария Эгинского. В 1953 г. монашествующих в К. составляло ок. 50 чел. (Ibid. Σ. 199). В это время в К. подвизался мон. Паисий, десятки лет самоотверженно работавший в монастырской больнице (Ibid. Σ. 202). В 70-х гг. ХХ в. из-за малочисленности братии и нехватки экономических средств состояние мон-ря стало критическим. Возрождение обители связано с деятельностью архим. Филофея из мон-ря Филофей, к-рый в 1981 г. стал игуменом К. Он являлся учеником старца Ефрема Филофеита, наставником к-рого в свою очередь был Иосиф Исихаст . Постепенно численность братии стала увеличиваться: в 1979 г. в К. подвизались 15 чел. и 8 чел. на подворьях (Θησαυρο το Αγου Ορους. 1979. Σ. 179), в 1990 г.- 19 чел., в 2003 г.- 30 чел. и 7 чел. на подворьях, в наст. время - 41 чел. В 1988 г. начавшийся от молнии пожар уничтожил 3 верхних этажа сев. угла монастырского комплекса. Пострадавшие здания восстановлены учрежденным при греч. правительстве Центром по охране святогорского наследия ΚεΔΑΚ (Κντρο Δυαφλαξης Αγιορειτικς Κληρονομας). Этот центр также организовал реставрацию колокольни, башни, пристани, конака (представительство) в Карее и нек-рых келлий. Игум. Леонтий (Козлов), О. В. Лосева Интерьер кафоликона мон-ря Каракал Частица Честного и Животворящего Креста Господня в серебряном ковчеге, верхняя часть честной главы ап. Варфоломея, части глав апостолов Петра и Павла, мучеников Христофора и Меркурия, десница вмч. Феодора Тирона, от к-рой исходит благоухание, частицы мощей св. Иоанна Предтечи, свт. Иоанна V Милостивого, патриарха Александрийского, сщмч. Харалампия, мч. Ореста, св. Аверкия, прмч. Гедеона. Во время посещения К. Григоровичем-Барским в мон-ре также хранились «кость великая от плеча» мч. Меркурия, глава св. Пелагии (не уточнено, Тарсийской мученицы или преподобной, подвизавшейся на Елеонской горе), левая рука вмц. Марины и часть руки сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского ( Григорович-Барский. 1887. С. 117). Монастырский комплекс расположен на склоне горы с заметным уклоном на северо-восток. Он, один из самых небольших на Афоне, представляет в плане неправильный прямоугольник. Периметр образован относительно невысокими (2-3 этажа) корпусами приблизительно одной высоты. Купола собора не видны из-за стен, так что единственной архитектурной доминантой является мощная башня у зап. входа.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Киев. Екатерининский Греческий монастырь. Греческий Киево-Синайский Екатерининский монастырь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1747. Адрес: Украина, г. Киев, Контрактовая пл., д. 2Б Координаты: 50.46322, 30.52019 Проезд:ст. м. " Контрактовая площадь " Изменить описание Добавить фотографии Церковь Св. Екатерины Греческого монастыря. Располагалась на Контрактовой площади. Разобрана в 1929 г. Фото 1929 г. из фондов Государственной научной архитектурно-строительной библиотеки им. В.И. Заболотного Елена Григорьева 1 июня 1929 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Екатерининский Греческий монастырь, 2 класса, в Киеве, на Подоле; зависит от Синайского Екатерининского монастыря. Основан в 1748 году проживающими в Киеве греками. В церкви святой великомученицы Екатерины замечательны: Тихвинская икона Божией Матери, принесенная в Киев в 1740 году из Финляндии, и древний образ святого Николая чудотворца. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Прежде деревянная греческая церковь Святой Екатерины располагалась недалеко от старого рынка. В 1738 г. по прошению игумена Преображенского монастыря Синайской горы Евгения и при содействии преосвященного Рафаила Заборовского, греки получили указ об устройстве каменной церкви. Киевский грек Астаматиос Стимати предоставил под застройку свой двор и обязался взять синайских священников и монахов на свое иждивение. В 1739-1741 г. г. сооружена каменная церковь в стиле барокко. В 1747 г. был подписан второй указ, гласивший: «Дозволено сей греческой церкви, по примеру греческого монастыря в Москве, именоваться монастырем с тем, чтобы игумену с братиею состоять в ведомстве киевского митрополита». Народ назвал монастырь «Греческим подворьем».В 1748 году монастырь стал носить имя Екатерининский. Во 2-й половине XVIII века на территории монастыря были построены жилые корпуса и колокольня (архитектор И. Г. Григорович-Барский). В 1787 г. монахов монастыря Святой Екатерины перевели в здание упраздненного монастыря Петра и Павла, напротив известного Флоровского монастыря. Еще раньше здесь находился первый в Киеве католический костел. Феофан Прокопович в «Истории о исхождении Св. Духа», изданной в Лейпциге, относит основание костела к 1230 г. Другие исследователи называют более позднюю дату — 1252 г. Тогда с дозволения правившего в Киеве Льва Даниловича, сына великого князя, некий доминиканец Иоакинф заложил на Подоле первый римский костел. Во время восстания Богдана Хмельницкого доминиканцы были изгнаны из обители, а строение передано «на баланс» Киевскому братству. Мещане открыли там шинок! Некоторое время спустя его освятили в честь Св. апостолов Петра и Павла, основав православный монастырь. Он просуществовал до «указа о секуляризации» 1787 г.

http://sobory.ru/article/?object=04840

Архитектор Иван Григорьевич Григорович-Барский Иван Григорьевич Григорович-Барский (1713, Киев — 1791, Киев) — киевский архитектор. Список храмов, которые построил Иван Григорьевич Григорович-Барский (или с его участием) Украина, Винницкая область Церковь Вознесения Господня Хмельницкий район, Уланов Архитектор: И.Г. Григорович Год постройки: не позже 1777 Украина, Киевская область Церковь Николая Чудотворца (Николы Набережного) Киев, город, Киев Архитектор: И.Г. Григорович-Барский Год постройки: Между 1772 и 1775 Кирилловский монастырь. Надвратная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (утрачена) Киев, город, Киев Архитектор: И.Г. Григорович-Барский Год постройки: Между 1748 и 1760 Архитектурный стиль: Украинское барокко Украина, Сумская область Церковь Михаила Архангела Шосткинский район, Воронеж Архитектор: И.Г. Григорович Год постройки: Между 1776 и 1781 Церковь Спаса Преображения Шосткинский район, Воронеж Архитектор: И.Г. Григорович Год постройки: Между 1783 и 1791 Украина, Черкасская область Покровский Красногорский женский монастырь. Собор Спаса Преображения Золотоношский район, Бакаевка Архитектор: И.Г. Григорович Год постройки: Между 1767 и 1771 Архитектурный стиль: Украинское барокко Украина, Черниговская область Собор Рождества Пресвятой Богородицы Козелецкий район, Козелец Архитектор: И.Г. Григорович, А.Квасов, (по проекту) Б.Ф. Растрелли Год постройки: Между 1752 и 1763 Архитектурный стиль: Барокко Церковь Трех Святителей Козелецкий район, Лемеши Архитектор: С. Карлин, И.Г. Григорович-Барский Год постройки: Между 1755 и 1865 Архитектурный стиль: Барокко --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/architect/iggrigorovich

Итак отняли камень [от пещеры], где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет  ( Ин.11:38-44 ). Вторая часть жизни воскрешенного Лазаря прошла на Кипре, где он вынужден был искать приюта, ибо первосвященники положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса ( Ин.12:10-11 ). Лазарю было тогда предположительно 30 лет. А в 45 году апостолы Павел и Варнава, проповедовавшие на острове вместе с будущим евангелистом Марком, встретили его и рукоположили в сан епископа Китийского, после чего 18 лет святой Лазарь был пастырем христианской общины города. Пребывание святого Лазаря в Ларнаке связано с различными преданиями. Согласно одному из них, Лазарь после воскрешения никогда не улыбался, потрясенный видом, который открылся ему в аду, где он провел 4 дня после своей смерти. Еще одно предание связано с посещением Кипра Пресвятой Богородицей, Матерью Господа нашего Иисуса Христа. Опечаленный разлукой с Ней, святой Лазарь послал за Ней корабль в Святую Землю, чтобы привезти Ее на Кипр вместе со святым апостолом Иоанном и другими учениками Христа. Прибыв на Китион, Пресвятая Дева встретилась со святым Лазарем, благословила его и подарила ему архиепископский паллиум, связанный Ею. После своей второй кончины в 63 году Лазарь был погребен на месте, где ныне возвышается византийский храм в его честь. Храм был построен по приказу и на средства императора Льва Мудрого . На саркофаге, найденном в его могиле, была надпись: «Лазарь, бывший мертвым четыре дня, друг Христа». Увы, после захвата Константинополя франками в 1204 году крестоносцы похитили мощи святого Лазаря и доставили в Марсель, где их следы теряются… Однако китионские последователи святого Лазаря оказались дальновиднее своего императора Льва Мудрого . Они отправили в столицу Византии не все мощи, оставили себе небольшую частицу. Долгое время никто не знал, где находятся остатки мощей, о чем даже написал с сожалением в своей книге «Хождение» наш соотечественник Василий Григорович-Барский в 1735 году.

http://azbyka.ru/nepoznannyj-mir-very?fu...

Самый известный русский паломник-пешеходец – Василий Киевский (Григорович-Барский) (1701–1747), большую часть жизни посвятивший странствованиям по святым местам и оставивший путевые записки. Василий пешком дошел до Рима, затем отправился в Грецию, посетил Палестину, Сирию, Аравию, Синай, Египет, из Константинополя через Румынию, Болгарию, Молдавию и Польшу вернулся в Киев. И сейчас многие верующие хотели бы отправиться по святым местам. Количество желающих с каждым годом растет, в том числе и паломников к отечественным святыням – по оценкам экспертов, в паломничество отправляется около трех миллионов человек в год. Но все ли понимают, для чего они совершают паломничество и чем отличается паломничество от обычной экскурсии, предпринятой для осмотра святых мест? Для общения с Богом, для духовного совершенствования совсем необязательно куда-то ехать – об этом нам говорит Сам Спаситель: « Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе » ( Ин. 4:19-24 ). « Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения » ( 1Тим. 2:8 ). Для любого христианина святое место прежде всего там, где он живет, то место, где совершается величайшее Таинство Любви – Евхаристия. И никакие источники и святыни не могут сравниться по своей значимости и «чудесности» с Таинством Евхаристии. Издревле на Руси паломничали с молитвой, с духовными песнопениями. Придя к цели паломничества, первым делом шли приложиться к главной святыне, ради которой предпринимался путь. Обязательно были на богослужении, исповедовались и на следующий день причащались Святых Христовых Тайн. И только после этого осматривали «достопримечательности», отдыхали душой. Часто паломники старались получить благословение чтимого в святом месте старца, поговорить с ним, испросить духовного совета. И только после этого, духовно обогащенные и умиротворенные, паломники отправлялись в обратный путь.

http://azbyka.ru/way/prostye-ljudi-o-bog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010